Общественные организации и общественные движения. Общественные движения Особенности правового положения общественных движений

Основным различием между общественной организацией и общественным движением является то, что...

1) первая создается на базе членства, второе - нет

2) первая является общероссийским объединением, второе - религиозным

3) первая является местным объединением, второе - межрегиональным

4) второе создается на базе членства, первая – нет

5) первая является региональным объединением, второе - местным

36. Некоммерческим партнерством признается

1. основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия её членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей некоммерческого характера.

2. .некоммерческая организация, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера.

3. .добровольные объединения граждан и юридических лиц на базе членства.

4. добровольное объединение граждан на базе членства для совместной производственной или хозяйственной деятельности основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении ᴇᴦο членами (участниками) имущественных паевых взносов.

5. не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на базе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Тема 7˸ Государство и иные публичные образования как субъекты гражданского права

Вопросы˸

1. Понятие, содержание и особенности гражданской правосубъектности государства, государственных и муниципальных образований.

2. Органы, уполномоченные государством на участие в гражданских правоотношениях.

3. Участие публично-правовых образований в гражданских правоотношениях.

4. Гражданская правосубъектность иностранных государств на территории РФ.

5. Ответственность по обязательствам РФ, её субъектов, муниципальных образований.

В первом вопросе раскрыть понятие правосубъектности публично-правовых образований˸ организационное единство, обособление имущества, ответственность по своим обязательствам, выступление от собственного имени. Принцип равенства участников гражданских правоотношений.

Во втором вопросе , перечислить органы уполномоченные государством, субъектом РФ, муниципальным образованием на участие в гражданских правоотношениях. Государство, как субъект исключительных прав.

В третьем вопросе раскрыть участие публично-правовых образований в вещных, договорных, корпоративных, наследственных, обязательственных правоотношениях.

В четвертом вопросе раскрыть участие иностранных государств в гражданских правоотношения на территории РФ˸ вещные, обязательственные, корпоративные правоотношения.

Основным различием между общественной организацией и общественным движением является то, что... - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основным различием между общественной организацией и общественным движением является то, что..." 2015, 2017-2018.

Общественным движением является, состоящее из участников и не имеющее членства, массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Посредством участия в общественных движениях граждане имеют возможность в цивилизованных формах общаться с государством и обществом, донося свои требования.

Обычно общественные движения создаются для выражения гражданами своей позиции по различным социально-значимым вопросам . Отличительными чертами общественного движения от других общественных объединений являются многочисленность его участников, отсутствие фиксированного членства и четкой организационной структуры.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об общественных объединениях», общественные организации могут регистрироваться в порядке, предусмотренном законом, и приобретать права юридического лица, либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Согласно этому же Закону, граждане могут быть учредителями и участниками общественных движений только по достижении 18 лет . При этом сказано, что участниками молодежных общественных движений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а участниками детских общественных движений могут быть граждане, достигшие 8 лет. Условия и порядок участия, включая условия выбытия из участия в общественном движении по возрасту, определяются уставом соответствующего общественного движения. Государственная регистрация молодежных и детских общественных движений осуществляется в случае избрания граждан, достигших 18 лет, в руководящие органы указанных движений. То есть, учредителями любого общественного движения вправе выступать только полностью дееспособные граждане.

В случае госрегистрации общественного движения, его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом, который является учредительным документом движения. Постоянно действующий орган общественного движения является коллегиальным и выборным, он подотчетен съезду (конференции) или общему собранию участников движения. Учредителями общественного движения могут быть физические лица, их должно быть не менее трех, а также другие зарегистрированные общественные объединения. Но только общественные объединения не могут создать общественное движение, в составе учредителей обязательно должны быть физические лица. Учредители не сохраняют прав на переданное ими в собственность организации имущество, не отвечают по обязательствам организации, а организация не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Органом, осуществляющим государственную регистрацию общественных движений, является Министерство Юстиции РФ или его территориальные органы . Документы представленные в МинЮст для регистрации проходят доскональнейшую проверку. Проверяется правильность заполнения документов, достоверность указанных в них сведений, соответствие положений устава закону, и т. п. Поводом для отказа в госрегистрации может стать любая мелочь: неправильная форма гарантийного письма, подтверждающего адрес, непредставление решения органа исполнительной власти по месту нахождения движения, подтверждающего право на использование в названии имени государственного или общественного деятеля, несоответствие видов экономической деятельности целям создания движения и др. Особую сложность представляет приведение положений устава в соответствие с законом, но отказ в регистрации можно получить и за лишнюю галочку в каком-либо из приложений к заявлению. Поэтому, во избежание лишней траты денег и нервов, лучше доверить проведение государственной регистрации общественного движения

СТ. 30 Конституции устанавливает возможность граждан на объединение и отстаивание своих коллективных интересов. Это обеспечивает развитие институтов гражданского общества. Одной из форм реализации этого права служит общественное движение.

Понятие и признаки общественного движения

Общие признаки, которыми характеризуется общественное движение, перечислены в ст. 123.7-1 ГК и в ст. 9 закона «Об общественных объединениях».

  • Оно отличается следующими особенностями:
  • Общественное движение - некоммерческая организация. Цели ее создания не связаны с извлечением и распределением прибыли между участниками.
  • Оно не подлежит обязательной государственной регистрации. В отличие от коммерческих юрлиц, общественное или общественно-политическое движение считается созданным с момента принятия соответствующего решения.

Однако возникновение правоспособности увязывается с процедурой госрегистрации.

  • Служит добровольным объединением граждан на основе общности интересов и единства целей. Участники общественного движения вступают в него на основании собственных убеждений и желаний. В их число могут входить и юрлица.
  • Не имеет членства. Участниками общественного движения становятся все граждане, так или иначе поддерживающие его деятельность. В отличии от политической партии, участие в таком объединении не предполагает выдачу документа о принадлежности к нему.

Благодаря этим характеристикам, можно получить следующее определение.

Общественное движение - это созданное гражданами и (или) юридическими лицами общественное объединение на основе общности интересов, преследующее любые общественно-полезные цели, не имеющее членства и получающее права юрлица после процедуры государственной регистрации.

Виды общественных движений

Закон «О общественных объединениях» и ГК устанавливают открытый перечень целей, которые преследуют общественные движения. Это служит удобным основанием для классификации.

Среди них выделяются социальные и политические.

Первые предполагают действия объединения, направленные на развитие общества. Нередко целью таких движений служит стремление обратить внимание социума на ту или иную проблему. Примерами служат организации, выступающие в защиту животных, отдельных категорий граждан (инвалиды, ветераны войн и другие).

Политическое общественное движение служит не формой борьбы за власть (акторами в этой сфере могут быть только политические партии), а способом повлиять на выборных лиц и чиновников по тому или иному вопросу.

Это можно назвать общественным лоббизмом. Примерами могут служить общественно-политические движения, выступающие за отмену смертной казни, за принятие или отмену того или иного закона, устанавливающего определенные права.

Хотя перечень целей и носит отрытый характер, любая из них связана с социальной или политической сферой жизни общества.

Правовое регулирование участия в работе общественных движений

Согласно ст. 18 закона, общественные или общественно-политические движения могут быть созданы не менее, чем 3-мя физическими или юридическими лицами, являющимися общественными объединениями.

Учредители становятся участниками в момент принятия решения о создании этой организации на общем собрании, съезде или конференции.
Ст. 19 закона предъявляет требования к участникам. Ими могут быть граждане, достигшие совершеннолетия.

Исключение составляют молодежные общественные и общественно-политические движения. Права на участие в них возникают с 14 лет. Другим исключением являются детские общественные движения, куда граждане могут вступать с 8 лет.

Указанные нормы предусматривают ряд ограничений.

Не имеют такого права следующие категории лиц:

  • Иностранцы или апатриды, чье пребывание на территории России нежелательно. Соответствующие нормы должны предусматривать процедуру признания их таковыми.
  • Фигуранты перечня лиц, связанных с финансированием терроризма и легализацией преступных доходов.
  • Общественные объединения, признанные экстремистскими.
  • Лица, чья деятельность была признана экстремистской на основании судебных решений.
  • Лица, лишенные свободы по приговору суда и отбывающие наказание в местах лишения свободы.

Особенности регистрации общественных движений

Общественные или общественно-политические движения регистрируется в ином порядке, нежели коммерческая организация.

В отличие от последних, эта процедура осуществляется минюстом. Представленные документы проходят более тщательную проверку.

Они не должны содержать положения экстремистского толка. Кроме того, устав проходит проверку на предмет того, нарушаются ли права участников.

Перед регистрацией желательно передать документы юристам для предварительной экспертизы, поскольку любое несоответствие закону приведет к отказу.

Управление движением

Развитие общественных движений невозможно без управления. Ст. 9 закона устанавливает, что орган, выполняющий такие функции, должен быть коллегиальным.

Именно он осуществляет гражданскую правоспособность общественного движения.

Этот орган управляет всей собственностью объединения, которая необходима для обеспечения его деятельности.

В качестве таковой могут служить движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги, а также другие объекты гражданских прав.

Общественное движение (далее - Движение) - это некоммерческое общественное объединение, созданное по инициативе группы граждан на принципах самоуправляемости и на основе общности интересов, для реализации определенных в Уставе целей.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Основные положения создания и деятельности общественных движений:

Общественное движение это не имеющее членства общественное объединение, т.е. с момента государственной регистрация общественного движения лица, учредившие общественное движение, становятся его участниками.

Общественное движение может быть создано гражданами и (или) юридическими лицами (общественными объединениями) (Общественное движение может быть учреждено как минимум тремя лицами).

По территориальной сфере общественное движение делится на:

  • Общероссийское общественное движение (такое движение, которое осуществляет свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства);
  • Межрегиональное общественное движение (такое движение, которое осуществляет свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства);
  • Региональное общественное движение (такое движение, деятельность которого осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации);
  • Местное общественное движение (такое движение, деятельность которого осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления).

Учредительным документом Общественного движения является Устав .

Высшим органом управления в Общественном движении является Съезд (Конференция) или Общее собрание.

Постоянно действующим руководящим органом Общественного движения является выборный коллегиальный орган (Правление, Совет и др.), подотчетный Съезду (Конференции) или Общему собранию.

Движение обладает следующими правами и возможностями

  • от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права;
  • быть истцом и ответчиком в суде;
  • в интересах достижения уставных целей совершать сделки, соответствующие уставным целям Движения и законодательству РФ, как на территории РФ, так и за рубежом;
  • иметь самостоятельный баланс, рублевые и валютные счета в банковских учреждениях, круглую печать со своим наименованием;
  • иметь собственный флаг, штампы, эмблемы, вымпелы и другую символику, подлежащую государственной регистрации и учету в порядке, установленном законодательством РФ;
  • свобода определения своей внутренней структуры, форм и методов своей деятельности.

Прайс-лист на проведение регистрационных действий Общественного движения

Вид услуги

Стоимость в рублях РФ

Срок исполнения

Регистрация Общественного движения

от 40 000

(в зависимости от территориальной сферы деятельности)

от 3 месяцев

Внесение изменений в Общественное движение

по договоренности

от 1 месяца

Реорганизация путем слияния, присоединения, разделения и выделения

по договоренности

от 3 месяцев

Реорганизация путем преобразования

по договоренности

от 3 месяцев

Ликвидация Общественного движения

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются Федеральным законом «Об общественных объединениях», Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

Ø общественная организация;

Ø общественное движение;

Ø общественный фонд;

Ø общественное учреждение;

Ø орган общественной самодеятельности;

Ø политическая партия.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Общественные организации представляют собой добровольные объединения людей с целью реализации их общих интересов и социальной активности (например, деятельность экологических организаций, творческих союзов и добровольных обществ по спасению памятников культуры). Их деятельность не сводится к участию в управлении государством, хотя зачастую и приобретает политический характер. Необходимо подчеркнуть так же и то, что общественные организации – это самодеятельные формирования , не подчиняющиеся внешним указаниям (кроме законов государства) и руководствующиеся в своей деятельности совместно разработанными их членами особыми нормативными документами – уставами.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.


Общественные движения отличаются от общественных организаций не только тем, что они могут объединять множество организаций, в том числе и политических партий, причем зачастую различных и даже противоположных ориентаций. В некоторых случаях сочетаются признаки организации и движения (в народных фронтах). Примером такого массового движения является «Общероссийский народный фронт», созданный по инициативе В. Путина с целью объединения усилий общественных организаций с правящей партией «Единая Россия». Обычно движения создаются для выполнения определенной задачи. Вот как, например, определяет задачи «Общероссийского народного фронта» В. Путин:

«Мы создаём «Народный фронт» для того, чтобы были востребованы все конструктивные идеи, чтобы у гражданского общества – молодёжных, женских, ветеранских организаций, деловых кругов, профессиональных союзов и объединений – была дополнительная возможность непосредственно, напрямую участвовать в выработке важнейших государственных решений».

Можно выделить такие разновидности общественных движений, как элитные и массовые, консервативные и движения протеста, реформаторские и революционные, насильственные и ненасильственные; в зависимости от объекта борьбы – антивоенные, правозащитные, экологические и пр.; по социальному составу – молодежные, женские, национальные, рабочие, крестьянские и др.

Характерными чертами общественных движений являются:

1) относительная диффузность, более низкий уровень организации;

2) высокая степень стихийности, слабая институционализация.

Спонтанно возникающие общественные движения всегда обусловлены недовольством людей: одни считают, что надо все срочно менять, другие яростно сопротивляются не устраивающим их изменениям.

Общественные движения требуют наличия лидеров, способных сформулировать цели движения и повести за собой массы. Движение может возглавляться одним лидером, группой лидеров (в том числе иерархически организованной) или конкурирующими за влияние лидерскими группами.

Судьба общественных движений различна. Если значительная часть общества поддерживает цели движения, то оно имеет хорошие шансы на институционализацию, в противном случае движение, скорее всего, распадется. Умеренная государственная оппозиция может быть полезна для придания движению морального авторитета, но жесткие меры тоталитарного государства способны уничтожить движение полностью.

Таким образом, общественные организации и общественные движения – это особые институты политической системы наряду с государством и партиями. В отличие от государственных образований эти организации не имеют властных полномочий и не могут принимать общеобязательные решения. Общественные организации участвуют в решении политических проблем общества, но не властвуют непосредственно как государственные институты.