Продукция с военной приемкой. Военные приемщики и запрещенные приемчики. Реформы системы военных представительств

24. Номенклатура продукции, подлежащей технической приемке военным представителем, определяется Министерством обороны СССР.

Техническая приемка отдельных деталей, агрегатов и узлов в процессе их изготовления и сборки производится в порядке, установленном техническими условиями, стандартами или договором сторон.

25. Окончательная техническая приемка готовой продукции производится военным представителем по получении подписанных директором (главным инженером) и начальником отдела технического контроля объединения, предприятия или организации - поставщика извещения, а также паспорта, формуляра или иного предусмотренного договором документа, удостоверяющего готовность продукции и ее соответствие условиям договора.

Готовая продукция, принятая отделом технического контроля поставщика, предъявляется военному представителю для технической приемки полностью укомплектованной и с необходимой документацией, а в надлежащих случаях - с тарой, изготовленной и маркированной (с указанием сортности, ассортимента или комплектности) в соответствии с техническими условиями или стандартом, по которым производится поставка.

Маркировка, клейма и штампы отдела технического контроля поставщика и военного представителя, нанесенные на изделия (тару), не должны содержать надписей, символов и номеров, позволяющих раскрыть характер или назначение продукции, объединение, предприятие или организацию - изготовителя, факт приемки продукции военным представителем и другие сведения, не подлежащие оглашению.

26. Начало и продолжительность технической приемки продукции предусматриваются в договоре. Продукция предъявляется военному представителю равномерно в течение периода поставки. При неравномерном предъявлении готовой продукции и скоплении ее в больших количествах у поставщика срок технической приемки продукции определяется военным представителем совместно с поставщиком с учетом времени, необходимого для приемки и испытания продукции.

27. По окончании технической приемки продукция упаковывается поставщиком и пломбируется пломбами поставщика и военного представителя, если иное не предусмотрено договором, техническими условиями или стандартами.

28. Не позднее чем в течение 24 часов после окончания технической приемки, а в соответствующих случаях и упаковки продукции военный представитель выдает поставщику удостоверение по установленной форме с двумя заверенными копиями о соответствии продукции условиям договора.

При несоответствии продукции условиям договора военный представитель в тот же срок направляет поставщику письменное извещение об отказе в приемке продукции с указанием причин.

Если техническая приемка продукции связана с испытаниями ее (на полигонах, стендах, аэродромах и т.п.), выдача военным представителем документа, удостоверяющего соответствие продукции условиям договора, или направление им извещения об отказе в приемке продукции производится в указанный выше срок после получения документа о результатах испытаний.

29. Задержка в предоставлении военному представителю необходимых для приемки продукции испытательного оборудования, контрольно - измерительного инструмента (приборов, аппаратуры), технической документации, лабораторных анализов и персонала или в замене неисправного инструмента (по своевременному заявлению об этом военного представителя) соответственно отдаляет сроки технической приемки продукции, предусмотренные договором.

30. На продукцию, поставляемую без технической приемки ее военным представителем, отдел технического контроля поставщика составляет обусловленный договором документ (акт технической приемки, паспорт и т.п.), удостоверяющий соответствие продукции условиям договора.

31. Заказчик имеет право до предъявления продукции к приемке производить выборочную проверку ее качества непосредственно в объединении, на предприятии или в организации - поставщике. Порядок проведения такой проверки определяется договором.

32. Разногласия между военным представителем и поставщиком по качеству поставляемой продукции или иным вопросам соблюдения условий договора, возникшие в процессе технической приемки продукции в объединении, на предприятии или в организации, оформляются в суточный срок протоколом за подписями обеих сторон. Протокол не позднее 2-дневного срока направляется заказчику и соответствующему управлению министерства или ведомства, в ведении которого находится поставщик. Необходимые указания по разногласиям должны быть даны ими в 3-дневный срок.

Если между заказчиком и управлением министерства или ведомства не будет достигнуто соглашение, разногласия передаются в 3-дневный срок на рассмотрение Министерства обороны СССР и министерства или ведомства, в ведении которого находится поставщик. Эти разногласия должны быть ими рассмотрены не позднее чем в 10-дневный срок со дня их получения.

Если в результате рассмотрения разногласий будет признано, что продукция соответствует требованиям договора, то датой приемки этой продукции считается дата первоначального предъявления ее военному представителю.

Нередко в интернете можно встретить дискуссию, относительно некоторых видов приемки, которые маркируются цифрами 5 или 9. На сайтах производителей некоторых видов продукции, в частности радиоэлектронной, указывается, что их изделия проходят проверку по требованиям, которые выставляет Министерство обороны. Попробуем разобраться и понять, приемка 5 что это и когда она применяется.

Что такое "военная" приемка и ее отличия от стандартной

Военная приемка – это налаженная система поддержания необходимого качества изделий, выпускаемых для военной сферы и частично для гражданской, если речь идет о продукции двойного назначения. Их основным потребителем и Генеральным Заказчиком является Министерство обороны РФ.

Для того чтобы обеспечить такую работу, на предприятиях, выпускающих определенную номенклатуру продукции, за счет финансирования МО создаются независимые от изготовителя представительства заказчика или направляются военные представители. Их деятельность регулируется специальным Положением, утвержденным постановлением Правительства № 804 от 11 августа 1995 года. При этом форма собственности или ведомственная подчиненность завода не имеет значения, важно лишь то, что данные заводы производят разработку, производство, поставку, а также утилизацию военной продукции.

Перечни контролируемых изделий составляются ежегодно на основании контрактов Государственного оборонного заказа, заключенных с предприятиями. Военной продукцией считается:

  • военная техника;
  • вооружение различных видов;
  • военно-техническое, а также другое имущество;
  • документация и продукция научно-технического характера;
  • работы, которые выполняются в интересах повышения обороноспособности государства.

Представитель заказчика (военпред) сопровождает весь процесс создания прибора или детали от составления технического задания до использования по назначению. Важен не только конечный результат, но и все промежуточные этапы по цепочке кооперации разных организаций: материалы, детали, узлы. Со стороны Минобороны контролируется соблюдение стандартов и технических условий, полнота проведения тестов и испытаний надежности, обоснованность цен и фактических затрат.

Все параметры продукта, порядок проведения приемки, упаковки, маркировки, отгрузки указан в технических условиях. Испытания, прописанные в технических условиях, проводятся заводом на собственном оборудовании и силами своих сотрудников. Если предприятие не способно обеспечить нужное качество товара, то военпред имеет право приостановить процесс проверки на неопределенный срок до выявления причин и устранения недостатков. Кроме того, представитель Минобороны контролирует заказы других ведомств (ФСБ, МВД, Роскосмос, МЧС, ФСО, Росатом) и принимает участие в мероприятиях, направленных на защиту государственной тайны.

Еще с советских времен отношение к продукции, выпускаемой по заказу МО, отличалось от обычной "гражданской". В первую очередь это касалось вопросов качества, долговечности и возможности переносить повышенные нагрузки разного рода. Поскольку многие вопросы, касающиеся "оборонки", были засекречены, то мнений о конкретной расшифровке тех или иных аббревиатур и цифровых индексов, великое множество. Откуда же взялась знаменитая приемка 5?

Многие комментаторы на специализированных форумах, в частности, утверждают, что в СССР сначала на особую приемку указывала цифра в звездочке, а позже – в ромбике:

  • 1 – стандартная проверка ОТК;
  • 2 – контроль ОТК с проведением дополнительных климатических испытаний;
  • 5 в квадрате – проверка ОТК для продукции, не прошедшей военную приемку;
  • 5 в ромбике – военная приемка (ВП);
  • 7 – то же, что и предыдущее, но с климатическими испытаниями;
  • 9 – ОС, что можно расшифровать, как "особая серия", или ОСМ ("особая серия малая"). Некоторые знатоки доказывают, что ОС свидетельствует об особой стабильности в функционировании. Этот вид проверки чаще всего привязывают к атомной промышленности.

По результатам климатических испытаний еще добавлялась соответствующая маркировка: В – всесезонное исполнение, У – умеренное, Т – тропическое, УХЛ – исполнение умеренно-холодное.

Все эти значки можно увидеть на некоторых старых полупроводниках, микросхемах или лампах для электроприборов. Для изделий, применяемых в изготовлении продукции МО, нередко применяется больший срок гарантии на бесперебойную работу, например, не менее пяти лет вместо стандартных трех. При этом, в ракетно-космической технике, наоборот, длительность работы может быть ниже, поскольку прибор вынужден действовать в условиях жесткого ионизационного излучения.

Обычно к традиционной приемке отделом технического контроля могут добавляться дополнительные испытания или технологические операции, направленные на стабилизацию определенных параметров выпускаемой продукции. Заказчик может в технической документации прописать особые требования к стандартным изделиям, выпускаемым заводом. Например, использовать не пластиковый корпус, а металлический или керамический, применять сапфировую подложку и золотые выводы, закачивать в полости азот, а не простой воздух. Границы допуска устанавливаются более узкие, отбор по качеству проводится очень жесткий. Чаще применяется сплошной контроль изделий, выборочный допустим только при некоторых испытаниях.

На веб-сайте предприятия "Завод ПРОТОН" указано, что приемку 5 или же военную приемку можно заказать с целью дополнительной гарантии высокого качества. Эти мероприятия предполагают, кроме межоперационного и финального контроля, еще и участие военного представителя, как независимого эксперта, при проведении особенно важных операций или ключевых этапов технологического процесса изготовления заказа, а также в оформлении документации.

Какие дополнительные требования предъявляются к военной продукции

Информации о конкретных дополнительных испытаниях, необходимых для военной приемки, немного, поэтому можно сделать вывод, что этот перечень формируется заказчиком и изготовителем, исходя из типа, назначения и предполагаемого места эксплуатации изделия. Например, приборостроительная фирма "Дюпан", основной продукцией которой являются панели управления для специальной техники, в разделе "Приемка 5. Военная приемка" указывают такие качества своего продукта, как устойчивость к ряду неблагоприятных условий работы:

  • акустическому шуму;
  • синусоидальной вибрации;
  • многократным механическим ударам с ускорением;
  • низкому атмосферному давлению, в частности при авиаперелетах;
  • осадкам (снег, дождь, град), в том числе конденсированным (роса, иней);
  • перепадам температуры в пределах от -70 градусов до +100 градусов;
  • кратковременному нагреву до 600 градусов;
  • воздействию пыли, песка, морского (солевого) тумана;
  • агрессивным средам (аммиак, сероводород, сернистый газ);
  • охлаждающим жидкостям (антифриз), горюче-смазочным материалам.

При этом на самом сайте компании указывается, что по приемке 5 комплектуется специальная техника, а военная приемка выделена отдельно. Сроки гарантий варьируются очень сильно: от стандартного 1 года, до 6 лет по заказу покупателей, и даже до 12 лет для военно-промышленного комплекса.

Хотя некоторые специалисты указывают, что зачастую военная приемка не предполагает каких-либо специальных испытаний, а заключается в том, что на всех этапах изготовления продукции ее производство контролируется специально прикомандированным к предприятию военным представителем. Так, в частности, в официальном издании федерального агентства по метрологии и техническому регулированию относительно приемки и контроля качества интерактивных электронных ремонтных и эксплуатационных документов есть нормы, регулирующие отношения производителя и Министерства обороны.

В частности, в нескольких примечаниях указано, что при разработке технологического продукта по заказу МО во всех процессах, связанных с контролем качества, должны участвовать военные представители, если это входит в их служебные полномочия. В других случаях их обязанности и права определяются специальным протоколом, включаемым в общую контрактную документацию и подписанным заказчиком и поставщиком. Кроме того, сотрудник военного представительства МО обязательно согласовывает протокол первой проверки, а вторая проверка вообще проводится военпредами или организациями, которые уполномочены оборонным ведомством.

В связи с применением более качественных и прочных материалов, проведением дополнительных тестов, практикой мелкосерийного производства, стоимость изделий для ВПК часто намного превышает цену на гражданские товары того же типа.

Чтобы не допустить необоснованного повышения цен, военпреды или службы заказчика следят за всеми аспектами создания продукта, учитывая нормы трудозатрат, количество человеко-часов, нужных для их разработки и производства, стоимость использованных ресурсов.

Главная Энциклопедия Словари Подробнее

Военные представительства Министерства обороны (ВП МО)

1). Структурные подразделения Министерства обороны СССР (РФ) для обеспечения приемки и контроля над разработками проектно-сметной и проектно-конструкторской документации на строительство объектов Ракетных войск стратегического назначения. Созданы в начале 1960-х гг. в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных сил СССР как ВП МО при проектных, опытно-конструкторских и научно-производственных организациях Москвы, Ленинграда, Киева и др. городов.

В последующие годы были созданы ВП при монтажных и пуско наладочных организациях, а также ВП для осуществления контроля качества и прёмки монтажа оборудования непосредственно на объектах строительства.

Головное 630 ВП МО образовано в апреле 1961 при проектном институте «Гипропромтрансстрой» (Москва). Первым руководителем - старшим военпредом 630 ВП МО был назначен полковник Кирилкин С.К.

Из-за возрастания объема проектных работ, контролируемых ВП МО, и для улучшения эффективности руководства военными представительствами были введены должности районных инженеров, которым подчинялись ВП МО. Техническое руководство работой военных представительств через районных инженеров осуществляло техническое управление Главного инженерного управления (ГИУ) Ракетных войск (РВ). В начале 1960-х гг. районным инженером 630 ВП МО был назначен полковник Лунев Я.Ф. В последующие годы районными инженерами 630 ВП МО были полковники Середа П.И., Рожков И.И., Панченков В.М., Закалата Д.К.

В середине 1960-х гг. резко увеличились интенсивность и объемы проектных и проектно-конструкторских работ. Это было связано с программой массового строительства боевых ракетных комплексов (БРК) типа «ОС» - отдельные старты. В то же время появились ВП при следующих проектных институтах: «Тяжпромэлектропроект» Минмонтажспецстроя СССР; «Гипросвязь» Министерства связи СССР; ЦНИИ «Проектстальконструкция»; ПМТ-5 (ЦНПО «Каскад»); позднее были организованы ВП при следующих предприятиях и организациях: ВНПО «Каскад» (Ленинград, Харьков); «Энергосетьпроект»; ВНИИЭТО.

В 1986, в связи с принятым решением о проектировании новых подвижных железнодорожных БРК, были образованы ВП МО при специализированных проектных институтах: «Промтрансниипроект» (Москва) и «Мосжелдорпроект» (Москва).

На ВП, подчиненные районному инженеру 630 ВП МО, одновременно возложили задачи по контролю и приемке проектно-сметной документации в проектных организациях ЦПИ-31 МО, ЦПИ-20 МО, а также в Киевском филиале ЦПИ-20 МО. В связи с повышенными требованиями к оборудованию и техническим системам специальных сооружений БРК для разработки проектно-конструкторской документации были привлечены конструкторские бюро таких заводов и научно-конструкторских объединений, как ХЭМЗ (Харьков), ОКБА (Москва), ВНИИ «Электропривод» и др. В этих организациях приемку и контроль над разработкой проектно-конструкторской документации также осуществляли ВП МО, подчиненные ГИУ РВ.

В 1970-е гг., в связи с проектированием на космо¬дроме «Байконур» новых ракетно-космических комплексов, было создано головное военное представительство - 5346 ВП МО при проектном институте «Гипроавиапром» (Москва), которое подчинялось районному инженеру Стебакову Ю.М. С созданием в 1982 Военно-космических сил (ВКС) районный инженер 5346 ВП МО и ряд военных представительств переподчинили ГУКОС. В 1988, после расформирования технического управления ГИУ РВ, военные представительства при проектных и проектно-конструкторских организациях подчинили начальнику проектного отдела.

Головное 630 ВП МО ок. 40 лет успешно выполняло возложенные на него командованием ГИУ РВСН задачи по обеспечению приёмки и контроля над разработкой проектно-сметной документации на строительство объектов Ракетных войск.

590 ВП МО сформировано 21 августа 1959 при СКТБ-16 и тресте «Спецмашмонтаж». Приоритетная задача - контроль качества строительно-монтажных работ на БРК РВСН. Первым старшим военпредом стал полковник Серков Г.Н.

В 1987 590 ВП МО решением Генерального штаба ВС стало комплексным. В военном представительстве было сформировано несколько филиалов. Номенклатура принимаемой военной продукции увеличилась. В военном представительстве появились специалисты: механики, связисты, электрики и другие. С 90-х гг. личный состав 590 ВП МО РФ и его филиалов принимает участие в постановке на боевое дежурство РК «Тополь-М», в постановке на боевое дежурство опытных образцов стационарного командного пункта и системы внутреннего электроснабжения производства российской кооперации.

В настоящее время 590 ВП ведет контроль качества конструкторской, монтажно-технологической документа-ции и приемку монтажных работ на объектах РВСН Начальниками 590 ВП МО в разные годы были полковники Араловец А.П., Загний А.И., Соколов А.Г., Пупков А.А., Кириллович В.И., Алек¬сеев Д.В. В настоящее время его возглавляет полковник Ильин О.В.

2757 ВП МО, сформировано на основании директивы ГШ ВС СССР от 25 мая 1965 для контроля выполнения установленных сроков и качества разрабатываемой проектно-сметной документации Всесоюзным научно-исследовательским и проектным институтом «Тяжпромэлектропроект».

Техническое руководство военным представительством осуществлялось техническим отделом 3-го управления ГИУ РВ, возглавлявшимся инженер-полковником Корнеевым Ф.В. Общее руководство выполнял районный инженер, полковник Середа П.И.

Более 40 лет 2757 ВП МО принимает участие в создании систем внешнего и внутреннего электроснабжения, систем автоматического управления техническими устройствами объектов Министерства обороны РФ (СССР). Одной из важнейших работ, проведённых в интересах РВСН, контролируемой и принятой военным представительством (и влившимися впоследствии в его состав 5230 ВП МО и 5228 ВП МО), стала разработка унифицированной системы внутреннего электроснабжения ракетных полков РВСН.

В настоящее время 2757 ВП МО продолжает работу по контролю качества и приёмке военной продукции, создаваемой в соответствии с последними достижениями науки и техники. Разработана проектная документация и ведётся строительство системы внешнего электроснабжения объекта 1335, осуществляется реконструкция системы внешнего электроснабжения космодрома «Плесецк». Разработаны типовой проект и проектная документация на систему внутреннего электроснабжения ракетного полка, проводятся работы по оснащению БРК объектов этой системой. Начата разработка типового проекта на систему внутреннего электроснабжения ракетного полка ПГРК «Тополь-М». Разработана документация и построены ряд объектов жизнеобеспечения Центрального полигона МО РФ на архипелаге Новая Земля, проектируется комплекс средств физической защиты его объектов. Ведется реконструкция систем электроснабжения ряда объектов других видов и родов войск, главных управлений Генерального штаба. Первым руководителем 2757 ВП МО был полковник Некрасов Б.В. С 2007 по настоящее время её возглавляет полковник Кочан О.Н.

4185 ВП МО, сформировано в 1966 на основании директивы Генерального штаба Вооруженных сил СССР. Дислоцировано в г. Москва, Центральное научно-производственное объединение «Каскад». Основными задачами являются: обеспечение качества монтажа, наладки и постановки на боевое дежурство новейших систем связи, автоматизированных систем управления и вычислительной техники ракетных комплексов, объектов и сооружений Ракетных войск стратегического назначения. В состав 4185 ВП МО входило два филиала - в г. Перми (сокращен в 2003) и г. Йошкар-Ола (сокращен в 2007).

За почти 40-летний период работы специалисты ВП принимали участие в постановке на боевое дежурство соединений РВСН, командных пунктов соединений и объединений РВСН, создании систем спутниковой связи «Корунд» и «Кристалл» и их модернизации, вводе в строй новейших БРК, ПГРК и БЖРК.

ВП в разные годы руководили: полковники Пеганов И.Я. (1966-1968), Саульский С.В. (1968-1977), Костюра Е.А. (1977-1987), Хрусталев Г.И. (1987-1995), Захаржевский Б.И. (1995-2000), Ломакин С.А. (2000-2007), Калюкшев А.И. (с 2007 по наст. время).

2874 ВП МО, создан в 1987 году в соответствии с директивой начальника Генерального штаба Вооружённых сил как военное представительство Министерства обороны со штатом уполномоченного и местом дислокации в городе Новосибирске - при НМУ «Яхонт» и 1 НМУ «Сибэлектромонтаж», которые занимались в тот период выполнением специальных работ на объектах ракетных комплексов РСД и МКР. В 1989 аппарат уполномоченного был упразднён.

Назначение 2874 ВП МО - организация и контроль качества монтажа, наладки и испытаний механических систем, систем электроснабжения, средств боевого управления и связи ракетных комплексов РСД и МКР на объектах РВСН. За время существования военного представительства его специалисты принимали активное участие в постановке на боевое дежурство частей и соединений РВСН на объектах городов Омск, Ужур, Ключи-1, Жангиз-Тобе, Алейск, Барнаул, Благовещенск, Чита, Комсомольск-на-Амуре, Новосибирск, их модернизации, вводе БРК «ОС» и мобильных ракетных комплексов «Тополь».

С 1987 2874 ВП МО осуществляла контроль работ по переоборудованию ракетных комплексов, продлению сроков их эксплуатации, по созданию изделия 15В210, комплексов «Ярус» и «Квазар», контролировал прокладку кабельных линий связи, монтаж, наладку и испытания оборудования измерительных пунктов на полигоне в городе Ключи-1.

При активном участии 2874 ВП МО в ОКБ «Салют» разработаны и поставлены на объекты РВСН: мобильные станции технического обслуживания средств радиосвязи «Брод-1М»; мобильные станции технического обслуживания средств проводной, тропосферной и спутниковой связи «Брод-2М»; машины дежурной технической смены «Брод-В»; подвижные аппаратные дистанционного измерения параметров средств радиосвязи и АФУ «Батрак-01»; подвижные аппаратные дистанционного измерения параметров волоконно-оптической связи «Батрак-03»; подвижные аппаратные параметрического контроля кабельных линий связи ВОЛС «Бустер-01»; подвижные аппаратные аварийно-восстановительных работ на кабельных линиях связи «Бустер-02» и др. ВП в различные годы руководили полковники Виров В.М., Тарафин С.С., Кирьянов В.С., Чижиков А.Н.

В период массового строительства БРК функционировало 6 районов с 33 монтажными ВП, которые делились на два вида: комплексные и специализированные. Комплексные ВП дислоцировались на НИИП-5, НИИП-53 МО и в соединениях РВСН. Специализированные монтажные ВП создавались при ведущих монтажных и наладочных организациях в Москве, Ленинграде, Харькове и др. городах.

2) Структурные подразделения Министерства обороны СССР (РФ), созданные для контроля качества и приемки вооружения, военной техники, военно-технического и иного имущества, научно-технической и иной продукции, а также работ, выполняемых в интересах обороны.

На ВП МО возлагались задачи по обеспечению качества военной продукции и ее соответствие технической документации на любом этапе разработки и производства этой продукции, их участие в планировании мероприятий по защите государственной тайны при разработке, испытаниях, производстве и поставке военной продукции, а также обязанности руководителей организаций по обеспечению необходимых условий для работы военных представительств.

История ВП РВСН начинается в 50-ые гг. в период формирования первых ракетных соединений и частей, когда разрабатываются первые ракетные комплексы и осваивается их серийное производство. Создается широкая сеть ВП при крупных НИИ, КБ и заводах, занимающихся разработкой и производством ракетного вооружения, во многих регионах и республиках Советского Союза (в г.г. Москва, Киев, Харьков, Саратов, Омск, Томск, Красноярск, Ленинград, Днепропетровск, Оренбург, Иркутск).

Среди тех, кто закладывал основы военного контроля ракетной техники, создавал методологию военпредовской работы, были офицеры Трубачев П.Е., Липкин И.А., Журавлев И.М., Башта Н.В., Краснянский Н.М., Пожидаев В.Я., Иванов А.М., Белкин М.С., Полтавский А.С., Авдеев М.В., Мусин К.В., Соболев А.Ф., Соловьев К.Н., Юлиус И.И., Комиссаров Б.А., Марков В.Я., Шубин В.П., Балзовский П.Е., Владыко А.Ф., Левчук П.И., Шикин В.А., Бобчихин С.З., Коломийченко Е.И., Аржеников О.И., Киселев Ю.И., Полуновский Г.П. и др.

С развитием военного контроля в промышленности совершенствовалась организационно-штатная структура ВП. В 1986 вместо районных инженеров вводится институт уполномоченных заказывающих управлений Министерства обороны, устанавливаются новые должностные категории (начальник, заместитель начальника военного представительства, начальник группы, ведущий инженер, помощник ведущего инженера). Структура ВП формируется применительно к структуре НИИ, промышленных организаций с учетом номенклатуры и объемов военных заказов. Первыми уполномоченными в Ракетных войсках были полковники Горский Ю.Ф., Даценко Н.Н., Колос Н.М., Кулиев И.М., Захаров В.В., Славин В.А., Соловейчик В.Я., Осетров В.И.

Организационно-штатные мероприятия в военных представительствах позволили значительно улучшить их деятельность в проведении единой технической политики в промышленности при разработке и изготовлении военной техники, создать систему управления, обеспечивающую качество и надежность поставляемого ракетного вооружения, повысить персональную ответственность военпреда.

С января 2009, 42 ВП с их филиалами подчинены командующему РВСН, в том числе: 73 ВП МО, организовано в 1961, контролирует военную продукцию (электроприборы для ракетных комплексов) на ФГУП «Сибирские приборы и системы»; 90 ВП МО, организовано в 2008 на базе филиала 285 ВП МО, контролирует изготовление гироскопических приборов и систем на ФГУП «Звезда»; 141 ВП МО, организовано в 1960, контролирует изготовление составных частей для систем управления ракетных комплексов на ФГУП ПО «Корпус»; 346 ВП МО, организовано в 1950, контролирует военную продукцию (технологическое оборудование для РК) на ОАО «Брянский Арсенал»; 455 ВП МО, организовано в 1960, контролирует военную продукцию (корпуса двигательных установок, ТПК, ГО МБР) на ОАО «ЦНИИ специального машиностроения»; 582 ВП МО, организовано в 1961, контролирует военную продукцию (углеродистые теплозащитные материалы для МБР) на ФГУП «Графит»; Филиал 582 ВП МО, организован в 1983, контролирует материалы из углерода на ОАО «Новочеркасском электродном заводе», Филиал 582 ВП МО, организован в 1987, контролирует материалы из углерода на ОАО «Челябинский электродный завод»; 600 ВП МО, организовано в 1961, контролирует разработку и изготовление командных пунктов на ФГУП ЦКБ тяжелого машиностроения; 629 ВП МО, организовано в 1970, контролирует изготовление АБУ командных пунктов стационарного и железнодорожного базирования на Республиканском унитарном предприятии «Минский электромеханический завод»; 721 ВП МО, организовано в 1965, контролирует изготовление систем жизнеобеспечения и нейтрализации на ОАО «Орелтекмаш»; 749 ВП МО, организовано в 1961, контролирует изготовление резинотехнических изделий на АООТ «Уральский завод резинотехнических изделий»; 813 ВП МО, организовано в 1972, контролирует изготовление технологического оборудования для шахтных пусковых установок и командных пунктов на АО «Тяжмаш»; 975 ВП МО, организовано в 1961, контролирует разработку и изготовление приборов для систем управления ракетных комплексов на ФГУП «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. Академика Пилюгина В.А.»; 1083 ВП МО, организовано в 1961, контролирует разработку и изготовление аппаратуры систем боевого управления на ФГУП НПО «Импульс»; 1269 ВП МО, организовано в 1961, контролирует изготовление систем прицеливания РК на ОАО «Серпуховской завод Металлист»; 1351 ВП МО, организовано в 1961, контролирует разработку и изготовление систем автономного электроснабжения на ФГУП «Головное особое конструкторское бюро «Прожектор»; 1391 ВП МО, организовано в 1961, контролирует разработку и изготовление ракетных двигателей на твердом топливе на ФГУП Федеральный центр двойных технологий «Союз»; 1408 ВП МО, организовано в 1961, контролирует изготовление изделий из сложных эластомерных материалов для РК на ОАО «НИИ Эластомерных материалов и изделий»; Филиал 582 ВП МО, организован в 1986, контролирует изготовление резинотехнических изделий на ОАО «НИИ резиновых покрытий и изделий»; 1517 ВП МО, организовано в 1995, контролирует изготовление аппаратуры боевого управления на ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-Холдинг»; 1538 ВП МО, организовано в 1961, контролирует разработку и изготовление оборудования шахтных пусковых установок тяжёлого типа, систем охраны РК и ТО на ОАО «КБ специального машиностроения»; 1994 ВП МО, организовано в 1974, контролирует изготовление подвижных командных пунктов на ФГУП Краснодарский приборный завод «Каскад»; 2039 ВП МО, организовано в 2001, контролирует изготовление приборов электроснабжения на АО «Вяземский электромеханический завод»; 2253 ВП МО, организовано в 1964, контролирует разработку и изготовление шахтных пусковых установок легкого типа, технологического оборудования на ФГУП ОКБ «Вымпел»; 2340 ВП МО, организовано в 1962, контролирует изготовление систем боевого управления и средств радиоканалов боевого управления на ФГУП «Завод им. М.И. Калинина»; Филиал 2340 ВП МО, организован в 1994, контролирует изготовление систем боевого управления и средств радиоканалов боевого управления на ФГУП «Завод им. Калинина М.И.»; 2344 ВП МО, организовано в 1962, контролирует изготовление приборов на феррит-ферритовых изделиях на Заводе приборов и ферритов; 2462 ВП МО, организовано в 1963, контролирует разработку и изготовление оборудования стационарных КП, составных частей пусковых установок на ФГУП «Государственный Обуховский завод»; 2916 ВП МО, организовано в 1987, контролирует разработку и изготовление химических источников тока на ОАО «Литий-элемент»; 3146 ВП МО, организовано в 1977, контролирует изготовление систем охлаждения ПУ, КП на ЗАО «Русхол»; 3212 ВП МО, организовано в 1965, контролирует ремонт тепловозов на ЗАО «ЗЭТО»; 4007 ВП МО, организовано в 1965, контролирует изготовление химических источников тока на ЗАО «Курский завод «Аккумулятор»; 4021 ВП МО, организовано в 1965, контролирует разработку и изготовление систем электроснабжения на ОАО ХК «Электрозавод», ЗАО «Москабельмет», ОАО «ЦКБ Связи»; Филиал 4021 ВП МО, организован в 1965, контролирует изготовление аппаратуры связи на ОАО «Промсвязь»; 4040 ВП МО, организовано в 1993, контролирует изготовление приборов системы управления на ФГУ «Сосенский приборостроительный завод»; 4158 ВП МО, организовано в 1965, контролирует разработку и изготовление электротермических изделий на ОАО «ВНИИЭТО»; Филиал 4158 ВП МО, организован в 1965, контролирует изготовление ТЭН и блоков к ним на ООО «ОЗВНИИЭТО»; 4201 ВП МО, организовано в 1966, контролирует изготовление подвижных ж/д агрегатов на ФГУП ЦКБ «Транспортного машиностроения»; 4294 ВП МО, организовано в 1966, контролирует разработку и изготовление ракетных комплексов на ФГУП « НПО машиностроения»; 4360 ВП МО, организовано в 1965, контролирует изготовление антенно-мачтовых устройств, пусковых стартовых систем, агрегатов транспортно-пусковых контейнеров на ОАО «Ленинградский механический завод», ОАО «Электросила»; Филиал 4360 ВП МО, организован в 1965, контролирует изготовление регуляторов температуры, стартовых пневмощитков пневмоприводов теплообменника, аппаратов емкостей, опорных колец на ОАО «Старорусский приборостроительный завод», ФГУП «Завод химмаш РАН»; Филиал 4360 ВП МО, организован в 1965, контролирует ремонт тепловозов, гарантийный надзор на ЗАО «Русский локомотив»; 4371 ВП МО, организовано в 1966, контролирует разработку ракет на твердом топливе, агрегатов и систем подвижных и стационарных ракетных комплексов на ФГУП «Московский институт теплотехники»; 4791 ВП МО, организовано в 1968, контролирует разработку и изготовление двигательных установок ракет на ОАО «НПО Искра»; 4798 ВП МО, организовано в 1968, контролирует изготовление корпусов двигателей на твердом топливе, контейнеров СКП на ФГУП ПО «Авангард»; 4874 ВП МО, организовано в 1968, контролирует изготовление агрегатов и систем ПГРК и технологического оборудования РК на ЦКБ «Титан», ФГУП ПО «Баррикады»; Филиал 4874 ВП МО, организован в 1996, контролирует изготовление логических блоков и комплектующих элементов для систем управления ракетных комплексов на ОАО « Электронно-вычислительная техника»; 5341 ВП МО, организовано в 1971, контролирует изготовление твердотопливных ракет на ФГУП ПО «Воткинский завод»; 5361 ВП МО, организовано в 1965, контролирует изготовление РДТТ на ФГУП «Каменский химический комбинат»; 5560 ВП МО, организовано в 1965, контролирует изготовление агрегатов и систем для КП, газогенераторов бронекорпусов, бронеколпаков на ОАО «Машиностроительный завод ЗиО Подольск»; Филиал 5560 ВП МО, организовано в 1965, контролирует изготовление электроприводов на АООТ «Тулаэлектроприбор».

В современных условиях главной задачей военных представительств остается контроль качества ракетного вооружения на всех этапах его разработки, испытаний и серийного производства в целях обеспечения своевременного создания новых образцов ракетного вооружения, безусловно удовлетворяющих тактико-техническим требованиям Министерства обороны.

Нередко в интернете можно встретить дискуссию, относительно некоторых видов приемки, которые маркируются цифрами 5 или 9. На сайтах производителей некоторых видов продукции, в частности радиоэлектронной, указывается, что их изделия проходят проверку по требованиям, которые выставляет Министерство обороны. Попробуем разобраться и понять, приемка 5 что это и когда она применяется.

Что такое "военная" приемка и ее отличия от стандартной

Военная приемка – это налаженная система поддержания необходимого качества изделий, выпускаемых для военной сферы и частично для гражданской, если речь идет о продукции двойного назначения. Их основным потребителем и Генеральным Заказчиком является Министерство обороны РФ.

Для того чтобы обеспечить такую работу, на предприятиях, выпускающих определенную номенклатуру продукции, за счет финансирования МО создаются независимые от изготовителя представительства заказчика или направляются военные представители. Их деятельность регулируется специальным Положением, утвержденным постановлением Правительства № 804 от 11 августа 1995 года. При этом форма собственности или ведомственная подчиненность завода не имеет значения, важно лишь то, что данные заводы производят разработку, производство, поставку, а также утилизацию военной продукции.

Перечни контролируемых изделий составляются ежегодно на основании контрактов Государственного оборонного заказа, заключенных с предприятиями. Военной продукцией считается:

  • военная техника;
  • вооружение различных видов;
  • военно-техническое, а также другое имущество;
  • документация и продукция научно-технического характера;
  • работы, которые выполняются в интересах повышения обороноспособности государства.

Представитель заказчика (военпред) сопровождает весь процесс создания прибора или детали от составления технического задания до использования по назначению. Важен не только конечный результат, но и все промежуточные этапы по цепочке кооперации разных организаций: материалы, детали, узлы. Со стороны Минобороны контролируется соблюдение стандартов и технических условий, полнота проведения тестов и испытаний надежности, обоснованность цен и фактических затрат.

Все параметры продукта, порядок проведения приемки, упаковки, маркировки, отгрузки указан в технических условиях. Испытания, прописанные в технических условиях, проводятся заводом на собственном оборудовании и силами своих сотрудников. Если предприятие не способно обеспечить нужное качество товара, то военпред имеет право приостановить процесс проверки на неопределенный срок до выявления причин и устранения недостатков. Кроме того, представитель Минобороны контролирует заказы других ведомств (ФСБ, МВД, Роскосмос, МЧС, ФСО, Росатом) и принимает участие в мероприятиях, направленных на защиту государственной тайны.

Еще с советских времен отношение к продукции, выпускаемой по заказу МО, отличалось от обычной "гражданской". В первую очередь это касалось вопросов качества, долговечности и возможности переносить повышенные нагрузки разного рода. Поскольку многие вопросы, касающиеся "оборонки", были засекречены, то мнений о конкретной расшифровке тех или иных аббревиатур и цифровых индексов, великое множество. Откуда же взялась знаменитая приемка 5?

Многие комментаторы на специализированных форумах, в частности, утверждают, что в СССР сначала на особую приемку указывала цифра в звездочке, а позже – в ромбике:

  • 1 – стандартная проверка ОТК;
  • 2 – контроль ОТК с проведением дополнительных климатических испытаний;
  • 5 в квадрате – проверка ОТК для продукции, не прошедшей военную приемку;
  • 5 в ромбике – военная приемка (ВП);
  • 7 – то же, что и предыдущее, но с климатическими испытаниями;
  • 9 – ОС, что можно расшифровать, как "особая серия", или ОСМ ("особая серия малая"). Некоторые знатоки доказывают, что ОС свидетельствует об особой стабильности в функционировании. Этот вид проверки чаще всего привязывают к атомной промышленности.

По результатам климатических испытаний еще добавлялась соответствующая маркировка: В – всесезонное исполнение, У – умеренное, Т – тропическое, УХЛ – исполнение умеренно-холодное.

Все эти значки можно увидеть на некоторых старых полупроводниках, микросхемах или лампах для электроприборов. Для изделий, применяемых в изготовлении продукции МО, нередко применяется больший срок гарантии на бесперебойную работу, например, не менее пяти лет вместо стандартных трех. При этом, в ракетно-космической технике, наоборот, длительность работы может быть ниже, поскольку прибор вынужден действовать в условиях жесткого ионизационного излучения.

Обычно к традиционной приемке отделом технического контроля могут добавляться дополнительные испытания или технологические операции, направленные на стабилизацию определенных параметров выпускаемой продукции. Заказчик может в технической документации прописать особые требования к стандартным изделиям, выпускаемым заводом. Например, использовать не пластиковый корпус, а металлический или керамический, применять сапфировую подложку и золотые выводы, закачивать в полости азот, а не простой воздух. Границы допуска устанавливаются более узкие, отбор по качеству проводится очень жесткий. Чаще применяется сплошной контроль изделий, выборочный допустим только при некоторых испытаниях.

На веб-сайте предприятия "Завод ПРОТОН" указано, что приемку 5 или же военную приемку можно заказать с целью дополнительной гарантии высокого качества. Эти мероприятия предполагают, кроме межоперационного и финального контроля, еще и участие военного представителя, как независимого эксперта, при проведении особенно важных операций или ключевых этапов технологического процесса изготовления заказа, а также в оформлении документации.

Какие дополнительные требования предъявляются к военной продукции

Информации о конкретных дополнительных испытаниях, необходимых для военной приемки, немного, поэтому можно сделать вывод, что этот перечень формируется заказчиком и изготовителем, исходя из типа, назначения и предполагаемого места эксплуатации изделия. Например, приборостроительная фирма "Дюпан", основной продукцией которой являются панели управления для специальной техники, в разделе "Приемка 5. Военная приемка" указывают такие качества своего продукта, как устойчивость к ряду неблагоприятных условий работы:

  • акустическому шуму;
  • синусоидальной вибрации;
  • многократным механическим ударам с ускорением;
  • низкому атмосферному давлению, в частности при авиаперелетах;
  • осадкам (снег, дождь, град), в том числе конденсированным (роса, иней);
  • перепадам температуры в пределах от -70 градусов до +100 градусов;
  • кратковременному нагреву до 600 градусов;
  • воздействию пыли, песка, морского (солевого) тумана;
  • агрессивным средам (аммиак, сероводород, сернистый газ);
  • охлаждающим жидкостям (антифриз), горюче-смазочным материалам.

При этом на самом сайте компании указывается, что по приемке 5 комплектуется специальная техника, а военная приемка выделена отдельно. Сроки гарантий варьируются очень сильно: от стандартного 1 года, до 6 лет по заказу покупателей, и даже до 12 лет для военно-промышленного комплекса.

Хотя некоторые специалисты указывают, что зачастую военная приемка не предполагает каких-либо специальных испытаний, а заключается в том, что на всех этапах изготовления продукции ее производство контролируется специально прикомандированным к предприятию военным представителем. Так, в частности, в официальном издании федерального агентства по метрологии и техническому регулированию относительно приемки и контроля качества интерактивных электронных ремонтных и эксплуатационных документов есть нормы, регулирующие отношения производителя и Министерства обороны.

В частности, в нескольких примечаниях указано, что при разработке технологического продукта по заказу МО во всех процессах, связанных с контролем качества, должны участвовать военные представители, если это входит в их служебные полномочия. В других случаях их обязанности и права определяются специальным протоколом, включаемым в общую контрактную документацию и подписанным заказчиком и поставщиком. Кроме того, сотрудник военного представительства МО обязательно согласовывает протокол первой проверки, а вторая проверка вообще проводится военпредами или организациями, которые уполномочены оборонным ведомством.

В связи с применением более качественных и прочных материалов, проведением дополнительных тестов, практикой мелкосерийного производства, стоимость изделий для ВПК часто намного превышает цену на гражданские товары того же типа.

Чтобы не допустить необоснованного повышения цен, военпреды или службы заказчика следят за всеми аспектами создания продукта, учитывая нормы трудозатрат, количество человеко-часов, нужных для их разработки и производства, стоимость использованных ресурсов.