Презентация к уроку литературы на тему "Акмеизм как литературное направление. Мир образов Николая Гумилева". Акмеизм в русской литературе Презентация на тему кто такие акмеисты

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма Подготовила учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории Страхова Ирина Александровна, МБОУ «Полянская средняя общеобразовательная школа» Спасского района РТ

2 слайд

Описание слайда:

Цели: дать понятие об акмеизме; выделить основные черты его поэтики; дать краткую хар-ку творчества поэтов-акмеистов.

3 слайд

Описание слайда:

«Свита делает короля» Два крупнейших поэта акмеизма А.Ахматова и О.Мандельштам уже к середине 1910-х годов вышли за пределы этой школы, а Г.Иванов и Г.Адамович наиболее полно отвечали требованиям акмеизма А.Ахматова О.Мандельштам Г.Иванов, Г.Адамович

4 слайд

Описание слайда:

Акмеизм модернистское течение (от греч. akme острие, вершина, высшая степень, ярко выраженное качество), декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.

5 слайд

Описание слайда:

Начало творческого пути Молодые поэты, будущие акмеисты, были близки к символизму, посещали «ивановские среды» на петербургской квартире (в «башне») Вяч. Иванова. Здесь велось обучение молодых поэтов стихосложению. В октябре 1911 года они основали новое литературное объединение «Цех поэтов». «Цех» был школой профессионального мастерства, а руководителями его стали молодые поэты Н.Гумилёв и С.Городецкий Н.Гумилёв С.Городецкий, 1910

6 слайд

Описание слайда:

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма Зачинателем этого своеобразного «цеха» поэтов явился сам Пушкин. Выступая как верный последователь дела Петра Великого, Пушкин чуть ли не в каждом стихе свидетельствует о глубочайшем знании и тончайшем понимании национальной поэтической стихии каждого народа. Пушкинское чудо не могло осуществиться без сильного толчка господствующей культуры того времени, т. е. французской культуры. Не являются ли Вольтер и даже Парни, не говоря уже о Мольере, Расине, Корнеле, Франсуа Вийоне, безымянных авторах народных эпических песен, творческими возбудителями Пушкина наравне с Державиным и Батюшковым или со сказками и легендами русского фольклора? Модернисты открывают новую Европу; их привлекает особенно Франция, но они также восприимчивы к зову Африки и Азии, древних исторических и даже доисторических времен.

7 слайд

Описание слайда:

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма В первом сборнике стихов «Путь конквистадоров» Гумилёву не удается скрыть свою зависимость от тех поэтов, которые слишком явно влияют на его манеру: Брюсова и Бальмонта среди русских, а среди французов поэтов, сгруппированных вокруг «Современного Парнаса», в особенности Ш. Леконта де Лиль и Ж. М. Эредиа. Сам образ конквистадора возник, должно быть, в его уме, когда он увидел портрет Эредиа, одного из его тогдашних самых любимых поэтов, в роскошных бутафорских доспехах конквистадора. Критики не раз отмечали, что как поэт Гумилёв выступал под маской. И я в родне гиппопотама: Одет в броню моих святынь, Иду торжественно и прямо Без страха посреди пустынь. Эти стихи из «Разных стихотворений» Теофиля Готье, мастерски переведенные Гумилёвым, могли бы послужить эпиграфом ко всей его жизни.

8 слайд

Описание слайда:

Объединение акмеистов Просуществовало около 2-х лет (1913-1914). В него вошли также А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Зенкевич, В.Нарбут и др. В статье «Наследие символизма и акмеизм» Гумилёв критиковал символизм за мистицизм, за увлечение «областью неведомого». В статье провозглашалась «самоценность каждого явления»

9 слайд

Описание слайда:

Акмеизм - адамизм Такое истолкование подразумевало «мужественно твёрдый и ясный взгляд на жизнь». Просторен мир и многозвучен, И многозвучней радуг он, И вот Адаму мир поручен, Изобретателю имён. Назвать, узнать, сорвать покровы И праздных тайн, и ветхой мглы – Вот первый подвиг. Подвиг новый – Живой земле пропеть хвалы. (С. Городецкий «Адам»)

10 слайд

Описание слайда:

Требования акмеизма Он верит в вес, он чтит пространство, Он нежно любит матерьял, Он вещества не укорял За медленность и постоянство. Строфы послушную квадригу Он любит – буйно разогнав – Остановить. И в том он прав, Что в вечности покорен мигу. (1913, С.Городецкий О. Мандельштаму) Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в её конкретно-чувственных проявлениях. Туманности и намёкам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, чёткость композиции.

11 слайд

Описание слайда:

Герой Гумилёва Это путешественник, конквистадор, человек сильной воли. В стихотворениях поэта – романтические мотивы, географическая и историческая экзотика. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озёр. (1907, «Жираф») Н.С. Гумилёв (1886-1921)

Слайд 2

Акмеизм (от греч. akme - высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) - одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.

Слайд 3

Преодолевая пристрастие символистов к «сверхреальному», многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, акмеисты стремились к чувственной пластически-вещной ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Их «земная» поэзия склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности. Акмеисты, пришедшие на смену символистам, не имели детально разработанной философско-эстетической программы. Но если в поэзии символизма определяющим фактором являлась мимолетность, сиюминутность бытия, некая тайна, покрытая ореолом мистики, то в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Туманная зыбкость и нечеткость символов заменялась точными словесными образами. Слово, по мнению акмеистов должно было приобрести свой изначальный смысл.

Слайд 4

Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам. Если символисты в своем творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты - на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Тяготение к трехмерному миру выразилось в увлечении акмеистов предметностью: красочная, порой экзотическая деталь могла использоваться с чисто живописной целью. То есть «преодоление» символизма происходило не столько в сфере общих идей, сколько в области поэтической стилистики. В этом смысле акмеизм был столь же концептуален, как и символизм, и в этом отношении они, несомненно, находятся в преемственной связи.

Слайд 5

В сравнении с другими поэтическими направлениями русского Серебряного века акмеизм по многим признакам видится явлением маргинальным. В других европейских литературах аналогов ему нет (чего нельзя сказать, к примеру, о символизме и футуризме); тем удивительнее кажутся слова Блока, литературного оппонента Гумилева, заявившего, что акмеизм явился всего лишь «привозной заграничной штучкой». Ведь именно акмеизм оказался чрезвычайно плодотворным для русской литературы. Ахматовой и Мандельштаму удалось оставить после себя «вечные слова». Гумилев предстает в своих стихах одной из ярчайших личностей жестокого времени революций и мировых войн. И сегодня, почти столетие спустя, интерес к акмеизму сохранился в основном потому, что с ним связано творчество этих выдающихся поэтов, оказавших значительное влияние на судьбу русской поэзии XX века.

Слайд 6

Основные принципы акмеизма: - освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; - отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; - стремление придать слову определенное, точное значение; - предметность и четкость образов, отточенность деталей; - обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; - поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала; - перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Слайд 7

Представители Поэты-акмеисты: Гумилев Николай Анна Ахматова Городецкий Сергей Зенкевич Михаил Иванов Георгий Кривич Валентин Лозинский Михаил Мандельштам Осип Нарбут Владимир Шилейко Владимир.

Слайд 8

Анна Ахматова Анна Ахматова (псевдоним Горенко Анны Андреевны; 1889-1966) первое стихотворение, по ее признанию, написала в 11 лет, в печати впервые выступила в 1907 году. Ее первый поэтический сборник «Вечер» вышел в 1912 году. Анна Ахматова принадлежала к группе акмеистов, но поэзия ее, драматически напряженная, психологически углубленная, предельно лаконичная, чуждая самоценного эстетства, в сущности своей не совпадала с программными установками акмеизма. Очевидна связь поэзии Ахматовой с традициями русской классической лирики, прежде всего пушкинской. Из современных поэтов ближе всех ей был И. Анненский и А. Блок.

Слайд 9

Творческая деятельность Анны Ахматовой длилась почти шесть десятилетий. За это время ее поэзия пережила определенную эволюцию, сохраняя при этом довольно устойчивые эстетические принципы, сформировавшиеся еще в первое десятилетие творческого пути. Но при всем том у поздней Ахматовой несомненно стремление выйти за пределы того круга тем и идей, которые присутствуют в ранней лирике, что особенно ярко выразилось в стихотворном цикле «Ветер войны» (1941-1945), в «Поэме без героя» (1940-1962). Говоря о своих стихах, Анна Ахматова утверждала: «Для меня в них - связь с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

Слайд 10

Сергей Городецкий Сергей Митрофанович Городецкий (1884-1967). Отец - действительный статский советник и литератор, автор трудов по археологии и фольклору. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета, где подружился в 1903 с А. Блоком, стал писать стихи под сильным влиянием его поэтики; занимался также живописью. За причастность к революционному движению в 1907 некоторое время сидел в тюрьме «Кресты». Интерес к фольклору, в частности - детскому, доставшийся ему в наследство от отца, сыграл решающую роль в обретении поэтом собственного поэтического голоса. Литературная судьба Городецкого решилась в один вечер в январе 1906, когда он прочел на «башне» Вяч. Иванова в присутствии В. Брюсова стихи, вошедшие затем в его первую книгу «Ярь» (1907; вышла в конце 1906).

Слайд 11

«Ярь» пользовалась исключительным успехом у читателя, вызвала восторженные отклики в критике, пленившейся молодой силой стилизованных «языческих» песен. Яркий дебют затруднил дальнейшее литературное развитие Городецкого: он то пытался закрепить образ поэта-дикаря, бесхитростного пантеиста, упоенного молодостью и чувственными радостями жизни, то делал попытки расширить диапазон своего творчества, сломать стереотипы читательских представлений. В сборнике «Перун» (1907) буйной стихии Ярилы противостоит современный человек, «городские дети, чахлые цветы». Но ни один из последующих сборников не достиг ни уровня, ни успеха «Яри»: «Дикая воля» (1908), «Русь» (1910), «Ива» (1914) прошли почти незамеченными.

Слайд 12

Желание вернуться на единожды покоренную вершину заставляет Городецкого судорожно метаться, искать новых путей, перебегая из одного литературного лагеря в другой, зачастую - противоположный по эстетическим устремлениям. За семь лет он становился экстремистом почти всех литературных направлений: от «мистического анархизма» и акмеизма (программно-акмеистический сборник «Цветущий посох») до созданного им для «весеннего братика» С. Есенина кружка народных писателей «Краса». Но ничего более значительного, нежели «Ярь», Городецкому создать не удалось.

Слайд 13

Михаил Зенкевич Михаил Александрович Зенкевич (1891-1973). Учился в саратовской гимназии, был взят под надзор полиции за связь с большевиками. В Петербурге в 1915 окончил юридический факультет, слушал лекции по философии в Берлине. Печататься начал в саратовском журнале как автор политических стихов. В 1908 в столичных журналах «Весна» и «Образование», а потом и в «Аполлоне» появляются его «вычурные, но образные» стихи, после чего Н. Гумилев привлекает его в только что созданный «Цех поэтов». Одна из первых книг, вышедших под маркой этого кружка, - «Дикая порфира» (1912) М. Зенкевича. Выбранные в качестве заглавия слова Баратынского из стихотворения «Последняя смерть» проясняли пафос «первобытных» стихов М. Зенкевича, с их пророчествами грядущей космической катастрофы, возвращением к первоначальному хаосу, когда земля отомстит оскорбившему ее человеку.

Слайд 14

Натурфилософские и естественнонаучные темы сборника сближали его с другим поэтом «левого фланга акмеизма» - В. Нарбутом. Собратья по цеху приветствовали «адамизм» «вольного охотника» и его приверженность «земле»; Брюсов сдержанно отметил «научность»; Вячеслав Иванов, глубже других понявший смысл «геологических и палеонтологических картин», написал: «Зенкевич пленился материей, и ей ужаснулся». Увлечение материальной природой и откровенными физиологическими описаниями, намеренный антиэстетизм, приводили к тому, что последующие произведения М. Зенкевича не всегда могли быть пропущены цензурой, а сам автор порой отказы вался от их публичного чтения. Так же со временем все больше переключался на переводческую работу.

Слайд 15

Георгий Иванов Георгий Владимирович Иванов (1894-1958) родился 29 октября в Ковенской губернии в небогатой дворянской семье. Детство провел в имении Студенки, на границе с Польшей. Начальное образование получил на дому, а затем поступил на службу в кадетский полк. Там же и начал писать первые стихи. Впервые стихи Иванова появились в литературных журналах («Аполлон», «Современник» и др.) в 1910 году. Осенью 1911 года создается акмеистический «Цех поэтов», в который, в начале следующего года, вступает Г. Иванов.

Слайд 16

В 1912 выходит первая книга стихов - «Отплытие на остров Цитеру», затем появляются сборники: «Граница» (1914), «Памятник славы» (1915), «Вереск» (1916), «Сады» (1921), «Лампада» (1922). В ранних стихах проявляются мотивы усталости, разочарования и др. В 1927 участвует в обществе «Зеленая лампа», являясь его бессменным председателем. Печатается в различных изданиях («Новый дом», «Числа», «Круг» и др.), став к тому времени одним из крупнейших поэтов русской эмиграции. В 1930 публикуется сборник стихов «Розы». В годы эмиграции выступает как прозаик: мемуары «Петербургские зимы» (1928, Париж), «Третий Рим» (1929, незаконченный роман).

Слайд 17

Валентин Кривич Валентин Иннокентиевич Кривич (настоящая фамилия Анненский) (1880-1936) - сын поэта Иннокентия Федоровича Анненского, юрист по образованию, служил чиновником в Петербурге, почти всю жизнь прожил в Царском Селе. Дебютировал в 1902 году в «Литературно-художественном сборнике», далее иногда печатал в столичных журналах стихи и литературные рецензии. Единственный сборник стихотворений «Цветотравы» (1912) в рукописи успел прочитать и отрецензировать Ин. Анненский (отец поэта), отметив «верный вкус» и «некоторую согбенность» в тоне, родственные его собственной лирике, но гораздо большее влияние оказывали на творчество В. Кривича И. Бунин и А. Блок. После смерти отца он занимался разборкой его архива и публикацией творческого наследия Ин. Анненского к печати, написал работу «И. Анненский по семейным воспоминаниям». Наиболее значительные стихи созданы им в 20-е годы и по большей части остались неопубликованными.

Слайд 18

Осип Мандельштам Осип Эмильевич Мандельштам (1891-1938) впервые выступил в печати в 1908 году. Мандельштам входил в число основателей акмеизма, но занимал в акмеизме особое место. Большинство стихов дореволюционного периода вошло в сборник «Камень» (первое издание - 1913 год, второе, расширенное - 1916). Ранний Мандельштам (до 1912 года) тяготеет к темам и образам символистов. Акмеистические тенденции наиболее отчетливо проявились в его стихах о мировой культуре и архитектуре прошлого («Айя-София», «Notre-Dame», «Адмиралтейство» и другие). Мандельштам проявил себя как мастер воссоздания исторического колорита эпохи («Петербургские строфы», «Домби и сын», «Декабрист» и другие). В годы первой мировой войны поэт пишет антивоенные стихи («Зверинец», 1916).

Слайд 19

В стихах, написанных в годы революции и гражданской войны, отразилась трудность художественного осмысления поэтом новой действительности. Несмотря на идейные колебания, Мандельштам искал пути творческого участия в новой жизни. Об этом свидетельствуют его стихи 20-х годов. Новые черты поэзии Мандельштама выявляются в его лирике 30-х годов: тяготение к широким обобщениям, к образам, воплощающим силы «чернозема» (цикл «Стихи 1930-1937 гг.»). Значительное место в творчестве Мандельштама занимают статьи о поэзии. Наиболее полно изложение эстетических взглядов поэта было помещено в трактате «Разговор о Данте» .

Слайд 20

Николай Гумилев Гумилев Николай Степанович (1886-1921), русский поэт. В 1910-е гг. один из ведущих представителей акмеизма. Для стихов характерны апология «сильного человека» - воина и поэта, декоративность, изысканность поэтического языка (сборники «Романтические цветы», 1908, «Костер», 1918, «Огненный столп», 1921). Переводы. Расстрелян как участник контрреволюционного заговора; в 1991 дело в отношении Гумилева прекращено за отсутствием состава преступления.

Слайд 21

Объявив новое направление - акмеизм - наследником символизма, закончившего «свой путь развития», Гумилев призывал поэтов вернуться к «вещности» окружающего мира (статья «Наследие символизма и акмеизм», 1913). Первым акмеистическим произведением Гумилева считается поэма «Блудный сын», включенная в его сборник «Чужое небо» (1912). Критика отмечала виртуозное владение формой: по словам Брюсова, значение стихов Гумилева «гораздо больше в том, как он говорит, нежели в том, что он говорит». Следующий сборник «Колчан» (1916), драматическая сказка «Дитя Аллаха» и драматическая поэма «Гондла» (обе 1917) свидетельствуют об усилении в творчестве Гумилева повествовательного начала.

Слайд 22

Идея такого нового направления в литературе впервые была высказана Михаилом Кузминым (1872-1936) в его статье “О прекрасной ясности” (1910). В ней были изложены все основные постулаты будущих акмеистов. Собственно акмеистическое движение возникло в 1913 году на почве авторского объединения “Цех поэтов”. Первые манифесты акмеизма появились в журнале “Аполлон” (модернистском литературном журнале начала века) в январе. В своей статье “Наследие символизма и акмеизм” Гумилев подверг символистов сильной критике; Сергей Городецкий в статье “Некоторые течения в современной русской литературе” высказывался еще более резко, декларируя катастрофу символизма. Но тем не менее многие акмеисты все же тяготели к поэзии Бальмонта, Брюсова или Блока, хотя своими Учителями считали Иннокентия Анненского и Михаила Кузмина. И хотя акмеисты, как объединение просуществовали недолго, всего 2 года, они, без сомнения, внесли огромный вклад в русскую литературу.

Посмотреть все слайды

Слайд 1

МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области
Акмеизм как литературное течение 11 класс

Слайд 2

Цели:
познакомить обучающихся с понятием «акмеизм»; выделить основные черты его поэтики; показать значение акмеизма для развития русской литературы XX века.

Слайд 3

Акмеизм (от греч. akme - высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё)
Назвать, узнать, сорвать покровы И праздных тайн, и ветхой мглы – Вот первый подвиг. Подвиг новый – Живой земле пропеть хвалы. С. Городецкий
Ещё не раз Вы вспомните меня И весь мой мир, волнующий и странный… Н.Гумилёв

Слайд 4

Акмеизм (1912 – 1913). Понятие
Акмеизм – модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.
Как литературное направление акмеизм просуществовал около двух лет. В феврале 1914 г. произошел его раскол.
В других европейских литературах аналогов акмеизму нет

Слайд 5

Предпосылки
«Преодоление» символизма
Преемственная связь с символизмом
«Бунт» на «Башне» В. Иванова

Слайд 6

История возникновения
«Башня» В. Иванова
«Цех Поэтов» 1911
Акмеизм 1912

Слайд 7

Знаменитая «Башня» Вячеслава Иванова

Слайд 8

Осенью 1911 года в поэтическом салоне Вячеслава Иванова, знаменитой «Башне», где собиралось поэтическое общество и проходило чтение и обсуждение стихов, вспыхнул «бунт». Несколько талантливых молодых поэтов демонстративно ушли с очередного заседания «Академии стиха», возмущенные уничижительной критикой в свой адрес «мэтров» символизма.
На «Башне»

Слайд 9

Истоки акмеизма
В 1910 г. М. Кузмин выступил в журнале «Аполлон» со статьей «О прекрасной ясности», предвосхитившей появление деклараций акмеизма. К моменту написания статьи Кузмин был уже зрелым человеком, имел за плечами опыт сотрудничества в символистской периодике. Потусторонним и туманным откровениям символистов, «непонятному и темному в искусстве» Кузмин противопоставил «прекрасную ясность», «кларизм» (от греч. clarus - ясность).
М. Кузмин (1872 – 1936)

Слайд 10

Теоретическое самоопределение
1913 год статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» статья С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии»
Они были опубликованы в журнале «Аполлон» (1913), издававшемся под редакцией С. Маковского.

Слайд 11

Из статьи Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм»:
«На смену символизму идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова akme - высшая степень чего-либо, цветущая пора) или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме. Однако, чтобы это течение утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемником предшествующего, надо чтобы оно приняло его наследство и ответило на все поставленные им вопросы. Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом».

Слайд 12

Из статьи С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии»
С. Городецкий считал, что «символизм… заполнив мир «соответствиями», обратил его в фантом, важный лишь постольку, поскольку он… просвечивает иными мирами, и умалил его высокую самоценность. У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще».

Слайд 13

С. Маковский (1877 – 1962)
Журнал «Аполлон» (обложка)

Слайд 14

Основное свойство
реалистический взгляд на вещи
В основе эстетики
слово должно приобрести свой изначальный смысл

Слайд 15

Основные принципы акмеизма:
освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; стремление придать слову определенное, точное значение; предметность и четкость образов, отточенность деталей; обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала; перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Слайд 16

«Цех поэтов» был основан в октябре 1911 года в Петербурге
Возглавляли группу Н. Гумилев и С. Городецкий. В состав группы входили также А. Ахматова, Г. Адамович, К. Вагинов, М. Зенкевич, Г. Иванов, В. Лозинский, О. Мандельштам, В. Нарбут, И. Одоевцева, О. Оцуп, В. Рождественский. «Цех» издавал журнал «Гиперборей».

Слайд 17

Из широкого круга участников «Цеха» в начале 1910-х годов (около 1911–1912) выделилась более узкая и эстетически более сплоченная группа поэтов, которые стали именовать себя акмеистами. В состав группы входили Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут (другие участники "Цеха", среди них Г. Адамович, Г. Иванов, М. Лозинский, составляли периферию течения).
На заседаниях «Цеха», в отличие от собраний символистов, решались конкретные вопросы: «Цех» являлся школой овладения поэтическим мастерством, профессиональным объединением.

Слайд 18

Акмеисты
А. Ахматова (1889 – 1966)
Н.Гумилёв (1886 – 1921)
О.Мандельштам (1891 – 1937)

Слайд 19

Акмеисты (адамисты)
С. Городецкий (1884 – 1967)
М. Зенкевич (1886 – 1973)
В. Нарбут (1888 – 1938)

Слайд 20

Акмеизм как литературное направление объединил исключительно одаренных поэтов - Гумилева, Ахматову, Мандельштама, становление творческих индивидуальностей которых проходило в атмосфере «Цеха поэтов». История акмеизма может быть рассмотрена как своеобразный диалог между этими тремя выдающимися его представителями. Вместе с тем от «чистого» акмеизма вышеназванных поэтов существенно отличался адамизм Городецкого, Зенкевича и Нарбута, которые составили натуралистическое крыло течения. Отличие адамистов от триады Гумилев - Ахматова - Мандельштам неоднократно отмечалось в критике.

Слайд 21

Судьба поэтов
Творческие судьбы поэтов, так или иначе связанных с акмеизмом, сложились по-разному: Н. Клюев впоследствии заявил о своей непричастности к деятельности содружества; Г. Иванов и Г. Адамович продолжили и развили многие принципы акмеизма в эмиграции; на В. Хлебникова акмеизм не оказал сколько-нибудь заметного влияния. В советское время поэтической манере акмеистов (преимущественно Н. Гумилева) подражали Н. Тихонов, Э. Багрицкий, И. Сельвинский, М. Светлов.

Слайд 22

Значение
Акмеизм оказался чрезвычайно плодотворным для русской литературы. Ахматовой и Мандельштаму удалось оставить после себя «вечные слова». Гумилев предстает в своих стихах одной из ярчайших личностей жестокого времени революций и мировых войн. И сегодня, столетие спустя, интерес к акмеизму сохранился в основном потому, что с ним связано творчество этих выдающихся поэтов, оказавших значительное влияние на судьбу русской поэзии XX века.

Слайд 23

Источники
Журнал «Литература в школе» №3, 2002 год, стр.30 – 32 Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс, - Москва «ВАКО», 2009 http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://www.licey.net/lit/poet20/acmeizm http://slova.org.ru/n/akmeizm/ http://encyclopaedia.biga.ru/enc/culture/AKMEIZM.html Все фото и иллюстрации с сайта: http://images.yandex.ru/


























1 из 25

Презентация на тему: Акмеизм - литературное направление России

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Словарь: акмеизм – модернистское течение (высшая степень, вершина, цветущая пора) - возникшее в начале ХХ века в России, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, а не символического смысла. Н. Гумилёв: «Провозглашаю самоценность явлений жизни…» Романтика и героика – основа мироощущения поэта. А. Ахматова: «Обыденная деталь - значимая?» Глубина психологизма достигается с помощью детали, которая становится знаком обострённого чувства. Й. Мандельштам: «Чёткие ритмы с мужественным напором приблизились к разговорному языку и задушевной интонации».

№ слайда 5

Описание слайда:

Цель: конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, отвержение туманности символизма. Течение направлено на возрождение у человека жажды жизни, возвращение ощущения её красоты. Экзотические темы, любовь, природа, душевные переживания человека. Внимание к слову. Детализация описания. Стремление придать слову предельно точное, ясное значение. Основные художественные средства: метафоры, оксюморон для яркого, мажорного изображения реальности и придания более ёмкого смысла детали. Особенности акмеизма

№ слайда 6

Описание слайда:

Зарождение новой поэзии… Термин «акмеизм» был предложен в 1912 году Н. Гумилевым и С. М. Городецким., который расценивает борьбу между символизмом и акмеизмом как борьбу «за этот мир, звучащий, красочный, имеющий форму, вес и время, за нашу планету Землю». В 1911 г. основано объединение «Цех поэтов», руководителями которого стали Николай Гумилев и Сергей Городецкий. Осенью 1912 г. было принято решение о создании нового поэтического течения – акмеизма.

№ слайда 7

Описание слайда:

Акмеизм насчитывал шесть наиболее активных участников движения: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут. Ахматова Анна Андреевна (1889-1966) Мандельштам Осип Эмильевич (1891-1938) Гумилёв Николай Степанович (1886-1921) Городецкий Сергей Митрофанович (1884-1967)

№ слайда 8

Описание слайда:

Наследие акмеистов Н. С. Гумилёв -«Наследие символизма и акмеизм» (1913) С. М. Городецкий - «Некоторые течения в современной русской поэзии» (1913) О. Э. Мандельштам - статья «Утро акмеизма» (1913) Важной особенностью поэзии акмеистов являются твёрдые нравственные ориентиры, установка на традиционные общечеловеческие ценности: веру, честь, совесть, долг, добро, любовь. Проверь себя! - Кто на фотографиях?

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Музыка Городецкого Сергея Митрофановича Городецкий родился 5 января 1884 года в Петербурге. В 1902 году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Увлеченно изучал славянские языки, историю искусств, русскую литературу, рисовал. Писать стихи начал с детства. Первая книга "Ярь" (конец 1906) отразила интерес поэта к народному творчеству, к воспроизведению древней славянской мифологии в близких современной литературе формах и принесла ему известность. Эту тематику продолжает второй сборник стихов "Перун" (1907), встреченный уже не так восторженно. Как я любил тебя, родная, Моя Россия, мать свобод, Когда, под плетью изнывая, Молчал великий твой народ. В какой слепой и дикой вере Ждал воскресенья твоего! И вот всех тюрем пали двери, Твое я вижу торжество. Ты в праздник так же величава, Как прежде в рабской нищете, Когда и честь твоя и слава Распяты были на кресте. Россия

№ слайда 11

Описание слайда:

В стихах акмеистов можно было услышать… (Продолжение стихотворения) О вечном мире всей вселенной, О воле, братстве и любви Запела ты самозабвенно Народам, гибнущим в крови. Как солнце всходит от востока, Так от тебя несется весть, Что есть конец войне жестокой, Живая правда в людях есть. И близок день прекрасней рая, Когда враги, когда друзья, Как цепи, фронты разрывая, Воскликнут: "Истина твоя!" Как я люблю тебя, Россия, Когда над миром твой народ Скрижали поднял огневые, Скрижали вечные свобод. Одна из заслуг С. Городецкого - введение в русскую литературу детского фольклора. В 1910-1920-х годах он писал много книг для детей, собирал детские рисунки, вынашивал планы создания своей детской газеты. В 1945 г. Городецкий перенес тяжелую потерю - смерть верного друга и соратника всей творческой жизни, жены Анны Алексеевны Городецкой (Нимфы), которой посвятил стихотворение "Послесловие" (1947). В 1956 году после долгого перерыва в центральной печати вновь появилось имя Городецкого, вышла книга избранных произведений. Умер Городецкий в июне 1967 г. на 84-м году жизни.

№ слайда 12

Описание слайда:

Музыка Осипа Мандельштама… «Для акмеистов сознательный смысл слова… Такая же прекрасная форма, как музыка для символистов… Любите существовавшие вещи и свое бытие больше самих себя- вот высшая заповедь акмеизма… Средневековье дорого нам потому, что оно никогда не смешивало различных планов и к потустороннему относилось с огромной сдержанностью». Осип Мандельштам

№ слайда 13

Описание слайда:

Музыка Осипа Мандельштама Родился 3 января 1891г. в Варшаве в семье мастера-кожевенника, мелкого торговца. Через год семья поселяется в Павловске, затем в 1897 переезжает на жительство в Петербург. Здесь заканчивает одно из лучших петербургских учебных заведений - Тенишевское коммерческое училище, давшее ему прочные знания в гуманитарных науках, отсюда началось его увлечение поэзией. В 1907 году Мандельштам уезжает в Париж, слушает лекции в Сорбонне, знакомится с Н. Гумилевым… Ленинград Я вернулся в мой город, знакомый до слез, До прожилок, до детских припухлых желез. Ты вернулся сюда, так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей, Узнавай же скорее декабрьский денек, Где к зловещему дегтю подмешан желток. Петербург! я еще не хочу умирать! У тебя телефонов моих номера. Ленинград! У меня еще есть адреса, По которым найду мертвецов голоса. Я на лестнице черной живу, и в висок Ударяет мне вырванный с мясом звонок, И всю ночь напролет жду гостей дорогих, Шевеля кандалами цепочек дверных. 1930 г.

№ слайда 14

Описание слайда:

Интерес к литературе, истории, философии приводит его в Гейдельбергский университет. Литературный дебют Мандельштама состоялся в 1910, когда в журнале «Аполлон» были напечатаны его пять стихотворений. В эти годы он увлекается идеями и творчеством поэтов-символистов. Осенью 1933 пишет стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны...», за которое в мае 1934 был арестован. Только защита Бухарина смягчила приговор - выслали в Чердынь-на-Каме, где пробыл две недели, заболел, попал в больницу. Был отправлен в Воронеж, где работал в газетах и журналах, на радио. Этапом был отправлен на Дальний Восток. В пересыльном лагере на Второй речке (теперь в черте Владивостока) 27 декабря 1938 г. О. Мандельштам умер в больничном бараке в лагере. Жена поэта Надежда Мандельштам и некоторые испытанные друзья поэта сохранили его стихи, которые в 1960-е появилась возможность опубликовать. Ни о чем не нужно говорить, Ничему не следует учить, И печальна так и хороша Темная звериная душа: Ничему не хочет научить, Не умеет вовсе говорить И плывет дельфином молодым По седым пучинам мировым.

№ слайда 15

Описание слайда:

Музыка Анны Ахматовой… Анна Андреевна Ахматова родилась на юге России, в Одессе 11 июня 1889 года в семье Горенко. Спустя два года супруги Горенко переехали в Царское Село, где Аня училась в Мариинской гимназии. Она прекрасно владела французским, читала в подлиннике Данте. Со своим будущим мужем поэтом Николаем Гумилевым Аня Горенко познакомилась еще четырнадцатилетней девочкой. Позже между ними возникла переписка, а в 1909 году Анна приняла официальное предложение Гумилева стать его женой. 25 апреля 1910 года они обвенчались в Николаевской церкви села Никольская слобода под Киевом. После венчания молодые отправились в свадебное путешествие, пробыв в Париже всю весну. С 1910-х годов началась активная литературная деятельность Ахматовой. В это время начинающая поэтесса познакомилась с Блоком, Бальмонтом, Маяковским. Свое первое стихотворение под псевдонимом Анна Ахматова она опубликовала в двадцатилетнем возрасте, а в 1912 году вышел первый сборник стихов "Вечер".

№ слайда 16

Описание слайда:

Пленник чужой! Мне чужого не надо, Я и своиx-то устала считать. Так отчего же такая отрада Эти вишневые видеть уста? Пусть он меня и xулит и бесславит, Слышу в словаx его сдавленный стон. Нет, он меня никогда не заставит Думать, что страстно в другую влюблен. И никогда не поверю, что можно После небесной и тайной любви Снова смеяться и плакать тревожно И проклинать поцелуи мои. 1917 г. Музыка Анны Ахматовой… В марте Анна Андреевна проводила Николая Гумилева за границу, где тот служил в Русском экспедиционном корпусе. А уже в следующем 1918 году, когда он вернулся из Лондона, между супругами произошел разрыв. Осенью того же года Ахматова вышла замуж за В. К. Шилейко, ученого и переводчика клинописных текстов. Октябрьскую революцию поэтесса не приняла. Ибо, как она писала, «все расхищено, продано…»

№ слайда 17

Описание слайда:

Музыка Анны Ахматовой… Декабрь 1922 года ознаменовался новым поворотом в личной жизни Ахматовой. Она переехала к искусствоведу Николаю Пунину, позже ставшему ее третьим мужем. 1920-е годы отмечены новым поэтическим взлетом Ахматовой: выходом поэтических сборников "Anno Domini" и "Подорожник", закрепивших за ней славу выдающейся русской поэтессы. Новые стихи Ахматовой печатать перестали. Ее поэтический голос умолк вплоть до 1940 года. Для Анны Андреевны наступили тяжелые времена. В начале 1930-х годов был репрессирован ее сын Лев Гумилев, переживший три ареста и проведший в лагерях 14 лет. Все эти годы Анна Андреевна терпеливо хлопотала об освобождении сына, как и за арестованного в то же время своего друга, поэта Осипа Мандельштама. Но если Лев Гумилев все же впоследствии был реабилитирован, то Мандельштам погиб в 1938 году в пересыльном лагере по дороге на Колыму. Позже судьбам тысяч и тысяч заключенных и их несчастным семьям Ахматова посвятила свою великую и горькую поэму "Реквием". ……………………………… И сердце только скорой смерти просит, Кляня медлительность судьбы. Всё чаще ветер западный приносит Твои упреки и твои мольбы. Но разве я к тебе вернуться смею? Под бледным небом родины моей Я только петь и вспоминать умею, А ты меня и вспоминать не смей. Так дни идут, печали умножая. Как за тебя мне Господа молить? Ты угадал: моя любовь такая, Что даже ты не смог ее убить.

№ слайда 18

Описание слайда:

Музыка Анны Ахматовой… В 1960-е годы к Ахматовой наконец пришло мировое признание. Ее стихи появились в переводах на итальянском, английском и французском языках, за границей стали выходить ее поэтические сборники. В 1962 году Ахматовой была присуждена Международная поэтическая премия «Этна-Таормина» - в связи с 50-летием поэтической деятельности. Она не сетовала на возраст, и старость приняла как должное. Осенью 1965 года Анна Андреевна перенесла четвертый инфаркт, а 5 марта 1966 года она скончалась в подмосковном кардиологическом санатории. Похоронили Ахматову на Комаровском кладбище под Ленинградом. До конца жизни Анна Андреевна Ахматова оставалась Поэтом. А вы, мои друзья последнего призыва! Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена. Над вашей памятью не стыть плакучей ивой, А крикнуть на весь мир ваши имена! Да что там имена! Ведь все равно - вы с нами!.. Все на колени, все! Багряный хлынул свет! И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами - Живые с мёртвыми: для славы мёртвых нет.

№ слайда 19

Описание слайда:

Музыка Николая Гумилёва Одним из ведущих поэтов-акмеистов был Николай Степанович Гумилев. В действительности же, его творчество было гораздо более широко и разнообразно, а его жизнь была необычайно интересной, хотя и завершилась трагично. Николай Степанович Гумилев родился 3 апреля 1886 года в Кронштадте, где его отец работал военным врачом. Вскоре его отец вышел в отставку, и семья переехала в Царское Село. Октябрьская революция застала Гумилева за границей, куда он был командирован в мае 1917 года. В мае 1918 года он вернулся в революционный Петроград. ТЕЛЕФОН Неожиданный и смелый Женский голос в телефоне,- Сколько сладостных гармоний В этом голосе без тела! Счастье, шаг твой благосклонный Не всегда проходит мимо: Звонче лютни серафима Ты и в трубке телефонной!

№ слайда 20

Описание слайда:

Музыка Николая Гумилёва Она Я знаю женщину: молчанье, Усталость горькая от слов, Живет в таинственном мерцанье Ее расширенных зрачков. Ее душа открыта жадно Лишь медной музыке стиха, Пред жизнью, дольней и отрадной Высокомерна и глуха. Неслышный и неторопливый, Так странно плавен шаг ее, Назвать нельзя ее красивой, Но в ней все счастие мое. Когда я жажду своеволий И смел и горд - я к ней иду Учиться мудрой сладкой боли В ее истоме и бреду. Она светла в часы томлений И держит молнии в руке, И четки сны ее, как тени На райском огненном песке. Его захватила тогдашняя напряженная литературная атмосфера. Гумилёв признал Советскую власть, несмотря на то, что был в тяжелых личных условиях существования и что страна находилась в состоянии разрухи. Но жизнь Н.С. Гумилева трагически оборвалась в августе 1921 года. Долгие годы официально утверждалось, что поэт был расстрелян за участие в контрреволюционном заговоре.

№ слайда 21

Описание слайда:

Музыка Николая Гумилёва * * * Ты говорил слова пустые, А девушка и расцвела, Вот чешет кудри золотые, По-праздничному весела. Теперь ко всем церковным требам Молиться ходит о твоем. Ты стал ей солнцем, стал ей небом, Ты стал ей ласковым дождем. Глаза темнеют, чуя грозы. Неровен вздох ее и част. Она пока приносит розы, Но захоти, и жизнь отдаст. Поэзия Гумилева в разные периоды его творческой жизни сильно отличается. Иногда он категорически отрицает символистов, а иногда настолько сближается с их творчеством, что трудно догадаться что все эти замечательные стихотворения принадлежат одному поэту. Поэт прожил очень яркую, но короткую жизнь.

№ слайда 22

Описание слайда:

№ слайда 23

Описание слайда:

Основные принципы акмеизма: - освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; - отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; - стремление придать слову определенное, точное значение; - предметность и четкость образов, отточенность деталей; - обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; - поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала; - перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Описание слайда:

Домашнее задание 1. Чт. стр. 137-159 2. Ответить письменно по вариантам: - жизненный путь А. Ахматовой; - жизненный путь Й. Мандельштама; - жизненный путь Тэффи. «Литература 11 класс» учебник, М., «Просвещение» 2011 Статья «Разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века» Л.А. Смирнова, М., «Просвещение», 2010 Соавтор - Васильева Анна, ученица ГБОУ СОШ №71 http://ruspoeti.ru/aut/gorodetskij/4824/ http://mandelshtam.velchel.ru/ http://mandelshtam.velchel.ru/index.php?cn 5. http://www.stihi-us.ru/1/Ahmatova/4.htm https://www.google.ru/webhp?sourceid=chrome-instant

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Презентацию на тему "Акмеизм и акмеисты" (10 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 19 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Акмеизм (от греч. аcme – «высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие») – течение русского модернизма, сформировавшееся в 1910-е годы и в своих поэтических установках отталкивающееся от своего учителя – русского символизма. Заоблачной двумирности символистов акмеисты противопоставили мир обыденных человеческих чувств, лишенных мистического содержания. По определению В.М. Жирмунского, акмеисты – «преодолевшие символизм». Название, которое выбрали себе акмеисты, должно было указывать на стремление к вершинам поэтического мастерства.

Слайд 3

Акмеисты, пришедшие на смену символистам, не имели детально разработанной философско-эстетической программы. Но если в поэзии символизма определяющим фактором являлась мимолетность, сиюминутность бытия, некая тайна, покрытая ореолом мистики, то в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Туманная зыбкость и нечеткость символов заменялась точными словесными образами. Слово, по мнению акмеистов должно было приобрести свой изначальный смысл. Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам. Если символисты в своем творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты - на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Тяготение к трехмерному миру выразилось в увлечении акмеистов предметностью: красочная, порой экзотическая деталь могла использоваться с чисто живописной целью. То есть «преодоление» символизма происходило не столько в сфере общих идей, сколько в области поэтической стилистики. В этом смысле акмеизм был столь же концептуален, как и символизм, и в этом отношении они, несомненно, находятся в преемственной связи.

Слайд 4

Необходимо отметить родовую связь акмеизма с литературной группой «Цех поэтов». «Цех поэтов» был основан в октябре 1911 года в Петербурге в противовес символистам, и протест участников группы был направлен против магического, метафизического характера языка поэзии символистов. Возглавляли группу Н. Гумилев и С. Городецкий. В состав группы входили также А. Ахматова, Г. Адамович, К. Вагинов, М. Зенкевич, Г. Иванов, В. Лозинский, О. Мандельштам, В. Нарбут, И. Одоевцева, О. Оцуп, В. Рождественский. «Цех» издавал журнал «Гиперборей». Название кружка, образованное по образцу средневековых названий ремесленных объединений, указывало на отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной сфере деятельности. «Цех» был школой формального мастерства, безразличного к особенностям мировоззрения участников. Поначалу они не отождествляли себя ни с одним из течений в литературе, да и не стремились к общей эстетической платформе.

Слайд 5

Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», опубликованных в журнале «Аполлон» (1913, № 1), издававшемся под редакцией С. Маковского. В первой из них говорилось: «На смену символизму идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова akme - высшая степень чего-либо, цветущая пора) или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме. Однако, чтобы это течение утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемником предшествующего, надо чтобы оно приняло его наследство и ответило на все поставленные им вопросы. Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом».

Слайд 6

С. Городецкий считал, что «символизм… заполнив мир „соответствиями“, обратил его в фантом, важный лишь постольку, поскольку он… просвечивает иными мирами, и умалил его высокую самоценность. У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще». В 1913 г. была написана и статья Мандельштама «Утро акмеизма», увидевшая свет лишь шесть лет спустя. Отсрочка в публикации не была случайной: акмеистические воззрения Мандельштама существенно расходились с декларациями Гумилева и Городецкого и не попали на страницы «Аполлона».

Слайд 7

Основные принципы акмеизма: - освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; - отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; - стремление придать слову определенное, точное значение; - предметность и четкость образов, отточенность деталей; - обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; - поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала; - перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Слайд 8

Кофейник, сахарница, блюдца, Пять чашек с узкою каймой На голубом подносе жмутся, И внятен их рассказ немой: Сначала – тоненькою кистью Искусный мастер руки, Чтоб фон казался золотистей, Чертил кармином завитки. И щеки пухлые румянил, Ресницы наводил слегка Амуру, что стрелою ранил Испуганного пастушка. И вот уже омыты чашки Горячей черною струей. За кофием играет в шашки Сановник важный и седой Иль дама, улыбаясь тонко, Жеманно потчует друзей. Меж тем, как умная болонка На задних лапках служит ей...

Слайд 9

Николай Гумилев

ГУМИЛЕВ Николай Степанович (1886, Кронштадт - 1921, ок. Петрограда) - поэт. Сын морского врача. Переезжая вместе с отцом, учился в гимназиях Петербурга и Тифлиса. Увлекся марксизмом и даже его пропагандировал. В 1903 поселился в Царском Селе. Гумилев, находясь под влиянием символизма, отошел от социалистических идеи и проникся отвращением к политике. Писавший стихи с 12-летнего возраста, Гумилев осознав себя поэтом, смысл жизни видел только в поэзии. В 1905 вышел первый сбоник стихов Гумилева "Путь конкистадора". Учился Гумилев плохо, но в 1906 окончил гимназию и уехал в Париж: занимался в Сорбонне, изучал живопись и лит-ру, издавал рус. журн. "Сириус". В 1908 поступил на юридический ф-т Петербург, ун-та, а потом перешел на историко-филологический ф-т. В 1910 женился на А.Ахматовой.

Слайд 10

В 1911 организовал "Цех поэтов", ставший началом литературной группы акмеистов (С. Городецкий, М. Кузмин и др.), ушедших от "туманностей" символистов к точному предметному значению слова. В 1913 совершил путешествие по Африке и привез для Музея антропологии и этнографии редкие экспонаты. В 1914 пошел добровольцем на фронт и был награжден двумя Георгиевскими крестами. В 1917 - 1918 находился в штабе руссского экспедиционного корпуса в Париже. В 1918 вернулся в Россию и жил в Петрограде. Преподавал, участвовал в работе издательства "Всемирная литература". Издал несколько сборников стихов. Стихи Гумилева изысканны, декоративны, чувственно осязаемы и романтичны, они противопоставляли образ "сильной личности" тусклой действительности. В 1921 был арестован ЧК по сфабрикованному делу и расстрелян.

Слайд 11

В поэзии Н. Гумилева акмеизм реализуется в тяге к открытию новых миров, экзотическим образам и сюжетам. Путь поэта в лирике Гумилева – путь воина, конквистадора, первооткрывателя. Муза, вдохновляющая стихотворца – Муза Дальних Странствий. Обновление поэтической образности, уважение к «явлению как таковому» осуществлялось в творчестве Гумилева посредством путешествий к неведомым, но вполне реальным землям. Путешествия в стихах Н. Гумилева несли впечатления от конкретных экспедиций поэта в Африку и, в то же время, перекликались с символическими странствиями в «мирах иных». Заоблачным мирам символистов Гумилев противопоставил первооткрытые им для русской поэзии континенты.

Слайд 12

ЖИРАФ Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далёко, далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю веселые сказки таинственных стран Про чёрную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав. Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.

Слайд 13

Николай Гумилёв с ранней юности придавал исключительное значение композиции произведения, его сюжетной завершённости. Поэт называл себя "мастером сказки", сочетая в своих стихотворениях ослепительно яркие, быстро меняющиеся картины с необыкновенной мелодичностью, музыкальностью повествования. Некая сказочность в стихотворении "Жираф" проявляется с первых строчек: Читатель переносится на самый экзотический континент - Африку. В человеческом воображении просто не укладывается возможность существования таких красот на Земле. Поэт предлагает читателю взглянуть на мир по-иному, понять, что "много чудесного видит земля", и человек при желании способен увидеть то же самое. Поэт предлагает нам очиститься от "тяжёлого тумана", который мы так долго вдыхали, и осознать, что мир огромен и что на Земле ещё остались райские уголки. Обращаясь к загадочной женщине, о которой мы можем судить лишь с позиции автора, лирический герой ведёт диалог с читателем, одним из слушателей его экзотической сказки. Женщина, погружённая в свои заботы, грустная, ни во что не хочет верить, - чем не читатель? Читая то или иное стихотворение, мы волей-неволей выражаем своё мнение по поводу произведения, в той или иной мере критикуем его, не всегда соглашаемся с мнением поэта, а порой и вовсе не понимаем его. Николай Гумилёв даёт читателю возможность наблюдать за диалогом поэта и читателя (слушателя его стихов) со стороны. Кольцевое обрамление характерно для любой сказки. Как правило, где действие началось, там оно и завершается. Однако в данном случае создаётся впечатление, что поэт может рассказывать об этом экзотическом континенте ещё и ещё, рисовать пышные, яркие картины солнечной страны, выявляя в её обитателях всё новые и новые, невиданные прежде черты. Кольцевое обрамление демонстрирует желание поэта снова и снова рассказать о "рае на Земле", чтобы заставить читателя взглянуть на мир по-иному. В своём сказочном стихотворении поэт сравнивает два пространства, далёкие в масштабе человеческого сознания и совсем близкие в масштабе Земли. Про то пространство, которое "здесь", поэт почти ничего не говорит, да это и не нужно. Здесь лишь "тяжёлый туман", который мы ежеминутно вдыхаем. В мире, где мы живём, остались лишь грусть да слёзы. Это наводит нас на мысль, что рай на Земле невозможен. Николай Гумилёв пытается доказать обратное: "…далеко, далеко, на озере Чад // Изысканный бродит жираф".

Слайд 14

Иной характер носил акмеизм А.Ахматовой (А.Горенко), лишенный тяготения к экзотическим сюжетам и пестрой образности. Своеобразие творческой манеры Ахматовой как поэта акмеистического направления составляет запечатление одухотворенной предметности. Посредством поразительной точности вещного мира Ахматова отображает целый душевный строй. В изящно обрисованных деталях Ахматова, по замечанию Мандельштама, давала «всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа 19 века». На поэзию А. Ахматовой громадное воздействие оказало творчество Ин.Анненского, которого Ахматова считала «предвестьем, предзнаменованьем, того, что с нами позже совершилось». Вещественная плотность мира, психологический символизм, ассоциативность поэзии Анненского во многом были наследованы Ахматовой.

Слайд 15

ПЕСНЯ ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧИ Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней, А я знала - их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: "Со мною умри! Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой". Я ответила: "Милый, милый - И я тоже. Умру с тобой!" Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем. «В этом двустишии – вся женщина», – отзывалась об ахматовской Песне последней встречи М.Цветаева

Слайд 16

Осип Мандельштам

Здешний мир О.Мандельштама был отмечен ощущением смертной хрупкости перед безликой вечностью. Акмеизм Мандельштама – «сообщничество сущих в заговоре против пустоты и небытия». Преодоление пустоты и небытия совершается в культуре, в вечных созданьях искусства: стрела готической колокольни попрекает небо тем, что оно пусто. Среди акмеистов Мандельштама выделяло необыкновенно остро развитое чувство историзма. Вещь вписана в его поэзии в культурный контекст, в мир, согретый «тайным телеологическим теплом»: человек окружался не безличными предметами, а «утварью», все упомянутые предметы обретали библейский подтекст. Вместе с тем Мандельштаму претило злоупотребление сакральной лексикой, «инфляция священных слов» у символистов.

Слайд 17

ИМПРЕССИОНИЗМ Художник нам изобразил Глубокий обморок сирени И красок звучные ступени На холст, как струпья, положил. Он понял масла густоту - Его запекшееся лето Лиловым мозгом разогрето, Расширенное в духоту. А тень-то, тень все лиловей, Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет,- Ты скажешь: повара на кухне Готовят жирных голубей. Угадывается качель, Недомалеваны вуали, И в этом солнечном развале Уже хозяйничает шмель.

Слайд 18

От акмеизма Гумилева, Ахматовой и Мандельштама существенно отличался адамизм С.Городецкого, М.Зенкевича, В.Нарбута, которые составили натуралистическое крыло движения. Полнее всего адамистическое мироощущение выразилось в творчестве С.Городецкого. Роман Городецкого Адам описывал жизнь героя и героини – «двух умных зверей» – в земном раю. Городецкий пытался восстановить в поэзии языческое, полуживотное мироощущение наших пращуров: многие его стихи имели форму заклинаний, причитаний, содержали всплески эмоциональной образности, извлеченные из далекого прошлого сцены быта. Наивный адамизм Городецкого, его попытки вернуть человека в косматые объятья природы не могли не вызывать иронии у искушенных и хорошо изучивших душу современника модернистов. Блок в предисловии к поэме Возмездие отмечал, что лозунгом Городецкого и адамистов «был человек, но какой-то уже другой человек, вовсе без человечности, какой-то первозданный Адам».

Слайд 19

Береза Я полюбил тебя в янтарный день, Когда, лазурью светозарной Рожденная, сочилась лень Из каждой ветки благодарной. Белело тело, белое, как хмель Кипучих волн озерных. Тянул, смеясь, веселый Лель Лучи волосьев черных. И сам Ярила пышно увенчал Их сеть листвою заостренной, И, улыбаясь, разметал В лазури неба цвет зеленый.

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.