Торги обязательны в электронной форме. Электронные торги. Требования к участникам электронного аукциона

Как государство, так и коммерческие структуры размещают свои заказы через электронные торги. Заказчики давно оценили практичность и высокоэффективность закупок, проводимых в такой форме. Но популярность и необходимость их проведения требует как от покупателя, так и от поставщика специальных знаний.

Вы узнаете:

  • Как значит термин «электронные торги».
  • В каких видах электронных торгов можно участвовать.
  • Какие товары можно продавать на электронных торгах.
  • Как и на какой площадке можно организовать электронные торги.

Что такое электронные торги

Существуют определенные проблемы в понимании термина «электронные торги». Порой его воспринимают как новацию в сфере приобретений, а порой считают, что это все та же традиционная форма покупки на бумажном носителе. Оба этих восприятия являются неверными.

Для того чтобы разобраться, напомним, чем отличаются друг от друга способ и форма закупки. Выделяют электронную (взаимоотношения заказчика и исполнителя устанавливаются за счет интернета по регламентированным нормам: от размещения заказа до результатов торгов) и классическую (на бумажном носителе). За счет способов приобретения устанавливают не порядок взаимоотношений между клиентами и поставщиками , а основание предпочтения подрядчика-победителя и алгоритм действий при осуществлении этого выбора. Все виды приобретений могут быть проведены в интернете: предусмотренные ГК РФ продажи (аукцион, конкурс) и иные (запрос котировок, запрос предложений).

Проводятся торги на специализированном интернет-портале в режиме реального времени. Соблюдение этих условий приводит к открытым и прозрачным действиям с участниками аукционов, соблюдая единообразные требования для всех потенциальных представителей и сводя к минимуму риск нарушения законодательства о защите конкуренции. Поэтому даже если стороны обмениваются документами и сообщениями через e-mail, то данный факт не говорит о том, что речь идет об электронной торговле.

Для того чтобы воспользоваться правом на участие в тендерах, и поставщики, и заказчики должны действовать через торговые площадки (№ 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе», далее по тексту – № 44-ФЗ). Стороны торгов, работая на сайтах, реализуют все процедуры проведения электронной закупки. Коммерческая интернет-платформа позволяет обмениваться необходимыми документами, идентифицировать каждую из сторон, удостоверять все действия виртуальной подписью, отслеживать выполнение обязательств со стороны потребителя в виде заключения контракта с поставщиком-победителем, а со стороны подрядчика – соблюдать факт поставки в указанные клиентом сроки.

Материал для скачивания:

Виды представления электронной закупки товаров

Выделим цели, ради которых проводятся те или иные закупки:

  • продажа арестованного имущества;
  • распродажа имущества должников, признанных банкротами;
  • задания коммерческих компаний;
  • размещение заказов для государственных и муниципальных нужд.

Любой вид электронных закупок имеет свою специфику, но мы выделим их общие свойства.

1. Одинаковый состав участников взаимодействия (ст. 2 ФЗ «Об электронной подписи» № 63-ФЗ от 6 апреля 2011 года):

  • прошедшие аккредитацию пользователи той или иной электронной площадки;
  • организатор покупки;
  • оператор той или иной инет-платформы.

2. Проведение на сайте, являющимся способом связи этих трех элементов и призванным своевременно информировать участников.

Так, его пользователями являются любые государственные и муниципальные органы, а также юридические лица и граждане, желающие получить информацию оператора с целью дальнейшего заключения контракта с контрагентом.

Организатором приобретения выступает лицо, которое подписало с оператором ЭП специальный договор по поиску исполнителя, желающего заключить сделку, выставленную в виде лота.

В качестве оператора может выступить любое юридическое лицо или ИП, зарегистрированные в РФ, имеющие законные права на размещенную в сети Интернет информационную систему, которой пользуются участники взаимоотношений при проведении торгов.

  • 3 инструмента финансового обеспечения, которые упростят участие в закупке

Способы электронных торгов

Двухэтапный тендер. К этому виду прибегают, когда заказчик не может точно прописать техзадание на предмет торговли. На первом этапе вносятся технические предложения без указания стоимости исполнения. Заявки, не соответствующие требованиям клиента, отклоняются. На второй ступени участники предоставляют отредактированный технический план и цену, то есть в данной процедуре оцениваются обе рекомендации поставщиков в совокупности по правилам открытых торгов.

Закрытый конкурс. Процесс идентичен открытой торговле, но с одним исключением. Покупатель самостоятельно решает, каких подрядчиков ему позвать для участия в закупке. Ни приглашения, ни результаты закрытых тендеров не подлежат опубликованию. Данный способ по определению поставщика, как правило, потребители используют в случаях, когда:

  • действует режим конфиденциальности;
  • необходимый заказчику товар имеется у незначительного количества поставщиков или только несколько снабженцев владеют нужной квалификацией;
  • затраты и время, необходимые для анализа и оценки огромного числа заявок, несопоставимо с ценой закупаемой продукции.

Селективный конкурс содержит в себе составляющую как закрытых, так и открытых электронных конкурсов. Любой желающий может принять в нем участие. Объявляя о начале приема заявок, одновременно предоставляются требования к участнику. Если он не соответствует критериям покупателя, то он не сможет дальше участвовать в торгах.

Закупка из единственного источника. Клиент предлагает заключить контракт единственному поставщику, выходит с ним на переговоры и согласовывает требования поставки. Компания, приглашенная в качестве единственного подрядчика, имеет явные преимущества и вправе предлагать наиболее приемлемые для себя условия. Приобретателю приходится обращаться в один конкретный источник, т. к. необходимая ему продукция поставляется только им, а равнозначной замены найти невозможно. Также он имеет право обратиться к конкретному контрагенту, если ранее с ним был заключен контракт и на момент поставки он имеет законную силу.

Запрос предложений . В этом случае заказчик, как правило, определяется с поставщиком услуг. Этот способ используется клиентом при сформированной им цели закупки, но не умением ее осуществить.

Затребование цен (котировок) применяется приобретателем при покупке определенного товара или услуги путем открытых торгов. Этим путем может приобретаться компьютерная техника, канцелярские товары или сдаваться производственные и офисные помещения. Это крайне оперативный тип закупки по результатам заказа.

Конкурентные переговоры . Если конкурсные способы не привели к нужному результату или необходимо срочно купить товары (работы, услуги), то обращаются к этому виду. Он часто используется, когда надо получить консультационные услуги. Заказчик проводит встречи с потенциальными контрагентами и предлагает им принять участие в электронных торгах. Участники обязаны предоставить к согласованной дате свой вариант осуществления сделки. По предоставленной информации клиент определяет наиболее оптимальное предложение и заключает с выбранным кандидатом контракт.

Редукцион (аукцион, переторжка). Определение победителя происходит по предложенной цене, являющейся основным критерием выбора. Редукцион может применяться тогда, когда нужно найти компанию по поставке той или иной продукции.

Переторжкой называют обратный аукцион, т. е. когда заказчик не продает услугу или товар, а, наоборот, покупает их. Участники, отталкиваясь от начальной цены контракта, идут на ее понижение. Победителем станет тот, кто предложит самую низкую стоимость за товар или услугу.

  • Организация закупок в условиях жесткой экономии: 6 правил повышения эффективности

Перечень товаров, подлежащих электронным закупкам

Исчерпывающий список в электронной форме, утвержденный Правительством РФ в постановлении № 616 от 21 июня 2012 года, содержит перечисление следующих услуг, работ и товаров, которые заказчики, работающие по № 223-ФЗ должны закупать только в таком виде:

  • специальная одежда, направленная на поддержку хорошей физической формы (профилактическая, профилактико-нагрузочная, противоперегрузочная);
  • бумажная пряжа;
  • деревянная тара;
  • канатные и веревочные изделия, шнуры;
  • бумага, целлюлоза, картон и др.

То есть, если покупатель нуждается в товарах, работах и услугах, а они содержаться в указанном перечне, то закупку по № 223-ФЗ он обязан провести только в электронной форме.

Как поступить, если приобретение содержит в себе товары из перечня и не из списка? Так как заказчику нужен определенный продукт из каталога, то ему придется выделить его в отдельный лот. Когда перенесение в другую партию не представляется возможным, то ориентируйтесь на предел в 5 % (т. е. ценовое выражение от начальной максимальной цены).

В реестре Правительства РФ № 616 от 21.06.2012 года есть определенные исключения, которыми можно воспользоваться и не проводить торги в электронной форме:

  • продукция или сделка входит в перечень, но информация о ней не может быть размещена на сайте;
  • сумма договора не превышает 100 тысяч рублей;
  • сведения, заключающиеся в документации, проекте контракта, извещении, относятся к государственной тайне;
  • сделка совершается агентом у единственного поставщика и соответствует нормам его Положения о закупках. То есть, если клиент внесет такую норму в свое Положение, то он может и не проводить электронные тендеры, даже если ему необходим товар из Перечня № 616. Приобретатель может воспользоваться правовым «окном», но контролирующими органами это может быть расценено как злоупотребление, так как изначально противоречит цели контрактной системы. Рано или поздно в № 223-ФЗ будут внесены изменения, и данные действия станут невозможными. Рекомендуем как можно скорее приспосабливаться к покупкам через интернет и учиться их проводить;
  • срочная потребность в товаре, работе, услуге в связи с произошедшей аварийной, чрезвычайной ситуацией, неотложным медицинским вмешательством, наступлением обстоятельств непреодолимой силы или в связи с предотвращением опасности их возникновения. Так, если случилась авария, то оформите соответствующий акт, который будет подписан представителями заказчика и виновной стороны, а также лицами, незаинтересованными в исходе дела. Органы контроля будут проверять приобретателя с особой тщательностью, – если подобные случаи повторяются слишком часто, у них есть повод думать о поддельности оформленных актов.

Приобретатель вправе увеличить список товаров для приобретения в электронной форме в своем Положении о закупках. Если он добровольно расширяет перечень № 616, то несет ответственность за его исполнение.

  • Специалист по тендерам: человек, от которого может зависеть будущее вашей компании

Условия, которые диктует интернет-площадка

Электронная платформа приобретений – совокупность технических и информационных решений, которые обеспечивают построение взаимоотношений между заказчиком и поставщиком посредством соответствующих каналов связи.

Чтобы стать участником электронных торгов, необходимо быть аккредитованным на той или иной торговой площадке. В случае отсутствия аккредитации потенциальный поставщик или покупатель не сможет участвовать в торгах и на соответствующих сайтах будет только видеть данные о проходящей торговле.

Уполномоченный заказчик может формировать аукционы, участвовать во всех этапах, определять участников, а также осуществлять все виды закупок, не ограничивая себя по номенклатуре. Подтвержденный поставщик, соответствующий требованиям клиента, согласившийся с условиями документации (срок, цена, качество, гарантия, ответственность, условия оплаты и т. п.) и предоставивший наименьшую стоимость выполняемой поставки, становится победителем в электронном аукционе.

Рассмотрим федеральные электронные ресурсы.

1. «Сбербанк – АСТ» – www.sberbank-ast.ru

Сайт создан 01.07.2009 года и относится к дочерней структуре «Сбербанка России». Здесь проводятся как электронные государственные закупки, так и тендеры корпоративного характера, а также торги по продаже имущества компаний-банкротов. Платформа формата B2C была открыта летом 2013 года. Только за три квартала 2015 года на ней было проведено более 600 процедур на общую денежную сумму более 950 млрд рублей.

2. «Единая электронная торговая площадка» – www.roseltorg.ru

Основана в 2009 году Правительством Москвы (52 %) и Банком Москвы (18 %). Крупные клиенты государственного сектора располагаются в городах федерального значения РФ (города Москва, Санкт-Петербург) и в республике Башкортостан. Работает с такими крупнейшими ведомствами, как Министерство РФ по чрезвычайным ситуациям, Минобороны РФ и другие. Имеет большую базу клиентов, работающих в рамках № 223-ФЗ, включая «Росатом», «Ростелеком», Московский и Петербургский метрополитен и другие. Только в начале года было проведено более 200 тысяч торговых процедур на общую денежную сумму более 550 млрд рублей.

3. «РТС-Тендер» – www.rts-tender.ru

Образован 01.10.2010 года. Собственником является НП РТС (некоммерческое партнерство развития финансового рынка). Здесь проводятся примерно 60 % государственных закупок Сибирского федерального округа. Клиентами являются несколько общегосударственных ведомств. Площадка не проводит торгов по № 223-ФЗ, но при этом предлагает воспользоваться услугами своего партнера по бизнесу «OTC-tender». За 2015 год было проведено более 279 тысяч аукционов на общую денежную сумму более 661 млрд рублей.

4. Общероссийская система электронной торговли ГУП «АГЗРТ» – www.zakazrf.ru

Организована в 2005 году для обслуживания учреждений и компаний Республики Татарстан, но позже увеличила территорию оказания услуг. Клиентами являются различные муниципальные образования, органы исполнительной власти республики, военные учреждения, академия сельхознаук и другие. Только за девять месяцев 2015 года на ней было проведено 33 тысячи торгов на общую денежную сумму более 73 млрд рублей.

Коммерческие ресурсы

1. ЭТПB2b-center – www.b2b-center.ru

Объединил в себе 30 электронных торговых площадок, которые ведут деятельность для разных сфер экономики, таких как машиностроение, энергетика, металлургия, телекоммуникация, нефтехимия, автопромышленность, агропромышленный сектор, гражданская авиация, нанотехнологии, жилищно-коммунальный сектор и другие сферы.

2. ЭТП Фабрикант – www.fabrikant.ru

Здесь существует возможность подписать контракт с крупным заказчиком и тем самым значительно расширить рынок сбыта. С 2006 года портал остается единственной системой, через которую проходит реализация имущества компаний, признанных банкротами.

3. Электронная торговая площадка ГПБ – etpgpb.ru

Является дочерней компанией ОАО Банка ГПБ и была основана для качественного обслуживания первостепенных клиентов в сфере формирования процедур закупок. Клиенты: ГК ОМЗ, ГК ОАО «Газпром», ОАО «Корпорация «ВНИИЭМ», ОАО «Военторг», ОАО «Корпорация «Комета» и еще порядка 50-60 крупных российских потребителей.

4. Торговая платформа «ELECTRO-TORGI.RU» – universal.electro-torgi.ru

Является универсальной и предлагает свои услуги в сфере организации электронных закупок, связанных с реализацией заложенного имущества, имущества должников по исполнительному производству, а также по сбыту различных товаров и услуг в пределах коммерческих приобретений.

5. Группа электронных площадок ОТС.RU – www.otc.ru

Была создана для проведения торговой деятельности при тесном сотрудничестве с ООО «РТС-тендер», является проектом ЗАО «Внебиржевые рынки». На OTC.RU можно провести как государственные и муниципальные закупки, так и коммерческие торги. Все площадки основаны на базе биржевых разработок РТС, они надежны и просты в использовании. В ОТС.RU включены: OTC-crypto, OTC-agro, OTC-market, ОТС-tender, SecondShares, ОТС-finance.

  • Как выбрать и использовать облачные технологии для бизнеса

Критерии выбора сайта для электронных торгов

  1. Сколько из зарегистрированных поставщиков может принимать участие в тендере. На определенных интернет-страницах в торговле могут участвовать только 15 % поставщиков, внесших абонентский взнос, у других это право отсутствует.
  2. Аккредитована ли электронная платформа для организации госзакупок. Аккредитация является гарантом благонадежности. Подтвержденные сайты для проведения государственных закупок: Сбербанк России, «РТС-тендер», площадка Правительства Москвы, ММВБ, Правительства Республики Татарстан.
  3. Число жалоб на работу электронного ресурса. При выборе можно провести анализ жалоб, которые подают участники тендеров в ФАС. На портале http://zakupki.gov.ru имеется возможность внимательно ознакомиться с претензиями участников торгов.

Как принять участие в электронных торгах: пошаговая инструкция

1. Получаем электронную подпись.

Путем электронной цифровой подписи (ЭЦП) участник идентифицирует себя. ЭЦП – это ключ, который выглядит как флеш-карта. Он подтвердит, что именно вы сделали ценовое предложение в аукционе, а при выигрыше – на законных основаниях подписали контракт. ЭЦП в сети Интернет можно сравнить по значимости с паспортом гражданина. С его помощью вы сможете подписать любой документ, проверить подпись пользователя на достоверность, а подписанный акт – на возможность внесения поправок после заключения.

Проверка ЭЦП на подлинность может быть выполнена на основании ключей дешифрования и шифрования. Адресант, применяя необходимое программное обеспечение и ключ, производит некую последовательность знаков, являющуюся частью отправленной информации. Адресат пользуется таким же ПО и ключом дешифрования с целью распознавания полученной информации и проведения определенной проверки. Благополучное завершение ревизии означает, что полученная информация аналогична отправленной и, следовательно, не была изменена после ее подписания. Генерация последовательности знаков в описываемом процессе и есть ЭЦП.

Сертификаты ключей может выдать только специализированный удостоверяющий центр (УЦ). Он регистрирует пользователей, прекращает, ликвидирует, восстанавливает действие сертификата ключа. Центр оказывает техподдержку действия ЭЦП. Лицо, желающее участвовать в электронном документообороте, для получения ЭЦП может обратиться в любой удобный для него авторизованный УЦ.

На сайте ЭЦП в РФ http://iecp.ru/ep/uc-list вы можете изучить полный перечень действующих авторизованных УЦ России.

2. Выбираем интернет платформу и проходим аккредитацию.

Пакет документов для подтверждения участника закупки одинаков для пяти вышеуказанных федеральных площадок. Но регистрация на коммерческих сайтах требует расширенного перечня документов и может отличаться по составу. Чтобы аккредитоваться на торговой площадке, например, Роснефти, участнику придется выложить массу информации, в том числе о конечных бенефициарах.

Итак, чтобы успешно пройти подтверждение на федеральном электронном ресурсе, нужно приготовить скан-версии следующих бумаг:

  • все страницы устава организации, которые прошиваются и нумеруются, включая последний лист с отметкой налогового органа. Устав подписывается уполномоченным лицом, проставляется печать компании. ИП и физические лица предоставляют копии всех страниц паспорта;
  • оригинал выписки из ЕГРЮЛ или заверенная нотариусом копия (для юридических лиц). Те же правила действуют в отношении ИП (выписка из ЕГРИП). Документ должен быть выдан налоговым органом не ранее чем за шесть месяцев до момента обращения с целью аккредитации;
  • решение об одобрении крупных сделок с установлением конкретной предельно максимальной суммы сделки;
  • акт, подтверждающий полномочия руководителя компании (решение или протокол об избрании, приказ о вступлении в должность).

Если все действия на торговой площадке будет проводить не глава компании, то, помимо указанных свидетельств, приложите доверенность, которая подтверждает полномочия доверенного лица.

Заранее подготовьте скан-версии документов в любом из следующих форматов: .doc, .txt, .pdf, .docx, .jpg, .rtf, .zip, .gif, .7z, .png, .rar.

Заявление на аккредитацию оформите по предложенной форме. Необходимо внимательно и без ошибок заполнить строки и прикрепить файл, который содержит в себе все скан-версии необходимых документов, удостоверенных ЭЦП. Хотим отметить, что действующим законодательством не запрещено направлять на торговый сайт заявление участника в свободной форме. Обязательно укажите номер ИНН и актуальный электронный адрес. На почту будет приходить множество информации по закупкам, поэтому внимательно проверьте ее достоверность перед отправкой.

Решение об аккредитации или отказе в ней оператор площадки обязан направить участнику не позднее пяти рабочих дней с момента поступления обращения. Он может отказать в двух случаях: заявитель не предоставил необходимые свидетельства или предоставил, но они не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Решение направляется на e-mail, указанный в заявлении. При отказе в аккредитации оператор обязан указать причину (несоответствие документов законодательству, отсутствие конкретных актов). Как только участник устранит возникшие нарушения, он может повторно обратиться за подтверждением.

Уведомляя об итогах аккредитации, оператор должен приложить реквизиты лицевого счета, по которому участник электронных торгов будет проводить операции по обеспечению заявок.

После получения полномочий администратор заносит сведения по поставщику в реестр. Действие аккредитации продолжается в течение трех лет с момента получения участником извещения от оператора. Аккредитованная сторона вправе принимать участие во всех проводимых там аукционах. Поставщик берет на себя обязанность предоставлять достоверные данные о себе, то есть должен постоянно контролировать изменения, происходящие в документах и направлять их оператору площадки.

Поставщик не может участвовать в закупках с момента уведомления о том, что до окончания аккредитации осталось три месяца. Участник должен заранее позаботиться о прохождении подтверждения. Рекомендованный срок для переаккредитации – шесть месяцев до окончания срока прежней.

3. Пополняем лицевой счет.

Как только аккредитация подтвердилась, для участника открывается лицевой счет. Поставщик переводит на свой счет денежные средства с целью обеспечения заявки на участие в аукционе. Заказчик самостоятельно определяет точную сумму. Как правило, она равна 0,5-5 % от начальной цены контракта. На время проведения торгов денежная сумма блокируется. Позднее вложенные в обеспечение деньги возвращаются, но для этого необходимо подать специальное заявление, подписанное ЭЦП.

4. Передаем заявку на участие в электронной закупке.

Только после выполнения предыдущих трех шагов организация получает право предъявить требование на участие в тендерах. Компания должна заняться его подготовкой за несколько дней до подачи на торговую площадку. Рассмотрим особенности передачи обращений:

  • это происходит только в электронном виде;
  • если начальная максимальная цена (НМЦ) закупки не превышает 3 млн рублей, то срок предъявления заявки с момента опубликования составляет не менее семи дней, при превышении 3 млн рублей НМЦ – не менее 15 дней;
  • предприятие подает обращение, состоящее из двух частей, единовременно;
  • параллельно фирма предоставляет обеспечение, при этом тендерный кредит является наиболее приемлемым способом;
  • даже если компания победила, предложив наиболее выгодную цену, это не означает, что именно с ней будет заключен контракт, так как рассмотренная вторая часть может быть отклонена.

Чтобы сформировать обе части заявления, сделайте скан-версии документов и прикрепите их на сайт в специализированных формах, которые вы сможете увидеть, как только выберите конкретные электронные закупки и активируете кнопку о принятии участия.

Все другие документы будут добавлены автоматически к заявке из личного кабинета, поэтому важно контролировать актуальность предоставляемых сведений о компании.

Загруженный пакет свидетельств удостоверяется цифровой подписью и направляется на рассмотрение путем активации соответствующей кнопки. На каждой платформе есть свои особенности в подписании требования. Так, на Сбербанк-АСТ сначала заверяется каждая прикрепляемая бумага, а затем – заявка, на остальных площадках – только обращение.

5. Ожидаем решения о вашем участии.

При рассмотрении первых частей заявок заказчик либо допускает участников до аукциона, либо отклоняет. Вплоть до рассмотрения вторых частей имена контрагентов скрыты.

6. Принимаем участие в закупках.

Когда компания допущена к участию в аукционе, назначается дата его проведения. В определенные день и час участники подают ценовые предложения. На совершение аукционного шага дается 10 минут, а размер его составляет 0,5-5 % от НМЦ.

По окончании торгов рассматриваются вторые части заявок, публикуется протокол их рассмотрения и, как следствие, акт с подведением итогов, а также указанием поставщика-победителя.

7. В случае победы загружаем банковскую гарантию.

Предприятие загружает на торговую площадку банковскую гарантию (БГ), которая является поручительством добросовестного исполнения всех обязанностей, обусловленных контрактом. БГ дается банками на денежную сумму равную 30 % от НМЦ, при этом финансово-кредитные организации получают вознаграждение в размере 2-4 % от денежной суммы обеспечения.

8. Подписываем контракт.

Победитель заключает соглашение, направляемое заказчиком, с помощью ЭЦП. Затем его подтверждает покупатель, и с этого момента оно считается действующим. Просим обратить внимание, что все документы подписываются только в электронном виде.

Признаки того, что проведение торгов было мошеннической схемой

1. Короткие сроки. На каждую поставку товара, выполнение работ или услуг требуется достаточное количество времени. Если в проекте контракта определено время, за которое нереально его исполнить, то, как правило, речь идет о фальсификации. Например, вы заинтересовались поставкой офисной техники, срок доставки которой четыре рабочих дня, но в действительности такую покупку можно произвести в течение месяца. Соответственно, вы попали на коррупционную схему. Такие условия свидетельствуют о том, что товар уже был доставлен, но для исполнения электронных торгов по № 44-ФЗ заказчик прикрыл себя фальсифицированными сделками.

2. Техническое задание с особыми обстоятельствами. Иногда аукцион специально формируется так, чтобы его условия мог исполнить только определенный поставщик. Приведем в качестве примера известную закупку медицинского оборудования в Москве, произошедшую пять лет назад. У компьютерных томографов существует планка высотой около 1,5 метров. Большинство производителей выпускают томографы с высотой планки 1,5-1,52 метров, и только единственная компания производит это оборудование с высотой планки в 1,54 метров. То есть заказчик при формировании аукционной документации сделал «заточку» на конкретного производителя путем указания точной высоты планки, длина которой совершенно не влияет на качественные характеристики оборудования. Находя подобные условия аукциона, следует подробно ознакомиться с документацией, проанализировать ее и, если вам это интересно, жаловаться в ФАС на ограничение конкуренции.

3. Лимит на субподряд. В аукционной документации заказчик вправе разрешить или ограничить подрядчика (исполнителя) на субподряд (соисполнительство). Это законное право клиента зачастую является оправданной мерой в закупке однотипной продукции (например, канцелярских товаров), так как есть компании, которые регулярно принимают участие в электронном аукционе, в котором деятельность по покупке предмета изначально планировалась как посредническая. То есть фирма, выступая посредником, отдает заказ третьим лицам и имеет от такой сделки 20-30 % от суммы контракта. При таких сомнительных операциях страдает качество поставленного товара. Не стоит ограничивать исполнителя в субподряде, если продукты, объединенные в один лот, не являются однотипными. К примеру, предметом контракта является поставка канцелярских товаров и сейфов. В данном случае исполнитель должен будет прибегнуть к сотрудничеству с поставщиком сейфов. Когда субподряд запрещен, как правило, это «заточка» под конкретного поставщика.

4. Скрытые закупки. Покупатели прибегают к следующей хитрости: специально делают ошибку в предмете электронных торгов, чтобы поставщики не смогли его найти. Так, из названия «Проведение мероприятий в связи с обеспечением государственного учреждения» не разобраться, что заказчик сформировал в одном аукционе несколько лотов, а именно: поставка программного обеспечения, его модернизация и обучение. Такие заявки формируются под конкретных исполнителей, что является нарушением антимонопольного законодательства.

Организация торгов в электронной форме

Для начала потребитель определяет, что он будет закупать этим путем. Интернет-закупки по № 44-ФЗ строго регламентированы, а по № 223-ФЗ покупателю дается право установить свои правила, не противоречащие законодательству. Потребитель самостоятельно разрабатывает Положение о закупках своего учреждения и руководствуется прописанными в нем нормами. Ориентиром на разъяснение электронных торгов по № 223-ФЗ может стать ФАС.

Разберем два варианта действий заказчика.

1. Принимаем заявки по e - mail .

Например, в Положении о закупках клиент прописал, что для их учреждения электронными торгами является взаимообмен электронными письмами. Покупатель должен взять на себя обязательство бесперебойной работы почты, чтобы обеспечить принципы справедливости и равенства при процедуре подачи заявок. Приобретатель не сможет поручиться за бесперебойную деятельность провайдера, работа которого может быть прервана в связи с техническими неполадками.

Недобросовестный участник может подать заявление, заранее зная, что не соответствует условиям закупочной документации. Потребитель при этом несет риск невыполнения обязательств по контракту.

Даже если этап приема заявок прошел гладко, как заказчик сможет гарантировать участникам одновременное открытие заказов? Скорее всего, они будут вскрыты им заранее, тем самым оказывая предпочтения определенным поставщикам.

Самый большой риск коррупционных действий подстерегает клиента на этапе приема и вскрытия заявок, тем самым он нарушает ч. 1 ст. 17 ФЗ о защите конкуренции.

Также покупатель столкнется с трудностями проведения аукциона и подачи ценовых предложений. Это практически нереально выполнить, используя в качестве торговой площадки почтовый сервис.

Вывод: огромные риски несет организатор торгов посредством использования почтового ящика. Данный метод не облегчит работу, а только создаст массу проблем в соблюдении антимонопольного законодательства.

2. Организуем электронную форму закупки через оператора интернет-сайта.

В случае фиксации в Положении правил проведения тендеров через торговые инет-платформы, ответственность за оператора полностью лежит на заказчике. В № 223-ФЗ отсутствует понятие «оператор электронной площадки», соответственно, сайт не является субъектом интернет-закупок и не может быть носителем ответственности по № 223-ФЗ.

Инет-страницы не гарантируют беспрерывную работу, а при возможных нарушениях и жалобах участников ответственность несет покупатель. В случае признания претензии обоснованной, ему будет выдано предписание. При отказе от его выполнения штраф в сумме до 500 тысяч рублей накладывается на потребителя.

Рекомендуем приобретателям с особой осторожностью подходить к выбору оператора. Обязательно отметьте зону ответственности друг друга. В Положении лучше зафиксировать, что правила проведения конкретного способа закупки, определенного в Положении учреждения, и правила проведения на электронной площадке могут иметь различия, учитывая функционал оператора платформы.

То есть, если оператор не дает вам полную гарантию соблюдения Положения о закупках вашего предприятия, то действия, совершенные вне его рамок, будут признаны необоснованными и несоответствующими нормам вашего документа и, соответственно, будут квалифицированы в виде правонарушения по ч. 1 ст. 2 ФЗ. Такие правонарушения приводят к выдаче предписаний, которые заставят внести изменения и дополнения во внутреннюю документацию, а также повторно провести торги.

Как сделать электронную торговлю наиболее выгодной

  1. Планирование и бюджетирование. Сотрудники вашей компании должны провести мониторинг электронных площадок на предмет определения цен закупок товаров, которые нужны вам. Например, на «РТС-тендер» эти данные являются открытыми.
  2. Поиск потенциальных поставщиков. Вы можете проводить отборы на интернет-платформах. Так, «Газпром» ежегодно, используя информацию сайта, составляет перечень детских лагерей, а в кон?

Торги в электронной форме (электронные торги) - это урегулированная нормами права система общественных отношений между участниками электронного взаимодействия размещенной в сети Интернет информационной системы общего пользования, с использованием которой эти участники совершают между собой гражданско-правовые сделки по реализации товаров, работ или услуг.

Процесс проведения электронных торгов в электронной форме является регламентированным процессом, который включает в себя выполнение функций подготовки, получения, анализа, обработки и предоставления информации, касающейся участников электронного взаимодействия.

Работа участника электронного взаимодействия на электронной площадке возможна при одновременном выполнении им следующих требований, предъявляемых:

  • к техническому обеспечению рабочей станции (компьютеру);
  • к программному обеспечению;
  • к организации электронного документооборота.

Общие положения

В зависимости от целей проведения, электронные торги делятся на четыре подвида:

  • торги, проводимые с целью размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • торги, проводимые с целью реализации имущества должников в деле о банкротстве;
  • торги по продаже арестованного имущества;
  • торги, проводимые по заказу коммерческих организаций (электронная коммерция).

Каждая разновидность электронных торгов имеет свои особенности. При этом всем электронным торгам присуще и общие родовые (системные) признаки:

  • первый - в торгах одинаковый состав участников электронного взаимодействия (статья 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи»), состоящий из трех элементов:
  1. организатор торгов;
  2. оператор электронной площадки;
  3. пользователи электронной площадки.
  • второй - торги проводятся на электронной площадке, которая является способом связи этих трех элементов, то есть структурой системы, призванной своевременно обеспечивать участников электронного взаимодействия необходимой информацией.

Оператор электронной площадки - российское юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся законными правообладателями размещенной в сети «Интернет» информационной системы общего пользования, с использованием которой участники электронного взаимодействия посредством обмена информацией проводят торги.

Организатором торгов является лицо, заключившее с оператором электронной площадки договор с целью поиска лица, заинтересованного в заключении сделки с имуществом (имущественными правами), выставленном на торги в качестве лота.

Пользователи электронной площадки - государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, имеющие намерение приобрести информацию, хранящуюся в информационной системе оператора электронной площадки или использующие указанную информацию с целью заключения договора, предметом которого является реализация товаров, работ или услуг.

Электронная площадка представляет собой размещенную в сети Интернет информационную систему общего пользования, с использованием которой участники электронного взаимодействия посредством обмена между собой информацией проводят электронные торги. Объем родового понятия «информационная система» раскрывается в подпункте 3 статьи 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В частности, под информационной системой понимается совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий и технических средств. Электронная площадка как разновидность этой информационной системы состоит из пяти элементов:

  • доменное имя сайта в сети «Интернет»;
  • база данных;
  • программно-аппаратный комплекс;
  • канал связи;
  • служба технической поддержки.

Электронные торги с целью размещения госзаказа

Торги в электронной форме с целью размещения госзаказа - это урегулированные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (закон № 44-ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2014 года) отношения между участниками электронного взаимодействия размещенной в сети Интернет информационной системы общего пользования, с использованием которой осуществляется размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в форме открытого аукциона и запроса котировок. До 1 января 2014 года торги в сфере госзаказа регулировались законом № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Основным видом закупок являются электронные аукционы. Для того, чтобы принять участие в аукционе проводимом в соответствии с 44-ФЗ, необходимо быть зарегистрированным и аккредитованным участником федеральной электронно-торговой площадки. Для прохождения процедуры регистрации и дальнейшей аккредитации необходимо иметь усиленную квалифицированную электронную подпись. Усиленную электронную подпись можно получить в одном из аккредитованном Министерством Экономики РФ Удостоверяющем центре. По состоянию на ноябрь 2014 года самым оптимальным способом получения электронной подписи для торгов по 44-ФЗ является заявка через так называемые ЭЦП Центры, они предназначены для координации Удостоверяющих Центров по региональной принадлежности, таким образом конечный пользователь получает ЭП в своем городе. ЭЦП Центр способствует расширению конкуренции на рынке электронных торгов, так как ранее представителям малого бизнеса было сложно получить ЭП, например, в Москве, находясь на Камчатке.

Электронные торги в деле о банкротстве

Торги в электронной форме в деле о банкротстве - это урегулированные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» отношения между участниками электронного взаимодействия размещенной в сети Интернет информационной системы общего пользования, с использованием которой осуществляется реализация имущества должников в форме открытого аукциона , открытого конкурса и/или публичного предложения.

Электронные торги в деле о банкротстве являются обязательными с 2011 года.

По состоянию на май 2013 года в России действуют 48 электронных площадок.

Конечным юридически значимым (правовым) результатом каждых конкретных электронных торгов в деле о банкротстве является только определение победителя торгов, которому арбитражный управляющий в последующем должен направить предложение (оферту) заключить договор купли-продажи предприятия или иного имущества должника, выставленного на торги. В деле о банкротстве подписанный организатором торгов с покупателем имущества протокол силы договора не имеет. Этим эта разновидность торгов принципиально отличается от торгов, проводимых по реализации имущества в рамках исполнительного производства , которые, в свою очередь, являются торгами именно по непосредственной продаже имущества и на которых итоговый протокол торгов имеет силу договора.

Контрактная система

Закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 г.

Введение

С 1 января 2014 года вступил с силу закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ). Часть положений Закона вступила в силу непосредственно 1 января 2014 г., некоторые его положения вступят в силу в более поздние сроки и окончательно Закон начнет действовать с 1 января 2017 г.

Закон полностью заменил Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ).

Таким образом, в России создается контрактная система закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, включающая в себя участников и осуществляемые ими действия. Закон № 44-ФЗ регулирует госзакупки на всех этапах от планирования и до оценки их эффективности.

Согласно Закону № 44-ФЗ вводятся новые способы определения поставщиков: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений.

Также изменились правила: определения начальной цены, оценки заявок на участие в госзакупках, изменения и расторжения госконтракта, надзора за деятельностью заказчиков и исполнения заключенных контрактов.

Эти новые положения Закона № 44-ФЗ требуют утверждения необходимых подзаконных актов, большую часть утверждаемых Правительством РФ.

Рассмотрим подробнее, предусмотренные Законом № 44-ФЗ, этапы осуществления госзакупок.

Планирование госзакупок

В соответствии с Законом № 44-ФЗ каждая закупка должна быть запланирована. Заказчики обязаны утверждать план закупок на срок действия соответствующего закона о бюджете. Данные требования вступают в силу с 1 января 2015 г.

План содержит: цели, наименование, описание, объем закупаемых объектов, сроки, объемы финансового обеспечения, и некоторые другие сведения.

Согласно планам закупок заказчики обязаны формировать планы-графики, являющиеся- основанием для осуществления закупок. Закупка осуществляется, только если она включена в план-график. Это требование вступает в силу с 1 января 2016 г.

Планы-графики по каждой закупке должны содержать: следующие сведения:

  • условия контрактов, включая требования к объектам закупок;
  • способ определения поставщиков обоснование его выбора;
  • размеры обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта.

Закон № 44-ФЗ определяет также случаи обязательного изменения плана-графика. Например, когда вносятся коррективы в план закупок.

Обоснование и нормирование закупок

Обоснование закупок

Закон № 44-ФЗ обязывает заказчиков обосновывать каждую закупку. Обоснование закупок осуществляется при формировании плана закупок и плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемых закупок их целям. Нормы об обосновании закупок вступают в силу с 1 января 2015 г.

Планы закупок должны содержать обоснование того факта, что объект закупки обеспечит достижение целей закупки. План график должен обосновывать начальную цену контракта и способ определения поставщика. Виновные в необоснованной закупке, привлекаются к административной ответственности.

Нормирование закупок

Процесс нормирования представляет собой установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) определение нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков.

Общественное обсуждение закупок

Правительство РФ в соответствии с Законом № 44-ФЗ установливает случаи обязательного общественного обсуждения закупок и порядок его проведения. Обсуждение должно начинаться с даты размещения планов закупок в единой информационной системе и заканчиваться за пять дней до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Осуществлять закупки, подлежащие общественному обсуждению, без проведения такого обсуждения запрещается.

Единая информационная система

Единая информационная система (ЕИС) - это система, содержащая данные обо всех этапах госзакупок, начиная с планирования. ЕИС, является инструментом сбора и контроля взаимного соответствия сведений в различных документах закупок. В ЕИС включаются документы по планированию и реализации закупок, а также иные сведения, предусмотренные Законом № 44-ФЗ. В ЕИС вносятся все реестры, предусмотренные Законом № 44-ФЗ. Могут создаваться региональные и муниципальные информационные системы (ИС), интегрируемые с ЕИС.

Для подписания электронных документов в ЕИС предусмотрено использование усиленной неквалифицированной электронной подписи. .

Сроки и порядок ввода ЕИС в эксплуатацию устанавливает Правительство РФ. До ввода ЕИС в эксплуатацию информация, которая должна в ней содержаться, будет размещаться на сайте zakupki.gov.ru

Новые требования к процедуре заключения и содержанию контрактов

Закон № 44-ФЗ устанавливает новые требования для:

  • участников закупок,
  • сообщения сведений о выгодоприобретателях
  • описания объекта закупок,
  • обоснования начальной цены контракта,
  • обеспечения заявки на участие в закупке,
  • обеспечения исполнения контракта,
  • борьбы с демпингом,
  • оценки заявок,
  • способов определения поставщика.

Требования к участникам закупок

Требования, которые Закон № 94-ФЗ предъявляет к участникам торгов, практически в неизменном виде включены в ст. 31 Закона № 44-ФЗ, действие которой распространяется на закупки любым способом.

Изменения касаются лишь следующих требований:

  1. Об отсутствии недоимок, теперь при расчете таких сумм не учитываются следующие суммы:
    • на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит,
    • которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ;
    • по которым имеется решение суда о признании уплаты этих сумм исполненной;
    • которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством.
  2. Об обязанности заказчика проверять факт отсутствия участника юридического лица, его учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа – в реестре недобросовестных поставщиков.
  3. Об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты. В соответствии с Законом № 44-ФЗ данное требование устанавливается к участникам закупки в обязательном порядке, а не по усмотрению заказчика, как это ранее было предусмотрено в Законе № 94-ФЗ.

Кроме того, добавлен ряд новых требований:

  1. правомочность участника закупки заключать контракт;
  2. отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера участника закупки - юридического лица судимости за преступления в сфере экономики, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности, и административного наказания в виде дисквалификации.

Если заказчик обнаружит, что поставщик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам процедуры закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям - он обязан отказаться от исполнения уже заключенного контракта.

Сообщение сведений о выгодоприобретателях

Участник закупки, заключающий контракт с начальной ценой выше установленной Правительством РФ, обязан предоставить заказчику сведения о фамилиях, именах и отчествах следующих физических лиц:

  • своих выгодоприобретателей то есть физических лиц, которые напрямую или косвенно владеют более чем 10% голосующих акций либо долей, превышающей 10% в уставном капитале;
  • членов коллегиального исполнительного органа;
  • руководителя учреждения или унитарного предприятия;
  • иных органов управления юридических лиц участников закупки.

Данная обязанность участника закупки должна быть прописана в заключаемом контракте. При ее отсутствии суд может признать контракт недействительным. Информация о выгодоприобретателях должна представляться участником закупки не позднее чем за семь дней до даты заключения контракта. В контракте должно быть предусмотрено условие, об ответственности за не предоставление такой информации в форме взыскания пеней в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты ставки рефинансирования от цены контракта. Пени подлежат начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

Описание объектов госзакупок

Законом № 44-ФЗ вводятся единые требования к описанию объекта закупок, в документации о закупке, независимо от способа их осуществления.

Описание объекта закупки должно носить объективный характер, содержать указания на функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики. В описание не должны включаться сведения о товарных знаках, знаках обслуживания, фирменных наименованиях и иных способах идентификации конкретного товара или производителя, а также требования которые влекут за собой ограничение количества участников закупок. Исключение допускается только в случае, если нет другого способа обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Введено требование о том, что описание объекта закупки должно содержать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся его технических и качественных характеристик, которые установлены требованиями, предусмотренными законодательством о техническом регулировании.

Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг потребностям заказчика. В ней указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Начальная (максимальная) цена контракта

Положения о таком обосновании действуют и применительно к цене контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

Заказчики обязаны руководствоваться одним или несколькими из следующих методов обоснования начальной цены контракта:

  • метод сопоставимых рыночных цен;
  • нормативный метод;
  • тарифный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • затратный метод.

Приоритетным является метод сопоставления рыночных цен. Остальные могут применяться только в определенных случаях.

При использовании метода сопоставления рыночных цен заказчик устанавливает начальную цену контракта на основании информации о рыночных ценах закупаемых идентичных товаров, работ и услуг, а при отсутствии идентичных товаров, работ и услуг – их однородных видов.

Вопрос об идентичности или однородности товаров, работ и услуг заказчик должен решать самостоятельно, руководствуясь методическими рекомендациями, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Определен только общий подход к тому, какие товары, работы и услуги признаются идентичными, а какие - однородными.

Перечислено также, какую информацию о ценах товаров, работ и услуг заказчик может использовать в целях определения начальной (максимальной) цены контракта. Это может быть информация об исполненных контрактах, либо информация о котировках на электронных площадках, а также данные государственной статистической отчетности.

Обеспечение заявок

Подробно описаны в Законе № 44-ФЗ правила обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов. Соответствующие нормы выделены в отдельную статью 44 Закона № 44-ФЗ. Обратим внимание, что заказчик обязан теперь самостоятельно устанавливать требование к обеспечению заявок.

Размер обеспечения должен составлять от 0,5% до 5% начальной цены контракта, а при проведении аукциона с начальной ценой контракта не выше 3 млн руб. - 1%.

Допускаются два способа обеспечения заявок: внесение денежных средств и предоставление банковской гарантии.

Обеспечение заявок при проведении электронного аукциона может предоставляться только путем внесения денежных средств.

Для других способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), если это будет предусмотрено конкурсной документацией, участники процедур закупок смогут предоставлять обеспечение в форме безотзывной банковской гарантии , выданной банком, который включен в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть внесена в реестр банковских гарантий.

Также установлены требования к содержанию банковской гарантии и условия ее приема заказчиком в качестве обеспечения.

Если до дня рассмотрения и оценки заявок на счет, указанный заказчиком в документации, не поступили денежные средства, являющиеся обеспечением заявки, то участник конкурса или аукциона признается не представившим обеспечение заявкиПри проведении электронного аукциона участник должен перечислить денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки, на счет оператора электронной площадки.

Оператор электронной площадки обязан в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе блокировать денежные средства в размере обеспечения такой заявки. Отсутствие на указанном счете средств, достаточных для обеспечения заявки, влечет возврат заявки участнику.

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, возвращаются участнику конкурса или аукциона в следующих случаях:

  • подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, протокола закрытого аукциона. При этом обеспечение возвращается всем участникам, кроме победителя. Победителю обеспечение возвращается после заключения контракта;
  • отклонение заявки участника закупки;
  • отмена определения поставщика;
  • отзыв заявки участником до окончания срока подачи заявок;
  • получение заявки на участие в процедуре определения после окончания срока подачи заявок;
  • отстранение участника закупки от участия в определении поставщика или отказ заказчика от заключения контракта с победителем.

Предусмотрено также несколько оснований невозврата заказчиком обеспечения заявок Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, не возвращаются (при проведении электронного аукциона - перечисляются на указанный заказчиком счет), либо денежные суммы по банковской гарантии уплачиваются в следующих случаях:

  • уклонение или отказ участника закупки от заключения контракта;
  • не предоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом № 44-ФЗ, обеспечения исполнения контракта заказчику до заключения контракта;
  • изменение или отзыв участником закупки заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после истечения срока окончания подачи таких заявок.

Обеспечение исполнения контракта

Вводится обязанность заказчика устанавливать требование об обеспечении исполнения практически всех государственных и муниципальных контрактов. Исключение предусмотрено только для некоторых видов госконтрактов, заключаемых с единственным поставщиком: для таких контрактов заказчик вправе установить обеспечение, но не обязан это делать.

Также определено, что положения об обеспечении исполнения контакта не применяются, если участником закупки является государственное или муниципальное казенное.

Исполнение контракта может быть обеспечено либо внесением денежных средств на счет заказчика, либо предоставлением банковской гарантии по выбору участника закупки. В отношении банковской гарантии устанавливается требование о том, что срок ее действия должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Законом № 44-ФЗ установлен следующий размер обеспечения:

  • от 5% до 30%от начальной цены контракта, если она равна или менее 50 млн руб.;
  • от 10% до 30% процентов от начальной цены контракта, если она превышает указанную сумму. Если контрактом предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения контракта не может быть меньше аванса.

Размер обеспечения может быть уменьшен в ходе исполнения контракта по инициативе поставщика, который вправе предоставлять заказчику новое обеспечение, уменьшенное в соответствии с объемом выполненных обязательств по контракту. Одновременно с этим поставщик может изменить и способ обеспечения исполнения контракта.

Борьба с демпингом

При проведении конкурса и аукциона предусматривается повышенный размер обеспечения в ситуации, когда при начальной цене контракта более 15 млн руб. участник закупки снижает ее на 25% и более. В этом случае контракт заключается с победителем закупки только после того, как он предоставит обеспечение исполнения контракта, в полтора раза превышающее размер обеспечения, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса, если его выплата предусмотрена контрактом.

Если участник конкурса или аукциона снизит начальную (максимальную) цену контракта, не превышающую 15 млн руб., на 25% и более, то он обязан предоставить по выбору либо повышенное обеспечение, либо информацию об определенном количестве и стоимости госконтрактов, заключенных с таким участником и исполненных им без применения неустоек (штрафов, пеней).

Оценка заявок

Изменены критерии, по которым оцениваются заявки участников процедур закупок.

При проведении конкурса помимо цены контракта заказчик должен использовать еще хотя бы один из перечисленных ниже критериев:

  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров и на использование результатов работ;
  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок;
  • квалификация участников закупки, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и иных необходимых для исполнения контракта материальных ресурсов, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Такие критерии оценки, как срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, срок и объем предоставления гарантии качества товара, работ, услуг, в отличие от Закона № 94-ФЗ не рассматриваются.

В отношении цены контракта установлено, что значимость этого критерия не должна быть ниже значимости критерия расходов на эксплуатацию и ремонт товаров и на использование результатов работ. Если же государством установлены фиксированные цены на товары, работы, услуги, то заказчик вправе не использовать такие критерии.

Случаи применения иных критериев оценки заявок

Установлено два случая, когда заказчик вправе оценивать заявки по иным критериям:

  1. если проводится запрос предложений;
  2. если целью является заключение контракта, предусматривающего закупку товара или работы, последующее обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла). В этом случае вместо перечисленных выше критериев, возможно установление одного критерия - стоимости жизненного цикла товара или созданного объекта.

Способы определения поставщика

Законом № 44-ФЗ предусмотрены следующие способы определения поставщиков:

  • открытый конкурс;
  • конкурс с ограниченным участием;
  • двухэтапный конкурс;
  • электронный аукцион;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс и закрытый аукцион;
  • закупка у единственного поставщика.

Как можно видеть новыми способами определения поставщиков, введенными Законом № 44-ФЗ, являются конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений, закрытый конкурс с ограниченным участием, а также закрытый двухэтапный конкурс.

Аукцион, согласно Закону № 44-ФЗ, может проходить либо в виде электронного аукциона, либо в форме закрытого аукциона. Обратим внимание, что открытый аукцион может быть проведен только в виде электронного аукциона. Проведение открытых аукционов не в электронной форме исключено.

Статья подготовлена с использованием системы КонсультантПлюс

Детально познакомиться с изменениями в системе госзакупок, а также поучаствовать в тестовом аукционе в соответствии с требованиями 44-ФЗ и заключить контракт на площадке http://RTS-tender.ru Вы сможете посетив наш семинар

Инструкция участника электронных торгов (статья от 25.02.2010 г.)

Кустов Владимир Николаевич
Генеральный директор Удостоверяющего центра
Доктор технических наук, профессор

После регистрации заявки на участие в электронном аукционе, Оператор направляет уведомления по электронной почте и в личный кабинет, где указан номер извещения электронного аукциона, регистрационный номер заявки, дата и время получения заявки, дата и время проведения электронного аукциона. В течение часа проверяется наличие необходимой суммы, и эта сумма блокируется на счете для обеспечения заявки. Если таковая сумма отсутствует или выявлены иные нарушения условий подачи заявки, Оператор отправляет уведомление о возврате такой заявки с указанием причины.

С момента времени начала проведения аукциона осуществляется подача ценовых предложений. Номер участника присваивается при регистрации его заявки на участие в электронном аукционе и является анонимным.

Участники открытого аукциона подают предложения ниже текущего минимального предложения. Время, оставшееся до окончания подачи ценовых предложений, составляет десять минут с момента приема последнего предложения. Каждое ценовое предложение подписывается ЭЦП.

В течение десяти минут с момента завершения электронного аукциона начинается «борьба за второе место». Поставщики подают предложения о цене контракта независимо от «шага аукциона», но не ниже, чем последнее предложение минимальной цены контракта – цены победителя. Выигрывает тот, кто ранее других подает наименьшее ценовое предложение.

Заказчик рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе в течение шести дней со дня размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона. Если начальная цена контракта не превышает три миллиона рублей, срок рассмотрения вторых частей заявок не может превышать четыре дня со дня размещения протокола.

Контракт заключается с победителем электронного аукциона или иным Участником электронного аукциона при уклонении победителя и подписывается в электронной форме с применением ЭЦП. В течение пяти дней со дня получения проекта контракта Участник электронного аукциона направляет Оператору площадки, подписанную ЭЦП карточку проекта контракта.

По истечении десяти дней со дня размещения протокола подведения итогов электронного аукциона Заказчик должен подписать проект контракта.

Так же Заказчик имеет право установить требование обеспечения исполнения государственного контракта для победителя электронного аукциона, с которым заключается государственный контракт. Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать 30% от начальной цены контракта. Если начальная цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, Заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% от начальной цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Таким образом, ЭТП предоставляют поставщикам следующие основные преимущества:

  1. Минимум документов: вы аккредитуетесь в системе один раз и в дальнейшем для участия в торгах просто подаете заявку через Интернет. Нет необходимости собирать документы для участия в каждом аукционе.
  2. Многократная подача ценовых предложений: вы видите в реальном времени все ценовые предложения конкурентов, и у вас в любой момент есть возможность предложить цену, более привлекательную для госзаказчика.
  3. Честная конкуренция: работа системы полностью прозрачна для участников, ни госзаказчик, ни организатор торгов не может как-либо повлиять на результаты после начала торгов и обеспечить победу «своему» поставщику. Также исключаются неценовые методы конкуренции поставщиков. Побеждает тот, кто предложил наименьшую цену за тот же товар.
  4. Ответственность участников: благодаря использованию ЭЦП, извещение заказчика и ценовые предложения поставщиков имеют юридическую силу. Это значит, что в одностороннем порядке отказаться от заключения госконтракта по результатам торгов нельзя. Это защищает поставщиков от недобросовестности госзаказчиков и от конкурентов, подающих необоснованно низкие ценовые предложения.
  5. Бесплатное участие: все услуги системы оплачивает заказчик, поставщики не платят ни за регистрацию в системе, ни за участие в торгах. Единственное, что от вас требуется, - наличие ЭЦП (как получить ЭЦП).

Защита средств участников

Согласно регламентам, предложенным Минэкономразвития России и ФАС России, оператор ЭТП не вправе распоряжаться денежными средствами, находящимися на аналитических счетах участников госзаказа.

В свою очередь, участник размещения заказа вправе распоряжаться свободными денежными средствами, которые находятся на его счете для проведения операций по обеспечению его участия в открытых аукционах в электронной форме.

Вместе с тем, оператор обязан обеспечить конфиденциальность всего процесса открытия и ведения счетов участников в аналитическом учете, и кроме того, связанного с этим документооборота, в том числе при взаимодействии с кредитной организацией.

Подведение итогов аукциона

Открытый аукцион в электронной форме считается завершенным, если в течение 10 минут после последнего предложения о цене контракта не поступило ни одного предложения о более низкой цене контракта.

Если в процессе проведения аукциона были сделаны предложения с одинаковыми ценами контракта, лучшим признается предложение о цене контракта, поступившее ранее.

Если в течение десяти минут после начала проведения аукциона ни один из участников не подал предложение о цене контракта, аукцион признается несостоявшимся.

В течение 30 минут после окончания открытого аукциона оператором электронной площадки выкладывается протокол.

«В протоколе указываются адрес электронной площадки, дата, время начала и окончания открытого аукциона, начальная (максимальная) цена контракта, все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками открытого аукциона и ранжированные по мере убывания (в случае, предусмотренном частью 18 настоящей статьи, - по мере возрастания) с указанием порядковых номеров, присвоенных заявкам на участие в открытом аукционе в электронной форме, которые поданы участниками открытого аукциона, сделавшими соответствующие предложения о цене контракта, и с указанием времени поступления данных предложений» - Закон №94-ФЗ, статья 41.10., п.19.

Победитель определяется после проверки аукционной комиссией вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, а также документов, содержащихся в реестре участников размещения заказа на соответствие их требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.

Рассмотрение указанных заявок на участие в открытом аукционе начинается с заявки участника, предложившего наиболее низкую цену контракта и осуществляется с учетом ранжирования заявок на участие в открытом аукционе в соответствии с протоколом.

По результатам отбора заявок, соответствующих требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме (если заявок больше пяти - определяются первые пять) оформляется протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе.

Победителем открытого аукциона в электронной форме признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта и заявка на участие которого соответствует требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме. С победившим участником заключается контракт. Указанный участник размещения заказа не вправе отказаться от заключения контракта.

В случае если открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся и только одна заявка на участие признана соответствующей требованиям, предусмотренным документацией об открытом аукционе в электронной форме, с подавшим заявку участником заключается контракт. Контракт заключается по минимальной цене контракта, предложенной единственным участником открытого аукциона. Указанный участник размещения заказа не вправе отказаться от заключения контракта.

Заключение госконтракта

В законе о закупках упоминается, что под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Контракт может быть заключен:

  1. С победителем торгов
  2. С иным участником, в случаях когда:
    • подана единственная заявка;
    • подано единственное ценовое предложение;
    • соответствует единственная вторая часть заявки;
    • участник не отказался от заключения контракта.

Порядок заключения контракта:

  1. Заказчик в течение 4 дней направляет оператору ЭТП проект контракта.
  2. Оператор в течение 1 часа с момента получения проекта направляет проект контракта участнику размещения заказа.
  3. Участник в течение 6 дней со дня получения проекта подписывает и направляет проект контракта и документ об обеспечении контракта оператору.
  4. Оператор по истечении 10 дней со дня размещения протокола направляет подписанные участником размещения заказа проект контракта и документ об обеспечении контракта заказчику.
  5. Заказчик в течение 3 дней со дня получения проекта контракта и документа об обеспечении контракта, подписанных участником, подписывает и направляет контракт оператору.
  6. Оператор в течение 1 часа с момента получения контракта перенаправляет контракт Участнику.

Заказчик вправе заключить контракт с участником, предложившим такую же цену как победитель или по следующей лучшей цене контракта со следующим участником аукциона.

При уклонении победителя открытого аукциона в электронной форме или иного участника открытого аукциона, от заключения контракта, контракт обязаны заключить:

  1. Участники открытого аукциона, заявки на участие в открытом аукционе которых получили первые три порядковых номера в соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона.
  2. Иные участники открытого аукциона, не отозвавшие заявок на участие в открытом аукционе к моменту направления такому участнику открытого аукциона проекта контракта.

Если все участники уклоняются от заключения контракта – то аукцион признается несостоявшимся.

Расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Относительно недавно русским бизнесменам представилась уникальная возможность проводить торги посредством электронных площадок. Предприниматели любого звена могут принять участие в подобного рода сделках, не выходя за порог своего кабинета.

Что такое электронные торги

При помощи торгов подобного типа можно продать вашу услугу или продукцию организациям бюджетного или государственного характера, которые прибегли к закупке товаров посредством данного вида аукциона.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Такие заказчики, как ОАО «Газпром», Роснано, ОАО «МТС», ГК «Росатом»и т.д. давно перешли к подобной форме закупки товаров.

Электронные торги предполагают выбор поставщика. Процесс купли и продажи проходит при посредстве специальных сайтов в интернете.

Закон также предусматривает продажу состояния обанкротившихся компаний. При вашей заинтересованности в покупке имущества на выгодных условиях, на помощь придет электронный аукцион.

Электронные торги, главная цель которых - получение заказа на государственном уровне, проводятся на федеральных площадках. К форме закупок на основе электронных торгов могут прибегать заказчики, соблюдающие формат 223-ФЗ.

Плюсы при участии в электронных торгах

  1. Предпринимателям подобный проект удобен тем, что позволяет сохранить анонимность и принятия удаленного участия. Каждый участник торгов обладает своим номером, не позволяющим оказывать влияние на ход торгов. Помимо этого электронные торги не предполагают какой-либо бумажной волокиты.
  2. При подобной форме аукциона отсутствует предварительная квалификация. Это означает, что поставщикам нет надобности аргументировать наличие достаточного количества ресурсов для выполнения контракта. Необходимо обязательное обеспечение участия в торгах (5% от начального показателя ставки). В случае неисполнения контракта деньги теряются.
  3. Для заказчиков также есть свои положительные моменты. Они имеют право объявить одни торги и заключить ряд контрактов. Плата площадкой взимается только с того, кто победит.

Типы

  1. Аукцион открытого типа. Участники подают предложения по цене. Победит тот, кто сумеет выставить оптимальную цену.
  2. Аукцион на понижение. Заказчиком объявляется размер нужных услуг и самая высокая начальная цена. Участники предлагают исполнить заказ по самой сходной цене.
  3. Аукцион на повышение. В этом случае победителем выходит тот, кто поставит самую высокую цену. Такая форма аукциона применима при арендовании помещений или же продаже имущества.

Следует отметить, что посредством электронных аукционов осуществляются самые разные закупки.

Помимо аукциона существуют такие электронные формы, как:

  • конкурс;
  • запрос предложений;
  • запрос котировок.

Правила подобных форм регламентированы. Участнику предоставляется возможность выбора подходящего для него вида торгов.

Электронная цифровая подпись

Электронные торги подкреплены соответствующим набором документации. Электронная подпись (КЭП) гарант того, что вы не участвуете в афере. КЭП имеет юридическую основу.

Ключ подписи соответствует торговым площадкам:

  • федерального уровня;
  • коммерческой категории, являющихся составляющими Ассоциации Электронных Торговых Площадок.

Как участвовать

  1. Изначально требуется регистрация. В момент проведения торгов следует зайти на торговую площадку посредством электронной подписи.
  2. В начале торгов у участников имеется возможность предложить свою стоимость, заполняя специальную форму на сайте.
  3. Обычно продолжительность аукциона составляет 15 минут. За 10 минут участники должны успеть сделать свое предложение. Конец аукциона знаменуется предложением, обладающим максимальной выгодой. Оно является победившим.
  4. Заказчиком выставляется максимальная отметка цены и выше ее предлагать нельзя. Не получается предложить цену и выше, чем у других участников. В выигрыше тот, кто предлагает минимальную цену.
  5. В случае, если победитель аукциона не обладает допуском СРО и документацией, разрешающей участие, то победителем станет участник, оказавшийся вторым.

Что нужно для участия в электронных торгах

Для участия предприятий требуется:

  • Предъявление сертификата электронной цифровой подписи.
  • Предоставление выписки из ЕГРЮЛ, заверенной юридически.
  • Документ, подтверждающий права владельца сертификата.
  • Установка нужного программного обеспечения.
  • Прохождение предприятием аккредитации на торговых площадках в электронном виде. При наличии подписи подобная услуга предлагается на бесплатной основе. Зайдите на сайт электронных торгов и заполните нужную анкету и заявление для открытия счета. При этом следует приложить всю нужную документацию.
  • Не все участники, прошедшие сертификацию, знают о правилах проведения электронных торгов. Все нюансы требуют разъяснения, поэтому каждую неделю проводятся лекции, дающие возможность попрактиковаться. В конце обучения участник берет сертификат.
  • Участие в электронных торгах должно быть подкреплено наличием определенной суммы денежных средств на счету организации. В противном случае заявка автоматически отклоняется.
  • Для участия в конкурсе следует придерживаться существующего регламента при оформлении заявки. Заявка составлен из двух частей. Первая часть подлежит рассмотрению в течение 5 дней. Только после этого будет принято решение об участие организации в конкурсе.
  • Вторая часть заявки подлежит рассмотрению комиссией итогов. На их рассмотрение уходит примерно 6 дней.

Какую электронную площадку выбрать

Электронные площадки бывают коммерческого и федерального уровня. Первый тип представлен более широким рядом.

  • Для того, чтобы быть поставщиком коммерческих заказчиков Роснано, ГК «Росатом», ОАО «Газпром», нужно воспользоваться площадкой, которая занимается торгами этого вида, «Фабрикант», B2B-Center, «ТЗС Электра» и др.
  • Для купли имущества обанкротившихся компаний прибегают к использованию «Сбербанк-АСТ», «Российский аукционный дом», uTender , «СЭлТ» и др.
  • Высокий уровень популярности у бизнесменов приобрели площадки государственного уровня. Закупки такого характера причислены бизнесменами к разряду самых прибыльных.

Площадки коммерческого типа подразделяются на:

  • Специализированные, служащие удовлетворению потребностей ряда компаний. Например, электронная площадка Газпрома торгует нефтепродуктами.
  • Многопрофильные, предполагающие широкий ряд продукции и услуг. Эти площадки позволяют быть и заказчиком, и поставщиком. Ограничения при этом не накладываются.
  • Большие корпорации, которые имеют заинтересованность продать свою продукцию, используют Supplier-driven.
  • Есть площадки и посреднического характера. Их главная цель свести того, кто покупает и того, кто продает. Они относятся к категории Third-party-driven.

Площадки на коммерческой основе не требуют аккредитации и подчас даже не нужна подпись в электронном варианте.

Как участвовать в электронных торгах «Сбербанк АСТ»

В функцию ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» входит продажа имущества компаний, попавших в разряд банкротов. К ним можно причислить компании, суммарный долг которых составляет выше 100 000 рублей при невыплате в течение 3 месяцев после вынесения постановления арбитража. Сумма долга индивидуального предпринимателя не должна превысить отметки 50 000 р.

После присвоения компании или предпринимателю статуса банкрота его имущество арестовывается.

После вынесения судебного приговора имущество подлежит оцениванию. Затем выбирают дату начала продажи.

На площадке «Сбербанк-АСТ» продаются:

  • недвижимость жилого или коммерческого назначения;
  • оборудование производства;
  • легковые машины;
  • техника специального назначения;
  • земельные наделы;
  • антикварные вещи;
  • драгоценные изделия.

Для участия на площадке «Сбербанк - АСТ» аккредитуйтесь, а также станьте обладателем электронной подписи.

Заявка рассматривается на протяжении пяти дней.

Задаток для участия в торгах на платформе не должен превышать 20% от цены на лот. Он подлежит оплате до результатов торгов. Физические лица пользуются карточным счетом. Депозиты не применяются.

При оплате суммы в банк получите удостоверяющую квитанцию, отсканируйте ее и отправьте управляющему конкурса. Это взнос подлежит возврату через 5 дней с момента оглашения победителя. Он не подлежит возврату, если заявка на отзыв была подана после начала торгов или же замечено отхождение от регламента после победы на торгах.

Также предоставляется пакет документов.

Юридические лица обязаны предоставить:

  • Сканы нотариально заверенных копий документов Устава и свидетельства о прохождении регистрации и постановке на налоговый учет.
  • Выписку из ЕГРЮЛа.
  • Протокол, составленный гендиректором, дающий добро на сделку.

Физические лица обязаны предоставить:

  • Копию паспорта.
  • Свидетельство о постановке на налоговый учет.
  • Заявление о согласии одного из супругов, совершать сделку.
  • в случае если физическое лицо не имеет семьи, также требуется подтверждающая справка.

После предоставления надлежащей документации переходят к заполнению заявки.

Физические лица должны представить:

  • паспортные данные;
  • сведения о прописке.

Юридические лица предоставляют:

  • наименование компании и тип организации;
  • также требуется почтовый адрес компании и ее телефоны;
  • предоставление сведений об интересах к имуществу должника /кредитора и их участии в капитале;
  • предложение относительно стоимости предприятия (если торги приобретают закрытую форму).

Предприниматель следит за процессом торгов и предлагает свои ставки. Страница сайта аукциона подлежит самостоятельному обновлению. Или же можно воспользоваться формой автоматического обновления.

Системой выставляется показатель цены, составляющий 5% от обозначенной стоимости. Шаг с минимальным значением составляет 0,5%.

Можно прибегнуть к услугам аукционного робота, осуществляющего подачу ставки в автоматическом порядке на каждое новое предложение участников. Все предложения во время аукциона подлежат присвоению порядкового номера в соответствии с последовательностью их поступления.

Предложение, посланное с ПК, отмечается звездой . Советуется производить запись хода торгов с экрана, чтобы в случае сбоя работы интернета доказать ФАС факт неисправности компьютера. Зафиксируйте точное время сбоя.

Фиксация времени крайне важна. При предоставлении точного времени торги прекращаются до момента возобновления электронных операций «Сбербанк-АСТ».

После окончания торгов на сайте можно осуществить дополнительную подачу ставки. Между участниками аукциона происходит борьба за обладание вторым местом, дающим возможность выкупить имущество обанкротившейся компании, в случае отказа от сделки обладателя первого места.

При принятии участия в тендерах государственного уровня торопливость не лучший советчик. Каждый день в России запускается масса интересных предложений. Разумнее пропустить предложение, которое не внушает уверенности, и осуществить лучшую подготовку к очередному предложению.

Бывают ситуации иного характера. Интересные для вашей компании предложения возникают параллельно. Подавайте заявки сразу на все.

Итоги торгов на электронных площадках протоколируются. После его опубликования каждый участник торгов имеет право заносить письменное разъяснение результата. В случае неудовлетворенности объяснениями вы имеете право обжаловать результаты торгов, подав официальное заявление с жалобой в ФАС.

Если вы оказались победителем торгов, то получаете проект контракта, оформленный в электронном виде и заверенный электронной подписью.

Аукционный перечень по 44 ФЗ утверждается распоряжениями Правительства РФ и периодически обновляется. Его полное название — перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).

Две предыдущие редакции перечня утратили силу. Это распоряжения Правительства № 2019-р от 31 октября 2013 г. и № 740-р от 25 апреля 2015 г.

Аукционный перечень 2017 года утвержден распоряжением Правительства № 471-р от 21 марта 2016 г. и уже дважды был изменен в 2016 году. Аукционный перечень по 44 ФЗ 2016 года от 10 августа, утвержденная распоряжением № 1682-р, является действующей в 2017 году.

Что входит в аукционный перечень по 44 ФЗ

В перечень входят группы товаров, работ и услуг с указанием вида деятельности по общероссийскому классификатору. Вы можете скачать оригинал документа и узнать включен ли ваш вид деятельности в аукционный перечень по 44 ФЗ.

Мы подготовили более понятную и упрощенную структуру аукционного перечня по 44 ФЗ для облегченного поиска в качестве справочной информации.