Статистические методы принятия решений практикум. Статистический метод — ложь или объективные данные для принятия решений? Цель и задачи дисциплины

И следует после «просто лжи» и «наглой лжи», приписывается Бенджамину Дизраэли, который был сороковым и сорок вторым (периоды приходятся на 2 половину 19 века) премьер-министром Великобритании. Однако в наше время авторство Дизраэли, разрекламированное Марком Твеном, отрицается. Но, как бы там ни было, эту фразу многие специалисты продолжают повторять в своих трудах или основным содержанием которых являются методы статистического анализа. Как правило, звучит она как шутка, в которой есть лишь только доля шутки…

Статистика — отрасль определенных знаний, которая описывает порядок сбора, анализа и интерпретации больших массивов данных как качественного, так и количественного характера. Она касается различных научных или практических областей жизни. Например, прикладная статистика помогает правильно выбрать статистический метод для обработки всевозможных данных для анализа. Правовая работает в области правонарушений и контроля над ними. Математическая разрабатывает математические методы, позволяющие систематизировать и использовать полученную информацию в практических или научных целях. Демография описывает закономерности Статистика запросов в большей степени касается лингвистов и интернета.

Использование статистических методов восходит, по крайней мере, к 5-му веку до н.э. Одни из ранних записей содержит книга, написанная в 9-м веке н. э. арабским философом, врачом, математиком и музыкантом Аль-Кинди. Он дал подробное описание того, как использовать частотный анализ (гистограмму). Новые хроники, относящиеся к 14-му веку и описывающие историю Флоренции, считаются одним из первых положительных трудов статистики в истории. Они были составлены флорентийским банкиром Джованни Виллани и включают в себя много информации о населении, управлении, коммерции и торговле, образовании и религиозных объектах.

Раннее применение статистики определено стремлением государства выстроить демографически и экономически обоснованную политику. Диапазон ее был расширен в начале 19-го века и включил в себя сбор и анализ данных в целом. Сегодня эта область знаний широко применяется государственными структурами, бизнесом, естественными и социальными науками. Ее математические основы, необходимость которых возникла из изучения азартных игр, были заложены еще в 17-м веке с развитием теории вероятностей французскими математиками и Пьером де Ферма. Статистический впервые был описан Карлом Фридрихом Гауссом около 1794 года.

Быстрый и устойчивый рост вычислительных мощностей, начиная со второй половины 20-го века, оказал существенное влияние на развитие прикладной статистики. Компьютерная революция расставила новые акценты на ее экспериментальной и эмпирической составляющих. Теперь доступно большое количество как общих, так и специальных программ, с помощью которых можно легко использовать на практике любой статистический метод, будь то контрольные карты, гистограммы, контрольный листок, метод стратификации, схема Исикава или анализ Парето.

Сегодня статистика является одним из ключевых инструментов для ведения эффективного бизнеса и организации производства. Она позволяет понять и измерить тренды изменчивости, в результате улучшить управление процессами, а также повысить качество продукции и услуг. Так, например, руководители, использующие статистические качества, принимают, как правило, обоснованные решения, тем самым менеджмент работает эффективно и приносит ожидаемые плоды. Поэтому статистика в этом случае является ключевым и, пожалуй, единственно надежным инструментом.

Умение выбрать и правильно применить статистический метод позволяет получать достоверные выводы и не вводить в заблуждение тех, кому предоставляются данные анализа. Поэтому частое упоминание специалистами старого высказывания о 3-х степенях лжи следует рассматривать как предостережение от ошибок, которые могут ввести в заблуждение и лечь в основу принятых решений с разрушительными последствиями.

Как подходы, идеи и результаты теории вероятностей и математической статистики используются при принятии решений?

Базой является вероятностная модель реального явления или процесса, т.е. математическая модель, в которой объективные соотношения выражены в терминах теории вероятностей. Вероятности используются прежде всего для описания неопределенностей, которые необходимо учитывать при принятии решений. Имеются в виду как нежелательные возможности (риски), так и привлекательные («счастливый случай»). Иногда случайность вносится в ситуацию сознательно, например, при жеребьевке, случайном отборе единиц для контроля, проведении лотерей или опросов потребителей.

Теория вероятностей позволяет по одним вероятностям рассчитать другие, интересующие исследователя. Например, по вероятности выпадения герба можно рассчитать вероятность того, что при 10 бросаниях монет выпадет не менее 3 гербов. Подобный расчет опирается на вероятностную модель, согласно которой бросания монет описываются схемой независимых испытаний, кроме того, выпадения герба и решетки равновозможны, а потому вероятность каждого из этих событий равна Ѕ. Более сложной является модель, в которой вместо бросания монеты рассматривается проверка качества единицы продукции. Соответствующая вероятностная модель опирается на предположение о том, что контроль качества различных единиц продукции описывается схемой независимых испытаний. В отличие от модели с бросанием монет необходимо ввести новый параметр - вероятность р того, что единица продукции является дефектной. Модель будет полностью описана, если принять, что все единицы продукции имеют одинаковую вероятность оказаться дефектными. Если последнее предположение неверно, то число параметров модели возрастает. Например, можно принять, что каждая единица продукции имеет свою вероятность оказаться дефектной.

Обсудим модель контроля качества с общей для всех единиц продукции вероятностью дефектности р. Чтобы при анализе модели «дойти до числа», необходимо заменить р на некоторое конкретное значение. Для этого необходимо выйти из рамок вероятностной модели и обратиться к данным, полученным при контроле качества.

Математическая статистика решает обратную задачу по отношению к теории вероятностей. Ее цель - на основе результатов наблюдений (измерений, анализов, испытаний, опытов) получить выводы о вероятностях, лежащих в основе вероятностной модели. Например, на основе частоты появления дефектных изделий при контроле можно сделать выводы о вероятности дефектности (см. теорему Бернулли выше).

На основе неравенства Чебышева делались выводы о соответствии частоты появления дефектных изделий гипотезе о том, что вероятность дефектности принимает определенное значение.

Таким образом, применение математической статистики опирается на вероятностную модель явления или процесса. Используются два параллельных ряда понятий - относящиеся к теории (вероятностной модели) и относящиеся к практике (выборке результатов наблюдений). Например, теоретической вероятности соответствует частота, найденная по выборке. Математическому ожиданию (теоретический ряд) соответствует выборочное среднее арифметическое (практический ряд). Как правило, выборочные характеристики являются оценками теоретических. При этом величины, относящиеся к теоретическому ряду, «находятся в головах исследователей», относятся к миру идей (по древнегреческому философу Платону), недоступны для непосредственного измерения. Исследователи располагают лишь выборочными данными, с помощью которых они стараются установить интересующие их свойства теоретической вероятностной модели.

Зачем же нужна вероятностная модель? Дело в том, что только с ее помощью можно перенести свойства, установленные по результатам анализа конкретной выборки, на другие выборки, а также на всю так называемую генеральную совокупность. Термин «генеральная совокупность» используется, когда речь идет о большой, но конечной совокупности изучаемых единиц. Например, о совокупности всех жителей России или совокупности всех потребителей растворимого кофе в Москве. Цель маркетинговых или социологических опросов состоит в том, чтобы утверждения, полученные по выборке из сотен или тысяч человек, перенести на генеральные совокупности в несколько миллионов человек. При контроле качества в роли генеральной совокупности выступает партия продукции.

Чтобы перенести выводы с выборки на более обширную совокупность, необходимы те или иные предположения о связи выборочных характеристик с характеристиками этой более обширной совокупности. Эти предположения основаны на соответствующей вероятностной модели.

Конечно, можно обрабатывать выборочные данные, не используя ту или иную вероятностную модель. Например, можно рассчитывать выборочное среднее арифметическое, подсчитывать частоту выполнения тех или иных условий и т.п. Однако результаты расчетов будут относиться только к конкретной выборке, перенос полученных с их помощью выводов на какую-либо иную совокупность некорректен. Иногда подобную деятельность называют «анализ данных». По сравнению с вероятностно-статистическими методами анализ данных имеет ограниченную познавательную ценность.

Итак, использование вероятностных моделей на основе оценивания и проверки гипотез с помощью выборочных характеристик - вот суть вероятностно-статистических методов принятия решений.

Подчеркнем, что логика использования выборочных характеристик для принятия решений на основе теоретических моделей предполагает одновременное использование двух параллельных рядов понятий, один из которых соответствует вероятностным моделям, а второй - выборочным данным. К сожалению, в ряде литературных источников, обычно устаревших либо написанных в рецептурном духе, не делается различия между выборочными и теоретическими характеристиками, что приводит читателей к недоумениям и ошибкам при практическом использовании статистических методов.

МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Направления подготовки

080200.62 «Менеджмент»

является единой для всех форм обучения

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Челябинск


Методы принятия управленческих решений: Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) / Ю.В. Подповетная. – Челябинск: ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики», 2014. – 78 с.

Методы принятия управленческих решений: Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) по направлению 080200.62 «Менеджмент» является единой для всех форм обучения. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрОПОП ВО по направлению и профилю подготовки.

Программа одобрена на заседании Учебно-методического совета от 18.08.2014 года, протокол № 1.

Программа утверждена на заседании ученого совета от 18.08.2014 года, протокол № 1.

Рецензент : Лысенко Ю.В. – д.э.н., профессор, зав. Кафедрой «Экономика и управление на предприятии» Челябинского института (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им.Г.В. Плеханова»

Красноярцева Е.Г.- директор ЧОУ «Центр делового образования Южно-Уральской ТПП»

© Издательство ЧОУ ВПО «Южно-Уральского института управления и экономики», 2014


I Введение……………………………………………………………………………...4

II Тематическое планирование…………………………………………………….....8

IV Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов…………..…………………………………….38



V Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины …..........76

VI Материально-техническое обеспечение дисциплины ………………………...78


I ВВЕДЕНИЕ

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) «Методы принятия управленческих решений» предназначена для реализации Федерального государственного стандарта Высшего профессионального образования по направлению 080200.62 «Менеджмент» и является единой для всех форм обучения.

1 Цель и задачи дисциплины

Целью изучения данной дисциплины является:

Формирование теоретических знаний о математических, статистических и количественных методах разработки, принятия и реализации управленческих решений;

Углубление знаний, используемых для исследования и анализа экономических объектов, выработки теоретически обоснованных экономических и управленческих решений;

Углубление знаний в области теории и методов отыскания лучших вариантов решений, как в условиях определённости, так и в условиях неопределённости и риска;

Формирование практических навыков эффективного применения методов и процедур выбора и принятия решений для выполнения экономического анализа, поиска лучшего решения поставленной задачи.

2 Входные требования и место дисциплины в структуре ОПОП бакалавриата

Дисциплина «Методы принятия управленческих решений» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла (Б2.Б3).

Дисциплина опирается на знания, умения и компетенции студента, полученные при изучении следующих учебных дисциплин: «Математика», «Инновационный менеджмент».

Полученные в процессе изучения дисциплины «Методы принятия управленческих решений» знания и умения могут быть использованы при изучении дисциплин базовой части профессионального цикла: «Маркетинговые исследования», «Методы и модели в экономике».

3 Требования к результатам освоения дисциплины «Методы принятия управленческих решений»

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций, представленных в таблице.

Таблица - Структура компетенций, формируемых в результате изучения дисциплины

Код компетенции Наименование компетенции Характеристика компетенции
ОК-15 владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; знать/понимать: уметь: владеть:
ОК-16 пониманием роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний; В результате студент должен: знать/понимать: - основные понятия и инструменты алгебры и геометрии, математического анализа, теории вероятностей, математической и социально-экономической статистики; - основные математические модели принятия решений; уметь: - решать типовые математические задачи, используемые при принятии управленческих решений; - использовать математический язык и математическую символику при построении организационно-управленческих моделей; - обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные; владеть: математическими, статистическими и количественными методами решения типовых организационно-управленческих задач.
ОК-17 владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; В результате студент должен: знать/понимать: - основные понятия и инструменты алгебры и геометрии, математического анализа, теории вероятностей, математической и социально-экономической статистики; - основные математические модели принятия решений; уметь: - решать типовые математические задачи, используемые при принятии управленческих решений; - использовать математический язык и математическую символику при построении организационно-управленческих моделей; - обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные; владеть: математическими, статистическими и количественными методами решения типовых организационно-управленческих задач.
ОК-18 способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах. В результате студент должен: знать/понимать: - основные понятия и инструменты алгебры и геометрии, математического анализа, теории вероятностей, математической и социально-экономической статистики; - основные математические модели принятия решений; уметь: - решать типовые математические задачи, используемые при принятии управленческих решений; - использовать математический язык и математическую символику при построении организационно-управленческих моделей; - обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные; владеть: математическими, статистическими и количественными методами решения типовых организационно-управленческих задач.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать/понимать:

Основные понятия и инструменты алгебры и геометрии, математического анализа, теории вероятностей, математической и социально-экономической статистики;

Основные математические модели принятия решений;

уметь:

Решать типовые математические задачи, используемые при принятии управленческих решений;

Использовать математический язык и математическую символику при построении организационно-управленческих моделей;

Обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные;

владеть:

Математическими, статистическими и количественными методами решения типовых организационно-управленческих задач.


II ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

НАБОР 2011г.

НАПРАВЛЕНИЕ: «Менеджмент»

СРОК ОБУЧЕНИЯ: 4 года

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: очная

Лекции, час. Практические занятия, час. Лабораторные занятия, час. Семинарские Курсовая работа, час. Всего, час.
Тема 4.4 Экспертные оценки
Тема 5.2Игровые модели ПР
Тема 5.3 Позиционные игры
Экзамен
ВСЕГО

Лабораторный практикум

№ п/п Трудоемкость (час.)
Тема 1.3 Целевая ориентация управленческих решений Лабораторная работа № 1. Поиск оптимальных решений. Применение оптимизации в системах поддержки ПР
Тема 2.2 Основные виды моделей теории принятия решений
Тема 3.3 Особенности измерения предпочтений
Тема 4.2 Метод парных сравнений
Тема 4.4 Экспертные оценки
Тема 5.2Игровые модели ПР
Тема 5.4 Оптимальность в форме равновесия
Тема 6.3 Статистические игры с проведением единичного эксперимента

Набор 2011 г.

НАПРАВЛЕНИЕ: «Менеджмент»

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: заочная

1 Объем дисциплины и виды учебной работы

2 Разделы и темы дисциплины и виды занятий

Наименование разделов и тем дисциплины Лекции, час. Практические занятия, час. Лабораторные занятия, час. Семинарские Самостоятельная работа, час. Курсовая работа, час. Всего, час.
Раздел 1 Менеджмент как процесс принятия управленческих решений
Тема 1.1 Функции и свойства управленческих решений
Тема 1.2 Процесс принятия управленческих решений
Тема 1.3 Целевая ориентация управленческих решений
Раздел 2 Модели и моделирование в теории принятия решений
Тема 2.1 Моделирование и анализ альтернатив действий
Тема 2.2 Основные виды моделей теории принятия решений
Раздел 3 Принятие решений в условиях многокритериальности
Тема 3.1 Некритериальные и критериальные методы
Тема 3.2 Многокритериальные модели
Тема 3.3 Особенности измерения предпочтений
Раздел 4 Упорядочение альтернатив на основе учета предпочтений экспертов
Тема 4.1 Измерения, сравнения и согласованность
Тема 4.2 Метод парных сравнений
Тема 4.3 Принципы группового выбора
Тема 4.4 Экспертные оценки
Раздел 5 Принятие решений в условиях неопределенности и конфликта
Тема 5.1 Математическая модель задачи ПР в условиях неопределенности и конфликта
Тема 5.2Игровые модели ПР
Тема 5.3 Позиционные игры
Тема 5.4 Оптимальность в форме равновесия
Раздел 6 Принятие решений в условиях риска
Тема 6.1 Теория статистических решений
Тема 6.2 Отыскание оптимальных решений в условиях риска и неопределенности
Тема 6.3 Статистические игры с проведением единичного эксперимента
Раздел 7 Принятие решений в нечетких условиях
Тема 7.1 Композиционные модели ПР
Тема 7.2 Классификационные модели ПР
Экзамен
ВСЕГО

Лабораторный практикум

№ п/п № модуля (раздела) дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость (час.)
Тема 2.2 Основные виды моделей теории принятия решений Лабораторная работа № 2. Принятие решений на основе экономико-математический модели, модели теории массового обслуживания, модели управления запасами, модели линейного программирования
Тема 4.2 Метод парных сравнений Лабораторная работа № 4.Метод парных сравнений. Упорядочение альтернатив на основе парных сравнений и учета предпочтений экспертов
Тема 5.2Игровые модели ПР Лабораторная работа № 6. Построение матрицы игры. Сведение антагонистической игры к задаче линейного программирования и нахождение ее решения
Тема 6.3 Статистические игры с проведением единичного эксперимента Лабораторная работа № 8.Выбор стратегий в игре с экспериментом. Использование апостериорных вероятностей

НАПРАВЛЕНИЕ: «Менеджмент»

СРОК ОБУЧЕНИЯ: 4 года

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: очная

1 Объем дисциплины и виды учебной работы

2 Разделы и темы дисциплины и виды занятий

Наименование разделов и тем дисциплины Лекции, час. Практические занятия, час. Лабораторные занятия, час. Семинарские Самостоятельная работа, час. Курсовая работа, час. Всего, час.
Раздел 1 Менеджмент как процесс принятия управленческих решений
Тема 1.1 Функции и свойства управленческих решений
Тема 1.2 Процесс принятия управленческих решений
Тема 1.3 Целевая ориентация управленческих решений
Раздел 2 Модели и моделирование в теории принятия решений
Тема 2.1 Моделирование и анализ альтернатив действий
Тема 2.2 Основные виды моделей теории принятия решений
Раздел 3 Принятие решений в условиях многокритериальности
Тема 3.1 Некритериальные и критериальные методы
Тема 3.2 Многокритериальные модели
Тема 3.3 Особенности измерения предпочтений
Раздел 4 Упорядочение альтернатив на основе учета предпочтений экспертов
Тема 4.1 Измерения, сравнения и согласованность
Тема 4.2 Метод парных сравнений
Тема 4.3 Принципы группового выбора
Тема 4.4 Экспертные оценки
Раздел 5 Принятие решений в условиях неопределенности и конфликта
Тема 5.1 Математическая модель задачи ПР в условиях неопределенности и конфликта
Тема 5.2Игровые модели ПР
Тема 5.3 Позиционные игры
Тема 5.4 Оптимальность в форме равновесия
Раздел 6 Принятие решений в условиях риска
Тема 6.1 Теория статистических решений
Тема 6.2 Отыскание оптимальных решений в условиях риска и неопределенности
Тема 6.3 Статистические игры с проведением единичного эксперимента
Раздел 7 Принятие решений в нечетких условиях
Тема 7.1 Композиционные модели ПР
Тема 7.2 Классификационные модели ПР
Экзамен
ВСЕГО

Лабораторный практикум

№ п/п № модуля (раздела) дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость (час.)
Тема 1.3 Целевая ориентация управленческих решений Лабораторная работа № 1. Поиск оптимальных решений. Применение оптимизации в системах поддержки ПР
Тема 2.2 Основные виды моделей теории принятия решений Лабораторная работа № 2. Принятие решений на основе экономико-математический модели, модели теории массового обслуживания, модели управления запасами, модели линейного программирования
Тема 3.3 Особенности измерения предпочтений Лабораторная работа № 3.Парето-оптимальность. Построение схемы компромиссов
Тема 4.2 Метод парных сравнений Лабораторная работа № 4.Метод парных сравнений. Упорядочение альтернатив на основе парных сравнений и учета предпочтений экспертов
Тема 4.4 Экспертные оценки Лабораторная работа № 5.Обработка экспертных оценок. Оценки согласованности экспертов
Тема 5.2Игровые модели ПР Лабораторная работа № 6. Построение матрицы игры. Сведение антагонистической игры к задаче линейного программирования и нахождение ее решения
Тема 5.4 Оптимальность в форме равновесия Лабораторная работа № 7. Биматричные игры. Применение принципа равновесия
Тема 6.3 Статистические игры с проведением единичного эксперимента Лабораторная работа № 8.Выбор стратегий в игре с экспериментом. Использование апостериорных вероятностей

НАПРАВЛЕНИЕ: «Менеджмент»

СРОК ОБУЧЕНИЯ: 4 года

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: заочная

1 Объем дисциплины и виды учебной работы

2 Разделы и темы дисциплины и виды занятий

Наименование разделов и тем дисциплины Лекции, час. Практические занятия, час. Лабораторные занятия, час. Семинарские Самостоятельная работа, час. Курсовая работа, час. Всего, час.
Раздел 1 Менеджмент как процесс принятия управленческих решений
Тема 1.1 Функции и свойства управленческих решений
Тема 1.2 Процесс принятия управленческих решений
Тема 1.3 Целевая ориентация управленческих решений
Раздел 2 Модели и моделирование в теории принятия решений
Тема 2.1 Моделирование и анализ альтернатив действий
Тема 2.2 Основные виды моделей теории принятия решений
Раздел 3 Принятие решений в условиях многокритериальности
Тема 3.1 Некритериальные и критериальные методы
Тема 3.2 Многокритериальные модели
Тема 3.3 Особенности измерения предпочтений
Раздел 4 Упорядочение альтернатив на основе учета предпочтений экспертов
Тема 4.1 Измерения, сравнения и согласованность
Тема 4.2 Метод парных сравнений
Тема 4.3 Принципы группового выбора
Тема 4.4 Экспертные оценки
Раздел 5 Принятие решений в условиях неопределенности и конфликта
Тема 5.1 Математическая модель задачи ПР в условиях неопределенности и конфликта
Тема 5.2Игровые модели ПР
Тема 5.3 Позиционные игры
Тема 5.4 Оптимальность в форме равновесия
Раздел 6 Принятие решений в условиях риска
Тема 6.1 Теория статистических решений
Тема 6.2 Отыскание оптимальных решений в условиях риска и неопределенности
Тема 6.3 Статистические игры с проведением единичного эксперимента
Раздел 7 Принятие решений в нечетких условиях
Тема 7.1 Композиционные модели ПР
Тема 7.2 Классификационные модели ПР
Экзамен
ВСЕГО

Лабораторный практикум

№ п/п № модуля (раздела) дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость (час.)
Тема 2.2 Основные виды моделей теории принятия решений Лабораторная работа № 2. Принятие решений на основе экономико-математический модели, модели теории массового обслуживания, модели управления запасами, модели линейного программирования
Тема 4.2 Метод парных сравнений Лабораторная работа № 4.Метод парных сравнений. Упорядочение альтернатив на основе парных сравнений и учета предпочтений экспертов
Тема 5.2Игровые модели ПР Лабораторная работа № 6. Построение матрицы игры. Сведение антагонистической игры к задаче линейного программирования и нахождение ее решения
Тема 6.3 Статистические игры с проведением единичного эксперимента Лабораторная работа № 8.Выбор стратегий в игре с экспериментом. Использование апостериорных вероятностей

НАПРАВЛЕНИЕ: «Менеджмент»

СРОК ОБУЧЕНИЯ: 3,3 года

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: заочная

1 Объем дисциплины и виды учебной работы

2 Разделы и темы дисциплины и виды занятий

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

[Введите текст]

Введение

1. Теория вероятностей и математическая статистика в принятии решений

1.1 Как используются теория вероятностей и математическая статистика

1.2 Примеры применения теории вероятностей и математической статистики

1.3 Задачи оценивания

1.4 Что такое «математическая статистика»

1.5 Коротко об истории математической статистики

1.6 Вероятностно-статистические методы и оптимизация

2. Типовые практические задачи вероятностно-статистического принятия решений и методы их решения

2.1 Статистические данные и прикладная статистика

2.2 Задачи статистического анализа точности и стабильности технологических процессов и качества продукции

2.3 Задачи одномерной статистики (статистики случайных величин)

2.4 Многомерный статистический анализ

2.5 Статистика случайных процессов и временных рядов

2.6 Статистика объектов нечисловой природы

3. Применение вероятностно-статистические методов принятия решений в решении экономических задач

Заключение

Использованная литература

Введение

Вероятностно-статистические методы принятия решения используются в том случае, когда эффективность принимаемых решений зависит от факторов, представляющих собой случайные величины, для которых известны законы распределения вероятностей и другие статистические характеристики. При этом каждое решение может привести к одному из множества возможных исходов, причем каждый исход имеет определенную вероятность появления, которая может быть рассчитана. Показатели, характеризующие проблемную ситуацию, также описываются с помощью вероятностных характеристик. При таких задачах принятия решения лицо, принимающее решение, всегда рискует получить не тот результат, на который ориентируется, выбирая оптимальное решение на основе осредненных статистических характеристик случайных факторов, то есть решение принимается в условиях риска.

На практике вероятностные и статистических методы часто применяются, когда сделанные на основе выборочных данных выводы переносятся на всю совокупность (например, с выборки на всю партию продукции). Однако при этом в каждой конкретной ситуации следует предварительно оценить принципиальную возможность получения достаточно достоверных вероятностных и статистических данных.

При использовании идей и результатов теории вероятностей и математической статистики при принятии решений базой является математическая модель, в которой объективные соотношения выражены в терминах теории вероятностей. Вероятности используются прежде всего для описания случайности, которую необходимо учитывать при принятии решений. Имеются в виду как нежелательные возможности (риски), так и привлекательные («счастливый случай»).

Суть вероятностно-статистических методов принятия решений состоит в использовании вероятностных моделей на основе оценивания и проверки гипотез с помощью выборочных характеристик.

Логика использования выборочных характеристик для принятия решений на основе теоретических моделей предполагает одновременное использование двух параллельных рядов понятий - относящиеся к теории (вероятностной модели) и относящиеся к практике (выборке результатов наблюдений). Например, теоретической вероятности соответствует частота, найденная по выборке. Математическому ожиданию (теоретический ряд) соответствует выборочное среднее арифметическое (практический ряд). Как правило, выборочные характеристики являются оценками теоретических характеристик.

К преимуществам использования этих методов относится возможность учета различных сценариев развития событий и их вероятностей. Недостатком этих методов является то, что используемые в расчетах значения вероятностей развития сценариев обычно практически очень трудно получить.

Применение конкретного вероятностно-статистического метода принятия решений состоит из трех этапов:

Переход от экономической, управленческой, технологической реальности к абстрактной математико-статистической схеме, т.е. построение вероятностной модели системы управления, технологического процесса, процедуры принятия решений, в частности по результатам статистического контроля, и т.п.;

Вероятностную модель реального явления следует считать построенной, если рассматриваемые величины и связи между ними выражены в терминах теории вероятностей. Адекватность вероятностной модели обосновывают, в частности, с помощью статистических методов проверки гипотез.

Математическая статистика по типу решаемых задач обычно делится на три раздела: описание данных, оценивание и проверка гипотез. По виду обрабатываемых статистических данных математическая статистика делится на четыре направления:

Пример, когда целесообразно использовать вероятностно-статистические модели.

При контроле качества любой продукции для принятии решения о том соответствует ли выпускаемая партия продукции установленным требованиям, из нее отбирается выборка. По результатам контроля выборки делается заключение о всей партии. В этом случае очень важно избежать субъективизма при формировании выборки, т.е необходимо, чтобы каждая единица продукции в контролируемой партии имела одинаковую вероятность быть отобранной в выборку. Выбор на основании жребия в такой ситуации не является достаточно объективным. Поэтому в производственных условиях отбор единиц продукции в выборку обычно осуществляют не с помощью жребия, а по специальным таблицам случайных чисел или с помощью компьютерных датчиков случайных чисел.

При статистическом регулировании технологических процессов на основе методов математической статистики разрабатываются правила и планы статистического контроля процессов, направленные на своевременное обнаружение разладки технологических процессов и принятия мер к их наладке и предотвращению выпуска продукции, не соответствующей установленным требованиям. Эти меры нацелены на сокращение издержек производства и потерь от поставки некачественных единиц продукции. При статистическом приемочном контроле на основе методов математической статистики разрабатываются планы контроля качества путем анализа выборок из партий продукции. Сложность заключается в том, чтобы уметь правильно строить вероятностно-статистические модели принятия решений, на основе которых можно ответить на поставленные выше вопросы. В математической статистике для этого разработаны вероятностные модели и методы проверки гипотез.

Кроме того, в ряде управленческих, производственных, экономических, народнохозяйственных ситуаций возникают задачи другого типа - задачи оценки характеристик и параметров распределений вероятностей.

Или при статистическом анализе точности и стабильности технологических процессов надлежит оценить такие показатели качества, как среднее значение контролируемого параметра и степень его разброса в рассматриваемом процессе. Согласно теории вероятностей в качестве среднего значения случайной величины целесообразно использовать ее математическое ожидание, а в качестве статистической характеристики разброса - дисперсию, среднее квадратическое отклонение или коэффициент вариации. Отсюда возникает вопрос: как оценить эти статистические характеристики по выборочным данным и с какой точностью это удается сделать? Аналогичных примеров в литературе много. Все они показывают, как теория вероятностей и математическая статистика могут быть использованы в производственном менеджменте при принятии решений в области статистического управления качеством продукции.

В конкретных областях применений используются как вероятностно-статистические методы широкого применения, так и специфические. Например, в разделе производственного менеджмента, посвященного статистическим методам управления качеством продукции, используют прикладную математическую статистику (включая планирование экспериментов). С помощью ее методов проводится статистический анализ точности и стабильности технологических процессов и статистическая оценка качества. К специфическим методам относятся методы статистического приемочного контроля качества продукции, статистического регулирования технологических процессов, оценки и контроля надежности
и др.

В производственном менеджменте, в частности, при оптимизации качества продукции и обеспечения соответствия требованиям стандартов особенно важно применять статистические методы на начальном этапе жизненного цикла продукции, т.е. на этапе научно-исследовательской подготовки опытно-конструкторских разработок (разработка перспективных требований к продукции, аванпроекта, технического задания на опытно-конструкторскую разработку). Это объясняется ограниченностью информации, доступной на начальном этапе жизненного цикла продукции, и необходимостью прогнозирования технических возможностей и экономической ситуации на будущее.

Наиболее распространенными вероятностно-статистическими методами являются регрессионный анализ, факторный анализ, дисперсионный анализ, статистические методы оценки риска, метод сценариев и т.д. Все большее значение приобретает область статистических методов, посвященная анализу статистических данных нечисловой природы, т.е. результатов измерений по качественным и разнотипным признакам. Одно из основных применений статистики объектов нечисловой природы - теория и практика экспертных оценок, связанные с теорией статистических решений и проблемами голосования.

Роль человека при решении задач методами теории статистических решений заключается в постановке задачи, т. е. в приведении реальной задачи к соответствующей типовой, в определении вероятностей событий на основе статистических данных, а также в утверждении получаемого оптимального решения.

1. Теория вероятностей и математическая статистика в принятии решений

1.1 Как используются теория вероятностей и математическая статистика

Эти дисциплины - основа вероятностно-статистических методов принятия решений. Чтобы воспользоваться их математическим аппаратом, необходимо задачи принятия решений выразить в терминах вероятностно-статистических моделей. Применение конкретного вероятностно-статистического метода принятия решений состоит из трех этапов:

Переход от экономической, управленческой, технологической реальности к абстрактной математико-статистической схеме, т.е. построение вероятностной модели системы управления, технологического процесса, процедуры принятия решений, в частности по результатам статистического контроля, и т.п.

Проведение расчетов и получение выводов чисто математическими средствами в рамках вероятностной модели;

Интерпретация математико-статистических выводов применительно к реальной ситуации и принятие соответствующего решения (например, о соответствии или несоответствии качества продукции установленным требованиям, необходимости наладки технологического процесса и т.п.), в частности, заключения (о доле дефектных единиц продукции в партии, о конкретном виде законов распределения контролируемых параметров технологического процесса и др.).

Математическая статистика использует понятия, методы и результаты теории вероятностей. Рассмотрим основные вопросы построения вероятностных моделей принятия решений в экономических, управленческих, технологических и иных ситуациях. Для активного и правильного использования нормативно-технических и инструктивно-методических документов по вероятностно-статистическим методам принятия решений нужны предварительные знания. Так, необходимо знать, при каких условиях следует применять тот или иной документ, какую исходную информацию необходимо иметь для его выбора и применения, какие решения должны быть приняты по результатам обработки данных и т.д.

1.2 Примеры применения теории вероятностей и математической статистики

Рассмотрим несколько примеров, когда вероятностно-статистические модели являются хорошим инструментом для решения управленческих, производственных, экономических, народнохозяйственных задач. Так, например, в романе А.Н.Толстого «Хождение по мукам» (т.1) говорится: «мастерская дает двадцать три процента брака, этой цифры вы и держитесь, - сказал Струков Ивану Ильичу».

Встает вопрос, как понимать эти слова в разговоре заводских менеджеров, поскольку одна единица продукции не может быть дефектна на 23%. Она может быть либо годной, либо дефектной. Наверно, Струков имел в виду, что в партии большого объема содержится примерно 23% дефектных единиц продукции. Тогда возникает вопрос, а что значит «примерно»? Пусть из 100 проверенных единиц продукции 30 окажутся дефектными, или из 1000 - 300, или из 100000 - 30000 и т.д., надо ли обвинять Струкова во лжи?

Или другой пример. Монетка, которую используют как жребий, должна быть «симметричной», т.е. при ее бросании в среднем в половине случаев должен выпадать герб, а в половине случаев - решетка (решка, цифра). Но что означает «в среднем»? Если провести много серий по 10 бросаний в каждой серии, то часто будут встречаться серии, в которых монетка 4 раза выпадает гербом. Для симметричной монеты это будет происходить в 20,5% серий. А если на 100000 бросаний окажется 40000 гербов, то можно ли считать монету симметричной? Процедура принятия решений строится на основе теории вероятностей и математической статистики.

Рассматриваемый пример может показаться недостаточно серьезным. Однако это не так. Жеребьевка широко используется при организации промышленных технико-экономических экспериментов, например, при обработке результатов измерения показателя качества (момента трения) подшипников в зависимости от различных технологических факторов (влияния консервационной среды, методов подготовки подшипников перед измерением, влияния нагрузки подшипников в процессе измерения и т.п.). Допустим, необходимо сравнить качество подшипников в зависимости от результатов хранения их в разных консервационных маслах, т.е. в маслах состава А и В. При планировании такого эксперимента возникает вопрос, какие подшипники следует поместить в масло состава А, а какие - в масло состава В, но так, чтобы избежать субъективизма и обеспечить объективность принимаемого решения.

Ответ на этот вопрос может быть получен с помощью жребия. Аналогичный пример можно привести и с контролем качества любой продукции. Чтобы решить, соответствует или не соответствует контролируемая партия продукции установленным требованиям, из нее отбирается выборка. По результатам контроля выборки делается заключение о всей партии. В этом случае очень важно избежать субъективизма при формировании выборки, т.е необходимо, чтобы каждая единица продукции в контролируемой партии имела одинаковую вероятность быть отобранной в выборку. В производственных условиях отбор единиц продукции в выборку обычно осуществляют не с помощью жребия, а по специальным таблицам случайных чисел или с помощью компьютерных датчиков случайных чисел.

Аналогичные проблемы обеспечения объективности сравнения возникают при сопоставлении различных схем организации производства, оплаты труда, при проведении тендеров и конкурсов, подбора кандидатов на вакантные должности и т.п. Всюду нужна жеребьевка или подобные ей процедуры. Поясним на примере выявления наиболее сильной и второй по силе команды при организации турнира по олимпийской системе (проигравший выбывает). Пусть всегда более сильная команда побеждает более слабую. Ясно, что самая сильная команда однозначно станет чемпионом. Вторая по силе команда выйдет в финал тогда и только тогда, когда до финала у нее не будет игр с будущим чемпионом. Если такая игра будет запланирована, то вторая по силе команда в финал не попадет. Тот, кто планирует турнир, может либо досрочно «выбить» вторую по силе команду из турнира, сведя ее в первой же встрече с лидером, либо обеспечить ей второе место, обеспечив встречи с более слабыми командами вплоть до финала. Чтобы избежать субъективизма, проводят жеребьевку. Для турнира из 8 команд вероятность того, что в финале встретятся две самые сильные команды, равна 4/7. Соответственно с вероятностью 3/7 вторая по силе команда покинет турнир досрочно.

При любом измерении единиц продукции (с помощью штангенциркуля, микрометра, амперметра и т.п.) имеются погрешности. Чтобы выяснить, есть ли систематические погрешности, необходимо сделать многократные измерения единицы продукции, характеристики которой известны (например, стандартного образца). При этом следует помнить, что кроме систематической погрешности присутствует и случайная погрешность.

Поэтому встает вопрос, как по результатам измерений узнать, есть ли систематическая погрешность. Если отмечать только, является ли полученная при очередном измерении погрешность положительной или отрицательной, то эту задачу можно свести к предыдущей. Действительно, сопоставим измерение с бросанием монеты, положительную погрешность - с выпадением герба, отрицательную - решетки (нулевая погрешность при достаточном числе делений шкалы практически никогда не встречается). Тогда проверка отсутствия систематической погрешности эквивалентна проверке симметричности монеты.

Целью этих рассуждений является сведение задачи проверки отсутствия систематической погрешности к задаче проверки симметричности монеты. Проведенные рассуждения приводят к так называемому «критерию знаков» в математической статистике.

При статистическом регулировании технологических процессов на основе методов математической статистики разрабатываются правила и планы статистического контроля процессов, направленные на своевременное обнаружение разладки технологических процессов и принятия мер к их наладке и предотвращению выпуска продукции, не соответствующей установленным требованиям. Эти меры нацелены на сокращение издержек производства и потерь от поставки некачественных единиц продукции. При статистическом приемочном контроле на основе методов математической статистики разрабатываются планы контроля качества путем анализа выборок из партий продукции. Сложность заключается в том, чтобы уметь правильно строить вероятностно-статистические модели принятия решений, на основе которых можно ответить на поставленные выше вопросы. В математической статистике для этого разработаны вероятностные модели и методы проверки гипотез, в частности, гипотез о том, что доля дефектных единиц продукции равна определенному числу р0, например, р0 = 0,23 (вспомните слова Струкова из романа А.Н.Толстого).

1.3 Задачи оценивания

В ряде управленческих, производственных, экономических, народнохозяйственных ситуаций возникают задачи другого типа - задачи оценки характеристик и параметров распределений вероятностей.

Рассмотрим пример. Пусть на контроль поступила партия из N электроламп. Из этой партии случайным образом отобрана выборка объемом n электроламп. Возникает ряд естественных вопросов. Как по результатам испытаний элементов выборки определить средний срок службы электроламп и с какой точностью можно оценить эту характеристику? Как изменится точность, если взять выборку большего объема? При каком числе часов Т можно гарантировать, что не менее 90% электроламп прослужат Т и более часов?

Предположим, что при испытании выборки объемом n электроламп дефектными оказались Х электроламп. Тогда возникают следующие вопросы. Какие границы можно указать для числа D дефектных электроламп в партии, для уровня дефектности D/N и т.п.?

Или при статистическом анализе точности и стабильности технологических процессов надлежит оценить такие показатели качества, как среднее значение контролируемого параметра и степень его разброса в рассматриваемом процессе. Согласно теории вероятностей в качестве среднего значения случайной величины целесообразно использовать ее математическое ожидание, а в качестве статистической характеристики разброса - дисперсию, среднее квадратическое отклонение или коэффициент вариации. Отсюда возникает вопрос: как оценить эти статистические характеристики по выборочным данным и с какой точностью это удается сделать? Аналогичных примеров можно привести очень много. Здесь важно было показать, как теория вероятностей и математическая статистика могут быть использованы в производственном менеджменте при принятии решений в области статистического управления качеством продукции.

1.4 Что такое «математическая статистика»

Под математической статистикой понимают «раздел математики, посвященный математическим методам сбора, систематизации, обработки и интерпретации статистических данных, а также использование их для научных или практических выводов. Правила и процедуры математической статистики опираются на теорию вероятностей, позволяющую оценить точность и надежность выводов, получаемых в каждой задаче на основании имеющегося статистического материала». При этом статистическими данными называются сведения о числе объектов в какой-либо более или менее обширной совокупности, обладающих теми или иными признаками.

По типу решаемых задач математическая статистика обычно делится на три раздела: описание данных, оценивание и проверка гипотез.

По виду обрабатываемых статистических данных математическая статистика делится на четыре направления:

Одномерная статистика (статистика случайных величин), в которой результат наблюдения описывается действительным числом;

Многомерный статистический анализ, где результат наблюдения над объектом описывается несколькими числами (вектором);

Статистика случайных процессов и временных рядов, где результат наблюдения - функция;

Статистика объектов нечисловой природы, в которой результат наблюдения имеет нечисловую природу, например, является множеством (геометрической фигурой), упорядочением или получен в результате измерения по качественному признаку.

Исторически первой появились некоторые области статистики объектов нечисловой природы (в частности, задачи оценивания доли брака и проверки гипотез о ней) и одномерная статистика. Математический аппарат для них проще, поэтому на их примере обычно демонстрируют основные идеи математической статистики.

Лишь те методы обработки данных, т.е. математической статистики, являются доказательными, которые опираются на вероятностные модели соответствующих реальных явлений и процессов. Речь идет о моделях поведения потребителей, возникновения рисков, функционирования технологического оборудования, получения результатов эксперимента, течения заболевания и т.п. Вероятностную модель реального явления следует считать построенной, если рассматриваемые величины и связи между ними выражены в терминах теории вероятностей. Соответствие вероятностной модели реальности, т.е. ее адекватность, обосновывают, в частности, с помощью статистических методов проверки гипотез.

Невероятностные методы обработки данных являются поисковыми, их можно использовать лишь при предварительном анализе данных, так как они не дают возможности оценить точность и надежность выводов, полученных на основании ограниченного статистического материала.

Вероятностные и статистические методы применимы всюду, где удается построить и обосновать вероятностную модель явления или процесса. Их применение обязательно, когда сделанные на основе выборочных данных выводы переносятся на всю совокупность (например, с выборки на всю партию продукции).

В конкретных областях применений используются как вероятностно-статистические методы широкого применения, так и специфические. Например, в разделе производственного менеджмента, посвященного статистическим методам управления качеством продукции, используют прикладную математическую статистику (включая планирование экспериментов). С помощью ее методов проводится статистический анализ точности и стабильности технологических процессов и статистическая оценка качества. К специфическим методам относятся методы статистического приемочного контроля качества продукции, статистического регулирования технологических процессов, оценки и контроля надежности и др.

Широко применяются такие прикладные вероятностно-статистические дисциплины, как теория надежности и теория массового обслуживания. Содержание первой из них ясно из названия, вторая занимается изучением систем типа телефонной станции, на которую в случайные моменты времени поступают вызовы - требования абонентов, набирающих номера на своих телефонных аппаратах. Длительность обслуживания этих требований, т.е. длительность разговоров, также моделируется случайными величинами. Большой вклад в развитие этих дисциплин внесли член-корреспондент АН СССР А.Я. Хинчин (1894-1959), академик АН УССР Б.В.Гнеденко (1912-1995) и другие отечественные ученые.

1.5 Коротко об истории математической статистики

Математическая статистика как наука начинается с работ знаменитого немецкого математика Карла Фридриха Гаусса (1777-1855), который на основе теории вероятностей исследовал и обосновал метод наименьших квадратов, созданный им в 1795 г. и примененный для обработки астрономических данных (с целью уточнения орбиты малой планеты Церера). Его именем часто называют одно из наиболее популярных распределений вероятностей - нормальное, а в теории случайных процессов основной объект изучения - гауссовские процессы.

В конце XIX в. - начале ХХ в. крупный вклад в математическую статистику внесли английские исследователи, прежде всего К.Пирсон (1857-1936) и Р.А.Фишер (1890-1962). В частности, Пирсон разработал критерий «хи-квадрат» проверки статистических гипотез, а Фишер - дисперсионный анализ, теорию планирования эксперимента, метод максимального правдоподобия оценки параметров.

В 30-е годы ХХ в. поляк Ежи Нейман (1894-1977) и англичанин Э.Пирсон развили общую теорию проверки статистических гипотез, а советские математики академик А.Н. Колмогоров (1903-1987) и член-корреспондент АН СССР Н.В.Смирнов (1900-1966) заложили основы непараметрической статистики. В сороковые годы ХХ в. румын А. Вальд (1902-1950) построил теорию последовательного статистического анализа.

Математическая статистика бурно развивается и в настоящее время. Так, за последние 40 лет можно выделить четыре принципиально новых направления исследований:

Разработка и внедрение математических методов планирования экспериментов;

Развитие статистики объектов нечисловой природы как самостоятельного направления в прикладной математической статистике;

Развитие статистических методов, устойчивых по отношению к малым отклонениям от используемой вероятностной модели;

Широкое развертывание работ по созданию компьютерных пакетов программ, предназначенных для проведения статистического анализа данных.

1.6 Вероятностно-статистические методы и оптимизация

Идея оптимизации пронизывает современную прикладную математическую статистику и иные статистические методы. А именно, методы планирования экспериментов, статистического приемочного контроля, статистического регулирования технологических процессов и др. С другой стороны, оптимизационные постановки в теории принятия решений, например, прикладная теория оптимизации качества продукции и требований стандартов, предусматривают широкое использование вероятностно-статистических методов, прежде всего прикладной математической статистики.

В производственном менеджменте, в частности, при оптимизации качества продукции и требований стандартов особенно важно применять статистические методы на начальном этапе жизненного цикла продукции, т.е. на этапе научно-исследовательской подготовки опытно-конструкторских разработок (разработка перспективных требований к продукции, аванпроекта, технического задания на опытно-конструкторскую разработку). Это объясняется ограниченностью информации, доступной на начальном этапе жизненного цикла продукции, и необходимостью прогнозирования технических возможностей и экономической ситуации на будущее. Статистические методы должны применяться на всех этапах решения задачи оптимизации - при шкалировании переменных, разработке математических моделей функционирования изделий и систем, проведении технических и экономических экспериментов и т.д.

В задачах оптимизации, в том числе оптимизации качества продукции и требований стандартов, используют все области статистики. А именно, статистику случайных величин, многомерный статистический анализ, статистику случайных процессов и временных рядов, статистику объектов нечисловой природы. Выбор статистического метода для анализа конкретных данных целесообразно проводить согласно рекомендациям.

2. Типовые практические задачи вероятностно-ст атистического принятия решений и методы их решения

2.1 Статистические данные и прикладная статистика

Под прикладной статистикой понимают часть математической статистики, посвященную методам обработки реальных статистических данных, а также соответствующее математическое и программное обеспечение. Таким образом, чисто математические задачи не включают в прикладную статистику.

Под статистическими данными понимают числовые или нечисловые значения контролируемых параметров (признаков) исследуемых объектов, которые получены в результате наблюдений (измерений, анализов, испытаний, опытов и т.д.) определенного числа признаков, у каждой единицы, вошедшей в исследование. Способы получения статистических данных и объемы выборок устанавливают, исходя из постановок конкретной прикладной задачи на основе методов математической теории планирования эксперимента.

Результат наблюдения xi исследуемого признака Х (или совокупности исследуемых признаков Х) уi-ой единицы выборки отражает количественные и/или качественные свойства обследованной единицы с номером i (здесь i = 1, 2, … , n, где n - объем выборки).

Результаты наблюдений x1, x2,…, xn, где xi - результат наблюдения i - ой единицы выборки, или результаты наблюдений для нескольких выборок, обрабатывают с помощью методов прикладной статистики, соответствующих поставленной задаче. Используют, как правило, аналитические методы, т.е. методы, основанные на численных расчетах (объекты нечисловой природы при этом описывают с помощью чисел). В отдельных случаях допустимо применение графических методов (визуального анализа).

2.2 Задачи статистического анализа точности и стабильности технологических процессов и качества продукции

Статистические методы используют, в частности, для анализа точности и стабильности технологических процессов и качества продукции. Цель - подготовка решений, обеспечивающих эффективное функционирование технологических единиц и повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Статистические методы следует применять во всех случаях, когда по результатам ограниченного числа наблюдений требуется установить причины улучшения или ухудшения точности и стабильности технологического оборудования. Под точностью технологического процесса понимают свойство технологического процесса, обусловливающее близость действительных и номинальных значений параметров производимой продукции. Под стабильностью технологического процесса понимают свойство технологического процесса, обусловливающее постоянство распределений вероятностей для его параметров в течение некоторого интервала времени без вмешательства извне.

Целями применения статистических методов анализа точности и стабильности технологических процессов и качества продукции на стадиях разработки, производства и эксплуатации (потребления) продукции являются, в частности:

* определение фактических показателей точности и стабильности технологического процесса, оборудования или качества продукции;

* установление соответствия качества продукции требованиям нормативно-технической документации;

* проверка соблюдения технологической дисциплины;

* изучение случайных и систематических факторов, способных привести к появлению дефектов;

* выявление резервов производства и технологии;

* обоснование технических норм и допусков на продукцию;

* оценка результатов испытаний опытных образцов при обосновании требований к продукции и нормативов на нее;

* обоснование выбора технологического оборудования и средств измерений и испытаний;

* сравнение различных образцов продукции;

* обоснование замены сплошного контроля статистическим;

* выявление возможности внедрения статистических методов управления качеством продукции, и т.д.

Для достижения перечисленных выше целей применяют различные методы описания данных, оценивания и проверки гипотез. Приведем примеры постановок задач.

2.3 Задачи одномерной статистики (статистики случайных величин)

Сравнение математических ожиданий проводят в тех случаях, когда необходимо установить соответствие показателей качества изготовленной продукции и эталонного образца. Это - задача проверки гипотезы:

Н0: М(Х) = m0,

где m0 - значение соответствующее эталонному образцу; Х - случайная величина, моделирующая результаты наблюдений. В зависимости от формулировки вероятностной модели ситуации и альтернативной гипотезы сравнение математических ожиданий проводят либо параметрическими, либо непараметрическими методами.

Сравнение дисперсий проводят тогда, когда требуется установить отличие рассеивания показателя качества от номинального. Для этого проверяют гипотезу:

Не меньшее значение, чем задачи проверки гипотез, имеют задачи оценивания параметров. Они, как и задачи проверки гипотез, в зависимости от используемой вероятностной модели ситуации делятся на параметрические и непараметрические.

В параметрических задачах оценивания принимают вероятностную модель, согласно которой результаты наблюдений x1, x2,…, xn рассматривают как реализации n независимых случайных величин с функцией распределения F(x;и). Здесь и - неизвестный параметр, лежащий в пространстве параметров и заданном используемой вероятностной моделью. Задача оценивания состоит в определении точечной оценок и доверительных границ (либо доверительной области) для параметра и.

Параметр и - либо число, либо вектор фиксированной конечной размерности. Так, для нормального распределения и = (m, у2) - двумерный вектор, для биномиального и = p - число, для гамма-распределения
и = (a, b, c) - трехмерный вектор, и т.д.

В современной математической статистике разработан ряд общих методов определения оценок и доверительных границ - метод моментов, метод максимального правдоподобия, метод одношаговых оценок, метод устойчивых (робастных) оценок, метод несмещенных оценок и др.

Кратко рассмотрим первые три из них.

Метод моментов основан на использовании выражений для моментов рассматриваемых случайных величин через параметры их функций распределения. Оценки метода моментов получают, подставляя выборочные моменты вместо теоретических в функции, выражающие параметры через моменты.

В методе максимального правдоподобия, разработанном в основном Р.А.Фишером, в качестве оценки параметра и берут значение и*, для которого максимальна так называемая функция правдоподобия

f(x1, и) f(x2, и) … f(xn, и),

где x1, x2,…, xn - результаты наблюдений; f(x, и) - их плотность распределения, зависящая от параметра и, который необходимо оценить.

Оценки максимального правдоподобия, как правило, эффективны (или асимптотически эффективны) и имеют меньшую дисперсию, чем оценки метода моментов. В отдельных случаях формулы для них выписываются явно (нормальное распределение, экспоненциальное распределение без сдвига). Однако чаще для их нахождения необходимо численно решать систему трансцендентных уравнений (распределения Вейбулла-Гнеденко, гамма). В подобных случаях целесообразно использовать не оценки максимального правдоподобия, а другие виды оценок, прежде всего одношаговые оценки.

В непараметрических задачах оценивания принимают вероятностную модель, в которой результаты наблюдений x1, x2,…, xn рассматривают как реализации n независимых случайных величин с функцией распределения F(x) общего вида. От F(x) требуют лишь выполнения некоторых условий типа непрерывности, существования математического ожидания и дисперсии и т.п. Подобные условия не являются столь жесткими, как условие принадлежности к определенному параметрическому семейству.

В непараметрической постановке оценивают либо характеристики случайной величины (математическое ожидание, дисперсию, коэффициент вариации), либо ее функцию распределения, плотность и т.п. Так, в силу закона больших чисел выборочное среднее арифметическое является состоятельной оценкой математического ожидания М(Х) (при любой функции распределения F(x) результатов наблюдений, для которой математическое ожидание существует). С помощью центральной предельной теоремы определяют асимптотические доверительные границы

(М(Х))Н = , (М(Х))В = .

где г - доверительная вероятность, - квантиль порядка стандартного нормального распределения N(0;1) с нулевым математическим ожиданием и единичной дисперсией, - выборочное среднее арифметическое, s - выборочное среднее квадратическое отклонение. Термин «асимптотические доверительные границы» означает, что вероятности

P{(M(X))H < M(X)}, P{(M(X))B > M(X)},

P{(M(X))H < M(X) < (M(X))B}

стремятся к, и г соответственно при n > ?, но, вообще говоря, не равны этим значениям при конечных n. Практически асимптотические доверительные границы дают достаточную точность при n порядка 10.

Второй пример непараметрического оценивания - оценивание функции распределения. По теореме Гливенко эмпирическая функция распределения Fn(x) является состоятельной оценкой функции распределения F(x). Если F(x) - непрерывная функция, то на основе теоремы Колмогорова доверительные границы для функции распределения F(x) задают в виде

(F(x))Н = max , (F(x))B = min ,

где k(г,n) - квантиль порядка г распределения статистики Колмогорова при объеме выборки n(напомним, что распределение этой статистики не зависит от F(x)).

Правила определения оценок и доверительных границ в параметрическом случае строятся на основе параметрического семейства распределений F(x;и). При обработке реальных данных возникает вопрос - соответствуют ли эти данные принятой вероятностной модели? Т.е. статистической гипотезе о том, что результаты наблюдений имеют функцию распределения из семейства {F(x;и), и И} при некотором и = и0? Такие гипотезы называют гипотезами согласия, а критерии их проверки - критериями согласия.

Если истинное значение параметра и = и0 известно, функция распределения F(x;и0) непрерывна, то для проверки гипотезы согласия часто применяют критерий Колмогорова, основанный на статистике

где Fn(x) - эмпирическая функция распределения.

Если истинное значение параметра и0 неизвестно, например, при проверке гипотезы о нормальности распределения результатов наблюдения (т.е. при проверке принадлежности этого распределения к семейству нормальных распределений), то иногда используют статистику

Она отличается от статистики Колмогорова Dn тем, что вместо истинного значения параметра и0подставлена его оценка и*.

Распределение статистики Dn(и*) сильно отличается от распределения статистики Dn. В качестве примера рассмотрим проверку нормальности, когда и = (m, у2), а и* = (, s2). Для этого случая квантили распределений статистик Dn и Dn(и*) приведены в табл.1. Таким образом, квантили отличаются примерно в 1,5 раза.

Таблица 1 - Квантили статистик Dn и Dn(и*) при проверке нормальности

При первичной обработке статистических данных важной задачей является исключение результатов наблюдений, полученных в результате грубых погрешностей и промахов. Например, при просмотре данных о весе (в килограммах) новорожденных детей наряду с числами 3,500, 2,750, 4,200 может встретиться число 35,00. Ясно, что это промах, и получено ошибочное число при ошибочной записи - запятая сдвинута на один знак, в результате результат наблюдения ошибочно увеличен в 10 раз.

Статистические методы исключения резко выделяющихся результатов наблюдений основаны на предположении, что подобные результаты наблюдений имеют распределения, резко отличающиеся от изучаемых, а потому их следует исключить из выборки.

Простейшая вероятностная модель такова. При нулевой гипотезе результаты наблюдений рассматриваются как реализации независимых одинаково распределенных случайных величин X1,X2 , Xn с функцией распределения F(x). При альтернативной гипотезе X1, X2 , Xn-1 - такие же, как и при нулевой гипотезе, а Xn соответствует грубой погрешности и имеет функцию распределения G(x) = F(x - c), где с велико. Тогда с вероятностью, близкой к 1 (точнее, стремящейся к 1 при росте объема выборки),

Xn = max { X1, X2 , Xn} = Xmax ,

т.е. при описании данных в качестве возможной грубой ошибки следует рассматривать Xmax . Критическая область имеет вид

Ш = {x: x > d}.

Критическое значение d = d(б,n) выбирают в зависимости от уровня значимости б и объема выборки n из условия

P{Xmax > d | H0} = б (1)

Условие (1) эквивалентно при больших n и малых б следующему:

Если функция распределения результатов наблюдений F(x) известна, то критическое значение dнаходят из соотношения (2). Если F(x) известна с точностью до параметров, например, известно, что F(x) - нормальная функция распределения, то также разработаны правила проверки рассматриваемой гипотезы.

Однако часто вид функции распределения результатов наблюдений известен не абсолютно точно и не с точностью до параметров, а лишь с некоторой погрешностью. Тогда соотношение (2) становится практически бесполезным, поскольку малая погрешность в определении F(x), как можно показать, приводит к большой погрешности при определении критического значения d из условия (2), а при фиксированном d уровень значимости критерия может существенно отличаться от номинального.

Поэтому в ситуации, когда о F(x) нет полной информации, однако известны математическое ожидание М(Х) и дисперсия у2 = D(X) результатов наблюдений X1, X2 , Xn, можно использовать непараметрические правила отбраковки, основанные на неравенстве Чебышёва. С помощью этого неравенства найдем критическое значение d = d(б,n) такое, что

то соотношение (3) будет выполнено, если

По неравенству Чебышёва

поэтому для того, чтобы (4) было выполнено, достаточно приравнять правые части формул (4) и (5), т.е. определить d из условия

Правило отбраковки, основанное на критическом значении d, вычисленном по формуле (6), использует минимальную информацию о функции распределения F(x) и поэтому исключает лишь результаты наблюдений, весьма далеко отстоящие от основной массы. Другими словами, значениеd1, заданное соотношением (1), обычно много меньше, чем значение d2, заданное соотношением (6).

2.4 Многомерный статистический анализ

Многомерный статистический анализ применяют при решении следующих задач:

* исследование зависимости между признаками;

* классификация объектов или признаков, заданных векторами;

* снижение размерности пространства признаков.

При этом результат наблюдений - вектор значений фиксированного числа количественных и иногда качественных признаков, измеренных у объекта. Количественный признак - признак наблюдаемой единицы, который можно непосредственно выразить числом и единицей измерения. Количественный признак противопоставляется качественному - признаку наблюдаемой единицы, определяемому отнесением к одной из двух или более условных категорий (если имеется ровно две категории, то признак называется альтернативным). Статистический анализ качественных признаков - часть статистики объектов нечисловой природы. Количественные признаки делятся на признаки, измеренные в шкалах интервалов, отношений, разностей, абсолютной.

А качественные - на признаки, измеренные в шкале наименований и порядковой шкале. Методы обработки данных должны быть согласованы со шкалами, в которых измерены рассматриваемые признаки.

Целями исследования зависимости между признаками являются доказательство наличия связи между признаками и изучение этой связи. Для доказательства наличия связи между двумя случайными величинами Х и У применяют корреляционный анализ. Если совместное распределение Х и У является нормальным, то статистические выводы основывают на выборочном коэффициенте линейной корреляции, в остальных случаях используют коэффициенты ранговой корреляции Кендалла и Спирмена, а для качественных признаков - критерий хи-квадрат.

Регрессионный анализ применяют для изучения функциональной зависимости количественного признака У от количественных признаков x(1), x(2), … , x(k). Эту зависимость называют регрессионной или, кратко, регрессией. Простейшая вероятностная модель регрессионного анализа (в случае k = 1) использует в качестве исходной информации набор пар результатов наблюдений (xi, yi), i = 1, 2, … , n, и имеет вид

yi = axi + b + еi, i = 1, 2, … , n,

где еi - ошибки наблюдений. Иногда предполагают, что еi - независимые случайные величины с одним и тем же нормальным распределением N(0, у2). Поскольку распределение ошибок наблюдения обычно отлично от нормального, то целесообразно рассматривать регрессионную модель в непараметрической постановке, т.е. при произвольном распределении еi.

Основная задача регрессионного анализа состоит в оценке неизвестных параметров а и b, задающих линейную зависимость y от x. Для решения этой задачи применяют разработанный еще К.Гауссом в 1794 г. метод наименьших квадратов, т.е. находят оценки неизвестных параметров моделиa и b из условия минимизации суммы квадратов

по переменным а и b.

Дисперсионный анализ применяют для изучения влияния качественных признаков на количественную переменную. Например, пусть имеются k выборок результатов измерений количественного показателя качества единиц продукции, выпущенных на k станках, т.е. набор чисел (x1(j), x2(j), … , xn(j)), где j - номер станка, j = 1, 2, …, k, а n - объем выборки. В распространенной постановке дисперсионного анализа предполагают, что результаты измерений независимы и в каждой выборке имеют нормальное распределение N(m(j), у2) с одной и той же дисперсией.

Проверка однородности качества продукции, т.е. отсутствия влияния номера станка на качество продукции, сводится к проверке гипотезы

H0: m(1) = m(2) = … = m(k).

В дисперсионном анализе разработаны методы проверки подобных гипотез.

Гипотезу Н0 проверяют против альтернативной гипотезы Н1, согласно которой хотя бы одно из указанных равенств не выполнено. Проверка этой гипотезы основана на следующем «разложении дисперсий», указанном Р.А.Фишером:

где s2 - выборочная дисперсия в объединенной выборке, т.е.

Таким образом, первое слагаемое в правой части формулы (7) отражает внутригрупповую дисперсию. Наконец, - межгрупповая дисперсия,

Область прикладной статистики, связанную с разложениями дисперсии типа формулы (7), называют дисперсионным анализом. В качестве примера задачи дисперсионного анализа рассмотрим проверку приведенной выше гипотезы Н0 в предположении, что результаты измерений независимы и в каждой выборке имеют нормальное распределение N(m(j), у2) с одной и той же дисперсией. При справедливости Н0 первое слагаемое в правой части формулы (7), деленное на у2, имеет распределение хи-квадрат с k(n-1) степенями свободы, а второе слагаемое, деленное на у2, также имеет распределение хи-квадрат, но с (k-1) степенями свободы, причем первое и второе слагаемые независимы как случайные величины. Поэтому случайная величина

имеет распределение Фишера с (k-1) степенями свободы числителя и k(n-1) степенями свободы знаменателя. Гипотеза Н0 принимается, если F < F1-б, и отвергается в противном случае, где F1-б - квантиль порядка 1-б распределения Фишера с указанными числами степеней свободы. Такой выбор критической области определяется тем, что при Н1 величина F безгранично увеличивается при росте объема выборок n. Значения F1-б берут из соответствующих таблиц.

Разработаны непараметрические методы решения классических задач дисперсионного анализа, в частности, проверки гипотезы Н0.

Следующий тип задач многомерного статистического анализа - задачи классификации. Они делятся на три принципиально различных вида - дискриминантный анализ, кластер-анализ, задачи группировки.

Задача дискриминантного анализа состоит в нахождении правила отнесения наблюдаемого объекта к одному из ранее описанных классов. При этом объекты описывают в математической модели с помощью векторов, координаты которых - результаты наблюдения ряда признаков у каждого объекта. Классы описывают либо непосредственно в математических терминах, либо с помощью обучающих выборок. Обучающая выборка - это выборка, для каждого элемента которой указано, к какому классу он относится.

...

Подобные документы

    История эконометрики и прикладной статистики. Прикладная статистика в народном хозяйстве. Точки роста. Непараметрическая статистика. Статистика объектов нечисловой природы - часть прикладной статистики.

    реферат , добавлен 08.01.2009

    Структурные компоненты детерминированной составляющей. Основная цель статистического анализа временных рядов. Экстраполяционное прогнозирование экономических процессов. Выявление аномальных наблюдений, а также построение моделей временных рядов.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2014

    Статистические модели принятия решений. Описание моделей с известным распределением вероятностей состояния среды. Рассмотрение простейшей схемы динамического процесса принятия решений. Проведение расчета вероятности произведенной модификации предприятия.

    контрольная работа , добавлен 07.11.2011

    Статистические методы анализа одномерных временных рядов, решение задач по анализу и прогнозированию, построение графика исследуемого показателя. Критерии выявления компонент рядов, проверка гипотезы о случайности ряда и значения стандартных ошибок.

    контрольная работа , добавлен 13.08.2010

    Роль статистических методов в объективной оценке количественных и качественных характеристик процесса управления. Использование инструментов качества при анализе процессов и параметров продукции. Дискретные случайные величины. Теория вероятности.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2015

    Математическая теория оптимального принятия решений. Табличный симплекс-метод. Составление и решение двойственной задачи линейного программирования. Математическая модель транспортной задачи. Анализ целесообразности производства продукции на предприятии.

    контрольная работа , добавлен 13.06.2012

    Генеральная, выборочная совокупность. Методологические основы вероятностно-статистического анализа. Функции MathCad, предназначенные для решения задач математической статистики. Решение задач, в MS Excel, с помощью формул и используя меню "Анализ данных".

    курсовая работа , добавлен 20.01.2014

    Расчет суммы издержек для плана выпуска продукции. Коэффициенты линейного уравнения парной регрессии. Характеристика графической интерпретации результатов. Развитие экономических процессов. Особенности эконометрического моделирования временных рядов.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2011

    Основные элементы эконометрического анализа временных рядов. Задачи анализа и их первоначальная обработка. Решение задач кратко- и среднесрочного прогноза значений временного ряда. Методы нахождения параметров уравнения тренда. Метод наименьших квадратов.

    контрольная работа , добавлен 03.06.2009

    Элементарные понятия о случайных событиях, величинах и функциях. Числовые характеристики случайных величин. Виды асимметрии распределений. Статистическая оценка распределения случайных величин. Решение задач структурно-параметрической идентификации.

Аналитические методы основаны на работе руководителя с рядом аналитических зависимостей. Которые определяют соотношение между условиями выполняемой задачи и её результатом в виде формул, графиков и т.д.

Статистические методы, основаны на использовании информации о прошлом удачном опыте при разработке принятии УР. Эти методы реализуются путем сбора, обработки, анализа статистических материалов с помощью статического моделирования. Такие методы можно использовать как на этапе разработки так и на этапе выбора решения.

Математические методы, они позволяют рассчитать лучший вариант решения по оптимальным критериям. Для этого в комп вводится искомая ситуация, вводится цель и критерии. Компьютер на базе математического соотношения либо разрабатывает новое, либо подбирает подходящее.

18 Активизирующие методы принятия управленческих решений

"Мозговой штурм"- это метод группового обсуждения проблемы, основанный на неаналитическом мышлении.

1)Этап генерации идей отделяется от этапа критики;

2)На этапе генерации идей запрещена любая критика принимаются абсурдные идеи.

3) Все идеи фиксируются письменно;

4) На этом этапе критики отбирают 3-4 идеи которые могут рассматриваться как альтернативные варианты.

Метод "Вопросов и ответов" он основан на предварительном составлении набора вопросов, ответы на которые могут сформировать новый подход к решению проблемы.

Метод "5 почему"

Пять "почему?" – эффективный инструмент, использующий вопросы для изучения причинно-следственных связей, лежащих в основе конкретной проблемы, определения причинных факторов и выявления первопричины. Рассматривая логику в направлении "Почему?", мы постепенно раскрываем всю цепь последовательно связанных между собой причинных факторов, оказывающих влияние на проблему.

План действий

Определить конкретную проблему, которую необходимо решить.

Прийти к согласию относительно формулировки рассматриваемой проблемы.

При поиске решения проблемы следует начинать с конечного результата (проблемы) и идти в обратном направлении (в направлении возникновения первопричины), спрашивая, почему возникает проблема.

Ответ записать под проблемой.

Если ответ не выявляет первопричину проблемы, снова задать вопрос "Почему?" и новый ответ записать ниже.

Вопрос "Почему?" необходимо повторять до тех пор, пока первопричина проблемы не станет очевидной.

Если ответ решает проблему, и группа согласна с ним, принимается решение, использующее ответ.

"Теоретико-игровой метод" основан на создании человеко-машинной системы разработки решений. Предшественником были традиционные совещания. Обычно на таких совещаниях принимались эконом, социал. И специализированные решения. Интересы участников часто различны, а круг вопросов имеет широкий спектр. Качественным развитии методики совещаний стало внедрении процесса разработки УР, искусственного интеллекта в виде компьютерной модели.

Компьютерная модель организации включает:

1) Справочные данные (о поставщиках, потребителях);

2) Имитационные модели компании

3) Методики экономического расчета и прогнозирования

4) Информацию о решениях в аналогичных ситуациях.

В результате совещания более результативны. Такое совещание может в нескольких сеансах игры: где на 1 сеансе все участники вводят свои требования, после обработки комп. Выдает определенное решение которые могут обсуждаться и корректироваться еще раз. Это может длиться до выработки общего решения либо, до отказа о принятии данного решения.