Требования сро по 44 фз. Требование членства сро при выполнении строительных работ. В каком случае требовать СРО

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Свидетельства о допуске к отдельным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капстроительства с 1 июля 2017 года не действуют. Вместо них заказчик должен потребовать от участника приложить к заявке выписку из реестра членов саморегулируемых организаций. Именно этот документ предоставляют теперь участники закупок на инженерные изыскания, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капстроительства.

Заказчик вправе устанавливать требование о предоставлении выписки о членстве в СРО в случае осуществления закупки на:

Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальном ремонте объектов капстроительства, где размер обязательств по каждому из таких договоров (контрактов) превышает 3-х миллионов рублей;

Инженерные изыскания (размер обязательств по каждому из таких договоров (контрактов) не имеет значения);

Подготовку проектной документации (размер обязательств по каждому из таких договоров (контрактов) не имеет значения).

С 1 июля 2017 года изменился состав документов, которые участники прилагают к своей заявке. Расскажем, для кого изменились документы и что теперь надо включать в заявку.

Свидетельства о допуске к отдельным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капстроительства с 1 июля не действуют. Вместо них заказчик должен потребовать от участника приложить к заявке выписку из реестра членов саморегулируемых организаций. Именно этот документ предоставляют теперь участники закупок на инженерные изыскания, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капстроительства. Такое правило внесли в Градостроительный кодекс РФ поправки Закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ.

Выписка из реестра членов СРО понадобится, когда ИП и юрлица участвуют в госзакупках и закупках по Закону № 223-ФЗ.

Когда правило о требовании СРО не действует

Если закупку проводят на строительство, реконструкцию и капремонт и размер обязательств по контракту или договору не больше 3 млн рублей, членство в СРО не нужно. У заказчика в этом случае нет права требовать от участников выписку из реестра членов СРО.

Если НМЦК выше 3 млн рублей, то заказчику необходимо установить требование о членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Устанавливайте его с учетом исключений, которые делает часть 2.2 статьи 52 ГрК РФ.

Членство в СРО не потребуется также в случаях из:

  • части 2.1. статьи 47 ГрК РФ — для закупок на инженерные изыскания;
  • части 4.1. статьи 48 ГрК РФ — для закупок на архитектурно-строительное проектирование.

Какие взносы в СРО делает участник

Члену саморегулируемой организации, который хочет участвовать в конкурентных закупках, надо уплатить:

  1. взнос в компенсационный фонд возмещения вреда (далее — КФ ВВ);
  2. взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (далее — КФ ОДО).

При этом КФ ОДО необходим только чтобы обеспечивать договорные обязательства членов СРО, которые заключают договоры на конкурсной основе. Значит формировать этот фонд необходимо только членам СРО, которые участвуют в конкурсных процедурах по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Для вашего удобства мы собрали в таблицы размеры взносов членов СРО.

Таблица 1. Размер взноса в КФ ВВ и КФ ОДО на одного члена СРО в области инженерных изысканий или в области архитектурно- строительного проектирования (ч. 10 и 11 ст. 55.16 ГрК РФ)

Таблица 2. Размер взноса в КФ ВВ и КФ ОДО на одного члена СРО в области строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства (ч. 12 и 13 ст. 55.16 ГрК РФ)

Рассмотрим на конкретном примере размер взносов в фонды для участия в закупках. Допустим, НМЦК закупки на работы по капремонту объекта капитального строительства составила 510 млн рублей. Победитель конкурентной закупки предложил цену 480 млн рублей. Тогда уровень ответственности в его выписке из реестра не может быть ниже второго уровня. Взнос, который победитель внес в КФ ВВ, должен быть как минимум 500 тыс. рублей, а минимальный взнос в КФ ОДО для него — 2,5 млн рублей.

В документации о закупке надо указать, что цена, которую предложил участник, не может быть выше уровня ответственности в соответствии с взносами в фонды.

Чтобы проверить выписку участника из реестра, заказчик может направить в СРО запрос о достоверности данных. Ее должны предоставить заказчику в течение 3 рабочих дней, после того как поступил запрос.

Форму такой выписки утвердили приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58.

Что требовать от участников при закупке строительных и ремонтных работ

С 1 июля 2017 года заказчики должны учитывать изменения градостроительного законодательства, когда готовят документацию о закупке, - вместо свидетельства СРО требовать от участников выписку из реестра членов саморегулируемой организации. Расскажу подробно, какие единые и дополнительные требования установить к участникам при закупке строительных и ремонтных работ и для кого в законе предусмотрены исключения.

При любой закупке заказчик обязан установить к участникам закупки единые требования из Закона № 44-ФЗ. Какие единые требования установить, когда закупаете строительные и ремонтные работы, и как подтвердить, что участник отвечает требованиям, смотрите в таблице:

Требование к участнику Как подтвердить
Соответствует требованиям законодательства к лицам, которые выполняют строительные или ремонтные работы

Выписка из реестра членов СРО

п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Участник закупки - юрлицо не ликвидируется, арбитражный суд не признавал юрлицо или ИП банкротом, не открывал конкурсное производство

Декларация

п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Деятельность участника не приостановлена на дату, когда подали заявку

Декларация

п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

За прошедший календарный год у участника нет недоимки по налогам, сборам, задолженности по другим обязательным платежам, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов. Данные берут из бухгалтерской отчетности за последний отчетный период

Декларация. Примите заявку, если участник подал заявление об обжаловании недоимки или задолженности и решения по заявлению на дату рассмотрения заявки еще нет

п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Гражданина, руководителя, члена коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера организации не судили за экономические преступления, не лишили права занимать должность и заниматься строительными или ремонтными работами, не дисквалифицировали

Декларация

п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Участника закупки - юрлицо в течение двух лет до подачи заявки не штрафовали за взятку или коммерческий подкуп

Декларация

п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Между участником закупки и заказчиком нет конфликта интересов

Декларация

п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Участник закупки - не офшорная компания

Выписка из ЕГРЮЛ

п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Декларацию о том, что участник отвечает единым требованиям, и выписку из реестра членов СРО подают в составе заявки.

В каком случае требовать СРО

Когда закупаете работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и НМЦК превышает 3 млн руб., установите требование, что участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации. Исключение - случаи, когда членство СРО не нужно согласно части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ. Пропишите в документации о закупке, что участники должны подтвердить членство СРО. Потребуйте, чтобы в составе заявки участники представили выписку из реестра членов СРО. Правила работают с 1 июля 2017 года - статьи 46.8, 52, 55.17 Градостроительного кодекса РФ.

Форму выписки из реестра членов СРО установил Ростехнадзор. Чтобы проверить, достоверна ли информация из выписки, запросите данные об участнике у саморегулируемой организации. По просьбе заинтересованного лица организация обязана представить выписку из реестра членов СРО в течение трех рабочих дней с даты, когда поступил запрос. Срок действия выписки - один месяц с даты, когда документ выдали (ч. 4 ст. 55.17 Градостроительного кодекса Е сли НМЦК меньше 3 млн руб., требовать, чтобы участник закупки был членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, нельзя (ч. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).

Если требуете выписку из реестра членов СРО, установите в документации о закупке два требования.

Требование 1. Саморегулируемая организация должна быть зарегистрирована в том же субъекте, что и участник.

Обоснование: членами саморегулируемой организации могут быть только ИП и юрлица, которые зарегистрированы в том же субъекте РФ, в котором зарегистрирована СРО. Региональный принцип членства в СРО на проектировщиков и изыскателей не распространяется. Об этом сказано в части 3 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ.

Требование 2. Ценовое предложение участника не должно превышать уровень ответственности члена СРО из выписки. Речь идет об ответственности по обязательствам по договорам строительного подряда, которые заключают в результате конкурентных процедур. В зависимости от уровня ответственности член СРО вносит взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Требование наличия допуска от СРО на произведение работ по 44-ФЗ: что это значит в случае проведения закупки на право осуществления строительных работ? Когда заказчик наделен правом установить подобное требование в документации? Рассмотрим вопрос подробнее.

Что такое СРО и как получить допуск

Деятельность саморегулируемых организаций регулируется Законом № 315-ФЗ . Все строительные и проектные компании в РФ обязаны вступить в одну из таких организаций и получить соответствующее свидетельство о профессиональном допуске к работам. Поставщику при этом совершенно необязательно вступать в СРО в собственном регионе - ни территориально, ни по времени действия допуск СРО не ограничивается законодательно равно как и число СРО, в которые может вступить одна компания (для выполнения разных видов работ).

Однако, если строитель получает допуск на аналогичные виды работ от другой СРО, его предыдущий допуск может быть аннулирован (в ч. 2 ст. 55.8 ГрК РФ прямо указано, что лицо может иметь только одно свидетельство о допуске СРО для работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капстроительства).

СРО и проектная документация

Свидетельство о допуске, которое получено участником от саморегулируемой организации, входит в число требований, которые госзаказчик устанавливает к участникам закупки, сообразуемых с п. 1 ч. 1 . В рамках данных требований закон устанавливает перечень документов, которые участнику необходимо будет предъявить заказчику для подтверждения своих полномочий производить работы, требуемые в случае конкретной закупки.

Ввиду того, что речь в данном случае идет о строительных работах, нам следует обратиться к Градостроительному кодексу РФ , который и регулирует эту сферу. В п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ приводится подробное определение того, какие именно виды работ можно считать работами по капитальному ремонту объектов капстроительства: речь идет о не касающихся несущих конструкций (кроме их отдельных элементов) работах, замене и налаживанию инженерных систем, и.т.д.

Согласно ч. 2 ст. 52 ГрК РФ, те виды работ, производимых в рамках капремонта данных объектов, которые напрямую влияют на их безопасность, могут выполнять только лица, которые обладают выданным СРО свидетельство о допуске к таковым работам. Соответственно, при отсутствии у участника закупки такого свидетельства, его поданная заявка может быть с полным правом отклонена госзаказчиком.

С другой стороны, если у непосредственного исполнителя работ есть выданное СРО свидетельство о допуске к вышеупомянутым работам, он может проводить их самостоятельно, или привлекать субподрядчиков, также обладающих таким свидетельством.

Требования к допуску СРО

Как указано в ч 3.1 ст. 52 ГрК РФ, в том случае, если производимые на объекте капстроительства работы включены в так называемый Перечень № 624 (описывающий виды опасных работ), организатор строительства должен иметь допуск на генподряд. При этом производимые работы необходимо соотнести с одним из видов, упомянутых в перечне.

СРО и ФАС

Правомерность прямого требования со стороны госзаказчика наличия допуска СРО на строительные работы в закупочной документации является неоднозначной. Так, позиция ФАС по данному вопросу в прецедентах на протяжении нескольких лет оставалась вполне четкой: в письме, от 23.05.2011г. № ИА/19714 (относящегося еще к Закону №94-ФЗ) антимонопольный орган разъяснял свою позицию следующим образом, утверждая, что требование заказчика от участника наличия свидетельств о допуске к конкретным видам «опасных» работ по капстроительству, неправомерно, поскольку не соответствует ч.3 ст. 52 ГрК РФ.

Сейчас, относительно Закона №44-ФЗ, эта позиция сохранилась: в письме ФАС от 02.11.2015 № АЦ/60557/15 утверждается аналогичная точка зрения. Меж тем, существуют арбитражные постановления с диаметрально противоположными выводами касательно правомерности установки требования о наличии свидетельства СРО.

Можно сформулировать так: в случае, когда заказчик устанавливает в документации требование конкретно о том, чтобы у участника закупки было свидетельство о допуске СРО на генподряд, участники, которые его не имеют, однако вправе и могут исполнить указанные работы своими силами, скорее всего, успешно обжалуют действия заказчика.

В случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в недельный срок с даты исключения таких сведений подлежат зачислению на специальный банковский счет Национального объединения саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация, и могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной или субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам членов такой организации, возникшим в случаях, предусмотренных соответственно статьями 60 и 60.1 настоящего Кодекса. 15.

Требование наличия членства в сро

Разработчики письма ссылаются на требования Гражданского кодекса, который говорит о необходимости допуска к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства. Полный перечень работ, к которым правомерно предъявление подобных требований, устанавливается федеральным исполнительным органом.


ФАС также придерживается точки зрения, что требования о предоставлении свидетельства СРО правомерны. Однако в практике были случае вынесения диаметрально противоположного решения.

Внимание

Получается, что если поставщик не предоставил свидетельства СРО, но при этом он отвечает всем требованиям, за ним сохраняется возможность обжаловать действия заказчика. Особенности свидетельства СРО Свидетельство СРО включает в себя условие о максимальной сумме контракта, который может быть заключен компанией.


При этом у заказчика нередко возникает вопрос о допуске заявки участника именно по этому показатель.

Нужны ли допуски сро при участии в аукционах по 44-фз?

Инфо

Компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО) образуется для обеспечения договорных обязательств членов СРО, при заключении ими договоров на конкурсной основе по 44-ФЗ, 223-ФЗ, фонды капремонт и др. Соответственно обязанность по формированию КФ ОДО лежит на членах СРО, собирающихся участвовать в конкурсных процедурах по заключению контрактов в соответствии 44-ФЗ и 223-ФЗ или планирующих заключать договоры с Фондами капремонта.


Ставки взносов в компенсационные фонды представлены на рисунке: Базовая ставка взноса в компенсационный фонд возмещения вреда будет составлять 100 тыс. рублей, если член СРО планирует осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, стоимость которого по одному договору не превышает 60 млн. рублей. К примеру, организация заключает 2 договора о строительстве.

Статья 55.16. компенсационные фонды саморегулируемой организации

Требование к представлению свидетельства о допуске потенциального поставщика к работам, выданное саморегулируемой организацией, часто можно встретить в закупочной документации на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию объектов недвижимости. У участников нередко возникает вопрос о правомерности выдвигаемых требований. Поэтому важно понимать, что такое допуск СРО и для чего он необходим заказчику. Что такое свидетельство СРО Под аббревиатурой СРО понимается саморегулируемая организация.
Она представляет собой организацию, которая объединяет субъекты предпринимательства по сфере деятельности. Такие компании создаются для выполнения надзорных функций.
Такая программа была разработана в качестве здоровой альтернативы государственным механизмам лицензирования.

Новые требования к участникам-сро

СРО) к выполнению работ, которые влияют на безопасность объектов капстроительства, стал не нужен еще с 18 июня. А основные подрядчики забыли о необходимости иметь допуск к такого рода работам только с 1 июля.
Во-вторых, унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, а также организации с государственным участием могут не иметь допуск, чтобы выполнять функции технического заказчика или заключить договор подряда на выполнение инженерных изысканий или на подготовку проектной документации с органами:

  • исполнительной власти;
  • государственной власти субъектов РФ;
  • местного самоуправления;
  • госкорпорациями, которые осуществляют регулирование в соответствующей области.

ВАЖНО! При этом в закупках любых проектно-изыскательских работ и инженерных изысканий участники по-прежнему должны быть членами СРО.
Правовед.RU 176 юристов сейчас на сайте Консультируйтесь с юристом онлайн 176 юристов готовы ответить сейчас Ответ за 15 минут

  1. Предпринимательское право
  2. Тендеры, контрактная система в сфере закупок

Прочла в Консультанте — участники закупок любых работ по строительству, реконструкции, капремонту также должны состоять в СРО. Существует два исключения. Одно из них: «для подрядчиков, выполняющих строительно-монтажные работы по контрактам на сумму не более 3 млн руб.» И еще пишут: — член СРО, который хочет участвовать в аукционе или иной конкурентной закупке, должен внести деньги в особый компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Этот фонд выступает дополнительной страховкой заказчиков от недобросовестных подрядчиков.

Размер фонда сро для 44 ap

Не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, а также освобождение члена саморегулируемой организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда.

Размер фонда сро для 44 фз

В случае, если снижение размера компенсационного фонда возмещения вреда возникло в результате осуществления выплат из средств такого компенсационного фонда в соответствии со статьей 60 настоящего Кодекса, член саморегулируемой организации, вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства которого был причинен вред, а также иные члены саморегулируемой организации должны внести взносы в компенсационный фонд возмещения вреда в установленный частью 6 настоящей статьи срок со дня осуществления указанных выплат. 8.

Важно

Требование свидетельства СРО в заявке по 44-ФЗ Прямого указания на необходимость предоставления свидетельства СРО в составе заявки на аукцион (или другую конкурсную процедуру) не содержится в 44-ФЗ. Поэтому вокруг этого вопроса возникло немало споров.


Статьей 52 Гражданского кодекса предусмотрено, что для проведения работ капитального строительства, включенных в Перечень № 624, подрядчик обязан иметь соответствующих допуск генерального подряда. Но и на другие работы заказчик вправе потребовать от потенциального поставщика свидетельство СРО. Окончательную точку в этом вопросе поставила Министерство экономики и развития. В 2015 году оно опубликовало официальное письмо за номером Д28и-893, в котором было указано, что требование заказчика о предоставлении свидетельства СРО является правомерным.
Отклонять заявку не следует, так как участник не обязан состоять в СРО и, соответственно, не должен представлять такой документ. 2. Проверьте дату выписки. По нормам она должна быть выдана не ранее чем за месяц до даты окончания подачи заявок. Например, если она заканчивается 27 июля, а выписка выдана 15 июня, заявку следует отклонить (ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ, п. 1 ч. 6 ст. 69 № 44-ФЗ). 3. Проверьте, не исключен ли участник из СРО. Эта информация указана в графе 3. 4.

Убедитесь, может ли подрядчик выполнять закупаемые работы. Эта информация указана в строке 4. 5. Убедитесь, что уровень ответственности соответствует цене, которую предложил участник аукциона.

Например, предложение участника с первым уровнем ответственности составило 70 млн.руб., а предельный размер обязательств по первому уровню составляет 60 млн.руб. Заявку такого участника нужно отклонить.

В-третьих, кандидаты на исполнение контрактов по строительству, реконструкции, капремонту также должны состоять в СРО. Но есть исключения. Не обязаны иметь допуск:

  • унитарные предприятия;
  • государственные и муниципальные учреждения;
  • юрлица с госучастием;
  • подрядчики, которые выполняют строительно-монтажные работы по контрактам на сумму не более 3 млн.руб.

В-четвертых, член СРО, который хочет участвовать в аукционе или иной конкурентной закупке, должен внести деньги в особый компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Этот фонд выступает дополнительной страховкой заказчиков от недобросовестных подрядчиков.
Что это значит? Если наша организация участвует в аукционах по 44-ФЗ и сумма контракта менее 3 млн., то мы можем в них участвовать без вступления в СРО и оплаты компенсационного фонда. А если более, то вступить в СРО и внести деньги в указанный выше фонд? Влияет ли сейчас вид работ на необходимость вступления в СРО или только стоимость контракта? Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь: Ответы юристов (1) добрый день. Указанная норма вступила в силу с 01.07.2017. Действительно если цена контракта до 3 млн, то независимо от вида работ, подрядчик может быть без сро.с точки зрения 44-фз деньги ни в какие компенсационныеифонды вносить не нужно. Достаочно обеспечение исполнения контракта.

С 01.07.2017 вступают в силу изменения в ГрК РФ, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ. С названной даты не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства на основании свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией (далее - СРО). Кроме того, с 1 июля лицо будет иметь право осуществлять работы по выполнению инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, если оно является членом соответствующей СРО и иное не установлено ГрК РФ. С 01.07.2017 заказчики не вправе устанавливать требование о наличии свидетельства о допуске у участников закупки.
Каким образом с 01.07.2017 заказчики должны устанавливать требования к участникам контракта по закупке работ, по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства? Какие необходимо требовать документы, если цена контракта превышает 3 млн. руб.?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заказчик при закупке конкурентным способом работ по выполнению инженерных изысканий, или подготовке проектной документации, или по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 3 млн. рублей обязан установить требование о необходимости по общему правилу членства участника закупки в объединяющей лиц, выполняющих соответствующие работы, саморегулируемой организации, в которой сформирован компенсационный фонд, обеспечивающий обязательства по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в предельном размере, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в указанный фонд, превышающем размер обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки.
В качестве подтверждения соответствия данному требованию заказчик вправе требовать предоставления в составе заявки:
- выписки из реестра членов вышеуказанной саморегулируемой организации, предоставленной не более чем за месяц до подачи заявки на участие в закупке и содержащей сведения о наличии у этого участника закупки права выполнять работы, являющиеся предметом закупки по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам такого рода;
- декларации участника закупки о том, что общая сумма его обязательств по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, меньше предельного размера соответствующих обязательств, обеспеченных вышеуказанным компенсационным фондом, на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки.

Обоснование позиции:
В соответствии с , Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть установлено требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. К таким требованиям относится, прежде всего, необходимость получения специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации (далее - СРО) или получения свидетельства СРО о допуске к определенному виду работ для осуществления определенных законом видов деятельности ( ГК РФ). В отношении права на выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, соответствующие требования устанавливаются нормами РФ (далее также - ГрК РФ).
При этом, действительно, с 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в РФ, внесенные от 03.07.2016 N 372-ФЗ (далее - Закон N 372-ФЗ), в связи с которым в соответствии с Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", внесенной в указанный Закон Закона N 372-ФЗ, с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного СРО свидетельства о допуске к определенному виду или видам соответствующих работ.
Соответственно, с 1 июля 2017 года заказчики не вправе устанавливать требование о наличии вышеуказанных свидетельств у участников закупки.
В соответствии с ГрК РФ, ГрК РФ, ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ выполнение инженерных изысканий, работ по подготовке проектной документации, а также выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - строительных работ) по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО, осуществляющих соответствующие виды деятельности (далее - СРО в области строительства), если иное не установлено нормами РФ.
Исключения установлены в отношении нижеперечисленных категорий работ для следующих лиц:
- в отношении выполнения любых вышеуказанных работ - для лиц, перечисленных в , ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ, а именно государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, иных коммерческих организаций, созданных публично-правовыми образованиями или в уставном капитале которых публично-правовые образования или вышеперечисленные юридические лица владеют более 50%, при условии выполнения ими таковых работ по договорам с органами государственной власти или органами местного самоуправления соответствующих публично-правовых образований;
- в отношении выполнения строительных работ:
для любых подрядчиков по договорам, размер обязательств по которым не превышает 3 млн. рублей ( ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ);
для физических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома ( ГрК РФ);
для любых лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, на выполнение работ по которых не требуется разрешения на строительство в соответствии с ГрК РФ ( ГрК РФ).
Дополнительные требования к выполнению всех вышеуказанных работ (далее также - работы в области строительства) по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, выдвигает ГрК РФ в редакции Закона N 372-ФЗ, согласно которой член СРО имеет право выполнять работы в области строительства по таким договорам при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у СРО, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со и ГрК РФ;
2) если совокупный размер обязательств по указанным выше договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч.ч. 11 или 13 ГрК РФ (количество таких договоров не ограничивается).
При этом в силу ч. , ГрК РФ компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств формируются СРО в области строительства только по заявлению 15 ее членов или 30 - для СРО, объединяющих лиц, осуществляющих строительные работы, о намерении принимать участие в заключении соответствующих договоров с использованием конкурентных способов заключения ( , ГрК РФ).
Из вышесказанного следует, что заказчик при закупке любых работ в области строительства, в том числе строительных работ с начальной (максимальной) ценой контракта (далее - НМЦК) свыше 3 млн. рублей, конкурентным способом по общему правилу должен установить следующие требования, выполняемые в совокупности:
- членство участника закупки в СРО в области строительства, объединяющих лиц, выполняющих соответствующие работы;
- наличие у данного СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
- подтверждение того, что предельный размер обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в указанный компенсационный фонд, превышает размер обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, на сумму не менее НМЦК, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки, поскольку контракт в случае признания такой закупки несостоявшейся может быть заключен именно по такой цене (ч. 1 ст. 55, п. 4 ч. 1, п. 4 ч. 2, п. 4 ч. 3 ст. 71, ч. , Закона N 44-ФЗ).
Данные требования не применяются в отношении лиц, перечисленных в , ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ, в ситуациях, описанных в вышеперечисленных нормах.
В связи с этим следует иметь в виду, что, во-первых, сведения о СРО в области строительства согласно ч. ГрК РФ, Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ) вносятся в государственный реестр СРО, а сведения, содержащиеся в данном реестре, являются открытыми и общедоступными ( Закона N 315-ФЗ).
Во-вторых, в силу ГрК РФ, Закона N 315-ФЗ каждая СРО обязана вести реестр ее членов, сведения из которого согласно ч. , Закона N 315-ФЗ должны размещаться на официальном сайте этой СРО в сети Интернет. Ведение реестра членов СРО в области строительства в соответствии с ГрК РФ может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения СРО такого реестра ее членов на своем сайте. Причем согласно ГрК РФ в реестре членов СРО в области строительства в отношении каждого ее члена должны содержаться, помимо прочего, сведения о наличии у него права выполнять соответствующие работы в области строительства по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне его ответственности по обязательствам по договорам такого рода, в соответствии с которым им внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. По логике из приведенных норм следует, что указанные сведения вносятся в реестр членов СРО только при условии, что в СРО уже сформирован компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, и член СРО уже внес в него соответствующий взнос.
При этом СРО обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов СРО в срок не более чем 3 рабочих дня со дня поступления указанного запроса, срок действия выписки из реестра составляет 1 месяц с даты ее выдачи ( ГрК РФ). Форма выписки в силу ГрК РФ устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями, на основании этой нормы такая форма утверждена Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58.
Таким образом, заказчик в качестве подтверждения членства участника закупки работ в области строительства, в том числе строительных работ с НМЦК свыше 3 млн. рублей, в соответствующей СРО, формирования в ней компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств и внесения в этот фонд участником закупки соответствующего взноса вправе требовать предоставления выписки из реестра членов СРО, предоставленной не более чем за месяц до подачи заявки и содержащей сведения о наличии у этого участника закупки права выполнять работы, являющиеся предметом закупки по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам такого рода.
Достоверность сведений, указанных в выписке, может быть проверена по реестру членов СРО, размещенному на ее официальном сайте, а правомочность СРО давать такого рода выписки - по данным государственного реестра СРО.
Превышение же предельного размера обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, над общей суммой обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным им в качестве подрядчика с использованием конкурентных способов, на сумму не менее НМЦК, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки, может быть подтвержден при подаче заявки только декларацией самого участника. Вместе с тем достоверность данных такой декларации может быть проверена путем сличения данных выписки об уровне ответственности и данных реестра контрактов, предусмотренного Закона N 44-ФЗ, о заключенных данным участником контрактах на выполнение аналогичных работ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Голубев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Вряд ли кто-то поспорит с тем фактом, что закупки, связанные со строительством, проектированием, инженерными изысканиями являются одними из самых сложных для составления документации и подачи заявки.

Начиная от надлежащего, объективного описания объекта закупки, заканчивая установлением требований к разрешительным документам, процесс требует от сторон наличия специализированных узких знаний в сфере строительства, а также в сфере законодательства о закупках.

Свидетельство СРО

При проведении упомянутых закупок, основным разрешительным документом для потенциальных участников является свидетельство саморегулируемой организации. В соответствии с положениями Градостроительного Кодекса, только организация, обладающая таковым имеет право выполнять упомянутые работы.

Само собой, в документации Заказчик обязан установить требование о наличии свидетельства.

Существует небольшая особенность при составлении такой аукционной документации. Как известно, в государственных закупках могут принимать участие юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица. Данное указание содержится в документации. Вместе с тем, при проведении закупки, требующей от участников наличие свидетельства , физические лица исключаются из списка возможных участников.

Дело в том, что согласно с требованиями градостроительного законодательства, свидетельство выдается только юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям. Следовательно у физ.лиц возможность участия автоматически исключена.

Требование о выполнении работ лично

Исходя из потребности Заказчиков, выполнение работ, предусмотренных контрактом может выполняться как лично Подрядчиком, так и с привлечением сторонних субподрядных организаций. При этом, стоит обратить внимание на то, что требования документации не должны противоречить друг другу.

В том случае, если работы должны быть выполнены лично, требование о наличии свидетельства должно содержать весь перечень видов работ, которые должны быть прописаны в свидетельстве. В том случае, когда работы могут быть выполнены с привлечением иных организаций, следует предусмотреть оба варианта, которые возможно будут выбраны победителем закупки. В данном случае прописывается требование о наличии свидетельства со всеми видами работ, в том случае, если участник принимает решение о личном выполнении. А также допускается возможность наличия свидетельства, разрешающего организацию выполнения работ, в случае, когда участник планирует привлечение субподрядных организаций.

Кроме того, следует отметить, что в случае, когда выполнение работ необходимо проводить собственными силами, проект контракта должен обязательно содержать данное условие. В противном случае, как следует из норм Гражданского Кодекса, если контракт не содержит условия о личном выполнении работ, то есть если контракт в принципе не отражает данного условия, Подрядчик имеет право на привлечение сторонних организаций.

Разумеется, Заказчику, в случае установления требования о личном выполнении работ, стоит заранее позаботиться о том, что в случае необходимости ему необходимо будет обосновать свою потребность и отсутствие ограничения конкуренции.

Свидетельство и иные разрешительные документы

Речь идет о тех случаях, когда выполнение работ требует не только наличия свидетельства, но также лицензии на осуществление той или иной деятельности (к примеру, частным случаем является необходимость наличия у участника лицензии МЧС).

В данном случае единственным возможным остается вариант с возможностью привлечения субподрядной организации, для отсутствия признаков ограничения конкуренции при проведении закупки.

В данном случае Заказчику необходимо предоставить участнику возможность выбора. Во второй части заявки могут быть предоставлены либо свидетельство, разрешающее организацию тех или иных работ без необходимости предоставления лицензии или иного разрешительного документа, либо наличие свидетельства с конкретным перечнем разрешенных видов работ в совокупности с лицензией или иным документом, предусмотренным законодательством.

Ограничение по сумме контракта

Свидетельство содержит условие о предельной сумме контракта, который может быть заключен на организацию работ.

При этом, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке перед Аукционной комиссией возникает вопрос о том, какая сумма должна входить в определенный свидетельством разрешенный диапазон.

К примеру, Заказчик проводит закупку с начальной (максимальной) ценой контракта 10 миллионов рублей. Предложенная участником цена контракта составляет 5 миллионов рублей, при этом свидетельство ограничивает цену одного контракта 5 миллионами. Встает вопрос, каким образом Аукционной комиссии следует применить данное ограничение – к НМЦК или к предложенной участником цене?