Определение грузооборота и грузопотоков. Что такое грузооборот? Как определяется для разных видов транспорта Грузооборот компании для чего нужен

Грузооборот - это количество (общий объём) перевезённых грузов согласно рассматриваемому объекту за определенный период времени: будь то предприятие, тип транспорта, отрасль либо государство в целом.

Грузооборот как экономический показатель работы транспорта — это произведение веса перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки.

Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 х 150=750 млн. тонно-километров.

Измеряется показатель грузооборота такой единицей как тонна-километр, однако больше распространено использование показателя суммарного тоннажа выполненных перевозок.

Для измерения объёма перевозок в рамках государства или выделенного региона задействуются сразу две единицы измерения. Процесс оценки функционирования объекта транспорта либо отдельного узла предполагает использование лишь суммарного веса груза, перевезённого в тоннах.

В масштабном значении показатель грузооборота даёт оценку взаимоотношениям государств или регионов, а в транспортной сфере определяет пропускную способность определённых объектов. Рост межгосударственного грузооборота указывает на развитие торговли и экономики. В момент кризиса происходит падение грузооборота. Нестабильность грузооборота между регионами позволяет говорить о сложностях в основной транспортной системе, в функционировании компаний, а также слабых междоусобных экономических связях.

Виды грузооборота

Обычно весь грузооборот транспорта соотносят с конкретной транспортной сферой, чтобы дать оценку определённому типу грузооборота.

Железнодорожный транспорт – наиболее масштабный и бюджетный. В России сеть железнодорожного полотна обслуживает 4/5 от всего грузооборота страны. Прокладка и развитие линий сообщений беспрерывно наращивает число перевозимых грузов. Общая оценка грузооборота страны позволяет утверждать, что чем развитие сеть железных дорог, тем ниже затраты на перевозку тоннажа.

Водный транспорт – также один из выгодных вариантов транспортировки груза, вот только возможен он далеко не в каждом регионе, а только между территориями, прилегающими к морю или широкой реке. Ко всему прочему речная навигация возможна лишь летом – в холода реки замерзают. В жаркий сезон речной транспорт берёт на себя 10–15% всего грузооборота России. Судоходство по морю – это обычно межгосударственные поставки. На их долю приходится 4–7%.

Трубопроводный транспорт используется только для передачи жидких и летучих смесей. Передаётся по трубопроводам газ, аммиак, нефть и прочие химические связующие. В РФ большинство экспортных поставок «нефтегазовой продукции» производится посредством трубопроводов. В данной отрасли повышение грузооборота определяется прокладкой новых трубопроводных трасс.

Автомобильный транспорт полностью зависим от наличия и качества дорог. Большинство автомобильных грузоперевозок имеет локальное значение, т.е. выполняется между предприятиями, портом и предприятием и т.д. Такие поставки выполняются быстрее. Автотранспорт не требует выполнения дополнительных загрузок/выгрузок, уменьшающих экономическую выгоду от транспортировки, и потому более выгоден. С его помощью можно без дополнительных трат и задержек доставить вверенный груз по месту назначения.

Мобильность и разнообразие автотранспорта гарантирует ему востребованность для дальних поставок любого по объёму груза.

Воздушный транспорт – дорогостоящий подход к перевозке грузов. Его преимуществом является срочность доставки или поставка груза в места, где трассы не обустроены. К примеру, надо быстро доставить товары в таёжное поселение. В России подобных мест особенно много. По причине этого и грузооборот авиатранспорта достаточно высок.

Сводная оценка грузопоставок по каждой отрасли транспорта позволяет определить уровень развития сферы и её потребность в модернизации и сопутствующем оборудовании плюс постройке новых путей. Также общее оценивание позволяет выявить значимость конкретной отрасли в грузообмене всего народного хозяйства.

Грузооборот -- экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определённое время груза на расстояние перевозки.

структурные расхождения часто возникают и между консолидированными бюджетами одного и того же уровня.

Грузооборот измеряется в тонно-километрах. Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 Ч 150 = 750 млн. тонно-километров.

Для определения грузооборота масса перевезенного груза в тоннах (отдельно по каждой политической партии груза) умножается на дальность перевозки и полученные произведения суммируются.

Показатель грузооборота используется в планировании и статистике для измерения эффективности труда на транспорте (количество тонно-километров на одного работающего), исходная стоимость перевозок также определяется в расчете на 1 км, так как издержки на перевозку зависят от дальности ее и массы груза.

Для оценки деятельности предприятий транспорта показатель грузооборота не применяется, так как общество заинтересовано в наилучшем удовлетворении потребностей в перевозках при минимизации транспортных издержек, для этих целей используется показатель перевозки (отправки) грузов в тоннах, выручка от перевозок и др.

Распространение передового опыта, в том числе железнодорожников Белоруссии, позволяет увеличить объем полезной работы транспорта без увеличения численности работающих.

Для характеристики грузооборота государства, какой-то территории, определенного направления, реки и т.п. применяются и та и другая единица измерения. А для характеристики грузооборотов какого-либо транспортного узла, станции или иного транспортного объекта, в качестве измерителя применяется только тоннаж.

Грузооборот определяет уровень развития связей, развитие торговли, степень экономической активности в определенный период и т.д.

Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т.е. политическая партия груза, перевозка которой оформлена соответствующим документом (договором перевозки). Первичные документы на разных видах транспорта имеют различные названия:

· дорожная ведомость - на железнодорожном и речном транспорте;

· коносамент и манифест - на морском транспорте;

· путевой лист и товарно-денежная накладная на товар - на автомобильном транспорте;

· сопроводительная ведомость - на воздушном транспорте.

Statistics перевозок грузов разработала систему показателей, которые обеспечивают возможность всесторонней характеристики работы каждого предприятия и единой транспортной сети страны. Эти показатели подразделяются на две группы:

1. объемные (суммарные);

2. качественные.

К объемным показателям статистики перевозок грузов относятся: отправлено (отправление) грузов; прибыло (прибытие) грузов; перевезено (перевозка) грузов;

перевезено в прямом смешанном сообщении; объем выполненной транспортной работы - грузооборот.

Грузооборот представляет собой объем работы при перевозке грузов, исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов на расстояние перевозки в километрах (милях). Он является одним из основных показателей при оценке эффективности работы транспортного предприятия.

К качественным показателям статистики перевозок грузов относятся:

· среднее расстояние перевозки в 1т груза;

· средняя густота перевозок 1т груза;

· средняя продолжительность перевозки 1т груза;

· средняя скорость продвижения 1т груза.

Распределение грузовых перевозок между отдельными видами транспорта зависит от их особенностей и экономического преимущества. Например, железнодорожный транспорт используется при перевозке больших объемов грузов на большие расстояния; автомобильный транспорт - в городах и районах на короткие, а также на более дальние расстояния при перевозках ценных и скоропортящихся грузов; морской транспорт - при перевозках массовых грузов в районах, тяготеющих к внутренним водным и морским бассейнам; магистральные трубопроводы служат для перекачки газа и сырой черного золота с промыслов на перерабатывающие заводы и для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления и терминалы; воздушный транспорт используется при перевозке грузов на очень большие расстояния.

В таблице 4 представлен грузооборот по видам транспорта в Тюменской области (миллиардов тонно-километров).

Таблица 4.

Грузооборот по видам транспорта за 2009-2013 год.

На рисунке 5 представлен график динамики грузооборота по видам транспорта за 2009-2013 года.

Рис 5.

Из рисунка 5 видно, что наибольший удельный вес в грузообороте имеет железнодорожный и трубопроводный транспорт.


Советы Эксперта - Бизнес-консультанта

Грузооборот – это работа транспорта по перевозке грузов для предприятия, отрасли, государства, исчисляется в тонно-километрах, иногда применяют показатель тоннаж. Для характеристики грузооборота у государства, какой- либо территории, конкретного направления, реки и т.д. применяют ту и другую единицу измерения.

Просто следуйте этим простым пошаговым советам, и Вы будете на верном пути в Вашем бизнесе.


Краткое пошаговое Бизнес-руководство

Итак, приступим к действиям, настроившись на положительный результат.

Шаг - 1

Помните, что для характеристики грузооборота какой-либо станции, транспортного объекта, транспортного узла в качестве измерителя применяют только тоннаж.

Грузооборот показывает объем экономической связи между государствами, районами, предприятиями, хозяйственными образованиями, также он указывает на пропускные возможности у транспортных объектов.

Глава 17 СТАТИСТИКА ГРУЗООБОРОТА  

Процесс непосредственного создания продукта в его конкретной вещной форме не заканчивает -создание стоимости продукта. Продукт, произведенный в промышленности и сельском хозяйстве , в большинстве случаев еще не готов к потреблению в смысле реализации его потребительских свойств. Чтобы продукт получил общественное признание , чтобы он мог быть использован на производственное или непроизводственное потребление , его необходимо пространственно переместить из места производства к месту потребления и реализовать его потребителям. Отрасли, где затрачивается труд на транспортировку и реализацию продукции , образуют сферу обращения . Обращение общественного продукта , обслуживаемое грузовым транспортом и торговлей в ее широком понимании, является необходимым звеном в процессе воспроизводства общественного продукта, без которого не существует и самого процесса воспроизводства. Статистическая характеристика сферы обращения осуществляется статистикой грузооборота и статистикой товарного обращения.  


Задача статистики транспорта, и в первую очередь статистики грузооборота, состоит в том, чтобы своевременно выявлять и отражать эти прогрессивные изменения, способствовать все большему их внедрению.  

Показатели перевозок могут быть представлены двумя группами показателей - натуральными и стоимостными. Первые образуют систему показателей статистики грузооборота, вторые включают показатели валовой и чистой продукции транспорта.  

В данной главе рассматриваются вопросы статистики грузооборота, при этом основное внимание уделяется общеметодологическим вопросам расчета и анализа тех или иных показателей, без подробного рассмотрения специфики их исчисления по отдельным видам транспорта.  

Статистика грузооборота изучает объем и структуру грузооборота , динамику его показателей, интенсивность использования технических средств транспорта (подвижных и неподвижных), территориальные направления и связи грузовых перевозок.  

Для комплексной характеристики грузовых перевозок необходима система показателей грузооборота. Показатели этой системы должны давать всестороннюю характеристику состояния и развития грузовых перевозок. Статистика. грузооборота включает следующие показатели  

Понятие грузооборота. Классификация грузооборота по видам грузов и видам транспорта. Показатели статистики перевозок грузов.  

Ежегодно по ним перевозится более 20 млрд т грузов. Общий грузооборот по 29 странам (по которым имеется статистика) составляет 3247 млрд т-км. Пассажирские перевозки по автодорогам достигают 10 600 млрд пасс-км.  

В 80-е - 90-е годы произошел разрыв между темпами роста ВВП и показателями работы транспорта. Так, темпы роста ВВП за 1996-2000 гг., согласно официальной статистике, почти в 5 раз превышали темпы роста перевозок грузов, в 2 раза - грузооборота. Это явление служит, возможно, одним из показателей искусственного завышения абсолютного и относительного прироста ВВП, неточность расчета которого официально признана в КНР.  

ГРУЗООБОРОТ - показатель объема работы, выполненной грузовым транспортом. Измеряется в тонно-километрах (ткм) (работа транспорта по перевозке I т груза на расстояние I км). Для определения Г. масса перевезенного груза в тоннах (отдельно по каждой партии груза) умножается на дальность перевозки и полученные произведения суммируются. Показатель Г используется в планировании и статистике для на транспорте (количество тонно-километров на одного работающего), себестоимость перевозок также определяется в расчете на 1 ткм, так как затраты на перевозку зависят от дальности ее и массы груза. Для транспорта показатель Г. не применяется, так как общество заинтересовано в наилучшем удовлетворении потребностей в перевозках при минимизации транспортных издержек, для этих целей используется показатель перевозки (отправки) грузов в тоннах, выручка от перевозок и др.  

Для обобщающей характеристики работы грузового транспорта в натуральном выражении исчисляют расчетный показатель статистики перевозок - показатель грузооборота в. тонно-километрах этот показатель рассчитывается как сумма произведений количества перевезенных грузов q на количество километров расстояния перевозок / по каждой партии грузов "Lql. Показатель грузооборота рассчитывают по отдельным перевозимым грузам, по видам транспорта и по всему транспорту в целом. Расчет показателя грузооборота по видам транспорта имеет свои особенности, обусловленные спецификой приложения труда на том или ином транспорте и условиями его функционирования.  

Важная задача статистики не только определить объем грузооборота, но и изучить его в динамике, выявить факторы изменения его общей величины и его составляющих.  

Для более широкого анализа характеристики перевозочной деятельности, в том числе грузооборота страны, статистика исчисляет целый ряд показателей, характеризующих состояние и использование подвижного состава (вагонов, локомотивов и грузового поезда в целом).  

Измерение грузооборота в транспорте Показатель грузооборота используется в планировании и статистике для измерения производительности труда в транспорте (количество тонна-километров на одного работающего), себестоимость перевозок также определяется в расчете на 1 ткм, так как затраты на перевозку зависят от ее дальности и массы груза. Для оценки деятельности предприятий транспорта показатель грузооборота не применяется, так как общество заинтересовано в наилучшем удовлетворении потребностей в перевозках при минимизации транспортных издержек, для этих целей используется показатель перевозки (отправки) грузов в тоннах, выручка от перевозок.  

ГРУЗООБОРОТ НЕТТО ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ (net freight turnover) - показатель статистики перевозок грузов (перевозки грузов с учетом фактического расстояния) Определяется на основании данных маршрута машиниста локомотива как  

СТАТИСТИКА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ (freight traffi statisti s) - раздел статистики транспорта, изучающий объем, состав и направление перевозок грузов за определенный период и в динамике Ед наблюдения является отправка Система взаимосвязанных

При обращении к информационным источникам относительно транспортных систем нередко можно встретить такой термин как “ грузооборот” . Будет нелишним узнать, что собой представляет это понятие и какова его единица измерения.

Под грузооборотом подразумевается количество (общий объём) перевезённых грузов согласно рассматриваемому объекту: будь то предприятие, тип транспорта, отрасль либо государство в целом.

Измеряется показатель грузооборота такой единицей как тонно-километр, однако больше распространено использование показателя суммарного тоннажа выполненных перевозок.

Для измерения объёма перевозок в рамках государства или выделенного региона задействуются сразу две единицы измерения. Процесс оценки функционирования объекта транспорта либо отдельного узла предполагает использование лишь суммарного веса груза, перевезённого в тоннах.

В масштабном значении показатель грузооборота даёт оценку взаимоотношениям государств или регионов, а в транспортной сфере определяет пропускную способность определённых объектов. Рост межгосударственного грузооборота указывает на развитие торговли и экономики. В момент кризиса происходит падение грузооборота. Нестабильность грузообмена между регионами позволяет говорить о сложностях в основной транспортной системе, в функционировании компаний, а также слабых междоусобных экономических связях.

Виды транспорта и грузооборот

Обычно весь грузооборот транспорта соотносят с конкретной транспортной сферой

Обычно весь грузооборот транспорта соотносят с конкретной транспортной сферой, чтобы дать оценку определённому типу грузообмена.

Железнодорожный транспорт – наиболее масштабный и бюджетный. В России сеть железнодорожного полотна обслуживает 4/5 от всего грузообмена страны. Прокладка и развитие линий сообщений беспрерывно наращивает число перевозимых грузов. Общая оценка грузооборота страны позволяет утверждать, что чем развите е сеть железных дорог, тем ниже затраты на перевозку тоннажа.

Железнодорожный транспорт – наиболее масштабный и бюджетный грузоперевозчик

Водный транспорт – также один из выгодных вариантов транспортировки груза, вот только возможен он далеко не в каждом регионе, а только между территориями, прилегающими к морю или широкой реке. Ко всему прочему речная навигация возможна лишь летом – в холода реки замерзают. В жаркий сезон речной транспорт берёт на себя 10–15% всего грузообмена России . Судоходство по морю – это обычно межгосударственные поставки. На их долю приходится 4–7%.

Водный транспорт - выгодный вариант, но доступный не всем

Трубопроводный транспорт задействуется только для передачи жидких и летучих смесей. Передаётся по трубопроводам газ, аммиак, нефть и прочие химические связующие. В РФ большинство экспортных поставок «нефтегазовой продукции» производится посредством трубопроводов. В данной отрасли повышение грузооборота определяется прокладкой новых трубопроводных трасс.

Автомобильный транспорт полностью зависим от наличия и качества дорог. Большинство автопоставок имеет локальное значение, т. е. выполняется между предприятиями, портом и предприятием и т. д. Такие поставки выполняются быстрее. Автотранспорт не требует выполнения дополнительных загрузок/выгрузок, уничижающих экономическую выгоду от транспортировки, и потому более выгоден. С его помощью можно без дополнительных трат и задержек доставить вверенный груз по месту назначения.

Мобильность и разнообразие автотранспорта гарантирует ему востребованность для дальних поставок любого по объёму груза.

Большинство автопоставок имеет локальное значение

Воздушный транспорт – дорогостоящий подход к перевозке грузов. Его преимуществом является срочность доставки или поставка груза в места, где трассы не обустроены. К примеру, надо быстро доставить товары в таёжное поселение. В России подобных мест особенно много. По причине этого и грузооборот авиатранспорта достаточно высок.

Сводная оценка грузопоставок по каждой отрасли транспорта позволяет определить уровень развития сферы и её потребность в модернизации и сопутствующем оборудовании плюс постройке новых путей. Также общее оценивание позволяет выявить значимость конкретной отрасли в грузообмене всего народного хозяйства.