Владимир якунин ушел, но дело семьи живет. "РЖД и сын": как Андрей Якунин построил свой бизнес на железной дороге Андрей якунин биография

ВСЕ ФОТО

Председатель совета директоров ООО "Региональная гостиничная сеть" Андрей Якунин (слева) и президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин на церемонии открытия отеля Park Inn by Radisson в Новосибирске, 24 июня 2015 года
РИА Новости / Александр Кряжев

За 12 лет работы Владимира Якунина в РЖД его сын Андрей стал крупным предпринимателем, чей фонд VIY Management управляет активами на 400 млн долларов. Многие из проектов VIYM могут быть связаны с РЖД.

"Мы за то, чтобы дети железнодорожников работали на железнодорожном транспорте"

Напомним, в июле 2013 года оппозиционер Алексей Навальный сообщил в своем блоге, что обратился в Генпрокуратуру с просьбой проверить информацию о том, : он утверждал, что президент РЖД Владимир Якунин и его родственники якобы построили "гигантскую бизнес-империю", используя зарегистрированные в офшорах компании.

Навальный писал, что семья Якунина, в частности, владеет сетью расположенных на привокзальных территориях в ряде городов РФ отелей Regional Hotel Chain, которой управляет сын главы РЖД Андрей Якунин.

При этом Навальный ссылался на заявления по этому поводу самих Якуниных, согласно которым бизнес-связей между Андреем Якуниным и госмонополией не существует, глава РЖД не имеет никаких связей с бизнесом сына, а три привокзальные гостиницы - в Казани, Астрахани и Ижевске - не имеют никакого отношения к РЖД.

Далее Навальный пишет о "доме со львами" на Вознесенском проспекте в Петербурге - это здание, по данным его Фонда борьбы с коррупцией, Управделами президента передало в бессрочную аренду ЗАО, с которым также связаны структуры Якуниных. А привлечением инвестиций в проект реконструкции архитектурного памятника занималась компания, также принадлежащая Андрею Якунину.

Под давлением общественного мнения глава РЖД Владимир Якунин весной 2015 года даже распорядился за две недели покончить с кумовством в структурах возглавляемой им компании.

"Российские железные дороги" славятся трудовыми династиями, но преемственность поколений не должна подменяться кумовством, фаворитизму не место в РЖД, - цитировал Якунина-старшего сайт РЖД . - Мы за то, чтобы династии у нас были. Мы за то, чтобы дети железнодорожников работали на железнодорожном транспорте. Но совершенно недопустимым, на мой взгляд, является положение, когда член семьи работает под руководством другого члена семьи: "сын под отцом", "жена под мужем" и т. д."

Напомним, 17 августа стало известно, что глава РЖД Владимир Якунин направил коллегам телеграмму, в которой сообщил о полученном предложении стать сенатором и возможном уходе из монополии. В телеграмме отмечалось, что окончательное решение будет принимать российское руководство.

В связи с этим Московский Центр Карнеги напоминает, какое наследство оставляет после себя один из наиболее приближенных к президенту Путину людей.

Инвестиционный бюджет РЖД на 2015 год составляет 414 млрд рублей. Компания генерирует около 3% ВВП страны. По нескольким старым, но модернизированным веткам начали ходить немецкие и итальянские скоростные поезда, внешний и внутренний вид станций, вокзалов, вагонов стал намного приличнее, расписание соблюдается.

Однако главные результаты - это паралич в пригородных пассажирских перевозках в начале года, хотя и на них, и на дальние пассажирские перевозки РЖД ежегодно получает субсидии - в 2015 году почти 80 млрд рублей.

Компания в 2014 году потеряла 44 млрд рублей, в 2015-м недополучит еще 32 млрд рублей, хотя ее тарифы выросли на 10% - больше, чем у других монополий.

При этом Владимир Якунин постоянно просил государство о помощи: в 2008 году из-за кризиса он попросил выкупить инфраструктурные облигации за счет Банка России и выдать компании кредиты на инфраструктурные проекты из денег "Внешэкономбанка". В 2010-м - увеличить тарифы на перевозки не на 9%, а на 12,1% и еще дать субсидии на 50 млрд рублей. В 2011 году - изменить модель налогообложения компании, чтобы она платила меньше налога на прибыль; в 2012-м - обнулить налог на добавленную стоимость по пригородным пассажирским перевозкам. В 2015 году, когда электрички во многих регионах страны просто встали, правительство выделило РЖД без малого 65 млрд рублей господдержки.

Оболенский Сергей

На прошлой неделе экс-глава РЖД Владимир Якунин опроверг информацию журнала «Форбс» о том, будто за прошлый год на посту главы РЖД он заработал 11 млн $. Его представитель пояснил , что сумма эта на самом деле гораздо скромнее - всего лишь 2,4 млн $. Вот только речь идет о его личных легальных доходах по основному, что называется, месту р­аботы.

Информация о том, что , появлялась и до его отставки. Писали и о ресторанном бизнесе, и о привокзальном, о закупках, арендах и пр. Однако до сих пор мало кто знает, что на основании лицензионного договора от 26.11.2012 г. право продавать электронные железнодорожные билеты получили от РЖД лишь две фирмы - ООО «Универсальная финансовая система» (УФС) и ООО «Электронный билет». Лишь две фирмы на всю страну. А по сути вообще одна, поскольку, во-первых, «Электронный билет» незаметно отошел от дел, а во-вторых, у обоих ООО оказались общие руководитель - Дмитрий Витчинка - и учредитель - офшорная компания «АМ Эбукерс Лимитед», зарегистрированная в Никосии, Кипр.

Формально за столь удачливым офшором спряталась некая Вера Лиссиотис, кипрский юрист. Однако еще в прошлом году в прессе появились довольно убедительные предположения, что за женщиной стоит семья Владимира Якунина. Уж больно часто бизнес-интересы кипрской Веры пересекались с проектами фирмы VIY Management (Vladimir Ivanovich Yakunin), принадлежащей старшему сыну экс-главы РЖД Андрею Якунину . Недаром представители туристической отрасли всерьез полагают, что за ООО «УФС» тоже стоит именно Андрей Якунин. И эта УФС, несмотря на отставку Якунина-старшего, продолжает кормиться за счет монополии.

Почему кормиться? Да потому, что, по существу, сейчас купить железнодорожный билет можно только тремя путями - непосредственно в кассе, на сайте РЖД или тоже через интернет, но уже через систему ufs-online, принадлежащую московской УФС. Год назад в этой компании признались, что лишь за 9 месяцев система смогла пропустить через себя 6 миллионов билетов. Ее используют более 5000 российских компаний, включая крупных ретейлеров и туроператоров, которые вынуждены платить УФС агентский сбор, - альтернатив больше нет. А поскольку сайт РЖД зачастую дает сбой, альтернатив порой не остается и у потенциальных пассажиров.

Учитывая, что сама УФС взимает с покупателей еще и сбор сервисный, выручку компании только за 9 месяцев прошлого года эксперты, например, оценили в 2 млрд рублей. И если бы РЖД не отдала этот бизнес посредникам, миллиарды не ушли бы в чужой карман, а пошли бы на пользу госкомпании и рядовым пассажирам. Впрочем, по данным базы СКРИН, чистая прибыль УФС после налого-обложения за прошлый год составила 261,7 млн рублей, что тоже можно считать неплохой прибавкой к зарплате. Хватит даже на жизнь в Лондоне, где обосновался Андрей Якунин, не говоря уж о жизни в России, где пока еще остается Якунин Владимир.

При этом, несмотря на отставку Владимира Якунина, новое руководство РЖД до сих пор не спешит пересматривать по сути монопольное право посредника на продажу своих билетов. Напротив, процент этих продаж через электронную систему «УФС» в ближайшие два года обещает вырасти вдвое, лишая бюджет миллиардов, а пассажиров - десятков и сотен рублей.

По одной из версий, Якунин-старший был вынужден уйти в отставку после того, как его сын попросил гражданство Великобритании . С таким сыном и такой прибавкой к пенсии можно себе позволить отойти от дел, оставшись при деньгах.

Оригинал этого материала
© ИА "РБК" , 18.08.2015

Компания "РЖД и сын": как строился бизнес Андрея Якунина

Петр Мироненко

За 12 лет работы Владимира Якунина в РЖД его сын Андрей стал крупным предпринимателем - его фонд VIY Management управляет активами на $400 млн. РБК вспомнил, какие из проектов VIYM могут быть связаны с РЖД.

Гостиницы при вокзалах

«Официальный» бизнесмен в семье Якуниных - старший сын президента РЖД Андрей. Он родился в 1975 году, в 1997 году окончил экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, потом получил MBA в Лондонской школе бизнеса. Кандидатская диссертация Якунина-младшего была посвящена гостиничному бизнесу. Именно этим бизнесом он и занялся в Петербурге в начале 2000-х.

В первой половине 2000-х годов Андрей Якунин был исполнительным директором (а по данным газеты «Деловой Петербург» - и совладельцем) гостиницы «Прибалтийская». В 2006 году гостиница вместе с аквапарком «Вотервиль» на Васильевском острове были проданы за $100 млн норвежской компании Wenaasgruppen AS. Продавцом, по данным «Делового Петербурга», выступил офшор «Чона холдингс лимитед». Это название, по данным «ДП», совпадало с первым юридическим лицом фонда Venture Investment and Yield Management (VIYM), учрежденного Андреем Якуниным вместе с инвестором Яиром Зивом в том же 2006 году.

Согласно официальному сайту VIYM , партнерами фонда Андрей Якунин и Яир Зив остаются и сейчас. Сфера деятельности фонда за десять лет расширилась. Активы под своим управлением VIYM на своем сайте оценивает в $400 млн, привлеченные под проекты кредиты - в $600 млн. В портфеле проектов VIYM на сайте фонда есть инвестиции в агробизнес (агропромышленный холдинг «Агро-Альянс», инвестпроект завершен), в производство бумаги («Сыктывкар Тиссью Груп» занимает третье место в России по производству туалетной бумаги, говорится на сайте VIYM), в золотодобычу (компания «Золотая лига», владеющая лицензиями на месторождения в Хабаровском крае с запасами 7,1 т) и производство шоколадных и кондитерских изделий ручной работы (компания French Kiss с 19 бутиками в Москве). Но основные активы у VIYM до сих пор в гостиничном бизнесе - у фонда есть пакеты в первой в Петербурге гостинице под брендом Four Seasons, открытой в отреставрированном историческом особняке Лобанова-Ростовского в центре города, три гостиницы в Европе (в Вене, Давосе и итальянской Умбрии), а также компания «Региональная гостиничная сеть» (РГС). Последняя, как говорится на сайте VIYM, развивает проект «по созданию крупнейшей в России региональной гостиничной сети средней ценовой категории, предоставляющей услуги под ведущими международными брендами».

Бизнес РГС тесно связан с «Российскими железными дорогами», писало агентство Reuters в своем расследовании в 2012 году. В 2009 году структуры Якунина договорились с компанией Rezidor о совместном проекте создания сети гостиниц в российских регионах. Объем инвестиций должен был составить $500 млн, сеть должна была включать 20 отелей. Помещения для большей части гостиниц, расположенные поблизости от центральных городских вокзалов, РГС нашла дочерняя компания РЖД - «Желдорипотека», которая была создана для строительства и распределения жилья между сотрудниками РЖД.

Факт сотрудничества с «Желдорипотекой» подтверждал Reuters и сам Андрей Якунин. Он при этом оговаривал, что никакого конфликта интересов, связанного с местом работы его отца, нет, хотя и признавал в интервью Reuters, что «понимает опасения по поводу возможного получения им выгоды». «Я не получаю от них [РЖД] денег, я им плачу», - сказал Якунин-младший агентству.

Дружественный соинвестор

Инвестировал в строительство гостиниц в том числе и фонд «РВМ Капитал», созданный в структурах РЖД и контролировавший часть бывших непрофильных активов госмонополии. Один из акционеров «РВМ Капитала» - НПФ «Благосостояние», обслуживающий пенсионные счета РЖД. Подробно условия сделок не раскрывались.

На сайте «РВМ Капитала» указано, что в 2011 году контроль над ЗАО «ИГ «Росвагонмаш», основным акционером ЗАО УК «РВМ Капитал», перешел к руководству компании. Речь идет о председателе совета директоров инвестиционной группы Сергее Орлове, занимающем параллельно должность советника Якунина. Орлов работал с Андреем Якуниным еще в начале 2000-х годов, когда консультировал по юридическим вопросам руководство гостиницы «Прибалтийская», а впоследствии входил в ее совет директоров, рассказывал сам Орлов «Ведомостям» в 2013 году. А после продажи «Прибалтийской» и основания VIYM Орлов перешел на работу туда. Журнал Forbes писал со ссылкой на знакомого Владимира Якунина, что Орлов приходится племянником супруге главы РЖД Наталье (Орлов это не комментировал). То, что «РВМ Капитал» инвестировал в проекты сына главы госмонополии, Орлов в интервью «Ведомостям» не отрицал, но указывал, что фонд был сформирован задолго до его прихода.

К нынешнему моменту, по данным официального сайта РГС , компания открыла 9 гостиниц в российских областных центрах. 7 из них работают под брендом Park Inn и по одной - под брендами Marriott и Holiday Inn.

Логистический оператор

Еще один бизнес Андрея Якунина, связанный с «Российскими железными дорогами», - компания Far East Land Bridge, писал Reuters в своем расследовании 2012 года. Эта транспортная компания создала с дочерней компанией РЖД «Трансконтейнер» СП, которое должно было специализироваться на перевозках грузов по сухопутному пути между Европой и Азией. Впоследствии «Трансконтейнер» продал свой пакет компании «РЖД Логистика».

Сам Андрей Якунин сказал Reuters, что «совершенно не имеет отношения» к FELB, но агентство отмечало, что один из сайтов логистического оператора был зарегистрирован на имя партнера Якунина-младшего Яира Зива, а документы свидетельствовали, что зарегистрированная на Кипре структура использовала того же секретаря и тот же адрес, что и ряд других портфельных компаний VIYM.

Сейчас Андрей Якунин, как рассказывал его отец в интервью «Газете.ру» в 2014 году, живет в Лондоне. «Мой старший сын живет за границей. Живет уже давно. Уехал из Санкт-Петербурга в не самые благостные времена. Я уже говорил на эту тему. Когда он пришел и сказал, что такое решение принял, ему нужно это по работе, по его инвестиционной деятельности, никакой радости я по этому поводу не испытал», - говорил президент РЖД.

Какие-то непонятные пока движения происходят вокруг бывшего главы РЖД Якунина. Только в прошлую пятницу, мы прочитали новости о том, что отозвана лицензия у банка «Миллениум» , карманного банка РЖД, где в совете директоров состояла жена Владимира Ивановича Наталья Якунина. В этот же день обыски у Сергея Михайлова , бывшего члена совета директоров РЖД, сидящего на рекламных и PR-подрядах РЖД уже с десятилетие. Ну и вызов сотрудников ФБК для дачи показаний.

Не хочется превращаться в политолога-экстрасенса и предполагать, что же за всеми этими событиями стоит, кто на кого прыгнул, и как сильно поругались условные силовики с условными либералами или конкретный Якунин с конкретным Путиным. Существует ли вероятность того, что за старика Якунина, нашего давнего любимца и постоянного героя расследований, действительно серьезно взялись? Конечно, существует.

Якунин - символ коррупции в России. Если бы кто-то решил нарисовать герб коррупции - на нем бы красовался Владимир Иванович в шубе и часах, в доме привратников или домашней часовне, оплетенный сетью бесконечных офшоров и духовных скреп.

Вот казалось бы, сколько может один человек, ну или семья, украсть? Сколько раз может провернуть одну и ту же схему, работающую на одних и тех же принципах, с помощью одних и тех же людей? И насколько долго такая модель может просуществовать?

Мы много писали о том, что семейный бизнес Якуниных, фронтируемый старшим сыном Андреем Якуниным, неразрывно связан с РЖД. Сначала мы нашли сеть привокзальных гостиниц , потом на поезда и систему бронирования, а затем и на миллиард рублей.

В какой-то момент пенетрация Якунина младшего в РЖД обрела какие-то невообразимые масштабы - забронировать номер с привокзальной гостинице Андрея Якунина предлагается через платежную систему Андрея Якунина, предварительно купив железнодорожный билет также через платежную систему Якунина. Везде комиссия и сервисные сбора, все оформлено на один и тот же офшор.

Расследований на самом деле мы сделали больше, и часть из них так и осталась в архивах ФБК после отставки шубодержавного. Сейчас сдуем пыль с некоторых их них. Благо расследовать бизнес Якунина и его окружения просто и приятно. Его офшорная империя устроена настолько незамысловато, что триумфально разоблачить его сможет любой пятиклассник, не говоря уже о следователе МВД.

Как помнят большинство наших читателей, Бизнес старшего сына Якунина Андрея оформлен на два кипрских офшора - VERLYS NOMINEES LIMITED и V.R.L. NOMINEES LIMITED . Это не догадки никакие и не спекуляции, достаточно изучить список его «проектов» на сайте компании VIY Management, проверить собственников юрлиц, и найдутся наши старые знакомые из Кипра - семья юристов Лиссиотис. На офшор, формально принадлежащий им, также оформлено поместье Якунина в Акулинино.

При ближайшем рассмотрении у этих офшоров находятся еще несколько интересных активов. Вы не поверите, но все они снова связаны с РЖД.

Вот, например. Кто ездил на Сапсанах, обязательно видел этот журнал:

Это ежемесячное издание тиражом 80 000 экземпляров. Миллион журналов в год. Журнал хоть и бесплатный для пассажиров, но деньги за рекламу они берут вполне приличные:

Изданием этого журнала занимается ООО «Рекламотив» . Он же печатает журнал «САКВОЯЖ СВ», ежемесячный тираж которого 400 тысяч экземляров. Распространяется в купе и вагонах СВ.

http://bd-event.ru/ru/events/

С 2012 года эта компания не организует практически ничего, кроме разнообразных железнодорожных и прочих транспортных слетов.

Вот сам Якунин на организованном «Бизнес-Диалогом» форуме «1520 Стратегическое партнерство»:

Только за последний год ООО «Бизнес-Диалог» выиграл тендеров на 1 миллиард рублей, основную часть этих денег - 677,5 миллионов - составил один конкурс от РЖД на право организации участия ОАО «РЖД» в выставках и конференциях, а также организации, проведению и обеспечению выставок и конференций ОАО «РЖД» с 2015 по 2017 года.

Было бы странно, если бы такая прекрасная штука, как организация мероприятий, прошла мимо цепких лап якунинской семьи и их ближайшего окружения.

Старший сын экс-главы РЖД рассказал о своем доме в Англии, отношениях с отцом и «рискованных» инвестициях в российские активы

Андрей Якунин, старший сын бывшего главы РЖД, стал известен после опубликованного Фондом борьбы с коррупцией (ФБК) расследования, в котором он был назван «единственным «официальным бизнесменом в семье Якуниных», управляющим активами, якобы купленными с использованием ресурсов РЖД. Материалы ФБК переданы в Следственный комитет, а руководитель компании VIY Management Андрей Якунин в своем первом интервью рассказал журналу «Деньги» о бизнесе и отношениях с отцом.

Андрей Якунин родился в 1975 году, окончил экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, позже получил MBA Лондонской школы бизнеса и бизнес-школы Колумбийского университета. В 2006 году вместе с Яиром Зивом основал компанию Venture Investments & Yield Management (VIYM), специализирующуюся на управлении фондами прямых инвестиций в гостиничную недвижимость и компании реального сектора. Сейчас VIYM управляет двумя фондами, зарегистрированными в Люксембурге, с активами €200 млн. Андрей Якунин живет в Лондоне с женой, сыном и дочерью. Имеет два гражданства - России и Великобритании.

«Я находился на другой стороне сделки»

Аббревиатура названия вашего фонда - VIY - это инициалы вашего отца, Владимира Ивановича Якунина?

Ну еще бы. РГС («Региональная гостиничная сеть», один из проектов компании, включающий девять гостиниц) тоже пытались расшифровывать как «ручной гранатомет станковый». На самом деле, конечно, никакого отношения к имени отца это не имеет. Название нашей управляющей компании - Venture Investments & Yield Management.

Расскажите, пожалуйста, об истории создания фондов, принадлежащих вашей компании, и в какой степени к их созданию имеют отношение деньги вашей семьи.

Если под моей семьей понимать меня и мою жену, то наши деньги - да, имеют отношение. Когда бизнес начинался, а это было десять лет назад, моих денег было не так много, в основном под активы привлекались клиентские деньги. Но по мере развития соинвестиционных платформ и фондов количество собственных денег участников команды начало подрастать. А потом мы получили статус регистрируемого фонда в Люксембурге. По условиям существования таких фондов, управляющие (AIFM) вкладывают 100% собственных средств в создание управляющей компании c паспортом ЕС для привлечения инвестиций в Европе. А непосредственно в фондах этот показатель может быть существенно ниже…

И сколько сейчас ваших денег в фондах?

Нами проинвестировано сейчас около €100 млн в фонде Hospitality Real Estate в Восточной и Западной Европе и около €100 млн - размер фонда Growth Equities. При этом доля управляющих команды варьируется от фонда к фонду в зависимости от рискованности стратегии и консенсуса инвесторов по нашей доле skin in the game (практика, при которой руководители покупают акции собственных компаний - «Деньги»).

«Нами» - это кем все-таки?

Сооснователи инвестиционного советника и УК VIYM - это я и мой партнер Яир Зив. Мы с Яиром как начали этот бизнес вместе, так и продолжаем.

Известно, что Яир Зив - израильтянин, подолгу живет в Лондоне, занимается инвестициями в недвижимость. Как вы познакомились?

Познакомился через друзей, как это бывает. Я работал директором гостиницы «Прибалтийская», там построили аквапарк «Вотервиль», и было решено, что проект будут вести дальше другие люди, с другими ориентирами по доходности. Примерно в то же самое время я получил MBA в Лондонской школе бизнеса, один из курсов был как раз по прямым инвестициям в развивающиеся рынки. И мы решили попробовать создать компанию, которая бы искала возможности для инвестиций с хорошей доходностью. У Яира была достаточно большая наработанная база контактов инвесторов, которые в принципе рассматривали рисковые сделки в Восточной Европе и в России.

В прессе писали, что вы были не просто директором гостиницы «Прибалтийская», а ее совладельцем…

Я не знаю, на какой конкретно источник вы ссылаетесь, но, потратив более семи лет своей жизни на превращение постсоветской гостиницы в современный гостиничный комплекс, я имел возможность участвовать в реализованной инвестиционной прибыли при выходе из проекта.

Кстати, ровно этот принцип я теперь стараюсь использовать при построении мотивации менеджеров и руководителей всех компаний, в которые мы инвестировали: существенная доля их вознаграждения в проекте привязана не к процессу, а к конечному результату.

В течение нескольких первых лет существования фондов вы приобрели и построили девять гостиниц. В расследованиях ФБК говорится, что эти гостиницы находились на землях РЖД, а строительство финансировалось за счет структур РЖД.

Я бы не назвал это расследованием. Если есть много информации, то путем ее надлежащей упаковки можно выделить либо один, либо другой аспект. В зависимости от поставленной цели и аудитории, на которую ориентирован информационный продукт, исходя из одних и тех же фактов, можно представить совершено разные картинки. Мой классический пример: у нас, например, есть гостиница в Астрахани («Park Inn by Radisson Астрахань».- «Деньги» ), которую уважаемый почитатель моих скромных талантов называет расположенной рядом с железнодорожным вокзалом. Факт, расположена. Только является частью комплекса автотранспортного вокзала. И площадку мы покупали у автобусников, а не у «паровоза». Почему никому не интересно, что эта гостиница расположена не просто рядом, а в одном комплексе с автовокзалом? Есть площадки, которые покупали через «Желдорипотеку», когда происходило сокращение, распродажа имущества и участков, связанных с одной известной корпорацией. Ну и что?

Ну, наверное, то, что покупались эти площадки без тендеров или по подозрительно низким ценам…

Я находился на другой стороне сделки, и для меня было важно, что мы это делаем по тем правилам, которые установлены у продавца имущества. И что это не создает рисков для меня, конечно. Если требовался конкурс, то мы в нем участвовали. Если требовалась внешняя оценка, мы шли по этому пути. И не мы назначали оценщиков - у продавца был утвержденный список, и нам, в принципе, было все равно, кто из них будет выполнять конкретную работу.

Но эта внешняя оценка зачастую была немного странной. Например, исторический особняк, знаменитый «дом со львами» в центре Санкт-Петербурга, где сейчас находится ваш отель Four Seasons, фонд получил по 90 руб. за кв. м…

Понимаете, если бы Российское общество оценщиков (РОО) выставило претензию одному из своих членов, что данная оценка выполнена с грубыми нарушениями стандартов, это была бы одна история. Если бы мы имели пять сопоставимых сделок и четыре из них находились существенно выше или ниже, об этом тоже было бы очень интересно поговорить. О чем говорить в данном конкретном случае, я не совсем понимаю.

Знаете, что представлял собой «дом со львами» на момент оценки? Во-первых, отсутствие права собственности - это ведь и на сегодняшний день долгосрочная аренда. Во-вторых, это здание, мягко выражаясь, содержалось не в лучшем состоянии. За свою послевоенную историю оно успело побывать картофелехранилищем, школой и проектным институтом. По некоторым основным несущим конструкциям износ составлял более 80%. И было ограничение на использование. А в то время в Питере не покупалось ничего, кроме жилой недвижимости. И вот мы получили такую оценку.

«Мы живем в другой части Лондона»

Как бы вы ни относились к расследованию Навального, его материалы уже переданы в Следственный комитет…

Наверное, соответствующий вопрос тогда имеет смысл адресовать именно туда. Мне лично неизвестно, чтобы правоохранительные органы интересовались деятельностью нашей управляющей компании или компаниями, которые были объектами наших инвестиций.

А отношения с отцом вообще влияют на ваш бизнес?

По существующим нормам я - РЕР, politically exposed person (в данном случае - родственник политически значимого лица.- «Деньги» ). Это факт, и это доставляет определенные неудобства. Но и определенным плюсом является, я вам скажу. После того как мы получили статус AIFM для фонда, расследования может вести кто угодно, хотя копнуть глубже, чем CSSF (люксембургская Комиссия по надзору за финансовым сектором.- «Деньги» ), вряд ли кто сможет. Потому что они намного серьезнее, чем если бы никто из нас не был РЕР-ом, проверяли все наши источники финансирования, инвесторов и связи с позиций международных стандартов корпоративного управления. Кроме этого, во всех наших гостиничных активах у нас серьезные партнеры. В РГС, например, мы преимущественно работаем с International Hotel Group, публичной компанией, и, естественно, их compliance (служба внутреннего контроля.- «Деньги» ) нас проверял по полной программе, в том числе по поводу рисков, связанных с аффилированностью с отцом. Так вот, таких рисков нет.

Говорят, вы собираетесь продавать гостиницы, и даже покупателя называют - ВАО «Интурист», входящее в АФК «Система» Владимира Евтушенкова.

Мы периодически, согласно нашим стратегиям инвестирования, выходим из каких-то проектов. «Агро-Альянс», например, продали просто потому, что пришло время продать и выгодное для нас предложение поступило. Если прилетит шальное предложение по гостиницам, которое нас устроит,- естественно, мы не будем отказываться. Но сейчас таких предложений особенно не летает… С АФК «Система» мы вместе работаем на совсем небольшом гостиничном рынке, соответственно, знакомы и общаемся, и знаем, что некоторыми нашими проектами они могли бы заинтересоваться. Но до конкретных сделок дело еще и близко не дошло.

То есть выйти из российского бизнеса в ближайшее время не удастся?

Да мы и не собираемся. Это и странно было бы, потому что на фонд Growth Equities у нас просто русский мандат, а именно - доля российских активов составляет до 80%, поэтому, за исключением каких-то катаклизмов, мы идем вперед. Да, мы наращиваем и заграничный портфель, сейчас у нас есть объекты в Вене, Швейцарии и Италии, а до конца года, думаю, появится еще один проект. Но и в России войдем еще минимум в один актив. Так что рост идет по всем направлениям.

В прессе обсуждается особняк в Лондоне за £23 млн, которым вы владеете наряду с объектами в Австрии, Швейцарии и Италии…

Я не совсем понимаю, почему именно этот конкретный объект недвижимости вызвал столь бурный интерес. У меня действительно есть определенные личные сбережения, и я не все свои средства вкладываю в развитие и рост VIY Management. В сегодняшнем рынке, который характеризуется крайне низкими ставками по Fixed Income (постоянный фиксированный доход.- «Деньги» ), разнонаправленным движением основных индексов акций развивающихся рынков и неопределенностью по американскому фондовому рынку, overexposure (здесь — повышенный интерес, склонность.- «Деньги» ) к альтернативным инвестициям является допустимой и разумной стратегией, которую я лично считаю достаточно низкорисковой. Данный особняк был приобретен именно для закрытия позиции на европейскую недвижимость, так как я всегда предпочитаю прямые вложения различным REIT-ам (Real Estate Investment Trust - инвестиционные фонды недвижимости.- «Деньги» ) и подобным инструментам. В связи с текущей волатильностью рынка недвижимости Лондона, возникшей после референдума по Brexit, я надеюсь, что в обозримой перспективе могут появиться интересные варианты по данной позиции. Ее закрытие не связано для нас с какими-либо личными сложностями, так как мы живем в другой части Лондона и в другом доме.

«У отца колоссальная сеть контактов»

Давайте вернемся к российским инвестициям. У вас в холле макет огромного нового жилого квартала на Рублево-Успенском шоссе. Вы его собираетесь реализовывать?

Макет относится к тем временам, когда московская недвижимость была в цене. Благо мы не успели набрать долгов под реализацию этого проекта. Сейчас мы на стадии разрешения на строительство, поэтому нам немного легче. С другими проектами у нас, что называется, коготок увяз, нам надо двигаться вперед. А здесь есть возможность чуть внимательнее смотреть на рынок и просто не пропустить тот момент, когда возникнут ощущения, что тренд на падение как минимум стабилизировался.

В какие другие сегменты вы собираетесь инвестировать?

Сейчас нам кажутся очень интересными отрасли, связанные с услугами для населения. И здесь мы смотрим в первую очередь на здравоохранение и образование. По здравоохранению у нас есть миноритарный пакет в сети клиник «Семейный доктор». Мы точно будем смотреть еще на одну компанию в этом направлении. По образовательным темам, нам кажется, есть очень хороший сегмент в краткосрочных курсах и в онлайновых платформах обучения. Смотрим сейчас на две конкретные компании: одна - в отрасли FMCG (товары повседневного спроса.- «Деньги» ), вторая - в сфере агропромышленного производства, она на Северо-Западе.

Как проходит отбор объектов для инвестиций? Пользуетесь ли вы семейными связями для поиска объектов, для консультаций?

Мы пользуемся классическими методами оценки компаний. В то же время никто не отменял прелесть записной книжки. И конечно, у отца колоссальная сеть контактов. И когда удается с кем-то познакомиться, из этого могут вырасти интересные истории. Но у этого есть и обратная сторона: когда ты пользуешься чьей-то контактной книжкой, возникает еще и определенное понятийное обязательство, что точно так же влияет на любые истории, которые из этого могут возникнуть, а могут и не возникнуть. К тому же в тех отраслях, в которых мы работаем, оказывается, что у нашей команды как минимум не хуже контактная сеть и мы можем найти интересных партнеров. Это естественный процесс роста и эволюции.

Насколько различаются ваши с отцом взгляды на политику и экономику в нашей стране?

Взгляды…Мы не так много говорим об этом. Не так много видимся. Если это семейные встречи, то в приоритете внуки, семейные дела. Как говорят, захочешь испортить обед, заведи разговор о политике. Но после обеда говорим. И было бы странно, если бы у нас взгляды полностью совпадали на эти вещи.

В чем вы сходитесь?

Я про политику не очень люблю беседы, в основном предпочитаю про экономику. Сходимся мы с отцом в том, что строить нормальный бизнес при цене кредитов 18% невозможно. И в том, что, наверное, заниматься теми бизнесами, которые могут обеспечить обслуживание подобных кредитов,- это либо противозаконно, либо неэтично.

А в чем расходитесь?

Ну я, например, говорю, что дефицит денежной массы сказывается на сдерживании экономического роста в стране, а отцу эти рассуждения не очень-то близки. А мне не близки идеи, что создание парниковых условий для развития каких-то отраслей является в долгосрочной перспективе позитивным процессом для национальной экономики. Или вот я считаю, что надеяться на то, что финансовая система страны, которая составляет примерно 5-7% мировой экономики, может оставаться закрытой, противоречит здравому смыслу. Поэтому планировать любые процессы, подразумевающие закрытость, и надеяться на низкое воздействие внешних шоков - это миф. Расходимся мы с отцом и в представлениях о том, насколько допустимо использование суверенных фондов на покрытие разрывов текущих денежных потоков, опять же, для финансирования государственных расходов. Но я думаю, что если спросить любую случайную выборку пар «отец-сын», в которых сыновьям 35-45, а отцам 65-75, то различия в этих позициях везде будут примерно одни и те же.

Но ваша пара особенная. А ваш брат каких взглядов придерживается?

Это лучше у него спросить.

Где он сейчас работает?

Это тоже лучше спросить у него.

Вы в ссоре?

Нет. Мы с большим удовольствием играем в теннис, а о работе, после того как Виктор принял решение уйти из нашей компании, мы решили не говорить.

В Gunvor он больше не работает?

Он сто лет там не работает. Это я знаю точно.

Как изменился ваш круг общения после отставки отца?

Знаете, я всегда очень стараюсь разделять людей на тех, с которыми мне приятно и интересно общаться по работе, и тех, с которыми мне приятно и интересно общаться вне работы. И если мы с некоторым народом, который имел отношение к компании, где работал отец, вместе лазали в горы, то мы точно так же полезем в горы и в следующем году. А что касается пересечений по работе, то я как держался от них на почтительном расстоянии, так и на сегодняшний день совершенно не вижу, почему я там должен заводить какие-то новые связи и бизнес-интересы. У него, возможно, могли быть какие-то изменения, но у меня просто нет информации, чтобы внятно что-то прокомментировать.

Вы имеете отношение к общественной деятельности Владимира Ивановича?

Естественно, я об этом знаю, но лично не участвую, так как у меня есть то, что интересно мне самому в свободное от работы и семьи время. Например, инициатива по развитию рынка альтернативных инвестиций и долгосрочного капитала в стране через создание и развитие ассоциации участников рынка альтернативных инвестиций в направлениях хедж-фондов, private equity, венчурных и других классов активов (НАУРАН). Точно так же мы затеяли историю с созданием ассоциации выпускников СПбГУ. Это то, что мне интересно и чем я занимаюсь.

Мария Глушенкова, Екатерина Дранкина

Якунин Владимир Иванович

Владимирская область, РСФСР

Общественный деятель. Экс-президент ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), бывший первый заместитель министра путей сообщения и заместитель министра транспорта РФ.

Председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы, председатель наблюдательного совета Исследовательского Института "Диалога Цивилизаций".

Возглавляет попечительский совет благотворительного фонда социальной помощи детям "Расправь крылья!"

Доктор политических наук, заведующий кафедрой государственной политики факультета политологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Имеет государственные награды, в том числе медали "За боевые заслуги", орден Почета и орден "За заслуги перед Отечеством" I степени, а также награды ряда зарубежных стран.

  • 0
  • 0
  • Остальное

    13

Семья

Супруга - Наталья Викторовна Якунина . По профессии инженер, познакомились в девятом классе, поженились на четвёртом курсе. В настоящее время занимается благотворительной и общественной деятельностью.

В июле 2013 года Владимир Якунин и его жена соучредили и возглавили эндаумент-фонд Мирового общественного форума "Диалог цивилизаций", зарегистрированный в Женеве.

Якунины имеют двух сыновей и троих внуков.

Сын - Андрей Владимирович Якунин - (родился в 1975 году) закончил экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Работал в гостиничном комплексе "Прибалтийская" в Петербурге, был соучредителем компании "Тристар Инвестмент Холдингс", занимал пост директора британской инвестиционной компании Venture Investments & Yield Management (VIYM). По оценке отца, Андрей Якунин обладает "блестящими аналитическими способностями", "трудоголик". Читает курс лекций в СПГУ. Имеет сына и дочь.

В 2009 году принадлежащая Андрею Якунину Региональная гостиничная сеть (РГС) подписала с компанией The Rezidor Hotel Group стратегическое соглашение об открытии 20 отелей под брендом Park Inn by Radisson в крупных городах России. К июлю 2016 года уже были построены и работали отели этого брэнда в Казани, Астрахани, Ижевске, Ярославле, Волгограде, Сочи и Новосибирске.

Младший сын Владимира Якунина - Виктор Якунин (родился в 1978 году) закончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, продолжил образование в европейском университете, с середины 2000-х работал в российском офисе трейдинговой компании Gunvor, с 2007 года занимал пост директора по юридическим вопросам, курировал вопросы юридического обеспечения проектов Gunvor в России. Является руководителем департамента инвестиций в инфраструктуру в фирме старшего брата VIYM. Его супруга Дарина владеет издательством детской литературы "Поляндрия".

Биография

Впоследствии вспоминал, что был в этой деревне всего два раза в жизни: когда родился и второй раз - когда навещал своих бабушку и дедушку.

Детство до 14 лет провёл в Эстонии в Пярну, где служил его отец, лётчик пограничных войск. Мать работала бухгалтером. Родным городом считает Санкт-Петербург, куда в 1964 году после демобилизации отца переехала семья.

В Ленинграде Владимир Якунин окончил 366-ю среднюю школу.

В 1972 году окончил Ленинградский механический институт ("Военмех", ныне Балтийский государственный технический университет имени Д.Ф. Устинова) по специальности "Производство летательных аппаратов", инженер-механик, специализировался в сфере проектирования и обслуживания баллистических ракет дальнего радиуса действия.

После окончания вуза Якунин работал в Государственном институте прикладной химии, который в то время был закрытой структурой, работавшей на нужды ВПК. В 1974 году поступил на службу в Управление КГБ СССР по Ленинграду и Ленинградской области. С 1975 по 1977 год учился на факультете Высшей школы КГБ им. Ф. Э. Дзержинского.

В 1977 году был направлен в качестве офицера действующего резерва в Государственный комитет экономических связей при Совете министров СССР. В 1982 году получил перевод в 1 Службу УКГБ по Ленинграду и Ленинградской области.

В 1982-1985 гг. - начальник иностранного отдела Физико-технического института им. А.Ф.Иоффе АН СССР.

В 1985 году переходит на дипломатическую работу. Второй, а потом первый секретарь Постоянного представительства СССР при ООН.

В 1991 году ушел с государственной службы и занялся предпринимательской деятельностью. Вместе с группой бывших сослуживцев создал Международный центр делового сотрудничества. Одновременно участвовал в создании банка "Россия". Впоследствии он был вице-президентом НПП "Темп", генеральным директором ЗАО "Бикар".

В 1996 году вместе с Владимиром Путиным и шестью другими пайщиками основал кооператив "Озеро".

В 1997-2000 гг. - начальник Северо-Западной окружной инспекции Главного контрольного управления президента Российской Федерации (с марта 1997 года ГКУ, после переезда из Петербурга в Москву, возглавлял Владимир Путин).

С октября 2000-го по февраль 2002 года - заместитель министра транспорта Российской Федерации, курировал развитие торгового флота и деятельность морских портов РФ.

В феврале 2002 года Якунин стал первым заместителем министра путей сообщения.


24 октября 2003 года совет директоров ОАО "Российские железные дороги" единогласно утвердил кандидатуру Владимира Якунина в качестве первого вице-президента компании. В компании он курировал финансово-экономический блок.

В 2005 году распоряжением Правительства Российской Федерации Владимир Якунин был назначен президентом ОАО "Российские железные дороги".

В 2008, 2011 и 2014 годах полномочия Якунина продлялись Правительством на трехлетние сроки.

В 2012 году был назначен на пост председателя Международного союза железных дорог сроком на два года, в 2014 году - переназначен повторно.

Главной целью Владимира Якунина в РЖД было реформирование железнодорожной отрасли .

Он должен был превратить бывшее министерство в эффективную коммерческую компанию, привлекательную для бизнеса и удобную пассажирам.

В соответствии с задачами, которые возложило на руководство РЖД правительство, компания была коренным образом реструктурирована. В отрасль впервые пришли частные компании – как в грузовой, так и в пассажирский сектор.

Осуществив сделку по выкупу 75% акций логистического оператора Gefco, Якунин сделал РЖД полноценным участником европейского рынка перевозок.


При Владимире Якунине вновь ожили забытые советские проекты на Восточном полигоне.

Так, продолжилось строительство и модернизация Байкало-Амурской магистрали. Проект предусматривает прокладку 13 новых железнодорожных линий. За 10 лет существенно увеличилась пропускная способность Транссиба. Этого удалось добиться за счет электрификации ряда участков магистрали, достройки вторых и объездных путей. Завершен проект строительства дублирующей смычки между Китайскими железными дорогами и Транссибирской магистралью.

Все это позволило сократить прохождение грузов. Так, от Германии до Китая поезд идет 11-15 дней против более чем месяца по морю. В полтора раза выросла и маршрутная скорость контейнерных поездов – к 2016 году она достигла почти 1000 километров в сутки против 650 километров в сутки в 2006 году.

На северо-западном направлении Якунин проводил политику формирования логистической независимости России от прибалтийского транзита. В течение нескольких лет были построены железнодорожные подходы к находящемуся в Ленинградской области порту Усть-Луга, ставшему одним из главных центров морских грузоперевозок в регионе.

Реформировались пассажирские перевозки. Так, за время руководства Якунина на железных дорогах появляются дневные экспрессы – поезда с сидячими местами для коротких маршрутов протяженностью 3-8 часов. Обновился подвижной состав. В строй вошли новые скоростные и высокоскоростные поезда: "Сапсаны" на рейсах между Москвой и Санкт-Петербургом, "Аллегро" - между Санкт-Петербургом и Хельсинки, "Стрижи" - между столицей и Нижнем Новгородом и Берлином.


Более десяти маршрутов "Ласточек" связывают сразу несколько городов России. "Ласточки" перевозили зрителей Олимпиады в Сочи и работают на МЦК. На оживленных направлениях появились совершенно новые двухэтажные поезда. Старые немецкие вагоны международных составов были заменены новыми отечественного производства.

Большое внимание Якуниным уделялось локализации железнодорожной техники.

Так, если производство "Сапсанов" на территории России развернуть было невозможно из-за небольшой закупочной партии, то в случае "Ласточек" (адаптированная к российским условиям модификаций немецкого поезда Siemens Desiro) удалось добиться производства большей части комплектующих и сборки поездов на территории России. Сегодня эти поезда выпускают под Екатеринбургом на заводе в Верхней Пышме.

В 2007 году компания провела ребрендинг. Фирменными цветами вместо зеленого стали красный и серый. Компании удалось избежать существенных затрат на ребрендинг, включив окраску в новые цвета в плановые работы: подвижной состав и инфраструктура перекрашивались во время плановых ремонтов в течение нескольких лет.

За прошедшее десятилетие компания отремонтировала большинство столичных и крупных региональных вокзалов. Модернизации подлежало и вокзальное пространство – шаурму сменили фудкорты, в залах ожиданий установили станции зарядки гаджетов и бесплатные WiFi-точки.

Один из последних крупных проектов, созданный при участии Владимира Якунина в РЖД – Московское центральное кольцо, аналог надземного метро, ставшее крупнейшим пересадочным узлом в столице. 20 августа 2015 года Владимир Якунин досрочно ушел в отставку с поста президента РЖД .

Якунин отказался от предложенному ему места в Совете Федерации и полностью посвятил себя общественной деятельности.

В июле 2016 года в сотрудничестве с экс-секретарем Совета Европы В. Швиммером и профессором Геттингенского университета П. Шульце он основал в Берлине исследовательский институт "Диалог цивилизаций", чья цель определена как снижение напряженности в мировой политике.

Сегодня Владимир Якунин также является председателем попечительского совета Фонда Андрея Первозванного.

Занимается научной деятельностью – возглавляет кафедру государственной политики факультета политологии МГУ.

Владимир Якунин - приглашенный профессор Стокгольмской школы экономики и Пекинского Университета. Почетный доктор Дипломатической академии МИД России.

По инициативе Якунина совместно с факультетом политологии МГУ в 2016 году была запущена образовательная программа по повышению престижа политологического образования PolitIQ, в рамках которой студенты получают возможность стажироваться в самых известных вузах мира.

Якунин пропагандирует идею интеграции России в "Новый Шелковый путь" - транзитный маршрут между Европой и Китаем. Продвигает концепцию Трансевроазиатского пояса "Развитие" (ТЕПР).


Доходы и собственность

Свое основное состояние Владимир Якунин заработал в девяностые годы.

Он участвовал в ряде предпринимательских инициатив - от создания автоцентра "Бикар" до развития банка "Россия". Позднее судьба Владимира Якунина была связана с холдингом "Стрим", занимавшемся экспортом. Владимир Якунин стал состоятельным человеком задолго до прихода в ОАО "РЖД".

В 2006 году, по данным газеты "Ведомости", только как председатель совета директоров "Транскредитбанка" Якунин заработал более 21 миллиона рублей.

Зарплату в качестве президента РЖД Владимир Якунин раскрыл в 2015 году. Она составила более 4 млн. рублей в месяц.

Скандалы, слухи

В июне 2013 года на лентах информагентств появилось сообщение об отставке главы РЖД. Вместо него назначен Александр Мишарин, сообщали СМИ со ссылкой на пресс-службу кабмина.

Однако вскоре информагентства опровергли собственные сообщения, указав, что пресс-служба правительства официально не подтверждает "факт рассылки сообщения об отставке главы РЖД". Спустя еще некоторое время агентства аннулировали сообщение об отставке В.Якунина. До сих пор заказчики фейковой рассылки так и не были найдены.

20 марта 2014 года США ввели санкции против ключевых секторов российской экономики из-за "нарушения суверенитета и территориальной целостности Украины". Документ также расширил круг российских чиновников, подпадающих под визовые и экономические санкции. В расширенный список, в частности, вошёл и Владимир Якунин. Сам он опровергал свою вовлечённость в события на Украине и в Крыму.

Пресс-служба РЖД заявила, что данное решение является следствием "неадекватной реакции администрации США на свободное изъявление личной гражданской позиции по вопросу, имеющему огромный общественный резонанс в России", а отказ во въезде Якунину, являющемуся председателем Международного союза железных дорог, означает отказ не только руководителю российской госкомпании, но и главе крупной всемирной организации.

В санкционный список Европейского союза Владимир Якунин не вошел.

В 2017 году отказался от права воспользоваться законом о компенсациях россиянам, попавшим под санкции.