Размещение извещения об электронном аукционе 44 фз. Проведение электронного аукциона. Процедура проведения заказчиком электронного аукциона

Приведем пошаговую инструкцию по проведению электронного аукциона по 44-ФЗ для заказчика, примеры необходимой документации, включая образец информационной карты электронного аукциона, расскажем, какие документы нужны для электронного аукциона по 44-ФЗ.

Электронный аукцион - один из способов закупки в рамках 44-ФЗ, победителем которого считается участник, предложивший минимальную цену исполнения контракта.

Проведение электронного аукциона по 44-ФЗ – процедура непростая и при этом строго регламентируемая (ст. 59-71 Закона №44-ФЗ). Любое отклонение от требований закона карается штрафом. Какими должны быть действия заказчика при проведении электронного аукциона? Прежде всего, последовательными.

Электронный аукцион по 44-ФЗ: схематично и пошагово

Приведем схему проведения электронного аукциона по 44-ФЗ для заказчика, разберем все шаги, приведем образец информационной карты электронного аукциона по 44-ФЗ, а также другие необходимые документы.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Шаг первый. Планирование и подготовка документации

Прежде чем проводить аукцион, заказчик должен сформировать аукционную комиссию , разработать и утвердить положение о ее функционировании и подготовить документы для проведения аукциона.

В том числе, следует разработать документацию об аукционе и приложить к ней проект контракта. В документации прописывается: название и описание объекта закупки, требования к заявкам и сроки их подачи и рассмотрения, дата проведения аукциона, размер обеспечения контракта и др.

Шаг второй. Размещение извещения о проведении закупки

На этом этапе заказчик разрабатывает и публикует в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона. Причем опубликовать его в ЕИС необходимо минимум за 7 дней до окончания срока подачи заявок (при цене контракта до 3 млн рублей) и минимум за 15 дней (если цена контракта выше 3 млн рублей). Для привлечения внимания к закупке, информацию о торгах заказчик также может опубликовать и в СМИ.

В извещении нужно прописать следующую информацию: название электронной площадки , дата окончания рассмотрения заявок и дата проведения аукциона, размер обеспечения заявок, преимущества для СМП и СОНКО, организаций инвалидов и учреждений УИС. Здесь же прописывается весь перечень документов, которые будут требоваться от участников.

Екатерина Кравцова , заместитель начальника отдела закупок организации государственного сектора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Совет: пока готовите заявку, регулярно просматривайте в ЕИС документы закупки. Участники вправе направить запрос о даче разъяснений аукционной документации. Ответы заказчика будут полезны и помогут избежать лишних ошибок.

Задайте свой вопрос экспертам

Шаг третий. Рассмотрение первых частей заявок

На этом этапе заказчик рассматривает первые части заявок (где содержится информация об аукционном предложении поставщика, но нет информации о нем самом). На изучение первых частей заявок заказчику отводится законом максимум семь дней. По результатам рассмотрения заявок аукционная комиссия допускает или не допускает участника к следующему этапу закупки. Итоги рассмотрения первых частей заявок фиксируются в виде протокола, который публикуется в ЕИС. Мы насчитали четыре аукционных протокола, ошибки в которых дадут возможность участнику пожаловаться на вашу закупку в ФАС. .

Шаг четвертый. Проведение электронного аукциона

Сам аукцион проводится на электронной площадке в выбранный день и время. В ходе аукциона участник подает свое ценовое предложение. Шаг аукциона составляет от 0,5% до 5% начальной цены контракта, время приема – 10 минут после поступления последнего предложения. Если нового предложения по истечению этого времени не поступило, аукцион автоматически завершается.

Шаг пятый. Рассмотрение вторых частей заявок и определение победителя

После завершения аукциона оператор электронной площадки пересылает заказчику вторую часть заявки участника, сделавшего последнее предложение. Во второй части заявки содержатся данные уже о самом заказчике.

Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок и готовит протокол подведения итогов. На рассмотрение аукционной комиссии отводится три дня. Победителем становится участник, предложивший самую низкую цену контракта (при условии, что его заявка соответствует требованиям документации).

Шаг шестой. Подписание контракта

Заказчик дополняет проект контракта предложенными победителем условиями исполнения и направляет документ на подпись победителю. Закон отводит пять дней заказчику, чтобы подготовить и разместить в ЕИС проект контракта. Еще пять дней отводится победителю на подписание контракта со своей стороны. После чего документ подписывает и заказчик. Контракт считается заключенным.

Резюмируем

Проведение электронного аукциона – сложный и тщательно регламентируемый процесс. Мы рассмотрели лишь алгоритм проведения электронного аукциона по 44-ФЗ. У каждого из описанных этапов есть строго регламентированные сроки проведения и требования к каждой из сторон закупки, которые четко прописаны в 44-ФЗ.

Вложенные файлы

  • Приказ о проведении электронного аукциона.doc
  • On 15.04.2018
  • 0 Комментарии
  • 223-ФЗ, 44-ФЗ, ЕИС, Закупка лекарств, медоборуд., Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, НМЦК, СМП, Электронная подпись, Электронный аукцион, ЭТП

В этом материале мы собрали всю информацию об электронном аукционе , которая содержится в 44-ФЗ. Не секрет, что этот закон местами сложен для понимания, поэтому мы постарались изложить его положения максимально доступно и просто.

Что такое электронный аукцион и когда он проводится

Под электронным аукционом понимают закупку, которая:

  • проводится в электронной форме и осуществляется на электронной торговой площадке (ЭТП );
  • проходит в формате открытых торгов в реальном времени, то есть участники видят заявки друг друга и могут улучшить их ценовые предложения.

Под под улучшением в данном случае понимается подача заявки с ценой ниже, чем у конкурентов, поскольку электронный аукцион по 44-ФЗ проводится на понижение стоимости контракта .

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Электронный аукцион считается самой прозрачной процедурой из всех способов определения поставщика. Его недостаток в том, что критерием отбора на этапе торгов является лишь цена. Поэтому закупать посредством аукциона можно далеко не любые товары, работы или услуги, а лишь такие, для которых можно:

  • точно описать объект закупки;
  • оценить заявку исключительно по цене.

Такие объекты закупки включены в перечень, утвержденный Правительством РФ. Товары, услуги и работы, которые в него вошли, нужно закупать строго через электронный аукцион. Но есть исключение: если условия закупки объекта из аукционного перечня «вписываются» в запрос котировок или предложений либо заключение контракта с единственным поставщиком, то можно провести соответствующую процедуру. Так, если цена контракта на закупку товара из аукционного перечня не превышает 100 тыс. рублей, можно вместо аукциона провести закупку у единственного поставщика.

Кроме того, заказчик может закупать посредством аукциона и другие товары, работы или услуги, если их можно четко описать и оценить лишь по цене.

Суть электронной процедуры

Сторонами электронного аукциона являются:

  • заказчик;
  • поставщики;

ЭТП представляет собой ресурс в интернете, который дает остальным сторонам технические возможности для взаимодействия в целях проведения торгов и заключения контрактов. Управляется каждая площадка оператором , то есть владеющим ею юридическим лицом. К торгам по 44-ФЗ допускается не любая ЭТП, а лишь те из них, которые отвечают определенным требованиям. В настоящее время есть всего 6 площадок, которые допущены к проведению процедур в рамках госзакупок. Однако вскоре .

Чтобы стать участником торгов на ЭТП, нужно пройти аккредитацию . Пока эта процедура проводится на каждой площадке отдельно, однако после перехода всех закупок в электронную форму вместо этого достаточно будет лишь зарегистрироваться в ЕИС.

Обмен документами

Название процедуры подразумевает электронный документооборот . Это значит, все документы, которые подписывают стороны, имеют в электронный формат и подписываются электронной подписью . Чтобы получить сертификат ЭЦП, заказчики должны обратиться в Казначейство. Поставщики могут получить подпись в любом удостоверяющем центре.

Обратите внимание! С 1 июля 2018 года поставщики должны использовать квалифицированную электронную подпись. Пока разрешено использовать неквалифицированную.

Обмен электронными документами происходит через площадку. Исключение составляет процесс заключения госконтракта - он происходит в ЕИС. ЭТП обязаны обеспечивать конфиденциальность информации об участников аукциона до тех пор, пока не будут подведены его итоги. Кроме того, на площадке хранятся сведения и документы по всем состоявшимся на ней ранее процедурам.

В обязанности оператора ЭТП входит публикация документов. Распространяется это не только на протоколы, которое составляется в ходе аукциона, но и на документы, которые загружают на площадку заказчики, а именно на извещения и прочие документы о закупке, на их изменения, на разъяснение положений документации и извещения об отказе от проведения аукциона. Все эти документы (за исключением извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации, которая размещается в ЕИС) оператор направляет также на почту участников.


Аккредитация на ЭТП

Чтобы пройти аккредитацию на площадке, необходимо подать оператору комплект документов. Пока это нужно делать на каждой площадке. Однако - процесс аккредитации будет сведен к регистрации в ЕИС. Пока же действуют старые правила аккредитации, поэтому уделим им внимание.

В комплект документов, подаваемый оператору торгов , входит:

  1. Заявление.
  2. Копия выписки из соответствующего реестра (ЕГРЮЛ, ЕГРИП), полученная не ранее, чем 6 месяцев назад. Если заявку подает физлицо, вместо выписки нужно представить копию паспорта.
  3. Копии учредительных документов для юридического лица.
  4. ИНН или аналог (для иностранцев).
  5. Если аккредитацию проходит иностранное лицо, прилагается нотариально заверенные документы о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, для физлица - копия удостоверяющего личность документа.
  6. Документ, на основании которого представитель юрлица действует от имени своей компании. Это может быть:
    • решение о назначении или избрание директором;
    • копия приказа о назначении на должность.
  7. Если представителем выступает другое лицо, то прилагается с документ, подтверждающий его полномочия. Если это физическое лицо, необходимо представить нотариально заверенную доверенность. Если юридическое - оригинал доверенности, выписанный компанией.
  8. Решение об одобрении крупной сделки.
  9. Электронный адрес.

Обратите внимание! От участников, прошедших аккредитацию на ЭТП, заказчик не вправе требовать предоставление каких-то иных документов.

После подачи комплекта документов на ЭТП оператор должен принять решение об аккредитации . На это ему отводится 5 рабочих дней . В результате поставщик должен получить уведомление о том, какое решение принято. Если оно положительное, вместе с ним участник получит доступ к аукционам и номер счета для перечисления обеспечения заявок. Если отрицательное, в сообщении будут указаны причины этого.

Отказ может быть в нескольких случаях:

  • не представлены какие-либо документы для аккредитации;
  • документы представлены, но не соответствуют требованиям;
  • компания зарегистрирована в офшоре.

Иных оснований для отказа в аккредитации быть не может. Если недочеты устранены, поставщик может подать повторное заявление об аккредитации.

В случае принятия положительного решения участнику дается аккредитация сроком на 3 года. Важно помнить, что об изменениях обязательно уведомлять ЭТП. Это необходимо, если:

  • изменились реквизиты поставщика либо были внесены изменения в документы.
  • поменялась электронная подпись или истек срок ее действия.
  • выданы новые доверенности на работу от имени участника торгов.

Участник направляет на ЭТП уведомление об этом, а оператор вносит изменения в его данные. При необходимости документы также размещаются на площадке.

Важно! Оператор торгов не проверяет достоверность сведений и документов, которые ему предоставляют участники. Вся ответственность за это ложится на них самих.

Получив аккредитацию, участник может видеть все проводимые на площадке аукционы. Чтобы принять в них участие, ему необходимо перечислить денежные средства на ЭТП . В момент направления и заявки на тот или иной аукцион из этих средств будет блокироваться сумма, равная размеру ее обеспечения.

Возможность принять участие в аукционах блокируется за 3 месяца до окончания срока аккредитации. ЭТП уведомляет участника о том, что аккредитацию необходимо продлить. Можно начать процесс не дожидаясь этого уведомления, но не ранее, чем за 6 месяцев до окончания срока действующей аккредитации.

Оператор, в свою очередь, ведет Реестр аккредитованных участников . В нем указываются следующие данные:

  • сведения из заявки на аккредитацию;
  • документы участника, за исключением учредительных и выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • последний день действия аккредитации.

Информация в этот Реестр направляется в тот же день, когда принято решение аккредитовать заявителя. Если в сведения вносятся изменения, они отражаются в реестре в течение 1 часа. При истечении срока аккредитации участник исключается из реестра в течение одного рабочего дня. То же самое последует, если оператор примет решение об исключении поставщика из реестра. Площадка должна направить поставщику уведомление о том, что он исключен из реестра аккредитованных участников.

Документация

Извещение об аукционе

Извещение о проведении аукциона публикуется в ЕИС и в любых средствах массовой информации в такие сроки:

  • если цена контракта меньше 3 млн рублей - не менее чем за 7 дней до окончания срока приема заявок;
  • если цена контракта более 3 млн рублей - не менее чем за 15 дней .

В извещение включается информация, обязательная для всех закупок :

  1. Реквизиты заказчика - название, адрес, контактные данные, ФИО ответственного за закупку лица.
  2. Условия контракта - описание закупки в соответствии со статьей 33, сведения о количестве закупаемых товаров или объеме работ, услуг, а также месте их выполнения.
  3. Срок исполнения контракта.
  4. НМЦК и источник финансирования.
  5. Идентификационный код.
  6. Ограничение или преференции для отдельных групп участников. Например, проведение информация о том, что закупка проводится для субъектов малого предпринимательства.
  7. Способ определения поставщика.
  8. Информация о подаче заявок.
  9. Сведения о размере и порядке предоставления обеспечения заявки.
  10. Сведения об обеспечении контракта - размер, порядок представления, информация о банковском или казначейском сопровождении.

Помимо этого, в извещение включается информация о конкретной процедуре : адрес ЭТП, даты окончания приема заявок и проведения аукциона, размер обеспечения заявки, требования к участнику - общие и дополнительные, условия и запреты для реализации национального режима (если установлены).

Аукционная документация

В документах об аукционе в целом повторяется вся информация, которая содержится в извещении. Кроме этого, аукционная документация содержит такие сведения :

  1. Полное описание объекта закупки, условия госконтракта, а также обоснование цены.
  2. Требования к содержанию заявки, включая инструкцию по заполнению.
  3. Порядок расчетов, включая вопросы применение курса иностранной валюты.
  4. Сведения о контрактной службе заказчика, контрактном управляющем либо лице, которое ответственно за этот аукцион.
  5. Информация об изменении условий контракта.
  6. Срок подписания контракта.
  7. Условия, при которых победитель будет признан уклонившимся от.
  8. Период, в которой участники могут послать запрос на разъяснение положений документации.
  9. Информация об одностороннем расторжении контракта.
  10. Проект контракта.


Запрос на разъяснение

Если у поставщика возникают вопросы по поводу отдельных положений документации, он может запросить разъяснения. Эта возможность работает для любого аккредитованного участника. Каждый из них может подать 3 запроса в рамках одной процедуры. Для этого установлены такие сроки:

  1. Запрос направляется не позже, чем за 3 дня до окончания приема заявок.
  2. ЭТП передает его заказчику в течение 1 часа.
  3. Заказчик размещает свои разъяснения в течение 2 дней. При этом информация об участнике, подавшем запрос, не публикуется.

Изменения в документации

В результате разъяснения закупочная документация может быть изменена. Кроме того, заказчик может сделать это и по своему усмотрению. Правила таковы:

  1. Изменить документацию можно не позже, чем за 2 дня до конца приема заявок.
  2. Изменение публикуется в течение 1 дня после принятия такого решения.
  3. Срок принятия заявок продлевается таким образом, чтобы до его окончания оставалось 7 или 15 дней в зависимости от цены контракта.
  4. Разъяснение должны уточнять или вносить дополнения в документацию, но не менять ее суть.
  5. Запрещено менять объект закупки, увеличивать обеспечение контракта.

Подача заявки

Заявка на электронный аукцион состоит из двух частей. Подробно мы писали в отдельном материале.

Вторая часть заявки состоит из информации о поставщике и объекте закупки. Поставщик предоставляет:

  1. Сведение о себе - наименование, нахождение, контакты и так далее.
  2. Документы, которые подтвердят, что он соответствует единым требованиям к участникам закупки.
  3. Документы (копии), подтверждающие соответствие объекта закупки требованиям законодательства.

    Обратите внимание! Если такие документы передаются вместе с товаром, представлять их в составе заявки поставщик не должен.

  4. Решение об одобрении крупной сделки, если применимо к данной закупке для этого поставщика.
  5. Документы, которые подтверждают право поставщика на получение преференций (например, для организаций инвалидов).
  6. Документы, подтверждающие, что товар соответствует условиям национального режима, если для него установлены такие требования.
  7. Если закупка для СМП и СОНО - декларация принадлежности к таким субъектам.

Обрати внимание! Заказчик не может требовать от поставщика представление иных документов либо информации.

Подавать заявку можно в любое время, включая последний день приема. Обе части заявки направляются одновременно. Подается заявка на ЭТП, далее оператор в течение часа подтверждает, что она получена, и присваивает ей номер. Подавать более одной заявки на участие в аукционе запрещено.

На первом этапе заявка проверяется самой площадкой. Оператор не может отвергнуть заявку по иным основаниям , кроме:

  • нарушения участником правил подписания документов ЭЦП;
  • подачи участником второй заявки, если первая не отозвана;
  • нарушения участником срока подачи заявки;
  • нехватки денежных средств для обеспечения заявки;
  • окончания срока аккредитации поставщика на ЭТП (заявки перестают приниматься за 3 месяца).

Направляя участнику отказ от приема заявки, оператор должен объяснить причину. Отозвать заявку до окончания срока приема может и сам участник - для этого не установлено никаких ограничений.

Когда срок приема заявок окончен, ЭТП направляет их первые части заказчику. Сделать это он должен не позже следующего рабочего дня.

Бывает, что ни одна заявка так и не подана. В этом случае аукцион признается несостоявшимся .

Рассмотрение первых частей заявок

Не более 7 дней с даты окончания приема заявок комиссия заказчика рассматривает их первые части. Причины отказа есть всего две:

  1. Участник неправильно оформил согласие на поставку товара, оказание услуги или выполнение работы либо же указал неверные параметры объекта закупки.
  2. Участник указал в заявке недостоверную или неполную информацию.
  3. Рассмотрев все заявки, комиссия составляет протокол, в котором перечисляют всех участников с присвоенным им порядковыми номерами и указывает в отношении каждого из них информацию о допуске либо недопуске к участию в аукционе. Если участник получил отказ, это решение должно быть обоснованным. Следует указать положение документации или закона, которые нарушил этот участник.
  4. Протокол направляется на ЭТП и размещается в ЕИС до окончания срока рассмотрения заявок. Оператор торгов в течение часа после получения протокола должен направить всем участникам уведомление о решение заказчика.
  5. Случается, что ни одна заявка в итоге рассмотрения их первых частей к аукциону не запускается. В этом случае считается, что аукцион не состоялся.

Процедура торгов

Дата аукциона указывается в документации. Он проводится через 2 дня после рассмотрения первых частей заявок. Если этот день выпадает на выходной, то в следующий за ними первый рабочий день. Время назначается оператором и зависит от часового пояса.

Все участники, допущенные до процедуры, в назначенный день и час собираются в «аукционном зале» на ЭТП. Когда аукцион начинается, они подают свои ценовые предложения. Шаг цены не может быть меньше половины процента от НМЦК или текущего минимального предложения участника. Собственную заявку можно только улучшить, то есть подать другую с меньшей ценой. Однако если лучшей заявкой является ваша, еще больше улучшить ее вы не можете, пока другой участник не сделает этого. Также запрещено подавать заявку с ценой, равной нулю. Более подробно , ценовых предложениях и шаге цены можно прочитать в отдельном материале.

Если в течение 10 минут после последней заявки никто ее «не перебил», аукцион считается завершенным.

Бывает, что два участника падают одинаковые заявки. В этом случае победителем будет тот, чья заявка зафиксирована первой.

Следующие 10 минут участники могут подать предложения с ценой, не ниже чем у победителя . Она может быть любой между НМЦК и ценой-лидером. В данном случае расчет делается на то, что на этапе рассмотрения вторых частей заявок некоторые из них могут быть отвергнуты.

Протокол проведения аукциона

По результатам аукциона оператор формирует протокол, в котором указывает сведения о начальной цене контракта и все последние предложения участников, распределенные по возрастанию цены. То есть участнику, подавшему лучшую заявку, будет присвоен номер «1» . В отношении каждой заявки фиксируется время, в которое она поступила. Помимо этого, в протоколе указывается адрес ЭТП, а также время начала и окончания торгов. Протокол размещается на площадке в течение 30 минут после окончания аукциона.

В течение следующего часа оператор должен направить заказчику:

  • протокол аукциона;
  • вторые части заявок всех участников, которые ранжированы в протоколе под номерами 1-10;
  • документы из реестра аккредитованных участников.

Кроме того, уведомление об итогах аукциона направляется его участникам.

Бывает, что за первые 10 минут торгов никто так и не подал ни одного предложения. Тогда считается, что аукцион не состоялся. Оператор публикует протокол, в котором указывает адрес ЭТП, время начала и окончания аукциона и начальную цену контракта.

Если участнику аукциона что-то непонятно в его итогах, он может направить запрос о разъяснении. На ответ оператору дается 2 рабочих дня .

Если цена «перешла через ноль»

В ходе торгов цена контракта может быть снижена до нуля. Подавая следующие после этого предложения, участники будут состязаться между собой за право заключить контракт с заказчиком. Последняя цена будет уплачена победившим участником заказчику за заключение контракта. Такой аукцион может проводиться до 100 млн рублей. Участник не может подать заявку на сумму, превышающую стоимость крупной сделки, которая опубликована в Реестре на ЭТП. Обеспечение контракта в таком случае рассчитывается не от цены, предложенной победителем, а от начальной цены.

Рассмотрение вторых частей заявок

Комиссия заказчика рассматривает вторые части заявок участников, занявших с первого по пятое места по итогам аукциона. Процесс рассмотрения длится не более 3 рабочих дней. Единственное основание для отклонения второй части заявки - отсутствие в ней нужной информации либо наличие недостоверных сведений .

Когда все заявки рассмотрены, заказчик составляет протокол подведения итогов аукциона. В нем указываются порядковые номера 5 лучших заявок и делается отметка об их соответствии требованиям. Если заявка признана не соответствующей требованиям, необходимо указать, что именно в ней нарушено. В отношении каждой заявки указывается решение каждого члена комиссии.

Участники, занявшие первые 3 места, не могут отозвать свои заявки. Все прочие участники могут это сделать, направив уведомление оператору ЭТП.

Победителем аукциона признается участник, предложивший минимальную цену — при условии, что вторая часть его заявки соответствует требованиям. Если аукцион «перешел через 0», то побеждает участник, предложивший наибольшую цену.

Протокол публикуется в ЕИС не позже следующего рабочего дня. Помимо этого, в течение часа оператор ЭТП должен уведомить всех участников об итогах рассмотрения заявок.

Если ни одна вторая часть заявки не соответствует требованиям, аукцион признается несостоявшимся .

Если участник не согласен с действиями заказчика или оператора ЭТП, он может .

Заключение контракта по итогам электронного аукциона

С участником, который признан победителем, заказчик заключает госконтракт. В течение 5 дней после размещения итогового протокола заказчик публикует в ЕИС проект контракта. В него должны быть внесены данные из заявки победителя и предложенная им цена. Сначала контракт подписывает исполнитель. У него есть 5 дней с даты размещения проекта в ЕИС на то, чтобы внести обеспечение и поставить свою подпись. В результате он должен разместить подписанный контракт и документ, подтверждающий внесение обеспечения.

Последним свою подпись в контракте ставит заказчик. Он может это сделать не раньше 10 дней с даты опубликования итогового протокола.


Борьба с демпингом и дополнительные меры обеспечения

Если в ходе торгов цена контракта опускается более, чем на четверть от начальной, вступают в силу антидемпинговые меры. Заключаются они в следующем:

  1. Если НМЦК более 15 млн рублей, размер обеспечения повышается в полтора раза .
  2. Если НМЦК менее 15 млн рублей, можно внести либо повышенное обеспечение (пункт 1), либо предоставить исполненные без штрафов контракты.

Для некоторых объектов закупки, которые относятся к категории жизненно необходимых товаров, установлены дополнительные требования. Это продукты питания, лекарственные препараты, средства для оказания неотложной помощи, топливо. Чтобы подтвердить серьезность своих намерений, участник должен предоставить заказчику один из документов:

  1. Гарантийное письмо от изготовителя, в котором указывается цена и количество отгруженных поставщику товаров.
  2. Документ, который подтвердит, что поставщик располагает нужными для поставки товарами.
  3. Другие документы, подтверждающие, что поставщик в состоянии исполнить свои обязательства и поставить объект закупки по той цене, которую предложил.

Составление протокола разногласий

Закон 44-ФЗ не разрешает изменять существенных условий контракта. Однако поставщик может заметить в проекте, предложенном заказчиком на подпись, некоторые неточности: несоответствие данных тому, что указано в извещении, документации аукциона или заявке участника . В этом случае составляется протокол разногласий. В нем указывается, что именно и чему не соответствует.

Следующие 3 дня даются заказчику на ответ. А он может быть таков:

  • новый вариант контракта с исправленными неточности, на которые указал поставщик (без подписи заказчика);
  • контракт в старой редакции плюс документ-обоснование, почему правки не могут быть внесены.

Теперь уже 3 дня есть у поставщика на то, чтобы подписать контракт либо направить новый протокол разногласий. Подавать таких протоколов можно неограниченное число. Однако должно исполняться такое правило: последний протокол можно направить заказчику не позже 13 календарных дней с даты опубликования итогового протокола аукциона.

Когда все разногласия улажены, и исполнитель подписал контракт, у заказчика есть 3 дня на то, чтобы поставить свою подпись.

Уклонение от подписания контракта

Победитель аукциона будет признан уклонившимся от заключения контракта, если нарушит правила:

  • в установленный срок не подпишет контракт и не направит его заказчику;
  • направит протокол разногласий по прошествии 13 дней с даты публикации итогового протокола аукциона;
  • не внесет обеспечение либо предоставит обеспечение, не соответствующие требованиям.

У заказчика есть право обратиться в суд с целью истребовать с победителем аукциона убытки, которые повлек его отказ от заключения контракта. Что же касается закупки, то контракт может быть заключен с участником № 2 . Если он дает свое согласие, то в течение 10 дней заказчик направляет ему проект контракта. Если же участник № 2 отказывается, то принимается решение о признании аукциона несостоявшимся.

Аукцион не состоялся

Итак, электронный аукцион признан несостоявшимся. Что дальше? План действий зависит от того, имеются ли претенденты на заключение контракта или нет.

Есть лишь один претендент

На аукцион может быть подана лишь одна заявка. Либо заявок подано несколько, но по итогам рассмотрения первых частей решено, что требованиям соответствует лишь одна из них. То есть к аукциону допущен лишь один участник. Понятно, что в такой ситуации проводиться он не может, однако с участником может быть заключен контракт, как с единственным поставщиком .

Оператор площадки должен не позже одного рабочего дня после того, как окончился прием заявок, направить документы участника заказчику. Далее аукционная комиссия рассмотрит его заявку — первую и вторую части — и примет решение, соответствуют ли они требованиям аукциона. В итоге будет составлен протокол, в котором заказчик укажет свое решение. Если будет признано, что заказчик соответствует всем требованиям, с ним будет заключен контракт.

Участники есть, но ценовых предложений нет

Еще один возможный вариант, когда аукцион признается несостоявшимся - допущенные до него участники в ходе торгов не подавали ценовые предложения. В этом случае заказчик рассматривает все вторые части заявок и определяет, кто из участников аукциона полностью соответствует требованиям. Контракт будет заключен с тем из них, кто признан соответствующим и направил заявку раньше других.

Претендентов нет

Такое возможно в ситуации, когда на аукцион не поступило ни одной заявки или по итогам рассмотрения первых частей ни одна из них не была признана соответствующей требованиям. В этом случае заказчик должен поменять свои плановые документы и провести . Если нормы закона 44-ФЗ позволяют, можно провести закупку другим способом.

Извещение о проведении электронного аукциона подлежит размещению в любых СМИ (в том числе и в электронных) при условии, что аналогичная информация будет опубликована в единой информационной системе в сфере закупок. В этой статье читатель найдет информацию о правилах проведения закупки у единственного поставщика, о том, где заказчик размещает извещение о проведении закупки, а также ознакомится с примерным образцом составления извещения о проведении электронного аукциона и узнает перечень его обязательных реквизитов.

Закупка у единственного поставщика: что это такое?

Точного определения такого вида закупки законодатель не дает. На практике она представляет собой один из способов заключения соглашения между заказчиком и исполнителем, при котором первый не производит выбор между несколькими организациями на конкурентной основе, а передает все права и обязанности по исполнению условий контракта заранее определенному контрагенту. Такие закупки характеризуются самыми короткими сроками проведения и простотой реализации по сравнению с остальными видами закупок.

Когда заказчик имеет право на осуществление такой закупки?

Полный список случаев, в которых возможно осуществление подобного мероприятия, определен ч. 1 ст. 93 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Всего в статье представлено 52 случая, когда закупка может быть осуществлена. На основании имеющихся общих признаков их можно разбить на следующие категории закупок:

  • производимые в сфере науки, культуры и спорта;
  • в сфере государственной обороны и управления;
  • реализуемые в случае, если конкурентные процедуры были признаны несостоявшимися;
  • связанные со строительством, ремонтом и содержанием имущества;
  • осуществляемые в медицинской сфере, а также вследствие ликвидации последствий аварий и прочих чрезвычайных происшествий;
  • производимые у организаций, имеющих статус естественных монополий;
  • закупки услуг ЖКХ, а также тепло- и электроснабжения.

Еще одним случаем, в котором размещается извещение о проведении закупки у единственного поставщика, является осуществление закупки, стоимость которой не превышает оговоренную. В соответствии с положениями рассматриваемой статьи (п. 4 ч. 1) она не должна превышать 100 000 рублей. Кроме того, существует ограничение на совокупную стоимость таких закупок, произведенных за один календарный год, — она не должна быть больше 2 000 000 рублей или же не должна превышать 5% от общего годового объема всех закупок, выполненных организацией-заказчиком (в этом случае суммарный объем таких закупок не может быть больше 50 000 000 рублей).

Извещение о закупке у единственного поставщика

Порядок реализации закупки такого вида определен ч. 2 ст. 93 закона № 44, в соответствии с которой извещение о закупке у единственного поставщика размещается в единой информационной системе лишь в случаях, определенных пп. 1-3, 6-8, 11-14, 16-19 ч. 1 этой же статьи (например, при покупке товаров в сфере естественных монополий, для госнужд, вооружения и техники), причем это нужно сделать не позднее чем за 5 дней до ориентировочной даты подписания соглашения. В том случае если информация о закупках перечисленных категорий содержит государственную тайну, публиковать такое извещение не стоит.

В соответствии со ст. 42 Федерального закона № 44 извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика должно включать следующую информацию:

Скачать форму извещения
  • наименование организации-заказчика;
  • фактический и юридический адреса места ее расположения;
  • контактные данные: номер телефона, адрес электронной почты;
  • Ф. И. О. лица, ответственного за проведение закупки;
  • сжатое изложение условий соглашения, в котором приведены сведения о предмете закупки и его точное описание, данные о месте оказания услуги или об объеме и месте поставки товара, а также сведения о сроках реализации положений соглашения, его цене и используемом источнике финансирования;
  • установленное законом наличие ограничений участия в определении поставщика;
  • размер, порядок предоставления и требования к обеспечению, если необходимо его представление.

Как правило, этот документ выполняется в форме таблицы. Она достаточно объемна, поэтому приведем лишь образец содержания таблицы. Как правило, оно бывает следующего вида:

Идентификационный код закупки

Общие сведения

Номер извещения

Наименование объекта

Способ выбора исполнителя

Наименование электронной площадки, на которой будет проводиться мероприятие

Адрес указанной электронной площадки в интернете

Контактная информация заказчика

Наименование организации

Почтовый адрес

Фактический адрес

Лицо, ответственное за проведение аукциона

Электронная почта

Номер телефона

Сведения о процедуре аукциона

Дата и время начала приема заявок на участие в мероприятии

Дата и время окончания приема заявок на участие в мероприятии

Место приема заявок

Порядок подачи заявок

Дата завершения процедуры рассмотрения поданных заявок

Дата проведения мероприятия

Условия контракта

Начальная стоимость

Источник финансирования

Место исполнения условий соглашения

Сроки исполнения условий соглашения

Преимущества участников, установленные для них ограничения и требования

Требования

Преимущества и ограничения

Обеспечение заявок

Размер обеспечения

Порядок внесения денег в качестве обеспечения

Банковские реквизиты для перечисления денег

Обеспечение исполнения положений соглашения

Размер обеспечения

Порядок предоставления обеспечения

Банковские реквизиты для перечисления средств

Дополнительная информация

Перечень прикрепленных документов

Итак, закупка у единственного поставщика может быть реализована в одной из ситуаций, указанных в ч. 1 ст. 93 закона № 44. Использование такого способа заключения соглашения освобождает заказчика от обязанности по помещению в единую информационную систему информации о проведении закупки (за исключением некоторых случаев, определенных законодательством). Если сведения о предмете закупки относятся к категории государственной тайны, извещение не публикуется.

Не знаете свои права?

Аукцион в электронной форме — это конкурентный способ определения поставщика, при котором сведения о закупке сообщаются неограниченному кругу лиц путем публикации документации в ЕИС. Принять участие может любое заинтересованное лицо, которое соответствует . Главным критерием выбора победителя на аукционе в электронной форме по 44-ФЗ является наименьшее ценовое предложение на торгах. Для этого необходимо подать заявку дистанционным способом на

Правительство Распоряжением № 1447-р от 12.07.2018 количество торговых платформ с 6 увеличило до 8, а также оно утвердило единственную специализированную торговую площадку. В окончательный перечень включили действующие площадки для торгов по 44-ФЗ: ЕЭТП, «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», «Электронные торговые системы», ГУП «Агентство по госзаказу РТ» и «Российский аукционный дом», а также 2 новые: «ТЭК-Торг» и ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»).

Единственной специализированной электронной торговой платформой стала . Эта площадка была создана в прошлом году Сбербанком и госкорпорацией «Ростех» специально для проведения в цифровой форме закупок в рамках гособоронзаказа.

Что изменилось после 01.07.2018

Когда проводится

Заказчик имеет право проводить электронный аукцион по 44-ФЗ (ЭА) на закупку продукции, выполнение работ, оказание услуг по любому из кодов классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2). При этом они не должны подпадать под ограничения 44-ФЗ (к примеру, необходимость проведения закрытых ).

Однако законом предусмотрены случаи, когда заказчик обязан провести электронную процедуру (). К ним относятся:

  • сельскохозяйственные товары и услуги;
  • горнодобывающая продукция;
  • пищевые и напитки;
  • одежда;
  • лекарственные средства;
  • компьютерное оборудование;
  • строительные работы.

Перечень довольно обширный и включает более 50 классов ОКПД2.

Субъектом РФ может быть принят и дополнительный перечень случаев, в которых региональные заказчики будут обязаны проводить электронные аукционные процедуры по госзакупкам.

Стоит обратить внимание, что перечисленные случаи имеют свои особенности, к примеру необязательность проведения ЭА при на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах или закупка пищевых продуктов для образовательных учреждений, когда заказчик вправе провести конкурс с ограниченным участием.

П. 2 ст. 59 также предусматривает послабления в части обязательности проведения ЭА. В частности, если заказа не превышает 500 000 рублей, заказчик вправе провести независимо от того, попадает ли код проводимого заказа в установленный обязательный перечень. То же самое, если осуществляется заказ согласно случаям, установленным ст. 83 и 93, путем запроса предложений или у .

Особенности проведения открытого аукциона в электронной форме

По истечении двух дней после окончания рассмотрения первых частей заявок следующий рабочий день будет датой проведения. Порядок проведения регламентирован ст. 68 44-ФЗ.

Электронные торги начинаются по времени, которое установлено на ЭТП, исходя из часовой зоны заказчика. Принять участие могут только поставщики, допущенные по результатам проверки первых частей.

Как долго проходят торги

На это влияют следующие параметры:

  • стартовая цена;
  • сколько поставщиков придут на торги;
  • как сильно они сбивают цену.

Минимальное время — 10 мин. Это если никто не сделал ставку. Тогда победителем станет тот, кто первый подал заявку.

Иногда торги могут продолжаться нескольких суток. Это возможно, если цены упали ниже, чем на 99,5 %, и участники торгуются уже за право заключения госконтракта, т. е. хотят доплатить заказчику, чтобы забрать заказ. В среднем же электронные торги длятся 1-1,5 часа.

Как проходит электронный аукцион

Оператор ЭТП контролирует соблюдение требований к процедуре. Ее можно разделить на 2 этапа.

Первый этап электронного аукциона по 44-ФЗ подразумевает, что ценовые предложения подаются в течение 10 минут от последнего поданного. При этом шаг должен быть в пределах 0,5-5 % от начальной цены контракта. С 01.07.2018 минимальный шаг на торгах стал 100 рублей. Таким образом, в закупках с НМЦК до 10 000 рублей поставщики минимально могут понизиться только на 100 рублей, а не на 0,5 %, как было раньше.

Снизить стоимость одним ценовым предложением более чем на 5 % не получится. Участники снижают текущую минимальную цену в пределах шага.

Покажем на примере (ЦП — ценовое предложение участника).

На этом завершается первая фаза.

Торговаться можно, но с учетом того, что поставщику нельзя повторять или повышать собственные ценовые предложения или делать предложение с нулевой ценой.

Также участник не может сделать снижение вне шага аукциона, если предыдущий участник сделал снижение в пределах шага.

Вторая фаза начинается, если в течение 10 минут от последнего ценового предложения ни один из участников не предложил новую цену. Длится данный этап также 10 минут, в течение которых участник вправе снизить свою предложенную цену вне зависимости от шага аукциона, при этом она не может быть ниже минимальной предложенной в первой фазе.

Если в течение 10 минут после начала ни один из его участников не подал цену, то такая процедура признается несостоявшейся.

С 18:00 дня перед днем аукциона и до старта торгов аукционный робот не работает. Функционал отключения аукционного робота становится доступен сразу после начала электронного аукциона путем подачи ценового предложения в ручном режиме, подписав его сертификатом ЭП.

Схема «Таран», что делать, если попали в нее

Кроме тех схем, которые мы перечислили, есть также и серые стратегии. Одна из них — схема «Таран». Суть ее в том, что 3 организации заранее договариваются о сценарии торгов. Два из которых в агрессивной стратегии сбивают цену «ниже плинтуса». Третий же участник на завершающем этапе занимает третье место на полпроцента ниже жертвы схемы. При рассмотрении вторых частей у первых двух победителей оказывается вместо лицензий фотография тещи или еще каких-то документов не хватает. В итоге контракт забирает участник с третьего места, а четвертый кусает локти из-за того, что мог предложить цену значительно ниже, но не стал этого делать, так как решил, что контракт разыграют первые два участника.

Поэтому предлагайте ваш экономический минимум на торгах. Для этого у вас есть завершающий этап, где вы можете предложить цену не ниже победителя.