Повышение эффективности работы транспортного предприятия. Теоретические аспекты эффективности работы автотранспортного предприятия. Чем опасно резкое сокращение затрат

В.А. Тырканов, А. И. Горшенин, консалтинговая компания «А ДАН ДЗО», г. Москва

Существует множество рычагов воздействия на затраты, и при умелом их использовании возможно существенное снижение себестоимости автоперевозок, а значит повышения экономической составляющей и оптимизации автотранспортного предприятия . О путях повышения эффективности автотранспортных предприятий на примерах реализованных проектов нам расскажут эксперты компании «А ДАН ДЗО».

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ ЗАТРАТ И ПУТИ ИХ СНИЖЕНИЯ.

Систематический анализ затрат предприятия на транспорт позволяет своевременно реагировать на изменения и принимать меры для повышения эффективности его деятельности. В результате анализа себестоимости транспортных услуг мы получаем важный качественный показатель предприятия, отображающий его экономическую эффективность. Систематический и всесторонний анализ затрат позволяет проследить тенденцию его изменения, достижение плановых и фактических результатов показателя. Также анализ позволяет в целом оценить работу автотранспорта предприятия, обнаружить возможности снижения себестоимости транспортных услуг. Первоначально стоит обратить внимание на самые крупные статьи расходов на транспорт, такие, как фонд оплаты труда, ГСМ, шины и запасные части. Существенную экономию денежных средств предприятию даст даже небольшое снижение затрат по указанным статьям, что положительно отразится на абсолютном значении его финансовой деятельности.

Рассмотрим пути повышения рентабельности транспортных услуг на примере автотранспортного цеха (АТЦ) крупной объединенной нефтехимической компании РФ. Основным видом деятельности АТЦ является оказание транспортных услуг подразделениям химической компании. В ходе реализации проектов «Разработка и внедрение решений по оптимизации деятельности АТЦ» и «Сопровождение внедренных решений по оптимизации хозяйственно-экономической деятельности АТЦ» был решен ряд задач по снижению себестоимости автотранспортных услуг в АТЦ исследуемого предприятия. Сразу обратим внимание на следующий момент, что анализ планирования финансово-экономических показателей АТЦ показал нам отсутствие структурированной системы расчета затрат в долгосрочном периоде, что обуславливается принципом существенности в рамках всего предприятия. На примере план -факторного анализа за прошедший год накануне исследования можно отследить некорректное планирование в годовом горизонте. Отклонение плана от факта в общем объеме затрат АТЦ составляет 33 054,94 тыс. руб. или 34 %, без учета увеличения объема машино-часов (рис. 1)
Перечислим основные факторы, оказывающие влияние на себестоимость транспортных услуг АТЦ химического предприятия и рассмотрим пути повышения их эффективности. Также приведем полученные экономические эффекты по каждому фактору.

1. Экономия ГСМ - очень важный фактор, влияющий на эффективность деятельности АТЦ.

Проблема снижения расхода топлива решалась в цехе путем регулирования норм расхода за счет совершенствования эксплуатационных факторов. ГСМ списывается на себестоимость по фактическому расходу, но не выше норм, утвержденных
для отдельных марок автомобилей. Размер этих норм зависит от объективных и субъективных факторов:
марки ТС;
срока службы;
времени года;
рельефа местности и др.

Нормирование расхода топлива осуществляется несколькими способами. Одним из наиболее распространенных является применение норм расхода топливно-смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденных Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 г. № АМ-23‑р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», поэтому в АТЦ при нормировании брались за основу нормы,
рекомендуемые Минтрансом РФ. На расход топлива конкретного автомобиля влияет техническая исправность транспортного средства, срок его эксплуатации, состояние движущихся частей, габаритов кузова, тяжесть перевозимого груза и др. Также на расход топлива влияют погодные условия и профессионализм водителя. Поэтому нормы расхода топлива устанавливались с учетом всего перечисленного, а в отдельных случаях проводились контрольные замеры расхода топлива для подтверждения базовых норм, повышающих и понижающих коэффициентов, норм на выполнение транспортной работы. А также на формирование норм расхода повлияли результаты анализа показаний GPS-оборудования, установленного на отдельные группы ТС на основании наших рекомендаций. Данные анализа позволили более точно определить фактический расход топлив, в частности, по группе «Скания и Вольво» и малотоннажному транспорту (ГАЗель). Анализируя расход топлив (подекадно и ежемесячно) по единицам и группам ТС, можно было заметить по одним видам техники систематический «перерасход», а по другим - постоянную экономию. Следует отметить, что по некоторым моделям транспортных средств имелся «перерасход»
независимо от того, что на аналогичных моделях транспортных средств этой же группы значилась экономия или фактический расход был равен нормативному. Все это говорит о присутствии человеческого фактора при эксплуатации ТС и списании топлива.

Немаловажное значение в снижении расхода топлива имело приведение в исправное состояние спидометрового оборудования и счетчиков мото часов. На начало проекта в АТЦ в работоспособном состоянии находилось спидометров - 131 (из 137) (при этом опломбировано было - 98 ед.), счетчиков мото-часов - 31 (из 46) (опломбировано - 0 ед.). Консультантами были проведены мероприятия по организации в АТЦ работ по восстановлению и ремонту неисправного спидометрового оборудования, что позволило в сентябре получить стопроцентную исправность оборудования, используемого на ТЦ цеха. Это повысило контроль фактического пробега машин и работы спецоборудования.
Следующим шагом работы кон- сультантов была организация ежедневной проверки путевых листов и анализа фактических пробегов машин в сравнении с расчетными (нормативными) расстояниями по маршрутам перевозок, в том числе и на основании показаний GPS-оборудования. Оптимизация расстояний по маршрутам перевозок имеет огромное значение, так как общий расход топлив напрямую зависит от пробега ТС. В связи с чем, руководством объединенной нефтехимической компании на основании рекомендаций консультантов было принято решение о приобретении дополнительных комплектов GPS- оборудования для контроля фактических пробегов машин и оперативного контроля местоположения во время перевозок.

Проведенные мероприятия по оптимизации расхода топлив по- зволили снизить расход топлива на 100 км до 24,71 л в сравнении с показателем на дату начала проекта, составлявший 32,5 л/100 км (снижение на 23,9 %), а на 1 мото-ч до 9, 88 л
в сравнении с показателем на дату начала проекта, составлявший 20,7 л/1 мото-ч (снижение на 52,2 %)
Затраты на ГСМ составили 2 399 723 руб., что на 1 243 380 (34,1 %) меньше в сравнении с данными на дату начала проекта, при-
веденными к факту четырех месяцев (июль, август, сентябрь, октябрь), составлявшими 3 643 103 руб.

2. Вторым по значимости фактором снижения себестоимости перевозок в АТЦ является оплата труда водительского состава.

Заработная плата водителей включала в себя не только оплату за отработанные часы по тарифной ставке, но и также за участие в ремонте техники, которая превышала стоимость 1 ч при выполнении транспортных услуг, что провоцировало участие большого количества водителей на длительный ремонт. Соответственно доля фонда заработной платы (ФЗП) данных водителей составляла значительную часть в общей себестоимости АТЦ. Под контролем консультантов в цехе были проведены организационные мероприятия, которые позволили уменьшить количество водителей, ежедневно участвующих в ремонте ТС, с 30–31 до 7–8 чел., что дало возможность существенно снизить ФЗП.

По данным за четыре месяца (июль, август, сентябрь, октябрь) заработная плата водителей, участвующих в ремонте снизилась с 382 812 руб. (данные на дату начала проекта) до 132 734 руб., что на 250 078 руб. меньше (65,3 %).

3. В затратах по статье «Запчасти» отражен расход денежных средств на закупку и эксплуатацию запасных частей, которые используются для ремонта и технического обслуживания (ТО) транспортных средств АТЦ, и имеют высокую долю затрат в себестоимости.

Сколько потребуется денежных средств по статье «Затраты» зависит от количества и качества транспортных средств, срока их эксплуатации и объема оказываемых транспортных услуг. До проведения консультантами работ по проекту запасные части приобретались в АТЦ по факту выхода из строя машин, затраты на ремонт не планировались, контроль использования приобретенных з/ч отсутствовал, что приводило к перерасходу денежных средств, а зачастую неоправданное затаривание склада АТЦ неликвидами. Запчасти, узлы и агрегаты, высвободившиеся в результате разбраковки списанной техники и используемые в качестве оборотного фонда, на складе не приходовались, учет данных деталей не проводился, что создавало благоприятную почву для хищений. В ходе проекта были организованы мероприятия (процесс ТО и ремонта; контроль приобретения, установки и списания запчастей, шин и аккумуляторные батареи (АКБ); планирование затрат по статье «Запчасти»; контроль расходования денежных средств по данной статье), создан оборотный фонд запчастей, узлов и агрегатов, используемых в ремонте и его учет.

Проведенные организационные мероприятия позволили снизить расход запасных частей на 1 км пробега с 1,9 руб. (данные на дату начала проекта) до 1,46 руб. (данные за 4 месяца - июль, август, сентябрь, октябрь), что составило снижение на 22 %, при этом экономия за счет использования оборотного фонда узлов и агрегатов в среднем за месяц составила 242 173 руб.

4. Затраты по статье «Ремонт сторонний» связаны с ТО и ремонтом техники сторонними организациями, с которыми заключены соответствующие договоры.

В АТЦ сторонними организациями производился ремонт и ТО техники в основном импортного производства и спецоборудования, а также узлов и агрегатов отечественных машин, ремонт которых был невозможен силами ремонтной мастерской цеха, в связи с отсутствием специалистов и необходимого инструмента. Проведенный анализ показал, что многие виды работ по ремонту и ТО, ранее проводимые сторонними организациями, реально организовать в ремонтной мастерской.
В частности, грузовые автомобили Scania и Volvo, сошедшие с гарантии, можно обслуживать с привлечением специалистов цеха и водителей, закрепленных за этой техникой, что и было реализовано в ходе проекта.

В результате оптимизации процесса ТО и ремонта сторонними организациями затраты по данной статье на 1 км пробега составили 1,04 руб., что в сравнении с данными на дату начала проекта (1,2 руб.) ниже на 13 %.

5. На рис. 2 и 3 изображена структура запасов на складах АТЦ и доля неликвидов.

Регулировать деятельность АТЦ также возможно через эффективное управление товарно-материальными запасами (ТМЦ), а именно:
уменьшение простоя техники в ремонте, связанного с дефицитом запчастей и материалов;
снижение запасов ТМЦ на складе, которые замораживают дефицитные денежные средства;
С целью повышения эффективности управления запасами ТМЦ были приняты меры по реализации неликвидных запчастей и материалов, а также производилась закупка по согласованию с поставщиками экономически обоснованных материалов с минимальными партиями поставок.
Данное мероприятие дало возможность снизить запасы ТМЦ на складе цеха с 4 992 639 руб. до 4 704 066 руб., что составляет 5,8 %.

6. Технико-эксплуатационные показатели, влияющие на снижение себестоимости.

Для оценки эффективности нахождения транспорта на линии существует измеримый коэффициент выпуска автомобилей и прицепов на линию (КВА). Повышение этого коэффициента совместно с увеличением пребывания транспорта на линии приведет к выполнению необходимого объема услуг меньшим числом техники.
В ходе реализации проектов команда консультантов решала следующие организационные вопросы служб эксплуатации и ремонта заказчика:
организация планирования выхода ТС по заявкам, в том числе с применением автоматизированной системы (АТП-3000);
ежедневный контроль выхода ТС на линию;
организация работ ремонтной мастерской цеха для ТО и ремонта ТС;
помощь в подборе квалифицированных специалистов и ремонтных бригад для АТЦ;
обеспечение материально-техническими ресурсами и запасными частями;
Проведенные мероприятия позволили повысить КВА с 0,39 (данные на дату начала проекта) до 0,71 (через 6 месяцев после старта проекта).
Также снижение расходов на ремонт возможно за счет повышения коэффициента технической готовности (КТГ) и регулярное поддержание транспортных средств в исправном состоянии. Особенно стоит отметить необходимость проведения своевременного ТО и регулировки автомобильных двигателей, привлечение для этих целей квалифицированных рабочих.
Организация работ ремонтной мастерской, водителей на линии, а также участие в решении кадровых вопросов позволили повысить КТГ до показателя 0,89. В сравнении с данными на дату начала проекта (0,72) это выше на 23,6 %.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОТ ВНЕДРЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ЗАТРАТ

Анализ основных показателей на основании данных на начало проекта и за 4 месяца (июль, август, сентябрь, октябрь), полученных в ходе проведенных мероприятий в рамках реализации проектов «Разработка и внедрение решений по оптимизации деятельности АТЦ» и «Сопровождение внедренных решений по оптимизации хозяйственно-экономической деятельности АТЦ» показал, что в АТЦ имелись резервы для повышения эффективности и снижения себестоимости транспортных услуг.
Для оптимизации затрат были проведены организационные мероприятия, затрагивающие все службы АТЦ, что в целом благотворно повлияло на процессы производственной деятельности и позволило снизить себестоимость транспортных услуг.

Себестоимость по прямым затратам на 1 маш/ч снизилась в сравнении с показателем на дату начала проекта (442,3 руб.) на 12,7 % и составляет 366 руб. Себестоимость по общим расходам снизилась в сравнении с показателем на дату начала проекта (604 руб.) на 15,2 % и составляет 512 руб. на 1 маш/ч.
Экономический эффект от оптимизации основных бизнес-процессов АТЦ химической компании за 4 месяца составил 15,3 млн руб., что обусловлено снижением общих затрат на 12,9 % или 9, 8 млн руб., в том числе сократились затраты на топливо на 6,1 млн руб. или 8 % от общих затрат. Экономия за счет использования оборотного фонда узлов и агрегатов составила 0,9 млн руб. или 9,2 % от общих затрат. Экспертная оценка созданного оборотного фонда узлов и агрегатов - 4,5 млн руб., а так же
0,166 млн руб. экономии от снижения цен на запасные части.

2013 г. Введение
1. Теоретические аспекты эффективности работы автотранспортного предприятия
1.1. Понятие эффективности и показатели ее оценки
1.2. Показатели эффективности автотранспортного предприятия

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах.

Успех или неуспех предприятия зависит от того, насколько эффективно расходуются ресурсы, насколько тщательно изучены и определены уровень, характер, структура спроса и тенденции его изменения. Любое предприятие при планировании объема производства и определении производственной мощности определяет, какую продукцию или услуги и в каком объеме будет производить, где, когда и по каким ценам будет продавать. От этого зависят конечные финансовые результаты и эффективность предприятия в целом. В рыночной экономике производство осуществляют те хозяйствующие субъекты, которые желают и способны принять наиболее эффективную организацию и технологию производства, поскольку они обеспечивают им наибольшую прибыль.

Рассматриваемая тема актуальна не только для отдельно взятого транспортного предприятия, но и для экономики в целом, поскольку большинство крупных предприятий имеют транспортные подразделения. Все затраты в таких подразделениях ложатся на основное производство и эффективность работы транспорта является важным фактором снижения издержек всего предприятия. Выделение транспортного подразделения.

Цель работы: изучение разных аспектов автотранспортного предприятия в условиях рынка с целью повышения эффективности его функционирования.

В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:

Рассмотреть теоретические вопросы оценки эффективности автотранспортного предприятия;

Дать оценку состоянию автотранспортного предприятия на примере ООО «»;

Предложить пути совершенствования деятельности предприятий автомобильного транспорта на примере ООО «».

Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью ООО «», а предметом - хозяйственная деятельность данного предприятия.

Для выполнения работы были использованы законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность автотранспортных предприятий в РФ, учебная литература по экономике автотранспорта, а также научные публикации на данную тему и материалы Интернет-сайтов, освещающие поставленные в работе вопросы.

1. Теоретические аспекты эффективности работы автотранспортного предприятия

1.1. Понятие эффективности и показатели ее оценки

Этимологически понятие "эффективный" означает "дающий эффект, действенный" , что предполагает получение желаемого результата, на достижение которого направлены действия определенного лица.

Словарь Collins определяет эффективность как отношение между затратами редких факторов и выпуском товаров и услуг. Там же выделяют технологическую эффективность (где отношение между редкими факторами и выпуском товаров и услуг выражается в физическом выражении) и экономическую (отношение выражается в стоимостном выражении) . Словарь также вводит понятие X-unefficiency (Х-неэффективность) - «разрыв между фактическими и максимально достижимыми результатами производства».

Эффективность по Парето представляется «…как предельный результат в виде отдачи производственной системы без нанесения ущерба кому-либо (чемулибо) другому» . Под оптимальностью по Парето понимается «…такое состояние экономической системы или такое распределение ресурсов, при котором улучшение по одному параметру невозможно без ухудшения по другому параметру. В частности, улучшение положения одной социальной группы невозможно без ухудшения положения другой социальной группы» .

Отечественным экономистом В. В. Новожиловым вводится следующее понимание эффективности: «Эффек 0 тивность вообще есть отношение поле 0 зного эффекта (результата) к затратам на его получение… Показатели эффе 0 ктивности часто выражаются в обратной форме, т. е. как отношение затрат к эффекту». В. В. Новож 0 илов считал, что «…наиболее эффективным вари 0 антом производства любого продукта явля 0 ется не тот вариант, который требует наименьших затрат производства этого продукта, а такой вариан 0 т, который соответствует общему ми 0 нимуму затрат» .

Современные западные авторы (Д. Л. Гибсон, Д. Иванцевич, Д. Х. Доннели) рассматрив 0 ают понятие «эффек 0 тивность» в трех аспектах: а) эффективность как степень дост 0 ижения целей организации; б) эффектив 0 ность как степень согла 0 сования интересов; в) эффективность как степень гибкости, выживаемо 0 сти, адаптац 0 ии к внешней среде. Американские экономисты вводят несколько терминов, обозначающих эффекти 0 вность: 1) efficiency означает экон 0 о 0 мичность, его вводит Д. Синк для опре 0 деления соотн 0 ошения необх 0 одимого и фактического расходов ресурсов; 2) effectiveness означает степень достижения целей системы в от 0 ношении качес 0 тва продукции и выполнения плана (Д. Синк); 3) prod 0 uctivity - продуктивность (соотношение объема продукта с соответств 0 ующими затратами ресурсов); 4) profitability - прибыльность; 5) innova 0 tion - нововведения; 6) quality of w 0 ork life - качес 0 тво трудо 0 вой жизни.

При оценке эффективности использоваться различные показатели эффективности:

Коммерческая (финансовая) эффективность;

Бюджетная эффективность;

Общая экономическая эффективность.

Комм 0 ерческая (финансовая) эффективность отражает финансовые последствия для предприятия. Бюджет 0 ная эффекти 0 вность отражает финансовые послед 0 ствия для федерального, территориального или местного бю 0 джета. Об 0 щая эконом 0 ическая эффективность отражает помимо коммерческого резу 0 льтата и прямых бюджетных поступлений различных уровней еще и сопутствующие, сопряженные з 0 атраты и результаты (развитие произво 0 дственной и социа 0 льной инфраструктуры, увеличение числа рабочих мест и занятости населения и др.).

Эффективность предприятия выражается в его способности получать наибольший конечный результат с наименьшими затратами . В качестве конечного результата при расчете экономической эффективности предприятия может рассматриваться прибыль (балансовая, чистая), как наиболее точный и достаточно полный оценочный показатель деятельности предприятия и конечный продукт (товар, работа, услуга), полученный предприятием в результате его деятельности. В качестве ресурсов, произведенных предприятием на достижение конечного результата, при расчете экономической эффективности предприятия могут рассматриваться все фактически произведенные предприятием на фактически полученный конечный результат ресурсы.

Основной принцип формирования системы показателей эффективности и выражения ее сущности на всех уровнях управления экономикой (страны, отрасли, хозяйствующего субъекта) - соотношение конечного результата (в виде национального дохода, валового внутреннего продукта, объема выпуска или реализации продукции) и эффекта (прибыли) с примененными и потребленными ресурсами (в совокупности или по отдельным видам).

Например, эффективность использования показателя какого-либо вида ресурса для получения с его помощью показателя какого-либо вида конечного результата либо эффективность получения какого-либо показателя вида конечного результата, за счет использованного на его достижение показателя вида ресурса можно определить по формуле:

где Эфп - эффективность показателя использования вида ресурса для достижения показателя вида конечного результата либо эффективность показателя получения вида конечного результата, за счет использованного на его достижение показателя вида ресурса;

К - показатель полученного вида конечного результата деятельности предприятия;

Р - показатель вида ресурса, использованного предприятием для

достижения полученного конечного результата.

При вычислении такого показателя, как эффективность, равного отношению результата в форме объема выпускаемой (реализуемой) продукции или эффекта (прибыли) к затрат или ресурсам, следует ориентироваться на его максимизацию. При употреблении обратных показателей, равных отношению затрат или ресурсов к объему выпускаемой (реализуемой) продукции или прибыли (эффекту) необходимо стремиться к их минимизации.

Правомерно рассматривать экономическую эффективность как комплексную категорию, обусловленную не только количественными, но и качественными показателями, в совокупности отражающими наряду с экономичностью (оптимальностью потребления ресурсов) функционирования хозяйствующего субъекта его результативность (степень достижения поставленных целей).

Наиболее весомыми показателями функционирования предприятия являются качественные характеристики. Важно иметь в виду две взаимодополняющие характеристики — внешнюю и внутреннюю эффективность. На основе интеграции результатов оценки внешней и внутренней эффективности может быть определен итоговый уровень эффективности хозяйствующего субъекта. Кроме того, в эффективности следует учитывать результативность работы хозяйствующего субъекта в разрезе текущей, финансовой и инвестиционной деятельности.

Анализ методик оценки эффективности деятельности предприятий отечественных и зарубежных авторов позволяет обосновать систему оценочных показателей и разработать логико-информационную модель их отбора, чтобы учесть финансовые и нефинансовые, различные функциональные области деятельности и уровни управления хозяйствующим субъектом.

Экономически оправданной и приоритетной целевой установкой для компании остается рост ее стоимости. Стоимость (или ценность) компании создается вследствие того, что потребители оценивают предлагаемые ею товары (услуги) выше суммы экономических затрат на их производство.

Наиболее применяемыми ключевыми показателями эффективности при увеличении стоимости компании являются экономическая прибыль и уровень капитализации. Пример формирования системы ключевых показателей эффективности при увеличении стоимости компании представлен в табл. 1.

Таблица 1

Формирование причинно-следственных связей при реализации стратегической цели «увеличение стоимости компании»

Зависимая цель

Влияющая цель

Увеличение стоимости компании

Увеличение экономической прибыли.

Увеличение уровня капитализации хозяйствующего субъекта

Увеличение экономической прибыли

Оптимизация структуры капитала.

Оптимизация структуры капитала

Повышение финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта

Увеличение рентабельности вложенного капитала

Увеличение прибыльности деятельности

Снижение себестоимости единицы продукции.

Увеличение производительности труда.

Увеличение прибыльности продаж

Рост объемов продаж

Рост объема продаж

Увеличение доли рынка.

Оптимизация политики ценообразования.

Оптимизация структуры выручки

Прибыль - это кон 0 ечный финансовый результат хозяйственной деятельности торговой компании. О 0 днако не только прибыль может выступать финансовым результатом, но и убыт 0 ок, который может возникнуть, н 0 апример, по при 0 чине довольно высоких показателей затрат или нед 0 ополученных доходов от реализации продукции из-за снижения объема поставок продукции, сниж 0 ения пок 0 упательского спроса.

В упро 0 щенном виде прибыль представляет собой разность ва 0 лового дохода и издержек обращения компании. Такая прибыль - «вало 0 вая», она олицетворяет финансовый результат определенной деятельности компа 0 нии. Однако, как известно, не все затраты компа 0 нии входят в издержки обращения. Часть затрат компания осу 0 ществляет за счёт прибыли, и поэтому не включает их в издержки обращения.

Все затр 0 аты компании, которые учитываются и как часть издержек обращен 0 ия, и относимые на прибыль, в совокупности формируют общие издержки, т.к. они олицетворяют сумму действительных расх 0 одов компании. Общие издержки обращения по объёму больше издержек обращения. Соответственно издержкам прибыль может быть и об 0 щей. Валовая прибыль - разность валового дохода и издержек обращ 0 ения. Общая прибыль - это разность валового дохода и общих изде 0 ржек (затраты компании, которые учитываются как в составе издержек обращения, так и относятся на прибыль). Общая прибыль меньше валовой на сумму затрат, которые не относятся на издержки обращения. Цель любой торговой компании - достижение максимальной общей прибыли.

Об 0 щая прибыль характеризует предпринимательский доход, свидетельст 0 вующий об окупаемости расходов компании (предп 0 ринимателя) и способности его к самофинансированию (саморазвитию).

Прибыль - один из важнейших показателей оценки, характе 0 ризующий результат хозяйственной деятельности предприятия. Анал 0 изируя результаты работы, применяют различные показатели при 0 были, такие как: прибыль (убыток) от реализации продукции; прибыль от р 0 еализации основных фондов и другого имущества; валовая прибыль; налогооблагаем 0 ая прибыль; чистая прибыль (прибыль, которая остается у комп 0 ании); прибыль от внереализационной деятельности компании.

Друг 0 им важнейшим показателем является рентабельность. Рентаб 0 ельность определяется как отношение прибыли к одному из показателей функционирования предприятия. При вычислении рентабельности применяются различные показатели прибыли. Показатели рентабельности позволяют выявить не только общую эффективность работы компании, но и оценить различные стороны ее деятельности.

Суще 0 ствует великое множество показателей рентабельности, основным из которых является показатель общей экономической рентабельности. Он вычисляется по формуле:

где Р - общая эко 0 номическая рентабельность хозяйственной деятел 0 ьности предприятия;

П - сумма прибыли (валовой или чистой);

Т - объем товарооборота (без НДС).

След 0 ующим показателем является показатель, характеризующий эффективность использования собственного капитала. Он называется показателем рентабельности собственного капита 0 ла, который вычисля 0 ется по формуле:

где П - сумма прибыли предприятия,

К - средняя величина собственного капитала.

Данны 0 й показат 0 ель имеет ключевое значение для акционеров предприятия. Он служ 0 ит критерием оценки уровня котировки акций фонд 0 овой бирже.

Инвест 0 оры благодаря этому показателю оценивают потенциальный доход от вло 0 жения собственных средств в акции и другие ценные бу 0 маги. Также существует показатель рентабельности всего ка 0 питала, который находится в результате деления суммы прибыли на величину всего к 0 апитала.

Показа 0 тель рентабельности основных производственных средств (фондов) предприятия рассчиты 0 вается по следующей формуле:

где П - сумма прибыли;

ОФ - сре 0 дняя стоимость основных фондов.

Ана 0 логичным способом рассчитывается показатель рентабельности материальных оборо 0 тных средств, только вместо показателя средней стоимости осно 0 вных фондов используется показатель средней стоимости мате 0 риальных оборотных средств.

Наряду с ключевыми показателями рентабельности применяется большое кол 0 ичество частных показателей.

Отно 0 шение объема продаж к активам характеризует эффе 0 ктивность использования всех средств, которые находятся у компании, а отнош 0 ение объема продаж к основному капиталу - эффективность использован 0 ия средств, которые вложены в основной капитал. Рост этих показателей означает повышение эффективности опер 0 аций компаний или же отражает инфляционный рост цен.

Все это мо 0 жет сочетаться со снижением рентабельности исполь 0 зования основного капитала и активов в целом. Данные показатели можно допол 0 нить отношением объе 0 ма продаж к оборотному капиталу, которое называется также коэффициентом оборачиваемости оборотных активов. Он пока 0 зывает число оборотов, которое совершает оборотный капитал в течение года. Чем выше число оборотов, тем коммерческая деятельность ком 0 пании более активна, и требуется меньше средств для ведения текущих операций.

Испол 0 ьзование основных фондов представлено показателями фондоотдачи, фондое 0 мкости и фондовооруженности.

Фонд 0 оотдача. Эффективность использования основных фондов характер 0 изует показатель фондоотдачи, рассчитываемый как отношение объема выпу 0 щенной продукции за год (на уровне компании) к среднегодовой полной стоимости основных фондов. На у 0 ровне же отраслей в качестве показателя продукции используется выпуск или вало 0 вая добавленная стоимость, а на уровне экономики в целом — стоимость валового внутреннего продукта.

Фон 0 доотдача - это объем выпущенной продукции деленный на средн 0 юю сумму промыш 0 ленно-производственных основных фондов по первон 0 ачальной стоимости.

Повыш 0 ение уровня использования основных фондов позволяет увел 0 ичить размеры выпуска производства без дополнительных капитальны 0 х вложений и в более короткие сроки. Ускоряет темпы произв 0 одства, уменьшает затраты на воспроизводство новых фонд 0 ов и снижает издержки производства.

Эконо 0 мический эффект повышения уровня использования основных 0 фо 0 ндов - рост общественной производительности труда.

Фондоотдача показывает, сколько продукции (или прибыли) получа 0 ет пре 0 дприятие с каждого рубля имеющихся у него основных фондов.

Фондо 0 емкость. Фондоемкость - обратная величина от фондоотдачи. Она характеризует, сколько основных производственных фонд 0 ов приходится на 1 рубль произведенной продукции.

Фонд 0 оемкость это средняя сумма промышленно произв 0 одственных основных фондов по первоначальной стоимости де 0 ленная на объем выпущенной продукции.

Снижение фондоемкости подразумевает экономию труда.

Показа 0 тель фондоотдачи характеризует объем продукции, получе 0 нной с каждого рубля, вложенного в основные фонды, и необх 0 одим для расчета экономической эффективности использования действующих основных производственных фондов.

Вели 0 чина фондоемкости характеризует объем средств, который нужно затратить на основные фонды, для получения необходимого объема продукции.

Таки 0 м образом — фондоемкость показывает, какой объем основных фондов при 0 ходится на каждый рубль выпущенной продукции. Если использование основных фондов укрепляется, то фондоотдача повышае 0 тся, а фондоемкость — уменьшается.

К числу показателей эффективности использования оборотных средств относ 0 ятся следующие.

1. Средняя про 0 должительность оборота оборотных средств (оборачиваемость в днях);

2. Коэффиц 0 иент оборачиваемости оборотных средств показывает число оборотов, которые оборот 0 ные средства совершают за плановый период;

3. Та 0 кже для оценки эффективности использования оборотных средств рассчи 0 тывается коэффициент загрузки оборотных средств. Он х 0 арактеризует их сумму, приходящуюся на 1 рубль реализуемой продукции.

Пут 0 ями повышения эффективности использования оборотных средств являются: оптимизация запасов ресурсов и незавершенного производст 0 венного цикла; сокращение длительности производст 0 венного цикла; улучшение организации материально-технического обеспечения; ускорение реализации товарной продукции и др.

Общие исто 0 чники экономии материальных ресурсов: снижение удельного расх 0 ода материалов; уменьшение веса изделий; снижение потерь и отх 0 одов материальных ресурсов; использование отходов и побочных п 0 родуктов: утилизация отходов; замена натурального сырья и материал 0 ов на искусственные.

С целью оценки эффективности использования можно оценить любые ресу 0 рсы, произведенные предприятием для достижения пол 0 ученного конечного результата, а с целью эффективности получения можно оц 0 енить соответственно любые полученные предприя 0 тием пока 0 затели конечных результатов.

Однако, простого определения эффективности работы предприятия недостаточно для того, чтобы судить об изменениях работы предприятия в лучшую либо худшую стороны в сопоставлении за разные периоды времени, за разные отчетные периоды. Для того чтобы оценить динамику эффективности работы предприятия, динамику эффективности получения конечных результатов его работы и динамику эффективности использования ресурсов, произведенных предприятием на достижение полученных результатов, необходимо определить соответственно индекс показателя эффективности работы предприятия, а также индексы показателей эффективности получения конечных результатов и индексы показателей эффективности использования ресурсов. Определить индекс эффективности показателя можно по формуле:

где J.Эфп - индекс эффективности показателя использования вида ресурса на полученный предприятием с его помощью показатель вида конечного результата либо индекс эффективности показателя получения вида конечного результата за счет использованного для его достижения показателя вида ресурса;

JK - индекс показателя вида конечного результата (за отчетный и базовый периоды);

JP - индекс показателя вида ресурса (за отчетный и базовый периоды);

Соответственно показатели вида конечного результата и показатели вида ресурса, взятые за отчетный и базовый периоды.

Благоприятным является результат, при котором J.Эф.> 1, что свидетельствует о положительной динамике эффективности использования показателя вида ресурса на полученный с его помощью показатель вида конечного результата деятельности предприятия, если оценивается эффективность использования ресурса. Если же оценивается эффективность получения конечного результата, то соответственно при J.Эф.> 1 можно говорить о положительной динамики эффективности получения показателя конечного результата.

В качестве показателей ресурсов при расчете экономической эффективности работы предприятия могут рассматриваться такие показатели, как внеоборотные активы, оборотные активы, товарно-материальные ценности, себестоимость продукции, численность персонала, фонд оплаты труда и другие ресурсы предприятия, произведенные им на достижение полученного в результате деятельности показателя конечного результата.

Однако, осуществляя оценку комплексного показателя динамики эффективности работы предприятия, следует учитывать, что конечный результат деятельности предприятия общая прибыль формируется сегодня из поступлений от видов деятельности текущей, а также от видов деятельности инвестиционной и финансовой, осуществляемых предприятием. Для многих предприятий сегодня является нормой получение доходов не только от основных видов деятельности, но и от прочих видов деятельности. Таким образом, общая прибыль предприятия складывается из поступлений всех видов, полученных предприятием в процессе осуществляемой им деятельности за определенный отчетный период времени. А, следовательно, оценивая эффективность использования какоголибо j-oгo вида показателя ресурса, затраченного предприятием, например, на получение какого-либо i-ого вида показателя конечного результат по основному виду деятельности, необходимо сопоставлять значение данного показателя ресурса с показателем этого вида конечного результат, на который он непосредственно был затрачен.

Следовательно, для оценки комплексного показателя динамики эффективности работы предприятия необходимо в соответствии с заданными целями управления и анализа осуществить детализацию показателей видов конечного результата работы предприятия, полученных предприятием, и показателей ресурсов, произведенных предприятием на достижение полученного конечного результата. Детализация показателей конечных результатов и ресурсов по их элементам в целях проведения анализа и управления необходима для выявления элементов ресурсов, неэффективное использование которых, снижает эффективность получения конкретного вида конечного результата и работы предприятия в целом. Детализация по элементам показателя вида конечного результата деятельности предприятия в процессе анализа позволит выявить какой конкретно вид конечного результата получен предприятием с наименьшими затратами, а какой с наибольшими, то есть определить показатели вида конечного результата, полученные эффективно и неэффективно.

С этой целью необходимо осуществить детализацию конечных результатов и ресурсов по их элементам, а их элементов - по подэлементам. Разбивка показателей положительных конечных результатов (прибылей, доходов), как в целом по предприятию, так и по видам его деятельности - это разбивка их на следующие группировки по уровням детализации:

1) Прибыль предприятия общая:

Балансовая прибыль.

Чистая прибыль.

2) Прибыль предприятия по видам деятельности предприятия:

Прибыль от основной деятельности предприятия.

Прибыль от инвестиционной деятельности предприятия.

Прибыль от финансовой деятельности предприятия.

3) Каждого вида деятельности:

Текущая деятельность — это деятельность предприятия, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели;

Инвестиционная деятельность это деятельность предприятия, связанная с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей;

Финансовая деятельность - это деятельность предприятия, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала предприятия, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставления другими организациями займов, погашение заемных средств и т.п.).

Проведение комплексного детализированного анализа по видам показателей конечных результатов деятельности предприятия и видам показателей ресурсов для целей анализа с последующей детализацией каждого конкретного вида показателя на его подвиды, а каждого подвида - уже на подвиды следующего уровня и т.д., позволяет определять за счет каких конкретно показателей ресурсов и их элементов происходит динамика эффективности получения видов конечных результатов и работы предприятия в целом, какие конкретно показатели ресурсов используются эффективно, а какие неэффективно, и соответственно какие показатели конечных результатов получены эффективно, а какие получены неэффективно.

Так, например, ресурс «Внеоборотные активы» можно детализировать по его видам:

Основные средства.

Нематериальные активы.

Незавершенное строительство.

Каждый из данных видов уже можно детализировать на отдельные его элементы, например:

Основные средства - это здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь и другое.

Нематериальные активы - это компьютерное программное обеспечение, базы данных, наукоемкие промышленные технологии, топологии интегральных микросхем, секреты производства («ноу-хау»), торговые знаки, патенты и т.д.

При этом, например, детализацию вида ресурсов «основные средства» можно осуществлять не только по элементам данного ресурса и их подэлементам, но и по сроку полезного использования ресурсов, по амортизационным группам, по местам их назначения и по другим группировкам. Различные виды детализации позволят осуществить расширенный комплексный детализированный анализ и определить «узкие места» неэффективного использования данного вида ресурса и разработать мероприятия по повышению эффективности его дальнейшего использования.

Определение комплексного показателя динамики эффективности работы предприятия и динамики эффективности его работы в разрезе составляющих элементов показателей конечных результатов и ресурсов в сопоставлении за различные периоды позволяет учредителям и руководству предприятия отслеживать соответствие заданным целям предприятия, разрабатывать новые планы, стратегии и концепции развития предприятия, повышать эффективность работы предприятия, устраняя «узкие места» на основе полученных результатов матричного анализа на различных уровнях.

Глубокий и тщательный экономический анализ показателей эффективности работы предприятия служит необходимой предпосылкой принятия управленческих решений.

1.2. Показатели эффективности автотранспортного предприятия

Оценка эффективности транспортного предприятия целесообразно в 3 этапа:

1) сбор объективной информации о техникоэксплуатационных и экономических показателях, разработка рекомендаций по повышению эффективности работы автотранспортного предприятия (подразделения);

3) анализ полученных результатов, адаптация реализуемых мероприятий к работе в реальных условиях.

1) нормирование и контроль расхода топлива;

2) минимизация порожних пробегов и непроизводительных простоев;

3) оптимизация парка подвижного состава;

4) оптимизация маршрутов перевозки;

5) разработка должностных инструкций и документооборота;

6) организация поиска заказов (маркетинг);

7) разработка системы учета технико-экономических показателей работы для оценки текущей эффективности.

При проведении транспортного аудита целесообразна установка системы спутниковой навигации с подключением оборудования для определения расхода топлива.

При реализации организационно-технологических мероприятий по повышению качества транспортного обслуживания расчет эффективности можно вести по следующим показателям.

1. Срок доставки грузов. При денежной оценке времени транспортировки следует принимать во внимание возможность полной реализации преимуществ от ускорения доставки, в частности :

Насколько больше продукции в результате сокращения времени транспортировки можно произвести и сколько это будет стоить;

Произойдет ли в результате сокращения времени перевозки ускорение процесса производства и оборота средств и в какой степени;

Произойдет ли снижение себестоимости промышленного производства и каковы будут результаты − как макро-, так и микроэкономические;

Смогут ли выгоды сокращения продолжительности перевозки найти свой эквивалент в сумме денег, которую клиент был бы готов заплатить за эти выгоды или за то, чтобы избежать отрицательных результатов.

В условиях дефицита инвестиционных ресурсов ускорение доставки ведет к высвобождению перевозочных мощностей транспортной компании, что позволяет выполнить дополнительный грузооборот наличным парком. Эффект определяется как прибыль от дополнительного грузооборота:

где Pl − дополнительный грузооборот, ткм;

П У − удельная прибыль, приходящаяся на 1 ткм, руб.

В условиях, когда спрос на перевозки оказывается меньше высвободившихся производственных возможностей транспортной компании, при расчете эффекта учитывается доля величины Pl , выполненная в конкретных условиях.

Если транспортные ресурсы находятся на грани исчерпания, то нужно приобрести их в количестве, необходимом для выполнения заданного объема перевозок. В этом случае величина эффекта должна быть уменьшена на сумму капитальных вложений.

Помимо повышения скорости транспортная компания может добиваться ускорения доставки и другими средствами, в том числе ускорением оформления документов на перевозку, внедрением новых форм документов, автоматизацией их заполнения. Эффект в этом случае складывается из экономии времени оформления документов (ЭД) и сокращения простоя подвижного состава:

где n - количество комплектов документов, оформляемых на перевозки;

t з− экономия времени на заполнение одного комплекта документов, мин.;

с - стоимость 1 человеко-часа работника, занятого оформлением документов, руб.

Экономия средств от сокращения простоя подвижного состава, в котором перевозится груз, в ожидании заполнения документов (Э ПС ):

где nt пр − число часов простоя в ожидании оформления документов, которое может быть сокращено при совершенствовании документооборота;

c − стоимость 1 часа простоя, руб.

Суммарный эффект от ускорения доставки определяется по формуле:

2. Сохранность перевозимых грузов. Экономический эффект от сокращения потерь при транспортировке определяется по формуле 10

3. Ритмичность поставок. Если задержка в доставке груза наносит ущерб и грузовладельцу (остановка производства), и транспортной компании (выплата штрафа), то и досрочная доставка, не соответствующая режиму работы предприятия-грузополучателя, также зачастую является неэффективной. В частности, если груз доставляется ночью, а режим работы грузополучателя предусматривает наличие только дневной смены, то транспорт с грузом будут простаивать до начала рабочего дня. Аналогичная ситуация возникнет, если груз будет доставлен получателю в выходные или праздничные дни. То есть досрочное прибытие груза при отсутствии у получателя свободных складских площадей нередко ведет к росту затрат на хранение материальных запасов грузополучателя.

Эффект от сокращения простоя в ожидании выгрузки для транспортной компании можно определить по формуле:

где С ВЧ − стоимость 1 часа простоя транспортного средства, руб.; n − число транспортных средств в отправке;

Н - время простоя одного транспортного средства в ожидании отправления или выгрузки, час.

Дополнительные затраты, связанные с повышением ритмичности доставки грузов, складываются из расходов на дополнительную маневровую работу (ЗМР)

4. Полнота удовлетворения спроса на перевозки определяется на основе выявления возможностей увеличения объема перевозок. Так, если в результате обследования выявлена и обоснована возможность переключения определенного объема перевозок, выполняемого конкурентами (другими видами транспорта или транспортными компаниями), эффект можно определить как дополнительную прибыль транспортной компании:

где − дополнительный грузооборот;

d - доходная ставка по грузовым перевозкам;

О - расходы на проведение обследования, тыс. руб.;

Е ДОП - дополнительные эксплуатационные расходы, тыс. руб.

Необходимо отметить, что рост объемов погрузки после проведения маркетинговых мероприятий не всегда является следствием таких мероприятий. В ряде случаев он может быть вызван ростом объемов производства перевозимого груза из-за роста спроса на него в пункте потребления или обусловлен сезонными факторами. В связи с этим в каждом конкретном случае следует анализировать причины, вызвавшие рост объемов погрузки, и выделять ту долю прироста, которую вызвала целенаправленная маркетинговая деятельность транспортной компании.

5. Экологичность транспортных процессов. Экологический эффект для транспортной компании будет выражаться в снижении экологических штрафов и платежей:

где − изменение приведенной массы выбросов загрязнений i-го вида, т.

где − масса выбросов после проведения мероприятия по повышению качества транспортного обслуживания;

− масса выбросов до проведения мероприятия;

− масса выбросов в рамках предельно допустимых концентраций;

Ш i - ставка штрафа или экологического платежа, руб./т.

6. Безопасность перевозок. Эффект от повышения безопасности за определенный период времени будет определяться как предотвращенный ущерб от аварий других нарушений безопасности движения. Поэтому необходимо прежде всего определить составляющие такого ущерба.

Ущерб от нарушения безопасности движения будет складываться из следующих элементов:

− утрата и повреждение технических средств транспорта:

где ni - количество транспортной техники i-го вида постоянных устройств), пострадавшей в результате аварии, единиц;

Цi - стоимость замены или восстановления соответствующей транспортной техники с учетом затрат на монтаж, руб.;

− потери груза:

где Qj - объем потерь j-го груза, т.;

Сj - стоимость j-го груза, руб.

Потери, связанные с ранением или гибелью людей.

Для разработки и принятия эффективных управленческих решений в транспортной фирме большую роль играет маржинальный анализ, аналитика которого базируется на исследовании соотношений: затраты-объем производства; прибыль, а также прогнозирование каждого их этих трех показателей на перспективу В современной теории анализа хозяйственной деятельности рассматриваемый метод получил название «анализ безубыточности».

Маржинальный анализ можно использовать, если общие затраты на содержание управленческого персонала и эксплуатацию транспортных средств представить в двух частях: постоянной (А) и переменной (В), то есть

Sобщ = А + В,

причем переменные затраты В прямо пропорционально зависят от численности перевозок М и переменных затрат b, то есть

Практика показывает, что в транспортных подразделениях промышленных и сбытовых предприятий снижение транспортных издержек по результатам разработанных мероприятий составляет 10-15 %. 11

Генкин, Б. М. О показателях эффективности и принципиальных схемах мотивации эффективной работы / Б. М. Генкин, М. И. Козлова // Вестник ИНЖЕКОНа. - Сер. Экономика. - 2004. - Вып. 4(5). - С. 3-9.

Разрабатывая пути и отдельные мероприятия по совершенствованию деятельности ТОО «NLC Atasu», необходимо учитывать, что на эффективность деятельности оказывает влияние ряд факторов, которые группируются по следующим направлениям:

1) технические;

2) экономические;

3) организации производства.

Технические факторы определяют влияние техники, технологии и отраслевой структуры, назначение и объем оказываемых услуг и количество потребляемых материально-технических ресурсов. Техническими факторами также являются: назначение и сложность грузоперевозок, оснащенность ремонтно-транспортного, гаражного и складского хозяйства.

К экономическим факторам, оказывающим влияние на организацию производственной деятельности, относятся: уровень спроса на оказываемые услуги, объем услуг, формы расчетов за поставляемые (продаваемые) услуги, доля мелких отправок и нетранзитных партий отгрузки, доля поставок на экспорт.

Факторы организации производства включают тип производства (индивидуальное, мелкосерийное, серийное, крупносерийное, массовое), уровень специализации, территориальное размещение производственной базы предприятия, гаражей и складов.

Многообразие факторов, воздействующих на организацию коммерческой деятельности структурное построение предприятия, приводит к весьма значительному количеству различных разновидностей схем организационных структур отделов маркетинга, сбыта, закупок (материально-технического обеспечения).

Конкурентоспособность транспортных услуг определяется в основном двумя факторами - уровнем себестоимости услуг и уровнем их качества. Поэтому снижение себестоимости и повышение качества перевозок конкретных грузов - важнейшие направления повышения конкурентоспособности ТОО «NLC Atasu». Снижение себестоимости перевозок может быть достигнуто за счет экономии топлива, запасных частей, ремонтных материалов, шин, а также за счет повышения производительности подвижного состава.

Повышение качества перевозок грузов предполагает выполнение доставки точно в установленные сроки, при высокой сохранности количества и качества перевозимых грузов.

Эти направления повышения конкурентоспособности предприятия должны быть реализованы на предприятии за счет повышения уровня менеджмента и, в частности, за счет улучшения организации коммерческой деятельности менеджерами предприятия.

Главным же направлением в улучшении деятельности автотранспортного предприятия является повышение экстенсивной загрузки грузового автотранспорта в работе.

Мероприятие первое. Рациональная организация коммерческого использования грузового автотранспорта предприятия, направленная на увеличение грузооборота.

Основными принципами рационализации любых процессов являются пропорциональность, непрерывность, параллельность, прямоточность, ритмичность, гибкость процесса.

В рамках данного мероприятия необходимо увеличить объем грузоперевозок за счет совершенствования организации грузопотоков, приводящей к улучшению использования грузоподъемности автомобилей. По отчетным данным за 2014 г. грузоподъемность среднесписочного автомобиля использовалась только на 77,6%, что является чуть ниже среднего уровня показателя по отрасли.

Реализация указанных мероприятий должна быть сопровождена соответствующим уровнем организации коммерческой деятельности в ТОО «NLC Atasu». В связи с этим предлагается следующий организационный план коммерческой деятельности предприятия

При разработке этого плана целесообразно составить деловое расписание, имеющее следующие структурные элементы:

Выделение ключевых областей деятельности. Составление списка видов деятельности, которые являются жизненно важными в коммерческом деле.

Определение даты начала каждой работы. Для этого рассматривается место данной работы в общем плане работ.

Определение срока завершения каждой работы.

Назначение ответственных за каждую ключевую область деятельности; при этом необходимо, чтобы за каждую область отвечало одно лицо.

Обсуждение возможных сбоев в расписании и действия по их корректировке.

Обсуждение влияния отклонений в расписании на потенциальную жизнеспособность предпринимаемого бизнеса.

Ключевое место в повышении эффективности автотранспортных перевозок занимает качество и оперативность оказываемых услуг. Это главный механизм привлечения новых клиентов и увеличения оборота компании. Представим, что доход транспортной фирмы с одного километра или машино-часа составляет 500 тг., а расходы - 400 тг. Так вот, наша цель - не только сократить затраты до 350тг., увеличив прибыль с единицы транспортной работы до 150тг., но и увеличить объемы самих перевозок. Как это можно сделать:

1. Разделить обязанности служб логистики и эксплуатации.В любой транспортной компании должно существовать разделение обязанностей. Есть логистическая служба, которая задает правила перевозочного процесса, и есть эксплуатационно-ремонтная служба, которая решает поставленные задачи. Распространенная ошибка - подчинение этих служб одному руководителю, например начальнику службы эксплуатации (в транспортной компании) или начальнику автотранспортного подразделения (на предприятии).

Логистическая служба получает заявки, планирует эффективные маршруты, согласует время доставки и передает четкие и понятные задания в эксплуатационную службу, затем следит за качеством выполнения этих заданий в процессе перевозки. Также эта служба занимается поиском транспорта на стороне в случае нехватки собственного. Можно подчинить логистическое подразделение даже коммерческой службе (что, впрочем, имеет свои минусы и является темой отдельного разговора).

Задача эксплуатационной службы - выполнить перевозку в заданные сроки на исправном транспорте с заданным уровнем эксплуатационных затрат, а также гарантировать сохранность груза, своевременно подать машину под погрузку и под разгрузку, обеспечить опрятность водителей и корректное общение с клиентом.

2. Наладить достоверный первичный учет. При отсутствии нормальной учетной системы говорить о каких-то изменениях бессмысленно: невозможно с увидеть и оценить плоды своих трудов. На рынке сейчас существует множество информационных систем, которые позволяют выписывать и обрабатывать путевые листы, вести помашинный учет затрат, рассчитывать эксплуатационные показатели и многое другое. Очень часто при попытке внедрить учетную информационную систему возникает масса вопросов: как правильно вести учет шин и аккумуляторных батарей? каким образом правильно относить затраты горюче-смазочных материалов на машину при котловом методе списания? каким образом отслеживать факт установки запчастей? какими документами должна сопровождаться внутренняя деятельность служб? В компании ТОО «NLC ATASU» есть случаи, когда диспетчеры не всегда могут вести достоверный учет пробега машины,по причине случаев поломки спидометров. Поэтому внедрение информационной системы учета автотранспорта должно стать логичным завершением большой работы по постановке первичного учета, а никак не ее началом.

Помашинный учет доходов и затрат важен также, если необходимо принять решение о своевременном обновлении техники. В компании имеется тягач, затраты на ремонт которого съедают всю прибыль, полученную с этой машины, а сумма их за три года эксплуатации равна стоимости новой машины.

3. Не доверять на 100% информации GPS-датчиков. Для более достоверного учета сейчас широко используются GPS-датчики. Они позволяют увидеть реальный маршрут каждой машины, отследить динамику расхода топлива, скорость движения и многое другое. Казалось бы, вот решение всех проблем! Однако эти устройства, как и спидометры, очень легко вывести из строя. Что еще более важно - показатели, снятые с GPS-датчиков, не являются основанием для изменения каких-то первичных данных, указанных в путевых листах, и для последующего наказания водителей. Могут быть такие случаи, когда с помощью показаний GPS-датчиков в сливе топлива и приписывании километража в путевых листах (в сговоре с диспетчерской службой).

4. Уделите внимание нормам расхода ГСМ и справочнику расстояний. Зачастую тут кроется золотое дно с точки зрения сокращения затрат. Практически в любой транспортной компании можно сократить затраты на 15%, лишь обновив нормативы ГСМ и расстояний и начав их контролировать.

5. Регламентировать деятельность компании. Кроме нормативов, любая служба эксплуатации должна иметь набор регламентов своей деятельности и строго их выполнять. Поскольку эта служба - исполнительная структура, то долю самодеятельности в ней нужно свести к минимуму, а 95% действий должны выполняться строго в соответствии с регламентами.

6. Разработать систему ключевых показателей эффективности. Система KPI должна быть многоуровневой. Например, самый верхний уровень предназначен для директора компании и может включать в себя такие показатели, как прибыль по конкретным направлениям перевозок, долю простоя машин, количество выполненных заявок в срок. Это показатели, которые позволяют оценить деятельность транспортной компании в целом и дают информацию для принятия управленческих решений. На операционном уровне должны применяться показатели, которые напрямую влияют на показатели верхнего уровня и дают понимание причин возникновения проблем. Это могут быть, например, показатели прибыльности по каждой транспортной единице, процент загрузки транспорта, коэффициент технической готовности. Всего существует более 30 показателей, позволяющих оценить эффективность работы транспорта, и важно правильно выбрать те семь-десять из них, которые будут использоваться в работе транспортной компании и объективно отражать ситуацию.

7. Поднять уровень транспортного сервиса. Никому не нужна транспортная компания, которая сократила издержки до минимума, получает хорошую прибыль, но постоянно срывает сроки перевозок из-за поломок машин или других форс-мажорных ситуаций. Работа логистической службы не меньше, а, наверное, даже больше влияет на прибыль компании. Главные инструменты здесь - правильная маршрутизация и диспетчеризация перевозок. Эти инструменты позволяют:

Максимально эффективно использовать машину, организуя перевозку попутных и обратных грузов, повышая KPI «загрузка транспорта» и «сокращение холостых пробегов»;

Обеспечивать перевозку точно в срок с нужным качеством.

При рассмотрении эффективности использования автотранспорта важным является показатель объем перевозки груза в единицу времени.

Этот показатель характеризует максимальный объём перевезённого груза (тонн) за единицу рабочего времени (час, месяц, год). Вторым важным показателем является производительность автопарка. Он выражается коэффициентом использования автопарка (К=1 и К<1). Третьим показателем является грузоподъёмность автомобиля. Чем выше грузоподъёмность, тем меньше удельный расход топлива, смазочных материалов, количества ездок и других показателей на единицу перевезённого груза.

Исходя из важности этих показателей, несложно определить основные пути повышения эффективности автотранспортного хозяйства на предприятии ТОО «NLC Atasu»(таблица)

Показатели повышения эффективности автотранспортного хозяйства

Направления

Описание деятельности

Строгое соблюдение режима экономии в расходовании материальных и денежных средств, внедрение прогрессивных норм расхода топливно-смазочных материалов, запасных частей, автомобильных шин, а также ликвидация бесхозяйственного расходования и потерь материальных ценностей.

Улучшение организации материально-технического снабжения нормирования и планирования оборотных средств, отказ от практики представления предприятиями завышенных заявок на материалы, запасные части, шины и топливо (завоза их в явно завышенных количествах), что приводит к замораживанию средств

Своевременное заключение договоров с клиентурой на автомобильные перевозки и с организациями на поставку материальных средств, а также строгое соблюдение установленного порядка расчетов за автомобильные перевозки и поставки материальных ценностей. Снижение времени простоя подвижного состава в периоды технического обслуживания и текущих ремонтов способствует сокращению незавершенного производства, что, в свою очередь, также благоприятствует повышению оборачиваемости оборотных средств.

Разработка системы KPI (ключевые показатели эффективности).

Система показателей позволяет оценить деятельность предприятия на разных уровнях. Примером таких показателей могут быть количество простоев автомобилей, количество выполненных заявок, прибыль от перевозок, коэффициент технической готовности парка и т.д. Показатели помогают следить за изменениями в работе предприятия и при необходимости руководители могут корректировать действия подчиненных. Очень важно выбрать несколько показателей, которые наиболее точно будут характеризовать деятельность предприятия на данном уровне.

В современных условиях, когда высока конкуренция в данной сфере, необходимо постоянно находить новые пути повышения эффективности грузовых перевозок с целью сокращения расходов, снижения себестоимости и как результат, снижение тарифов по перевозкам.

Функции управления, определение их состава являются основами установления организационной структуры, разработки технологического процесса управления. Общая функция управления является частью управленческого цикла (характеризуется повторением вида деятельности), направлена на каждый объект управления и определяет функциональное разделение и специализацию управленческого труда. Наиболее обоснованным является следующий типовой состав операций управленческого цикла: планирование, организация, координация, контроль и мотивация.

В связи с тем, что объектом управления является автотранспортное предприятие, функции управления тесно связаны с его непосредственным видом деятельности, т.е. предоставлением транспортных услуг. На предприятии должны реализовываться следующие функции управления:

перспективное и текущее планирование транспортного процесса;

экономический анализ во всех областях его деятельности;

четкая и правильная организация работ с соблюдением техники безопасности, своевременный ремонт и технический осмотр парка автотранспортных средств;

рационализация транспортного процесса, технического осмотра и текущего ремонта подвижного состава;

контроль за транспортным процессом, выявление недостатков в его организации и своевременное их устранение.

Кроме того, на предприятие действуют как внешние, так и внутренние факторы, которые не всегда благоприятно влияют на деятельность предприятия.

К внешним факторам следует отнести довольно агрессивную конкурентную среду, сложившуюся на рынке транспортных услуг. Значительную долю в общем объеме перевозок стали занимать частные грузоперевозки. Частные грузоперевозчики составляют значительную конкуренцию для автотранспортных предприятий. Внутренние факторы также оказывают влияние на состояние предприятия. К ним относятся планирование транспортного процесса, управление и координация всех подсистем, контроль за транспортным процессом, учет и анализ результатов его деятельности. Необходимо улучшить деятельность по планированию (составлению сменно-суточных планов), по рационализации маршрутов движения автотранспорта. Это ведет к слаженной работы автотранспортного предприятия и его заказчиков.

Таким образом, при существующей ситуации на ТОО «NLC Atasu» выявлены следующие проблемы:

неэффективное управление перевозками;

нерациональное планирование перевозок;

низкая техническая готовность автомобильного парка;

низкий коэффициент использования пробега на маршрутах;

простой транспортных средств в связи с отсутствием заказов на перевозку.

Следовательно, необходимо принять ряд управленческих решений для улучшения ситуации, сложившейся на предприятии.

Важным условием совершенствования управления и оптимизации грузовых перевозок является повышение научной обоснованности методов принятия решений на всех уровнях планового руководства. Для успешного решения этой проблемы необходимо сделать правильное социально-экономическое обоснование эффективности внедрения каждого прогрессивного технического решения.

На предприятиях автомобильного транспорта определение эффективности от внедрения новой техники, изобретений и рационализаторских предложений осуществляется в соответствии с определенными методиками, которые должны играть роль важнейшего инструмента управления техническим прогрессом и его эффективностью. Перед автомобильным транспортом стоят конкретные цели по увеличению объема грузовых перевозок, повышению интенсивности использования подвижного состава, экономии материальных и энергетических ресурсов, снижению трудовых затрат. Для достижения этих целей необходимо принятие решений по совершенствованию управления и оптимизации грузоперевозок, что создает возможность на предприятии воздействовать на технический уровень новой техники и производства в целом.

Логистический подход к организации автомобильных перевозок обусловливает новое методологическое содержание, заключающееся в том, что основной составляющей частью перевозок должно стать проектирование оптимального (рационального) перевозочного процесса. Под этим понимается поиск наилучших организационных и технически возможных решений, обеспечивающих максимальную эффективность перевозки грузов от места их производства до места потребления.

На основании вышеизложенного, для улучшения системы грузоперевозок на предприятии и повышения эффективности использования подвижного состава может быть предложено такое мероприятие как разработка рационального маршрута движения транспортных средств.

Организация движения подвижного состава на маршрутах должна обеспечивать наибольшую производительность и наименьшую себестоимость перевозок. Маршрутом движения называется путь следования подвижного состава при выполнении перевозок. Маршруты бывают маятниковые и кольцевые.

Длиной маршрута называется путь, проходимый автомобилем от начального до конечного пункта маршрута.

Оборотом подвижного состава на маршруте называется законченный цикл движения, т.е. движение по всему маршруту с возвращением в начальный пункт, из которого началось движение, с выполнением всех соответствующих операций (погрузка - разгрузка, оформление документов и т.д.).

Маршрутизация заключается в разработке таких маршрутов движения подвижного состава, которые обеспечивают наилучшее использование пробега автотранспортных средств.

Выбор маршрута зависит от дислокации погрузочно-разгрузочных пунктов, рода груза и типа использования подвижного состава. На составление маршрутов оказывает влияние род перевозимых грузов. В ряде случаев даже при наличии встречных грузопотоков порожний пробег подвижного состава неизбежен. Оказывает влияние и тип используемого подвижного состава. Так, при применении специализированного подвижного состава (кроме автомобилей-самосвалов) порожний пробег в большинстве случаев также исключить нельзя.

Количество груза на определенном маршруте часто не обеспечивает полной загрузки подвижного состава в течение времени работы. Поэтому на практике очень часты случаи, когда в течение смены подвижной состав используется для перевозки грузов по нескольким заказам.

В качестве альтернатив для разработки рационального маршрута могут быть предложены следующие маршруты:

Маятниковый маршрут с обратным полностью груженым пробегом, т.е. движение автомашин с грузом в обоих направлениях.

В качестве критериев выбора наилучшей альтернативы можно выделить такие критерии, как: максимальная загрузка транспорта; минимум порожнего пробега; снижение издержек на перевозку 1 т груза; повышение коэффициента использования пробега.

Разрабатывая маршруты, необходимо учитывать, что наиболее целесообразна организация движения подвижного состава по маятниковым маршрутам с обратным не полностью груженым пробегом или с груженым пробегом в обоих направлениях. Кольцевые маршруты организуются в тех случаях, когда маятниковые маршруты организовать невозможно.

Правильное составление маршрутов обеспечивает достижение наивысшего коэффициента использования пробега, а, следовательно, обеспечивает снижение себестоимости перевозок.

Организация маршрута с обратным холостым пробегом нецелесообразна, т. к. за оборот автомобиля совершается только одна ездка с грузом. Коэффициент использования пробега при этом равен 0,5, отсутствует максимальная загрузка транспорта, издержки на 1 т перевезенного груза достаточно высоки. Следовательно, наиболее целесообразным становится организация маршрута с обратным не полностью груженым пробегом. При этом достигается максимальная загрузка транспортных средств, повышается коэффициент использования побега (?>0,5) и снижаются издержки на 1 т перевезенного груза.

Так как перевозки будут носить систематический, а не разовый характер, то основанием перевозки грузов и выполнения экспедиционных операций будет служить договор и заказ. Перевозка грузов автотранспортным предприятием осуществляется при обязательном соблюдении заказчиками следующих условий: подъездные пути к пунктам и местам погрузки-разгрузки должны находиться в состоянии, обеспечивающем нормальный подъезд и свободное маневрирование автомобилей в любое время года; места погрузки-разгрузки должны быть укомплектованы соответствующими средствами механизации, весовыми устройствами и противопожарными средствами; подъездные пути и места погрузки-разгрузки должны быть оснащены в соответствии с действующими нормами.

Грузоотправители обязаны до прибытия подвижного состава подготовить груз к перевозке, а автотранспортное предприятие, в свою очередь, обязано подавать подвижной состав под погрузку в чистом виде и в состоянии, пригодном для перевозки конкретного груза.

Необходимо отметить, что предложенный вариант рационализации маршрута позволит значительно повысить коэффициент использования пробега, а значит снизить издержки на перевозку и позволит получить дополнительную прибыль.

Учитывая все вышесказанное, становится очевидным, что предложенный вариант рационализации маршрута является достаточно эффективным, позволяет улучшить технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава, повысить производительность автомобилей и снизить издержки 1 ткм перевезенного груза, а также получить дополнительную прибыль за оказанные транспортные услуги.

1.1 Основные подходы анализа деятельности автотранспортных предприятий

1.2 Цели, задачи и информационная база оценки эффективности деятельности предприятия

2 Анализ и оценка эффективности деятельности АТП специализированного управления УМР г. Донецка

2.1 Краткая характеристика деятельности АТП как структурное подразделение специализированного управления УМР

2.2.Анализ выполнения вскрышных работ анализируемого предприятия

2.3. Анализ состояния и использования основных фондов

2. 4. Анализ использования трудовых ресурсов

2.5 Анализ себестоимости вскрышных работ

2.6 Оценка финансового состояния предприятия

3.Направление повышения эффективности деятельности автотранспортного предприятия

3.1. Обновление действующего парка предприятия

3.2 Оценка риска осуществления вложений инвестиций

3.3 Экономическое обоснование замены действующих большегрузов современными аналогичными машинами

Список литературы

1 Теоретические и методические подходы оценки эффективности деятельности современного транспортного предприятия

1.1 Основные подходы анализа деятельности автотранспортных предприятий

Оценивать хозяйственную деятельность автотранспортного предприятия начинают с анализа выполнения плана по объему перевозок грузов и пассажиров. Основная часть грузовых перевозок оплачивается клиентурой сдельно за тонну груза с учетом расстояния перемещения. Объем перевозок здесь определяется количеством перевезенных тонн груза и выполненными тонно-километрами.

В ряде случаев работу грузовых автомобилей трудно измерить в тоннах и тонно-километрах. К ним относятся, например, перевозки технологического характера (перевозки грузов на территории склада, завода, стройки); перевозки рабочих к месту работы и обратно в специально оборудованных грузовых автомобилях; перевозки почты и т. д. Предприятия оплачивают такие перевозки исходя из времени нахождения автомобиля в их распоряжении. В качестве измерителей объема этих перевозок принимают пока­затель «оплаченные автомобиле часы работы».

Анализ объема перевозок ведется раздельно по каждому их виду. Вначале делается общее заключение о выполнении планового задания, ходе выполнения заданий и плана внутри исследуемого периода. Для этого исчисляются относительные и абсолютные отклонения объема перевозок от плана, плановые и фактические темпы роста перевозок по годам, а внутри года - по кварталам и месяцам. Важное значение имеет исследование структуры перевозок по родам (классам) грузов. Изменение структуры перевозок является одним из факторов, определяющих уровень таких технико-эксплуатационных показателей, как сред­нее расстояние перевозки, время простоя под погрузочно-выгрузочными операциями, коэффициенты использования грузоподъемности и пробега автомобилей.

Общая характеристика выполнения плана перевозок дополняется исследованием причин отклонений фактических объемов работ от предусмотренных в плане. Объем работы п-го вида, который может освоить автотранспортное предприятие, определяется величиной находящегося в его распоряжении среднесписочного парка автомобилей А сс и средней производительностью одного списочного автомобиля А вп.

Изменение списочного количества автомобилей происходит, как правило, по причинам, не зависящим от работы автотранспортного предприятия. Влияние этого фактора на объем перевозок определяется при расчетах.

Средняя производительность автомобиля складывается как результат действия многих факторов. Одни из них зависят главным образом от качества работы коллектива, другие отражают сложившиеся условия работы. Например, в грузовых перевозках к последним относят изменение средней длины ездки, средней грузоподъемности автомобиля, расстояния перевозки грузов. При оценке влияния на объем работы факторов, определяющих уровень про­изводительности автомобиля, используют результаты анализа этого показателя.

Выполнив оценку причин изменений объема перевозок и проверив результаты расчетов, суммируют отклонения от плана (базиса) объема работы по факторам, отражающим условия производства факторам, характеризующим качество работы Обобщая результаты аналитических расчетов, определяют, что в отчетных условиях работы предприятие могло бы выполнить объем перевозок больше или меньше планового и на какую величину.

Отклонение возможного объема перевозок от фактически выполненного объясняется изменением качественных показателей работы.

Наряду с оценкой выполнения плана перевозок данного вида в целом по предприятию такой же алгоритм используется для анализа работы отдельных автоколонн.

После общего заключения о выполнении автотранспортным предприятием плана по объему работы изучаются перевозки грузов по отдельным заказчикам, Цель такого исследования - установить полноту удовлетворения спроса на перевозки, а в случае невыполнения плана перевозок - виновников и причины отклонения отчетного объема работ от планового. У заказчика причинами изменения потребности в перевозках грузов могут быть отклонения от плана объема производства и реализации продукции, размера поставок сырья, материалов, полуфабрикатов, нарушение предусмотренного графиками ритма отгрузки и др. Уменьшение объема работы по этим причинам освобождает автотранспортное предприя­тие от ответственности за невыполнение плана перевозок. Для объяснения причин невыполнения плана перевозок по вине автотранспортного редприятия привлекают результаты ранее выполненной оценки влияния на объем перевозок изменений условий и качества работы данного предприятия.

Итоги анализа выполнения плана перевозок подводятся отдельно по группе заказчиков, закрепленных за данным предприятием (обязательная клиентура), и по группе незакрепленной клиентуры.

Завершается анализ разработкой организационно-технических мероприятий по освоению выявленных резервов роста объема перевозок.

Помимо перевозок, при анализе дается характеристика выполнения плана по объему транспортно-экспедиционных операций, погрузочно-разгрузочных работ и прочих видов работ и услуг.

Доходы автотранспортного предприятия складываются из доходов от перевозок, выполнения транспортно-экспедиционных работ, эксплуатации складов, погрузочно-разгрузочных операций и прочих работ и услуг (оказание техпомощи на линии, техническое обслуживание и ремонт автомобилей для других предприятий и т. п.).

Доходы от перевозок - основная составляющая общей суммы доходов. Анализируются эти доходы отдельно по каждому виду перевозок по автоколоннам и предприятию в целом. Их величина представляется зависящей от объема перевозок Ì-го вида груза и от средней доходной ставки..

Найденные отклонения подлежат дальнейшему исследованию, при котором выявляются изменения доходов от факторов, определяющих объем перевозок и доходные ставки. Так, используя результаты анализа влияния на объем перевозок отдельных факторов, можно определить изменение по этим факторам доходов.

Доходные ставки по видам перевозок складываются под действием большого круга факторов. Их уровень определяется, прежде всего, системой применяемых тарифов. Основными являются сдельные тарифы. Для грузовых перевозок они построены в зависимости от расстояния перевозки и класса грузов.

В тарифах на грузовые перевозки, оплачиваемые сдельно, выделяют пять классов грузов. Тарифные платы за перевозку на данное расстояние тонны груза каждого последующего класса повышаются по сравнению с предыдущим классом пропорционально снижению среднего коэффициента использования грузоподъемности. Следовательно, увеличение доли перевозки легковесных грузов (т. е. грузов более высокого класса) приводит к росту доходной средней ставки. Для оценки влияния на доходы изменений структуры перевезенных грузов по их классам необходимо знать величину коэффициента выполнения плана, объема перевозок по каждому классу грузов и в целом по данному виду перевозок, величину плановых доходов.

На уровень средней доходной ставки от перевозок грузов влияет применение исключительных тарифов на перевозку массовых навалочных грузов в автомобилях-самосвалах и думперах и на перевозку в специализированном подвижном составе, когда уплачивается надбавка в пределах 15 - 25%, а в отдельных случаях - до 40% установленной платы по сдельным тарифам.

Кроме того, Едиными тарифами на перевозку грузов предусмотрена система надбавок и скидок, влияющих на величину доходной средней ставки. Так, при перевозке грузов автомобилями-самосвалами на расстояние свыше 15 км провозная плата повышается на 15%. После завершения анализа причин изменений доходов по видам перевозок данные обобщаются, и дается характеристика выполнения плана доходов в целом по автотранспортному предприятию.

Повышение эффективности использования производственных фондов автотранспортного предприятия проявляется в росте показателей фондоотдачи (съема доходов с гривны среднегодовой стоимости основных производственных фондов или оборотных средств) и в снижении затрат на единицу перевозок или гривну доходов, амортизационных отчислений, материалов, топлива, запасных частей, автомобильных шин и др. В производственных фондах автомобильного транспорта примерно 90 - 95% занимают основные производственные фонды. Характеристика эффективности использования этих фондов производится по результатам анализа стоимостного показателя фондоотдачи. Величина этого показателя зависит от объема и структуры перевозок грузов и пассажиров; качества использования подвижного состава, его обеспеченности базой для хранения, ремонта и обслуживания; уровня средних доходных ставок; объема работ других видов деятельности, цен на эти работы и услуги, их фондоемкости.

Года, то: ФРП = Пчист; Фрез = 0; Фср = 0; 2) Если Токф меньше одного года, то: ФРП = Квл, а сумма прибыли «Пчист = Квл» Распределяется самостоятельно в резервный фонд и фонд социального развития коллектива. Направления использования Фср – дотация на питание, дотация на проезд, и т.д.7. Расчет показателей экономической эффективности проекта зоны, участка 7.1 Капитальные вложения (Квл)





Заработной плате имеет целью определить необходимое количество работников всех категорий, уровень производительности труда и фонды заработной платы на планируемый период. 5.1 Расчет численности и фонда заработной платы водителейСреднесписочная численность водителей грузового АТП (Nвод) определятся по формуле: , где АЧрабКамАЗ-551111088 час.– количество авточасов работы водителей на линии; ...





Использовании действующих справочников, прейскурантов и данных методических указаний. Техтрансфинплан грузового автотранспортного предприятияИсходные данные Исходными данными для разработки техтрансфинплана являются: Годовой объем перевозок грузов Qгод=260 тыс. т.; Количество дней работы АТП за год (режим работы АТП) Др=305 дней; Категория условий эксплуатации подвижного состава - II; Средний...

II и III классов может быть принят 20, 30 и 50 процентов соответственно. 1 кл. = 112 2 кл. = 168 3 кл. = 280 3.1.2 Явочное количество водителей определяется с учетом режима работы автотранспортного предприятия Ряв.в =АЧэ / (Др.г* Тн)= 394790/(305*12,8)=101 (5.3) 3.2 Расчет численности ремонтных рабочих 3.2.1 Технологически необходимое явочное количество рабочих, занятых в зоне ЕО (...