Рекомендательное письмо характеристика студента. Как преподавателю написать рекомендательное письмо студенту

Данный документ может понадобиться в следующих случаях: для прохождения стажировки, поступления в аспирантуру, в зарубежный ВУЗ и пр.

Начинается оно с заголовка документа.

Затем указывается, в течение какого времени и в каком качестве рекомендатель был знаком со студентом.

После этого идет оценка сильных сторон, способностей студента, его успехов во время учебы. Здесь можно рассказать об его участии в олимпиадах, различных конкурсах, соревнованиях, о наличии наград, грамот, почетных мест и т.п.

студентке МТУСИ Анохиной Инне Владиславовне

Студентка Анохина И. В. в 2013 году окончила Московский технический университет связи и информатики, кафедру организация производства, аудит и бухгалтерский учет факультета экономики и управления.

За время учебы зарекомендовала себя способной студенткой, стремящейся к постоянному повышению своего уровня знаний. Является лауреатом конкурса «Лучший студент Московского технического университета связи и информатики». В коллективе пользовалась уважением и авторитетом. Активно участвовала в общественной и культурной жизни ВУЗа. Имеет неконфликтный характер, отличается высоким уровнем ответственности и трудолюбия.

При прочих равных условиях, правильно составленное рекомендательное письмо способно перевесить чашу весов в пользу того или иного кандидата при поступлении в зарубежный вуз или получении стипендии. Узнайте, как выбрать рекомендателя и составить эффективное рекомендательное письмо студенту.

Цель рекомендательного письма студенту – дать представление о способностях, достижениях и личных качествах кандидата. Оно пишется от лица, под чьим непосредственным руководством кандидат обучался, выполнял научный проект или работу. Обычно требуется 2-3 рекомендации от разных лиц. Чаще всего, это преподаватели, научные руководители или начальники с работы.

В России и в других странах бывшего СССР культура рекомендательных писем не развита и писать их в принятом международном формате не все умеют. Поэтому лучше тексты подготовить самостоятельно и затем уже их согласовать с рекомендателями.

Текст рекомендательных писем должен быть «заточен» под требования программы обучения или грантового конкурса. Например, посмотрите, чем отличается Поэтому, перед составлением текста внимательно изучите требования к кандидата м.

Рекомендации должны способствовать достижению вашей цели, а именно: поступить в университет или получить грант. Не всякое рекомендательное письмо может оказаться поелзным. Поэтому к выбору рекомендателей следует подходить осознанно.

  • компетентен в интересующей вас области или смежной области;
  • способен дать оценку вашим достижениям в интересующей вас области;
  • может дать исчерпывающую характеристику вашим личным качествам;
  • может дать оценку вашему профессионализму (пунктуальность, эффективность и.д.);
  • способен охарактеризовать ваши академические способности и интеллектуальный потенциал;
  • высокого мнения о вас и ваших способностях;
  • имеет статус и определенное признание в интересующей вас области.

Составьте список ваших потенциальных рекомендателей и отберите тех, кто отвечает большинству из критериев. Начинайте задумываться о рекомендациях как только приняли решение уехать учиться за границу. Старайтесь набрать опыт и компетенции, которые вы хотите отразить в рекомендательных письмах, покажите себя в выгодном свете перед нужными рекомендателями: сделайте так, чтобы ваше рвение и успехи не остались ими не замеченными.

Стандартное рекомендательноe письмо должно состоять из 4-х частей:

Контекст (введение)

  • В каком качестве и в течение какого времени рекомендатель знаком с кандидатом.

Достижения кандидата

  • Общая оценка способностей кандидата, которые сыграли важную роль в процессе обучения, выполнении заданий, проектов, исследований или служебных обязанностей.
  • Характеристика деятельности и достижений кандидата во время упомянутого периода обучения или работы (здесь можно перечислить награды, почетные места, грамоты и т.д.).
  • Характеристика сильных сторон кандидата, особенно в сравнении с другими студентами или коллегами по работе с аналогичным бэкграундом.

Личные качества кандидата

  • Оценка мотивации и зрелости кандидата (особенно, если речь идет о поступлении в магистратуру или докторантуру).
  • Характеристика лидерских и коммуникативных качеств, способности работать в команде или индивидуально.

Заключение

  • В заключение рекомендатель должен обосновать, почему он считает, что рекомендуемого кандидата следует принять на указанную программу обучения или присудить грант.
  • Далее следует фраза о том, что дополнительная информацию о кандидате может быть предоставлена по запросу.
  • В самом конце указывается фамилия и инициалы рекомендателя, его должность и контакты (электронный адрес, телефон).

Документ должен быть подписан рекомендателем. Если есть возможность, рекомендацию можно напечатать на официальном бланке учреждения, в котором работает рекомендатель. Однако это не всегда возможно, поэтому без этого можно обойтись.

  • Тон письма исключительно позитивный. Даже нейтральный тон письма может только навредить, так как, скорее всего, будет воспринят негативно.
  • Отражает субъективное мнение рекомендателя о кандидате, а не перечисляет то, что можно и так узнать из результатов тестов, диплома и .
  • Достаточно подробное и конкретное: утверждения относительно качеств, достижений и навыков кандидата подкреплены реальными примерами.
  • Учитывает в оценке кандидата специфические требования конкретной программы обучения или грантовой программы.
  • Умещается на одной, максимум – на двух страницах.
  • Слишком короткое для того, чтобы уместить описание конкретных примеров и событий.
  • Написано по шаблону, без учета цели рекомендации.
  • Сфокусировано на контексте (например, подробное описание обстоятельств знакомства с кандидатом), а не на качествах и достижениях кандидата.
  • Содержит ничем не подтвержденную хвалу кандидату.
  • Повествует о событиях, которые произошли много лет назад.

Когда годы обучения студента подходят к концу, и получение диплома уже близко, стоит задуматься о поиске достойного места работы. Ускорить трудоустройство поможет рекомендательное письмо от преподавателя или иного представителя учебного учреждения, где студент обучался. Образец письма с рекомендациями можно скачать ниже.

Зачастую работодатели побаиваются брать на работу молодого специалиста без опыта работы, студента, не применяющего свои знания на практике. О его качествах может рассказать только диплом об образовании. Рекомендации от ВУЗа помогут потенциальному работодателю более четко представить профессиональные качества и умения кандидата на вакантную должность.

Рекомендательное письмо от преподавателя может пригодиться студенту также при осуществлении перевода в другое учебное заведение. Традиционно эта бумага пользуется популярностью при переходе в зарубежные институты.

Рекомендации составляет человек, способный составить объективную характеристику студенту, дать анализ его наклонностей, способностей и прописать рекомендации в конкретном направлении, например, преподаватель, научный руководитель.

Письмо является своего рода характеристикой, оформленной в свободной форме и отражающей главные качества потенциального работника или студента.

Документ составляется в виде делового письма. Формат обращения - «студент», «вы», «коллега». Художественные выражения не применяются. Составление письма на фирменном бланке будет дополнительным плюсом для рекомендуемого.

Самым сложным моментом является правильный выбор рекомендателя. Для студента следует выбрать не просто преподавателя, читающего курс лекций и видевший его несколько раз, а человека, с которым была проведена длительная работа, и способного предоставить полную информацию об ученике.

Начинать следует, как правило, с заголовка. Далее указывается период знакомства рекомендателя и рекомендуемого.

  • фамилия, имя, отчество;
  • место и период обучения;
  • полученная специальность;
  • моральные качества;
  • личные достижения (участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях);
  • наличие почетных грамот, полученных во время учебы.

Мировых университетов и бизнес-школ. Ключевые советы для написания рекомендательного письма:

1. Выбор референтов (тех, от чьего имени будет написано рекомендательное письмо)

Негласно, чем выше статус у референта, тем солиднее будет выглядеть рекомендательное письмо. Приемная комиссия любого вуза или стипендиального фонда обязательно обратит на это внимание.
При этом, более важный критерий - это то, насколько референт действительно с Вами хорошо знаком и может оценить Ваш потенциал. Если выбирать между деканом факультета, который не вел у Вас ни одного курса, и преподавателем, который вел у Вас ряд дисциплин в течение всех лет обучения, выбирайте второго! Такое рекомендательное письмо в глазах приемной комиссий выглядит гораздо более солидным.
И конечно, постарайтесь выбрать преподавателя по одному из Ваших ключевых предметов или по той специальности, на которую Вы собираетесь поступать.
И если удастся совместить все 3 условия, то рекомендательно письмо будет наиболее выигрышным.

2.1 Как проще подготовить текст

Если преподаватель сказал Вам подготовить текст самостоятельно, то проще всего Вам будет это сделать, собрав мнения со стороны . Помочь с этим Вам могут даже Ваши одногруппники, друзья, коллеги – те, кто с Вами знакомы и могут оценить Ваш потенциал и Ваши личные качества. Спросите, что, на их взгляд, является Вашими сильными сторонами, на что бы они сделали акцент, характеризуя Вас? Если неудобно задавать этот вопрос прямо «в лоб», то сделайте небольшой онлайн опрос (iАнкета , SurveyMonkey и пр.) и просто разошлите своим знакомым, объяснив для чего Вам это нужно. Когда Вы соберете несколько мнений, у Вас уже будет база для Ваших рекомендательных писем.
Иначе, если Вы опираетесь только на свое восприятие, то Вам будет сложно подготовить сразу и свое мотивационное письмо, и две рекомендации. Даже если это и удастся, почти всегда можно понять, что все документы написаны одним человеком.

Составьте план , в котором Вы тезисно обозначите, какие детали Вы включите в каждое из писем: в мотивационное эссе, в оба рекомендательных письма. Конечно, какая-то информация будет перекликаться во всех документах, но поскольку предполагается, что все 3 письма подготовлены от разных лиц, соответственно, ракурсы должны различаться. При наличии общего плана Вам будет проще понять, что включить в свое собственное эссе, а что оставить для каждой из рекомендаций.

- Конкретные примеры
Очень частая ошибка в рекомендациях – перечислить через запятую все возможные хвалебные характеристики, не дав никаких примеров (я очень часть вижу в письмах: «студент проявил себя как способный, талантливый, трудолюбивый, думающий, с высоким потенциалом и лидерскими качествами»). Это мертвый груз письма, не имеющий почти никакого воздействия на комиссию.
Чтобы оживить эти характеристики нужно обязательно привести конкретные примеры. Если написано, что студент целеустремленный, это нужно объяснить; если преподаватель считает, что у студента есть лидерские качества, нужно доказать; если рекомендует продолжать обучение в магистратуре, нужно уточнить почему. Примеры делают характеристики действительно достоверными.

- Информацию об успехах, достижениях, релевантных для выбранной программы
Объем рекомендательного письма - это обычно 1 страница текста, поэтому места для перечисления всех заслуг, успехов и характеристик просто нет. Именно поэтому текст письма должен быть заточен под требования программы.
Если, например, Вы поступаете на финансы, то особый акцент нужно сделать на аналитические способности, умение работать с цифрами и анализировать большой объем информации. Обычно на сайтах самих программ указано, какие качества в первую очередь важны для поступающих.

- Характеристику на профессиональные и личностные качества
То, что у Вас хорошо развиты аналитические способности, Вы можете поглощать в огромном объеме профессиональный материал, и блестяще владеете исследовательскими методам и т.п. - это то, что интересует приемную комиссию в первую очередь. Но, получив эту информацию, члены комиссии хотят знать, что за человек к ним поступает. Это потенциально будущий представитель и лицо нашего вуза - насколько он подходит нашей культуре, имиджу нашего университета? Поэтому в рекомендательных письмах очень важно обозначить личностные качества - насколько Вы хорошо можете работать в команде или индивидуально, как развиты Ваши коммуникативные навыки… Эта информация должно логично дополнять Ваш профайл, и конечно, должна соотноситься с тем, что Вы написали в своем мотивационном письме.

3.1 Заложите на подготовку рекомендаций больше времени, чем Вы рассчитываете
(очень часто потребуется дополнительно или согласовать текст с преподавателем, который может быть в отъезде, или дожидаться подписи и печати в деканате целую неделю),

3.2 Проверьте заранее, в каком виде требуется предоставить рекомендательные письма во все вузы, куда Вы поступаете:
- в свободном формате или в специальной форме выбранного Вами университета,
- достаточно ли скана рекомендаций онлайн или нужно отправлять оригиналы по почте,
- можно ли загрузить письма можно самостоятельно или это может сделать только преподаватель через свой официальный университетский email.
Лучше все это выяснить заранее, чтобы сразу понимать сколько комплектов документов готовить и в каком формате.

3.3 После того, как Вы полностью подготовили все основные документы (мотивационное письмо, CV и рекомендации), проверьте, насколько вся информация логично связана , нет ли разногласий или чрезмерных повторений. Этот такой ‘reality check’ перед отправкой комплекта документов.

Структура рекоменательного письма должна иметь следующий вид:

Контекст

  • В каком качестве и в течение какого времени рекомендатель знаком с кандидатом.

Достижения кандидата

  • Общая оценка способностей кандидата, которые сыграли важную роль в процессе обучения, выполнении заданий, проектов, исследований или служебных обязанностей.
  • Характеристика деятельности и достижений кандидата во время упомянутого периода обучения или работы (здесь можно перечислить награды, почетные места, грамоты и т.д.).
  • Характеристика сильных сторон кандидата, особенно в сравнении с другими студентами или коллегами по работе с аналогичным бэкграундом.

Личные качества кандидата

  • Оценка мотивации и зрелости кандидата (особенно, если речь идет о поступлении в магистратуру или докторантуру).
  • Характеристика лидерских и коммуникативных качеств, способности работать в команде или индивидуально.

Заключение

  • В заключение рекомендатель должен обосновать, почему он считает, что рекомендуемого кандидата следует принять на указанную программу обучения или присудить грант.
  • Далее следует фраза о том, что дополнительная информацию о кандидате может быть предоставлена по запросу.
  • В самом конце указывается фамилия и инициалы рекомендателя, его должность и контакты (электронный адрес, телефон).

Документ должен быть подписан рекомендателем. Если есть возможность, рекомендацию можно напечатать на официальном бланке учреждения, в котором работает рекомендатель. Однако это не всегда возможно, поэтому без этого можно обойтись.

Великобритании и ряда других стран необходимо предоставить в приемную комиссию вуза рекомендательные письма.

А пока почему бы не скачать бесплатно брошюры вузов? Просто кликните по карте:

Когда перед студентом встает необходимость представить в вуз рекомендательные письма, он должен решить – кто будет писать эти письма. Отнестись к этому выбору стоит с большим вниманием.

Ценность рекомендательного письма составляют два показателя: во-первых, насколько хорошо дающий рекомендацию человек знает вас как студента и как личность. Во-вторых, насколько ответственно он отнесется к вашей просьбе.

Обычно университеты запрашивают 2-3 рекомендации. В первую очередь, это рекомендации преподавателей. Некоторые университеты также требуют письма от работодателей, коллег или людей, с которыми вы вместе работали над каким-либо проектом (если таковые имеются). Особенно это актуально для поступающих на программы MBA.

С просьбой о написании рекомендации лучше всего обратиться к преподавателям, которые хорошо знают вас и учили вас долгое время. Рекомендация должна отличаться личным подходом, писать ее должен человек, который может объективно оценить ваше отношение к учебе, ваши знания и способности.

Если речь идет о школьных преподавателях, лучше выбрать тех, кто учил вас несколько лет, являлся классным руководителем или завучем школы. В случае с университетскими педагогами, лучше всего попросить рекомендацию у руководителя вашей курсовой или дипломной работы. Помните, что должность рекомендателя не так важна, как личный подход. Иными словами, рекомендация от простого преподавателя может оказаться более полезной, чем от директора школы.

Рекомендательное письмо – это, в первую очередь, характеристика студента. Для поступления в вуз эта характеристика должна быть положительной, описывать академические успехи студента, его сильные стороны и заслуги, а также качества, помогающие в учебе.

Тем не менее, эксперты не советуют предоставлять рекомендации, написанные «общими» словами, которые можно сказать практически о любом студенте. Лучшее впечатление на приемную комиссию произведет рекомендация, написанная оригинальным языком, рассказывающая (помимо фактов и сухих цифр) о каких-либо случаях из жизни студента, которые характеризуют его, о планах студента на будущее, его мечтах и целях.

Для начала, вы должны подать в университет пакет документов, включающий в себя несколько рекомендательных писем. Далее, на сайте университета вы должны оставить контактные данные тех, кто вас рекомендует, включая их номер телефона и электронный адрес.

Обычно представители университета направляют на электронный адрес рекомендателя запрос, в котором могут содержаться дополнительные вопросы: «Как давно вы знаете студента?», «В каком качестве вы знаете студента?», «Оцените по шкале от 1 до 10 академические навыки, лидерские качества, коммуникативные способности студента» и т.д.

Однако не все университеты организовывают сбор рекомендаций через интернет. Некоторые из них запрашивают письменные рекомендации на бланке университета/факультета, содержащие подпись и печать. Рекомендательные письма, написанные не на английском языке, в большинстве случаев нужно перевести на английский для подачи в вуз.

Члены приемных комиссий зарубежных университетов советуют предоставить как можно больше времени своим рекомендателям для написания письма.

Однако реальность такова, что далеко не все, к кому вы обратитесь, захотят писать рекомендации самостоятельно. Скорее, они будут готовы подписать то, что подготовите вы сами. Даже в таком случае – не отчаивайтесь!

Вне зависимости от того, будете ли вы писать письма сами или их все-таки напишут рекомендатели, соблюдайте несколько простых правил:

1. Не подавайте одинаковые рекомендательные письма в несколько учебных заведений. Каждое письмо должно быть написано адресно, в определенное учебное заведение. В рекомендации должна содержаться информация о том, почему именно вы подходите данному вузу и на данную учебную программу.

2. Желательно подготовить для своих рекомендателей «подсказки», в которых будут указаны ваши достижения, ваши сильные стороны и любая другая информация, которую вы считаете важным отметить. Таким образом, вы получите именно такие рекомендации, которые ожидаете, и облегчите задачу своим рекомендателям.

3. Постарайтесь наладить личный контакт с теми, кто будет писать вам рекомендации. Например, пригласите их на чай или кофе, расскажите о своих планах на будущее, почему для вас важно учиться в том или ином университете, спросите их совет. Узнав вас лучше, рекомендатели скорее захотят написать для вас хорошие рекомендации. Кроме того, им будет легче написать что-то о ваших личностных качествах.