Рулевой кормщик обязанности на судне. Рулевой. Результаты освоения производственной практики

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2019
Выпуск №52 ЕТКС
Выпуск утвержден Приказом Минтруда России от 18.02.2013 N 68н

Рулевой

§ 25. Рулевой (5-й разряд)

Характеристика работ . Управление ручным, электрическим и гидравлическим рулевыми приводами судна, техническое обслуживание и их ремонт. Несение вахты. Управление маломерными и вспомогательными судами, их техническое обслуживание и ремонт. Технический осмотр рулевых приводов судна и шлюпочного устройства. Регистрация показаний приборов в соответствующих судовых журналах. Выполнение малярных, плотничных и слесарных работ на палубе.

Должен знать: устройство судна; особенности движения и стоянки судов в бассейне внутренних водных путей; правила эксплуатации различных систем рулевого устройства; специальную лоцию и правила, регламентирующие плавание судов; порядок пользования аварийно-спасательным и противопожарным имуществом и инвентарем; порядок пользования системами внутренней связи и сигнализации по тревогам.

Комментарии к профессии

Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии «Рулевой » служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации. На основе приведенных выше характеристик работы и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция рулевого, а также документы, требуемые для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу. При составлении рабочих (должностных) инструкций обратите внимание на общие положения и рекомендации к данному выпуску ЕТКС (см.

специальности среднего профессионального образования

Судовождение

базовой подготовки

Городец, 2016 г.

ВВЕДЕНИЕ

Область применения программы

Программа производственной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО.

26.02.03 Судовождение.

код название

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Управление и эксплуатация судна.

1. ПК 1.1. Планировать и осуществлять переход в точку назначения, определять местоположение судна.

2. ПК 1.2. Маневрировать и управлять судном.

3. ПК 1.3. Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию

технических средств судовождения и судовых систем.

4. ПК 1.4. Эксплуатировать судовые энергетические установки.

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. ПК 4.1. Соблюдать правила несения судовой вахты.

2. ПК 4.2. Обеспечивать удерживание судна на заданном курсе, следить за работой курсоуказателей и рулевого устройства.

Программа производственной практики может быть использованав дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки), и профессиональной подготовке работников в области судовождения при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1. Цели и задачи производственной практики – требования к результатам освоения программы производственной практики

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся должен:

иметь практический опыт:

Аналитического и графического счисления;

Определения места судна визуальными и астрономическими способами, с использованием радионавигационных приборов и систем;

Предварительной проработки и планирования рейса судна и перехода с учетом гидрометеорологических условий плавания, руководств для плавания и навигационных пособий;

Использования и анализа информации о местоположении судна;

Определения поправки компаса;

Постановки судна на якорь и съемки с якоря и швартовных бочек;

Проведения грузовых операций, пересадки людей, швартовных операций, буксировки судов и плавучих объектов, снятия судна с мели;

Управления судном в различных условиях плавания, в том числе при выполнении аварийно-спасательных операций;

Выполнения палубных работ;

Выполнения первичных действий после столкновения или посадки на мель, для поддержания водонепроницаемости, в случае частичной потери плавучести в соответствии с принятой практикой;

Навигационной эксплуатации и технического обслуживания радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи, решения навигационных задач с использованием информации от этих систем, расчета поправок навигационных приборов;

Эксплуатации и обслуживания судовой энергетики и её управляющих систем;

Эксплуатации и обслуживания судовых насосов и вспомогательного оборудования;

Управления судном и принятия необходимых мер к обеспечению безопасности плавания;

Выполнения рейдовых операций судов и составов;

Управления судном при маневрировании (расхождении, обгоне, постановке и снятии с якоря, отвалах и привалах, шлюзовании и выполнении оборотов);

Проводки судов и составов под мостами, в районе расположения наплавных

мостов и канатных паромных переправ, в районе работы судов технического

Несения ходовой вахты на мостике и стояночной у трапа вахты;

Удерживания судна на заданном курсе, слежения за работой

курсоуказателей и рулевого устройства.

Количество часов на прохождение производственной практики – 1008 часов.

Результаты освоения производственной практики

Результатами освоения программы производственной практики является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Управление и эксплуатация судна , Несение ходовых и стояночных вахт в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код Наименование результата обучения
ПК 1.1 Планировать и осуществлять переход в точку назначения, определять местоположение судна.
ПК 1.2 Маневрировать и управлять судном.
ПК 1.3 Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем.
ПК 1.4 Эксплуатировать судовые энергетические установки.
ПК 4.1. Соблюдать правила несения судовой вахты.
ПК 4.2. Обеспечивать удерживание судна на заданном курсе, следить за работой курсоуказателей и рулевого устройства.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и (или) иностранном (английском) языке.
ОК 11. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

3. Общие требования к организации производственной практики

Производственная практика проводится концентрированно, после освоения программы профессионального модуля ПМ 01 (5 семестр) и модуля ПМ04 (5 семестр).

Обучающиеся проходят производственную практику на рабочих местах предприятий (судоходных компаний).

Режим работы обучающихся – вахтенный, в соответствии с уставом службы на судах, продолжительность рабочего дня определена основами законодательства; Трудовой Кодекс Российской Федерации (30. 12. 2001г. №197 ФЗ).

Организация практики

Общие положения

Обучающиеся проходят практику в судоходных компаниях на судах река-море плавания, оснащенные всем необходимым современным оборудованием и инвентарем.

Руководство практикой осуществляется: от колледжа – преподавателями специальных дисциплин судовождения, а также мастерами производственного обучения; непосредственно на судах – капитаном.

В соответствии с учебным планом по специальности 25.02.03Судовождение составляет 28 недель.

При направлении на практику обучающиеся получают у руководителя практики от колледжа договор на прохождение практики, приказ, календарный план, путевку о направлении на практику, отчетные документы.

Рабочее время обучающихся-практикантов определяется в соответствии с российским законодательством и правилами внутреннего трудового распорядка. В календарно-тематическом плане практики предусмотрен 6-ти часовой рабочий день.

4.2 Тематический план практики

Календарно-тематический план прохождения производственной практики представлен по форме таблицы 4.1.

Таблица 4.1 –Тематический план производственной практики

Номер раздела, темы Наименование раздела, темы, выполняемые работы Количество часов
Вводное занятие. Оформление на практику. Прохождение вводного инструктажа по технике безопасности, охране труда, пожарной безопасности, личной и производственной санитарии и гигиене. Ознакомление с правилами внутреннего трудового распорядка на судне.
I. Раздел 1. Планирование и осуществление перехода в точку назначения, определение места судна
Работа с морскими картами, руководствами и пособиями для плавания.
Изучение условных обозначений на морских навигационных картах
Работа над корректурой морских карт и руководств для плавания.
Определение элементов приливоотливных течений по данным карт и пособий.
Навигационное планирование рейса.
Документы ИМО по рекомендациям планирования рейса.
Штурманская работа при подготовке к рейсу.
Предварительная прокладка
Построение графика суточного хода
Навигационная прокладка при отсутствии дрейфа и течения с учетом циркуляции.
Навигационная прокладка с учетом дрейфа.
Навигационная прокладка с учетом течения.
Навигационная прокладка при совместном учете дрейфа и течения
Расчет и нанесение ортодромии на меркаторскую карту различными способами.
16,17,18,19 Ведение прокладки и определение места судна различными способами. Расчет СКП.
II. Раздел 2. Лоция внутренних водных путей, правила плавания и судовождение на внутренних водных путях РФ.
20,21,22,23 Проработка лоции участка перехода
Расчет глубины на день плавания.
Навигационного оборудование судна
Знаки навигационные береговые.
Знаки информационные
Знаки навигационные плавучие.
Знаки навигационные плавучие на реках, каналах, водохранилищах внутренних водных путей
30,31 Определение типа знака по характеру горения огней.
Схемы внутренних водных путей РФ. Маршрутные описания.
Атласы, карты и картограммы изолиний ветрового волнения. Графики колебания уровней.
Радиолокационные пособия.
Поддержание речных карт, атласов и навигационных пособий на уровне современности.
Корректурные материалы, печатные и передаваемые по радио.
Извещения судоводителям, их назначение и содержание, путевые листы, радиоинформация.
Правила корректуры карт и руководств для плавания, хранение и обработка корректурных материалов на судне.
Навигационно-гидрографическое описание участков реки переходов.
Движительно-рулевой комплекс на судне.
Таблицы скорости хода в зависимости от числа оборотов двигателя.
Циркуляция судна и ее элементы. Периоды циркуляции.
Управляемость двухвинтового судна.
Маневренные качества двухвинтового судна, управление двухвинтовым судном в различных условиях
Использование носового подруливающего устройства для выполнения циркуляции и движения судна лагом.
Дрейф судна и его учет в практике судовождения. Предотвращение потери управляемости при сильных ветрах
Управление судном на течении и при совместном воздействии ветра и течения.
Безопасная скорость движения на мелководье
Плавание в штормовых условиях по рекам.
Плавание в штормовых условиях по каналам.
Плавание в штормовых условиях по водохранилищам.
Плавание в штормовых условиях по озерам
Плавание в особо стесненных условиях по затруднительным участкам.
Плавание в особо стесненных условиях на рейдах
Плавание в особо стесненных условиях на акваториях гидротехнических сооружений.
Плавание в особо стесненных условиях при шлюзовании.
Плавание при разрежении, отсутствии плавучих знаков навигационного оборудования в ранневесенний и позднеосенний периоды навигации.
Плавание в ледовых условиях, оценка действующей ледовой обстановки на реках
Плавание под проводкой ледокола.
Управление судном в предаварийных ситуациях, при пожаре.
Управление судном в предаварийных ситуациях, при пробоине.
Управление судном в предаварийных ситуациях, при падении человека за борт.
Переход на аварийное управление рулем.
Действия при угрозе столкновения в различных ситуациях при обгоне.
Действия при угрозе столкновения в различных ситуациях при расхождении.
Действия при угрозе столкновения в различных ситуациях при пропуске.
Маневрирование судном при поиске человека упавшего за борт.
Снятие судов с мели.
Маневрирование судном и выбор места посадки судна на мель.
Определение величины приращения осадки (просадки) судна.
Особенности плавания при ограниченной видимости по каналам.
Особенности плавания при ограниченной видимости по рекам.
Особенности плавания при ограниченной видимости по водохранилищам.
Особенности плавания при ограниченной видимости по озерам.
Организация судовождения, использование технических средств навигации, обеспечение безопасности плавания.
Записи в вахтенном журнале.
Радиолокационная проводка.
Штурманская служба на судах.
Визуальная сигнализация.
Ночная ходовая сигнализация.
Ночная стояночная сигнализация.
Дневная сигнализация
Особая сигнализация.
Звуковая сигнализация.
Правила стоянки.
86,87,88 Определение типов речных судов и рода их занятий по огням и знакам.
Магнитный компас "УПК-М" и правила эксплуатации.
Устройство компаса "УПК-М", проведение основных проверок и устранение типовых неисправностей.
Гирокомпас на неподвижном основании и работа гирокомпаса на движущемся судне.
Основы конструкции и правила эксплуатации гирокомпасов типа "Курс" и «Амур».
Гиротахометр, устройство, принцип действия, основные характеристики, эксплуатация.
Устройство, принцип действия и правила эксплуатации гидродинамического лага.
Работа навигационного эхолота с механической и электронной разверткой времени.
Принцип действия и устройство авторулевых.
Устройство и эксплуатация авторулевых, процедура перехода с одного режима управления на другой. Аварийное управление рулем.
Определение поправки магнитного компаса. Перевод и исправление румбов.
Определение поправки гирокомпаса.
Перевод истинных направлений в гирокомпасные.
Исправление гирокомпасных направлений
Повседневное включение станции РЛС.
Комплексная регулировка станции РЛС.
Настройка РЛС.
Принцип работы фазовой РНС «Декка», работа приемоиндикатора.
Принцип работы импульсно-фазовой РНС «Лоран-С», работа приемоиндикатора.
Включение/выключение и настройка станции, выбор шкал дальности. Выбор и обоснование режима отображения
Включение НКД, измерение расстояния с помощью ПКД.
Измерение пеленга визиром, измерение расстояния и пеленга курсором.
Органы управления и настройки приемоиндикаторов спутниковых навигационных систем.
Датчики скорости поворота судна. Акселерометры.
Датчики параметров качки. Прибор регистрации данных о рейсе.
Измерение угловой скорости поворота судна.
Работа с УКВ радиостанцией: тестирование, выбор рабочего канала, вызов судно-судно, судно-берег.
Работа с переносной радиостанцией, АРБ.
ПВ/КВ ЦИВ, работа, тестирование, выбор частот, сканирование частот.
НАВТЕКС: тестирование, выбор станций, выбор сообщений
ИНМАРСАТ-С: тестирование, выбор спутника, составление и передача сообщений бедствия (MAYDAY), срочности (PAN PAN), безопасности (SECURITE).
Отработка передачи сигналов бедствия (MAYDAY), срочности (PAN PAN), безопасности (SECURITE) при помощи аппаратуры ГМССБ.
Постановка судна на якорь на открытом рейде.
Постановка судна на якорь на участках с сильными приливными течениями.
Постановка судна на якорь, в открытом море.
Расчет параметров якорной стоянки.
Постановка на швартовные бочки.
Основные принципы управления судном: вход в лед.
Основные принципы маневрирование судна во льдах.
Стоянка на якоре в ледовых условиях.
Выбор курса и скорости при плавании в штормовых условиях
Особенности швартовки судов в открытом море.
Передача груза и пересадка людей в открытом море.
Понятие человеческого фактора и требования нормативных документов по его учету в процессе разбора аварии.
Решение задач по выбору курса и скорости судна в штормовых условиях при помощи диаграммы Ремеза.
III Раздел № 3 Эксплуатация энергетического оборудования.
Состав судовой силовой установки.
Технические характеристики двигателей.. Заводская марка.
Конструкционные особенности дизелей.
Местные и дистанционные посты управления. Состав поста управления. Регуляторы (однорежимные, предельные и всережимные).
Система пуска дизелей. Устранение возможных неисправностей.
Система смазки. Устранение возможных неисправностей.
Система охлаждения. Устранение возможных неисправностей.
Топливная система. Устранение возможных неисправностей.
Принципиальная схема устройства валопровода теплохода. Опорные и упорные подшипники валовой линии.
Эксплуатация систем автоматизированного и дистанционного управления. Подготовка систем автоматизированного и дистанционного управления после длительной стоянки.
Техническое обслуживание. Проведение технических уходов дизелей.
Проверка двигателя после текущего ремонта или продолжительного перерыва в работе.
Подготовка двигателя к пуску после непродолжительной остановки. Пуск двигателя в ход. Обслуживание двигателя во время работы.
Уход за двигателем при продолжительной его работе на малых оборотах.
Остановка двигателя на непродолжительное время. Остановка двигателя на срок свыше пяти суток.
Автоматическое регулирование частоты вращения коленчатого вала дизеля, температуры и давления масла и воды в системах дизеля.
Автоматические средства аварийно-предупредительной сигнализации, защиты и блокировки при пуске дизеля.
Дифференцированный зачет
VI Раздел №4 Несение ходовых и стояночных вахт.
Расписание по вахтам. Отличительные знаки лиц судового экипажа, находящихся на вахте.
Вахтенная документация, общие сведения о судовом и машинном журналах, правила их заполнения.
Правила и процедуры визуального и слухового наблюдения. Несение рядовым составом ходовой навигационной вахты в особых условиях эксплуатации судна.
Несение ходовой навигационной вахты при стоянке на якоре. Контроль за положением места судна. Документирование вахты.
Вахтенный рулевой в системе ходовой навигационной вахты судна, его задачи и обязанности. Команды подаваемые на руль.
Процедуры судовой вахтенной службы при стоянке в порту.
Осуществление визуального наблюдения: невооружённым глазом и с помощью оптических приборов.
Оценка ситуации и риска столкновения судов, посадки на мель, недопустимого воздействия других навигационных опасностей
Порядок; использование ручного лота для измерения глубин, измерение глубин в светлое и тёмное время суток, эксплуатационные условия и пределы измерений.
Управление по отдалённому предмету (ориентиру), выявление дрейфа и сноса по течению при управлении по отдалённому предмету. Управление по створу.
Управление судном при подходе к причалу для швартовки лагом. Управление судном при движении на заднем ходу.
Управление судном при постановке судна на якорь и снятие судна с якоря.
Управление судном в условиях ограниченной видимости и в зависимости от времени суток (день, ночь).
Управление судном при сильном ветре, высоте волны 1,5 метра и при расхождении.
Управление судном при подходе к шлюзу и шлюзовании.
Управление судном при выходе из шлюза и при прохождении мостов.
Управление судном при плавании на мелководье и при выполнении буксировочных операций.
Дифференцированный зачет

4.3 Обязанности руководителя практики от колледжа

Руководитель практики от колледжа обязан:

· составить график прохождения практики обучающимися;

· обеспечить обучающихся договорами для прохождения практики, ознакомить своевременно с графиком выхода на предприятие для прохождения практики;

· осуществлять систематический контроль над предприятием, организацией прохождения практики,

· следить за выполнением обучающимися-практикантами правил внутреннего трудового распорядка на судне, созданием для них нормальных условий труда;

· принимать, проверять дневники-отчеты о прохождении практики, написанные студентами, принимать защиту о прохождении практики;

· не позднее чем через месяц после окончания практики, предоставить отчет о проведенной практике, ведомость с итоговыми оценками, мерах по дальнейшей организации и совершенствованию практики.

Вахтенный рулевой, вахтенный матрос Общие обязанности 192. Вахтенный рулевой, вахтенный матрос непосредственноподчиняются вахтенному начальнику. 193. Прием и сдача вахты вахтенным рулевым, вахтенным матросомпроизводится с разрешения вахтенного начальника. 194. Заступая на вахту, вахтенный рулевой обязан проверитьдействие сигнальных огней, а в дневное время - наличие поднятыхфлагов и знаков, необходимых в данной обстановке, он должен такжеознакомиться со всеми касающимися его распоряжениями по вахте. 195. Вахтенный рулевой, вахтенный матрос при стоянке судна наякоре или на швартовах обязаны находится на месте, указанномвахтенным начальником, вести наблюдение за окружающей обстановкой;следить за положением и натяжением якорной цепи, швартовами,кранцами, сходнями, трапами, якорными огнями и знаками, а также затем, чтобы за борт не свешивались тросы, шланги и т.п. О всехизменениях обстановки они немедленно должны докладывать вахтенномуначальнику. 196. Вахтенный матрос на пассажирских судах обязан: (01) перед заступлением на вахту принять от сменяющего матросанаходящееся в открытых местах и на палубах имущество, инвентарь иоборудование, а также получить сведения о выполняемых рабочихзаданиях; (02) при несении вахты следить за сохранностью принятогоимущества и оборудования, за соблюдением пассажирами судовых правил;выполнять порученные рабочие задания и поддерживать чистотузакрепленных за ним участков. 197. В случае возникновения во время стоянки пожара на суднеили вблизи него, а также при возникновении других чрезвычайныхпроисшествий вахтенный рулевой, вахтенный матрос немедленнодокладывают вахтенному начальнику и действуют по его указанию.бязанности вахтенного рулевого на ходовой вахте 198. Принимая вахту на руле, рулевой обязан выяснить отсменяющегося, как судно слушается руля. 199. Вахтенный рулевой, находясь на посту управления, обязанстрого удерживать судно на курсе, следить за работой рулевогоустройства, немедленно докладывать вахтенному начальнику онеисправности в их работе. 200. Вахтенный рулевой обязан выполнять команды только капитанаили вахтенного начальника. 201. При плавании с использованием глазомерного методаориентировки вахтенный рулевой обязан вести постоянное наблюдение заплавучими и береговыми знаками навигационного оборудования,показаниями глубин на сигнальных мачтах, сигналами на движущихся истоящих судах и обо всем, представляющем опасность, докладыватьвахтенному начальнику. 202. Перед отходом судна с места стоянки вахтенный рулевойобязан убедиться в исправности действия рулевого устройства путемперекладки руля с борта на борт и доложить об этом вахтенномуначальнику.Рулевой 141. Рулевой подчиняется капитану и его помощникам, а во времявахты находится в распоряжении вахтенного начальника. 142. Рулевой обязан: (01) изучать специальную лоцию и условия плавания районавнутренних судоходных путей, в которых судно совершает рейсы; (02) знать правила, регламентирующие плавание судов, идополнения к ним, касающиеся района, в котором плавает данное судно;знать рулевое устройство, а также действие рулевого комплекса приработе движителей на передний и задний ход при плавании намелководье, при ветре, швартовке, волнении, отданном якоре и т.д.; (03) знать принцип работы различных систем рулевого устройства;управлять ручными, электрическими, гидравлическими рулевымиприводами; осуществлять переход с одного вида управления на другой; (04) уметь удерживать судно на постоянном курсе или изменятькурс по указанию вахтенного начальника в различных условиях плаваниякак при глазомерной ориентировке, так и с помощью различных системкурсоуказателей; (05) уметь выполнять все работы, входящие в круг обязанностейматросов. 143. Рулевой следит за чистотой и порядком на ходовом мостике,в рулевой рубке и на тентовой палубе. 144. На судах, где не предусмотрена штатным расписаниемдолжность боцмана, рулевой выполняет его обязанности,предусмотренные настоящим Уставом.

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Таблица 1

* ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии

** Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования

3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО:

матрос - рулевой (кормщик);

матрос - шкипер;

матрос - боцман.

Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение судовых работ, управление судном по заданному курсу; швартовка судна; погрузочно-разгрузочные работы; техническое обслуживание корпуса палуб, надстроек, грузовых и судовых помещений, балластных танков и танков пресной воды, спасательных средств, противопожарного оборудования, имущества и инвентаря; техническая эксплуатация рулевого, грузового, швартовного и буксирного устройств.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

корпус судна;

палуба и надстройки;

грузовые и судовые помещения (кроме помещения машинно-котельного отделения);

танки пресной воды;

измерительные, приемные и воздушные трубы;

трапы и сходни;

кранцевая защита;

клинкетные двери и их приводы (кроме машинно-котельного отделения);

рулевое, грузовое, якорные, швартовное и буксирное устройства с их техническими средствами (без механики, гидравлики и электрики);

спасательные средства;

противопожарное, аварийно-спасательное имущество.

4.3. Обучающийся по профессии Матрос готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Выполнение судовых работ.

4.3.2. Несение ходовых и стояночных вахт.

4.3.3. Погрузочно-разгрузочные работы.

4.3.4. Обеспечение безопасности плавания.

V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Выполнение судовых работ.

ПК 1.1. Выполнять плотницкие работы.

ПК 1.2. Выполнять столярные работы.

ПК 1.3. Выполнять малярные работы.

ПК 1.4. Выполнять такелажные работы.

ПК 1.5. Выполнять работы по зачистке корпуса и металлических изделий.

ПК 1.6. Применять технические средства и инструменты.

5.2.2. Несение ходовых и стояночных вахт.

ПК 2.1. Соблюдать правила несения судовой вахты.

ПК 2.2. Обеспечивать удерживание судна на заданном курсе, следить за работой курсоуказателей и рулевого устройства.

ПК 2.3. Осуществлять швартовные операции согласно судовому расписанию.

ПК 2.4. Осуществлять техническую эксплуатацию рулевого, грузового, швартовного и буксирного устройств.

ПК 2.5. Применять контрольно-измерительные приборы и инструменты.

5.2.3. Погрузочно-разгрузочные работы.

ПК 3.1. Подготавливать помещения, грузовые трюмы и палубы к размещению пассажиров и груза.

ПК 3.2. Принимать и сдавать грузы.

ПК 3.3. Размещать и крепить грузы.

ПК 3.4. Руководить береговыми матросами и рабочими при осуществлении грузовых работ.

ПК 3.5. Зачищать трюмы и убирать палубы после выгрузки.

5.2.4. Обеспечение безопасности плавания.

ПК 4.1. Обеспечивать должный уровень транспортной безопасности.

ПК 4.2. Применять средства по борьбе за живучесть судна.

ПК 4.3. Действовать по тревогам.

ПК 4.4. Оказывать первую медицинскую помощь.

ПК 4.5. Использовать коллективные и индивидуальные спасательные средства.

VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального

и разделов:

физическая культура;

учебная практика (производственное обучение);

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования

Таблица 2

Индекс Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося В т.ч. часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
Обязательная часть циклов ОПОП и раздел "Физическая культура" 864 576
ОП.00 Общепрофессиональный цикл 240 160
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: читать рабочие и сборочные чертежи и схемы; выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов; знать: виды нормативно-технической и производственной документации; правила чтения технической документации; способы графического представления объектов, пространственных образов и схем; требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации и Единой системы технологической документации; правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов ОП.01. Основы инженерной графики
уметь: читать принципиальные, электрические и монтажные схемы; рассчитывать параметры электрических схем; собирать электрические схемы; пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями; проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ; знать: электротехническую терминологию; основные законы электротехники; типы электрических схем; правила выполнения электрических схем; методы расчета электрических цепей; основные элементы электрических сетей; принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты; схемы электроснабжения; основные правила эксплуатации электрооборудования, способы экономии электроэнергии; основные электротехнические материалы; правила сращивания, спайки и изоляции проводов; принципы работы типовых электронных устройств ОП.02. Основы электроники и электротехники
уметь: выбирать основные конструкционные и эксплуатационные материалы; проводить первичную обработку материалов с разными свойствами; пользоваться стандартами и другой нормативной документацией; определять правильность работы контрольно-измерительных приборов, пользоваться ими; анализировать условия работы, оценивать работоспособность деталей машин и механизмов; использовать механическое оборудование судовой мастерской, ручные инструменты, измерительное и испытательное оборудование при эксплуатации и ремонте судовых технических средств; обеспечивать качество слесарных работ при обслуживании и ремонте судовых механизмов и устройств; знать: основные свойства конструкционных и эксплуатационных материалов, применяемых при ремонте, эксплуатации и техническом обслуживании; основные технологические процессы обработки материалов с разными свойствами; основы стандартизации, погрешности при изготовлении деталей и сборке машин, номинальный и предельные размеры, действительный размер, допуск размера, поле допуска, посадки, их виды и назначение, точность обработки, системы допусков и посадок; основы метрологии: понятие, термины, показатели измерительных приборов; назначение, характеристики, устройство и порядок использования универсальных средств измерения; виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте судовых механизмов и устройств; оборудование, инструменты и контрольно-измерительные приборы, применяемые при выполнении слесарных работ ОП.03. Основы материаловедения и технология общеслесарных работ
уметь: определять типы судов; ориентироваться в расположении судовых помещений; знать: классификацию судов по правилам Регистра, обозначения на судах; мореходные качества судна (плавучесть, остойчивость, поворотливость, ходкость), технико-эксплуатационные характеристики судна, главные размерения и коэффициенты, водоизмещение, грузоподъемность, непотопляемость; архитектурный тип судна, конструкцию корпуса, судостроительные материалы; конструкцию надстроек и оборудование судовых помещений; конструкцию грузовых люков; конструкции отдельных узлов судна; оборудование и снабжение судна; спасательные средства; конструктивную противопожарную защиту; судовые устройства; назначение и классификацию судовых систем; назначение, состав, функционирование системы предупреждения загрязнения воды ОП.04. Теория и устройство судна
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим 32 ОП.05. Безопасность жизнедеятельности
П.00 Профессиональный цикл 624 416
ПМ.00 Профессиональные модули 624 416
ПМ.01 Выполнение судовых работ В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: эксплуатации технических средств и инструментов; проведения профилактических работ по надводной и подводной части корпуса, а также внутри судовых помещений, в грузовых трюмах, танках пресной воды и балластных танках; определения запасов воды в питьевых и балластных танках; уметь: осуществлять своевременные проверки судовых устройств и их деталей; составлять планы судовых работ, распределять подчиненных; обеспечивать безопасность судовых работ (включая опасные виды); осуществлять получение, хранение и учет аварийно-спасательного и противопожарного имущества и инвентаря, материально-технического снабжения; обеспечивать подготовку и установку лесов, беседок и приспособлений для работ на высоте и за бортом; следить за исправным состоянием водной магистрали, штормовых портиков, шпигатов, льяльных трюмных колодцев; проверять готовность судна к выходу в рейс: надлежащую подготовку открытых палуб, защищенность оборудования, закрытие грузовых и иных люков и горловин, крепление по походному палубных устройств, грузов; управлять палубными техническими средствами; выполнять такелажные, плотницкие и малярные работы; пользоваться такелажным инструментом; ремонтировать и оснащать стоячий и бегучий такелаж парусного вооружения шлюпок; готовить к действию швартовные механизмы, обслуживать их во время работы и наблюдать в период эксплуатации; подавать, травить, правильно крепить и отдавать швартовный трос, вести систематическое наблюдение за швартовым тросом при стоянке на швартовах; работать на шпиле (брашпиле), лебедке; соблюдать правила техники безопасности при выполнении швартовных операций с помощью лебедки, шпиля, брашпиля и вручную; принимать, хранить, выдавать и вести учет материально-технического снабжения по заведыванию; знать: устройство рангоута, такелажа; назначение, устройство, порядок использования, техническое обслуживание рулевого, грузового, якорного, швартовного и буксирного устройств; периодичность проверки и порядок замены индивидуальных спасательных средств, швартовых концов, стропов, блоков, скоб и другого такелажного имущества; правила подготовки корпусной части перед выходом в рейс, объем и перечень выполняемых мероприятий; основные виды красок, грунтовок, лаков, растворителей, особенности их применения на судах; технологию нанесения красок на металлические поверхности; такелаж и такелажное оборудование; инструменты, используемые при такелажных работах; материалы для такелажных работ; пеньковые, стальные и синтетические тросы, их сравнительные характеристики; приемка, хранение и уход за тросами; такелажные работы с тросами; устройство, правила эксплуатации и ремонта палубных технических средств; содержание и порядок разработки плана работ по корпусной части судна; порядок составления ремонтных ведомостей; требования правил и инструкций по содержанию судовых палуб и помещений; перечень и порядок ведения документации по заведыванию; нормы запасов пресной воды на судне, порядок ее приема, хранения и расходования; правила пользования грузоподъемными механизмами; способы выполнения плотницких, слесарных и малярных работ в соответствии с квалификацией плотника 3-го разряда, слесаря и маляра 2-го разряда; правила разбивки и маркировки ручного лота и промерного троса; порядок производства простых малярных, столярных и плотницких работ; перечень авральных видов работ на судах МДК.01.01. Организация и проведение судовых работ
ПМ.02 Несение ходовых и стояночных вахт В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: несения ходовой на мостике и стояночной у трапа вахты; удерживания судна на заданном курсе, слежения за работой курсоуказателей и рулевого устройства; определения осадки судна по маркировке на штевнях, замера уровня груза; управления палубными техническими средствами; использования швартовных, рулевых устройств, палубных механизмов; уметь: нести вахту на ходу и на стоянке, при несении вахты на мостике под руководством вахтенного начальника удерживать с помощью руля судно на заданном курсе по компасу, створу и плавучим знакам ограждения; выполнять обязанности рулевого, переходить с автоматического управления судном на ручное и обратно; работать с картой, измерять глубины ручным лотом, производить разбивку лотлиней, снимать отсчеты лага; определять компасный курс, курсовой угол; пользоваться всеми средствами внутренней связи и аварийной сигнализации; вести визуальное и слуховое наблюдение за окружающей обстановкой; нести сигнальную вахту; работать с грузовым, шлюпочным, швартовным и палубным устройствами; работать на лебедках, брашпиле, шпиле; управлять палубными подъемными средствами (лебедки, краны); поднимать флаги расцвечивания; обеспечивать надлежащее состояние и хранение сигнальных флагов и знаков, запасных сигнальных фонарей; открывать и закрывать трюмы; проводить техническое обслуживание грузовых стрел, судовых лебедок и кранов грузозахватывающих приспособлений; знать: основные понятия и определения в навигации, формы и размеры Земли, основные точки и линии на земном шаре, географические координаты, единицы длины и скорости, принятые в судовождении, основные линии плоскости наблюдения, деление горизонта на румбы и градусы, истинные курс, пеленг, курсовой угол, видимый горизонт и его дальность, дальность видимости предметов, определение дальности видимости по таблицам; определение направления, земной магнетизм и его элементы, назначение, устройство, принцип действия, применение магнитных компасов, склонение, магнитные курсы и пеленги, девиацию магнитного компаса, порядок пользования таблицей остаточной девиации, общую поправку компаса, перевод и исправление румбов; назначение, классификацию, характеристики навигационных карт, построение карты в различных проекциях, условные обозначения, прокладочный инструмент и методику решения задач на навигационных картах; графическое счисление пути судна, определение расстояния, пройденного судном, назначение, устройство и принцип работы судовых лагов, проверку лага и ее учет, ручной лот, графическое счисление, плавание по счислению при отсутствии дрейфа и течения; влияние ветра и течения на направление следования и скорость судна, учет дрейфа и сноса течением при прокладке пути; методы определения места положения судна; назначение, устройство, принцип действия, порядок применения электронавигационных приборов, электронных и спутниковых навигационных приборов; основные сведения из лоции, задачи и организацию службы обеспечения безопасности плавания; назначение, классификацию, применение, состав средств навигационного оборудования (системы охлаждения); способы и методы передачи и приема навигационных и гидрометеорологических предупреждений и сведений; основные понятия гидрологии: распределение воды и суши на земном шаре, рельеф дна, процессы, происходящие в Мировом океане, их влияние на мореплавание и судоходство; характеристики морской и пресной воды, образование, размеры волн и шкалу волнения, характеристику водных течений, приливно-отливные явления: виды, причины образования, таблицы приливов и порядок пользования ими; рулевое устройство: назначение, классификацию, схему устройства, характеристику, принцип действия и техническую эксплуатацию; команды на русском и английском языках, подаваемые при управлении рулем, и их значение; якорное устройство: назначение, классификацию, характеристику различных типов якорных устройств, конструкцию, принцип действия и техническую эксплуатацию; якорные механизмы (брашпили и шпили): назначение, устройство, принцип действия и применение, безопасность труда при технической эксплуатации якорного устройства; швартовное устройство: назначение, составные элементы (швартовные тросы, средства их крепления, средства передачи швартовных концов на другое судно или причал), швартовные механизмы: назначение, составные элементы, расположение их на судне, техническую эксплуатацию и ремонт; судовые сходни и трапы: назначение, устройство, установку, крепление, правила технической эксплуатации и безопасности труда при пользовании ими; буксирное устройство: назначение, составные части, способы крепления на судне, способы подачи буксирных тросов на буксируемое судно и их крепление, правила вытравливания и выбирания буксирных тросов; освидетельствование буксирного устройства и правила его технической эксплуатации; безопасность труда при технической эксплуатации буксирного устройства; портовые надзорные службы и их обязанности МДК.02.01. Организация службы на судах МДК.02.02. Несение ходовых и стояночных вахт МДК.02.03. Швартовка к причалу и постановка на якорь
ПМ.03 Погрузочно-разгрузочные работы В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: подготовки трюмов и грузового комплекса к проведению грузовых операций; сортировки, подборки и размещения грузов; уметь: обеспечивать подготовку трюмов и грузового комплекса к грузовым операциям; выполнять прием и сдачу грузов и багажа в трюмах и на палубе; осуществлять выдачу грузов грузополучателям; проверять маркировку и внешнее состояние "мест" груза и багажа; осуществлять руководство и контроль за соблюдением портовыми рабочими правил погрузки-выгрузки и сохранности грузов в процессе погрузочно-разгрузочных работ, размещения груза в трюмах и на палубе грузов, правил техники безопасности; знать: классификацию и свойства основных видов грузов, перевозимых на судах; правила техники безопасности при проведении грузовых операций; правила техники безопасности при эксплуатации грузоподъёмного оборудования; грузовые устройства судна: классификацию, назначение, характеристику, устройство, размещение на судне, принцип действия и техническую эксплуатацию, захватные приспособления для грузов, оборудование грузовых люков, грузовые устройства танкеров, грузовые стрелы, лебедки, приспособления: назначение, устройство и правила технической эксплуатации, безопасность труда при технической эксплуатации грузовых устройств; виды тары и упаковки; виды маркировки грузов; свойства грузов, правила их перевозки, погрузки-выгрузки, складирования и хранения; правила пользования весами различных систем; правила размещения, сепарирования и крепления; государственные стандарты на тару и упаковку МДК.03.01. Технология выполнения погрузочно-разгрузочных работ
ПМ.04 Обеспечение безопасности плавания В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: действий при проведении учебных тревог; действий при авариях; использования индивидуальных и коллективных спасательных средств и их снабжения; использования средств индивидуальной защиты; действий при оказании первой медицинской помощи; уметь: действовать при проведении различных видов тревог; применять средства пожаротушения; применять средства индивидуальной защиты; применять средства по борьбе с водой; использовать индивидуальные и коллективные спасательные средства; производить спуск и подъем спасательных и дежурных шлюпок, спасательных плотов и уметь управлять ими; использовать аварийно-спасательное снабжение; обеспечивать защищенность судна от актов незаконного вмешательства; оказывать первую медицинскую помощь; подавать сигналы бедствия различными средствами; знать: расписание по тревогам, виды и сигналы тревог; порядок действий при проведении тревог; мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности; различные виды маркировки, используемые на судне; виды и химическую природу пожара; средства и системы пожаротушения на судне; аварийное и противопожарное снабжение судна; виды средств индивидуальной защиты; мероприятия об обеспечении водонепроницаемости корпуса судна; виды коллективных и индивидуальных спасательных средств и их снабжение; устройства спуска и подъема спасательных средств; основы обеспечения транспортной безопасности; комплекс мер по предотвращению загрязнения окружающей среды; действия при оказании первой медицинской помощи; виды и способы подачи сигналов бедствия; способы выживания на воде МДК.04.01. Безопасность жизнедеятельности на судне
ФК.00 Физическая культура В результате освоения раздела обучающийся должен: уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни 80 40
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) 216 144
Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ОПОП 1080 720
УП.00 Учебная практика (производственное обучение) 19 нед. 684
ПП.00 Производственная практика
ПА.00 Промежуточная аттестация 1 нед.
ГИА.00 Государственная (итоговая) аттестация 1 нед.

Таблица 3

Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:

VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы

7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно . ФГОС), с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:

7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы (для сроков обучения 1 год 10 мес.).

7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная (производственное обучение) и производственная.

Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.

Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения .

7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

Кабинеты:

инженерной графики;

электроники и электротехники;

материаловедения и технологии общеслесарных работ;

теории и устройства судна;

безопасности жизнедеятельности;

организации службы на судах;

погрузочно-разгрузочных работ;

безопасности жизнедеятельности на судне.

Лаборатории:

электротехники.

Мастерские:

слесарно-механическая;

такелажная;

столярная.

Спортивные и тренажёрные комплексы:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

тренажёр рулевого;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

VIII. Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы

8.1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.

______________________________

* Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616)

** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 июня 2010 г. N 637 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 180403.02 Матрос"

Регистрационный N 17940

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом, вводится в действие со дня вступления в силу настоящего приказа

Обзор документа

Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии "Матрос". Стандарт обязателен к применению российскими учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и право реализовывать основную образовательную программу.

Приведена характеристика подготовки. Определены требования к результатам освоения основной образовательной программы и к ее структуре.

Федеральный стандарт вводится в действие со дня вступления в силу приказа.

В соответствии с Уставом службы на судах Министерства речного флота на всех самоходных судах, на которых штатным расписанием предусмотрены должности рулевых, мотористов-рулевых (машинистов), во время движения на посту управления судном должны находиться два члена экипажа — вахтенный начальник и моторист-рулевой.

Моторист-рулевой подчинен непосредственно первому штурману, боцману, а во время вахты — вахтенному начальнику.

Моторист-рулевой должен знать: основные правила, регламентирующие плавание судов, и дополнения к ним, касающиеся района, в котором плавает данное судно; специальную лоцию и условия плавания в районе, в котором судно совершает рейсы;

Устройство и руководства по эксплуатации главных двигателей, вспомогательных механизмов, систем дистанционного управления и средств автоматизации механизмов машинного отделения;

Рулевое устройство, проводку штуртроса и правила ухода за ним; действие руля при работе машин на передний и задний ход;

Технико-эксплуатационные данные судна и его маневренные качества;

Действие якорных устройств;

Способы швартовки судна;

Передовые методы технической эксплуатации главных двигателей и вспомогательных механизмов машинного отделения, обеспечивающие продление межремонтных периодов их работы;

Причины появления неисправностей в работе главных двигателей, вспомогательных механизмов, систем дистанционного управления и средств автоматизации механизмов машинного отделения; способы их предупреждения и устранения;

Эксплуатационные нормативно-технические показатели работы силовой установки;

Правила техники безопасности, судовой санитарии и основы противопожарной защиты судна.

Моторист-рулевой должен уметь:

Управлять судном в различных условиях под руководством вахтенного начальника;

Производить подготовку, пуск в работу, регулирование режима работы, остановку главных двигателей и вспомогательных механизмов;

Выполнять работы по спуску и подъему шлюпок, обращаться с ручными, паровыми, электрическими и гидравлическими рулевыми машинами;

Непосредственно управлять работой палубных вспомогательных механизмов;

Управлять шлюпкой, выполнять такелажные и малярные работы, а также мелкий ремонт по судну;

Своевременно проводить технические уходы за закрепленными за ним механизмами и устройствами.

Перед вступлением на вахту моторист-рулевой должен проверить:

Исправность действия рулевого устройства, сигналов, наличие и готовность запасных сигнальных фонарей;

Режим работы главных и вспомогательных двигателей.

Во время вахты моторист-рулевой обязан:

Неотлучно находиться на посту управления, вести постоянное наблюдение за плавучей и береговой обстановкой, показаниями глубин на сигнальных мачтах, сигналами иа движущихся и стоящих судах, управлять судном по командам вахтенного начальника и дублировать его команды;

Следить за показаниями приборов и средств контроля за работой главных двигателей и вспомогательных механизмов.

При подготовке судна к плаванию рулевой-моторист должен участвовать в ремонтных работах, вооружении и оборудовании судна.


На заметку: В наше время мало кто читает книги, потому что множество полезной информации можно найти и в интернете. Например, ответы на вопросы можно найти на научно-познавательном сайте для детей и взрослых. Почемуха.ру.