Опять каникулы: почему решили продлить мораторий на проверки бизнеса. От каких проверок освободили малый бизнес Налоговые проверки микропредприятий в году

  • В чем суть моратория на проверки малого бизнеса.
  • Что делать, если контрольный орган пришел с плановой проверкой в обход моратория.
  • Каковы результаты действующих «надзорных каникул».
  • Продлен ли мораторий на проверки для малого бизнеса до 2022 года.
  • Как получить статус малого или среднего предприятия.
  • Как подтвердить принадлежность своей компании к малому бизнесу.

Мораторий – временное ограничение какого-либо правила. В 2016 году такое ограничение было наложено федеральным законом на все государственные проверки малого бизнеса.

Суть моратория на проверку малого бизнеса

На строго ограниченный период времени государство избавило субъекты малого предпринимательства от плановых проверок контролирующими органами.

От проверок не освобождены :

  • юридические лица, осуществляющие деятельность в области здравоохранения, образования и социальных услуг, в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • компании, которые ранее допускали грубые нарушения КоАП РФ, это было установлено по итогам предыдущих проверок, лицо было привлечено к административной ответственности, дисквалифицировано, либо его деятельность была приостановлена, а лицензия аннулирована, с момента такой проверки не прошло трех лет.

Законодатель выделил стратегически важные сферы деятельности, которых мораторий от проверок не коснулся :

  • соответствие нормам безопасности гидротехнических сооружений, если компания эксплуатирует опасные производственные объекты и гидротехнические сооружения (1 и 2 классов опасности);
  • экологическая безопасность, если компания эксплуатирует объекты, отрицательно влияющие на окружающую среду (1 и 2 категории опасности);
  • соответствие нормам промышленной безопасности и пожарного надзора;
  • соблюдение требований радиационной безопасности и использования атомной энергии;
  • наличие действующей лицензии у компаний, которые управляют многоквартирными домами (УК);
  • охрана государственной тайны, если деятельность организации так или иначе связана с ее соблюдением;
  • деятельность аудиторских компаний (внешний контроль их работы).

Существуют объекты, чрезмерная лояльность к эксплуатации которых может стоить безопасности и жизни людей, поэтому тщательный государственный контроль и надзор в данных областях необходим. Мораторий касается только плановых проверок. Новые правила не защищают субъекты малого бизнеса от внеплановых проверок, которые в обязательном порядке проводит госорган по обращению заинтересованного лица. Поэтому руководству компаний, на которые распространяется вышеуказанный закон, не стоит пренебрегать требованиями техники безопасности, правами потребителей , санитарными нормами.

Проверки в обход закона

Если ваша компания отнесена к субъектам малого предпринимательства, можно рассчитывать, что, начиная с 2016 года, плановые проверки вам не грозят. Если надзорный орган все же пришел, его представителям будет достаточно показать документы, подтверждающие причастность компании к малому предпринимательству. Если такие документы в наличии и в порядке, то проверка должна быть прекращена немедленно. В случае, если вы обнаружили свою организацию в перечне лиц, в отношении которых планируется проверка, то вправе обратиться с заявлением в надзорный орган и потребовать исключения компании из ежегодного плана проверок. Так или иначе, руководителю организации, в которой была проведена проверка в обход закона о моратории, беспокоиться не о чем, так как ее результаты будут считаться недействительными.

С 1 января 2018 г. законодательством закреплен «риск-ориентированный подход». Этот метод направлен на сокращение издержек, как со стороны проверяющих надзорных органов, так и подконтрольных субъектов. Риск-ориентированный подход заключается в том, что все компании, над которыми ведется контроль, условно делят на группы соответственно классам их опасности и категориям риска. То есть классификация субъектов зависит от степени тяжести негативных последствий, которые вероятно могут наступить при административных нарушениях лица, а также от вероятности совершения таких административных проступков. Например, крупная производственная компания, эксплуатирующая объекты, которые представляют вред для окружающей среды, должна быть отнесена к более высокому классу риска, чем организация, оказывающая бытовые услуги населению.

С перечнем плановых проверок в отношении вашей организации вы можете ознакомиться на сайте ФГИС «Единый реестр проверок», для этого достаточно ввести ОГРН, ИНН или полное наименование организации.

Результаты моратория на 2018 год

Новшество доказало свою эффективность: значительно снижена административная и бюрократическая нагрузка на небольшие компании, открыт путь к развитию для многих отечественных стартапов . В рамках президентской реформы контрольно-надзорной деятельности воплощено множество законодательных инициатив: внедрен Единый реестр проверок, активизируется процесс электронного взаимодействия органов власти, введен риск-ориентированный подход при проведении плановых проверок.

По данным Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», общее количество плановых проверок в 2017 году уменьшилось в среднем на 40 %.

За указанный период выросло число внеплановых проверок. Контролирующие органы сами нарушают законодательство или относятся к его исполнению недобросовестно. Ежегодно прокуратуре приходится отклонять множество предложений контролирующих органов о включении в сводный план проверок, если они составлены некорректно или с нарушением закона. Например, в отношении лиц, которых проверяли в последние три года или которые даже прекратили коммерческую деятельность. Крупные предприятия начали дробиться, регистрируя свои подразделения как отдельные юридические лица и стремясь к получению каждым из них статуса субъекта малого бизнеса. К такой уловке прибегли сетевые магазины, имеющие в своей структуре большое количество обособленных подразделений. Помимо снижения надзорной нагрузки статус малого предприятия дает преимущества в налогообложении, что оптимизирует издержки предприятия. Налоговая служба может расценить подобные манипуляции как способ ухода от налогов, что грозит уголовной ответственностью для руководителя.

Мораторий на плановые проверки малого бизнеса продлят до 2022 года.

Продление моратория до 2022 года

В настоящий момент Правительство РФ планирует продление моратория на проверки бизнеса до конца 2022 года. Это связано со стремлением снизить административную нагрузку на отечественные предприятия. В Государственной Думе идет речь не только о пролонгации моратория, но и о расширении сферы его действия на средний бизнес. По мнению участников рынка, в 2017 году наибольшее количество административных проверок пришлось именно на субъекты среднего предпринимательства.

Новые правила проверок разрабатывались в рамках президентской реформы контрольно-надзорной деятельности в РФ. А в проект «дорожной карты» по выполнению в 2018–2019 гг. «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года», подготовленной Минэкономразвития РФ, внесена инициатива о бессрочном запрете плановых проверок субъектов малого бизнеса.

Инициатива – еще не законопроект, а законопроект – еще далеко не принятый Федеральным Собранием и подписанный Президентом федеральный закон. Государственная политика в отношении административных проверок предпринимателей может неоднократно измениться, однако на сегодняшний день есть все предпосылки говорить о том, что по субъектам малого и среднего бизнеса сохранится тенденция снижения административной нагрузки. В связи с этим у предпринимателей возникает вопрос: как получить статус субъекта малого или среднего предпринимательства, чтобы легально пользоваться государственной поддержкой и льготами?

Статус субъекта малого бизнеса

Помимо освобождения от плановых проверок, статус субъекта малого бизнеса обеспечивает налоговые льготы, доступ к госзакупкам и иные меры государственной поддержки.

Для подтверждения статуса субъекта малого бизнеса нужно:

  • соответствовать определенным критериям, установленным законом;
  • включить компанию или ИП в реестр субъектов малого предпринимательства.

Закон называет всего 3 фактора для оценки:

  • состав учредителей (оценивается только у компаний, претендующих на положение малого предприятия, если в их числе есть другие организации, помимо физических лиц);
  • количество штатных сотрудников (за предыдущий годовой период не может превышать для малых предприятий – 100 человек, субъектов среднего бизнеса – 250 человек);
  • размер дохода (не должен превышать 800 миллионов рублей за прошлый год, при этом доходная часть суммируется по всем видам деятельности и режимам налогообложения).

Юридическое лицо не может стать субъектом малого предпринимательства, если его учредителями являются:

  • на 25 % – государственные образования (РФ, субъекты, муниципалитеты);
  • на 25 % – общественные или религиозные организации и фонды;
  • на 49 % – любые прочие организации.

Компания может попытаться получить статус, если основные ее акционеры-организации, занятые в инновационном секторе экономики, участники проекта «Сколково», либо они сами имеют статус субъектов малого или среднего предпринимательства.


Как подтвердить принадлежность к малому бизнесу

Чтобы подтвердить принадлежность своей компании к малому бизнесу (например, при включении в план проверок в обход моратория), руководителю следует получить выписку из Единого реестра малого и среднего предпринимательства.

Ведением такого единого реестра занимается Федеральная налоговая служба РФ. ФНС России вносит сведения обо всех компаниях, которые подходят под критерии малого или среднего предпринимательства, автоматически. Никаких дополнительных действий от руководителя субъекта бизнеса не требуется. Налоговая самостоятельно анализирует сведения о доходах предприятий, среднесписочной численности штата, данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также информацию из других органов.

Чтобы получить выписку из Единого реестра, необходимо зайти на официальный сайт, ввести регистрационные данные юридического лица и распечатать готовый документ. Такая выписка будет иметь полную юридическую силу, так как на ней уже имеется усиленная электронная подпись. Дополнительного заверения этот документ не требует.

По указанию ФНС России от 8 августа 2017 г. № ГД-4-14/[email protected] местные налоговые инспекции не уполномочены выдавать справки о принадлежности юридического лица к субъектам малого и среднего предпринимательства.


Если вы полагаете, что ваша компания относится по всем критериям к числу субъектов малого или среднего предпринимательства, но не нашли ее в Едином реестре на сайте ФНС РФ, можно самостоятельно подать заявку. Налоговая инспекция в таком случае проведет анализ предоставленной информации и при положительном решении внесет юридическое лицо в Единый реестр вручную. Также на сайте можно исправить некорректные данные или внести дополнительные сведения о своей компании (сообщить о заключении новых контрактов, участии в программах партнерства, перечислить продукцию и дополнить контактные данные).

Мораторий выполнят ключевые функции, которые на него возложило Правительство РФ при разработке идеи снижения административного давления на малый бизнес. Продление новых правил, а также расширение области их действия на субъекты среднего предпринимательства кажутся вполне обоснованными и закономерными. У надзорных органов остается возможность проведения внеплановых проверок, а также сохраняется особый контроль за стратегически важными сферами деятельности, которых мораторий от проверок не коснулся. Большим шагом в данном вопросе явилось внедрение риск-ориентированного подхода к проверке предприятий, он позволяет экономить время контролеров, а соответственно и бюджетные средства.

Добрый день, уважаемые читатели. Многие из Вас в курсе, что с 1 января 2016 года у малого бизнеса наступили «надзорные каникулы». Мораторий на проверки также будет действовать в 2017 и 2018 годах. В данной статье мы расскажем о нюансах так называемых «надзорных каникул» и как работает мораторий на проверки малого бизнеса в 2017 году.

Кто может рассчитывать на мораторий на проверки в 2017 и 2018 году.

Статья 26.1. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (в редакции 2016 года) устанавливает мораторий на проверки субъектов малого бизнеса.

К субъектам малого предпринимательства относятся организации со штатной численностью не более 100 человек, годовой выручкой до 800 млн. рублей. Также есть условия участия в уставном капитале государства (не более 25%) и иностранных компаний (до 49%).

Для каких организаций законом сделаны исключения.

Мораторий на проверки малого бизнеса в 2017 и 2018 году не коснется компаний, работающих в сферах образования, медицины, социального обслуживания, аудиторских организаций, а также управляющих компаний многоквартирных домов и организаций, работающих с государственной тайной. Также от проверок не освободят компании, совершившие грубые нарушения или лишившиеся лицензий в течение 3-х лет до наступления момента плановых проверок.

Какие проверки сохраняются.

По-прежнему останутся налоговые проверки и ревизии на предмет уплаты взносов во внебюджетные государственные фонды, а также проверки в сфере пожарной, экологической, промышленной, радиационной безопасности объектов I и II классов опасности.

Изменениям не подверглись и внеплановые проверки, которые проводятся после поступления жалоб на компании в соответствующие надзорные органы.

Порядок исключения организации из плана проверок .

Если Ваша организация все же включена в план проверок и сделано это неправомерно, Вы вправе подать в государственный орган, составляющий данный план, заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок.

Проведение плановой проверки с нарушением требований 294-ФЗ является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов данной проверки.

Подводим итоги.

Несмотря на сохранение внеплановых проверок, а также налоговых и ряда других, эксперты сходятся во мнении, что мораторий на проверки малого бизнеса в 2017 году должен дать исключительно положительный экономический эффект, и вышеобозначенный закон был принят как нельзя вовремя. Надеемся, наша статья поможет Вам быть более подготовленными в общении с проверяющими органами. Спасибо за внимание.

(No Ratings Yet)

Государство контролирует все процессы происходящие внутри него. Не является исключением и бизнес сфера. Любая предпринимательская деятельность подчинена строгим правилам ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности. Периодически, налоговыми органами проводятся различные типы проверок налогоплательщиков. В данном тексте вы узнаете основные правила проведения различных видов проверок, а также самые важные нюансы моратория на налоговые проверки 2017-2018 годов.

Предприниматели, в процессе своей деятельности, неизбежно взаимодействуют с государственными контролирующими органами. Зачастую, это взаимодействие происходит в результате осуществления каких-либо проверок на соответствие деятельности предпринимателя действующим законодательным нормам. Федеральная налоговая служба уполномочена осуществлять различные проверки предпринимательской деятельности, с целью контроля и надзора за ее законностью и правильностью осуществления. В данной статье вы найдете всю необходимую информацию по налоговым проверкам, а также узнаете нюансы моратория на налоговые проверки в 2017-2019 годах.

Налоговая проверка – что это?

Налоговый орган наделен правом проведения налоговой проверки. Это закреплено п. 2 ст. 31 (далее – НК РФ), а регуляция данного процесса осуществляется 14 главой НК РФ «Налоговый контроль».

Исходя из норм п. 1 ст. 82 НК РФ можно сформировать определение понятия «налоговая проверка» – форма налогового контроля, которая осуществляется должностными лицами уполномоченных органов строго в рамках определенной компетенции, в отношении налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, осуществляющих деятельность с применением норм законодательства о налогах и сборах.

Любая налоговая проверка осуществляется с целью контроля за правильностью исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов.

Процесс проверки представляет собой сравнение фактических данных предпринимательской деятельности, которые получаются во время осуществления налогового контроля, с данными которые были поданы в виде налоговых деклараций во время сдачи отчетности.

В зависимости от вида налоговой проверки, изменяется объем полномочий должностных лиц налоговых органов во время ее проведения, а также объем ограничений на некоторые процессуальные действия, например: доступ на объекты предприятия, выемка документов, инвентаризация, истребование документов и так далее.

Виды налоговых проверок

В соответствии со ст. 87 НК РФ, существует 2 вида налоговых проверок:

  • Камеральные налоговые проверки;
  • Выездные налоговые проверки.

Статья 88 НК РФ регламентирует проведение камеральной налоговой проверки . Исходя из ее норм, можно дать определение понятию «камеральная налоговая проверка» – проверка, осуществляемая по месту нахождения соответствующего органа ФНС, используя данные налоговых деклараций и документов, которые были предоставлены налогоплательщиком, а также иных данных о налогоплательщике, имеющихся у налогового органа.

Для проведения проверки такого вида, специальное решение руководителя налогового органа не требуется. Камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев с момента предоставления налоговой декларации налогоплательщиком.

Если декларация предоставлена не была, то налоговые органы вправе провести камеральную проверку используя имеющиеся у них данные о налогоплательщике, а также данные о других налогоплательщиках имеющих аналогичные показатели. В этом случае, проверка проводится в течение 3 месяцев с момента истечения срока предоставления декларации. Если камеральная проверка уже началась, но в ее процессе была предоставлена налоговая декларация, то данная проверка прекращается и начинается новая, которая основана на данных предоставленной декларации. Все данные, которые были получены в ходе первичной камеральной проверки, могут быть использованы в новой камеральной проверке.

Обо всех ошибках и противоречиях в данных, которые были выявлены в ходе проверки, сообщается налогоплательщику. В течении 5 дней с момента получения налогоплательщиком сообщения от налоговых органов, он должен предоставить пояснения или сделать соответствующие исправления.

Ст. 89 НК РФ регламентирует проведение выездной налоговой проверки . Для проведения такой проверки необходимо специальное решение руководителя (его заместителя) налогового органа. Выездная проверка происходит на территории налогоплательщика.

Если налогоплательщик не может предоставить место для проведения проверки, то она осуществляется по месту нахождения налогового органа.

В решении о проведении выездной проверки содержатся следующие сведения:

  • Наименование налогоплательщика (полное и сокращенное, либо ФИО);
  • Налоги, в отношении которых осуществляется проверка правильности исчисления и уплаты (по одному налогоплательщику могут проверяться сразу несколько налогов) – предмет проверки;
  • Периоды деятельности налогоплательщика, за которые будет осуществлена проверка;
  • ФИО и должности сотрудников налогового органа, ответственных за проведение проверки.

Выездная налоговая проверка, может затронуть период не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором было издано решение о ее проведении.

По одному и тому же предмету проверки, за один и тот же период, налоговые органы не могут провести более 1 проверки (кроме случаев вынесения решения о проведении повторной выездной проверке). Один налогоплательщик, за один календарный год не может быть проверен более 2 раз посредством выездной проверки. Исключением является вынесение специально уполномоченным органом, решения о проведении дополнительных проверок. Для этого нужны веские основания.

Такой вид проверки не может длиться более 2-х месяцев, но может быть продлен в определенных случаях от 4 до 6 месяцев. Срок проверки исчисляется с момента вынесения соответствующего решения и заканчивается днем составления справки о проверке.

13 июля 2016 года был принят закон, который направлен на значительное упрощение деятельности некоторых предпринимателей и юридических лиц, путем освобождения их от проведения плановых проверок на период с 2016 до 2019 года.

Мораторий на проверки 2017-2019

Судя по заявлениям официальных лиц государства, решение о введении данного моратория было принято для снижения давления на определенные предпринимательские сферы и их стимуляцию в условиях геополитического и экономического кризиса.

От 13.07.2015 года были внесены изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 года №294-ФЗ (далее – закон 294 ФЗ).

В частности, в закон 294 ФЗ была добавлена статья 26.1, которая определяет, что на протяжении 3-х лет (2017, 2019 и 2019 годы) от плановых проверок освобождаются ИП и юридические лица, относящиеся к субъектам малого предпринимательства. Кроме ИП и юридических лиц, занимающихся видами деятельности, которые указаны в ч. 9 ст. 9 закона 294 ФЗ (деятельность в сферах: образования, здравоохранения, теплоснабжения, социальной, энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности), а также лиц указанных в ч. 6 ст. 26.1 закона 294 ФЗ.

ИП и юридические лица, попадающие под действие моратория, могут быть включены в план проверок в следующих случаях:

  • Если, ранее, для них было вынесено постановление, предусматривающее административное наказание за грубое нарушение законодательства РФ, и оно вступило в силу, либо административное наказание предусматривающее дисквалификацию или приостановление деятельности;
  • Если в их отношении было принято решение об аннулировании или приостановлении лицензии на основании результатов проверки, с окончания которой прошло менее 3-х лет.

К «арсеналу» методов оценки налоговыми органами налогоплательщиков был добавлен риск-ориентированный подход, который начнет применяться с 1 января 2019 года. Однако Правительство РФ может устанавливать отдельные виды контроля, в которых уже заложен нововведенный подход и до 1 января 2019 года.

Риск-ориентированный подход предполагает определение зависимости между частотой проведения мероприятий контроля (проверок и т.д.) и законодательных нарушений в деятельности ИП и юридических лиц, а также потенциальной возможности совершения нарушений и несоблюдение обязательных требований.

Чем выше будет установленный уровень риска для того или иного налогоплательщика – тем чаще он будет подвергаться проверкам. Соответственно, чем ниже уровень риска – тем реже будут проверки и контрольные мероприятия. Отсюда следует вывод – любой налогоплательщик должен стремиться к минимизации уровней риска.

Несмотря на явный положительный акцент внесенных изменений, некоторые эксперты опасаются, что органы осуществляющие определение уровня риска, могут использовать это право в собственных интересах, таким образом, ущемляя права «избранных» налогоплательщиков. Что будет на самом деле, покажет время, и результаты интеграции системы риск-ориентированного подхода.

Но в его эффективности бизнес не уверен - при запрете плановых проверок стало больше внеплановых

Малый бизнес и самозанятые смогут еще два года работать без плановых проверок - во вторник президент Владимир Путин предложил продлить мораторий. Срок действия нынешнего моратория истекает в декабре 2018 г.

Есть сферы, где нужен постоянный и даже более жесткий контроль, объяснил Путин: это касается компаний с высоким профилем риска, деятельность которых напрямую затрагивает жизнь и безопасность людей, а также предприятий, которые работают в специфических сферах - например, таких, как оборот драгметаллов и камней. "Для всех остальных малых компаний, для самозанятых граждан предлагаю продлить надзорные каникулы еще на два года", - сказал он.

790 требований к предприятиям общественного питания предъявляют Роспотребнадзор, Федеральное медико-биологическое агентство, Роструд и МЧС, указано в докладе Бориса Титова "Книга жалоб и предложений российского бизнеса". Только 190 из них - от Роспотребнадзора. Для сравнения: в Казахстане - 38 требований, в США - 78

Надзорные каникулы для малого бизнеса введены с 2016 г., они предусматривают приостановку плановых проверок. Но мораторий не решил проблему административного давления на бизнес, указывал член московского отделения "Опоры России" Дмитрий Несветов: с запретом на плановые проверки возросло количество внеплановых. По данным Минэкономразвития, в 2017 г. было проведено 1,7 млн плановых и внеплановых проверок - почти на 200 000 меньше, чем в 2016 г. Но, по опросам предпринимателей, которые представил в мае бизнес-омбудсмен Борис Титов, было около 10 млн проверок.

Чтобы компания была признана малым бизнесом, ее оборот не должен превышать 800 млн руб., а число сотрудников - 100 человек. Предприниматели должны освобождаться от проверок в зависимости не от размера бизнеса, а от категории риска, говорил замминистра экономического развития Савва Шипов после пожара 25 марта в кемеровском торговом центре "Зимняя вишня". Торговый центр не подлежал проверке: выручка его управляющей компании ООО "Зимняя вишня - Кемерово" в 2016 г. была 68 млн руб., в ее штате было менее 100 человек. Но каникулы не распространяются на предприятия социальной сферы, а "Зимняя вишня" к ним относилась, указывал тогда представитель компании "Серконс" (сертификация и экспертиза промышленной безопасности) Алексей Кабанов.

Мораторий на проверки не главная причина дробления средних компаний, указывает вице-президент РСПП Александр Варварин. Скорее они хотят перейти на упрощенную систему налогообложения и получить преференции по госзакупкам. А мораторий лишь еще один плюс, добавляет он: "Продлевать его, конечно, нужно, но желательно распространить и на средний бизнес".

Правда ли, что мораторий на проверки малого и среднего бизнеса продлили на 2019 год? На кого именно распространяются «надзорные каникулы»? Кого освободили от проверок ФНС и ПФР? Как узнать, будут ли проверять юридическое лицо или ИП в 2019 году? Какой закон предусматривает запрет на проверку бизнеса? Ответим на основные вопросы.

Запрет на проверки до 2019 года

В период 2016 -2018 годах у субъектов малого предпринимательства были «надзорные каникулы». Суть каникул – в отмене плановые проверки Минтруда, Минприроды, Прокуратуры и ряда других ведомств.

На проверки по налогам и страховым взносам каникулы в 2016-2018 годах не распространялись.

Также не было каникул у компаний, ведущих деятельность в социальной сфере. Контролеры были вправе проверять аптеки, образовательные и медицинские организации. Таким образом, «запрет на проверки малого бизнеса» – понятие условное. Одних было проверять нельзя, а других – можно.

Но что же с 2019 годом? Будет ли действовать запрет на плановые проверки бизнеса в 2019 году?

Закон о продлении моратория на 2019 год

Кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2019 году?

Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) – это средние, малые и микропредприятия.

  • Критерии малого предприятия среднесписочная численность не более 100 человек и доход не более 800 млн руб. Минимум 51% уставного капитала ООО должно принадлежать физлицам или организациям – СМП. Доля организаций, не относящихся к СМП, не должна превышать 49%, доля государства, регионов или НКО – 25%.
  • Критерии микропредприятия – среднесписочная численность не более 15 человек и доход не более 120 млн руб. Ограничения по структуре уставного капитала – те же, что и для малых предприятий.
  • Критерии среднего предприятия – среднесписочная численность не более 250 человек и доход не более 2 млрд руб. Ограничения по структуре уставного капитала – те же, что и для малых предприятий.

Так, к примеру, в 2019 году риск-ориентированный подход применяется в отношении проверок ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзора, Росалкогольрегулирования и Роспотребнадзора. Соответственно, в отношении данных видов контроля «надзорные каникулы» не применяются.

Также «надзорные каникулы» в 2019 году не будут действовать в отношении плановых проверок юрлиц и ИП, осуществляющих лицензируемые виды деятельности или работающих в сферах, нарушения в которых могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.

В ИТОГЕ:

В 2019 году запрет на проведение плановых проверок не действует, в частности:

  • при проведении плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;
  • при проведении плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемые виды деятельности;
  • в отношении плановых проверок в рамках проведения:

– федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;

– федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

– внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”;

– федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;

– федерального государственного пробирного надзора.