Общение как социально психологический феномен. Презентация на тему "общение как феномен психологии". Роль общения в социально-психологическом развитии личности

  • Прокопенко Иван Александрович , Начальник сектора по работе с казачьими обществами Волгодонского района. Заместитель атамана Первого Донского округа ВКО ВВД по работе с казачьей молодежью

Разделы: Социальная педагогика

Введение.

Глава I. Общение – уникальный социально-психологический процесс.

1.2. Виды общения.

1.3. Техника и приемы общения.

1.4. Роль общения в социально-психологическом развитии личности.

Заключение.

Библиография.

Введение

Тема “Общение как социально-психологический феномен” - одна из интересных и важных тем социальной психологии; тема, которая всегда является актуальной. Ведь человек живет в обществе, является членом его, человек, в отличие от животного наделен речью – неотъемлемой частью общения человека с человеком. Общение – это уникальное социально-психологическое явление, общение – это “сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека . Социально-психологический феномен – общение дает возможность человеку контактировать друг с другом, обогащаясь новыми знаниями, дает человеку возможность осознания своей значимости в жизни. в деятельности, к этому изначально стремится человек. “Если бы наши предки не имели этого пламенного стремления к собственной значимости, то не было бы цивилизации. Без него мы недалеко ушли бы от животных” .

Без общения невозможно представить жизнь человека, оно необходимо в совместной деятельности, оно способствует не только обмену информацией, но и выработке единой стратегии взаимодействия человека с человеком в обществе, помогает не только восприятию, но и пониманию человека человеком, способствует взаимопониманию между людьми. Вот поэтому-то отсюда и вытекает главная цель данного реферата: показать, что общение – это действительно социально-психологический феномен. Задачи работы следующие: 1)показать роль общения в развитии человека; 2)показать виды, технику и приемы общения.

Интересный материал для раскрытия темы представляют следующие источники: “Азбука гражданина” - составитель А.Иванов, в котором большое внимание уделяется той роли общения, которую оно играет в жизни молодого поколения. “Эстетика на каждый день” В.Брожика дает возможность человеку увидеть и оценить роль общения в повседневной жизни, доктор философии, профессор Владимир Брожик в популярной форме освещает важность эстетики общения. Психолог М.Р.Гинзбург в своем труде “Путь к себе”, показывает, что верно видеть и понимать самого себя – непростое дело, в котором одна из важных ролей принадлежит общению. Хрестоматия для учащихся старших классов “Из истории русской гуманистической мысли” составителя А.Ф.Малышевского и других – богатый материал из истории общения. Книга Дейла Карнеги “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей” – это своеобразный учебник умения общения, где известный американский специалист в области ораторского искусства и человеческих взаимоотношений внимание читателей обращает на умение общаться, от этого зависти очень многое в жизни и деятельности самого человека. “Краткий психологический словарь” под редакцией А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского, как и труд А.В.Петровского “Быть личностью” – нужный и интересный материал по предмету “Социальная психология”. Труды Артура Владимировича Петровского, академика АПН, издаются не только у нас в России, но и за рубежом. “Культура личности – в чем она?” – это беседы о прекрасном в жизни и человеке (сост. К.Ф.Луганский: Общ. ред. Л.С.Акентьевой), где тоже немаловажная роль принадлежит общению. Работа Е.Мелибруда “Я – Ты – Мы” – это важный помощник психологической возможности улучшения общения, когда человеку интересна сама возможность развить свои психологические способности, важные в общении с людьми. “Мир человека” составителя А.Романова дает возможность молодому поколению прикоснуться к традициям своего народа, которые невозможны без общения в быту, жизни, в деятельности. Труд “Психология” Роберта Семеновича Немова, известного российского психолога, доктора наук, профессора, академика и члена-корреспондента Академии педагогических и социальных наук Международной академии психологических наук, дает богатый материал по теме данной работы, обращая наше внимание на то, что “общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредованным речью” , что общение - это действительно социально-психологический феномен. “Культурология. Энциклопедический словарь” Константина Михайловича Хоруженко – всегда важный помощник в работе над рефератом, он является синтезом базовых культурологических материалов; само понятие общение здесь раскрывается так: “общение – взаимодействие между людьми, главным образом непосредственные. Понятие общение используется и для характеристики взаимодействий между различными социальными и культурными системами (“межнациональное общение”, “общение культур” и др.), т.е. в плане более широком, нежели межличностная связь между людьми. В любом случае общение не может не может осуществляться, минуя межиндивидуальные контакты” .

Все источники, используемые в реферате, дают возможность глубокого понимания значимости общения в жизни человека, помогают раскрытию самой темы данной работы.

Глава I.
Общение – уникальное социально-психологическое явление

Содержание, цели и средства общения

Общение, как социально-психологический феномен, в жизни человека имеет “значение не меньшее, чем воздух, которым дышим. В земной атмосфере в соответствующих пропорциях содержатся элементы, необходимые для жизни и нормального функционирования организмов. Эти элементы окружают нас и проникают внутрь каждого организма. Подобную роль в социальной жизни людей играют межличностные отношения… Недостаток или избыток отдельных элементов атмосферы межличностного общения затрудняет, а порой делает невозможной нормальную, приносящую чувство удовлетворения жизнь” .

Общение присуще всем высшим живым существам. Но только на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы. В образе жизни различных высших животных и человека выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами, первая – это деятельность, а вторая – и есть общение, где взаимодействуют друг с другом живые существа, организм с организмом, обмениваясь информацией. “В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому . Содержание общения могут составлять сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии личности. Один человек другому передает информацию о своих потребностях и рассчитывает на то, что тот, к кому он обращается, будет участвовать в удовлетворении этих потребностей. Кроме того, через общение человека с человеком, могут передаваться и данные об эмоциональном состоянии личности. “Одним из важнейших фактов человеческой жизни является то, что люди испытывают различные эмоциональные переживания и стремятся их испытать. Основной источник этих переживаний – ситуации межличностного общения” . Это и удовлетворенность, и радость, и гнев, и печаль, и страдание и т.п. Важно то, что “удовлетворение эмоциональных потребностей возможно во всех формах контактов… люди часто недооценивают этот факт, пренебрегают им или даже пытаются как-то ему противостоять. Это обстоятельство, возможно, связано с убеждением, что эмоции препятствуют интеллектуальной работе и профессиональной деятельности. Так появляются требования избавить профессиональную деятельность или научные исследования от эмоций, хотя полностью исключить моменты удовлетворения эмоциональных потребностей из межличностного общения попросту невозможно. В результате эмоциональные проблемы чаще всего вытесняются из сферы сознания, а это скорее вредно, чем полезно” . Содержание общения человека с человеком многопредметно, оно является самым разнообразным по своему внутреннему содержанию. Ведь в общении друг с другом люди получают информацию о мире, получают богатый жизненный опыт, знания, развивают свои способности, умения и навыки. Например, чтобы лучше понять человека, чтобы была польза от общения, чтобы понравиться людям, следует воспользоваться следующими простыми советами: “Искренне интересуйтесь другими людьми” и “Говорите о том, что интересует вашего собеседника” .

Важную роль в общении имеет сама его цель. “Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности” . У животных и человека цели могут быть разными: у животных целью общения может быть побуждение другого животного к каким-либо действиям или же –предупреждение о том, что необходимо не предпринимать никаких действий (предупреждение об опасности, это одно из важных действий). И человек может побуждать человека к каким-либо действиям, но, что особенно важно – это передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений. И здесь не обойтись без того, что так важно в развитии личности – “учиться понимать себя, свой внутренний мир, свои мысли, чувства и переживания… формировать себя” . В личных взаимоотношениях надо находить твердую опору, самому решать возникающие сложные вопросы. “Дело в том, что люди довольно часто пытаются переложить решение собственных проблем на чужие плечи. Однако никто, кроме них самих их решить не может. То есть решить-то, конечно, можно – временно. До того, как возникнет новая проблема. Проблем в жизни много. Привыкнет человек к костылям и так и будет ковылять по жизни, опираясь то на один костыль, то на другой. Совсем без костылей ходить разучится. Будет на ровном месте спотыкаться. По жизни не ковылять надо, а идти широко и смело – на своих ногах… Ничего нет на свете интересней жизни …” – дает мудрый совет психолог М.Р.Гинзбург . Все это присуще человеческому общению. И если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения насущных для них биологических потребностей, то у человека цели общения представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей нравственного роста, нравственного развития и других. И здесь важны средства общения, которые “можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому” . Информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов (руками, касанием тела), может быть передана и воспринята на расстоянии, через органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движениями другого человека и восприятие сигналов, которые производит один из общающихся). Человек, используя данные ему от природы способы передачи информации, изобретает и усовершенствует другие. Например, язык и другие знаковые системы, письменность, ее формы и виды (тексты, рисунки, схемы, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (это и радио, и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и другие формы записи). “По своей изобретательности в выборе средств и способов внутривидового общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля” . И это не удивительно. “Если человек ощущает свое участие в жизни общества, в его развитии, он создает не только материальные ценности для людей, он создает и самого себя” .

Виды общения

Виды общения определяются в зависимости от содержания, цели и средств общения человека с человеком. По содержанию общение делится на следующие виды: материальное, оно направлено на обмен предметами и продуктами деятельности. Здесь участники, занятые индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые сами по себе являются средством удовлетворения их насущных потребностей. Следующий вид общения – когнитивное общение, которое предполагает обмен знаниями, что очень важно в жизни человека, в его социально-психологическом развитии. “Распространение просвещения и общий разум показали, что опыты суть основание всего естественного познания. <…> Речь есть, кажется, средство к собранию мыслей воедино; ее способию одолжен человек всеми своими изобретениями и своим совершенствованием” . Все, что достигнуто человеком на земле, все это благодаря, в первую очередь, конечно же обмену знаниями, то есть когнитивному виду общения. Следующий, немаловажный вид общения – кондиционное общение, что представляет собой обмен психическими или физиологическими состояниями, здесь человек на человека оказывает такое влияние, которое рассчитано на то, чтобы привести того или иного человека в определенное психическое состояние (успокоить или же, напротив, возбудить собеседника, поднять настроение или же испортить его, т.е. оказать в конечном счете определенное воздействие на самочувствие одного человека на другого). И здесь важно понимать друг друга в общении. “Умение понимать все, что происходит с людьми и в самих людях, постигать смысл их поступков, переживаний, мыслей, стремлений, осознавать внутренний смысл целых ситуаций, возникающих в результате поступков нескольких людей, - это способность, значение которой трудно переоценить. Особенно важно уметь осознавать не только то, что касается других, но и собственное поведение, свои реакции в конкретных ситуациях межличностного общения. Эта способность формируется на основе выработки в себе навыка быстро и однозначно вносить в суждения о людях и о себе самом. Склонность быстро и бесповоротно судить о людях мешает по-настоящему глубоко их понимать” . В общении этого вида следует разносторонне оценивать личность, понимать ее действия и внутренние переживания, так как “только человек, являющийся объектом нашей познавательной деятельности, может вынести окончательное суждение о том, правильно ли мы его понимаем” .

Мотивационное общение – это общение такого вида, которое предусматривает обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. “Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении” . Влияние одного человека на другого может ассоциироваться со способностью подчинять людей своей воле. “Основным инструментом, с помощью которого мы устанавливаем контакты с другими и определенным образом влияем на них, является наша личность со всеми присущими ей ограничениями и особенностями. Если воздействие на другого человека определяется характером моих потребностей, стремлений и желаний, то практически всегда в ответном воздействии на меня со стороны этого человека точно так же отражаются и его потребности, стремления и желания. Реальные последствия направленного воздействия заключаются в обмене взаимных влияний и затрагивают обоих партнеров. Это может происходить в виде борьбы и стычек, а возможно, в форме совместной деятельности и взаимодействия. Таким образом способность к оказанию влияния на другого человека можно понимать как умение строить отношения в желанном отношении” .

Важное значение в социально-психологическом развитии личности имеет следующий вид общения – деятельностное общение, которое в основе своей содержит обмен действиями, операциями, умениями, навыками. “Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности” .

Вторую важную группу видов общения составляют общения, выделяемые по целям общения. Они следующие: биологическое и социальное в соответствии с потребностями, которые лежат в их основе. Биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей, это общение, которое необходимо для поддержания, сохранения и развития организма. Социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, кроме этого – и на установление и развитие интерперсональных отношений и личностного роста индивида. Межличностные контакты смогут принести обоюдную пользу людям только тогда, когда обе стороны будут поступать так, чтобы их поступки в конечном счете и привели к ожидаемому положительному результату. “Философы тысячелетиями рассуждали о нормах человеческих взаимоотношений, и из этих рассуждений выкристаллизовалась только одна важная заповедь. Она не нова. Она также стара, как сама история. Заратуштра внушал ее огнепоклонникам в Персии три тысячи лет назад. Лао-Цзы, основатель даосизма, завещал ее своим последователям в Ханьской долине. Будда проповедовал ее на берегах священного Ганга за пятьсот лет до рождества Христова. Священные книги индуизма учили этой заповеди за тысячу лет до того. Иисус провозгласил ее среди каменистых холмов Иудеи девятнадцать столетий назад. Он суммировал ее в одной мысли – важнейшем, пожалуй, принципе на свете: “во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” .

В зависимости от средств общения выделяют следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное. С помощью естественных органов, данных живому существу природой (руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п.) осуществляется непосредственное общение, а опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией: это природные предметы (след на земле, палка, брошенный камень и др.), это могут быть и культурные предметы (печать, радио, телевидение, знаковые системы, записи символов на различных носителях и др.).

Прямое и косвенное общение тоже имеет немаловажное значение в социально-психологическом развитии личности. Прямое общение опирается на личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся сторон в самом акте общения (телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга). И здесь, безусловно, “умение видеть связи между собственным поведением и реакциями других, между поступками окружающих и своим поведением помогает адекватно понимать людей. Эта двусторонняя связь поведения одного человека и внутренних реакций другого является ключом к пониманию того, что на самом деле происходит между людьми. Чтобы понять эту связь, следует идти навстречу друг другу, облегчая взаимопонимание. А для этого необходимы открытость и доверие, развитое самосознание и согласие с самим собой” . Косвенное общение – это такое общение, осуществляемое через посредников, которыми могут выступать другие люди (переговоры между конфликтующими сторонами, например, в какой либо группе или семье). Эти два вида общения, прямое и косвенное, еще раз подчеркивают то, что “человек отличается от животных наличием у него особой, жизненно важной потребности в общении, а также тем, что большую часть своего времени он проводит в общении с другими людьми” .

Интересны и важны следующие виды общения – деловое и личностное, инструментальное и целевое. Деловое общение, как частный момент, включено в какую-либо совместную деятельность и является средством повышения качества данной деятельности, содержанием делового общения служит то, чем заняты люди. Личностное же общение направлено на психологические проблемы внутреннего характера, интересы и потребности, затрагивающие личность человека: это и поиск смысла жизни, и определение своего отношения к тому человеку, который для данной личности значим, к тому еще, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и др. “В межличностных отношениях неизбежно возникают трудности и конфликты, они являются естественной частью нашей жизни. Широко распространены житейские соображения, что конфликты – это нечто неблагоприятное и опасное, что следует любой ценой их избегать и что хорошим отношениям между людьми свойственно полное отсутствие каких-либо конфликтов. В результате большой популярности подобных воззрений люди стараются скрывать свои конфликты от других и даже от самих себя. Таким образом, часть конфликтов существует во внутреннем, скрытом плане” . нельзя уходить от разрешения конфликтов, их надо разрешать обязательно, так как это вредит самой личности и межличностным отношениям.

В жизни человека общение не может существовать как обособленный процесс или же самостоятельная форма активности. Общение обязательно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая немыслима без этого социально-психологического феномена.

Свою, определенную роль, выполняет как инструментальное, так и целевое общение. “Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении” .

Есть еще один вид общения, который важен для человека, он присущ только человеку – это вербальное общение, которое тесно связано с невербальным общением: общение при помощи мимики, жестов, через прямые сенсорные или телесные контакты, невербальное общение не предполагает использование речи. А вот вербальное общение предполагает усвоение языка, оно богаче всех форм общения, хотя и не может полностью заменить другие формы и виды общения.

Какой бы вид общения мы ни взяли, ясно одно – все виды имеют свое значение в социально-психологическом развитии личности. Ведь общение и деятельность человека тесно связаны друг с другом, хотя и существуют между ними различия. “Результатом деятельности обычно является создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка идеи, мысли, высказывания). Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. Деятельность является в основном интеллектуально развивающей человека формой активности, а общение – видом активности, главным образом, формирующей и развивающей его как личность. Но деятельность может также участвовать в персональном преобразовании человека, равно как общение – в его интеллектуальном развитии. И деятельность и общение поэтому следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности” .

Техника и приемы общения

Содержание, цель и средства общения, виды общения тесно связаны с такими важными понятиями в социальной психологии как техника и приемы общения. “Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы – предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное” . Человек, прежде чем вступить в общение с другим человеком, определяет свои интересы, соотносит их с интересами человека, с которым общается, оценивает человека как личность, вырабатывает технику и приемы общения, которые наиболее подходят при данном общении. А потом, уже в ходе самого общения, контролирует ход и результаты общения. Здесь следует обратить внимание на то, как правильно завершить общение, чтобы у собеседника осталось соответствующее впечатление о себе, сделать так, чтобы у собеседника в дельнейшем возникло (или же, напротив, не возникло) желание общаться дальше.

Начиная общение с человеком, следует помнить о том, что здесь техника общения включает такие элементы: принятие определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов и тона высказывания, движений и жестов, которые привлекают внимание партнера, они должны быть направлены на преднастройку партнера, на определенное восприятие информации. Важное значение придается выражению лица, так как это должно отражать три главных момента: цель сообщения, желаемый результат общения и демонстрируемое отношение к собеседнику. Здесь важно буквально все: и занимаемая поза при общении, и выражение лица. Например, разговор собеседников, который проходит лицом к лицу, облегчает общение, в то время как общение, при котором кто-то из сторон смотрит в сторону, или же стоит вполоборота, будет, безусловно, затруднять общение.

Очень внимательно при общении следует относиться к начальным словам и тону, ведь официальный тон и подчеркнутое обращение на “Вы” уже может означать, что обращающийся к партнеру при общении не намерен переходить на дружеский лад. И в то же время обращение на “ты”, дружеский тон располагают собеседников друг к другу, а улыбка, которая подчеркивает дружеское отношение, делает общение приятным. От умения улыбаться может многое зависеть в жизни человека, улыбка способна сделать больше, чем что-то другое в технике общения. “Она ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее. И нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей” .

Жесты человека при общении, так же как и выражение лица, его мимика часто являются непроизвольными, поэтому можно наблюдать, как общающиеся, чтобы скрыть свое состояние или отношение к партнеру, могут отводить в сторону глаза и прятать руки.

“В процессе общения применяются некоторые другие виды техники и приемы разговора, основанные на использовании так называемой обратной связи. Под ней в общении понимается техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения” . При обратной связи происходит сознательный контроль коммуникативных воздействий, здесь и наблюдение за собеседником, и оценка его реакций, и последующие изменения в соответствии с этим своего собственного поведения. Обратная связь при общении позволяет собеседникам видеть себя со стороны и правильно судить о себе в процессе общения, кроме того еще обратная связь дает возможность партнерам соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось, к примеру, причиной определенной реакции собеседника на сказанные слова, здесь же имеет место и коррекция, которую вносит общающийся человек в собственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает действия партнера по общению. “Таким образом, умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей личности. От коммуникативных способностей, которые включают в себя и навыки общения человека с человеком, зависит во многом успешность общения. Люди отличаются друг от друга и по возрасту, и по образованию, и по уровню культурного и психологического развития, и по жизненному и профессиональному опыту и пр. От этого зависит в какой-то степени и коммуникативность их в общении. Образованные и культурные люди обладают более выраженными способностями коммуникации, чем необразованные и малокультурные. “Люди, чьи профессии предполагают не только частое и интенсивное общение, но и исполнение в обществе определенных ролей (актеры, врачи, педагоги, политики, руководители), нередко обладают более развитыми коммуникативными способностями, чем представители иных профессий” .

Говоря о технике и приемах общения, следует обратить внимание и на то, что они различны и по возрастным особенностям (дети, подростки, юноши и девушки, взрослые, пенсионеры и пр.) Более непосредственны в общении, конечно же, дети, в их технике общения первенство принадлежит невербальным средствам, общение у детей часто носит чрезмерно эмоциональный характер, здесь слабо развита и обратная связь. “С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным. Совершенствуется и обратная связь” . Кроме того на технику общения и приемы общения оказывает влияние и то, кем по профессии являются общающиеся. Актеры могут в технике общения использовать свой профессиональный игровой стиль общения, а руководители, к примеру, могут в общении опираться на менторский тон, врачи же делают опору в общении на повышенное внимание, сочувствие к собеседнику.

Техника и приемы общения важны и необходимы в человеческом общении. Общаясь, человек обогащает себя и дает возможность своему собеседнику увидеть себя в данном общении, приобрести нужную и полезную информацию. Следует помнить о том, что нужно быть не только собеседником, но и слушателем. “Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе” .

Роль общения в социально-психологическом развитии личности

Общение, как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, - это высшее благо, данное человеку, которое порождается потребностями совместной деятельности, включает в себя обмен информацией. В результате общения люди взаимодействуют друг с другом. “Общение является непременным условием любых форм социальной и индивидуальной жизни человека. Благодаря ему оказалась возможной совместная деятельность людей по овладению природой и удовлетворению индивидуальных потребностей. В процессе общения формируются образцы и модели поведения человека, которые впоследствии “входят внутрь” человека. Мышление, способность к анализу и оценка, образ мира и самого себя формируются у индивида в ходе общения. Внимательно прислушавшись к своей внутренней жизни, любой из нас наверняка обнаружит непрекращающийся процесс внутренней коммуникации – внутренние диалоги самого разного характера, споры, критику, оправдание. Словно какая-то часть наших бесед с другими из повседневной жизни перешла во внутренний план и вплелась в структуру личности” .

Общение необходимо каждой личности, основным или естественным способом существования личности является ее связь с другими личностями, сосуществование с ними, а не изоляция от окружающих и жизнь исключительно для самого себя. “Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность” . С самого своего появления на свет человек имеет возможность общаться, если бы этого не было, то человек никогда бы не стал культурно и нравственно развитой личностью, лишившись общения, человек теряет многое. На ранних этапах человеческой жизни (онтогенеза) для развития ребенка очень большое значение имеет общение со взрослыми. Именно в это время все свои социальные и психологические качества ребенок приобретает почти исключительно через общение, потому что вплоть до начала школьного обучения, а вернее до наступления подросткового возраста, ребенок лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.

Психическое развитие маленького гражданина начинается с общения, это и есть его первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе, благодаря этому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. А уже позже, на втором-третьем году жизни ребенка появляется и предметная деятельность, которая тоже является условием и средством социального и психологического развития личности.

Именно в общении, в начале через прямое подражание, потом через словесные инструкции, приобретается основной жизненный опыт ребенка. Взрослые, с которыми общается ребенок, являются носителями этого опыта, и именно через общение, а никаким другим путем этот опыт не может быть приобретен маленьким гражданином, личностью. Здесь все важно для ребенка: и интенсивность общения, и разнообразие содержания, целей и средств общения, потому что все это очень значимо в социальном и психологическом развитии личности ребенка. Все виды общения приносят неоценимую пользу человеку. “Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации” . Немаловажную роль в развитии личности играет и материальное общение, потому что благодаря ему человек получает необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, а они в свою очередь выступают в качестве условия индивидуального развития личности. Фактором интеллектуального развития личности является когнитивное общение, когда обе стороны в общении обмениваются информацией, взаимно обогащаясь знаниями. Состояние готовности к научению, формулировку установок, необходимых для оптимизации других видов общения дает кондиционное общение, именно оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному развитию человека.

Значимую роль в социально-психологическом развитии личности оказывает и мотивационное общение, которое служит источником дополнительной энергии для человека, так же как приобретенные в результате мотивационного общения новые интересы, мотивы и цели деятельности увеличивают психоэнергетический потенциал личности, который способствует социальному развитию личности.

Межличностный обмен – деятельностное общение, в результате которого через обмен действиями, операциями, умениями и навыками происходит развитие личности, так как совершенствуется и обогащается ее собственная деятельность.

Биологическое и социальное общения играют важную роль в развитии личности, ведь первое служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций, а второе, социальное – обслуживает общественные потребности людей и, кроме того, является фактором, который способствует развитию форм общественной жизни (групп, коллективов, организаций, наций, государств, человечества в целом). А невербальное общение дает возможность развития личности еще до того, как ребенок научился говорить, еще способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, помогая ему тем самым становиться более способным к межличностным контактам и открывать для себя более широкие возможности в собственном развитии. Значение вербального общения вообще неоценимо и в психологическом, и в социальном развитии личности. “Оно связано с усвоением речи, а она, как известно лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного” .

Все виды общения, безусловно, имеют свое исключительное значение в развитии личности, в их ряду достойное место занимают непосредственное и опосредованное общение. “Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств научения: условнорефлекторного, викарного и вербального. Опосредованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением” .

Таким образом, роль общения в социально-психологическом развитии личности, безусловно, велика, ведь “общение с людьми формирует личность человека, каждый человек, живя в мире людей, формирует и изменяет этот мир” .

Заключение

Тема “Общение как социально-психологический феномен”, рассматриваемая в данном реферате, является интересной, важной и актуальной, так как одной из важнейших особенностей общения является создание условий, способствующих социально-психологическому развитию личности. Общение – это действительно феноменальный процесс, без которого невозможна жизнь человека, именно это явилось главной целью данной работы и было рассмотрено в реферате. А через задачи: 1)показать роль общения в развитии человека; и 2)показать виды, технику и приемы общения; данная тема была углублена и раскрыта, использована была при этом интересная библиография.

Общение дает человеку то, что так необходимо в его жизни – ведь “вступая в отношения с другими людьми, каждый из нас устанавливает определенные отношения и с самим собой. Способность людей помогать друг другу в трудных ситуациях и в процессе личностного роста тесно связана с их умением поддерживать конструктивные отношения с собой” . Кроме того – общение, какой бы вид мы ни взяли, способствует разностороннему интеллектуальному развитию личности. Только общаясь, человек способен утвердиться в обществе. Человек постепенно, идя по жизни, накапливает культуру общения, развивается психологически. “Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественность целей и широким выбором средств общения” .

Библиография

  1. Азбука гражданина: Сборник / Сост. А.Иванов. -М.: Молодая гвардия, 1980. -250 с.
  2. Брожик В. Эстетика на каждый день / Пер. со словац. С.Д.Баранниковой. -М.: Знание, 1991. -208 с.
  3. Гинзбург М.Р. путь к себе. -М.: Педагогика, 1991. -106 с.
  4. Из истории русской гуманистической мысли: Хрестоматия для учащихся старших классов / Сост. А.Ф.Малышевский и др.: Общ. ред. А.Ф.Малышевского: Науч. ред. А.И.Ракитова. -М.: Просвещение, 1993. -288 с.
  5. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В.П.Зинченко и Ю.М.Жукова. –Самара: Самарский дом печати, 1994. -528 с.
  6. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. -М.: Политиздат, 1985. -431 с.
  7. Культура личности – в чем она? Беседы о прекрасном в жизни и в человеке / Сост. К.Ф.Луганский: Общ. ред. Л.С.Акентьевой. –Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1986. -142 с.
  8. Мелибруда Е. Я – Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения: Пер. с польск. / Вступ. ст. и общ. ред. А.А.Бодалева и А.Б.Добровича. –М.: Прогресс, 1986. -256 с.
  9. Мир человека / Сост. А.Романов. -М.: Молодая гвардия, 1985. -207 с.
  10. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. –Кн. 1: Общие основы психологии. -688 с.
  11. Петровский А.В. Быть личностью. -М.: Педагогика, 1990. -112 с.
  12. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. –Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. -640 с.

Теоретико-методологические предпосылки исследования общения.
Человек не может жить, работать, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. Исторически и в процессе индивидуального развития общения является необходимым условием существования человека, одним из важнейших факторов ее социального развития. Будучи существенным аспектом многих разновидностей человеческой активности, общения отражает объективную потребность людей в объединении, сотрудничестве друг с другом, а также является условием развития самобытности, целостности, индивидуальности человека.
Понятие «общение» употребляется в психологической литературе в разных значениях: как обмен мыслями, чувствами, переживаниями (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн), как одна из разновидностей человеческой деятельности (Б. Г. Ананьев, Н. С. Каган, И. С. Кон, А. А. Леонтьев), как специфическая социальная форма информационной связи (А. Д. Урсул, Л. А. Резников) и др.
Такая разноплановость в определении этого понятия объясняется недостаточной разработанности проблемы сущности данного явления, а также сложностями выделения общения как специфического явления из других сфер общественной жизни - производственной, политической, культурной. Указывая на сложность и многогранность общения, Б. Д. Парыгин не без оснований замечает, что оно может быть одновременно информационным процессом и взаимодействием людей друг с другом, процессом их сопереживание, взаимного понимания и влияния одного человека на другого.
Многогранность общения оказывается даже в тех словосочетаниях, которые очень часто употребляются как в научном, так и в обыденном понимании: «духовное», «материальное», «межличностное», «массовая», «интимное» и прочее общение. И это неудивительно, ведь большинство разновидностей человеческой деятельности (труд, игра, учение, война, торговля, любовь, туризм, воспитания, руководство, управление и т.п.) оказываются тесно связанными с общением с другими людьми. Даже в том случае, когда человек находится наедине с собой, она часто действует так, будто включена в какой человеческого сообщества и общается с ее членами.

Человеческое общение развивается и формируется на основе совместной трудовой деятельности. В процессе труда люди воздействуют не только на природу, но и друг на друга, они не могут что-то производить, не объединяясь определенным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена продуктами своей деятельности. В связи с этим история является системой связанных друг с другом форм общения. Эта система взаимодействий и взаимных влияний является тем социальным процессом, суть которого, в отличие от работы как производства вещей («обработки природы людьми»), составляет производство отношений («обработки людей людьми»).
В широком смысле общения - это та сторона человеческого существования, что указывает на связь и взаимодействие людей в процессе материального и духовного производства, способ реализации социальных отношений, который осуществляется через прямые или косвенные контакты, в которые лица и группы людей вступают в процессе их социальной жизнедеятельности. Именно через общение люди и социальные группы вступают в материальные, политические, религиозные и другие отношения друг с другом. Можно сказать, что общение - это в ключевой механизм бытия человеческого общества, который проявляется в непосредственном или опосредованном контакте между людьми.

Общение - это процесс информационной и предметной взаимодействия между людьми, в котором формируются и реализуются их межличностные отношения. Проявляются при непосредственных контактах, эти отношения определяются и регулируются всей системой общественных отношений, условиями общественного производства, а также интересами личностей и социальных групп при осуществлении ими своих социальных функций. Это некий «срез» общественных отношений, представлен на эмпирическом уровне, своего рода их личностное выражение.
Явление общения и психология общения предполагает установление прямых контактов между теми, кто общается («контакт лицом к лицу»), позволяет непосредственно реагировать и влиять на действия и высказывания другого, воспринимать друг друга как уникальных личностей. Эта разновидность общения развивается, прежде всего, в малых социальных группах. Базовая, главная типичная ситуация межличностного общения - диада, парный социально-психологическая связь (в малой социальной группе каждый общается с каждым, без посредников). Совокупность парных взаимодействий образует систему межличностных связей как на уровне внутригруппового, так и на уровне межгруппового общения. Однако, поскольку человек не может одновременно находиться в непосредственном общении с большим количеством людей, то связи между группами, особенно крупными, происходят из их отдельных представителей.
Выделяют материальное и духовное, прямое (непосредственное) и массовое (опосредованное) общения.
Материальное общение - это взаимоотношения и взаимодействие людей в ходе материально-практической деятельности, прежде всего в процессе труда и производства, а также их поведение в различных сферах общественной жизни. Духовное общение выступает как обмен разнообразной интеллектуально-эмоциональной информацией посредством живой естественной человеческой речи, средств массовой коммуникации и невербальных средств.
Общение - это такая разновидность взаимодействия людей, в котором последние выступают друг относительно друга одновременно (или последовательно) и объектами, и субъектами. Именно благодаря общению поступок лица А становится обстоятельством жизни лиц В, С, D и т.д., а их поступки, экспрессивные действия, в свою очередь, становятся обстоятельствами жизни А. Поэтому значительную роль играют в общении индивидуальные психологические качества человека, на что указывает и Б Г. Ананьев, подчеркивая, что практически невозможно отделить в структуре и динамике общения личное от общественного, провести между ними четкую границу. Поэтому есть все основания утверждать, что общение является социальным явлением, в котором чрезвычайно ярко проявляются индивидуальные особенности лиц - его участников.

Лекция 2. Тема. Психология управления общением

1. Общение как социально-психологический феномен

2. Психологическая структура общения

3. Психологические особенности управленческого общения

Групповая деятельность складывается из взаимодействия индивидов при совместном решении определенных задач (экономических, производственных, воспитательных, правоохранительных и т.д.). Важнейшим условием взаимодействия людей в группах является общение. В чем же сущность этого понятия?

Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый их потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя:

Обмен информацией между субъектами деятельности, сотрудниками в группах и организациях, а также между группами;

Выработку совместной стратегии деятельности, в которую включены субъекты общения;

Восприятие и понимание людьми друг друга в процессе решения совместных задач.

Иногда проявляется тенденция к отождествлению понятий «общение», «социативные отношения», «межличностные отношения». Однако эти понятия, будучи взаимосвязанными, не являются тождественными, поскольку имеют свою специфику.

Понятие общения имеет более широкий смысл. Общение объективно порождается совместной жизнедеятельностью людей в системах их внешних отношений с социальной средой и внутригрупповых межличностных отношений.

Социальные отношения проявляются в общении людей не как личностей, а как представителей социальных классов (отношения работодателя и работника), экономических структур (продавец и покупатель товара), иерархических формальных организаций (областные и районные отделы правоохранительных органов) и т. п.

Межличностные отношения строятся на основе деловых и эмоциональных оценок, а также предпочтений людьми друг друга.

Таким образом, отношения между людьми, как безличностные, так и межличностные, всегда вплетены в общение и могут быть реализованы только в нем. Вне общения немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ объединения индивидов и вместе с тем как способ их развития в личностном и профессиональном плане. Отсюда вытекает существование общения и как реальности общественных отношений, и как реальности отношений межличностных. Общение с необходимостью осуществляется при самых разнообразных человеческих отношениях, т. е. имеет место, как при положительных, так и при отрицательных социальных и межличностных отношениях.

Можно сказать, что общение играет большую роль в жизни и деятельности людей. В разных формах общения люди обмениваются результатами деятельности, накопленным опытом, осуществляется взаимный обмен знаниями, суждениями, идеями, представлениями, интересами, чувствами, согласовываются стремления, потребности и цели людей, складывается психологическая общность, достигается взаимопонимание.



В процессе общения формируется общая программа и общая стратегия совместной деятельности. Благодаря общению расширяется кругозор человека, преодолевается ограниченность индивидуального опыта. Поэтому общению принадлежит важное место и в развитии человека.

В психологической науке имеется несколько подходов к пониманию сущности общения между людьми:

Общение - процесс передачи информации от одного субъекта к другому при помощи различных коммуникативных средств и механизмов. Целью общения выступает достижение взаимопонимания (А. Г. Ковалев);

Общение есть взаимодействие людей, а передача информации является лишь необходимым условием, но не сутью общения (А. А. Леонтьев);

Общение есть процесс взаимоотношений людей в коллективе, в ходе которого складываются коллективистские свойства группы (К. К. Платонов);

Общение - это и обмен информацией, и взаимодействие людей, и их взаимоотношения (Б. Д. Парыгин).

Такое внимание к общению свидетельствует о важности оценки психологами его роли. Противоречия в точках зрения косвенно указывают на сложную взаимосвязь общения с другими, неразрывно связанными психологическими явлениями - взаимоотношениями, взаимодействием и с самой деятельностью, на сложность кристаллизации сущности самого общения в этих взаимосвязях.

Общение, как это видно из определений, данных рядом авторов, неразрывно связано с деятельностью людей. Это признают все психологи, рассматривающие общение с позиций деятельностного подхода. Однако характер этой связи понимается по-разному.

Другие психологи общение считают особым видом деятельности. Одни из них (Д. Б. Эльконин) называют его коммуникативной деятельностью (или деятельностью общения), самостоятельной на определенном этапе развития человека (например, у дошкольников и особенно в подростковом возрасте); другие (А. А. Леонтьев) - одним из видов деятельности (например, речевая деятельность).

Третья точка зрения (Б. Ф. Ломов) состоит в том, что деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие и взаимосвязанные деятельности, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. Придавая особое значение общению, Б. Ф. Ломов пишет, что реальная жизнь человека не исчерпывается предметно-практической деятельностью. Общение выполняет в ней особые функции обмена идеями, интересами, передачи черт характера, формирования установок личности, ее позиции.

Таким образом, несмотря на некоторые различия, авторы всех точек зрения признают связь между деятельностью и общением, хотя и раскрывают ее по-разному. Понятно, что в жизни малой группы, в которой люди находятся в постоян­ном непосредственном контакте, общению принадлежит очень важная роль.

Общение выполняет ряд функций в жизни и совместной деятельности малых групп. Прежде всего это познавательная функция. Она состоит в том, что общение является источником важной для личности информации о происходящих событиях в социуме, в сфере, к которой принадлежит группа, во внутренней жизни самой группы, восприятиях членами группы друг друга, информации о намерениях, состояниях и действиях других членов группы, событиях в их жизни, достигаемых результатах совместной деятельности, мнениях группы об отдельных членах и др. В конечном счете общение служит интересам взаимопонимания. Высший уровень взаимопонимания и развития группы - коллектив - это союз единомышленников.

Развивающая функция общения заключается в ее роли во всей социализации личности в ее онтогенезе. В малой группе эта социализация идет и продолжается с особой интенсивностью в результате непосредственного и занимающего много времени общения между членами группы. Совершается разносторонний обмен знаниями, суждениями, мнениями, переживаниями, ценностями и идеалами, мотивами и интересами, в результате чего происходят изменения психологических свойств и качеств личности членов группы. Особенности группы в целом выступают как общий фактор, влияющий на членов группы, обеспечивающих сближение их знаний, взглядов, отношений, умений, привычек и проч., и вместе с тем представляют собой пространство, открывающее возможности и для проявлений индивидуализации развития. Естественно, что характер развивающих влияний группы зависит от того, какова ее деятельность, организация жизни и деятельности, каково руководство ею, какие интересы, ценности, мнения, традиции, обычаи, взаимоотношения и другие групповые социально-психологические явления в ней преобладают, характерны для нее и проявляются в специфике общения между членами группы.

Детерминирующая функция состоит в том, что общение является одним из существенных факторов социальной зависимости поведения членов малой группы, побуждения у них интересов, целей, планов, мотивов, желаний, потребностей, поступков и действий, а также регуляции их появлений. Общение способствует возникновению, усилению определенных психических состояний, процессов, проявлений активности и, наоборот, - сдерживанию, недопущению, ослаблению их.

Сплачивающая функция способствует возникновению единого мнения в группе, между членами группы, достижению взаимопонимания, согласия, отысканию компромисса, установлению близких взаимоотношений, синхронизации, согласованию действий.

Функция управления, руководства малой группой реализуется использованием общения в качестве организующего фактора, способствующего установлению организационного по рядка в жизни и деятельности группы, достижению четкого взаимодействия всех членов группы в ходе совместной деятельности, достижению ее целей и удовлетворения интересов каждого.

Вопросы

1. Общение как социально-психологический феномен. Функции общения.

2. Виды общения.

3. Характеристика коммуникативной стороны общения.

4. Характеристика интерактивной стороны общения.

5. Характеристика перцептивной стороны общения.

Общение как социально-психологический феномен.

Функции общения.

Проблема общения – одна из центральных в социальной психологии. Каждый из нас живет и работает среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем с коллегами по работе какое-то общее дело и т.д. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми – родителями, сверстниками, учителями, коллегами. Одних мы любим, к другим относимся нейтрально, третьих ненавидим, с четвертыми вообще неизвестно зачем разговариваем. Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Именно в совместной деятельности человек должен взаимодействовать с другими людьми, устанавливать с ними разнообразные контакты, организовывать совместные действия для получения необходимого результата.

Общение свойственно всем живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью . Человек, передающий информацию, называется коммуникатором , получающий ее – реципиентом .

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме осуществляемых воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения – об общей культуре и грамотности.

Психическое развитие ребенка начинается именно с общения. Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции приобретается основной жизненный опыт ребенка.



Понятие «общение» относится к числу межпредметных категорий. Его изучают философия, психология, социология, педагогика. Эти науки рассматривают общение как один из видов человеческой деятельности, обеспечивающий другие виды деятельности (игра, труд, учебная деятельность). Общение – это и социальный процесс, так как оно обслуживает групповую (коллективную) деятельность и реализует общественные отношения. Нередко общение сводят только к коммуникации – передаче, обмену информацией посредством языка или других знаковых средств.

Категория «общение» достаточно подробно разработанная в отечественной психологической науке. Так, Б. Ф. Ломов рассматривает общение как самостоятельную сторону человеческого бытия, не сводимую к деятельности. А. Н. Леонтьев понимает общение как один из видов деятельности. Д. Б. Эльконин и М. Н. Лисина рассматривают общение как специфический вид деятельности, возникающий в онтогенезе. Близка к ним и позиция целого ряда ученых (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). Б. Г. Ананьев указывает на важность общения как одной из детерминант развития психики человека. Широкое распространение получила точка зрения на общение как на деятельность субъекта, объектом которой является другой человек, партнер по общению (Я. Л. Коломинский).

Современная психолого-педагогическая наука использует различные определения понятия «общение». Приведем лишь некоторые из них:

1. Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, в основе которого лежит мотивация участников, направленная на изменение поведения и личностно-смысловых новообразований партнера.

2. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себе обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

3. В широком смысле общение – одна из форм взаимодействия социальных субъектов, процесс обмена рациональной и эмоционально-оценочной информацией, способами деятельности (умениями), а также результатами деятельности в виде материальных вещей и культурных ценностей.

4. Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

5. Под общением понимается внешнее, наблюдаемое поведение, в котором актуализируются и проявляются межличностные отношения (Я. Л. Коломинский).

Роберт Семенович Немов выделяет в общении ряд аспектов : содержание , цель и средства .

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей (предупреждение об опасности). У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного живого существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств (касание тела), речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Структура общения . Традиционно в структуре общения исследователи выделяют три взаимосвязанных стороны общения коммуникативная сторона общения (обмен информацией между субъектами), интерактивная сторона общения (оказание воздействия на поведение, установки, мнение собеседников в ходе общения, построение общей стратегии взаимодействия), перцептивная сторона общения (восприятие, изучение, установление взаимопонимания, оценка партнерами по общению друг друга) (Г. М. Андреева).

Б. Д. Парыгин предлагает более подробную структуру общения:

Субъекты общения;

Средства общения;

Потребности, мотивация и цели общения;

Способы взаимодействия, взаимовлияние и отражение влияний в процессе общения;

Результаты общения.

Функции общения . Согласно представлениям Б. Ф. Ломова в общении выделяют следующие три функции : информационно-коммуникативная (охватывающая процессы приема – передачи информации), регуляционно-коммуникативная (связанная с взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности), аффективно-коммуникативная (относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния).

А. А. Брудный выделяет следующие функции общения:

§ инструментальная , необходимая для обмена информацией в процессе управления и совместного труда;

§ синдикативная , которая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп;

§ трансляционная , необходимая для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев;

§ функция самовыражения , ориентированная на поиск и достижение взаимного понимания.

Р. С. Немов считает, что по своему назначению общение многофункционально. Поэтому он выделяет следующие функции общения:

1. Прагматическая функция . Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция . Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. Известно, что на определенных стадиях развитие, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе зависит опосредовано его общением с взрослым.

3. Функция подтверждения . В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений . Общение способствует организации и поддержанию межличностных отношений.

5. Внутриличностная функция . Даная функция реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь) и способствует развитию рефлексии.

Виды общения

Общение можно рассматривать с различных оснований и соответственно следует говорить о существовании многих видов общения .

Так, Н. И. Шевандрин выделяет следующие формы и виды общения:

1.Непосредственное и опосредованное общение . Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Опосредованное общение – общение при помощи письменных или технических устройств.

2.Межличностное и массовое общение . Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

3.Межперсональное и ролевое общение . В первом случае участниками общения являются конкретные личности. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители ролей (учитель-ученик, начальник-подчиненный).

Роберт Семенович Немов рассматривает виды общения по содержанию , целям и средствами .

*материальное общение (обмен предметами и продуктами деятельности);

*когнитивное общение (обмен информацией, знаниями);

*кондиционное общение (влияние на физическое или психическое состояние друг друга);

*мотивационное общение (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);

*деятельностное общение (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

По целям :

*биологическое (для поддержания, сохранения и развития организма);

*социальное (развитие межличностных отношений, личностный рост).

По средствам :

*непосредственное общение (с помощью естественных органов, данных живому существу);

*опосредованное (с использованием специальных средств и орудий для организации общения);

*прямое (личные контакты и непосредственное восприятие общающихся);

*косвенное (осуществляется через посредников).

Психолог Л. Д. Столяренко выделяет виды общения по характеру протекания :

*«контакт масок» (формальное общение, когда используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия));

*примитивное общение (когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект (если нужен – вступают в контакт, мешает – оттолкнут));

*формально-ролевое общение (когда регламентированы и содержание и средства общения, а вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли);

*деловое общение (когда учитывают особенности личности собеседника, но интересы дела ставятся на первый план),

*духовно-межличное общение (вид общения, который наблюдается при дружеских отношениях);

*манипулятивное общение (общение, направленное на извлечение выгоды, используя различные приемы (лесть, запугивание, обман));

*светское общение (суть его в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в данной ситуации).

Среди видов общения можно выделить невербальное и вербальное . Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средств общение. Невербальное это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать на эмоциональном и поведенческом уровнях. Многим высшим животным (собакам, обезьянам и дельфинам) дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка . По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче невербальных форм общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Развитие вербального общения опирается на невербальные средства коммуникации.

Также в социальной психологии выделяют императивное , манипулятивное и диалогическое общение . Рассмотрим их более подробно.

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнера – не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Императивная форма общения может эффективно применяться в военных уставных отношениях, в отношениях типа «начальник-подчиненный» в экстремальных ситуациях, в работе при чрезвычайных ситуациях. Но в интимно-личностных, детско-родительских, педагогических отношениях императивная форма общения крайне непродуктивна, так как в первую очередь реализуется установка «сверху-вниз».

Манипулятивное общение – это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрыто. Как императив, манипуляция предполагает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой «разрешенной манипуляции» является бизнес и деловые отношения вообще.

Символом такого типа общения стала концепция, развитая Дейлом Карнеги и его последователями. Дейл Карнеги (24 ноября 1888 - 1 ноября 1955) – американский писатель, публицист, педагог-психолог, преподаватель. Стоял у истоков создания теории общения, переведя научные разработки психологов того времени в практическую область. Разработал собственную концепцию бесконфликтного и успешного общения. Дейл Карнеги жил по принципу того, что нет плохих людей. А есть неприятные обстоятельства, с которыми можно бороться, и совсем не стоит из-за них портить жизнь и настроение окружающим. Основные произведения: «Ораторское искусство и оказание влияния на деловых партнеров» (1926); «Малоизвестные факты из жизни известных людей» (1934); «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (1936) ещё при жизни автора было продано более 5 млн. экземпляров); «Как перестать беспокоиться и начать жить» (1948); «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».

Дейл Карнеги, американский писатель, публицист, педагог-психолог, преподаватель. Стоял у истоков создания теории общения, переведя научные разработки психологов того времени в практическую область, разработав собственную концепцию бесконфликтного и успешного общения.

Карнеги родился 24 ноября 1888 года на ферме Меривилль в Миссури. Родился в семье фермера в американской глубинке. И хотя его семья жила в большой бедности, тем не менее он за счет собственной настойчивости смог получить неплохое образование. Ораторским искусством заинтересовался еще в школьные годы, активно участвуя во всевозможных диспутах, причем уже тогда учителя отмечали его особенную коммуникабельность. Ещё в школе учителя отмечали особенную коммуникабельность Дейла. По окончании школы Карнеги начал работать рассыльным в Небраске, затем актером в Нью-Йорке и, наконец, решил поучиться ораторскому искусству. Занятия были весьма успешны, и Дейл решил начать собственную практику. Во время учебы в педагогическом колледже в Уорренсберге семья была не в состоянии платить за его пансион и Дейл ежедневно проделывал верхом на лошади путь туда и обратно, преодолевая расстояние в шесть миль. Заниматься приходилось только в перерывах между выполнением различных работ на ферме. К тому же он не участвовал во многих мероприятиях, проводившихся в колледже, так как не имел ни времени, ни соответствующей одежды: у него был только один хороший костюм. Он пытался попасть в футбольную команду, но тренер не принял его, сославшись на его малый вес. У него мог бы развиться комплекс неполноценности, но его мать, понимавшая это, посоветовала ему принять участие в дискуссионном кружке, куда после нескольких попыток он был принят. Это событие осени 1906 года, когда он был студентом предпоследнего курса, оказалось поворотным пунктом в жизни.

Выступления в кружке действительно помогли обрести необходимую веру в свои силы, получить необходимую практику по ораторскому искусству и преуспеть по всем дисциплинам, связанным с ним. За год занятий Дейл завоевал все высшие награды на конкурсах по публичным выступлениям. В ходе работы Карнеги постепенно разрабатывал уникальную систему обучения навыкам общения. Эта система была настолько уникальна, что он решил оформить авторские права на неё, издав несколько буклетов, вошедших в книги "Public Speaking: A Practical Course for Business Men" и "Public Speaking and Influencing Men in Business", 1926.В ходе работы Карнеги сотрудничал Лоуеолм Томасом и позже издал их совместный труд - "Little Known Facts About Well Known People", 1934. Преподавание, лекции и публицистика приносят ему не только первую популярность, но и позволяет сформировать собственную систему обучения навыкам общения, включающую основные правила взаимоотношений между людьми. Он упорно занимается исследованиями в этой области, в результате его система получилась настолько уникальной, что он решает оформить авторские права на неё. Карнеги издает несколько брошюр, которые изначально с жадностью читались его слушателями.

С1911 года начинает преподавать риторику и сценическое мастерство самостоятельно, вскоре организуя собственную школу. Одновременно путешествовует по стране с популярными лекциями и публикует эссе на разные темы. 22 октября 1912 года он приступил к чтению лекций в первой своей группе, организованной в Христианской ассоциации молодых людей (ХАМЛ), расположенной на 125-й улице Верхнего Манхэттена. Спустя несколько месяцев его курс приобрел такую популярность, что вместо обычной ставки в два доллара за вечер дирекция ХАМЛ стала выплачивать ему по тридцать долларов. Прослышав об успехах молодого преподавателя из Нью-Йорка, его курс стали включать в программы обучения взрослых в центрах ХАМЛ соседних городов. Вслед за тем и другие профессиональные клубы стали обращаться к Карнеги с аналогичной просьбой.

В 1933 году главный управляющий издательства "Саймон энд Шустер" Леон Шимкин прослушал его авторский курс в Ларчмонте, штат Нью-Йорк. На него произвели впечатление не только аспекты курса, связанные с ораторским искусством, но и содержавшиеся в нем принципы взаимоотношений между людьми. Полагая, что книга на эту тему будет пользоваться большим спросом, он предложил Карнеги систематизировать все преподносимые им своим слушателям материалы и оформить их в виде книги. 12 ноября 1936 года вышла самая знаменитая его книга «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (How to Win Friends and Influence People) – оптимистическое собрание практических советов и жизненных историй под общим лозунгом «Верь, что ты добьешься успеха – и ты его добьешься». Как и предыдущие издания, эта книга не открывала каких-либо абсолютно новых вещей, неизвестных о человеческой природе, однако она содержала краткие и в то же время емкие советы по тому, как лучше себя вести, чтобы завоевать интерес и симпатию окружающих. Он убеждал читателей, что понравиться может каждый и каждому, главное хорошо преподнести себя собеседнику. Менее чем за год было распродано более миллиона экземпляров книги (еще при жизни автора только в США было продано более 5 млн. экземпляров). С тех пор она издана на многих языках мира. На протяжении десяти лет книга числилась в списках бестселлеров газеты «Нью-Йорк таймc», что до сих пор является абсолютным рекордом.

Большой секрет искусства обхождения с людьми . На свете есть только один способ побудить кого-либо что-то сделать. Задумывались ли вы когда-нибудь над этим? Да, только один способ. И он заключается в том, чтобы заставить другого человека захотеть это сделать. Помните: другого способа нет.

Конечно, вы можете под дулом револьвера заставить человека отдать вам свои часы. Вы можете заставить служащего работать, угрожая ему увольнением в случае его отказа. Вы можете заставить ребенка делать то, что хотите, с помощью кнута или угрозы. Однако эти грубые методы чреваты весьма нежелательными последствиями.

Единственный способ, каким я могу побудить вас что-либо сделать, – это дать вам то, чего вы хотите.

А чего вы хотите? Известный венский ученый доктор Зигмунд Фрейд, являющийся одним из наиболее видных психологов XX века, говорит, что в основе всех наших поступков лежат два мотива, – сексуальное влечение и желание стать великим. Самый проницательный американский философ, профессор Джон Дьюи, выражает это несколько иными словами. Он утверждает, что глубочайшим стремлением, присущим человеческой природе, является "желание быть значительным". Запомните это выражение: "желание быть значительным". Это существенно. Вы много прочтете об этом в данной книге.

Итак, чего вы хотите? Не столь многого, но того немногого, чего вы действительно желаете, вы добиваетесь с явной настойчивостью. Почти каждый нормальный взрослый человек хочет: 1) здоровья и сохранения жизни; 2) пищи; 3) сна; 4) денег и вещей, которые можно приобрести за деньги; 5) жизни в загробном мире; 6) сексуального удовлетворения; 7) благополучия своих детей; 8) сознания собственной значительности. Почти все эти желания удовлетворяются, – все, кроме одного. Одно желание, почти столь же сильное и властное, как желание пищи и сна, редко осуществляется. Это то, что Фрейд называет "желанием быть великим", а Дьюи – "желанием стать значительным".

Ничто другое так сильно не бьет по честолюбию человека, как критика со стороны начальников. Я никогда никого не критикую. Я верю в действенность поощрения человека на работе. Поэтому мне очень хочется хвалить людей, и я терпеть не могу их бранить. Если мне что-то нравится, то я чистосердечен в своей оценке и щедр на похвалу".

При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Однако человек, который использует такой тип отношений с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Как отмечает Эверетт Шостром – один из ведущих критиков «карнегианского» подхода в общении, манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм и недоверие к себе и другим. Одно из самых известных произведений автора является «Анти-Карнеги, или человек-манипулятор», в котором собраны полезные советы как распознать манипулятивное общение и противостоять ему. В целом профессии педагога и психолога можно отнести к наиболее подверженным манипулятивной деформации. Например, в процессе обучения всегда присутствует элемент манипуляции (сделать урок интереснее, замотивировать учащихся, привлечь внимание). Это приводит часто к формированию у профессиональных педагогов устойчивой личностной установки на объяснение, научение, доказательство.

Диалогическое общение – это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. В случае диалогического общения реализуется установка на равноправие. Оно возможно лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений : 1. общение по принципу «здесь и теперь»; 2. использование безоценочного восприятия личности партнера, априорная установка на доверие к его намерениям; 3. восприятие партнера как равного, имеющего право на собственные мнения и решения; 4. содержание общения должны включать проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения); 5. следует персонифицировать общение, то есть вести его от своего имени (без ссылки на мнения авторитетов), представлять свои истинные чувства и желания.

Диалогическое общение позволяет достичь более глубинного взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного личностного роста.

Одним из видов общения является педагогическое общение . Ему присущи как общие черты и характеристики этой формы взаимодействия, так и специфические черты, связанные с содержанием образовательного процесса.

Педагогическое общение – это целенаправленное, специально организованное взаимодействие педагога и воспитанника, в ходе которого происходит обмен учебными знаниями, восприятие и познание друг друга, развитие и взаимовлияние.Педагогическое общение выполняет ряд специфических функций. Среди них:

Познавательная (передача учащимся знаний);

Обмен информацией (отбор и передача той информации, которая необходима);

Организационная (организация деятельности учащихся);

Регулятивная (установление различных форм и средств контроля, воздействие с целью сохранения или изменения поведения);

Экспрессивная (понимание переживаний и эмоционального состояния учащихся) и др. Более детально вопрос о педагогическом общении рассмотрен в курсе возрастной и педагогической психологи.

Совместная деятельность людей делает необходимым существование такого средства взаимодействия как общение. Во многих сферах профессиональной жизни, в управленческой особенно, уровень компетентности работника зависит не от того, насколько он «технически» подготовлен, а от умения общаться, связанного с особыми коммуникативными способностями. Подготовка специалистов в области коммуникативных умений опирается на психологию общения.

Как синоним термина "общение" часто используется термин "коммуникация". Поэтому многие характеристики общения рассматриваются как коммуникативные. Например, коммуникативная компетентность - это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Человек имеет различные способы-средства: язык и другие знаковые системы, телесный, визуальный контакт и другие.

В зависимости от средств общения, оно может быть непосредственным (с помощью естественных органов человека) и опосредованным (используются специальные материальные или культурные средства), прямым (осуществляется при личном контакте) и косвенным (с помощью посредников).

Тактика общения - это реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения - это совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

В психологии выделяют три функции общения (иногда их называют сторонами, аспектами), которые позволяют более четко структурировать этот процесс. Среди них: коммуникативная, включающая обмен информацией; интерактивная, предусматривающая организацию взаимодействия; перцептивная, отражающая процесс восприятия и понимания другого человека. Когда говорят о структуре общения то также рассматривают коммуникативную, интерактивную и перцептивную его составляющие.

Особое место в ряду многообразия видов общения занимает педагогическое общение. Педагогическое общение - это общение между преподавателем и обучаемым или воспитанником, между родителями и их детьми. Оно направлено на создание благоприятного психологического климата, достижение оптимального состояния учебно-воспитательного процесса и эффективное достижение педагогической цели. Здесь особое место и роль принадлежит педагогу. Он должен овладеть искусством, мастерством педагогического общения. Функционально педагогическое общение является контактным, информационным, побудительным, «субъект-субъектным и характеризуется полиобъектной направленностью. Одним из главных критериев такого общения является создание благоприятного психологического климата при обучении и повышение эффективности учебной деятельности в целом.


В качестве ведущих критериев (признаков) оптимального педагогического общения можно считать такие, как высокий авторитет педагога у обучаемых и воспитуемых, основанный на эмпатии, совершенство во владении психологическими технологиями и техниками, опыт, сочетаемый с творчеством во взаимосвязях и отношениях. Руководствуясь этими критериями, можно выделить типы общения, определить его стиль. Наиболее изученными является проявление социально-психологических стилевых особенностей в рамках авторитарного, демократического и попустительского стилей в педагогическом процессе.