Суд в стокгольме российского гражданина компания бомбардье. "бомбардье" и пятикратный навар людей якунина. Ушел в отставку… временно

В Швеции по делу о коррупционных сделках с властями Азербайджана арестован гражданин России Евгений Павлов, сотрудник шведского отделения компании Bombardier

Фото: AftonbladetIBL via ZUMA Wire / ТАСС

В Швеции отправлен под стражу гражданин России, сотрудник местного отделения ​канадской машиностроительной компании Bombardier. Об этом сообщил прокурор Томас Форсберг, передает Associated Press .

Он пояснил, что россиянин Евгений Павлов, проживающий в Стокгольме, был одним из нескольких сотрудников Bombardier, которых заподозрили в коррупционных сделках с властями Азербайджана. Павлов был заключен под стражу на две недели, поскольку власти Швеции опасались, что он может покинуть страну или попытаться оказать давление на свидетелей, добавил прокурор.

По словам Форсберга, в основу дела легли электронные письма, изъятые из шведского офиса Bombardier во время обысков, прошедших в октябре минувшего года. По версии следствия, азербайджанские официальные лица получали взятки от шведского отделения машиностроительной компании в обмен на заключение контрактов.

Как сообщает Sveriges Radio, размер этих взяток мог составить 700 млн шведских крон ($77 млн).

Представитель Bombardier Барбара Гримм подтвердила, что один из сотрудников был арестован, и заверила, что компания готова оказывать содействие следствию.

Корпорация Bombardier Inc. является крупнейшим в мире производителем железнодорожной техники Bombardier Transportation. Подразделение компании Bombardier Aerospace занимается производством самолетов и космической техники.

«Новая газета» связывает арест россиянина с расследованием, имеющим отношение к «Панамскому досье» (Panama papers), которое было опубликовано немецкой газетой Süddeutsche Zeitung в апреле прошлого года. Тогда, в частности, Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) сообщал , что совместное предприятие РЖД и Bombardier Transportation — «Бомбардье транспортейшн («Сигнал)» заключает сомнительные сделки с офшорами, связанными с сыном близкого соратника экс-главы РЖД Владимира Якунина Алексеем Крапивиным. OCCRP указывал, что реальным учредителем СП со стороны зарубежного партнера выступило шведское отделение Bombardier, являющееся главным разработчиком систем микропроцессорной централизации стрелок и сигналов Ebilock-950.

Как отмечали в OCCRP, этими системами российско-шведская компания оборудовала железнодорожные станции в России и других странах постсоветского пространства, в том числе в Азербайджане. В 2013 году правительство Азербайджана провело тендер на поставку оборудования Ebilock, который выиграл консорциум во главе с Bombardier Transportation.

Полиция Швеции расследует уголовное дело в отношении шведской «дочки» мирового транспортного гиганта - «Бомбардье транспортейшн». Это расследование началось после публикации документов из «Панамского архива» об офшорной империи Алексея Крапивина, сына бывшего советника и хорошего знакомого экс-президента РЖД Владимира Якунина. Один сотрудник «Бомбардье транспортейшн», гражданин России Евгений Павлов, был арестован, еще три члена совета директоров - находятся в статусе подозреваемых по делу о взятке. «Новая газета» совместно с журналистами OCCRP, шведского общественного телевидения SVT, новостного агентства TT-news и «Радио Канады» получили материалы из уголовного дела. Документы показывают: мировой гигант «Бомбардье» использовал связи близких знакомых Владимира Якунина для завоевания рынков стран СНГ.

Приближенные бывшего главы РЖД получали десятки миллионов долларов на офшорные счета, доли в общих предприятиях с «Бомбардье», а руководство транспортного гиганта просило власти Канады не включать Владимира Якунина в санкционные списки (из-за событий на Украине) за его вклад в развитие совместного бизнеса.

"Партнеры просят держать переговоры в тайне"


Год назад в ходе расследования «Панамского архива» - крупнейшей утечки документов панамского регистратора Mossack Fonseka, - «Новая газета» писала об офшорной империи Алексея Крапивина - сына близкого соратника Владимира Якунина. Через офшорные фирмы Крапивин контролировал крупнейших подрядчиков миллиардного проекта РЖД по реконструкции Байкало-Амурской магистрали . Кроме того, связанные с Крапивиным офшоры поставляли оборудование «Бомбардье транспортейшн» для государственных проектов РЖД. Спустя год после публикации полиция Швеции начала свое расследование.

В настоящий момент полицию интересует одна сделка: реконструкция железной дороги в Азербайджане, из Баку до границы Грузии.

В 2013 году железные дороги Азербайджана провели международный конкурс, победителем стал консорциум компаний во главе с российской «Бомбардье транспортейшн (Сигнал)» - совместной «дочкой» ОАО «РЖД» и шведской «Бомбардье». Консорциум должен был заменить устаревшее сигнальное оборудование на железных дорогах и оборудовать их шведской разработкой Ebilock-950 - общую стоимость работ консорциум оценил в 340 миллионов долларов. Большая часть денег на проект поступила в виде кредита от Всемирного банка правительству Азербайджана.

Свои предложения на конкурс представляли крупнейшие компании из Италии, Турции, Китая, Кореи и Чехии. Цена, предложенная «Бомбардье», не была самой низкой, но несколько претендентов были сняты с конкурса, потому что не удовлетворяли другим параметрам тендера.

По версии шведской полиции, «Бомбардье» напрямую участвовала в написании тендерной документации. Эта версия подтверждается документами, которые есть в распоряжении редакции.

«У меня было несколько неофициальных встреч с руководством Азербайджанских железных дорог и местными представителями Всемирного банка, - пишет в ноябре 2012 года, за полгода до официального тендера, своим коллегам сотрудник «Бомбардье» Евгений Павлов, который в настоящий момент арестован. - Они готовы составить конкурсные документы так, чтобы «Бомбардье» подходила по всем условиям. Наши партнеры просят держать наши переговоры в тайне, поэтому и внутри компании нам нужно сохранить этот секрет. Для того, чтобы помочь сотрудникам Азербайджанских железных дорог составить «правильную» тендерную документацию, я предлагаю создать группу из сотрудников, которым мы можем доверять...»

"Маленькая группа влиятельных людей"

«Бомбардье» - одна из крупнейших мировых компаний по производству железнодорожного транспорта и самолетов, но в последние годы компания переживает не лучшие времена. В октябре 2016 года главный офис объявил о сокращении 7500 рабочих мест.

Страны СНГ - перспективный рынок для развития компании: железные дороги здесь протяженные, но оборудование часто устаревшее, требующее модернизации. Впрочем, рынок довольно конкурентный: так, в 2009 году Bombardier не смогла договориться с ОАО «РЖД» о производстве поездов для олимпийского Сочи , контракт достался немецкой Siemens.

А вот на рынке железнодорожной автоматики «Бомбардье» - давний лидер на постсоветском пространстве. С конца 1990-х годов компания оборудовала своими системами Ebilock-950 180 станций в России, а также станции в Казахстане, Узбекистане, Азербайджане.

В 2010 году «Бомбардье» объявила, что начинает локализацию производства Ebilock-950 в России. Для этого в 2011 году компания приобрела у РЖД долю в российской компании «Элтеза», которая владеет семью заводами по производству железнодорожной автоматики. Но, как выяснила газета, «Бомбардье» была владельцем 50% -1 акция «Элтезы» недолго. Приватизационная сделка была чуть более сложной, чем это анонсировали в РЖД и самой «Бомбардье».

В настоящий момент за российскими заводами стоят бизнесмены из России, близкие Владимиру Якунину. Судя по документам, которые есть в распоряжении газеты, они же помогали «Бомбардье» получать выгодные контракты на постсоветском пространстве.

В документах, направленных шведской полицией в суд, есть внутренняя переписка сотрудников «Бомбардье транспортейшн», которые упоминают имена Юрия Ободовского и Алексея Крапивина.

«Они входят в небольшую группу влиятельных людей, которые имеют прямой доступ к Владимиру Якунину, а через него - практически ко всем главам железных дорог в бывших советских республиках».

Эти слова из внутренней переписки компании еще раз подтверждают то, о чем неоднократно писала газета и другие издания в своих расследованиях.

Внутренняя переписка сотрудников шведского офиса «Бомбардье» с досье на Юрия Ободовского

Андрей Крапивин и Юрий Ободовский хорошо известны в России, они управляют бизнес-империей, построенной на госзаказах РЖД, последние 10 лет их компании получали миллиарды рублей от госкомпании.

Томас Фосберг, сотрудник шведской полиции, который занимается расследованием, отказался говорить о том, интересуется ли полиция российскими партнерами «Бомбардье»: «Мне сложно на этом этапе делать какие-то заявления, мы пока не знаем, как именно мы будем использовать эту информацию. Но, без сомнения, мы попытаемся проследить движение денег. Мы видим, что «Бомбардье» редактировала тендерную документацию по азербайджанскому проекту под себя. Такого рода помощь со стороны заказчика, конечно, не может быть бесплатной. Так что мы подозреваем взятку. Но кому именно достались деньги, мы пока не можем сказать уверенно».

Движение денег по направлению к знакомым Якунина


В распоряжении газеты есть четыре контракта, которые, как мы полагаем, относятся к одной сделке по поставке оборудования в Азербайджан. В ходе сделки шведское отделение «Бомбардье» продает оборудование своей российской «дочке» через фиктивную британскую компанию, на счетах которой оседают значительные средства, а оттуда деньги переводят в офшорные юрисдикции по контрактам, которые несколько экспертов назвали «фиктивными». Стоимость оборудования для Азербайджана таким образом увеличивается в 5 раз.

Лайфхак. Как увеличить стоимость товара в 5 раз


Этап 1. В сделке появляется посредник

Шведское отделение «Бомбардье» продает Ebilock-950 фиктивной британской компании Multiserv Overseas Ltd за 126 млн крон (около 19 млн долларов). У Multiserv Overseas Ltd нет ни офиса, ни сотрудников, ее собственники находятся в офшорах. Но регистрировал компанию в 2010 году Юрий Ободовский.


Этап 2. Посредник получает 400% от сделки


Multiserv Overseas Ltd продает то же самое оборудование в тех же количествах русской «дочке» «Бомбардье транспортейшн», но на 85 млн долларов дороже. Таким образом, на счетах лондонской компании оседает 400% общей суммы сделки.



При этом внутренние документы «Бомбардье» показывают, что оборудование шло напрямую из Швеции в Азербайджан, без какого-либо участия британской компании, и только деньги шли по ломаному пути.

«Мы считаем, что осевшие на счетах Multiserv Overseas Ltd деньги в дальнейшем использовались в том числе как взятка, чтобы «отблагодарить» тех, кто помогал «Бомбардье» выиграть конкурс в Азербайджане», - говорит прокурор Томас Форсберг.


Multiserv Overseas Ltd заключает контракты, которые несколько экспертов назвали «фиктивными», для того, чтобы увести деньги дальше на офшорные счета. Деньги уходят в компанию, где Крапивин выступает конечным собственником.

«Судя по всему, эти контракты нужны только для того, чтобы деньги не оставались на счетах британской компании, а ушли дальше в офшорные юрисдикции, где фактически нулевые налоги», - считает финансовый консультант и сертифицированный специалист по выявлению мошенничества из Монреаля Карл Пеллетьер.

«Вся эта схема создана для того, чтобы уводить деньги и распределять их между заинтересованными людьми. Это взятки», - соглашается аудитор, член правления «Трансперенси Интернешнл» в Швеции Луиз Браун.

Этап 4. Оборудование приобретает конечный собственник, за все платят налогоплательщики


Деньги выведены на офшорные счета, а оборудование у «Бомбардье (Сигнал)» за полную стоимость приобретает государственная компания «Азербайджанские железные дороги».

Сделка в Азербайджане - лишь часть общей картины. Как показывают таможенные данные, по точно такому же пути сигнальное оборудование поступает в Россию для нужд «Российских железных дорог». С 2011 года Multiserv Overseas Ltd поставил в Россию оборудование на 150 млн долларов. Впрочем, сейчас газета не располагает документами, которые могли бы показать, какая часть денег оседает на счетах Multiserv Overseas Ltd по российским сделкам.

В распоряжении газеты есть документы, подтверждающие, что при поставках того же оборудования в Монголию, «Бомбардье» также использовала компании-посредники, связанные с Ободовским и Крапивиным.

Прокурор Томас Форсберг сказал, что в настоящий момент полиция Швеции расследует исключительно сделку в Азербайджане. «Пока рано говорить о том, будем ли мы заниматься эпизодами с Россией или другими странами. Но в целом это стандартная практика, у нас хорошие связи с правоохранительными органами других стран, и, если мне нужна будет какая-то помощь в дальнейшем, я думаю, я ее получу».

Впрочем, степень вовлеченности Крапивина и его партнеров в бизнес «Бомбардье» в России не ограничивается посредничеством в поставках Ebilock-950. Как выяснила газета, он также является одним из совладельцев компании «Элтеза», приватизированной в 2010 году через холдинговую компанию в Нидерландах . До сих пор считалось, что «Элтезой» «50 на 50» владеют «Российские железные дороги» и «Бомбардье».

Не только деньги


«Элтеза» появилась в структуре РЖД в 2005 году, тогда в одном акционерном обществе объединили 8 заводов, которые производили сигнальное оборудование для железных дорог (по сути, заводы производили российский аналог шведского Ebilock, только многие технологии на российских заводах были устаревшими). Основной потребитель продукции «Элтезы» - «Российские железные дороги».

Холдинговая компания в Нидерландах была зарегистрирована за полгода до сделки, и первое время, действительно, на 100% принадлежала «Бомбардье». Но уже спустя неделю структура собственности компании поменялась. По открытым источникам невозможно отследить все этапы перепродажи актива, но как минимум с конца 2012 года в структуре собственников появился Алексей Крапивин - с 2012 года по настоящий момент ему принадлежит 36% нидерландской компании. То есть эффективная доля в «Элтезе» Крапивина составляет почти 20%.

«Тут сложно говорить о чем-то уверенно, потому что мы не видим структуру сделки, не знаем, сколько заплатил Крапивин за долю в компании», - говорит заместитель директора «Трансперенси Интернешнл - Россия» Илья Шуманов. Но, безусловно, все это выглядит подозрительно: крупный международный игрок побеждает в приватизационном конкурсе, а спустя короткое время доля в госкомпании оказывается в руках у структур, близких главе РЖД, то есть продавца. Можно сделать предположение, что тут есть коррупционная составляющая, что доля в бизнесе была формой вознаграждения со стороны «Бомбардье» за победу в конкурсе».

Стоит упомянуть об еще одной услуге, оказанной канадской компанией главе российской РЖД. Как сообщала крупнейшая канадская газета Globe and Mail в 2014 году, когда в Канаде обсуждался вопрос о введении санкций в отношении граждан России из-за событий на Украине,

«Бомбардье» лоббировала исключение Якунина из санкционного списка. Сейчас санкции в отношении экс-главы российской госкомпании введены в США, но не в Канаде.

«Мы информировали власти страны о наших инвестициях в Россию и о том, как наши бизнес-интересы могут пострадать от введения санкций», - говорится в заявлении «Бомбардье» в адрес Globe and Mail.

В письменном комментарии представитель Якунина Григорий Левченко еще раз подтвердил, что экс-глава РЖД Владимир Якунин, действительно, знал Крапивина. «При этом у них никогда не было совместного бизнеса, - добавил Левченко. - У меня также нет оснований верить документам, которые представлены в Стокгольмский суд. Якунин никогда не встречался с Юрием Ободовским, поэтому слова о том, что он имел прямой доступ к Якунину, неверны. К тому же предположение, что какой-либо человек мог иметь доступ «ко всем» и манипулировать результатами международных конкурсов кажется мне неправдоподобной сказкой», - считает представитель Якунина.

Газета неоднократно пыталась связаться с Алексеем Крапивиным, Юрием Ободовским, шведским отделением «Бомбардье» и главным офисом компании в Канаде . На запросы газеты и медиа-партнеров не ответил никто.

На прошлой неделе главный офис «Бомбардье» выпустил пресс-релиз, в котором отметил, что компания помогает шведской полиции в расследовании и проводит собственную внутреннюю проверку сделки. «Пока у нас нет подтверждений, что сотрудники компании каким-то образом нарушили закон».

Полиция Швеции проводит расследование в отношении международного транспортного гиганта «Бомбардье транспортейшн» после публикации «Новой газеты» и Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) в рамках так называемого «Панамского досье». Дело связано со сделками по поставке железнодорожного оборудования в Азербайджан. Россиянин Евгений Павлов из «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» арестован в Швеции.

В апреле 2016 года, основываясь на документах из «Панамского архива» — массивной утечке данных внутренней базы оффшора Mossack Fonseca, — «Новая газета» , как шведская «дочка» «Бомбардье» поставляет оборудование Ebilock-950 в Россию и Азербайджан через компанию Multiserv Ovearseas, зарегистрированную в Лондоне.

У Multiserv Ovearseas при этом не было ни офиса, ни сотрудников, она фактически существовала только на бумаге. А первым директором этой компании был Юрий Ободовский — один из ключевых партнеров Алексея Крапивина, сына бывшего советника Владимира Якунина.

Оборудование закупалось российской компанией «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)», 36% которой принадлежит государственному ПАО «РЖД».

До последнего времени «Новая газета» не знала, сколько денег оседает на счетах Multiserv Ovearseas — ни российское, ни шведское представительство «Бомбардье» не ответило на запросы газеты.

Сейчас же в распоряжении «Новой» уже есть полный набор документов по одной из сделок между шведским производителем Ebilock, российским покупателем — «Бомбардье транспортейшн (Сигнал)» — и английским посредником Multiserv Ovearseas. Документы предоставили «Новой газете» коллеги из шведского общественного телевидения SVT и новостного агентства «TT-news».

Сделка

В 2013 году правительство Азербайджана провело тендер на обновление систем автоматизации на участке железной дороги, ведущей из Баку к грузинской границе. Подряд на общую сумму 288 млн долларов выиграл консорциум во главе с «Бомбардье транспортейшн». Работы на участке вела российская «Бомбардье транспортейшн (Сигнал)», используя шведское оборудование.

В распоряжении «Новой газеты» есть два контракта, которые показывают, как проходила сделка.

Вот первый.

Multiserv Overseas покупает оборудование за 126 миллионов шведских крон (эквивалент 19 млн долларов).

Согласно первому контракту, 16 июня 2014 года шведское отделение «Бомбардье» продает британской компании Multiserv Ovearseas сигнальное оборудование для 46 станций за 126 млн крон (около 19 млн долларов). Договор со стороны Multiserv подписывает Антон Беляков — сотрудник нескольких компаний, связанных с Алексеем Крапивиным.

Вот второй контракт.

Страница 1 Страница 4. Цена контракта — почти 105 млн долларов

Согласно второму контракту, Multiserv Overseas продает то же самое оборудование в том же количестве российской компании «Бомбардье транспортейшн (Сигнал)» уже за 104 млн долларов. Два контракта идентичны во всем, кроме цены.

Таким образом на счетах Multiserv Overseas оказалось более 80 млн долларов.

От этой сделки могла проиграть и российская государственная компания РЖД, которой принадлежит 36% в «Бомбардье транспортейшн (Сигнал)».

Расследование

Сегодня районный суд Стокгольма арестовал гражданина России Евгения Павлова, сотрудника шведского «Бомбардье» по подозрению во взяточничестве. Несколько менеджеров компании, включая одного члена совета директоров, были допрошены полицией.

«Новая газета» работает над журналистским расследованием совместно с OCCRP, шведским общественным телевидением SVT, новостным агентством TT-news и радио «Канада». Расследование будет опубликовано в конце марта.

В Швеции Стокгольмский городской суд продолжает изучать материалы по делу арестованного в марте сотрудника канадской машиностроительной компании Bombardier, гражданина России Евгения Павлова, который обвиняется во взяточничестве. Подпись Павлова, занимавшего пост главы филиала Bombardier в Азербайджане, стоит на ключевых документах, связанных со сделкой 2013 года. По этому контракту консорциум во главе с Bombardier выиграл контракт на 340 млн долларов по установке компьютеризированных систем железнодорожной сигнализации на вокзалах Азербайджана.

По данным прокуроров, местный партнер Bombardier - компания Trans-Signal-Rabita - контролировалась работниками государственных "Азербайджанских железных дорог", эта же организация отвечала за выбор победившей заявки из восьми конкурентов.

В свою очередь, адвокаты россиянина возлагают ответственность за решения по контракту в Азербайджане на высокопоставленных сотрудников в железнодорожном подразделении транспортного гиганта, пишет канадская газета The Globe and Mail . Помимо Trans-Signal-Rabita, азербайджанский консорциум включал Bombardier Transportation Sweden со штаб-квартирой в Стокгольме и "Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)" - СП Bombardier и РЖД со штаб-квартирой в Москве.

37-летнему Евгению Павлову грозит до шести лет тюрьмы, если его осудят по обвинению во взяточничестве при отягчающих обстоятельствах, которое ему было предъявлено Национальным антикоррупционным бюро Швеции, говорится в статье, которую цитирует InoPressa .

Ранее СМИ писали, что российская "дочка" Bombardier заключает сомнительные сделки с офшорами, связанными с Алексеем Крапивиным, сыном близкого соратника бывшего главы ОАО "РЖД" Владимира Якунина. В другой статье журналист The Globe and Mail Марк Маккиннон пишет, что в документах по делу о взятке фигурирует имя самого Якунина, "одного из наперсников российского президента Владимира Путина".

Речь идет о единственном упоминании имени Якунина в служебной записке от 2014 года. Из контекста документа следует, что знакомство с Якуниным было ключом к осуществлению планов в железнодорожном секторе в России и других частях бывшего СССР, говорится в статье, которую приводит InoPressa .

При этом имени Якунина нет в документах о 100 транзакциях, которые газета изучила в ходе расследования в 2016 году, затронувшего Bombardier Transportation Sweden и загадочную фирму-прокладку Multiserv Overseas Ltd. Однако из документов о регистрации компании следует, что Multiserv Overseas была основана в 2010 году заместителем председателя правления Elteza, совместного предприятия Bombardier и РЖД, Юрием Ободовским, которого в российской прессе часто называют давним деловым партнером Якунина.

Контракты, представленные на рассмотрение суда обвинением, указывают на то, что Multiserv Overseas получила прибыль в размере 84 млн долларов от азербайджанской сделки, купив железнодорожное сигнализационное оборудование у Bombardier Transportation Sweden за 20 млн долларов и потом продав его "Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)" за 104 млн долларов.

Внутренние документы Bombardier и расшифровки телефонных разговоров, записанных полицией Швеции, указывают на то, что Multiserv Overseas связана с Алексеем Крапивиным и Юрием Ободовским, которые вместе владеют 4% "Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)", они также крупные партнеры в Elteza, другом СП Bombardier и РЖД.

В прошлом году в письме на запрос The Globe and Mail Якунин признался, что лишь "смутно помнит название Multiserv", и заявил, что "просто невозможно", чтобы контракты РЖД заключались неподобающим образом". По мнению автора статьи, в обнаруженной служебной записке проведена четкая линия между Ободовским и Якуниным. "В ней говорится, что Ободовский входит в "небольшую группу могущественных людей", которых автор записки называет "партнерами", - пишет издание. В документе отмечается, что партнеры имеют доступ к Якунину и всем ключевым членам менеджмента РЖД, кроме одного вице-президента компании, а также почти ко всем руководителям железных дорог бывших стран СССР. "Имея такие связи, они могут влиять на решение, принимаемое с обеих сторон - технической и коммерческой", - отмечалось в записке.

The Globe and Mail докопалась, почему на Якунина Канада не наложила санкции

Газета считает "занятным" тот факт, что Канада не наложила на Якунина санкции, введенные "за аннексию Россией Крымского полуострова в 2014 году". США объявили о санкциях против Якунина в марте 2014 года. В ЕС ограничительные меры против Якунина не приняли в связи с тем, что экс-президент РЖД имеет ряд высших наград европейских государств. Сам Якунин неоднократно опровергал свою причастность к событиям на Украине и в Крыму.

Вице-президент Bombardier по связям с общественностью Майк Надолски уверял, что Multiserv Overseas - законный деловой партнер, но он вынужден был признать, что Bombardier действительно лоббировала предложение не включать имя Якунина в санкционный список, отмечается в статье.

В электронном письме из внутренней переписки Bombardier, датированном сентябрем 2015 года, которое было на днях представлено в шведский суд, говорилось, что Multiserv Overseas "владеет менеджмент компаний госсектора, участвовавших в этих сделках, она используется как средство для вывода денежных сумм из госсектора в карманы частных лиц".

Тем не менее шведский суд рассматривает лишь одну сделку, заключенную в 2013 году Bombardier Transportation Sweden в Азербайджане частично через Multiserv Overseas. В то же время эта сделка была одной из 100 транзакций, которые The Globe рассмотрела в 2016 году при своем расследовании поставок сигнального оборудования Bombardier в Россию через ту же фирму-прокладку.

Отметим, что уголовное дело, по которому Евгений Павлов проходит подозреваемым, было начато после публикаций Центра по исследованию коррупции и организованной преступности в рамках так называемого панамского досье . Юридическая фирма Mossack Fonseca оказалась в центре скандала весной 2016 года, когда Международный консорциум журналистских расследований обнародовал выдержки из 11,5 млн документов из архива MossFon с данными об офшорных счетах ее клиентов. Из архива следовало, что Mossack Fonseca помогала клиентам отмывать деньги, избегать санкций и уходить от налогов.

Владимир Якунин ушел с поста главы РЖД в августе 2015 года. После отставки он открыл в Берлине центр "Исследовательский институт "Диалог цивилизаций" . В апреле 2016-го Якунин зарегистрировал компанию "Бридженс" со штаб-квартирой в Москве - с целью оказания консалтинговых услуг в сфере инфраструктурных проектов и управления.

Громкий скандал с участием Якунина вспыхнул после появления в прессе публикаций о его усадьбе в Акулинино с шубохранилищем . Посвященное роскошной недвижимости расследование Фонда борьбы с коррупцией опубликовал в 2013 году Алексей Навальный. Кроме того, оппозиционер сообщил о фирмах Якунина и его сыновей, зарегистрированных в зарубежных офшорах. Это, в частности, сеть отелей, компания, владеющая участками в порту в Ленинградской области и курортный комплекс в Геленджике.

СМИ выяснили имя арестованного в Швеции сотрудника компании «Бомбардье» (Bombardier). Им оказался Евгений Павлов, заместитель генерального директора по развитию бизнеса «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)». Данную информацию подтверждают сразу несколько изданий, включая «Новую газету» и Associated Press.

Как ранее сообщал , районный суд Стокгольма накануне арестовал гражданина России, сотрудника шведского «Бомбардье», по подозрению во взяточничестве. Несколько менеджеров компании, включая одного члена совета директоров, были допрошены полицией.

Россиянина подозревают в даче крупных взяток бывшему руководству «Азербайджанских железных дорог», благодаря которым компания «Бомбардье» выиграла многомиллионный контракт по обновлению железнодорожной системы в Азербайджане.

В 2013 году компания выиграла крупный тендер на поставку оборудования «Азербайджанским железным дорогам» (АЖД). Речь шла о обновлении систем автоматизации и сигнализации на железной дороге Баку — Беюк Кясик. Сумма подряда составляла 288 миллионов долларов.

Дело в том, что Bombardier предложила менее выгодные условия на открытом тендере. Не смотря на то, что предложение компании было лишь пятым по выгодности, именно она выиграла тендер.

Описываемые события происходили в относительно далеком 2013 году, когда «Азербайджанские железные дороги» возглавлял Ариф Аскеров, а всю транспортную систему курировал министр Зия Мамедов. Так почему же коррупционный скандал разгорелся спустя четыре года?

По информации шведских СМИ, расследование, в рамках которого арестовали Евгения Павлова, было инициировано полицией Швеции после публикации Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) в рамках так называемого «Панамского досье».

В апреле 2016 года, основываясь на документах из «Панамского архива» — массивной утечке данных внутренней базы оффшора Mossack Fonseca российская «Новая газета» рассказала, как шведская «дочка» «Бомбардье» поставляет оборудование Ebilock-950 в Россию и Азербайджан через компанию Multiserv Ovearseas, зарегистрированную в Лондоне.

У Multiserv Ovearseas при этом не было ни офиса, ни сотрудников, она фактически существовала только на бумаге. А первым директором этой компании был Юрий Ободовский — один из ключевых партнеров Алексея Крапивина, сына бывшего советника Владимира Якунина (ранее возглавлял "Российские Железные Дороги" - сайт).

Оборудование закупалось российской компанией «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)», 36% которой принадлежит государственному ПАО «РЖД».

Таким образом можно прийти к выводу о том, что расследование коррупционных связей между компанией Bombardier и чиновниками Минтранса Азербайджана не возникло из ниоткуда. Министр Зия Мамедов и его сотрудники - первые азербайджанские чиновники, ставшие жертвами т.н. «Панамского досье». Следствие по этому делу только началось, но уже сейчас с уверенностью можно сказать, что в ближайшее время станут известны новые подробности этого громкого коррупционного скандала.