Российский гуманитарный научный фонд (ргнф). Российский гуманитарный научный фонд Отчет по проекту участия российских ученых

ОТЧЕТЫ 2004 года

Руководители проектов 2002-2004 гг., получивших финансовую поддержку Фонда в 2004 г., должны представить в РГНФ научный и финансовый отчеты по полученным ассигнованиям на момент составления отчета .

УСЛОВИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТОВ В РГНФ

Сроки представления отчетов

По конкурсам «а», «б», «в», «д», «е» - до 15 декабря 2004 г. (включительно).

По конкурсу «г» - в течение 1 месяца после окончания мероприятия, но не позднее 15 декабря .

По конкурсу «з» - в течение 1 месяца после окончания мероприятия.

Финансовая отчетность организаций представляется к 30 января 2005 г.

Отчеты следует направлять по адресу :

Москва, Ярославская ул., д. 13, Российский гуманитарный научный фонд.

Отчеты можно также доставить непосредственно в Фонд по указанному адресу.

Отчеты, отправленные по факсу или электронной почте , не регистрируются и не рассматриваются.

Телефон для справок: (0

E-mail: *****@***ru

Веб-сайт: http://www. *****

Общие правила представления отчетов

Отчет по проекту должен полностью соответствовать исходной заявке.

Если в соответствии с исходной заявкой срок выполнения проекта истекает в 2004 г., то руководитель такого проекта должен представить в РГНФ итоговый отчет .

Если в соответствии с исходной заявкой планировалось продолжение работы над проектом в 2005 г., то решение о финансировании этого проекта в 2005 г. будет принято советом Фонда на основании экспертизы научного и финансового отчетов за 2004 г. Результаты экспертизы сообщаются руководителю проекта. Если результаты экспертизы отрицательны, то финансирование проекта с 2005 г. прекращается.

К отчетам по научно-исследовательским проектам обязательно прилагаются публикации в 1 экз. (оттиски опубликованных статей, книги, распечатки электронных публикаций, ксерокопии опубликованных тезисов докладов на конференциях и принятых к печати рукописей статей), в которых, в соответствии с условиями конкурса РГНФ, обязательно должно содержаться упоминание о финансовой поддержке научно-исследовательского проекта Фондом (с указанием номера проекта). Невыполнение данного условия может явиться основанием для отрицательной оценки отчета по проекту. При отсутствии публикаций необходимо вместо формы 6 представить дополнительно к форме 1а п. 1.8. развернутый научный отчет (объемом 10-12 стр.).

Отчеты по проектам организации научных мероприятий (конференций, семинаров и т. д.), а также опубликованные материалы представляются в течение 1 месяца после проведения мероприятия. Материалы, изданные позднее, высылаются дополнительно.

Руководители проектов, не представившие научный или финансовый отчет либо получившие отрицательную экспертную оценку отчета, лишаются права участвовать в конкурсах Фонда в течение 5 лет. Списки этих руководителей вносятся в базу данных Фонда и по решению совета Фонда могут быть опубликованы в «Вестнике РГНФ» и на веб-сайте РГНФ (http://www. ***** ).

Если по итогам рассмотрения отчетов выяснится, что руководство организации, через которую осуществляется финансирование, не выполняет взятые на себя обязательства по финансово-организационному обеспечению работы над проектами, получившими поддержку РГНФ либо нарушает правила использования выделенных Фондом средств, Фонд вправе предложить руководителю проекта сменить организацию - адресат финансирования.

Финансирование проектов в 2005 г. будет осуществляться только через научные организации, представившие финансовые отчеты в установленный срок и по установленной форме.

Фонд извещает руководителя проекта (при наличии заполненных почтовых карточек, приложенных им к заявке):

1) о регистрации отчета;

2) о результатах экспертизы отчета.

Научные и финансовые отчеты проходят многоэтапную независимую экспертизу, в ходе которой оцениваются научные результаты работы, ее новизна, актуальность для данной отрасли знаний, вклад теоретического, методологического, методического или прикладного характера, самостоятельный характер исследования, оригинальность содержания работы, перспективы реализации выполненного исследования; а также выясняется:

· в какой степени выполнен заявленный в проекте план работы на 2004 г.;

· как отражены результаты работы в 2004 г. в публикациях, указанных в отчете;

· насколько содержание публикаций, указанных в отчете, соответствует проблематике проекта;

· обоснованность фактических расходов по проекту.

Все указанные сведения необходимо отражать в отчетах.

Нормативные документы, регламентирующие работу экспертной системы Фонда, опубликованы в «Вестнике РГНФ» (2002, № 4) и на веб-сайте РГНФ (http://www. ***** ).

Информация о прохождении экспертизы - строго конфиденциальная . В соответствии с правилами Фонда эксперты и сотрудники не имеют права ее разглашать.

Рекомендации о принятии отчетов готовятся на заседании экспертных советов РГНФ. Решение о принятии отчетов и объеме дальнейшего финансирования продолжающихся проектов утверждает совет Фонда. Результаты экспертизы отчетов сообщаются руководителям проектов в последней декаде февраля. Мотивы отрицательной оценки отчетов авторам не сообщаются . Список утвержденных продолжающихся проектов публикуется в «Вестнике РГНФ» и на веб-сайте РГНФ (http://www. ***** ).


ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТОВ

Полный комплект документов

Отчеты представляются в РГНФ обязательно в двух видах - печатном и электронном (на дискете), содержание которых должно быть идентичным.

Отчет представляется в Фонд в конверте с пометками: «РГНФ - Отчет 2004» , номер проекта. Например: «РГНФ - Отчет 2004, проект № а».

В конверт вкладываются материалы отчета только по одному проекту в следующей комплектации:

· печатный вариант отчета (в 2-х экз. ), подготовленный в соответствии с установленными формами (см. приложение 1); каждый экземпляр должен иметь сплошную нумерацию страниц и быть сшит канцелярской скобой;

· электронный вариант отчета на дискете;

· две заполненные почтовые карточки (с марками), адресованные руководителю проекта , - для информирования о регистрации отчета и результатах его экспертизы; на обороте карточек должны быть напечатаны фамилия, имя, отчество руководителя проекта, название проекта, его номер и название организации, где выполняется проект;

· публикации по итогам 2004 г. (в 1 экз.). Все прилагаемые к отчету материалы следует пронумеровать и перечислить под этими номерами в соответствующей графе «Формы Т».

Требования к электронному варианту отчета

Электронный вариант отчета представляется на дискете 3,5", на которой должен быть записан набор файлов с именами: FORM1.TXT, FORM2.TXT, FORM5.TXT, FORM6.TXT, FORM7.TXT, FORM8.TXT, FORM9.TXT. Каждая дискета содержит информацию, относящуюся только к одному проекту.

При подготовке отчетных документов в Microsoft Word в конце работы, вместо сохранения в формате «DOC», сделайте следующее: в меню «Файл » выберите пункт «Сохранить как… ». В диалоговом окне в списке «Тип файла » выберите «Текст DOS с разбиением на строки (*.txt) » или «Обычный текст TXT». Проверьте правильность имени файла. Нажмите «Сохранить ».

Если проект имеет несколько исполнителей, файл FORM2.TXT должен содержать последовательно представленную информацию о всех участниках проекта.

Правила заполнения форм в файле:

- для каждого подпункта указываются номер и название; содержимое подпункта отделяется от его номера пробелом; если подпункт содержит более 65 знаков, то запись осуществляется в несколько строк, причем каждая следующая строка начинается с той же позиции, что и текст первой строки подпункта;

- если содержимое какого-либо подпункта отсутствует, он не заполняется;

- знаки переноса в словах не ставятся;

- текст в содержимом подпунктов не выравнивается (в большинстве редакторов этому соответствует режим Align Left);

- все денежные суммы указываются в рублях без использования каких-либо разделителей (точек, запятых, пробелов);

- текст содержит только соответствующие символы (например, не допускается вместо русской буквы «А» использовать латинскую «A» или вместо цифры «0» - букву «О» и т. д.);

- римские цифры пишутся соответствующими буквами латинского алфавита (I, V, X, M, L, C);

- не допускается использование угловых скобок.

Особенности отчетов по различным видам конкурсов

Научно-исследовательские проекты (а). Отчет состоит из титульного листа 1а, 2, 5, 6, 7, 8 (для продолжающихся проектов) и 1а, 2, 5, 6, 9 (для завершающихся проектов).

В форме 1а п. 1.8.1. следует представить краткую аннотацию для размещения на сайте РГНФ. В аннотации необходимо ответить на следующие вопросы: каковы научные результаты работы, в чем ее новизна, актуальность для данной отрасли знания, какой вклад теоретического, методологического, методического, источниковедческого, прикладного характера она вносит в развитие науки. Для завершившихся проектов необходимо представить итоговый развернутый научный отчет (форма 9) объемом 0,5 п. л., полностью готовый для его возможной публикации в качестве научной статьи в «Вестнике РГНФ» . К итоговому отчету по научно - исследовательскому проекту, если это предусмотрено исходной заявкой, руководитель проекта в виде приложения должен представить конкретный результат проделанной работы (рукопись монографии, словаря, библиографического указателя, опись архивных фондов и т. п.).

Проекты по развитию научных телекоммуникаций и материальной базы научных исследований в области гуманитарных наук (б). Отчет состоит из титульного листа и разделов, подготовленных по формам 1б, 2, 5 .

1.12. Краткое содержание фактически проделанной за год работы каждым из основных исполнителей, получивших выплаты по проекту

Подпись руководителя проекта

Форма 1г

Отчет по проекту организации научного мероприятия

(с приложением тезисов докладов и других опубликованных материалов)

1.1. Номер проекта

1.2. Председатель оргкомитета (на дискету не заносится)

1.3. Название

1.5. Коды классификатора

1.7. Место проведения (город, регион)

1.8. Краткое и полное название организации, на базе которой проводилось мероприятие

1.9. Количество участников

1.10. Развернутый аналитический отчет о мероприятии (не менее 4 стр.)

Подпись руководителя проекта

Форма 1д

Отчет по проекту издания научных трудов

(на дискете помещается в файл FORM1.TXT)

1.1. Номер проекта

1.3.1. Название проекта по заявке на конкурс


1.3.2. Название книги, выпущенной в свет в рамках проекта

1.4. Краткая аннотация издания (не более 1 стр.)

1.5. Краткая аннотация на английском языке

1.6. Выходные данные книги:

дата выхода в свет -

дата подписания в печать -

кол-во усл. печ. л. -

кол-во иллюстраций -

1.7. Характеристика состояния работ по изданию книги (не более 1 стр.)

Подпись руководителя проекта

Форма 1е

Отчет по проекту экспедиций, других полевых исследований, экспериментально-лабораторных и научно-реставрационных работ

(на дискете помещается в файл FORM1.TXT)

1.1. Номер проекта

1.2. Руководитель проекта (на дискету не заносится)

1.3. Название проекта

1.4. Сроки выполнения проекта (год начала - год окончания)

1.5. Коды классификатора

1.6. Ключевые слова (не более 15)

1.7. Заявленный в проекте план работы на 2004 г.

1.8.1. Краткая аннотация полученных результатов (0,5-1 стр. для публикации на сайте РГНФ)

Подпись руководителя проекта

Форма 1з

Отчет по проекту участия российских ученых

в научных мероприятиях за рубежом

(на дискете помещается в файл FORM1.TXT)

1.1. Номер проекта

1.2. Фамилия, имя, отчество ученого, участвовавшего в зарубежном научном мероприятии (на дискету не заносится)

1.3. Название мероприятия

1.4. Сроки проведения мероприятия (например, 03.03.2004-07.03.2004)

1.5. Коды классификатора

1.6. Ключевые слова (не более 15)

1.7. Место проведения (город, страна)

1.8. Краткое и полное название организации - адресата финансирования

1.9. Общее количество участников международного мероприятия

1.10. Развернутый аналитический отчет о мероприятии (не более 4 стр.)

Подпись руководителя проекта

Форма 2

Данные о руководителе и основных исполнителях проекта

(на дискете помещается в файл FORM2.TXT)

(на каждого участника заполняется отдельная форма;

если проект имеет несколько исполнителей, файл FORM2.TXT должен содержать последовательно представленную информацию о всех участниках проекта; данные о каждом участнике отделяются одной строкой)

2.1. Фамилия, имя, отчество (полностью)

2.2. Дата рождения (цифрами - число, месяц, год)

2.3.1. Ученая степень

2.3.2. Год присуждения ученой степени

2.4.1. Ученое звание

2.4.2. Год присвоения ученого звания

2.5.1 Полное название организации - основного места работы

2.5.2. Сокращенное название организации - основного места работы

2.6. Должность

2.7.1. Область научных интересов (ключевые слова)

2.7.2. Область научных интересов (коды по классификатору)

2.8.1. Общее число публикаций

2.8.2. Поддержка проектов руководителя/исполнителя в форме грантов (названия фондов, годы, номера и названия проектов – за последние 5 лет)

2.9.1. Почтовый индекс

2.9.2. Почтовый адрес

2.10. Телефон служебный

2.11. Телефон домашний

2.13. Электронный адрес

2.14. Участие в проекте (Р - руководитель; И - исполнитель)

Подпись руководителя (основных исполнителей) проекта

Форма 5

Финансовый отчет по проекту

(на дискете помещается в файл FORM5.TXT)

5.1. Номер проекта

5.2. Исполнение сметы расходов за 2004 г.

5.2.1. Объем финансирования, полученный в 2004 г. от РГНФ, всего

5.2.2. Фактические расходы за 2004 г., всего

в том числе:

5.2.3. Оплата труда, всего

5.2.4. Начисления на оплату труда

5.2.5. Приобретение предметов длительного пользования

5.2.6. Приобретение предметов снабжения и расходных материалов

в том числе:

5.2.6.1. канцелярские принадлежности, материалы и предметы для текущих хозяйственных целей

5.2.6.2. прочие расходные материалы и предметы снабжения

5.2.7. Услуги сторонних организаций и прочие текущие расходы , всего

в том числе:

5.2.7.1. оплата услуг научно-исследовательских организаций

5.2.7.2. прочие расходы

5.2.8. Командировочные расходы

5.2.10. Оплата аренды помещений

5.2.11. Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря

5.3. Расшифровка фактических расходов

5.3.1. Список всех исполнителей (включая руководителя) с указанием общей суммы выплат каждому из средств проекта за отчетный период

5.3.2. Перечень оборудования и материалов, приобретенных на средства проекта с указанием фактических затрат (для позиций стоимостью свыше 1000 руб.)

5.3.3. Перечень оборудования, приобретенного на средства РГНФ, выделенные по проекту, и из дополнительных источников (фактическая стоимость оборудования; затраты из средств проекта; затраты из прочих источников; например: 3000; 1000; 2000)

5.3.5. Оплата услуг сторонних организаций: перечень договоров (счетов) с указанием предмета и суммы каждого договора, а также организации-исполнителя (поставщика)

8.3. Начисления на оплату труда

8.4. Приобретение предметов снабжения и расходных материалов

8.5. Расходы на командировки

8.6. Оплата транспортных услуг (для продолжающихся проектов не указывается)

8.7. Оплата услуг связи

8.9. Оплата услуг научно-исследовательских организаций

8.10. Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря

8.11. Прочие текущие расходы

8.12. Приобретение непроизводственного оборудования
и предметов длительного пользования для государственных учреждений

Подпись руководителя проекта

Форма 9

Итоговый научный отчет по проекту

(на дискете помещается в файл FORM9.TXT)

9.1. Номер проекта

9.2. Руководитель проекта (на дискету не заносится)

9.3. Название проекта

9.4. Сроки выполнения проекта в соответствии с исходной заявкой (год начала - год окончания)

9.5. Коды классификатора

9.6. Ключевые слова (не более 15)

9.7. Заявленный в проекте план работы на весь срок выполнения проекта (по годам)

9.9. Основные итоги выполненного проекта (10-12 стр.), представляющие собой текст, полностью готовый к публикации в качестве научной статьи в «Вестнике РГНФ»

9.10. Краткая аннотация на английском языке (не более 1 стр.)

Подпись руководителя проекта

Форма 10

Сводная финансовая отчетность за 2004 г.

ОТЧЕТ об исполнении сметы расходов за 2004 г.

(наименование организации)

________________________________________________

(номер договора (соглашения), дата)

по проектам, профинансированным Российским гуманитарным научным фондом в 2004 г.

Виды расходов

Утверждено по смете на 2004 г.

Кассовые расходы

Фактические расходы

Оплата труда гражданских служащих

Начисления на оплату труда

Приобретение предметов снабжения и расходных материалов

Расходы на командировки

Оплата транспортных услуг (только для проектов конкурса «е» )

Оплата услуг связи

Оплата коммунальных услуг - аренды помещений (только для проектов конкурсов «г» и «е» )

Оплата услуг научно-исследовательских организаций

Оплата текущего ремонта оборудования
и инвентаря

Прочие текущие расходы

Приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных учреждений

ИТОГО РАСХОДОВ

В том числе:

Затраты на организационно-финансовое и техническое сопровождение проектов конкурсов «а» и «в», учтенные в соответствующих статьях сметы

Подпись руководителя организации

Подпись главного бухгалтера

См. приложение 3 к объявлению «Конкурсы 2005 года».

Все денежные суммы указываются в рублях – в соответствии с объемом финансирования на момент составления отчета.

Сумма финансирования, запрашиваемая только на 2005 г. Затраты на организационно-финансовое и техническое сопровождение проектов конкурсов «а» и «в» учитываются в соответствующих статьях сметы и устанавливаются в объеме не более 15% от общей суммы финансирования проекта.

Затраты на организационно-финансовое и техническое сопровождение проектов конкурсов «а» и «в» учитываются в соответствующих статьях сметы и устанавливаются в объеме не более 15% от общей суммы финансирования проекта.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Фонд является государственной некоммерческой организацией в форме федерального учреждения, находящегося в ведении Правительства РФ и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией , федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ , постановлениями и распоряжениями Правительства и уставом РГНФ.

    Деятельность Фонда строится на принципе самоуправляемости, который заключается в праве самостоятельно выбирать области гуманитарных исследований , распределять внебюджетные средства и утверждать распределение ассигнований, выделяемых из федерального бюджета, по областям гуманитарных наук и проектам на конкурсной основе.

    Фонд осуществляет реализацию стоящих перед ним задач во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение единой государственной научно-технической политики, общественными научными организациями и объединениями.

    В своей деятельности Фонд придерживается принципа предоставления учёным права свободы творчества, выбора направлений и методов проведения гуманитарных научных исследований.

    Основной целью Фонда является поддержка гуманитарных научных исследований и распространение гуманитарных научных знаний в обществе.

    Председатели Фонда

    Актуальный состав Совета РГНФ :

    • Воротников Ю. Л. - заместитель председателя совета, ведущий научный сотрудник , член-корреспондент Российской академии наук
    • Алексеев В. В. - главный научный сотрудник , академик Российской академии наук
    • Базаров Б. В. - директор , член-корреспондент Российской академии наук
    • Васильев В. И. - генеральный директор государственного (унитарного) предприятия «Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр „Наука “», президент Ассоциации книгоиздателей России, член-корреспондент Российской академии наук
    • Давыдов Ю. С. Пятигорский государственный лингвистический университет », академик Российской академии образования
    • Деревянко А. П.
    • Дынкин А. А. - член бюро совета, академик-секретарь Отделения глобальных проблем и международных отношений РАН, директор
    • Жуков В. И. - президент государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет », академик Российской академии наук
    • Иванов В. В. - член бюро совета, заместитель директора Института проблем развития науки РАН, заместитель президента Российской академии наук, доктор экономических наук
    • Иванчик А. И. - главный научный сотрудник , член-корреспондент Российской академии наук
    • Кропачев Н. М. - ректор федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет », доктор юридических наук, профессор
    • Куделин А. Б. - директор , академик Российской академии наук
    • Левыкин А. К. - член бюро совета, директор федерального государственного учреждения культуры «Государственный исторический музей », кандидат исторических наук
    • Михайлова Е. И. - ректор федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова », доктор педагогических наук, профессор
    • Рогов С. М. - директор , академик Российской академии наук
    • Рубцов В. В. - президент государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский городской психолого-педагогический университет », доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования

    РГНФ создан по постановлению Правительства Российской Федерации 8 сентября 1994 г. в целях государственной поддержки развития гуманитарных наук, приумножения накопленных научных знаний и широкого распространения их в обществе, возрождения традиций отечественной гуманитарной науки. Деятельностью РГНФ руководит Совет Фонда.

    РГНФ - самоуправляемая государственная организация, средства которой формируются за счет государственных ассигнований и привлеченных средств. Фонд поддерживает научные исследования во всех областях гуманитарного знания: философии, политологии, социологии, науковедению, праву, экономике, истории, археологии, этнологии, искусствоведению, филологии, психологии, педагогике, комплексным проблемам изучения человека.

    Поддержка научных проектов осуществляется на основании тщательной многоэтапной независимой научной экспертизы. Экспертная система РГНФ состоит из шести экспертных советов:

    • философии, социологии, политологии, права, науковедения
    • проблем комплексного изучения человека
    • истории, археологии и этнологии
    • экономики
    • филологии и искусствоведения
    • информационных систем и телекоммуникаций.
    РГНФ ежегодно организует несколько видов конкурсов:

    -исследовательских проектов;
    Фондом поддерживаются проекты исследований по гуманитарным и общественным наукам по направлениям 01 (история; археология; этнография), 02 (экономика), 03 (философия; социология; правоведение; политология; социальная история науки и техники; науковедение), 04 (филология; искусствоведение), 06 (комплексное изучение человека; психология; педагогика; социальные проблемы медицины и экологии человека).
    -издательских проектов;
    Фондом поддерживаются научные издания, представляющие результаты исследований по направлениям 01, 02, 03, 04, 06.
    -проектов развития научных телекоммуникаций и материально-технической базы гуманитарных научных исследований;
    Фонд принимает к рассмотрению заявки на развитие научных телекоммуникаций и материально-технической базы научных исследований по направлениям 01, 02, 03, 04, 06.
    -проектов организации российских и международных научных мероприятий на территории РФ;
    К рассмотрению принимаются заявки на проведение на территории Российской Федерации научных мероприятий (конференций, симпозиумов, совещаний, постоянно действующих научных семинаров, круглых столов и т.д.), посвященных актуальным проблемам науки, по направлениям 01, 02, 03, 04, 06.
    -проектов участия российских ученых в научных мероприятиях за рубежом;
    К рассмотрению принимаются индивидуальные заявки на участие российских ученых в научных мероприятиях за рубежом по направлениям 01, 02, 03, 04, 06.
    -проектов организации экспедиций, полевых, экспериментально-лабораторных исследований и научно-реставрационных работ;
    Фонд осуществляет поддержку проектов организации экспедиционных, полевых, экспериментально-лабораторных исследований и научно-реставрационных работ, включая статистические обследования, моделирование социально-экономических процессов, разработку методик проведения экспериментов, научно-реставрационных работ по направлениям 01, 02, 03, 04, 06.
    -проектов создания информационных систем.
    Фондом поддерживаются проекты создания информационных систем (ИС) для проведения гуманитарных исследований по областям знаний 01, 02, 03, 04, 06.

    С 1998 г. в целях консолидации усилий центральных и региональных органов по поддержке науки проводятся региональные конкурсы.

    Фонд имеет уникальную базу данных по гуманитарным исследованиям в России, проводит науковедческие исследования, является учредителем журналов "Вестник Российского гуманитарного научного фонда" и "Науковедение", регулярно издает "Каталог книг, изданных при поддержке Российского гуманитарного научного фонда".

    Материал подготовлен по данным официального сайта

    Краткий отчет по гранту РГНФ «Проблема выбора профессии и отношение к образованию у молодежи (на примере Республики Татарстан)»

    Коллективом проанализирован эмпирический материал о мотивациях старшеклассников при выборе профессии. Исследования проведены методом анкетирования. Сбор материала осуществлен в сельских школах пяти муниципальных районов и городских школах четырех городов Республики Татарстан. Оригинальная анкета из 34 вопросов, раскрывающие личную информацию о старшеклассниках, об их семье, предпочтениях, будущей профессии и профессиональных намерениях. В анкетировании приняли участие 1080 учеников, возраст - от 16 до 18 лет, юношей - 41%, девушек -59%. Из сельских школ - 47%, из них 37% муж., 63% жен., из городских школ составили 53%, из них 45% муж., 55% жен.

    Результаты. Изучен количественный состав семьи: большинство семей состоят из 4-х человек. Первым ребенком в семье является 45%/47% (соответственно село/город) респондентов, вторым - 39%/29%, третьим - 12%/16%, четвертым - 4%/6%, пятым и более - 0.

    В рамках проекта проведен анализ влияния социальных, экономических факторов и личностных ориентиров на выбор профессии. Было установлено, что решающим при выборе профессии являются материальные мотивы, личностный ориентир, утилитарный аспект. Результаты показывают, что опрошенная молодежь стремится к получению профессии, которая обеспечивала бы им стабильное будущее, и была им интересна, при этом не важно, престижная она или нет. На основании количественных данных предложена шкала интенсивности (индекса) влияния их на стадии выбора профессии у старшеклассников. В целом, большинство школьников (51%/37%) не видят препятствий для получения образования, часть учащихся (23%/27%) отметили барьером «недостаточность школьных знаний». 19% респондентов, проживающих в сельских районах, одним из существенных барьеров назвали «проживание в другом городе». Часть опрошенных (14%/ 7%) опасаются языкового барьера. Также проанализирована самооценка старшеклассниками индивидуально-личностных качеств при выборе профессии.

    Был исследован вопрос выбора учебного заведения. 17% старшеклассников выбирают начальное и среднее профессиональное образование, 83% - высшее образование. Можно предположить, что это происходит под влиянием современной тенденции «погоней» за высшим образованием.

    Нами были выявлены факторы, которые старшеклассники оценивают значимым в своей жизни и определено место профессиональной деятельности среди них. Выстроена шкала значимости различных факторов и индекс его проявления (ИП, максимальное значение ИП - 100). Профессиональную деятельность старшеклассники ставят на 4-е место с ИП 18/21 (соответственно село/город). Первое место занимает «жизненный успех» (ИП 34/31). Причем, «жизненный успех» как считают и сельские, и городские школьники зависит в самую первую очередь от целеустремленности (ИП 61/42), далее - от наличия высшего образования (ИП 30/33). На втором месте по приоритету шкалы значимости факторов в жизни стоит высокооплачиваемая работа (ИП 27/25), на третьем месте - материальная обеспеченность (23/22). Далее по убыванию значимости находится престиж (ИП 21/22) и статус (20/18). «Независимость принятия решений» по приоритету занимает последнее место с ИП 38/35.

    Информированность и источники информации о будущей профессии. Информацию о требованиях к профессии знают 36%/33% учащихся. «Узнаю, когда поступлю учиться» ответили 14%/14%. Большинство - 42%/43% знают общие требования к выбираемой профессии.

    65%/59% учащихся информацию о выбираемой профессии получают из Интернета, 13%/18% от родителей, 7%/10% от представителей учебных заведений, 6%/7% от представителей выбранной профессии, 4%/2% от телепередач, 4%/1% на уроках профориентации