Высший орган управления благотворительным фондом. Благотворительным организациям. — Павел, вот фонд родился. Что он должен сразу сделать

Фонд: понятие, особенности организационной формы

Фондом в России признается структура, созданная для реализации не противоречащих закону социально значимых целей в сфере благотворительности, культуры, образования. Работа фондов, в зависимости от сферы деятельности, регламентирована отраслевым законодательством, например - 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Правовое положение, организационная структура, органы управления фондов описаны в пределах подпараграфа первого (ст.123.17-123.20) §7 «Некоммерческие унитарные организации» гл.4 Гражданского кодекса.

Признак «некоммерческие» подразумевает отсутствие у фонда правовых оснований для реализации деятельности, связанной с извлечением прибыли. Законодатель сделал некоторые попущения в отношении некоммерческих структур, в отдельных случаях позволяя им предоставлять платные услуги или осуществлять мероприятия, связанные с получением дохода, впоследствии направляемого на реализацию уставных целей. Для фондов запрет коммерческой деятельности является абсолютным.

Признак «унитарные» следует рассматривать в контексте ст. 65.1 ГК, действие которой распространяется также на некоммерческие структуры. Корпоративные организации функционируют на основе членства. Иными словами, их учредители автоматически признаются членами и формируют органы управления. Учредители унитарных организаций (в т. ч. - фондов) членства в созданных ими структурах не приобретают, в число руководящих органов не входят.

Это имеет ключевое значение для определения структуры органов фонда:

  • Во-первых, необходимо обеспечить учредителям контроль пожертвований, которые являются главным источником формирования доходов фонда, возможность эффективно контролировать расходование средств. Законодатель разрешил этот вопрос, предусмотрев для фондов такой надзорный орган как попечительский совет.
  • Во-вторых, необходимо предотвратить произвол, самоуправство и разного рода злоупотребления со стороны управленцев. Ввиду некоммерческого использования средств фонда проконтролировать эффективность вложений очень сложно. Проблема разрешена путем установления обязательной коллегиальности высших органов управления фондом. По задумке законодателя члены коллегиальных органов контролируют друг друга.

Высший коллегиальный орган фонда, вопросы его исключительной компетенции

Законодатель не дал названия высшему органу управления фонда, оставив этот вопрос на усмотрение учредителей.

Наибольшее распространение в правоприменительной практике получили такие наименования как «собрание» и «общее собрание». Ключевое требование к этому органу - коллегиальность. Оно отображено непосредственно в ст. 123.17, 123.19 ГК.

Общее собрание это зачастую многочисленный и «громоздкий» орган, который:

  • собирается единожды за оговоренный уставом период (например, раз в полугодие);
  • созывается по необходимости.

Законодатель применяет понятие «исключительная компетенция». Объем полномочий, которым высший коллегиальный орган обладает в силу ст.123.19 ГК, уставом может быть только расширен.

  • Общее собрание обладает статусными полномочиями. Прежде всего, оно устанавливает приоритетные сферы деятельности фонда и векторы расходования его средств. Последние должны соответствовать целям создания фонда, выписанным в уставе. При необходимости собрание вносит правки в устав или принимает документ в новой редакции.
  • Закон наделяет высший коллегиальный орган полномочиями определять источники доходов фонда. Думается, что реализовывать такие функции фонд может лишь условно. Дело в том, что члены собрания - наемные управленцы. Они не являются учредителями фонда или его финансовыми донорами. Обязывать кого-либо жертвовать средства и/или имущество в пользу фонда они, конечно, не вправе. Вместе с тем, фонд не имеет оснований отказывать в принятии пожертвований от любых заинтересованных в его деятельности лиц. Вместе с тем, общее собрание инициирует популяризацию деятельности фонда, сбор средств и т. п.
  • Высший коллегиальный орган образовывает все другие органы управления, определяет их персональный состав. Он же при необходимости прекращает деятельность должностных лиц таких органов досрочно.
  • Общее собрание утверждает годовые планы и отчеты о деятельности, составленные на основании бухгалтерской и финотчестности. Он также дает согласие исполнительному органу на совершение крупных гражданских сделок.
  • Коллегиальный орган не вправе инициировать создание или участие в действующих хозяйственных обществах. Впрочем, это полномочие может быть отнесено к компетенции иных органов. Собрание принимает решения о создании филиалов и территориальных представительств фонда.

Исполнительный орган управления фонда, его функции и компетенция

Организационное обеспечение текущей деятельности фонда ложится на исполнительный орган. Законодатель не предъявляет к составу исполнительных органов каких-либо требований, а также не устанавливает его названия.

Основываясь на предписаниях ГК и правоприменительной практике можно утверждать следующее:

  • Исполнительный орган фонда бывает коллегиальным и единоличным.
  • Есть возможность комбинирования: гендиректор/председатель + правление. Тогда значимые вопросы подведомственны коллегиальному, малозначимые - единоличному исполнительному органу.
  • В пределах коллегиального исполнительного органа крупных фондов могут функционировать отделения, сектора.

Исполнительный орган фонда по общему правилу избирается его высшим коллегиальным органом. Однако профильным законодательством о фондах отдельных видов, а также уставом фонда это полномочие может быть отнесено к прерогативам учредителей.

К компетенции исполнительного органа/органов фонда относится разрешение всех вопросов его функционирования и деятельности, кроме отнесенных к исключительной компетенции общего собрания или иного высшего коллегиального органа.

В пределах п.3 ст. 123.19 ГК законодатель ссылается на возможность возложения на члена исполнительного органа обязательства компенсировать убытки, причиненные фонду его неправомерными действиями/бездействием, ненадлежащим исполнением служебных обязанностей и т. п. Основания и порядок привлечения к ответственности должностных лиц исполнительных органов юридических лиц оговорен ст.53.1 ГК.

Попечительский совет фонда - это контрольно-надзорный орган, необходимость существования которого обусловлена унитарностью фонда и отсутствием в его пределах членских отношений.

Учредители и финансовые доноры фонда не входят в состав его руководящих органов, поэтому контролировать и влиять на расходование средств они могут только косвенно:

  • избирая исполнительный орган (если предусмотрено уставом);
  • участвуя в работе попечительского совета.

Членами попечительского совета обычно выступают его учредители и благотворители, пожертвования которых формируют основу финансовой деятельности фонда.

Для обеспечения надлежащей прозрачности деятельности и улучшения имиджа фонда (способствует сбору средств) в попечительский совет зачастую приглашают представителей общественности, известных деятельней культуры, искусства. Это особо актуально для фондов с единственным учредителем.

Фонд – не имеющая членства некоммерческая организация, действующая на основе добровольных имущественных и прочих взносов. Фонд, предполагает исключительно общественно – полезную деятельность, а именно: благотворительную, образовательную, культурно-просветительскую, социальную и прочие подобные им виды, указанные в учредительных документах. Однако, для достижения вышеуказанных видов деятельности, Фонд может заниматься и коммерческой деятельностью.

Создать Фонд может как физическое, так и юридическое лицо. В связи с тем, что Фонд является организацией, не имеющей членства, его учредители не вправе увеличить свой состав после регистрации Фонда. Все материальные ценности, внесенные жертвователями, является исключительно собственностью Фонда, но не его учредителей. Соответственно, Фонд не может нести ответственность по обязательствам собственных учредителей и его учредители освобождены от ответственности по обязательствам Фонда.

В обязанности учредителей не входит обязательное участие в деятельности Фонда, тем не менее, их обязанность – контролировать целевое использование материальных ценностей, полученных Фондом. Для этого необходимо создание Попечительского совета Фонда, который может своим решением (либо по решению учредителей) даже производить реорганизацию Фонда (без возможности преобразования в другие виды юридических лиц).

Учредителями Благотворительного фонда могут выступать физические и (или) юридические лица. Минимальное количество учредителей одно физическое или юридическое лицо.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут выступать учредителями Благотворительного фонда.

Высшим органом управления Благотворительного фонда является его коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотренном Уставом Благотворительного фонда.

Благотворительный фонд вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Для создания материальных условий реализации благотворительных целей Благотворительный фонд вправе учреждать хозяйственные общества. Не допускается участие Благотворительного фонда в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.

Благотворительный фонд вправе создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Источниками формирования имущества Благотворительного фонда могут являться:

  • взносы учредителей Фонда;
  • благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;
  • доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;
  • поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями);
  • доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;
  • доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;
  • труд добровольцев (волонтеров);
  • иные не запрещенные законом источники.

Фонд не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

В случае если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения Фондом этого пожертвования.

На финансирование благотворительных программ (включая расходы на их материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, и другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ) должно быть использовано не менее 80 процентов поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности. При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами.

Благотворительная программа включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы), устанавливает этапы и сроки ее реализации.

Благотворительный фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Решение о ликвидации Фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован:

  1. Если имущество Фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
  2. Если цели Фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей Фонда не могут быть произведены;
  3. В случае уклонения Фонда в его деятельности от целей, предусмотренных Уставом;
  4. В других случаях, предусмотренных законом.

В случае ликвидации Благотворительного фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в Уставе.

Многие из нас даже не представляют, как устроен благотворительный фонд. Мы хотим посмотреть на средний фонд «в разрезе» — как через него «проходят» пожертвования, и что с деньгами жертвователей происходит «внутри фонда»? Это – читательский интерес.

Но и сами сотрудники НКО не всегда грамотно организовывают денежную сторону своей работы. Иначе не было бы финансовых скандалов внутри самого сектора.

Итак: любой благотворительный фонд организация, конечно, не коммерческая, но – хозяйственная. И каждый фонд должен знать, как правильно оформить пожертвования, какую сумму налога заплатить, сколько потратить на обеспечение работы аппарата, как оформить помощь pro bono, как вести бухгалтерию своего благотворительного магазина.

Павел Гамольский , президент Ассоциации «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций» знает о НКО как о хозяйственной структуре все. Он рассказывает, как устроен фонд и дает советы.

Павел Гамольский

Сегодня мы узнаем о том, как:

Фонд как хозяйственная единица: от рождения до смерти

— Павел, вот фонд родился. Что он должен сразу сделать?

— После того, как фонд открылся, ему нужно в течение 30 дней с момента выбрать систему налогообложения. Это ключевой момент во всей дальнейшей деятельности фонда. Большинству фондов хотелось бы рекомендовать упрощенную систему налогообложения. И по нашим наблюдениям, большинство фондов именно такой режим и выбрало. Лишь 5 процентов фондов выбирают общий режим налогообложения. Дальше – до создания – нужно определиться еще с такой важной деталью: это будет просто фонд или благотворительный фонд? У благотворительного фонда есть ряд преимуществ и некоторое количество недостатков. Недостатки в том, что придется предоставлять дополнительную отчетность в органы юстиции; отчетность понятную, несложную, рассказывающую о программах фонда, что на самом деле только повышает прозрачность работы фонда. Второе ограничение, которое появляется у благотворительного фонда, — это норма статьи 16 Федерального Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»: благотворительные организации не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20% средств, расходуемых организацией за год.

— А преимущества – это налоговые послабления?

— Да, у благотворительного фонда есть три налоговых льготы. Первое и самое главное право – оказывать любое количество раз в год необлагаемую налогом благотворительную помощь в пользу физических лиц. Второе – право благотворительных фондов учреждать стипендии и не облагать их налогом на доходы физических лиц. И третий момент: только при условии применения упрощённой системы налогообложения благотворительные организации вправе уплачивать страховые взносы на обязательное страхование по пониженному тарифу – не 30%, а только 20%. Норма действует до донца 2018 года, но, возможно, будет продлена.

— Есть ли у фондов еще какие-то льготы?

— Если коммерческая организация получила от посторонних лиц деньги безвозмездно, она тут же обязана заплатить налог на прибыль – он составит на общем режиме налогообложения 20%, на упрощённом – 6%. А для некоммерческих организаций законодатель сделал существенное исключение, которое есть в мировой практике практически во всех странах. Утвержден перечень безвозмездных поступлений, которые при условии целевого использования не признаются доходом организации в целях налогообложения. Для подавляющего большинства фондов основной источник поступлений из этого перечня – это пожертвования.

Согласно гражданскому законодательству, пожертвование – это дарение вещи или права в общеполезных целях. То есть мы можем пожертвовать деньги или материальные ценности. Но нельзя пожертвовать работу, нельзя пожертвовать услугу, нельзя пожертвовать освобождение от имущественной обязанности.

— Нужно ли заключать в этом случае договор дарения?

— По статье 574 Гражданского кодекса договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме, если даритель – юридическое лицо, а стоимость дара превышает 3000 рублей. А если жертвователь – частное лицо, то какой бы ни была сумма – рубль, миллион или сто миллионов – заключение договора необязательно.

Оформление отношений с жертвователем-юрлицом может быть разным. Либо договор как единый документ, подписанный обеими сторонами. Второй способ – фонд пишет: «пожалуйста, пожертвуйте нам пять тысяч рублей», а коммерческая организация-жертвователь пишет в ответ: «мы согласны пожертвовать пять тысяч рублей на такие-то цели». При условии наличия обеих документов это называется «обмен письмами».

— Как используется фондами договор оферты?

— Третий вариант взаимоотношений – договор оферты. Гражданский кодекс РФ в пункте 2 статьи 432 говорит о том, что договор может быть заключён «посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной».

Попробуем объяснить сказанное.

Фонд размещает на своём сайте предложение сделать пожертвование на конкретную программу или помощь конкретному человеку, либо на уставную деятельность и содержание организации (в последнем случае степень доверия к организации больше, и степень свободы расходования средств тоже выше).

В свою очередь, физическое лицо, ознакомившись с этим предложением (офертой), соглашается с тем, что оно вносит пожертвование именно на этих условиях.

К сожалению, на основании публичной оферты нельзя получить пожертвование от юридического лица. Дело в том, что для пожертвований от юридических лиц на сумму более 3 тыс. руб. обязательна письменная форма договора. Договор считается заключённым, если в нём отражены все условия, обязательные в силу закона. Одним из таких условий для договора пожертвования (как частного случая договора дарения) является предмет дарения . Если речь идёт о деньгах – точный размер суммы пожертвования, если об имуществе – перечень этого имущества с описанием родовых признаков.

Если одно из существенных условий в договоре не отражено, то он не считается заключённым.

Хотя ситуации бывают разные. Бывало, когда в стране случалась большая беда, нужно было экстренно собрать крупную сумму денег. Вспомните наводнения на юге России четыре года назад. Тогда жертвовали и без договора, все: и физические лица, и юридические лица. В этой ситуации проверяющие органы закрыли на это глаза: милость выше справедливости.

— Как фонд должен оправдывать и показывать свои хозяйственные расходы?

— В фондах, не являющихся благотворительными, процент расхода средств на аппарат управления и на программную деятельность законодатель вообще не регулирует… А вот у благотворительных фондов законодатель подобные расходы не ограничивает, за исключением упомянутых ограничений на зарплату.

Но если фонд в публичной отчетности отчитается в том, что львиную долю собранных средств он потратил на содержание, административные органы никаких претензий к такому фонду предъявить не могут. А вот жертвователи отреагируют, конечно, вполне конкретно. И в интересах фонда все расходы показать как программные, а административные выделять отдельно с целью минимизации их общей суммы.

Но тем не менее от них никуда не деться. Офис нужно содержать: платить зарплату сотрудникам, покупать оргтехнику и т.п. Как же предупреждать потенциального жертвователя об административных расходах?

В публичной оферте, которую, действительно, мало кто читает, что неправильно, целесообразно написать либо общую фразу, которая не задевает имидж фонда, о том, что жертвователь уведомлен о том, что фонд часть полученных пожертвований будет тратить на административные расходы. Либо — что фонд определенный процент набранных сумм тратит на административные расходы. Мировая практика: от 10% до 20% на административные цели – это необходимые и обоснованные расходы.

— А если фонд «не удался», потерял жертвователей, или не сумел собрать их вокруг себя и своей идеи, что должны делать учредители?

Фонд как организация, которая предназначена мировой практикой и российским законодателем для сбора средств, таит в себе два изначальных недостатка. Первая опасность: невозможность ликвидации по собственной инициативе. Бывает, что учредители утратили интерес к фонду по каким-то причинам: собственные проблемы, отсутствие денег, разочарование во всем и вся, и так далее. Но фонд ликвидировать можно только по решению суда. И за больше чем 25 лет работы в НКО я знаю буквально десяток случаев, когда доводили дело до конца и ликвидировали фонд по полной программе.

В начале 90-х организацию можно было относительно безболезненно бросить и не заниматься её отчетностью. Но сейчас могут прийти административные органы, судебные приставы, наложить штраф за несдачу отчетности. Для кого-то это может стать поводом для временного ограничения выезда за границу или для временного ограничения действия водительского удостоверения.

Второй недостаток – это обязательный аудит. С момента, когда фонд родился и зарегистрирован, у него появляется пожизненная обязанность проходить обязательный аудит. Довольно часто обращения поступают такого рода: наш фонд собирает всего 5000 рублей в месяц (или в год) – что нам делать с аудитом? Ведь аудит проводят коммерческие организации, это не бесплатно. Так вот: если создатели фонда не уверены в том, что они найдут деньги, в том числе, на аудит, не надо выбирать эту организационно-правовую форму. Чисто теоретически средства можно собирать и в другой организационно-правовой форме, хотя это не вполне красиво. В регионах часто создают общественную организацию, и она точно также собирает деньги с жертвователей и тратит их на добрые дела. В принципе, это допустимо.

Благотворительная лавочка: обсуждаем хозяйственные инициативы фонда

— Многие фонды имеют мастерские, благотворительные магазины. Как документально устраивается такое производство, хозяйственная деятельность?

— На каком-то этапе своей работы фонд понимает, что пожертвований недостаточно, и решает осуществлять приносящую доход деятельность. Это может быть и размещение денег на депозитном счете, и заключение договора с банком о том, что банк платит организации деньги за так называемый неснижаемый остаток денег на расчетном счете. А может быть и производство в мастерских, производство сувениров, это могут быть благотворительные магазины, и другие виды приносящей доход деятельности.

Если сотрудники или подопечные фонда начинают что-то изготавливать, и потом это что-то начинает продаваться, — это уже активная приносящая доход деятельность, по которой могут возникать доходы и расходы. В нашем законодательстве очень нечетко прописаны процедуры того, как некоммерческая организация может разделить доходы и расходы на приносящую доход деятельность, и доходы и расходы по основной уставной деятельности.

Поэтому начиная с того момента, когда мастерская уже стала приносить стабильный доход и, следовательно, нести стабильные расходы, целесообразно создать коммерческую организацию, обычное ООО, и всю приносящую доход деятельность перевести туда. Это существенно снизит все налоговые и административные риски некоммерческой организации.

Благотворительные магазины тоже правильнее создавать в форме коммерческих организаций. А всю прибыль от этого магазина можно уже направлять на уставную деятельность благотворительной организации – например, в форме пожертвования.

— Эта коммерческая организация должна быть структурой фонда или должна существовать отдельно?

— Это сложный вопрос. Дело в том, что если фонд будет учредителем этого ООО, то такое ООО, как и любая организация, в составе учредителей которой более чем на 25% есть другие юридические лица, не может применять упрощённую систему налогообложения. Поэтому общая рекомендация такая: если актив фонда достаточно надежен и предан друг другу, то можно создавать такую коммерческую организацию отдельно, чтобы ее учредители были просто физические лица – граждане России.

Примерно так действовала структура многих предприятий староверов. С начала до середины XIX века в старообрядческих кругах России существовала такая практика – заводы и фабрики формально принадлежали физическим лицам, число которых было достаточно невелико, но при этом была постоянная ротация акционеров.

То есть по мере того, как эти физические лица отходили от дел или переставали проявлять преданность своему вероисповеданию, община отстраняла их от владения акциями предприятия, но формально это преподносилось государству как продажа акций, а реально руководила этой организацией община. Доход от фактически общинных предприятий перечислялся церкви.

— Законно ли для благотворительного фонда проводить аукцион?

Истинной волей того, кто приобрел вещь на благотворительном аукционе, является желание помочь некоммерческой организации, по сути это является пожертвованием. Но, несмотря на это, налоговое законодательство воспринимает эту операцию как операцию по продаже физическому лицу материальных ценностей.

В итоге с суммы продажи организация должна заплатить на упрощенной системе налогообложения 6%, а на общем режиме – 18% НДС и 20% налог на прибыль, итого 38%. Расходов же по такой операции не будет никаких. Ведь на аукцион выставляется вещь, которая либо имеет крайне низкую стоимость приобретения или изготовления, либо вообще подарена.

Частый вопрос внутри сектора — может ли фонд положить собранные средства на депозит и жить с процентов? Или это может делать только фонд целевого капитала – а они устроены как-то иначе?

— Если организация заключила договор с банком о том, что банк платит ей за неснижаемый остаток на расчетном счете, то у организации никаких рисков не возникает. Никто не сможет сказать, что она отвлекла деньги жертвователей. При фактическом получении дохода от банка (а эта сумма существенно ниже, чем процент по депозиту), платится налог по ставке 20% или 6% в зависимости от налогового режима.

Следующий момент – это депозит. Для того, чтобы положить деньги на депозит, очень желательно обосновать, что именно эта сумма, которая кладется на депозит, именно на тот период, на который оформляется договор, организации не понадобится в силу благотворительных программ, в силу финансового плана, в силу пожелания жертвователей. И если организация это напишет как можно более подробно в протоколе своего руководящего органа, то всё хорошо, риски снижаются до самого минимума. А дальше с фактически полученных процентов организация уплачивает налог в обычном порядке, о котором мы говорили выше.

— Фонды пользуются помощью pro bono от фирм. Должна ли эта помощь документально оформляться, и каким образом?

— В 2011 году в Налоговом кодексе РФ появилась формулировка, что безвозмездно полученные услуги для некоммерческих организаций являются видом целевых поступлений, но только при одном условии – при условии заключённого договора.

Например. Фонд договорился с неким СМИ (а это, как правило, коммерческая организация) о бесплатной публикации материала о нем, то есть сам выступил инициатором такой публикации, а не СМИ запросила интервью или статью о фонде. В этом случае, если между СМИ и фондом договора не будет оформлено, такое поступление бесплатной услуги от СМИ не соответствует требованиям нормы Налогового кодекса РФ и облагается налогом.

Однако в случае, если лицо, предоставившее безвозмездно эту услугу, никак не оформило её оказание, то рисков у фонда не возникает. Например: для фонда сделан перевод с иностранного языка на русский язык, следы такой договоренности pro bono есть? Если нет, то и рисков нет. Если кафе предоставило фонду помещение для проведения мероприятия, но нет следов, что кафе часть времени потратило не для обслуживания платных посетителей, а предоставило его фонду, то нарушения нет. Риски во всех этих случаях – не для компаний, а для фонда, который получает услугу безвозмездно без заключения договора.

— Можно ли написать завещание в пользу фонда?

— Есть широко распространённая в мировой, и всё более широко распространяющаяся в российской практике форма завещания в пользу фонда. С точки зрения налогообложения государство в 2002 году высказалось, что имущество, полученное по завещанию некоммерческой организацией, признается целевым поступлением.

Тут есть тонкости. Если завещанное имущество используется благотворительным фондом в собственной деятельности, проблем не возникает. А вот если это имущество будет потом продано, то целесообразно при жизни того человека, который оформлял завещание, в тексте самого завещания записать, что он даёт согласие на последующую продажу этого имущества благотворительной организацией. Если этой фразы там не будет, то существует риск обвинений фонда в нецелевом использовании такого наследства.

Допустим, фонд получил в порядке наследования по завещанию квартиру. И продаёт её через какое-то время за 5 миллионов рублей. Налоговый орган может сказать, что вам завещанное имущество передавалось на уставную деятельность, а вы эту квартиру продали. И потребует заплатить налог, во-первых, с суммы продажи квартиры, а во-вторых, в размере так называемого нецелевого использования, т.е. с суммы рыночной стоимости квартиры на дату принятия к учёту. Поэтому, чтобы избежать этой опасности, нужно просить автора завещания прописывать в нём все детали, в том числе право фонда продать эту квартиру и направить деньги на уставную деятельность.

— Есть ли такие нюансы работы фонда, которые прописаны не официальными правилами, а практикой?

— Думаю, это так называемое целевое использование средств. Что это такое, не знает никто.

Этого не написано ни в одном законодательном или нормативном акте, но есть четыре основных момента, которые выработаны практикой, жизнью.

Момент первый: все расходы должны производиться на осуществление деятельности, которая соответствует уставу организации и законодательству. То есть даже если какой-то расход очевиден с точки зрения логики и здравого смысла, но не соответствует уставу, такой расход не может быть осуществлен данным фондом. Он будет нецелевым. Скажем, организация создана для поддержки детей, а возникла необходимость оказать помощь взрослому человеку. При всей очевидности социальной полезности этого действия фонд этого сделать не сможет.

Второй момент – все расходы фонда должны производиться в соответствии с собственным финансовым планом. Это документ, который административные органы проверяют одним из первых. Вы его можете детализировать хоть до недели, но он должен быть рассчитан как минимум на год.

Третий момент. Все расходы должны быть документально подтверждены. Если какой-то расход очевиден, общественно полезен, но не подтвержден документами, возникает риск обвинения в нецелевом использовании средств.

И последний момент. Все расходы должны относиться только к основной уставной деятельности организации. Очень спорным и сложным является вопрос, как начать приносящую доход деятельность за счет полученных пожертвований.

Что делать с остатком?

— У многих фондов возникают сложности с распоряжением «остатками» – той частью перечисленных денег, которые по той или другой причине уже не нужны конкретному больному…

— Если деньги поступают с формулировкой «на уставную деятельность» — такая формулировка покрывает все виды расходов. Но часто жертвователи хотят жертвовать не вообще в организацию, а именно на помощь конкретному ребёнку, на оказание помощи конкретной программе. И в этом случае общее правило такое: то, что получено на определённые цели, без изменения воли жертвователя не может быть перераспределено…

— Что делать НКО в таком случае? Распределять эти деньги по другим больным? Оставлять себе? Оставлять семье?

— Связаться с каждым физическим лицом, которые пожертвовали деньги семье, в принципе невозможно ни при каких обстоятельствах, и узнать их обратную связь тоже невозможно. Невозможно сделать задним числом новую публичную оферту, поскольку старая была сделана до того. Исходя из этого опыта, в публичной оферте стоит упомянуть о том, что в случае невозможности использования средств на помощь конкретной семье жертвователь передает право фонду эти пожертвования использовать на оказание помощи другим лицам, оказавшимся в такой ситуации.

Есть опыт одного благотворительного фонда, который более десяти лет успешно действует в столице и помогает деткам с особо тяжелыми заболеваниями. Имея тесное деловое сотрудничество с руководством медицинского учреждения, на базе которого действует фонд, этот фонд обращается с просьбой к администрации медицинского учреждения.

Администрация дает фонду ксерокопии первых страниц медицинских карт, где написано, что ребенок скончался. На основании этих документов фонд созывает правление, и оно принимает решение перераспределить средства, которые невозможно использовать на оказание помощи конкретному ребенку, на других детей. Хотя это и не соответствует законодательству — ведь жертвователь передавал деньги на оказание помощи только конкретному ребенку.

Получается, единственным законным выходом из этой ситуации было бы вернуть деньги этому жертвователю. Теоретически это сделать возможно, поскольку реквизиты жертвователей в системах перечисления денег хранятся. Ведь есть же возможность получить назад деньги за неиспользованные авиационные, железнодорожные билеты. Но непросто.

Опять же, возврат денег – это, конечно, не выход. Выходом было бы изначально оговоренное право фонда в исключительной ситуации изменить целевое назначение денег на оказание помощи лицам, оказавшимся в такой же ситуации.

НКО и закон: насколько грамотны наши фонды

— Как фонду доказать свою прозрачность?

— Есть несколько форм отчетности, но все они – для государственных органов. А вот отчет для пользователей отчетности, для жертвователей публикуется в СМИ и на собственных сайтах. Вот здесь форм никаких не существует и степень подробности деталей организация определяет сама, исходя из своего понимания о том, что должно знать общество, что должны знать жертвователи. Если организация хочет расписать все свои расходы, в т.ч. административные, с максимальной степенью детализации, и это, безусловно, ее право, и этот вопрос она решает сама.

— Как вы оцениваете российский Закон о благотворительности? Нуждается ли он в дополнениях, изменениях?

Закон этот замечательный, его написали очень хорошие люди более 20 лет назад. В принципе это работающий закон.

Другое дело, что в связи с кардинальным изменением всего гражданского законодательства, наверное, он уже устарел. Но по большому счету, жить благотворительным организациям он не мешает. Думаю даже, если этот закон пересматривать, то, что будет предложено, может быть еще хуже. Вообще этот закон за 21 год существования претерпел всего девять поправок. Это рекордно маленькое число!

— По вашей оценке, стали ли сегодня НКО более грамотными в финансовых вопросах? Или, наоборот, стали делать больше ошибок?

— Страна, в принципе, становится более грамотной. И Министерство экономического развития России потратило определённые усилия на то, чтобы со всех точек зрения обучить некоммерческие организации. Очень много интернет-ресурсов, форумов.

Но примерно 10-15 процентов фондов – и чаще это маленькие НКО – продолжают их совершать. И все же число организаций, которые неправильно оформляют безвозмездные поступления, существенно снижается.

Рисунки Дмитрия Петрова.