Управление движением поездов на жд транспорте. Организация перевозок и управление движением на железнодорожном транспорте. Организация движения на железнодорожном транспорте

Статья 11. Основные требования к владельцам инфраструктур

1. Владелец инфраструктуры обязан:
владеть инфраструктурой, в которой элементы, технические средства и специальные программные средства, используемые для организации перевозочного процесса, имеют сертификат соответствия или декларацию о соответствии установленным требованиям;

заключить со всеми владельцами сопредельных инфраструктур соответствующие соглашения, существенными условиями которых являются организация диспетчерского управления перевозочным процессом, установление порядка технического обслуживания и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, объектов энергетики и других объектов, регулирование обменных парков локомотивов, вагонов, мотор-вагонного подвижного состава, ответственность по обязательствам, вытекающим из перевозок в прямом железнодорожном сообщении, перед перевозчиками.

2. Владельцы инфраструктур обязаны обеспечить выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, которые регламентируют перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, и законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и законодательства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Статья 12. Основные требования к перевозчику

1. Перевозчик обязан:
иметь лицензии на осуществление всех подлежащих лицензированию в соответствии с федеральным законом видов деятельности при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа или грузобагажа;
владеть железнодорожным подвижным составом для осуществления перевозок на праве собственности или ином праве;
иметь квалифицированных работников;
заключить договор об оказании услуг локомотивной тяги, если перевозчик не имеет локомотива;
заключить соответствующие договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры (за исключением случаев, если перевозчик осуществляет перевозки в пределах принадлежащей ему инфраструктуры), существенными условиями которых являются организация вагонопотоков, регулирование обращения вагонов и локомотивов, установление порядка технического обслуживания и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, ответственность сторон по обязательствам, вытекающим из перевозок железнодорожным транспортом.
В случае перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа в прямом железнодорожном сообщении (с участием нескольких владельцев инфраструктур) перевозчик до заключения договора перевозки обязан иметь договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры и согласовать такую перевозку со всеми владельцами инфраструктур, которые участвуют в осуществлении перевозки, а при отсутствии собственных локомотивов обязан иметь договоры об оказании услуг локомотивной тяги на весь путь следования пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа.
2. Перевозчик обязан обеспечить выполнение соответствующих обязательств по перевозкам, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, которые регламентируют перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, и законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и законодательства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Статья 13. Основные требования к организациям, индивидуальным предпринимателям, выполняющим вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом

1. Операции по погрузке, выгрузке грузов в местах общего пользования, взвешиванию грузов, обслуживанию пассажиров на вокзалах и в пути следования, а также иные работы (услуги), связанные с организацией и осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, по договорам с грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур или перевозчиками могут выполняться другими организациями, индивидуальными предпринимателями.

2. Для выполнения указанных в пункте 1 настоящей статьи работ (услуг) организации, индивидуальные предприниматели должны иметь квалифицированных работников, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и прошедших аттестацию, проводимую в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 14. Основы осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа

1. Перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Уставом воинских железнодорожных перевозок, правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, железнодорожным транспортом, правилами перевозок грузов, правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом и заключаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации договорами перевозки.
Перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта осуществляются также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

2. Доступ к инфраструктуре предоставляется перевозчикам на недискриминационной основе, предусматривающей равные условия оказания услуг по использованию инфраструктуры перевозчиками независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Деятельность в сфере железнодорожных перевозок осуществляется на конкурентной основе по единым нормам и правилам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от организационно-правовой формы участника перевозочного процесса.
Порядок обеспечения недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре и осуществления контроля за соблюдением этого порядка определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре утверждаются Правительством Российской Федерации и включают в себя:
принципы доступа перевозчиков к инфраструктуре;
порядок доступа перевозчиков к инфраструктуре в условиях ее ограниченной пропускной способности;
порядок предоставления информации об оказываемых услугах по использованию инфраструктуры, об их стоимости, о порядке доступа перевозчиков к инфраструктуре, а также о наличии пропускной способности инфраструктуры, технических и технологических возможностях оказания услуг по использованию инфраструктуры;
порядок рассмотрения жалоб и заявлений по вопросам предоставления доступа перевозчикам к инфраструктуре, оказания услуг по использованию инфраструктуры и принятия по этим жалобам и заявлениям решений, обязательных для исполнения физическими и юридическими лицами.

3. Порядок взаимодействия перевозчиков и владельцев инфраструктур при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом определяется Федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», а также заключаемыми между ними договорами об оказании услуг по использованию инфраструктур.
Порядок взаимодействия владельцев инфраструктур между собой при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом определяется заключаемыми между ними договорами.

4. Проезд пассажиров на железнодорожном транспорте во всех случаях осуществляется по проездным документам (билетам), в том числе пассажиров, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации предоставлены льготы на оплату проезда на железнодорожном транспорте.
Порядок оформления проездных документов (билетов), используемых на железнодорожном транспорте, определяется Федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, железнодорожным транспортом и правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.
Перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа с использованием нескольких инфраструктур осуществляются по единому проездному документу или перевозочному документу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

5. По требованию пользователей услугами железнодорожного транспорта, а также владельцев инфраструктур перевозчик обязан предъявить лицензии и сертификаты соответствия или декларации о соответствии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
По требованию пользователей услугами железнодорожного транспорта, а также перевозчиков владелец инфраструктуры обязан предъявить сертификаты соответствия или декларации о соответствии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
По требованию пользователей услугами железнодорожного транспорта владельцы инфраструктур и перевозчики обязаны предоставить перечень оказываемых ими услуг, информацию об их стоимости и условиях оказания этих услуг.

6. Показатели качества перевозок грузов, багажа и грузобагажа (сроки доставки, сохранность грузов, багажа и грузобагажа) и обслуживания пользователей услугами железнодорожного транспорта, обязательные для владельцев инфраструктур, перевозчиков и организаций, индивидуальных предпринимателей, выполняющих вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом, определяются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом и иными нормативными актами.

Статья 15. Основные требования к железнодорожным путям общего пользования

1. Железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, железнодорожные пути общего пользования должны иметь соответствующие сертификаты соответствия.

2. Уполномоченный представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в порядке, установленном указанным органом, имеет право проверять техническое состояние железнодорожных путей общего пользования, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также соблюдение требований безопасности выполнения погрузочно-разгрузочных работ при погрузке грузов в вагоны и контейнеры и их выгрузке из вагонов и контейнеров.

3. Проектирование и строительство железнодорожных путей общего пользования осуществляются в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

4. Примыкание к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых или восстановленных железнодорожных путей общего пользования осуществляется по решению федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

5. Открытие для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования осуществляется по решению федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании предложений владельцев инфраструктур, которым принадлежат указанные железнодорожные пути.
Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта не вправе отказать в открытии для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования, если они отвечают установленным требованиям и при их проектировании, строительстве, приемке в эксплуатацию и эксплуатации не были нарушены требования настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов, соответствующие правила и технические нормы, а также ранее согласованные обязательства по проектированию, строительству и эксплуатации указанных железнодорожных путей. Владельцы инфраструктур вправе обжаловать отказ в открытии для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования в судебном порядке.
Закрытие железнодорожных путей общего пользования, в том числе малоинтенсивных линий и участков, осуществляется на основании решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в установленном им порядке.
Правительством Российской Федерации и (или) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в случае невозможности закрытия железнодорожных путей общего пользования, имеющих государственное, социальное или оборонное значение, определяется источник финансирования содержания и эксплуатации этих железнодорожных путей. В случае, если в течение шести месяцев со дня внесения предложения о закрытии железнодорожных путей общего пользования решение об их закрытии не будет принято или не будет осуществлено соответствующее финансирование, владелец инфраструктуры вправе требовать в судебном порядке возмещения расходов на содержание указанных железнодорожных путей или их закрытия.
В случае невозможности закрытия железнодорожных путей общего пользования, имеющих социальное и экономическое значение, финансирование их содержания и эксплуатации может осуществляться за счет средств пользователей услугами железнодорожного транспорта и других заинтересованных лиц на условиях договоров с владельцами инфраструктур.

6. Открытие железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций, связанных с приемом и отправлением поездов, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов (в том числе в контейнерах), багажа и грузобагажа, осуществляется по решению федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании предложений владельцев инфраструктур, которым принадлежат эти железнодорожные станции.
Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта не вправе отказать в открытии железнодорожных станций, если они отвечают установленным требованиям и при их проектировании, строительстве, приемке в эксплуатацию и эксплуатации не были нарушены требования настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов, а также соответствующие нормы, правила и технические требования. Владельцы инфраструктур вправе оспорить отказ в открытии железнодорожных станций в судебном порядке.
Закрытие железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций, связанных с приемом и отправлением поездов, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов (в том числе в контейнерах), багажа и грузобагажа, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, с учетом предложений соответствующего субъекта Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации и (или) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в случае невозможности закрытия имеющих государственное, социальное или оборонное значение железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций, связанных с приемом и отправлением поездов, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов (в том числе в контейнерах), багажа и грузобагажа, определяется источник финансирования содержания и эксплуатации этих железнодорожных станций. В случае, если в течение трех месяцев со дня внесения предложения о закрытии этих железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций, связанных с приемом и отправлением поездов, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов (в том числе в контейнерах), багажа и грузобагажа, решение не будет принято либо соответствующее финансирование не будет осуществлено, владельцы инфраструктур вправе требовать в судебном порядке возмещения расходов на содержание этих железнодорожных станций, их закрытие или прекращение выполнения соответствующих операций на этих железнодорожных станциях.
В случае невозможности закрытия имеющих социальное и экономическое значение железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций, связанных с приемом и отправлением поездов, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов (в том числе в контейнерах), багажа и грузобагажа, финансирование их содержания и эксплуатации может осуществляться за счет средств пользователей услугами железнодорожного транспорта и других заинтересованных лиц на условиях договоров с владельцами инфраструктур.

7. Решения об открытии или о закрытии железнодорожных путей общего пользования, об открытии или о закрытии железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций, связанных с приемом и отправлением поездов, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов (в том числе в контейнерах), багажа и грузобагажа, публикуются в соответствующем тарифном руководстве и сборнике правил перевозок железнодорожным транспортом.

Статья 16. Основные требования к железнодорожным путям необщего пользования, примыкающим к железнодорожным путям общего пользования

1. Железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность.
Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.
В случае, если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования, и в определенных случаях подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия.

2. Строительство и реконструкция железнодорожных путей необщего пользования, устройств, предназначенных для погрузки и выгрузки грузов, очистки и промывки вагонов, контейнеров, определение мест примыкания железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с владельцем инфраструктуры, к которой примыкают железнодорожные пути необщего пользования, и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Строительство новых железнодорожных путей необщего пользования осуществляется по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого будут находиться такие железнодорожные пути.

3. Примыкание к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых или восстановленных железнодорожных путей необщего пользования осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Примыкание к железнодорожным путям необщего пользования строящихся железнодорожных путей необщего пользования осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта совместно с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

4. Открытие для постоянной эксплуатации нового железнодорожного пути необщего пользования и подача на такой железнодорожный путь железнодорожного подвижного состава осуществляются после принятия такого железнодорожного пути в эксплуатацию созданной в установленном порядке комиссией, в состав которой входят представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, владелец железнодорожного пути необщего пользования и владелец инфраструктуры, к которой примыкает такой железнодорожный путь. Порядок обслуживания железнодорожного пути необщего пользования устанавливается его владельцем по согласованию с перевозчиками, осуществляющими перевозки по такому железнодорожному пути.
У каждого железнодорожного пути необщего пользования должны быть технический паспорт, план, его продольный профиль, чертежи сооружений.

5. Уполномоченный представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в порядке, установленном указанным органом, имеет право проверять техническое состояние железнодорожных путей необщего пользования, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также соблюдение требований безопасности выполнения погрузочно-разгрузочных работ при погрузке грузов в вагоны и контейнеры и их выгрузке из вагонов и контейнеров.
При обнаружении на железнодорожном пути необщего пользования неисправностей, угрожающих безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности, техническому состоянию железнодорожного подвижного состава, контейнеров или состоянию грузов, уполномоченный представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта составляет акт.
На основании этого акта соответствующее должностное лицо владельца инфраструктуры запрещает подачу железнодорожного подвижного состава на железнодорожный путь необщего пользования или его участок, указанные в этом акте, до устранения неисправностей. Ответственность за несоблюдение требований, касающихся подачи, задержки, уборки вагонов, охраны грузов, выполнения принятой заявки на перевозку грузов, оплаты пользования вагонами и контейнерами, несет виновная сторона, указанная в этом акте.

Статья 17. Основные требования к железнодорожному подвижному составу и контейнерам

1. Предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав и контейнеры независимо от их принадлежности должны удовлетворять обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, железнодорожный подвижной состав и контейнеры должны иметь соответствующие сертификаты соответствия или декларации о соответствии.
После проведения капитального ремонта вагонов проверяется масса их тары.

2. Порядок подачи железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования и с железнодорожных путей общего пользования на железнодорожные пути необщего пользования устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Статья 18. Организация управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте общего пользования

1. Организация движения поездов осуществляется на основании сводного графика движения поездов.
Сводный график движения поездов утверждается в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, на основании предложенных владельцами инфраструктур графиков движения поездов в пределах инфраструктур.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, перевозчики, пассажиры, грузоотправители (отправители) и грузополучатели (получатели) вправе вносить на рассмотрение владельцев инфраструктур предложения о совершенствовании графиков движения поездов. Владелец инфраструктуры обязан в течение тридцати дней с момента получения предложения о совершенствовании графиков движения поездов рассмотреть его и направить заявителю ответ о принятом решении. Заявитель вправе обжаловать решение владельца инфраструктуры в федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

2. Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте общего пользования в пределах инфраструктуры осуществляется владельцем этой инфраструктуры или действующим по его поручению лицом. Указанное лицо в зависимости от возложенных на него полномочий должно отвечать требованиям статьи 11 настоящего Федерального закона, предъявляемым к владельцам инфраструктур.

3. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, физические лица не вправе вмешиваться в организацию управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте общего пользования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Регулирование отношений, возникающих при взаимодействии железнодорожного транспорта и других видов транспорта

Регулирование отношений, возникающих при взаимодействии железнодорожного транспорта и других видов транспорта, осуществляется на основании Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также договоров и соглашений, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в области железнодорожного транспорта.

На железных дорогах движение поездов осуществляется по графику. Он выражает план всей эксплуатационной работы железных дорог и является основой организации перевозок.

Объединяя и координируя работу всех подразделений железнодорожного транспорта (станции, локомотивных и вагонных депо и др.) график движения дает возможность осуществить необходимое взаимодействие между ними и обеспечить выполнение плана перевозок пассажиров и грузов, безопасность движения и др.

Выполнение плана перевозок пассажиров и грузов требует четкой организации управления движением поездов. Система управления движением поездов включает: техническое и оперативное планирование эксплуатационной работы, регулирование перевозок и перевозочных средств, оперативное руководство движением поездов и анализ выполненной работы.

Техническое планирование заключается в разработке нормативов эксплуатационной работы (потребного числа вагонов и локомотивов, размеры погрузки-выгрузки и сдачи вагонов и др.) для выполнения плана перевозок с наименьшими затратами. В основу разработки этих нормативов принимаются план перевозок, план формирования и трафик движения поездов.

Оперативное планирование предусматривает установление на определенный период размеров грузового движения и необходимого для этого парка подвижного состава, составление суточных и сменных планов поездной и грузовой работы.

Регулирование перевозок и перевозочных средств предусматривает перераспределение вагонного и локомотивных парков, а также регулирование погрузки по дням, направлениям и типу подвижного состава в связи с изменяющимися условиями работы.

Оперативное руководство перевозочным процессом осуществляет диспетчерский аппарат, несущий сменное дежурство.

Основная задача оперативного руководства - обеспечить движение поездов по графику, а при его нарушениях - ввод опоздавших поездов в график за счет регулировочных мер (уменьшения времени стоянок поездов, на раздельных пунктах, изменение порядка скрещения и обмена поездов и др.).

Анализ эксплуатационной работы выявляет степень выполнения плановых норм и показателей, причины отклонения от них и позволяет наметить меры по совершенствованию организации движения поездов.

Всей работой железных дорог управляет автоматизированная система управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ), которая включает в себя целый ряд подсистем более низкого уровня: оперативного управления перевозочным процессом (АСУОП); путевым хозяйством (АСУ- путь) и др.

В перспективе железнодорожный транспорт, обладая универсальностью, высокой провозной способностью, низкой стоимостью перевозок и др. сохранит свое доминирующее положение в Единой транспортной системе страны в качестве основного для выполнения массовых грузовых перевозок на средние и дальние расстояния. При этом одним из важнейших условий является необходимость дальнейшего технического развития и повышение качества работы железных дорог Украины.

Основными направлениями такой работы являются: развитие сети железных дорог и увеличение пропускной и перевозной способности действующих магистралей; повышение качества и увеличение скорости перевозки грузов и пассажиров; обеспечение безопасности движения.

Украина имеет в настоящее время достаточно развитую сеть железных дорог, которая по плотности на 1000 км 2 территории (около 37 км) находится на уровне ряда развитых Европейских стран. Поэтому в перспективе может стать вопрос о строительстве ряда спрямляющих, а также разгружающих линий, в частности Донбасса с Кривым Рогом и далее с Закарпатьем.

Современная сеть железных дорог на 2/3 своей протяженности является однопутной. Поэтому, одним из важнейших перспективных вопросов является повышение их пропускной способности.

Среди способов увеличения пропускной и провозной способности однопутных линий самый эффективный - увеличение массы поездов. Для ведения тяжеловесных поездов с высокими скоростями, прежде всего, необходимы локомотивы с большой силой тяги. С этой целью для электрифицированных участков созданы мощные электровозы переменного тока и постоянного тока.

Для неэлектрифицированных участков создан тепловоз типа ТЭ126 мощностью 6000 л.с. в одной секции.

Прогрессивным техническим решением является также электрификация однопутных участков, которая позволяет одновременно экономить дорогостоящее дизельное топливо.

Повышение массы поездов связано, кроме того, с необходимостью удлинения приемо-отправочных путей раздельных пунктов, усиления конструкции верхнего строения путей и др.

Более эффективным способом развития однопутных линий является строительство вторых путей. Однако это мероприятие требует значительных капиталовложений, которые будут оправданы только при интенсивном росте объемов перевозок.

Во всех случаях повышение пропускной способности железных дорог связано с необходимостью широкого использования автоматики и телемеханики, в первую очередь систем автоблокировки и электрической централизации.

Повышение качества перевозочного процесса определяется регулярностью и точностью соблюдения действующих расписаний и графиков движения поездов, а также подачи и уборки вагонов у клиентуры (предприятий, морских и речных портов и т.д.) в соответствии с установленным технологическим процессом и договорами; обеспечение полной сохранности грузов в пути следования и грузовых операциях.

Проблема повышения скоростей в грузовом движении заключается не в том, чтобы максимально повышать скорости, а в совершенствовании всего перевозочного процесса и, в частности, сокращения всех видов простоя за счет улучшения оперативного управления эксплуатационной работой на всем пути следования от склада отправителя до склада получателя.

Обеспечение полной безопасности движения является приоритетным требованием к железным дорогам. Она должна достигаться по двум направлениям. Первое - это всемерное повышение трудовой и технологической дисциплины, точное исполнение требований Правил технической эксплуатации и других документов, обеспечивающих безопасность движения; второе - значительное повышение эксплуатационной надежности технических средств железных дорог (пути, подвижного состава и др.), а также технологической надежности перевозочного процесса в целом за счет широкого применения систем автоматизации всех процессов, связанных с движением поездов.

Основными задачами системы управления движением поездов являются:

Удовлетворение потребности в перевозках;

Бесперебойное и безопасное движение поездов;

Наиболее рациональное использование потенциала (персонала, подвижного состава, технических средств станций и участков, и т.п.).

В основе организации перевозочного процесса на железнодорожном транспорте России лежат следующие принципы:

Диспетчерское руководство выполнением заданий по перевозкам;

Осуществление движения поездов по графику организующему работу всех подразделений железных дороге рациональным использованием пропускной способности линий, устройств и сооружений;

Организация вагонопотоков и маршрутизация перевозок;

Обеспечение безопасности движения поездов при выполнении любых видов работ;

Оперативное планирование эксплуатационной работы с целью выполнения графика движения и технических норм на текущие сутки и смену;

Организация работы станций на основе типовых технологических процессов приема, отправления, пропуска поездов, формирования и расформирования составов, погрузки и выгрузки грузов, посадки и высадки пассажиров;

Техническое нормирование погрузки и выгрузки, размеров движения на участках, передачи груженых и порожних вагонов по стыковым пунктам, потребных парков подвижного состава и других показателей.

Оперативное управление перевозочным процессом обеспечивается многоуровневой системой диспетчерского руководства, заключающееся в том, что взаимоувязка и координация деятельности всех звеньев технологической цепи перевозочного процесса поручена одному работнику – диспетчеру.

Современные тенденции использования вычислительных средств определяют направления совершенствования не только аппаратной платформы, но и структуры оперативного управления. Это нашло отражение в технологии дальнейшей централизации оперативного управления движением поездов не на отдельных участках, а на направлениях.

Для решения поставленных задач приступили к укрупнению железных дорог и отделений с наметившейся перспективой перехода на безотделенческую структуру управления. Необходимость реорганизации повысила актуальность создания единых дорожных и региональных автоматизированных диспетчерских центров управления (АДЦУ) и внедрения современных компьютерных систем управления движением поездов.

АДЦУ – это совокупность оперативно-диспетчерского персонала и комплекса технических средств (вычислительных, связи, устройств автоматики и телемеханики) центрального поста ДЦ, объединенного единой информационной базой, предназначенных для автоматизации управления процессом перевозок грузов и пассажиров в узлах или на направлениях железных дорог.

С целью дальнейшего сокращения эксплуатационных расходов и совершенствования структуры управления перевозочным процессом систему управления предполагается внедрять в рамках следующих территориальных объединений:

Сеть железных дорог России;

Регион сети;

Линейный район.

В связи с этим управление перевозочным процессом должно осуществляться на основе трехуровневой АДЦУ:

Сетевой центр управления перевозками (ЦУП);

Региональный центр диспетчерского управления (РЦДУ);

Опорный центр управления линейным районом (ОЦ).

ЦУП является составной частью структуры ОАО «РЖД». Его задача – организация и оперативное руководство перевозочным процессом на сети железных дорог России в целях максимального удовлетворения платежеспособного спроса на пассажирские и грузовые перевозки с обеспечением высокого качества предоставляемых транспортных услуг при достижении необходимого для развития отрасли уровня рентабельности. Он должен возглавлять и координировать работу РЦДУ, а также всех отраслевых предприятий, причастных к перевозочному процессу.

Рис. 2.43. Структура диспетчерского руководства движением поездов

РЦДУ создаются в соответствии с территориальным делением России на семь регионов. РЦДУ информативно и технологически связан с ЦУП, соседними региональными центрами и опорными центрами своих линейных районов, всеми отраслевыми предприятиями, обеспечивающими работу инфраструктуры железнодорожного транспорта в регионе, крупными отправителями и получателями грузов. На РЦДУ возлагается реализация технологий управления перевозочным процессом в пределах региона, являющихся естественным продолжением единых баз данных и сетевых технологий ЦУП с их детализацией (вплоть до управления движением каждого поезда) и дополнением управления местными перевозками.

ОЦ является удаленным подразделением РЦДУ, расположенным, как правило, на опорной станции линейного района. Основные задачи ОЦ:

Взаимодействие с отправителями и получателями грузов на территории линейного района, в том числе на основе единых технологических процессов;

Управление местной работой линейного района с обеспечением установленных нормативов времени оборота местных вагонов;

Переработка транзитного вагонопотока с его обеспечением локомотивами и локомотивными бригадами, технический и коммерческий осмотр поездов;

Организация передачи грузов между государствами и другими видами транспорта, взаимодействие с портами, таможенными органами и др.;

Взаимодействие с вагонными депо и его подразделениями по неисправным вагонам, организация подготовки вагонов и составов под погрузку.

ОЦ включает оперативно диспетчерский персонал, обеспечивающий руководство работой всех подразделений самой опорной станции и прикрепленных станций линейного района.

К нему относятся дежурные по станциям и паркам, агенты центров фирменного технологического обслуживания, станционных технологических центров, дежурные по горке и т.п., а также подразделения других служб, непосредственно участвующих в перевозочном процессе – пункты технического и коммерческого обслуживания, вагонные участки, дистанции сигнализации и связи и др.

Управление перевозочным процессом строится по принципу сквозных информационно-управляющих технологий, направленных от ЦУП через РЦДУ и ОЦ до рабочих мест в линейных районах или устройств железнодорожной автоматики.

Централизация управления расширенным полигоном (направлением) из АДЦУ сохраняет диспетчерские принципы единоначалия, когда ДНЦ единолично распоряжается движением поездов в пределах своей зоны. Его приказы подлежат беспрекословному выполнению соответствующими работниками: дежурными по станциям, машинистами локомотивов и т.д.

Диспетчерские распоряжения отдаются устно, либо в виде письменных диспетчерских приказов, регистрируемых в специальном журнале. Для взаимодействия поездного диспетчера с дежурными по станциям его рабочее место оборудовано селекторной (избирательной) телефонной связью. Для переговоров ДНЦ с машинистами поездов применяется поездная радиосвязь. Техническое оснащение рабочего места только средствами связи соответствует низшему уровню и применяется на малодеятельных участках, оснащенных простейшими системами автоматики (маршрутно-контрольные устройства станционной централизации с ручными стрелками, электрожезловая система или ДАВ на перегонах). Ведение графика движения поездов при этом выполняется вручную по докладам дежурных о временах проследования поездов.

Для получения оперативных данных о поездной обстановке рабочее место ДНЦ на отдельных участках оснащается устройствами диспетчерского контроля. Благодаря устройствам сопряжения на станциях и перегонах, увязанных с объектами контроля, эти данные посредством телемеханических каналов передаются в АДЦУ (режим ТС). На мнемосхеме участка (на мониторах, плазменных табло) у диспетчера световая индикация информирует о показаниях сигналов и фактическом занятии поездами рельсовых цепей станций и блок-участков на перегоне. При этом за диспетчером сохраняется функция выдачи команд дежурным о порядке организации по пропуску поездов на участке.

Однако наибольшая эффективность диспетчерского руководства достигается в случае ДЦ, когда технические средства в дополнение к телесигнализации предоставляют ДНЦ возможность формирования команд телеуправления стрелками, сигналами, другими объектами из АДЦУ (режим ТУ/ТС).

Диспетчерская централизация – это автоматизированная система управления из АДЦУ по телемеханическим каналам устройствами раздельных пунктов диспетчерского участка, каждый из которых оборудован ЭЦ стрелок и сигналов, а на примыкающих перегонах используется система интервального регулирования с контролем фактического проследования поездов.

ДЦ позволяет отказаться от дежурных по станциям, что освобождает диспетчера от основной части переговоров, однако загружает его непосредственным управлением устройствами. Такой режим управления станциями, когда всю работу по приему и отправлению поездов, включая перевод стрелок, задание и отмену маршрутов, выполняет ДНЦ, называется диспетчерским управлением. В его ведении находятся разъезды и промежуточные станции с небольшим объемом маневровой работы, связанной главным образом с обработкой сборного поезда.

На диспетчерском участке могут быть станции с большой эксплуатационной работой, например, маневровой, связанной с обработкой большого количества вагонов, поступающих на станцию с крупного предприятия отдельными группами. На них целесообразно оставить дежурных по станции при круглосуточном управлении всей поездной и маневровой работой с поста ЭЦ. Однако с целью сохранения командных функций диспетчера отправление поездов дежурным становится возможным только после получения от ДНЦ команды ТУ – «Разрешение отправления». Такой режим работы станции при ДЦ называется автономным .

На объем эксплуатационной работы влияет неравномерность перевозочного процесса как в течение года, так и суток, что может потребовать для ее выполнения помощи дежурного по станции. В этом случае предусматривается режим сезонного управления станцией. Передачу станции на такое управление осуществляет ДНЦ посылкой специальной команды ТУ. При этом действия дежурного по станции и, прежде всего, связанные с порядком отправления поездов, аналогичны работе в режиме автономного управления. После завершения работ дежурный по станции возвращает станцию на диспетчерское управление.

Возможен и режим комбинированного управления, когда диспетчерское управление осуществляется только по стрелкам маршрутов на главные и приемо-отправочные пути. В этом случае диспетчер управляет поездной работой, а функции дежурного по станции сводятся к руководству местной работой в изолированной охранным положением стрелок зоне станции.

Особенностью местной маневровой работы является сортировка вагонов, когда зона прямой видимости района маневров исключает неоправданные перепробеги в случае маршрутизации. Маневры, связанные с сортировкой вагонов, лучше выполнять в зонах, отделенных от поездных передвижений в условиях прямой видимости с маневровой вышки, с маневровой колонки или путевой коробки стрелочного привода. Для этого в ДЦ предусматривается режим местного управления отдельными стрелками или их группами с возможностью различного объединения стрелок в группы. ДНЦ посылает кодовый приказ по каналу телеуправления, после приема которого ответственность за безопасность движения в районе местного управления возлагается на прибывшего на станцию агента движения.

Режим резервного управления станцией предусматривается при повреждении устройств ДЦ, а также при некоторых неисправностях перегонных устройств и ЭЦ. В этом случае телефонным регистрируемым приказом диспетчер возлагает на начальника станции функции дежурного. Поворотом специального ключа в пульте релейной ЭЦ или заданием одноименного режима в компьютерах микропроцессорной или релейно-процессорной централизации у него появляется возможность управления.

Для обеспечения безопасности движения поездов из-за несогласованности действий при переходе с режима на режим, а также при двойном управлении стрелками каждый вид управления исключает другой.

Крупные станции включаются в ДЦ только в режиме удаленного мониторинга для обеспечения непрерывности контроля поездного положения на полигоне ДНЦ.

Рост объемов железнодорожных пассажирских и грузовых перевозок, интенсивности движения поездов на сети требуют повышения эффективности управления движения вагонопотоков. Управление движением обеспечивает скорость и качество транспортировки пассажиров и грузов, эффективность эксплуатационной работы локомотивных бригад и локомотивов, вагонов и погрузо-разгрузочных механизмов, регламентное выполнение технологии станционных мероприятий и других.

Масштабы и частая смена экслуатационно-технических условий железнодорожных перевозок требует от системы управления движением своевременного решения сложных задач выполнения графиков движения поездов по расписаниям, маневрирования и распределения вагонопотоков по сети, оперативной работы на сортировочных станциях, локомотивных бригад и другие. Несвоевременные решения и ошибки в управлении движением ведут к росту эксплуатационных затрат, к снижению эффективности использования локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов, оборудования и механизмов, инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Цели и задачи управления движением на железнодорожном транспорте включают обеспечение:

  • - полного и качественного перевозного процесса пассажиров и грузов;
  • - безопасности движения и экологической;
  • - рационального использования транспортных средств, оборудования и механизмов.

Управление движением включает техническое нормирование эксплуатационной работы, оперативное управление в конкретных условиях на сети, выполнение технических норм станционных технологий, эффективное использование локомотивного парка, диспетчерское регулирование вагонопотоков и другие мероприятия.

Управление движением входит в состав эксплуатационной работы железнодорожного транспорта и обеспечивает своевременное отправление и прибытие пассажирских и грузовых поездов, регулировку вагонопотоков по сети, выполнение технологических процессов на станциях, безопасность и эффективность транспортных процессов.

Управление движением основано на техническом нормировании эксплуатационной работы (месячные планы и нормативы грузовой и поездной работы), оперативном планировании станционной работы (сменные, суточные планы), регулировании перевозочной работы (устойчивое функционирование производственных подразделений на основе технических нормативов), подготовке локомотивов и локомотивных бригад к перевозкам, учете и анализе производственных показателей, на диспетчерском руководстве (движение поездов, маневровая работы, регламентное функционирование станций, участков пути, направлений движения).

В систему управления движением включены пассажирские и грузовые поезда, локомотивы и локомотивные бригады, вагоны, контейнеры, станции и станционные пути, устройства для маневровой работы, погрузо-разгрузочные механизмы, заявки на транспортные услуги и другие. Основной составляющей в системе управления движением является оперативное управление вагонопотоками по сети железных дорог, участкам пути, станционным и узловым путям.

Система управления движением определяет наличие и дислокацию поездов и локомотивов, парк порожних, транзитных и местных вагонов, возможность обмена поездами и вагонами по стыковочным пунктам и со смежными участками железнодорожной сети, вывоза местных грузов, распределяет для погрузки порожние вагоны по номенклатуре грузов, отправляет грузы маршрутными вагонами, обеспечивает поездную работу локомотивами и локомотивными бригадами и другие мероприятия.

Управление движением заключается в разработке эксплуатационно-технических решений, влияющих и регулирующих перевозочный процесс. Регулирование перевозок представляет собой систему мероприятий, направленных на предупреждение или устранение нарушений в эксплуатационной работе. Необходимость регулирования обосновано неравномерностью объемов перевозок, задержками по разным причинам продвижения вагонопотоков. Неправильное регулирование перевозок само может стать причиной возникновения затруднений.

Регулирование может быть плановым (предупредительный характер) и оперативным, исходящим из сложившихся условий эксплуатационной работы. Качество и устойчивость перевозочного процесса предопределяется предупредительным регулированием. Большое значение для эксплуатационной работы железнодорожного транспорта имеет регулирование вагонным парком (порожние, под погрузкой - разгрузкой, готовые к отправке и на подходе к станции, ремонтные, резервные вагоны). Целью регулирования вагонным парком является обеспечние ими производственных структур в необходимом количестве по всей железнодорожной сети, регулирование имеет свои направления (виды):

  • - количественное - поддержание общего количества вагонов по техническим нормам;
  • - структурное - нормативное соотношение транзитных и местных вагонов;
  • - регулирование по назначению - уменьшение количества избыточных вагонов по нормам;
  • - регулирование специализированных вагонов (цистерны, рефрижераторы, платформы и т.д.)

Регулирование вагонопотоков (груженных и порожних) решает задачу равномерного движения по сети, обеспечения погрузо-разгрузочных работ, рациональной загрузки сортировочных станций, повышение эффективности перевозок.

Оперативная работа по движению поездов в целом по железнодорожной сети, ее региональным участкам, станциям и узлам сосредоточены в одной диспетчерской службы с ее территориальными подразделениями. Границы диспетчерских зон (кругов) устанавливаются по условиям рациональной загрузки диспетчерского аппарата по участкам и направлениям железнодорожной сети и границам узловых и сортировочных станций.

Эффективность управления движением обеспечивается своевременным выполнением технологии организации формирования поездов, подготовки локомотивов и локомотивных бригад к перевозке, работы станций. На это направлена деятельность специалистов диспетчерского аппарата - диспетчеров по отделению дороги, поездам, локомотивам, узловым и грузовым станциям и другим направлениям .

Диспетчер по отделению дороги анализирует, прогнозирует и готовит решение по формированию, своевременному приему и отправлению поездов, их дальнейшему движению по графику и передаче поездов в пунктах границ (стыках) со смежным отделением железной дороги. Диспетчер по локомотивам и локомотивным бригадам планирует обеспечение ими отправляемых и прибывающих поездов, прохождение локомотивами технического обслуживания в депо, формирование и соблюдение режима работы локомотивных бригад. Диспетчер железнодорожного узла, станции контролирует соответствующие технологические процессы, формирует для исполнения суточные (сменные) планы грузовой работы, приема и отправления поездов по графикам, передачи их смежным отделением дороги.

Эффективность диспетчерской работы определяется своевременным принятием решений оперативных эксплуатационно-технических задач, обеспечивающих четкое выполнение графика движения поездов на железнодорожной сети. Продолжительность принятия решения ограничивается графиком движения, завершением технологических погрузо-разгрузочных, маневровых, ремонтных и других работ, ликвидацией нештатной ситуации вне или внутри зоны перевозок (движения). На качество диспетчерского решения влияют размеры и частота движения транспортных средств, техническое оснащение и пропускная способность участков пути и станций, наличие локомотивного парка, квалификация производственных кадров и другие условия перевозочного процесса.

В систему управления движением на железнодорожном транспорте входит диспетчерская централизация стрелок и сигналов, обеспечивающая маршрутное управление стрелками и открытием сигналов промежуточных станций. Централизация основана на кодовом управлении на расстоянии сотен км и зависит от развития сети путей. Для повышения надежности регулирования и безопасности движения применяется автоматическая блокировка магистральных линий и однопутных - в сочетании с диспетчерской централизацией и возможностью передачи на локомотив показателей светофоров.

В управлении движением на железных дорогах большое значение имеет комплекс автоматизированной системы управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ). Главной целью ее функционирования является повышение качества управления эксплуатационной работой, оптимизация планирования и управления производственной деятельностью транспортных подразделений, эффективное использование трудовых и материальных ресурсов, повышение эксплуатационно-технических показателей.

В функциональную структуру АСУЖТ входят подсистемы оперативного управления перевозочными процессами, управление грузовой и коммерческой работой, контейнерными перевозками и другие.

В итоге эффективность системы управления движением на железнодорожном транспорте оценивается ростом производительности труда и качества перевозок, уменьшением непроизводительных потерь времени, трудовых и материальных ресурсов, в частности, простое поездов, вагонов, локомотивов, погрузо-разгрузочных механизмов и других объектов транспортной инфраструктуры.

В перевозочном процессе участвуют работники различных специальностей, в ведении которых находятся: железнодорожный путь, искусственные сооружения, подвижной состав (локомотивы, вагоны), устройства автоматики и телемеханики, многочисленные станции, энергетические устройства, вычислительные центры т.д. Все составные части этого сложного многоотраслевого хозяйства должны работать в четком взаимодействии друг с другом. Малейшее нарушение какого-либо элемента транспортного конвейера немедленно отражается на перевозочном процессе и через него влияет на хозяйственную жизнь страны. Например, задержка поездных локомотивов в ремонте влечет за собой невывоз готовых составов с сортировочных станций, замедление оборота вагонов в результате - нехватку порожняка под погрузку готовой продукции на заводах и фабриках, а это в свою очередь вызывает осложнения на предприятиях, в адрес которых необходимо отправить груз, и т.д.

Производственная деятельность всех подразделений железных дорог, направленная на обеспечение безопасного и экономически оправданного перевозочного процесса, называется эксплуатационной работой железнодорожного транспорта. Эта работа регламентируется рядом документов, среди которых: Транспортный устав железных дорог, Правила технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ), Инструкция по движению поездов и маневровой работе на желез дорогах (ИДП), Инструкция по сигнализации на железных дорогах (ИСИ), график движения поездов, план формирования поездов, технические нормы эксплуатационной работы железных дорог, технологические процессы работы станций.

Наука об эксплуатации железных дорог и ее раздел об управлении эксплуатационной работой оперируют определенными терминами и понятиями, к которым относятся:

график движения поездов - графическое изображение движения поездов по участкам и направлениям. Это основной документ в технологии перевозочного процесса, которому подчинена вся деятельность многочисленных служб железных дорог сети;

план формирования - система организации вагонопотоков, устанавливающая, какие поезда и из каких вагонов должны формироваться сортировочными и другими станциями данного направления;

пропускная способность линии - наибольшие размеры движения (в поездах), которые могут быть освоены в течение суток в зависимости от технического оснащения и способа организации движения;

провозная способность линии - наибольшие размеры грузовых перевозок (в тоннах груза), которые можно осуществить на данной линии в течение года;

перерабатывающая способность станции - максимальное число вагонов, которое станция может переработать (т. е. пропустить через себя с расформированием и формированием поездов) в течение суток;

рабочий парк вагонов - вагоны, необходимые сети, дороге, отделению, станции для выполнения заданной работы;

нерабочий парк - вагоны, находящиеся в ремонте, запасе, хозяйственном движении;

наличный парк вагонов - сумма рабочего и нерабочего парков;

эксплуатируемый парк локомотивов - локомотивы, занятые на поездной и маневровой работе;

тяговое плечо - расстояние следования локомотива в одном направлении;

условный вагон - условная единица измерения длины состава. Условный вагон - это соответствующий длине четырехосного полувагона (14 м), к которому приводятся все другие типы вагонов с помощью коэффициентов. Так, крытый четырехосный вагон с тормозной площадкой имеет коэффициент 1,10; цистерна четырехосная без переходной площадки - 0,86 и т.д.

Основными объектами управления движением на участках железных дорог являются поезда, которые можно подразделить:

по роду перевозок - на пассажирские, грузовые, хозяйственные, людские (грузовые поезда, в которых 10 и более вагонов заняты людьми), одиночные локомотивы;

дальности следования - на дальние, местные, пригородные (в пассажирском движении); сквозные, участковые, сборные, вывозные, передаточные (в грузовом движении);

способу формирования (грузовые) - на отправительские, ступенчатые и технические маршруты;

состоянию вагонов (грузовые) - на груженые, порожние, комбинированные;

числу групп вагонов в составе грузового поезда -- на одногруппные поезда и групповые.

На основе графика движения поездов, плана формирования и плана перевозок разрабатываются технологические процессы работы станций, которые определяют порядок выполнения операций с поездами и вагонами, использования станционных устройств для расформирования, формирования поездов, организацию рабочих мест и нормы времени на операции по обработке поездов и вагонов. С учетом технологии работы станций разрабатываются технологические процессы железнодорожных узлов, отделений и железнодорожных направлений. На основании графика движения поездов составляются графики оборота локомотивов и расписания работы локомотивных бригад.

Железнодорожной станцией называется раздельный пункт с путевым развитием и устройствами, позволяющими осуществлять операции по приему, выдаче грузов и обслуживанию пассажиров, операции по приему, отправлению, скрещению и обгону поездов, а при развитом путевом развитии - маневровую работу по расформированию и формированию поездов, технические операции с группами вагонов и отдельными вагонами.

Станции - это важнейшие производственно-хозяйственные единицы, на которых осуществляется непосредственная связь железных дорог с клиентурой. На станциях выполняются начальные и конечные операции перевозочного процесса и большая работа по обеспечению движения поездов.

Общая протяженность станционных путей составляет около 60 % развернутой длины сети железных дорог. К станциям примыкают многочисленные железнодорожные подъездные пути различных промышленных предприятий, к ним имеют подъезды шоссейные дороги, водные пути сообщения.

На станциях выполняются технические операции, грузовая, коммерческая работа и операции, связанные с пассажирскими перевозками. К техническим операциям относятся: прием, отправление и безостановочный пропуск поездов, техническое обслуживание и ремонт вагонов, их подготовка под погрузку; смена локомотивов или локомотивных бригад; маневровая работа с составами и группами вагонов. К грузовым и коммерческим операциям относятся: прием грузов от грузоотправителей, оформление платежей за перевозку, погрузка, выгрузка, хранение и выдача грузов, перегрузка, грузосортировка и другие. К операциям, связанным с пассажирскими перевозками, относятся: посадка и высадка пассажиров, продажа проездных билетов, прием, выдача багажа и ручной клади и ряд других. На станциях могут выполняться все или часть перечисленных выше операций.

Пассажирские станции предназначены для обслуживания пассажиров и выполнения операций с пассажирскими поездами. Обслуживание пассажиров включает организацию продажи билетов, посадку и высадку пассажиров, хранение ручной клади, прием, хранение, погрузку, выгрузку, выдачу багажа и др. На пассажирских станциях также осуществляют ремонт, экипировку, формирование и отстой составов пассажирских поездов, подачу их под посадку и отправление.

Пассажирские станции сооружают в административно-хозяйственных и промышленных центрах, в местах массового отдыха, на стыковых пунктах железнодорожного и других видов транспорта.

По характеру выполняемой работы пассажирские станции бывают:

пассажирские, где осуществляются операции по обслуживанию пассажиров, приему, отправлению и пропуску поездов, а также все коммерческие операции по оформлению проезда пассажиров, перевозок багажа и грузобагажа;

технические пассажирские, с путями и устройствами для экипировки, переформирования, ремонта и отстоя пассажирских составов, деповскими и другими устройствами для ремонта вагонов. Эти станции предназначены главным образом для выполнения операций с составами поездов, начинающих и заканчивающих путь следования;

Нумерация поездов

Каждому поезду присваивается определенный номер. Поездам, следующим с севера на юг и с востока на запад, присваиваются нечетные номера, а в направлениях с юга на север и с запада на восток - четные.

Нумерацию поездов устанавливают в зависимости от категории и рода перевозок. Нумерация присваивается на станциях формирования поезда и сохраняется на всем пути следования до станции назначения, расформирования или изменения маршрута следования.

Присвоенный номер проставляется над линией хода поезда на перегонах, прилегающих к участковым или сортировочным станциям.

На графике движения линии хода нечетных поездов следует проводить сверху вниз, а четных - снизу вверх.

Поезда различных категорий нумеруются:

Пассажирские

Скорые (дальние и местные) 1 - 130

Пассажирские (дальние) 171 - 300

Пассажирские (местные) 601 - 699

Пригородные 6001 - 6999

Почтово-багажные, грузо-пассажирские

Почтово-багажные 901 - 948

Грузо-пассажирские 951 - 968

Ускоренные грузовые

Рефрижераторные и другие ускоренные 1001 - 1598

Грузовые

Сквозные 2001 - 2998

Участковые 3001 - 3398

Сборные 3401 - 3498

Вывозные 3501 - 3598

Локомотивы

Диспетчерские 3801 - 3898

Резервные 4301 - 4398

Хозяйственные поезда

Автодрезины и мотовозы 5101 - 5198

Хозяйственные 5201 - 5398

Снегоочистители 7001 - 7098

Восстановительные и пожарные 8001 - 8098