Невербальное поведение в межличностном взаимодействии. Роль невербального общения в жизни человека. Роль невербальной коммуникации в деловом общении





Невербальная коммуникация и ее значение в общении

Единственная настоящая роскошь –

это роскошь человеческого общения

Антуан де Сент-Экзюпери

Выделение любой проблемы в качестве самостоятельной области научного исследования предполагает решение ряда ключевых вопросов - определение специфики объекта изучения, проведение категориально-понятийного анализа, разработку принципов и методов исследования. В психологии общения эти вопросы на методологическом, теоретическом и эмпирическом уровнях начали рассматриваться только в два последние десятилетия.

Таким образом, можно считать, что категория общения в качестве самостоятельного объекта исследования выделилась относительно недавно. Тем не менее ее значение для общепсихологической теории настолько велико, что данная категория по праву очень быстро заняла одно из ведущих мест и стала одной из базовых категорий психологической науки.

Изучение проблемы общения в психологии имеет свою традицию, и в отечественной психологии обычно выделяют следующие три периода разработки названной проблемы:

    исследования В.М.Бехтерева - он впервые поднимает вопрос о роли общения как фактора психического развития человека, о влиянии группы на включенного в нее индивида. Но сам процесс общения у Бехтерева еще не был объектом самостоятельного исследования. Анализировалась лишь результативная сторона влияния общения на психические процессы и функции;

2) до 70-х годов в разработке проблемы общения преобладал теоретико-философский подход. Понятие общение использовалось для обоснования положения о социальной обусловленности, опосредованности психики человека, социализация личности. Например, в концепции высших психических функций Л.С. Выготского общение занимает центральное место - как фактор психического развития человека, условие его саморегуляции. Идея опосредованности системы отношений человека к бытию его отношениями с другими людьми получает философско-теоретическое обоснование в трудах С.Л.Рубинштейна. Роль общения, как средства приобщения личности к общественным знаниям, и усвоения общественного опыта, как условия развития мышления, подчеркивал А.Н. Леонтьев. В трудах Б.Г. Ананьева общение выступает как одна из форм жизнедеятельности, условие социальной детерминации развития личности, формирования психики человека. В этот период, который можно охарактеризовать как период теоретического анализа роли и функций общения в психическом развитии человека, оставались неразработанными вопросы, касающиеся психологической структуры общения, специфики ее процессуальных характеристик. Общение, по сути, не было включено в психологический эксперимент;

3) в 70-е годы общение начинает рассматриваться как самостоятельная область психологического исследования (в отличие от использования понятия общения в качестве объяснительного принципа при анализе других проблем). Это период подлинного рождения проблемы общения в психологии.

Специфика современного этапа в разработке проблемы общения заключается в переходе от исследования «в условиях общения» к изучению самого процесса, его характеристик, в превращении проблемы общения в объект психологического исследования на всех уровнях анализа - теоретическом, эмпирическом, прикладном.

Объективное многообразие функций общения в развитии психики человека определяет многоаспектность анализа проблемы общения в рамках различных наук о человеке - философии, социологии, лингвистике, психологии. Тогда же, в 70-е годы, вычленился и получил развитие общепсихологический анализ проблемы общения.

Предмет исследования общения в общей психологии - изучение психологической структуры, механизмов общения, зависимости «динамики психических процессов» от «условий», средств и форм общения человека с другими людьми. Возрастает удельный вес эмпирических исследований. Включение общения в психологический эксперимент имеет принципиальное значение для его дальнейшего развития. Характерной особенностью современного этапа разработки проблемы общения является рост числа прикладных работ.

Подобно отражению и деятельности, общение принадлежит к базовым категориям психологической науки. По мнению Б.Ф. Ломова, по своему значению для теоретических, экспериментальных и прикладных исследований проблема общения не уступает проблемам деятельности, личности, сознания и ряду других фундаментальных проблем психологии.

В процессе общения - происходит взаимный обмен деятельностями, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, интересами, чувствами и т.п. Общение выступает как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта. Ее результат - не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с другим человеком, другими людьми. И речь идет не просто о действии, не просто о воздействии одного субъекта на другой, а именно о взаимодействии. Для общения необходимы по крайней мере два человека, каждый из которых выступает именно как субъект.

В настоящее время развитие общей психологии требует рассмотрения многих ее проблем в связи с исследованием общения. Без такого исследования вряд ли можно раскрыть законы и механизмы превращения одних форм и уровней психического отражения в другие, понять соотношение осознаваемого и неосознаваемого в психике человека, выявить специфику человеческих эмоций, раскрыть законы развития личности и т.д.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга .

Таким образом, в едином процессе общения обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить учащихся в совместную с ним деятельность, наладить взаимодействие и взаимопонимание, отвечающее целям и задачам воспитания, т.е. осуществлять полноценное педагогическое общение.

Дидактические и собственно воспитательные задачи деятельности педагога невозможно достаточно плодотворно реализовать без организации продуктивного процесса общения преподавателя и ученического коллектива. Общение в деятельности педагога, таким образом, выступает:

во-первых , как средство решения собственно учебных задач,

во-вторых , как система социально-психологического обеспечения воспитательного процесса,

в-третьих , как способ организации определенной системы взаимоотношений преподавателей и учащихся, обусловливающих успешность воспитания и обучения, и наконец,

в-четвертых , как процесс, вне которого невозможно воспитание индивидуальности школьника.

Под педагогическим общением понимается система, приемы и навыки взаимодействия педагога и ученического коллектива, содержанием которого являются обмен информацией, оказание учебно-воспитательного воздействия и организация взаимопонимания. Педагог - инициатор этого процесса, организует его и управляет им.

Педагогическое общение, с одной стороны, создает эмоциональный фон учебно-воспитательного процесса, а с другой - является его непосредственной содержательной характеристикой.

    Невербальная коммуникация: понятие, значение, средства невербальной коммуникации:

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, знаковых систем. В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (когда используются различные неречевые знаковые системы).

Невербальная коммуникация - общение посредством жестов (языка жестов), мимики, телодвижений и ряда других средств, исключая речевые. Невербальная коммуникация у различных народов имеет свои специфические характеристики.

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Это заставляет нас задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, порождает желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, не осознавая этого.

Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания. Отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.

Средствами невербальной коммуникации являются жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т. д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:

а) регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;

б) обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Невербальные средства, как правило, не могут самостоятельно передавать точно значения (за исключением некоторых жестов).

В разных возрастных группах для осуществления невербальной коммуникации выбираются различные средства. Так, дети часто используют плач как средство воздействия на взрослых и способ передачи им своих желаний и настроений.

Существенно важное значение для усиления действия вербальной коммуникации имеет пространственное размещение общающихся. В некоторых видах обучения (в частности, при обучении «говорению» на иностранных языках) преподаватель предпочитает размещать учеников не «в затылок друг другу», как это принято в классе, а по кругу, лицом друг к другу, что существенно повышает коммуникабельность общающихся и интенсифицирует приобретение навыков общения на иностранном языке.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное поведение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

Соответствие используемых средств невербальной коммуникации целям и содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения. Это соответствие особо важно для педагога, для которого средства как вербальной, так и невербальной коммуникации являются инструментом его профессиональной деятельности. А.С.Макаренко подчеркивал, что педагог одно и то же слово должен уметь произносить с множеством различных интонаций, вкладывая в него значение то приказа, то просьбы, то совета и т.д.

В психологии выделяют четыре формы невербального общения: кинесику, паралингвистику, проксемику, визуальное общение. Каждая из форм общения использует свою знаковую систему.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом эта оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики, преимущественно различных частей тела (рук - и тогда мы имеем жестикуляцию; лица - и тогда мы имеем мимику; позы - и тогда мы имеем пантомимику). Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, благодаря чему общение приобретает нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении, например, одних и тех же жестов в различных национальных культурах.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система - это система вокализации, т.е. тембр голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, а также других средств, например покашливание, плач, смех и, наконец, темп речи.

Проксемика - это специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Основатель проксемики - Э.Холл предложил особую методику оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства.

Визуальное общение («контакт глаз») - новая область исследования. Доказано, что, как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации.

Изучение собеседника (партнера по общению) по его жестам, мимике и позам относится к области кинесики .

Успех любого делового контакта в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что вы говорите, сколько оттого, как вы себя держите. Именно поэтому особое внимание следует обращать на манеру, позы и мимику собеседника, а также на то, как он жестикулирует.

Одним из первых указал на роль позы человека как одного из
невербальных средств общения психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению

Поза - это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способно принять человеческое тело, около 1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие - закрепляются.

«З акрытые» позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза – стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Есть ясно читаемые позы раздумья, позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску). Известно, что если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону, откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряжённом состоянии, с развёрнутыми плечами, иногда упёршись руками в бёдра; человек же, которому не нужно подчёркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринуждённой позе.

Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Читая жесты, вы осуществляете обратную связь, которая играет определяющую роль в целостном процессе делового взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи. Вы сможете понять, как встречено то, что вы говорите: с одобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут, занят самоконтролем или скучает.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по тому или иному поводу.

Жесты – это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения, и которые могут сопровождать размышление или состояние.

Во всем мире основные коммуникационные жесты не разнятся. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны - хмурятся, когда сердятся - у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во всем мире означает «да» или утверждение. Жест «пожимание плечами» является хорошим примером универсального жеста, который означает, что человек не знает или не понимает, о чем идет речь.

В практике делового взаимодействия выделяются несколько основных жестов, отражающих внутреннее состояние человека. Алисия Алонсо, известная кубинская балерина, пишет о том, как расшифровываются эти знаки в поведении женщины:

«Сила женщины - не в красоте лица. Женская красота рас крывается именно посредством пластики. Женщина, у которой грациозная походка, отмеренные жесты, которая и на улице, и дома держится прямо и собранно, всегда производит хорошее впе чатление. И наоборот, когда она движется неуклюже, сгорбив шись, и ее движения небрежны - ленивы или слишком нервны, - мы при виде этой дисгармонии человеческого тела невольно дума ем, что перед нами человек не очень привлекательный, небреж ный и при ведении домашнего хозяйства, и на работе, или черес чур нервный, способный на необдуманные действия».

Движения рук и тела передают много сведений о человеке. Во-первых , в них проявляются состояние организма и непосредственные эмоциональные реакции. Это позволяет судить о темпераменте человека (сильные или слабые у него реакции, быстрые или замедленные, инертные или подвижные).

Во-вторых , позы и движения тела выражают многие черты характера человека, степень его уверенности в себе, зажатость или раскованность, осторожность или порывистость. В позе и движениях проявляется и социальный статус человека. Такие выражения, как «идти с высоко поднятой головой», «расправить плечи» или, напротив, «стоять на полусогнутых», представляют собой не только описание позы, но и выражают определенное психологическое состояние человека.

В-третьих, в позе и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком.

Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты «раскрытые руки» и «расстегивание пиджака».

Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Но чаще всего он старается не смотреть на вас, отводя взгляд в сторону. Другой показатель скрытности - несогласованность жестов. Если враждебный по отношению к вам или защищающийся человек улыбается, это означает, что он за искусственной улыбкой пытается намеренно скрыть свою неискренность.

Жесты и позы защиты являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы знаков являются руки, скрещенные на груди.

Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы. Задумчивое выражение лица сопровождается жестом «рука у щеки». Этот жест свидетельствует о том, что вашего собеседника что-то заинтересовало.

Жест «пощипывание переносицы», который обычно сочетается с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлениях. Когда собеседник находится на стадии принятия решения, он почесывает подбородок. Этот жест обычно сопровождается прищуриванием глаз - как будто собеседник рассматривает что-то вдали, пытаясь найти там ответ на свой вопрос.

Когда собеседник подносит руку к лицу, опираясь подбородком на ладонь, а указательный палец вытягивает вдоль щеки (остальные пальцы находятся ниже рта) - это красноречивое свидетельство того, что он критически воспринимает ваши доводы.

Жесты сомнения и неуверенности чаше всего связаны с почесыванием указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи

Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и стрем лении закончить беседу достаточно красноречивы. Если во время беседы ваш собеседник опускает веки, то это сигнал о том, что вы для него стали неинтересны или просто надоели, или же он чувствует свое превосходство над вами.

Жест «почесывание уха » свидетельствует о желании собеседника отгородиться от слов, которые он слышит. Другой жест, связанный с прикосновением к уху, потягиванием мочки уха, говорит о том, что собеседник наслушался вдоволь и хочет высказаться сам.

В том случае когда собеседник явно хочет быстрее закончить беседу, он незаметно (и порой неосознанно) передвигается или поворачивается в сторону двери, при этом его ноги обращаются к выходу. Поворот тела и положение ног указывают на то, что ему
очень хочется уйти. Показателем такого желания является также
жест, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону. В этой ситуации следует чем-то заинтересовать собеседника либо дать ему возможность уйти. Если вы будете продолжать разговор в том же ключе, то вряд ли добьетесь желаемого результата.

Жесты, свидетельствующие о желании преднамеренно затянуть время , обычно связаны с очками. Чтобы затянуть время с целью обдумать окончательное решение, собеседник постоянно снимает и надевает очки, протирает линзы. Если вы наблюдаете один из этих жестов сразу же после того, как спросили человека о его решении, то лучше всего будет помолчать в ожидании. Если партнер вновь надевает очки, то это означает, что он хочет еще раз «взглянуть на факты».

Жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над дру гими . К ним относится жест «закладывания рук за спину с захватом запястья». От этого жеста следует отличать жест «руки за спиной в замок», который говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки. Интересно, что чем больше сердит человек, тем выше передвигаются его руки по спине. Именно от этого жеста пошло выражение «возьми себя в руки». Это плохой жест, который используется, чтобы скрыть свою нервозность, и наблюдательный партнер по переговорам наверняка почувствует это.

Жестом уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими является и жест «закладывание рук за голову».

Жесты несогласия можно назвать жестами вытеснения, поскольку они проявляются вследствие сдерживания своего мнения. Собирание несуществующих ворсинок с костюма является одним из таких жестов. Собеседник, собирающий ворсинки, обычно сидит, отвернувшись от других, и смотрит в пол. Это наиболее популярный жест неодобрения. Когда собеседник постоянно собираем ворсинки с одежды, это является признаком того, что ему не нравится все, что здесь говорится, даже если на словах он со всеми согласен.

I Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор или встречу и выражаются в подаче корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула. Если любой из этих жестов появляется во время разговора, то следует брать инициативу в свои руки и первым предложить закончить беседу. Это позволит вам сохранить психологическое преимущество и контролировать ситуацию.

Мимика имеет очень большое значение в практике делового
взаимодействия.

Под мимикой следует понимать движения мускулатуры лица.

Именно лицо собеседника всегда притягивает наш взгляд. Выражение лица обеспечивает постоянную обратную связь: по нему мы можем судить, понял нас человек или нет, хочет ли он что-то сказать в ответ. Мимика свидетельствует об эмоциональных реакциях человека.

В специальной литературе встречается более 20 000 описаний выражения лица, Чтобы как-то классифицировать их, была предложена методика, получившая название РАЗТ (введена Экманом). Принцип ее следующий: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб; нос и область рта; рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх и грусть.Фиксация эмоции на зоне позволяет более или менее определенно регистрировать мимические движения.

Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний, разработанной профессором Ростовского государственного университета В. А. Лабунской (табл. 1)

Таблица 1

Мимические коды эмоциональных состояний

Части и

элементы

лица

Эмоциональные состояния

Гнев

Презрение

Страдание

Страх

Удивление

Радость

Положение рта

Рот открыт

Рот закрыт

Рот открыт

Рот обычно закрыт

Губы

Уголки губ опущены

Уголки губ приподняты

Форма глаз

Глаза

раскрыты

или

сужены

Глаза сужены

Глаза широко раскрыты

Глаза

прищурены или раскрыты

Яркость глаз

Глаза блестят

Глаза тусклые

Блеск глаз не выражен

Глаза блестят

Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Брови подняты вверх

Уголки бровей

Внешние уголки бровей подняты вверх

Внутренние уголки бровей подняты вверх

Лоб

Вертикальные складки на лбу и переносице

Горизонтальные складки на лбу

Подвижность лица и его частей

Лицо динамичное

Лицо застывшее

Лицо ди намичное

В исследованиях психологов было показано, что все люди, независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций.

В процессе общения часто присутствуют различные прикосновения общающихся:

    рукопожатия;

    похлопывания;

    поцелуи и др.

Это такестические средства общения . Использование их определяется такими факторами, как возраст, пол, статус партнеров по общению, степень их знакомства. Такестические средства являются символом степени близости общающихся. Например, похлопывание по плечу возможно, если у общающихся социальное положение равное, а отношения между ними близкие. Неадекватное использование такестических средств может привести к резкому дискомфорту в общении и даже к конфликтам.

В деловом общении широко используется рукопожатие. Оно бывает очень разным. Можно заметить те или иные оттенки рукопожатия: доброжелательное, вынужденное, открытое (закрытое), теплое (холодное), высокомерное (зависимое) и т. д. При рукопожатии имеет значение не только «сжимание рук», но и расстояние, на котором оно происходит. Можно выделить три типа рукопожатия:

    доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз);

    покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх);

    равноправное.

Из невербальных средств общения немалое значение имеет голос (его высота, тембр). Скорость речи, паузы во время разговора, различные психофизиологические проявления - плач, смех, вздохи, покашливания и т. п. - также несут определенную смысловую нагрузку.

Например, если речь очень быстрая, это часто свидетельствует о взволнованности, обеспокоенности; медленная речь - о высокомерии или усталости. Печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным голосом, а к концу фразы интонации понижаются; энтузиазм, радость - высоким голосом.

Проксемика - область социальной психологии, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы общения.

Выступая в качестве особой знаковой системы, пространство и время организации процесса общения несут смысловую нагрузку, являясь компонентами коммуникативной ситуации.

Существует четыре межсубъектные зоны:

интимная (0-0,5м)

персональная (личностная) (0,5м-1,2м)

социальная (1,2м-3,65м)

общественная (3,65м и более)

В общении партнеры всегда занимают определенное положение в пространстве по отношению друг к другу. Слишком маленькое расстояние (до 0,5 м) в деловом общении недопустимо, слишком большое (свыше 3 м) - свидетельство равнодушия к проблеме и партнеру по общению.

Позиции общающихся сторон за столом определяются характером общения. Если общающиеся являются соперниками, то они часто садятся напротив; в обычной дружеской беседе - занимают угловую позицию; независимая позиция выражается в расположении по диагонали; при кооперативном поведении общающиеся располагаются с одной стороны стола.

Визуальный контакт

Взгляд, его направление, частота контакта глаз - еще один компонент невербального общения. Направление взгляда показывает направленность внимания собеседника и вместе с тем дает обратную связь, которая показывает то, как относится собеседник к тем или иным сообщениям. Взгляд используется также для установления взаимоотношений. Когда человек стремится к установлению более теплых взаимоотношений, он ищет взгляд собеседника. Однако, если кто-то смотрит нам в глаза слишком долго, это настораживает.

Американскими психологами Р. Экслайном и Л. Винтерсом
было показано, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью готова, - на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается, - больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера - только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи.

Визуальный контакт свидетельствует о расположенности к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо род вызова нам, либо хорошее к нам отношение. С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. При дневном свете зрачки могут расширяться и сужаться в зависимости от того, как меняется отношение и настроение человека от позитивного к негативному, и наоборот.

Когда человек радостно возбужден, его зрачки расширяются в 4 раза по сравнению с нормальным состоянием. Сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться, при этом получаются так называемые «глаза-бусинки» или «змеиные глаза».

С помощью глаз передаются самые точные и открытые
сигналы из всех сигналов межличностной коммуникации, потому
что они занимают центральное место в лице человека, при этом
зрачки ведут себя полностью независимо.

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми,
заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и
понимании партнерами друг друга. Успех или неудача коммуникации во многом зависят от знания правил поведения, в той или иной сфере, той или иной среде. При общении следует уделять особое внимание невербальным сигналам, ведь большую часть информации человек воспринимает именно по зрительному каналу. Невербальные особенности позволяют понять истинные чувства и мыс
ли собеседника.

Невербальное общение:

    создает образ партнера по общению;

    выражает качество и изменение взаимоотношений партнеров по общению, формирует эти отношения;

    выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;

    поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;

    выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.

В целом можно сделать вывод, что анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную роль (а иногда самостоятельную) в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерение его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, необходимый людям для организации совместной деятельности

  • Нуртдинова Диана Кавсаровна ,
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • ТАКТИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  • НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
  • КИНЕСИКА
  • ПАРАВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
  • СЕНСОРИКА
  • ХРОНЕМИКА
  • ПРОКСЕМИКА

Данная статья посвящена искусству владения невербальными средствами общения, т.е. умению правильно оценить поведение собеседников, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда и т.д. Эта способность «считывать» невербальную информацию позволяет партнерам лучше понять друг друга.

Общение с людьми – это наука и искусство. Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить к себе нужно каждому человеку. Это умение составляет основу жизнедеятельности и профессионального успеха .

Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счёт вербальных средств на 7 %, за счёт интонации на 38 %, и за счёт мимики и жестов – на 55%. Профессор Бердсвилл, проведя аналогичные исследования, также выявил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10 –11 минут в день, и каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Таким образом, словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передаётся с помощью невербальных средств общения. Следовательно, значительная часть «коммуникативного айсберга» лежит под водой, в области невербального общения .

Невербальная коммуникация – это поведение человека, которое сигнализирует об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия общающихся личностей. Невербальные средства коммуникации выражаются в одежде, прическе, мимике, позе, окружающих человека предметах. Распознание и понятие подобного поведения способствует достижению наивысшей степени взаимопонимания. Подобная информация позволяет понять настроение, переживания, ожидания, чувства, намерения, а также морально-личностные качества общающихся людей.

Поэтому для создания целостного представления о процессе общения важно учитывать невербальные способы взаимодействия партнеров, поскольку две трети информации о собеседнике мы получаем, наблюдая за его поведением. Это обусловлено тем, что невербальное общение включает более семисот тысяч мимических и жестовых движений рук и тела , что многократно превышает количество слов в нашем родном языке. Более того, «богатейший алфавит» неречевых «слов» говорит об истинном состоянии человека, т.к. имеет рефлекторную природу .

Как показали проведенные исследования, современный человек за день произносит более 30 тысяч слов, сопровождая их несловесными действиями. Кроме языка существует огромное множество способов общения, служащих средством получения и сообщения информации. В каждой культуре за каждым знаком и символом закреплено собственное обозначение, которое понятно окружающим, либо группе посвященных лиц.

Невербальные средства коммуникации могут передавать огромную информацию. В частности это может касаться и личности коммуникатора: его эмоционального состояния, темперамента, личностных качеств и свойств, социальный статус, коммуникативную компетентность, а также самооценке. Главная роль невербальной коммуникации заключается в получении самой разнообразной информации о человеке. Подобную информацию мы можем получить через жесты, мимику и интонации, поскольку они способны выразить и корректно интерпретировать душевную энергию человека, симптомы и движения.

Особенности невербальной коммуникации заключаются в их зависимости от ситуации, поскольку позволяют понять состояние всех участников коммуникации в реальном времени. Однако невозможно получить информацию о предметах или лицах, отсутствующих в данный момент или вовсе не существующих. Невербальная коммуникация спонтанна и непроизвольна. Она практически не поддается контролю, поэтому так просто выявить истину при вербальном общении. Как говорится, от правды не уйдешь.

Невербальные средства коммуникации усваиваются людьми только в естественных условиях при наблюдении, подражании или копировании. Они имеют следующие источники: врожденный или приобретенный при социальном развитии человека, биологический и социальный.

Невербальная коммуникация может быть разделена на три условных типа:

  • поведенческие знаки – имеют физиологические реакции, такие как покраснение, побледнение, волнение, дрожь и т.д.
  • ненамеренные знаки – использование подобных знаков связано непосредственно с привычками человека, такими как прикусывание губ, качание ногой без явных на то причин, почесывание носа.
  • собственно коммуникативные знаки – представляют собой конкретные сигналы, способные передавать конкретную информацию о событиях, объектах или состоянии человека.

Зная виды невербальной коммуникации, можно лучше понять способы их выражения, поскольку коммуникация данного типа осуществляется всеми органами чувств, из которых собственно и формируется коммуникативный канал .

Рассмотрим основные виды невербальной коммуникации:

  • кинесика – данный элемент представляет совокупность телодвижений, жестов и поз, применяющийся для дополнения выразительных средств коммуникации. Главными элементами кинесики являются мимика, позы, жесты и взгляды, имеющие физиологическое или социокультурное происхождение. Применяемые жесты должны пониматься однозначно, поскольку при неправильном толковании жестов могут возникнуть неприятные обстоятельства;
  • тактильное поведение – было установлено, что при общении все люди используют разнообразные типы прикосновений к тем собеседникам, которые находятся в непосредственной близости. Различные виды прикосновений носят разный характер и имеют различную, отличную от прочих эффективность и значимость. Тактильное поведение условно может делиться на следующие типы: профессиональные, ритуальные, дружеские и любовные. Каждый тип прикосновения необходим человеку для ослабления или усиления процесса коммуникативной связи. Однако имеется ряд факторов, которые, несомненно, стоит учитывать, поскольку в разнообразных культурах невербальные элементы имеют различные обозначения;
  • сенсорика – является одним из видов невербальной коммуникации, в основе которого лежит чувственное восприятие всеми культурами. Отношение к партнеру складывается на ощущении органов чувств: запахов, ощущения вкуса, восприятия звуковых и цветовых сочетаний, ощущения тела собеседника и тепла, исходящего от него. Благодаря всему этому и строится невербальная коммуникация с данным партнером;
  • проксемика – вид невербальной коммуникации, основанный на использовании пространственных отношений. Данный вид коммуникации подразумевает непосредственное влияние расстояний и территорий на проявление межличностных отношений между людьми. В результате проведения некоторых исследований были выявлены четыре зоны невербальной коммуникации пространственного типа: интимную, личную, социальную и публичную;
  • хронемика – данный вид подразумевает использование времени при невербальной коммуникации;
  • паравербальная коммуникация – смысл коммуникации зависит от проявления уровня ритма, интонации и тембра голоса, которые используются для непосредственной передачи высказывания .

В заключение отметим, что знание языка невербального общения необходимо в современном динамичном мире, чтобы эффективно строить наши деловые отношения с партнёрами и не забывать о радостях общения с близкими людьми.

Список литературы

  1. Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. – Уфа: «Башкирский ГАУ», 2010. – 112 с.
  2. Игебаева Ф.А. Язык жестов в деловом общении. /Актуальные вопросы профессиональной коммуникации в государственном и муниципальном управлении. Сборник научных статей научно-практической конференции. – Уфа: БАГСУ, 2010. – С.72 – 76.
  3. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. // Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. – Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. – С. 78 –113.
  4. Андреева Г.М. Общение как восприятие людьми друг друга отношения // Психология влияния – СПб.: Питер, 2001. – 190с.
  5. Поваляева М.А., Рутер О.А. Невербальные средства общения. / Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352 с.

Аннотация : Основные элементы невербального поведения представлены в статье как разнообразные движения и атрибуты внешности человека, связанные с изменением психологического состояния индивида. Показано, что формирование таких умений и навыков имеет большое значение для профессиональной подготовки специалистов сферы «человек-человек».
Ключевые слова: невербальное поведение, внешность, мимика, речь, голос.

Процесс взаимодействия людей между собой есть не что иное, как влияние участников процесса коммуникации друг на друга . Они могут не зависеть от целей и направленностей, могут быть вербальными (словесными) и невербальными (выраженными посредствам языка тела и жестов).

Мимические проявления, разнообразные жесты, поза, которую принимает собеседник, положение рук и ног, атрибуты внешности, взгляд, прическа, одежда и аксессуары являются основными элементами невербального общения. Все эти средства невербального общения тесно связаны с динамикой изменения психического состояния человека. Посредствам визуального контакта и изучения поведения других людей и себя самого в процессе коммуникации люди познают окружающих и выражают себя. Наши действия и эмоциональные выражения в процессе коммуникации с другими людьми имеют значение не только для нас, но и для наших партнеров .

Средства невербального общения могут стать общей точкой зрения и оказывать влияние на процесс и результат нашего общения с собеседником, таким образом, формируется один из объектов изучения практической психологии.

Мимика является наиболее актуальным средством общения между людьми, так как по большей части воздействует на подсознательном уровне. Именно мимике большинство людей предают большое значение, и об успешности межличностного общения можно судить как раз по мимическим проявлениям.Переживаемые человеком в момент общения эмоции и чувства несомненно, в той или иной степени, отражаются на его лице. Происходит это путем расслабления либо сокращения мышц лица, так называемых лицевых структур. Некоторые исследования показывают, что при отсутствии визуального контакта, либо неподвижном лице собеседника около 20 % информации попросту теряется. В различных источниках можно найти около двадцати тысяч описаний мимических выражений лица. Отличительной чертой мимики является ее комплексность и пластичность.

Выражая все шесть основных эмоций (страх, отвращение, радость, печаль, гнев, удивление) мышцы лица достаточно четко скоординированы. Несомненно, при выражении какой-либо эмоции задействуются все мышцы лица, но большую смысловую нагрузку несут выражение губ и бровей .

По мимическим выражениям эмоций можно судить о том врет человек или нет. При обмане, например, выражение лица будет ассиметричным, и чем сильнее ложь, тем амплитуда различий между левой и правой половиной лица будет больше. Обычно, выражаемые эмоции имеют спонтанный характер и выражаются стандартно для данного общества, поэтому достаточно сложно контролировать свои мимические проявления эмоционального состояния.

Собеседник, пытающийся скрыть собственное отношение к новой полученной информации, может ограничиться обычным конвенциальным намеком, который в свою очередь зачастую является дезориентирующим, хотя бывают и истинные проявления.

Достаточно часто люди пытаются скрыть собственное отношение к предмету разговора и пытаются контролировать свою мимику и жесты. Однако, одновременно отслеживать возможно лишь две-три реакции. Обладая подобными знаниями можно делать предположения о том, что собеседник с вами не честен и пытается утаить какую-либо информацию, либо предоставляет ложную информацию.

При этом все же стоит учесть, что возникающие у людей эмоции и их проявления на вербальном или невербальном уровне носят достаточно индивидуальный характер и пытаться анализировать поведение человека стоит лишь при высоком уровне знания собеседника и стандартизированных проявлений эмоций. В противном случае есть вероятность прийти к неверному умозаключению и получению ошибочного мнения о собеседнике.

Стиль речи собеседника мы воспринимаем чаще всего с точки зрения собственного опыта и сопоставляем с собственными принятыми нормами. Таким образом, мнение, которое у нас складывается о собеседнике формируется путем соотношения собственных идеалов речи с воспринимаемой речью собеседника.

Так же на наше впечатление большую роль играет осанка и принимаемые собеседником позы, которые в свою очередь являются неотъемлемой частью личности. Типичное для индивида положение головы и корпуса тела формируют осанку, которая и придает силуэту общий вид. Любые позы складываются из различных действий личности .

Так, например, наша походка может выдать наш род занятий, состояние здоровья и даже сигнализировать о нашем эмоциональном состоянии. Существует ряд отличительных черт походки, например, скорость, сила шага, амплитуда шага, эластичность, виляние бедрами, длина шага, изменчивость или определенность направления движения.

Голоса в широких пределах различаются по высоте, тембру, манере произношения и, если они специально не тренированы, как бывает, например, с голосом ораторов или дикторов, оказываются довольно тонким инструментом выражения, как сиюминутного состояния, так и индивидуальных особенностей человека, например, темперамента, некоторых черт характера.

Так же существует понятие выразительного поведения человека. Это то, как человек выглядит, его прическа, манера одеваться, для женщин - наличие или отсутствие макияжа и его яркость, наличие украшений и аксессуаров. С помощью всего этого так же составляется внешний образ человека.

Выразительное поведение человека зачастую может выдавать профессию исследуемого, его национальность, привычки и вкусы, приверженность к какой-либо религиозной конфессии, может выдавать возраст . Мы предлагаем несколько упражнений для тренинга для наглядного изучения данной темы и эмпирической апробации полученных знаний:

Напечатать фотокарточки с изображением лиц, выражающих определенную эмоцию. Для чистоты эксперимента лучше взять карточки на которых будут изображены как женщины, так и мужчины, лица различной начиональности и возраста;

Предложить группе проанализировать друг друга и сделать выводы о чертах личности. характере, интроверсии или экстраверсии обследуемого. Для проверки результатов провести психологическое обследование тестами и сравнить результаты;

Пригласить профессионального актера, чтобы он показывал группе эмоции, а группа бы угадывала какую эмоцию демонстрирует актер;

Организовать работу участников тренинга в парах, что даст им дополнительный опыт межличностного общения и возможность сопоставления результатов.

То, как человек воспринимает и оценивает окружающих, во многом зависит от уже полученного ранее опыта общения, выводов, которые человек делал ранее, от его собственных индивидуальных особенностей личности. Так, В.А. Лабунская в своих исследования пишет о том, что человек с наиболее развитым невербальным интеллектом, эмоциональный будет направлен больше на окружающих, чем на себя.

Продуктивная учебная деятельность является основной структурной единицей категории пантомимической активности с самого раннего детства. Уже при подготовке к обучению в школе необходимо учитывать: возможности телесно-психического развития и индивидуальные особенности здоровья индивида; способности ребёнка образно мыслить, воспринимать информацию из внешней среды и умение передавать внутренний образ мыслей во внешний план бытия. Мимика, жесты являются мощными вспомогательными элементами в активной жизни дошкольника и в процессе его обучения (Долгова В.И.,Журбенко С.С. )

Выводы: Для успешного создания малой группы и налаживания конструктивных межличностных отношений человеку необходимы знания о том, как грамотно воспринимать других. Формирование навыков успешного распознавания значений мимики, жестов, речевых выражений - вербальных и не вербальных средств коммуникации, является неотъемлемой задачей в профессиональном становлении таких специалистов как психологи, судьи, актеры, адвокаты, менеджеры то есть все те, кто имеет непосредственный контакт с человеком. Да и любому другому человеку, чей род деятельности не связан с межличностными контактами подобные знания будут полезны в повседневной жизни при общении с близкими, друзьями, родственниками, а так же для контроля собственных вербальных и невербальных посланий.

  1. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с
  2. Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений. Расширенная версия. - М.: Эксмо, 2006. - 414с.
  3. Долгова В.И., Журбенко С.С. Психолого-педагогическое моделирование пантомимической деятельности // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2012. - № 5 (25). - С. 99-102.
  4. Долгова В.И., Журбенко С.С. Пантомимическая активность как детерминанта телесно-психического здоровья дошкольников // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2012. - № 4 (24). - С. 60-62.
  5. Долгова В.И. Некоторые биосоциальные характеристики телесно-психического здоровья дошкольников // В сборнике: BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor - Pavlov V. V.. - London, 2013. - С. 33-34.
  6. Долгова В.И., Жакупова Я.Т. Моделирование эмоционально-коммуникативной культуры (на примере подготовки педагогов-музыкантов) // В сборнике: FORMS OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE DYNAMICS OF HUMAN SOCIETY DEVELOPMENT Materials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. (London, December 05 - December 10, 2012). Chief editor - Pavlov V. V.. - London, 2013. - С. 69-71.

На вопрос, как мы общаемся, любой человек ответит - с помощью языка, то есть вербально. Но помимо слов и фраз, мы посылаем собеседнику также знаки нашим телом с помощью жестов, мимики, взгляда, позы. Даже дистанция при разговоре имеет весомое значение для понимания человека.

Уже давно доказано, что большую часть информации несет не словесная сторона нашего общения, а именно невербальные источники. Как стоит наш собеседник, куда направлен его взгляд, какие мышцы во время беседы напряжены - замечая эти аспекты, мы можем лучше «прочитать» человека и понять, как себя вести с ним дальше. Некоторым удается это на интуитивном уровне, другие совсем не замечают подобных сигналов. К счастью, навык чтения человеческого тела можно развить. Для этого потребуется практика, внимание и терпение.

В последнее время кинесика (наука о языке тела) применяется во всех сферах жизнедеятельности человека. При собеседовании на работу работодатель должен обладать хотя бы базовыми знаниями основных интерпретаций жестов и поз человека. Таким образом, уже на первой встрече он может сказать, или, возможно, что-то скрывает, действительно ли настолько, насколько рассказывает. Очень помогает знание языка тела на важных встречах с клиентами. Правильная осанка, точные жесты, доверительная поза - все это помогает .

Последнее время кинесика является хорошим другом преподавателям и учителям. Студент отвечает на билет, вдруг запнулся, не может сказать ни слова, смотрит вниз, но со слезами на глазах клянется, что учил, просто перенервничал. Экзаменатор цокает языком и отправляет на пересдачу. Рассмотрим похожую ситуацию. Студент молчит, но в то же время смотрит наверх, вроде пытаясь что-то вспомнить - преподаватель видит этот взгляд, который говорит о том, что человек действительно мучается в поисках ответа, который знает, но из-за стресса и перенапряжения не может вспомнить. В этом случае экзаменатор щадит беднягу, подсказывает и за секунду слышит блестящий ответ на билет.

В государственном деле на уровне политики язык тела играет чуть ли не важнейшую роль. Из уст деятеля может литься, прямо скажем, «полная чушь», но подкрепленная верными жестами она воспринимается избирателями как истинность и правда. Не секрет, что «верхушку» государственного аппарата специально обучают разным телодвижениям, постановке голоса, расстановке акцентов.

Научиться читать человека можно посредством многих источников: книги, тренинги, видео-уроки. Неудивительно, что кинесика стала популярной темой даже в средствах массовой информации и киноиндустрии. Возьмем, например, последние вышедшие на экраны фильмы и сериалы: «Менталист», «Обмани меня», «Ясновидец», «Элементарно» и т. д. Промолчим о сериалах криминального и детективного характера, в этих жанрах сюжеты зачастую строятся на базе интерпретации поведения человека, чтобы выявить преступника.

Новогодняя акция!

Только с 24 декабря по 7 января Вы можете купить аутотренинги, медитативно-релаксационные программы, аудиовизуальные сессии, нейрокорректоры и другие инструменты для саморазвития со скидкой 33%