Полароид год выпуска. Polaroid: история бренда. Поляризация - это настоящее чудо от Polaroid

Эдвин Лэнд (1909-1991), всемирно известный и, вероятно, самый плодовитый изобретатель XX столетия. Ко времени ухода на пенсию в 1982 г. он имел 537 патентов США на свои изобретения, патентовавшиеся и в других странах. В истории изобретательства только Томасу Эдисону удалось получить большее число патентов. Наиболее известные изобретения Лэнда относятся к области приборов и технологий, основанных на явлении поляризации света. Само это явление упоминалось в научной литературе с 1812 г., но Лэнд был пионером его технологической реализации. На изобретениях Лэнда основана фотокамера «Polaroid» и осуществляемый в ней технологический процесс моментального получения черно-белых и цветных изображений на фотобумаге. Хотя преимущественной областью интересов Лэнда была оптика и различные направления ее технического приложения (кино, техника связи, медицина и др.), диапазон его изобретательского творчества необычайно широк и захватывает химию и технологию изготовления разнообразных материалов.

Лэнд был не только одним из крупнейших изобретателей нашего времени, но и энергичным предпринимателем. Основав в середине 30-х годов фирму «Полароид», он на протяжении 40 лет был председателем совета акционеров, президентом и главным инженером этой фирмы. Ютившаяся в гараже в Кембридже фирма к началу 1980-х выросла в корпорацию с капиталом 1400 миллионов долларов. Он был одним из первых промышленников, осознавших значение научного задела для успешного развития промышленной корпорации. В 1980 г. Лэнд основал некоммерческую исследовательскую организацию – Роулэндский институт науки, подарив ему несколько миллионов долларов. Расставшись с фирмой «Полароид», он ушел в этот институт научным сотрудником. Институт недавно прославился тем, что в нем были разработаны приборы и технологии лазерной микроскопии, дающей возможность манипулировать одноклеточными организмами.

Как изобретатель и эксперт, возглавивший при президенте Д. Эйзенхауэре секретный комитет по разведке, Лэнд внес значительный вклад в разработку разведывательных спутников, которые с 1960 г. стали регулярно поставлять на Землю картинки с орбиты.

Любопытны следующие подробности. Лэнд не имел диплома о высшем образовании. Он сначала учился в Норвичской академии (штат Коннектикут), а впоследствии дважды поступал в Гарвардский университет, но в 1932 г. оставил его всего за один семестр до окончания полного курса. Уже на студенческой скамье он проявил себя как блестящий студент, способный к научно-исследовательской работе. Тогда же он глубоко заинтересовался поляризацией света, создал свое первое изобретение – линзу для автомобильных фар, предотвращающую слепящее воздействие на встречных водителей. Эти линзы и стала выпускать основанная им в 1932 г. маленькая фирма «Лэнд - Вилрайт Лабораториз», совладельцем которой стал Вилрайт из Гарвардского университета. После ее ликвидации в 1937 г. Лэнд основал «Полароид». Термин «полароид» был впервые придуман в 1934 г. профессором, у которого училась жена Лэнда, и это название было дано легкополяризующемуся материалу, выпускавшемуся «Лэнд - Вилрайт Лабораториз».

Задачу создания фотоаппарата, моментально выдающего фотокарточку, подсказала Лэнду в 1943 г. его трехлетняя дочурка, спросившая во время прогулки, почему он не может дать ей снимок, который только что сделал. Впоследствии Лэнд писал, что во время этой прогулки он на протяжении часа усиленно продумывал эту задачу и нашел принципиальное решение, относящееся к взаимодействию трех основных компонентов процесса и фотокамеры. Однако для доведения изобретательского замысла до практической реализации потребовались годы целеустремленной работы. В 1947 г. он продемонстрировал опытный образец, а С 1948 г. началось промышленное производство. К середине 1960-х примерно половина американских семей имела в собственности фотоаппарат «Полароид». Система цветной моментальной фотографии была разработана в фирме «Полароид» в 1959 г., но на рынок эта система вышла лишь в 1963-м.

Не все, что изобретал и внедрял Лэнд, было коммерчески успешным. Фирма «Полароид» понесла большие убытки в результате отсутствия сбыта технически успешных разработок в области технологии и систем моментального кино. Убытки от одной из таких разработок - «Полавидения», вытесненного с рынка в 1979 г.,- составили более 68 млн. долл. Лэнд был вынужден оставить один за другим свои руководящие посты и в 1982 году уйти из созданной и прославленной им фирмы. Однако это его не сломило.
В заключение - несколько штрихов, характеризующих Лэнда как личность. Все, его знавшие, отмечают, что общение с ним сразу же ощущалось как встреча с незаурядным умом. Но он умел держаться так, что собеседник зачастую ощущал себя равным ему, ибо Лэнд обладал даром быстро понять человека, мысленно встать на его местр, видеть обсуждаемую проблему его глазами. Одно из правил поведения, которому следовал Лэнд в своей деятельности,- никогда не принимай как непреложное то, что все знают и во что все верят. У него была способность быстро вникать в суть любого предмета, точно ставить проникающие проблему вопросы и нередко схватывать новый предмет иначе и глубже, нежели признанные специалисты. Он умел зажигать людей идеями, и не раз случалось, что на общих собраниях акционеров он ослеплял их сообщениями о новых изобретениях, иногда преждевременно. Он сам работал необычайно упорно и был требовательным, жестким руководителем, иногда слишком жестким. Он был упрям, невосприимчив к критике и твердо проводил свою линию, даже если она вела к финансовым катастрофам. Он был в большей мере увлечен научной и технической стороной дела. Его многочисленные афоризмы получили название «лэндиз-мов». Вот один из них: «Не делай того, что может сделать кто-нибудь другой».

В редакционной статье газеты «Бостон Глоб» о нем сказано: «Эдвин Лэнд принадлежал к блистательной группе ученых, новаторов, разработчиков и хозяйственников, которые превращали идеи в реальность, чтобы обогатить нашу культуру и экономику одновременно. Очевидным наследием Эдвина Лэнда может быть его камера и корпорация, которая ее делает. Но его величайшим вкладом была яркая демонстрация того, как переплавить воображение, образование, науку и индустрию в насущную человеческую деятельность».

17 июня 1970 года Эдвин Лэнд запатентовал свою эпохальную камеру — первую полностью автоматизированную модель Polaroid SX-70. Мы расскажем наиболее интересные факты о камерах Polaroid и их изобретателе Эдвине Лэнде.


Родители Эдвина Лэнда до эмиграции в США жили в России

Эдвин Лэнд, основатель компании Polaroid, родился в 1909 году в городке Бриджпорт (Коннектикут, США) в семье одесситов, которые эмигрировали в Америку в конце 19-го века — в неспокойное время для живших в России евреев. Дед Эдвина, Авраам Соломонович, начал в Америке собственный бизнес по скупке и переработке металлолома и преуспел в этом. Позже этот бизнес продолжил отец Эдвина.

Эдвин Лэнд, основатель Polaroid и знаменитый американский изобретатель:

Эдвин с юности увлекался техникой. Особенно оптикой

Эдвин с детства был очень любопытным ребенком. История хранит сведения, что однажды его выпорол отец, увидев, что мальчик разобрал его фонограф. Особенно Эдвин увлекался оптикой. В 1926 году он стал студентом Гарвардского университета, но вскоре бросил учебу. Лэнд горел желанием изобретать, а учеба мешала ему в этом. Все силы были брошены на изобретения, и вскоре это оправдало себя. Сперва Эдвин изобрел поляризующие линзы для автомобильных фар, которые освещали дорогу, не ослепляя встречные машины. Позже им были созданы первые в мире поляризационные солнцезащитные очки.

Современники изобретателя рассказывают, что тот всегда проявлял творческий подход при продвижении своих изобретений. Например, когда он захотел продать свои поляризационные светофильтры для использования в солнцезащитных очках топ-менеджерам из American Optical Company, то снял отель для встречи, поставил на подоконник аквариум с золотой рыбкой, а когда гости пришли, вручил каждому по поляризационной пластине. Трюк состоял в том, что в солнечный день из-за бликов золотая рыбка внутри аквариума была не видна, а с помощью поляризационной пластины топ-менеджеры смогли ее сразу увидеть.

Изобретатель Эдвин Лэнд и будущий президент компании Polaroid, 1958 год:

Впечатлив таким образом своих гостей, Лэнд сразу заявил, что отныне солнцезащитные очки необходимо делать из поляризационного стекла, и те практически сразу согласились инвестировать в эту идею. Удивительно, что в 1929 году Лэнд, в возрасте 20 лет, возвращается в Гарвард, чтобы продолжить исследования. И глава лаборатории физики Гарварда Теодор Лайман идет навстречу и предоставляется в его распоряжение лабораторию. Столь впечатлен был профессор достижениями 20-летнего студента-недоучки.

Polaroid — слово, которое Лэнду сперва абсолютно не понравилось

В 1937 году уже успешный предприниматель Эдвин Лэнд основал компанию Polaroid, специализирующуюся на оптической технике. Термин polaroid впервые использовал профессор Кларенс Кеннеди в 1934 году, когда он рассказывал о работах Лэнда в области поиска материала, поляризующего свет. Лэнду это слово сперва страшно не понравилось. Сам он хотел назвать придуманный им материал эпиболлиполом (от греческих слов «плоский» и «поляризатор»). Но коллеги Лэнда убедили его, что легкопроизносимое слово К.Кеннеди подходит для его изобретения лучше.

Во время Второй мировой войны Polaroid стала крупным поставщиком оптики для военных — в войска поставлялись бинокли, приборы ночного видения, перископы и многие другие приборы. Также Лэнд участвовал в разработке сложной военной техники. Так, во время войны его компания получила от американского правительства контракт на 7 миллионов долларов на разработку системы наведения по инфракрасному излучению для самонаводящихся авиаснарядов. К слову, американское военное командование по достоинству оценило разработки Лэнда. Так, в 1944 году у всех американских летчиков были очки Polaroid, похожие на маску для снорклинга, которые обеспечивали отличную видимость.

На создание знаменитой камеры Лэнда вдохновил вопрос его дочери

После окончания войны Лэнд, наконец, смог всецело заняться тем, чем давно хотел, — разработкой фотоаппарата, в котором были бы объединены процессы фотосъемки и обработки снимков. На это изобретение Эдвина натолкнула его трехлетняя дочь во время отдыха в Санта-Фе в 1943 году. Лэнд сфотографировал ее, и девочка расстроилась, узнав, что отец не может прямо сейчас показать ей получившуюся фотографию. Почему? Вместо того, чтобы объяснять дочери, почему это невозможно, Лэнд задал тот же вопрос себе и очень скоро понял, что претензия дочери абсолютно верная. Создать фотоаппарат, делающий мгновенные снимки, возможно.

Разработка такого фотоаппарата заняла не меньше трех лет — сперва было много военных заказов, и сама работа по поиску нового фотоматериала, который позволял получить фотографию за несколько десятков секунд, продвигалась медленно. Та работа чем-то напоминала поиски подходящего материала для ламповой нити накаливания Эдисоном. Помните знаменитую цитату Эдисона об этом: «Я не терпел поражений. Я просто нашел 10 000 способов, которые не работают». Лэнд позже тоже вспоминал тот период поисков: «Придумывая что-то, важно не бояться потерпеть неудачу. Ученые делают великие открытия лишь потому, что выдвигают гипотезы и проводят эксперименты. Неудача следует за неудачей, но они не отступают, пока не добиваются тех результатов, которые им нужны».

К слову, среди изобретателей по количеству зарегистрированных патентов, только Томас Эдисон опережает Эдвина Лэнда — у Эдвина их было около 600.

У Эдвина все получилось. Он добился того, что фоточувствительная поверхность в его камере одновременно выступала и как пленка, и как фотография. Впервые свою «моментальную» камеру Лэнд продемонстрировал в феврале 1947 года на собрании Американского оптического общества. Присутствующие пребывали в восторге. А 26 ноября 1948 года революционные фотоаппараты Лэнда появились в продаже под именем Polaroid Land Camera Model 95 и по цене 90 долларов. Это были немалые деньги для того времени, но первую партию раскупили в тот же день.

Вот он, первый Polaroid — модель Land Camera Model 95:

Лэнд влюбил американцев в искусство фотографии

Первые фотографии, сделанные камерой Лэнда, проигрывали по качеству снимкам, созданным традиционным образом. И стоимость изготовления снимка была выше, но это не останавливало американцев. Уже в 1950-м году был продан миллионный ролик пленки. При этом Лэнд непрерывно совершенствовал свои камеры и пленки. Говорят, особенно сильно его заботило удобство пользования, и все новые опытные модели он приносил домой и смотрел, насколько удобно было его жене и детям делать ими фотографии, зарядить пленку, получить готовую фотографию.

Вклад, сделанный Лэндом в область популяризации фотографии, нельзя преувеличить. В наши дни благодаря популярному приложению Instagram миллионы людей в мире увлеклись мобильной фотографией, а тогда таким катализатором были камеры Polaroid. Многие из тех, кто открывал для себя мир фотографии с помощью Polaroid, переходили позже на профессиональные камеры, становились фотографами-профессионалами. Практически каждая вечеринка и свадьба в те времена в Штатах сопровождалась фотосъемкой, а уходящим гостям на память вручались фотокарточки. Тем, кто родился в СССР, это не сложно представить. Такой же бум моментальной фотографии был и у нас, только значительно позже. В СССР официальные продажи камер Polaroid начались в 1989 году.

В 1960-е Polaroid научили делать цветные фото и снизили цену камеры до $20

На самом деле работа над цветными снимками началось сразу после начала продаж самых первых моделей камер. Но период проб и ошибок занял почти 15 лет.

Еще одним прорывным продуктом того времени стала камера Polaroid Swinger — она стоила всего 20 долларов, благодаря чему, видимо, и стала самым коммерчески успешным продуктом компании. К середине 1960-х примерно у половины американских семей был в собственности фотоаппарат Polaroid.

Polaroid Swinger:

Эпохальная, полностью автоматическая, модель Polaroid SX-70 появилась в продаже в 1972 году

Настоящий прорыв произошел в 1972 году, когда миру была представлена камера Polaroid SX-70, та самая, патент на которую Лэнд получил летом 1970 года. Эта была первая полностью автоматизированная карманная камера. Фотографу оставалось только зарядить кассету, навести объектив и нажать на кнопку. Через минуту фотография была готова. Если сравнивать, то можно сказать, что это был iPhone своего времени — самый удобный фотоаппарат.

Polaroid SX-70:

В предыдущих моделях Polaroid фотограф должен был самостоятельно удалять слой негатива с фотографии. Теперь же весь процесс получения изображения протекал автоматически: после нажатия спуска фотография выезжала из фотоаппарата и в течение нескольких минут полностью проявлялась. Именно такие автоматические модели и получили распространение в СССР в конце 1980-х и в 1990-е годы.

Сам Лэнд так комментировал ту модель: «Моей главной задачей было создание камеры, которая стала бы частью вас, которая бы всегда была с вами». Модель стала эпохальной. Отличные продажи, очередной бум увлечения фотографией в США, стремительный рост стоимости акций компании. В 1970-е Polaroid была одной из самых успешных компаний в мире, а Эдвин Лэнд и его камера даже появились на обложке популярнейшего журнала Time.

В 1970-е Polaroid становится «эстетическим» событием

Лэнд старался продвигать свои продукты не только в массы, но и в среде артистов. Он говорил: «…Изобретение мгновенной фотографии — в том числе и эстетическое событие: это позволило людям, которые видят в окружающем обыденном мире художественную ценность, получить новую среду для самовыражения». Оцените, как это сильно перекликается с философией фотографической социальной сети Instagram! В те годы организуются выставки полароидных снимков, сделанных знаменитостями. На Polaroid снимают Энди Уорхол, Хельмут Ньютон…

Эдвин Лэнд был кумиром Стива Джобса

Это кажется неудивительным. Ведь Лэнд всегда стремился создавать максимально удобные продукты для пользователей, а периодически создавал абсолютно новые продукты. Такой же философии придерживался и Джобс. Известно, что технические новаторы были знакомы друг с другом, общались. Стиву Джобсу особенно запомнилась фраза его кумира, сказанная Лэндом на встрече с ним: «Мир — это как плодородная почва, которая ожидает, чтобы ее возделали. Необходимо сажать семена и собирать урожай, чем я и занимаюсь».

В 1982 году Эдвина Лэнда вынудили уйти в отставку из созданной им же компании

Топ-менеджеры и акционеры Polaroid были не в восторге от того, как их босс ведет бизнес, жаловались на то, что он использует тоталитарные методы, все ключевые решения принимает сам. По мнению других руководителей Polaroid, Лэнд сдерживал развитие компании: он отказывался от слияния с другими компаниями, всегда отрицательно относился к привлечению кредитных средств, ни в грош не ставил маркетинговые исследования и мало верил в маркетинг и рекламу. В итоге под давлением акционеров в 1975 году Лэнда сняли с поста президента компании, потом лишили поста председателя совета директоров, а в 1982 году 73-летнего Лэнда вынудили уйти в отставку.

Любопытно, что в 1985 году Стив Джобс во время одного из своих выступлений заявил: «Доктор Эдвин Лэнд был настоящим бунтарем. Его выгнали из Гарварда, и он основал Polaroid. Он не только был одним из величайших изобретателей своего времени. Более важно то, что он умел видеть точку пересечения искусства и науки с бизнесом и создал организацию, в которой эта философия была воплощена. Polaroid это удавалось в течение нескольких лет, однако впоследствии доктора Лэнда, одного из блестящих бунтарей, заставили покинуть свою собственную компанию. И это одна из самых больших глупостей, о которой я когда-либо слышал в жизни». В том 1985 году и самого Джобса попросила оставить созданная им компания.

В 1985 году Polaroid получил рекордные на тот момент отступные от компании Kodak

Судебный процесс между двумя гигантами фотоиндустрии начался после того, как в 1975 году Eastman Kodak начал разрабатывать свою систему мгновенной фотографии. Тогда юристы Polaroid выдвинули иск о нарушении прав патентовладельца. Судебный процесс длился около десятилетия, но в итоге Высшим апелляционным судом поведение Kodak были призвано неправомерным. Компании пришлось свернуть все свои разработки в области мгновенной фотографии и, кроме того, выплатить Polaroid $925 миллионов. В наше время нечто подобное произошло между Apple и Samsung, что снова сближает Лэнда и Джобса. Хотя к моменту завершения судебного процесса Лэнд уже давно не работал в Polaroid.

Торжественное празднование 50-летия Polaroid прошло в 1987 году без основателя компании Э.Лэнда

Лэнд так никогда и не вернулся в Polaroid. В то время доктор наук Лэнд продолжал работать как научный сотрудник в институте, а 1 марта 1991 года в возрасте 81 года ушел из жизни.

Сам Polaroid пережил своего основателя только на десятилетие. Новое руководство не стало вкладываться в развивающуюся цифровую фотографию. Вскоре многие предпочли цифровые фотоаппараты моментальным камерам Polaroid. Свою роль сыграли и набиравшие популярность лаборатории экспресс-печати. Люди предпочитали экономить: напечатать фотографии в лаборатории было дешевле, снимки получались качественней и долговечней, а потеря по времени уже не была такой существенной. Набрав слишком много кредитов, Polaroid в октябре 2001 года объявил о своем банкротстве.

Несмотря на банкротство, знаменитый бренд продолжил свое существование

Та компания прекратила свое существования, но бренд не умер. В начале 2009 года новая компания Polaroid представила цифровой фотоаппарат, оборудованный встроенным цветным принтером, — Polaroid PoGo Instant Digital Camera. А в 2012 году компания снова вернулась на российский рынок — с цифровыми моментальными камерами и карманным принтером. Будем надеяться, что знаменитый бренд, в середине прошлого века заставивший мир влюбиться искусство фотографии, ждет успешное возрождение.

Эдвин Герберт Лэнд (1930-е годы).

В 1883 году в России после восшествия на престол Александра III начались преследования евреев. Именно тогда вся семья Лэнда: дедушка Авраам Соломонович, бабушка Элла, дяди Сэм и Луис и его отец Гарри - эмигрировали из Одессы в Америку. Предприимчивый дед начал собственный бизнес по скупке и переработке металлолома. 7 мая 1909 года в Бриджпорте (штат Коннектикут) у Гарри Лэнда и его жены Матхи Голдфаген родился сын - будущий всемирно известный изобретатель, которого назвали Эдвином. В семье мальчика звали Дином (Din), поскольку младшая сестра Хелен не могла выговорить полное имя Эдвина. Это короткое прозвище осталось с Лэндом на всю жизнь - так называли его и друзья, и партнеры по бизнесу. С юных лет Эдвин много экспериментировал со светом, калейдоскопами и стереоскопами и часто бегал в местную библиотеку, чтобы поглазеть на установленный там телескоп. А как-то раз в порыве любознательности разобрал на детали отцовский фонограф, за что и был выпорот строгим родителем. В тринадцать лет родители отправили Эдвина на летние каникулы в лагерь неподалеку от Нориджа (штат Коннектикут). Там он увидел эксперимент-демонстрацию разложения светового луча на спектральный пучок с помощью стеклянной пирамидки из исландского шпата. Это событие сильно повлияло и определило дальнейшую сферу интересов Лэнда. В этом возрасте Эдвин впервые прочитал учебник по оптической физике знаменитого учёного Роберта Уильямса Вуда (Robert Williams Wood), и эта книга на долгие годы заменила ему Библию. В школе Эдвин особое предпочтение отдавал естественным наукам. После окончания школы родители мальчика оплатили обучение в Гарвардском университете. Однако, спустя несколько месяцев, Лэнд неожиданно бросил университет. Ему казалось, что учеба в Гарварде только сковывает его научную инициативу; Лэнд чувствовал, что уже готов делать открытия - причем точно знал, в какой именно области. Направление исследований подсказала сама жизнь. Однажды ночью, когда Эдвину было тринадцать, его разбудил страшный шум. Это было столкновение автомобиля и фермерского фургона. Став взрослым, Лэнд много размышлял об этом случае: как сделать фары мощными, но чтобы при этом их свет не слепил водителей встречных автомобилей? Было принято решение: изготовить поляризующие фильтры, с помощью которых можно было бы "приглушать" яркий свет. Проблема была в материале. После ряда экспериментов Лэнд остановился на пластике, который в результате соответствующей обработки приобрел необходимые свойства. Так Эдвин Лэнд изобрел поляризующие линзы для автомобильных фар, которые освещали дорогу, не ослепляя встречные машины. В 1929 году, доведя изобретение до ума и получив свой первый патент, Эдвин Лэнд триумфально вернулся в Гарвардский университет. Результаты его работы настолько впечатлили Теодора Лаймана (Theodore Lyman), руководителя кафедры физики, что он выделил перспективному студенту отдельную лабораторию для исследований. А в 1932 году Лэнд самостоятельно вёл семинары по поляризации света - небывалая честь для человека, который даже не получил еще диплома. Однако, вопреки уговорам коллег, Лэнд не стал замахиваться на научную степень, а попытался реализовать свой второй талант предпринимателя. Скооперировавшись с преподавателем физики Джорджем Уилрайтом, он основал компанию Land-Wheelwright. Ее задачей было коммерческое продвижение изобретения, которым к тому времени заинтересовались исследовательские лаборатории таких гигантов, как General Motors, General Electric и Eastman Kodak. Что же касается учёных степеней, то в 1957 году Гарвард всё-таки сделал Лэнда почетным доктором. В 1930-е годы началось и сотрудничество Эдвина Лэнда с юристом Дональдом Брауном, которое продолжалось более 40 лет. Коньком Брауна считалось патентное право, благодаря чему все идеи Лэнда были окружены несокрушимой стеной патентов, исключавших возможность любого копирования изобретений. В 1934 году Kodak стала первым клиентом новой компании, решившим использовать поляризаторы Лэнда в качестве фильтров для фотоаппаратов. В следующем году American Optical Company купила лицензию у Land-Wheelwright на производство солнцезащитных очков. Эдвин Лэнд всегда проявлял творческий подход при продвижении своих изобретений. Будучи сторонником персональных презентаций, для продажи своих поляризационных светофильтров Лэнд снял отель для встречи с топ-менеджерам из American Optical Company, поставил на подоконник аквариум с золотой рыбкой, а когда пришли гости, вручил каждому по поляризационной пластине. Трюк состоял в том, что в солнечный день из-за бликов золотая рыбка внутри аквариума была не видна, а с помощью поляризационной пластины топ-менеджеры смогли ее сразу увидеть. Впечатлённые гости сразу согласились инвестировать в эту идею. Уже в конце 1930-х годов была продана первая пара очков. В 1937 году на вырученные деньги Лэнд смог преобразовать свою компанию в корпорацию Polaroid. Термин polaroid впервые использовал профессор Кларенс Кеннеди в 1934 году, когда он рассказывал о работах Лэнда по поиску материала, поляризующего свет. Лэнду это слово сперва страшно не понравилось. Сам он хотел назвать придуманный им материал эпиболлиполом (epibollipol, от греческих слов «плоский» и «поляризатор»). Но коллеги Лэнда убедили его, что легкопроизносимое слово polaroid подходит для его изобретения лучше. Первоначально компания Polaroid фотоаппаратами не занималась, выпуская солнцезащитные очки, поляризационные стекла различного назначения для приборов гражданского назначения и военной техники. Спрос возрастал, и вскоре продукция Polaroid пересекла границы Европы и Азии. 1939 год ознаменовал новый этап развития молодой компании. Polaroid получила от американского правительства $7 млн. на разработку самонаводящихся снарядов. Работа на оборону продолжалась и в годы второй мировой войны. Polaroid наладила производство приборов ночного видения, перископов, биноклей, устройств для воздушной разведки и другой подобной техники. В 1944 году все военные летчики получили новые очки Polaroid. Линзы этих очков, похожие на большое ветровое стекло, были выполнены из небьющегося пластика. Они обеспечивали отличную видимость и защищали глаза летчиков от переохлаждения и вспышек огня. В 1944 году Лэнд проводил отпуск вместе с трехлетней дочкой Дженнифер в Санта-Фе, где на прогулках они много фотографировали. И как-то раз девочка спросила отца, почему она не может сразу посмотреть на готовую фотографию. Уже через час Эдвин Лэнд в общих чертах сформулировал концепцию моментальной фотографии.

На воплощение идеи в жизнь ушло около трех лет. Работа по поиску нового фотоматериала, который позволял получить фотографию за несколько десятков секунд, продвигалась медленно и чем-то напоминала поиски подходящего материала для ламповой нити накаливания Эдисоном. Сам Эдисон говорил об этом так: "Я не терпел поражений. Я просто нашел 10 000 способов, которые не работают". Лэнд позже тоже вспоминал тот период поисков: "Придумывая что-то, важно не бойтесь потерпеть неудачу. Ученые делают великие открытия лишь потому, что выдвигают гипотезы и проводят эксперименты. Неудача следует за неудачей, но они не отступают, пока не добиваются тех результатов, которые им нужны". Он добился того, что фоточувствительная поверхность выступала и как пленка, и как фотография. В феврале 1947 года Лэнд продемонстрировал прототип нового фотоаппарата на собрании американского оптического общества. Суть изобретения состояла в следующем: после экспозиции пленка прокатывалась между специальными валиками, с помощью которых на нее наносились реактивы для проявки и закрепления изображения. Из фотоаппарата она извлекалась уже готовой для печати. Особое внимание изобретатель всегда уделял удобству использования придуманного им приспособления. Говорят, что перед тем как запустить очередную модель фотоаппарата в производство, он приносил ее домой и показывал жене и детям - дабы удостовериться, что даже домохозяйки смогут самостоятельно зарядить пленку или кассету и сделать нормальный снимок. В 1948 году было запущено производство фотоаппаратов Polaroid Land 95, которые сразу после съёмки выдавали готовый снимок. Дополнительно компания выпускала и специальные кассеты к ним. Кассета содержала фотографический материал или комбинацию из фотографических материалов и реактивов, дающих в результате позитивный снимок на бумажной основе. Снимок, сделанный первыми фотоаппаратами Polaroid, обходился недешево - 1 доллар. По тем временам это очень приличные деньги, например, классический гамбургер стоил в разы дешевле. И хотя время дешевых снимков еще не пришло, но воплощение в жизнь идеи мгновенной фотографии принесло компании, которую с тех пор прозвали "фабрикой изобретений", огромную популярность. Впервые модель Land 95 появилась в продаже 26 ноября 1948 года в бостонском универмаге Jordan March. Стоила она $89,75. Лэнд сознательно не стал превышать рубеж в $100. Основной потребительской группой Лэнд считал средний класс, который после войны охотно тратил деньги на развлечения и на товары такого рода.

Расчет оказался верным: камеры имели огромный успех на рынке. Уже в следующем году "поляроидов" продали на $9 млн. с лишним, а в 1950 году был куплен миллионный ролик пленки. Купить Polaroid можно было без труда, его продавали чуть ли не "на каждом углу". Изобретение Эдвина Лэнда во многом изменило стиль вечеринок, свадеб и прочих торжеств в Америке. Теперь каждый гость мог унести с празднества собственный набор снимков - вместо того чтобы неделями, а то и месяцами дожидаться, когда хозяева пришлют ему фото.

В 1958 году Polaroid открыла первые зарубежные представительства в Канаде и Западной Германии, потом филиалы компании появились в Великобритании, Франции, Италии, Японии, а в 1989 году - даже в изолированном железным занавесом СССР. В 1963 году компания выпустила первый фотоаппарат, который даёт возможность получать сразу цветные снимки. Исследование по созданию системы цветной фотопечати началось одновременно с началом продаж самых первых камер, которые выдавали моментальные черно-белые снимки, и только спустя почти 15 лет сотрудникам Polaroid удалось добиться успеха. Вышедшая в 1965 году камера Polaroid Swinger обозначила следующий виток популярности мгновенной фотографии. Поскольку фотоаппарат Polaroid Swinger стоил всего 20 долларов, то быстро стал самым коммерчески успешным продуктом компании. К середине 1960-х примерно половина американских семей пользовалась фотоаппаратами Polaroid.

Polaroid 20 (Swinger) (1965)

В 1968 году японская компания Mikami разработала задник для получения мгновенной фотографии Speed Magny 100 для первой зеркальной камеры Nikon серии F. Длинный оптический путь "съедал" около 5 ступеней света, поэтому выдержка 1/250s соответствовала 1/8s. Конструкция Speed Magny полностью заменяла стандартную заднюю крышку камеры. В устройстве применялся стандартный формат Polaroid 8,5 х 10.8 см. , в том числе 669, 665 P / N и 679. Были разработаны аналогичные устройства практически для всех популярных марок, таких как Hasselblad, Mamiya и другие. Задники для мгновенной фотографии Speed Magny прекратили выпускать в начале восьмидесятых.

Через десять лет в 1978 году уже сама компания Polaroid совместно с японской Mamiya наладила выпуск модели Polaroid 600 SE, разработанной на базе модели Mamiya Press. Камеру среднего формата 6х9 Mamiya Press имела конструкцию, основанную на модульном принципе: сменными был не только объектив, но и задник. Один из вариантов корпуса, оснащённый задником для мгновенной фотографии, продавался на рынке под маркой Polaroid.

Изобретение мгновенной фотографии Эдвин Лэнд старался сделать частью современного искусства. Он убеждал известных фотографов своего времени пользоваться камерами Polaroid. Самый известный любитель моментальной фотографии был знаменитый Энди Уорхол. Правда, благодаря Уорхолу "полароидные" снимки приобрели скорее скандальную известность - одним из хобби Уорхола, который считался настоящим "наркоманом" Polaroid, было фотографировать в стиле "ню" приходивших к нему гостей. Музей современного искусства в Нью-Йорке начал собирать и выставлять знаменитую коллекцию фотографий Polaroid Photography Collection, в которой на настоящий момент насчитывается около 20 тыс. работ. После того как мгновенная фотография стала доступной с финансовой точки зрения, все силы были брошены на автоматизацию процесса. Настоящий прорыв произошел в 1972 году. Миру была представлена камера Polaroid SX-70 Land Camera, первая полностью "моторизованная" модель. В предыдущих фотоаппаратах Polaroid фотограф должен был самостоятельно удалять слой негатива с фотографии. Теперь же весь процесс получения изображения протекал автоматически: после нажатия спуска фотография выезжала из фотоаппарата и в течение нескольких минут полностью проявлялась. Первая презентация SX-70 состоялась 25 апреля 1972 года на ежегодном собрании акционеров компании Polaroid. Эдвин Лэнд вышел на сцену и, закурив трубку, начал свое выступление со слов: "После сегодняшнего дня фотография больше никогда не будет как прежде."

В 1972 году Лэнд с фотоаппаратом в руках был снят на обложку журнала Life, в номере которого была статья посвящённая выходу новой камеры Polaroid SX-70. Статья называлась:"Instant Karma: Edwin Land and His ‘Magic …", что означает: "Мгновенная карма: Эдвин Лэнд и его магия...". В июне того же года на обложке другого популярнейшего журнала - Time. В номере в разделе "Маркетинг" была статья "Polaroid"s Big Gamble on Small Cameras", что можно перевести как "Большая игра Polaroid на рынке маленьких камер". Рекламировать камеру компания пригласила популярного актера сэра Лоуренса Оливье. Это был его первая и последняя рекламная кампания. Модель ожидал оглушительный успех, на который моментально отреагировала и Уолл-стрит: акции корпорации за год выросли в 90 раз, что позволило Polaroid войти в Nifty Fifty - рейтинг 50-ти самых привлекательных для инвесторов компаний. В 1970-е Polaroid стала одной из самых успешных компаний в мире.

С тех пор число моделей становилось все больше, цена на них и расходные материалы - все ниже. В 70-е - 80-е годы Polaroid стал действительно "народным" фотоаппаратом, о котором с ностальгией вспоминает вся Америка и большая часть мира. Модель стала эпохальной, спровоцировав очередной бум увлечения фотографией. Сам Лэнд так комментировал работу над созданием Polaroid SX-70: «Моей главной задачей было создание камеры, которая стала бы частью вас, которая бы всегда была с вами». Самой известной моделью семейства SX-70, разработанной в 1977 году, стала камера 1000 OneStep, в конструкции которой впервые появилась фирменная правая кнопка. Построенная на технологии SX-70 и используя тот же формат плёнки, камера воплощала новую стратегию сокращения расходов. Инженеры компании стремились разработать массовый товаров, а не футуристический чудо. Фотоаппарат OneStep использовал объектив с фиксированным фокусом, что заставляло фотографа вести съёмку с расстояния четырёх шагов. Вместо прежней отделки корпуса натуральной кожей был использован пластик с весёлой радужной полосой. Дизайн серии стал легендарным и лёг в основу представления образа Polaroid. У истоков формирования фирменного стиля стоял дизайнер Paul Giambarba, который появился в команде Polaroid в 1958 году для разработки нового визуального бренда. Необходимо было отделить продукцию компании Polaroid от заполонивших торговые прилавки товаров от Kodak. Одно из условий, выдвинутых Эдвином Лэндом, это присутствие доминирующего белого цвета. Так был разработан простой, красивый и уникальный визуальный язык.

Supercolor 1000 / Polatronic 1 (1977).

В апреле 1976 года компания Eastman Kodak попытались обойти патентные запреты и представила свою первую мгновенную камеру Kodak EK4. Это был аварийно завершённый проект, частично вызванный страхом компании Kodak. Успех камер серии SX-70 был настолько оглушительным, что это действительно могло определить будущее фотографии. Спустя два года вышла автоматическая версия - Kodak EK6. Камеры Kodak имели вертикально ориентированный корпус со сложным оптическим путём, использовавшим систему внутренних зеркал. Затем появилась версия Kodak EK 100, имевшая немного другой дизайн корпуса. Серия выпускалась и под другим названием Colorburst. Камеры серий PLEASER и HANDLE имели более простую конструкцию: теперь будущий снимок располагался в фокальной плоскости. Выход конкурента на рынок мгновенной фотографии, который практически единолично создал Polaroid, положил конец безмятежным отношениям между компаниями. Компания Kodak была намного больше, чем Polaroid. В распоряжении гиганта были сосредоточены неограниченные ресурсы. Но камеры Kodak были неуклюжими, непривлекательными и тяжелыми. Камеры Polaroid весили почти вдвое меньше и обладали смелым дизайном и новаторскими техническими решениями. Лэнд не стеснялся признавать, что патентная стена, выстроенная юристами вокруг его изобретений, сделала Polaroid монополией. Это право на монополию Polaroid в течение многих лет успешно отстаивала в тяжбах с разнообразными плагиаторами. Так Эдвин Лэнд принял вызов и через шесть дней после анонса компанией Kodak о выходе своей камеры для мгновенной фотографии подал иск о нарушении патентных прав, отреагировав очередным афоризмом: "Единственное, что сохраняет нам жизнь - наша исключительность. А единственное, что защищает нашу исключительность, - патенты". К тому времени, Kodak уже подала в суд на Polaroid о нарушении антимонопольного законодательства. Потребовалось пять лет, пока иск Polaroid против Kodak дошёл до суда. Спустя четыре года был вынесен вердикт, который установил, что Kodak нарушила семь патентов Polaroid. Компания Kodak была вынуждена прекратить производство своих фотоаппаратов для мгновенной фотографии. Так же был наложен запрет на выпуск плёнок для уже проданных камер Kodak. В июле 1991 года, через четыре месяца после смерти Лэнда, компания Kodak выплатила компании Polaroid $ 925 миллионов в качестве возмещения ущерба - рекордную сумму по такого рода искам. Эксперты оценивали возможный размер компенсации от $2 млрд. до 16 млрд.

За ходом этой патентной войны с особым интересом следили в японской компании FujiFilm, поскольку против них тоже был выдвинут судебный иск. Камера FujiFilm Fotorama во многом копировала конструктив Kodak, и имела тот же форм-фактор. В японской компании понимали, что Polaroid не станет продавать лицензию. В итоге было достигнуто соглашения по обмену технологиями: Polaroid начал производить VHS кассеты и Floppy диски, используя многолетние разработки в области магнитных носителей японского концерна, а FujiFilm получила возможность дальше развивать технологию мгновенной фотографии под собственным брендом. По условиям соглашения продукция FujiFilm была представлена только на азиатском рынке и в отдельных странах вроде Канады и Австралии, а самые большие рынки США и Европы по условиям договора были для них закрыты на срок действия патента Polaroid. В 1998 году патент Polaroid на территории CША истек и FujiFilm представила свою новую линейку фотоаппаратов мгновенной фотографии Instax. После прекращения монополии на рынке моментальной фотографии, акции американской компании упали на 44%. До банкротства Polaroid оставалось 3 года.

В 1978 году Polaroid совместно с японской компанией Mamiya выпустил модель Polaroid 600 SE. Такое сотрудничество было выгодным обеим сторонам: японская Mamiya не претендовала на рынок мгновенной фотографии, а Polaroid обозначил своё присутствие в сегменте профессиональной фотографии.

SX-70 Time-Zero Model 2 (1978).

Polaroid One Step 600 (1983). Polaroid Spirit 600 (1988).

С 1977 по 1979 год Polaroid выпускала и обращаемую киноплёнку Polavision формата Super 8, а c 1983 года 35-мм обращаемую фотоплёнку Polachrome. Во второй половине 1980-х вышла новое семейство фотоаппаратов одноступенного фотопроцесса - Polaroid Impulse. Линейку представляли три модели, отличавшиеся только фокусировкой (наводкой на резкость). Модель Polaroid Impulse был оснащён жестко встроенным объективом, сфокусированным на гиперфокальное расстояние от 1,2 метра до "бесконечности". В моделе Polaroid Impulse Portrait была предусмотрена возможность изменить минимальную дистанцию фокусировки от 0,6 до 1,2 м. При выдвижении насадочной линзы в поле зрения видоискателя появлялась рамка с видимым овалом. В этот овал при визировании наблюдалось лицо человека. Надпись Portrait наносилась не на каждый корпус фотоаппарата, но отличительным признаком было наличие клавиши выдвижения насадочной линзы. Фотоаппарат Polaroid Impulse Autofocus (Polaroid Impulse AF) был оснащён автофокусировкой. После предварительного нажатия на спусковую кнопку происходила фокусировка, о чем сигнализировал световой и звуковой сигналы, после чего, нажав кнопку до конца, можно было сделать резкий фотоснимок. В СССР пик популярности моментальной фотографии пришелся на 1980-1990-е годы. Было налажено производство камер Polaroid на заводе "Светозар". Выпускались модели Polaroid 635 CL и Polaroid 636 Closeup с размером кадра 78 х 79 мм. Затвор имел тип центрального. Непросветленный объектив(14,6/109) был изготовлен из оптической пластмассы. Фокусировка была настроена на гиперфокальное расстояние. Экспозамер - автоматический. Встроенная вспышка находилась на поворотном кронштейне. Видоискатель параллаксный, оптический. Материал корпуса - ударопрочная пластмасса. Зарядка фотовспышки осуществлялась после перемещения из транспортного положения в рабочее. О готовности к работе фотокамеры свидетельствовал горящий светло-зеленый светодиод. Без полной зарядки фотовспышки не срабатывал фотографический затвор. Автоматический счетчик кадров показывал количество оставшихся снимков. Для фотографий форматом пошире 9.2 x 7.3 см. существовала довольно редкая в СССР, но всё равно достаточно известная модель - Polaroid Impulse, выполненная не в виде привычной "раскладушки", а в едином корпусе с выскакивающей вспышкой.

Polaroid Impulse Portrait (1988).

В 1983 году на японский рынок вышла камера Konica Instant Press, которая через год стала продаваться за пределами Японии. Это была первая удачная копия модели Polaroid 195. Камера Konica Instant Press обеспечивала достойное профессиональное качество и имела неплохой коммерческий успех. Камера была оснащена задником моментальной фотографии. Формат используемой плёнки был стандартом Polaroid CB103, который обеспечивал размер снимка 3 ¼ × 4 ¼ ". На камеру был установлен превосходный объектив Hexanon 110mm f/4.0, затвор Copal отрабатывал от 1 секунды до 1/500, а также Т-и В, настройка экспозиции осуществлялась только в ручном режиме. Минимальное расстояние до объекта съёмки 0,6м. Это гораздо ближе, чем профессиональные модели Polaroid (180, 190, 195), у которых этот показатель был равен 1,3м. Также ближе, чем Fuji FOTORAMA FP-1 - 0.8м. Эргономичная конструкция Konica Instant Press образца середины 20-го века позволяет складываться объективу в прочный корпус.

В конце 1970-х компания Polaroid попыталась совершить очередной прорыв, выпустив на рынок систему Polavision - устройство для создания моментальных фильмов. Комплект Polavision включал камеру, картридж мгновенного киноролика, и экран настольный просмотра. Результатом работы Polavision были немые фильмы длинной две минуты сорок секунд. Систему Polavision ожидал провал. Ещё каких-нибудь десять лет назад это было бы чудо. Но в то время технология видеозаписи на магнитных носителях оказалась перспективнее и интереснее для массового потребителя, поскольку обеспечивали возможности фиксации звука, а длинна ролика не имела ограничений. Polaroid понесла значительные убытки и была вынуждена признать свое поражение в этом сегменте рынка. Эдвин Лэнд, которому исполнилось 68 лет через пару недель после презентации Polavision, страстно верил в новую технологию и надеялся повторить успех модели SX-70. Он остро воспринял свое поражение и не сопротивлялся своей отставке с поста президента Polaroid. Лэнд управлял компанией в соответствии со своими принципами. Он не признавал слияний, которые в конце XX века стали одними из способов остаться на рынке в условиях развития новых технологий, считал, что инвестировать надо только заработанные деньги, а не заемные, ни в грош не ставил маркетинговые исследования и мало верил в маркетинг и рекламу. Стиль управления был основан на колоссальном авторитете изобретателя. Уйдя в отставку, Лэнд наблюдал за своим детищем без всякого умиления. Дизайн фотоаппаратов претерпел, как может показаться на первый взгляд, небольшие изменения - исчезла надпись "Land camera". Это был знак огромного неуважения к создателю Polaroid, который разочаровавшись в новом руководстве компании, продал все принадлежавшие ему акции и даже отказался присутствовать на праздновании 50-летнего юбилея Polaroid в 1987 году. Он так никогда и не вернулся в Polaroid. В 1980 году он основал некоммерческий исследовательский институт науки "Роулэнд" (The Rowland Institute for Science), где и стал работать после увольнения научным сотрудником. 1 марта 1991 года в возрасте 81 года Эдвин Герберт Лэнд ушел из жизни.

Широко известная в 80-90-е годы компания Polaroid не смогла найти своё место на фотографическом рынке в новый век цифровых технологий. У компании был свой взгляд на будущее цифровой фотографии. По мнению компании потребитель желал получить сразу готовую фотографию, поэтому разработчики сосредоточились на совершенствовании процесса печати, а не на разработке самих цифровых камер. Это заблуждение было основано на том факте, что большую часть своей прибыли компания получала от продажи плёнок для моментальной фотографии, а не камер. Исходя из этого, к 1989 году 42 процента бюджета исследований и разработки приходилось на долю технологии печати фотографии. Правда, еще один раз компании Polaroid все же удалось выстрелить - в 1999 году было продано почти 10 млн. экземпляров цифрового фотоаппарата I-Zone. Но в следующем году продажи резко упали, компания закончила год с убытками, накопились долги. Чтобы расплатиться, компании пришлось брать кредит за кредитом, но догнать конкурентов и принять участие в разделе рынка цифровой фотографии ей так и не удалось.

К 2000 году компания более не могла выдерживать конкуренцию с участниками рынка цифровой фототехники. Новое руководство Polaroid, много лет следуя принципу "мы не занимаемся электроникой", отказывалась инвестировать в развитие цифровых технологий. Свою роль сыграли и набиравшие популярность лаборатории экспресс-печати, лавинный рост которых наблюдался на рынке фотоуслуг во всём мире. Локомотивом повсеместного распространения экспресс-печати был все тот же Kodak - бывший партнер, а потом заклятый враг. Преимущества моментальной фотографии начали постепенно сходить на нет. В фотолаборатории автоматической проявление негативной фотоплёнки и печати фотографий фотолюбитель мог напечатать свои снимки за час - потеря по времени уже не была такой существенной. Отпечатки получались более дешевыми, качественными и долговечными.

Набравшие популярность цифровые фотоаппараты окончательно вытеснили с рынка моментальные камера Polaroid. От прежней компании осталось, разве что, одно название - "Polaroid". В течении предыдущих трёх лет акции компании упали с почти $ 50 за акцию до 28 центов. В октябре 2001 года, набрав слишком большое количество кредитов, компания Polaroid объявил о своем первом банкротстве. После этого большая часть бизнеса Polaroid была продана компании Imaging Corporation, принадлежавшей Bank One. В 2003 году компания вышла на рынок бытовой электроники и начала выпускать портативные DVD-плееры и LCD-телевизоры. В 2004 году совместно с американской компанией Foveon, первоначально известной под названием "Foveonics", объявили о выпуске цифровой компакт-камеры x530. Производство новинки было размещено на заводе гонконгской компании World Wide Licenses Ltd. (подразделением The Character Group PLC). Вышедшая под торговой маркой Polaroid камера была оснащена 4,5 Мп сенсором Foveon X3. До этого матрицы Foveon в любительских аппаратах не встречались, фигурируя лишь в составе D-SLR аппаратов Sigma SD9/SD10 одноимённой японской корпорации. Кстати, с 11 ноября 2008 года 100 % акций компании Foveon принадлежат Sigma Corporation. В апреле 2005 года компания Petters Group Worldwide приобрела Polaroid за 426 миллионов долларов у фирмы Imaging Corporation. А 19 декабря 2008 года компания Polaroid во второй раз объявила о своём банкротстве, прибегнув к 11-й статье закона США. В самой компании утверждали, что банкротство носит технический характер и Polaroid продолжит работать, а 11-я статья позволит компании провести финансовую реструктуризацию. ФБР вела следствие в отношении генерального директора Тома Петтерса (Tom Petters), который обвинялся в мошенничестве на сумму в $ 2 млрд. К самой Polaroid следствие не имело никаких претензий. Виновником проблем компании Polaroid федеральные власти считали не финансовый кризис, а её собственного владельца. Бывшего главу американской компании Polaroid Тома Петтерса жюри присяжных признало виновным по 20 эпизодам обвинения, включающих в себя мошенничество, преступный сговор и отмывание денег. По словам прокурора, Петтерс виновен в организации мошеннических схем, позволивших ему украсть $3,5 миллиарда. В начале 2008 года было объявлено о прекращении производства плёнок для мгновенной фотографии. На упаковке кассет Polaroid была размещена наклейка с предупреждением потребителей, что в настоящее время производство прекращено. Сами камеры перестали выпускать еще в 2007 году: были остановлены конвейеры на заводах компании в США, Мексике и Нидерландах. В том же году книга «The Polaroid Book» впервые представила собранную коллекцию снимков широкому кругу зрителей. Кроме того, издание стало единственным подробным техническим справочником, содержащим обзор всех когда-либо выпущенных камер Polaroid. Книга продавалась в оригинальной фирменной светозащитной упаковке, в которой продавались кассеты Polaroid.

Книга "The Polaroid Book" (2008). Упаковка книги "The Polaroid Book".

Компания прекратила свое существования, но бренд не умер. Новым владельцем Polaroid стал фонд непрямых инвестиций "Patriarch Partners". Несмотря на проблемы и неудачи, сопровождающие Polaroid долгие годы, новый владелец компании смотрит в будущее с оптимизмом. Фонд "Patriarch Partners" планирует полностью возродить бренд и продолжить выпуск уже цифровых новинок. В январе 2009 года на выставке потребительской электроники Consumer Electronics Show 2009 компания сделала попытку возродить интерес к моментальной фотографии в эпоху цифровых технологий, представив цифровой фотоаппарат "Polaroid PoGo Instant Digital Camera". Отличительная особенность этой модели - встроенный в неё цветной принтер. В последние годы глобальные корпорации, в особенности крупные IT-компании, начинают жить по законам шоу-бизнеса. Сотрудничество со звездами кино и популярными музыкальными исполнителями позволяет приковывая к своей деятельности внимание все большего количества публики. Певица Леди Гага стала креативным директором особой линии фотокамер Polaroid. Генеральный директор компании «Polaroid» Джеми Солтер сообщил о том, что они остановили выбор на знаменитой певице, так как у Леди Гага есть великолепный креативный талант, с помощью которого звезда сможет вдохнуть новую страсть в марку фотоаппаратов. В 2011 году всё на той же выставке Consumer Electronics Show певица Леди Гага в качестве креативного директора Polaroid представила сразу три новых продукта: солнцезащитные очки со встроенной камерой и двумя 1,4-дюймовыми OLED-дисплеями, мобильный принтер GL10, а также обновленный фотоаппарат Polaroid Grey Label GL30.

Polaroid GL10 (2011).

В 2012 году компания Polaroid выпустила на рынок новые моментальные фотокамеры - Polaroid Z340 и Polaroid PIC300, а также упомянутый выше карманный принтер Polaroid GL10. Приняв новый формат, Polaroid не потерял своей изюминки: моментальные фотографии стали более качественные, камеры спроектированы с учётом самых последних технических новинок, а дизайн по-прежнему выделяет продукцию компании среди конкурентов. Появилась возможность предварительно отредактировать понравившийся снимок: использовать фильтр, наложить рамку, надпись и т.д. Новая технология быстрой печати ZINK позволяет получить готовый снимок гораздо быстрее, по сравнению с традиционной фотографией Polaroid. В том же 2012 году представлен Polaroid SC1630 Android HD Smart Camera - фотоаппарат на Android. Устройство оснащено 16-мегапиксельным сенсором и трехкратным оптическим зумом. Скорость затвора - 1/1400, максимальное значение ISO - 3200. Имеется поддержка геотегов, система стабилизации изображения и возможность записи видео в формате 720p.

Популярность моментальной фотографии по-прежнему велика, несмотря на стремительное развитие цифровых технологий. Предпринимается множество попыток возродить моментальную фотографию. В 2000 году американский производитель задников для мгновенной фотографии компания NPC выпустила камеру NPC 195, которая являлась копией Polaroid 195. На камеру был установлен тот же объектив - Tominon 114mm f/4.5 и затвор Copal 0, работающий в диапазоне от 1/500 до 1 секунды. В Японии камера продавалась под брендом Polaroid. Основная продукция компании это задние крышки NPC Proback, в которых использовалась волоконно-оптическая пластина для передачи изображения с 35-мм камеры на мгновенную пленку Polaroid (на одной плёнке могли разместиться два снимка). Крышки NPC Proback изготавливались всех известных форматов для установки на камеры большинства фирм производителей.

В 2009 году один из закрывшихся заводов, располагающийся в Голландии в городе Энсхеде, на котором производили кассеты, был выкуплен группой бывших сотрудников-энтузиастов, которые в одиночку решили продолжать это дело. Они основали собственную компанию с названием The Impossible Project и уже через несколько месяцев производство кассет для моментальной фотографии было возобновлено, но уже по новой собственной технологии. Кассеты производились с учетом полной совместимости с камерами старого образца. Чтобы все поклонники Polaroid могли запечатлевать мгновения как и прежде. Энтузиасты совместно с инженерами, потерявшими тогда работу, не раз пытались восстановить производство расходных материалов, но постоянно сталкивались с отсутствием тех или иных химических веществ. Новая разновидность расходных материалов пока сможет обеспечить ретро-качество, по эффекту похожее на то, чего удавалось добиться довоенным фотографам с помощью хлорида серебра.

Impossible Project Black & White Film. Impossible Project Instant Film. FUJI FP-1 Professional (1995).

В 2013 году Polaroid представила новое приложение Polamatic. Новое приложение позволяет редактировать фотоснимки и обмениваться ими. При желании можно стилизовать фотографии под снимки со знаменитого Polaroid - в приложение входит в том числе и знаменитая фирменная "белая рамка". Также Polamatic позволяет отправлять фото по электронной почте, выкладывать их в соцсети - такие как Facebook, Twitter, Instagram и Flickr. В 2014 году разработан прототип, получивший название Instagram Socialmatic Camera. Концепт-камера располагает двумя объективами, один из которых предназначен для обычной съемки, а второй для трехмерных фильтров. Кроме того, у камеры есть приложение, с помощью которого она может стать вебкамерой, и приложение для захвата и распознавания QR кодов. Socialmatic будет работать под управлением операционной системы Android. Только что сделанную фотографию можно будет обработать на своей Instagram Socialmatic Camera точно так же, как с помощью Instagram на мобильном телефоне. После обработки, можно сразу запостить результат на Facebook. Разница в том что Instagram Socialmatic Camera оснащена лучшей оптикой, чем оптика мобильного телефона.

Подушка "фотоаппарат Polaroid".

Легендарный дизайн - весёлая радужная полоса на белом фоне, лёг в основу представления образа компании Polaroid, которая до сих пор ассоциируется с чем-то необычным, модным и креативным.

Составные части товарного знака. Логотип Polaroid Electronic Imaging. Новый логотип Grey Label "G Pixel".

Всем известно, что Polaroid — это снимок, готовый через несколько минут после нажатия кнопки фотоаппарата. Но, с другой стороны, он обладает и ещё одной крайне значимой особенностью: каждый полароидный снимок уникален, его нельзя повторить. Разница между ним и обычной фотографией — как между рисунком и гравюрой. Полароид фиксирует мимолётную реальность всего лишь один раз, поэтому он вызывает некоторые импрессионистические порывы — мгновенно запечатлеть момент, сразу же получить результат и понять, что за секунды всё уже изменилось.

Still Life Blue Guitar David Hockney

По общепринятой легенде, идея фотоаппарата, выдающего моментальные снимки, пришла как-то в голову одной трёхлетней девочке, которая захотела увидеть снимок сразу после того, как ее сфотографировали, и стала спрашивать, почему это невозможно. Вероятно, многим детям приходил на ум подобный вопрос, но не у всех отцом был гений Эдвин Лэнд, который давно занимался проблемой поляризации света, основал компанию Polaroid и разрабатывал не только линзы для фотоаппаратов и оптику солнцезащитных очков, но и устройства для воздушной разведки и самонаводящихся снарядов. Идея у Лэнда появилась почти сразу же, но на её реализацию ушло около трёх лет.

Cássio Vasconcellos

В 1947 году Эдвин Лэнд представил первую модель аппарата моментальной фотографии, где плёнка после экспозиции прокатывалась между специальными валиками, с помощью которых на неё наносились реактивы для проявки и закрепления изображения: таким образом, она уже была готова для печати. Изобретение было удобным и легким в обращении. Новый фотоаппарат Land 95 уже на следующий год вышел в продажу по цене 89,75 долларов, то есть с ориентацией на потребителей среднего класса.

Стоит заметить, что Эдвин Лэнд всё-таки хотел вывести полароид из рамок бытового обращения. Он отлично понимал, что имидж значит многое, и совсем не лишним будет вписать свое детище в историю искусства, поэтому он всячески агитировал знаменитых фотографов пользоваться своим изобретением, помогал им устраивать выставки, скупал работы. С конца 1950-х начинает постепенно формироваться знаменитая Polaroid Photography Collection. Уникальное собрание снимков, которые, как уже говорилось, существовали только в единственном экземпляре.


David Levinthal

Первым на призыв Лэнда откликнулся пейзажист Ансель Адамс, он тестировал возможности фотоаппарата и впоследствии помогал в формировании коллекции. Были куплены произведения Эдварда Вестона, Поля Странда и т. д. Также коллекцию полароидов начал собирать нью-йоркский МоМА. Это сыграло свою роль в установлении статуса полароида. Далее собрания могли формироваться уже и из малоизвестных, новых имен.


David Levinthal

Стоит сказать, что одной из особенностей полароидной фотографии и является тот факт, что по ней трудно определить, профессиональный фотограф ее сделал, начинающий или просто любитель. Полароид не студийная фотография. Она интимная и оттого всегда какая-то тёплая и близкая. Она зависит лишь от взгляда, света и одного нажатия кнопки.


Joyce Tenneson

Первые чёрно-белые полароиды из-за плотности карточки и уже забытого, трепетного отношения к новинке напоминают старые дагерротипы. Отсюда возникает и винтажная стилистика, например, как у Карла Бадена. Конечно, со временем это чувство проходит, и полароид становится ценен именно своей динамичностью и импрессионистической способностью выхватывать кусочки жизни.


Joyce Tenneson

Что касается цветных полароидов, которые появляются с начала 1960-х вместе с пленкой Policolor, то, конечно, интересной является их цветопередача (особенно узнаваема Time Zero Film). Популярность полароидных снимков даже формирует особый стереотипный образ 1960-х годов: кажется, что все тогда было особенно ярким и тёплым.


Joyce Tenneson

В 1970-е годы начинается фаза технических и эстетических экспериментов. Из снимков складывают полотна, их царапают или исписывают поверхность полароида, как бы споря с его прошлым статусом необратимости и самодостаточности. Позднее открывается возможность перенесения изображения с карточки на другие материалы. При этом были возможны особые эффекты фактуры и объема, как, например, у рыбок Сержио Торнаги.

Полароид даже до сих пор считается чем-то стильным и модным. Работа с ним носит некий соревновательный характер: фотоаппарат распространён и доступен, условия у всех равны, а при этом хочется получить оригинальный результат. Полароид активно использовали Энди Уорхол, Хельмут Ньютон, Роберт Мэпплторп, мастер ню Люсьен Клергю. Существуют портреты Сальвадора Дали работы знаменитого Филиппа Халсмана. Самые известные коллажи принадлежат Дэвиду Хокни, который умело играет с дроблением пространства на ровные полароидные квадратики, создавая при этом удивительную многослойную реальность.


Devil"s Backbone II Anna Tomczak

Благодаря своей точной геометричной форме некоторые модели полароидных карточек порождают идеи супрематической абстракции, как у Брела Бруно, фотографирующего, в частности, различные части автобусов. Классикой полароидных снимков являются, конечно, сюжетные «домашние» сценки, как, например работы Барбары Хичкок, ставшей впоследствии директором Polaroid Collection.


Equus Anna Tomczak

Наверное, всеми существующими моментальными фотографиями можно было бы покрыть половину земного шара. Ведь полароид, несмотря на банкротство выпускающей компании, популярен и по сей день, и именно не новый аппарат, а старый — чем старее, тем интереснее, поскольку всё это отлично вписывается в ностальгическую моду на винтаж и в общий постмодернистский дискурс как особо значимый бренд прошлого.

"Глаза защищали очки Polaroid, у меня они были горнолыжные, с двойным покрытием, и я оказался единственным из всех, у кого не было проблем со зрением. У остальных же ребят к вечеру глаза начинало резать, словно в них попадал песок…"

Из воспоминаний участника экспедициина мотовездеходах по Байкалу.

Солнцезащитные очки Polaroid отлично выглядят и надежно защищают. Многолетний опыт компании Polaroid позволил создать возможно лучшие линзы в мире. 7-слойные стекла обеспечивают абсолютную защиту от вредного излучения. Но главное, чем знамениты очки - поляризационный фильтр. Благодаря ему отсекаются все блики, раздражающие глаза. Изображение становится чистым и ясным.

Новая коллекция Polaroid - это высококлассные стекла в обрамлении ультрасовременных оправ. Представлен полный ассортимент очков: мужские, женские, молодежные, детские и спортивные модели.

Новейшая коллекция этого года подтвердила: Polaroid в дизайне и технологиях на шаг впереди остальных. Солнцезащитные очки Полароид - это идеальное сочетание стиля и функциональности.

Качественные линзы

Материал для линз Полароид изготавливается в Норвуде, США по абсолютно новой технологии из высококачественных материалов, ламинированных в соответствии с оптическими стандартами, гарантирующими одинаковую толщину, прозрачность и ударостойкость. Линза очков Polaroid имеет сложную 7-слойную структуру.

Все это обеспечивает ясное, четкое зрение, отсутствие искажений зрительного восприятия объектов и перенапряжения глаз (в дешевых очках самопроизвольное изменение формы линз и их оптической силы, "замутнение" стекол может привести к усталости глаз и головным болям!). Берегите свои глаза - покупайте только качественные очки!.

Поляризация - это настоящее чудо от Polaroid

Что такое блики и почему надо избавляться от них? Традиционные солнцезащитные очки просто затемняют эти блики, тогда как солнцезащитные очки Полароид с поляризующими линзами избирательно блокируют до 99 % отраженного света. Зачастую, отражаясь от поверхности воды (бассейн, река, море), свет слепит и раздражает глаза. Поляризующие линзы устраняют все блики, вместе с тем позволяя необходимым лучам проходить сквозь них.

Вид в обычных солнцезащитных очках. Снимок сделан через обычную солнцезащитную линзу. Отраженный свет хорошо виден и не позволяет владельцу очков четко видеть.


Вид в поляризующих очках Полароид. Снимок сделан через подлинную поляризующую линзу Полароид. Отраженный свет полностью исчезает, позволяя владельцу очков наслаждаться более четким и не искаженным бликами видением окружающего мира.

Поляризация и дорожная безопасность. Солнцезащитные очки Полароид на 100 % убирают слепящие блики и обеспечивает защиту от вредных ультрафиолетовых лучей.

Благодаря специально разработанным линзам для водителей с медным тонированием, снижается напряжение глаз, оптимизируется время реакции, увеличивается дорожная безопасность. Кроме того, технология Полароид по производству поляризационных линз усиливает контраст и восприятие цвета, давая возможность вести машину безопасно и без напряжения.

100% ультрафиолетовая защита

Разрушение защитного озонового слоя приводит к увеличению опасных ультрафиолетовых лучей, достигающих земной поверхности. Одновременно растет сознание опасности воздействия ультрафиолетовых лучей на человеческий глаз. Все линзы Полароид изготовлены так, чтобы блокировать 100% вредных ультрафиолетовых лучей.

Солнцезащитные очки Полароид соответствуют стандартам Европейского Экономического Сообщества и Европейскому Стандарту для солнцезащитных очков, а также всем официально опубликованным стандартам для солнцезащитных очков в мире. Гарантией соответствия является маркировка CE на дужке очков. А наличие логотипа Polaroid Eyewear на бирке и возможность применения Фокус-теста в местах продажи для проверки поляризации и подлинности очков, гарантируют настоящее качество Полароид.

Элегантные, модные и прочные итальянские оправы

Для изготовления очков используются стильные итальянские оправы, которые не только следуют, но и направляют моду на солнцезащитные очки текущего сезона. Ежегодно Polaroid представляет новую коллекцию очков из различных материалов, разных стилей, размеров и цветов.

Оправы сделаны из прочных и гигиенически сертифицированных материалов и при правильном обращении очки Polaroid без всякого вреда для Вас прослужат многие годы и сохранят свой идеальный внешний вид.

Заключение

Полароид использует при изготовлении солнцезащитных очков только линзы собственного производства для обеспечения их превосходного качества и неизменно высокого уровня защиты от ультрафиолета.

Имея 70-летний опыт в индустрии солнцезащитных очков, компания Полароид довела до совершенства искусство сочетания стиля итальянских оправ и функциональности поляризационных линз. Каков результат?Защитные, стильные и удобные очки по доступной цене.