Малые предприятия. Численность малого предприятия Среднесписочная численность малых предприятий в промышленности

Среди множества прав и свобод, которыми наделяет гражданина РФ Конституция, следует выделить принцип свободы заниматься экономической или предпринимательской деятельностью. Что это такое?

Предпринимательская деятельность - это деятельность, осуществляемая человеком на личное усмотрение с целью регулярного получения прибыли от оказания предпринимателем или наемными рабочими услуг и работ, продажи товаров, личных навыков и умений, а также от пользования имуществом. Зачастую успешная предпринимательская деятельность граждан выливается в образование собственного малого предприятия в виде ИП или юридического лица

Сущность понятия «малое предприятие»

Основным определяющим критерием малого предприятия (МП) в Российской Федерации считается количество наемного персонала, работающего в штате или по договорам ГПХ. Согласно законодательным актам, к субъектам МП относятся коммерческие организации (кроме унитарных муниципальных и госпредприятий). Доля участия этих компаний в уставном капитале религиозных и общественных организаций, субъектов РФ, благотворительных и подобных им фондов не может превышать 25 %. А суммарный процент иностранных компаний и крупных юридических лиц в составе этих фондов должен составлять менее 49 %.

Следующим по важности критерием является численность наемных рабочих. Она должна укладываться в следующие рамки:

  • для организаций в области промышленности, транспорта и строительства - 100 человек;
  • для сельхозпредприятий и компаний, занятых в научно-технической сфере, установлен лимит в 60 человек;
  • для оптовиков - 50 человек;
  • для предприятий из сферы розницы и бытового обслуживания - 30 человек;
  • для организаций, занятых в иных отраслях, этот ценз составляет 50 человек.

Под критерии малого предприятия также подпадают физические лица, которые занимаются предпринимательством без образования юрлица. К перечню субъектов хозяйствования, которые могут считаться МП, можно отнести: ИП, фермерские хозяйства, потребительские кооперативы, хозпартнерства, хозяйственные общества и производственные кооперативы.

Третьим важным критерием считается величина выручки. Она не должна превышать для микропредприятий 120 миллионов рублей, а для МП - 800 млн.

Критерии определения субъектов МП

К основным критериям малого предприятия чаще всего относят следующие составляющие:

  • полученный предприятием ежегодный оборот;
  • размер уставного капитала;
  • средняя численность наемного персонала;
  • величина активов.

Юридические лица обычно используют три критерия (численность работников, величину выручки и требования, предъявляемые к структуре собственного капитала), а ИП - только два (размеры дохода и среднесписочную численность персонала). В соответствии с ФЗ № 209 «О развитии МП и СП в РФ» от 24. 07. 2007 года существует государственный реестр, куда вносятся физические лица, ведущие свою деятельность, как ИП и юрлица (коммерческие предприятия и потребительские кооперативы, кроме унитарных муниципальных и госпредприятий). Эти организации могут относиться к МБ, т. е. среднесписочное количество работников за год должно составлять 100 человек.

Особенности налогообложения МП

Экономика малого предприятия стимулируется при помощи льготного кредитования, налоговых льгот при выполнении услуг и производстве товаров, а также предоставления оборудования в лизинг. Согласно Налоговому кодексу РФ МП могут использовать ОСНО (общий режим налогообложения), упрощенный режим - УСНО, а также «вмененку» (ЕНВД) и ЕСХН (налоговой режим для сельхозорганизаций).

Возможностью УСНО (одна из льгот для МП) могут пользоваться ИП и организации с предельным количеством наемного персонала до пятнадцати человек. Предприятие считается малым лишь в том случае, если в течение последних четырех кварталов его выручка не превышала размер, равный 1000-кратному МРОТ. С 1 июля 2017 года один МРОТ равняется 7 800 рублей.

Льготы для МП

Большое внимание развитию МП всегда уделяло правительство. Это связано с тем, что малые предприятия в периоды кризисов самыми первыми становятся банкротами. Благодаря сектору малого предпринимательства в стране существует относительно здоровая конкуренция за счет довольно высокого качества оказываемых услуг и производимых товаров, а также достаточной гибкости структуры организации малого предприятия.

Первая льгота, применяемая с 01 июня 2014 года, касается разрешения малым компаниям не лимитировать остаток по кассе и хранить в ней денежные средства без лимита остатка. Чтобы применить эту льготу, бухгалтеру достаточно составить соответствующий приказ.

Вторая льгота касается возможности субъектом МП применять упрощенные способы бухучета. То есть для малых организаций предусмотрены сокращенные формы бухгалтерской отчетности. И существует ряд ПБУ, которые на них не распространяются. Следует также помнить, что ИП бухучет практически не ведут, а микропредприятиям разрешается вести бухучет методом сплошной записи хозяйственных операций, то есть без необходимости совершать проводки. Таким образом, организуется учет хозяйственных операций, сдается отчетность. Именно так выглядят бухгалтерские особенности малых предприятий.

Меры правительства РФ, направленные на поддержку МП

Программы поддержки МП ежегодно финансируются из бюджета субъектов РФ, ФБ, из иных источников и средств местных бюджетов. Муниципальные и государственные программы финансирования МП ведутся по следующим направлениям:


Способы подтверждения предприятиями статуса МП

Дополнительным преимуществом МБ считаются льготные условия при участии в государственных закупках. При прочих равных условиях организациям сферы МП, представленным в базе объявлений запросов-предложений, отдается предпочтение при выборе по сравнению с конкурентами. Некоторые конкурсы изначально создаются таким образом, что только субъекты малого или среднего предприятия могут подать на него заявку. Поэтому при участии в госзакупках часто нужно подтверждать соответствие организации критериям малого предприятия. Сделать это можно, уяснив структуру собственного капитала, просчитав численность работников и взяв результаты предпринимательской деятельности из декларации для юридических лиц.

Фирма, чтобы потерять преимущества, которые даются МП, должна перестать соответствовать всем критериям в течение 3 лет подряд (ранее - 2 года). Благодаря последним изменениям необходимость подтверждать статус МП отпала, так как он автоматически присваивается в соответствии с данными налоговой декларации. А ФНС с августа 2016 года формирует реестр малых предприятий, где учитывает все организации, относящиеся к МП. Это упрощает процесс получения фирмами льгот.

Кредитование на льготных условиях для МП

Многие крупные банки разработали программы льготного кредитования МП. Благодаря изменениям критериев в 2016 году часть крупных компаний могут войти в сегмент мелкого и среднего бизнеса, следовательно, воспользоваться льготными продуктами кредитования. Это в свою очередь увеличит количество выданных кредитов, чем снизит процентную ставку по ним. Сбербанк, к примеру, предлагает начинающим предпринимателям кредит для МБ «С нуля»», а для бизнеса по схеме франшиз и уже существующего предприятия - пакет кредитных услуг «Бизнес-старт».

Надзорные каникулы для МП

Всем, кто планировал открыть собственное дело, специалисты рекомендуют заняться этим именно сейчас, потому как в соответствии с государственной программой стимулирования роста и развития МБ с 1 января 2016 по 31 декабря 2018-го всем МП предоставляются надзорные каникулы в течение двух лет.

В этот период не могут осуществляться проверки на малых предприятиях. К примеру, ни санитарный инспектор, ни пожарная охрана, ни представитель какой-либо иной инстанции не имеет право осуществлять проверку. Также сокращены лимиты выездных неналоговых проверок: для микропредприятий - не больше 15 часов в год, а для МП - не более 50.

Минпромторг России выступает за предоставление правительству права определять предельные значения среднесписочной численности работников средних предприятий в отдельных отраслях экономики. Такой законопроект министерство разместило для общественного обсуждения.

В настоящее время подобной дифференциации нет, и предприятие или ИП любой отрасли являются средними, если среднесписочная численность их работников за предшествующий календарный год находится в пределах от 101 до 250 человек (подп. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ " "). Есть и иные критерии отнесения организаций и ИП к субъектам среднего предпринимательства (структура уставного капитала, размер годовой выручки и т. д.), их менять не планируется.

Узнайте, какие льготы имеют представители малого и среднего бизнеса, из материала "Субъекты малого и среднего предпринимательства" в "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки" интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

В Минпромторге России подчеркивают, что существующие требования к численности штата работников значительно затрудняют либо делают невозможным получение государственной поддержки для отдельных предприятий. "В некоторых отраслях промышленности в силу технологических особенностей производства велика потребность в производственном персонале и вспомогательных рабочих, в частности это касается легкой промышленности, где технологические процессы тесно связаны друг с другом и не могут быть выделены в отдельные производства. В связи с этим, даже при оборотах в размере от 500 млн до 1 млрд руб., количество персонала составляет от 500 до 800 человек", – отмечается в сопроводительной записке к законопроекту.

Какими могут быть требования к штатной численности сотрудников средних предприятий в той или иной отрасли, Минпромторг России не уточняет.

Кстати, аналогичное правило существовало раньше для отнесения предпринимателей к малому бизнесу. Уже не действующий Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ " " определял, что средняя численность работников малых предприятий за отчетный период не должна превышать следующие предельные уровни:

Потом законодатель от такого деления отказался, и сегодня предельная численность сотрудников малых предприятий является фиксированной: до 100 человек (подп. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ " ").

Проверяем относится ли ваша организация к малым предприятиям или микропредприятию.

В обзоре вы узнаете какие критерии малого предпринимательства . Численность малого предприятия и микропредприятия. Кто относится к субъектам малого предпринимательства не зависимо от системы налогообложения 2019.

Принято считать, что большинство компаний, работающих на УСН, являются субъектами малого предпринимательства. Что "малышом" может быть любое предприятие с небольшими доходами. Но это не так. Термин «субъекты малого предпринимательства » распространяется и на . Если коротко сказать, то к субъектам малого бизнеса относят коммерческие организации :

  • хозяйственные общества и партнерства (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий);
  • производственные и потребительские кооперативы;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • индивидуальных предпринимателей.
удовлетворяющие установленным критериям.

Примечание : Если у вас не коммерческая организация, то её и не будет в реестре микропредприятий и СМСБ.

Как понять, относится ли ваша фирма к категории малых предприятий ?

Критерии, по которым фирмы относят к субъектам малого бизнеса, перечислены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Существуют три критерия малого предприятия. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 статьи 4, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, у которых:

  1. суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышает 25%;

    Примечание : ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209*ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ", "Коммерческие и некоммерческие организации"

  2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек

    Примечание : п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ

    Примечание : Микропредприятие - до 15 человек

  3. выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предшествующий календарный год не превышает 800 млн руб. п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ; абз. 3 п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства"

    Примечание : Для микропредприятий предельное значение выручки - 120 млн. руб.

Последним двум критериям должны удовлетворять и , чтобы считаться субъектами малого предпринимательства.

Сведения о компании и предпринимателе заносят в специальный реестр, который ФНС России формирует ежегодно 1 августа по состоянию на 1 июля. Впервые данные в реестр включили в 2016 году. Исключение – потребительские кооперативы (кроме сельскохозяйственных и вновь созданных). Информация о них попадет в реестр в 2017 году (письмо ФНС России от 25 августа 2016 № СА-4-14/15649).

Утвержден лимит доходов для субъектов малого предпринимательства - «малышей»

С 01.08.2016 года финансовым критерием для отнесения бизнеса к категориям малого или среднего будет не выручка от реализации, а вводится критерий «Доход от предпринимательской деятельности». При расчете дохода придется учитывать доходы по всем видам деятельности, а правила подсчета брать из Налогового кодекса РФ. Определять доход нужно на основе деклараций по УСН, ЕНВД и налогу на прибыль. Это значит, что статус малого предприятия больше не нужно подтверждать какими-либо дополнительными документами. При этом сами предельные значения в рублевом выражении останутся прежними.

Примечание : Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265

Так, для микропредприятий величина дохода, полученного от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не должна превышать 120 млн. рублей. А для субъектов малого и среднего бизнеса – 800 млн. и 2 млрд рублей соответственно.

С августа 2016 г. изменятся и другие критерии, по которым предприятие может быть признано «малышом». Подробно о грядущих изменениях нам рассказал представитель Минэкономразвития России .


к меню

КРИТЕРИИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к малым и средним предприятиям

Примечание : В формате.pdf

  • с 5 июля 2015 года
  • с 1 января 2016 года
  • с 6 августа 2017 года
  • с 5 декабря 2017 года
  • с 1 декабря 2018 года new !

Важно!

Статус малого предприятия потеряете , если сумма дохода или среднесписочная численность работников будет превышать предельные значения три календарных года подряд (ч. 4 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 № 209-ФЗ). При этом компанию исключат из реестра не ранее 1 июля 2019 года (письмо ФНС России от 23 августа 2016 № СА-4-14/15480).

Внимание!

Статус малого предприятия не зависит от того, какую систему налогообложения вы применяете.

Никаких документов и сертификатов по отнесению к малому, среднему бизнесу или микропредприятиям - нет. Только показатели, согласно законодательства.


Некоторым средним предприятиям разрешат иметь больше работников

Компаниям, работающим в сфере легкой промышленности, теперь будет проще сохранять статус среднего предприятия. Для них Правительством РФ может устанавливаться особый льготный критерий по среднесписочной численности работников. Федеральный закон от 26.07.2017 № 207-ФЗ

По общему правилу среднесписочная численность работников предприятий-«середняков» за предшествующий календарный год не должна быть больше 250 человек. Льготный критерий может быть установлен для предприятий, чей основной вид деятельности (т.е. приносящий не менее 70% всех доходов), ведется в рамках класса 13 «Производство текстильных изделий», класса 14 «Производство одежды», класса 15 «Производство кожи и изделий из кожи» раздела С «Обрабатывающие производства» в ОКВЭД.


к меню

Условия внесения сведений об АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ в ЕРСМСБ

Почему нашего ЗАО нет в реестре малых предприятий?

В Единый реестр вносятся сведения об акционерных обществах, соответствующих условиям, установленным подпунктами "б" - "д" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", перечни которых представляются в ФНС России ЗАО "ФБ ММВБ", Минобрнауки России, Фондом "Сколково" и Минэкономразвития России во исполнение пунктов 1 - 4 части 6 статьи 4.1 указанного Федерального закона.

В случае несоответствия акционерного общества ни одному из вышеуказанных условий и отсутствия его в перечнях, представляемых в ФНС России поставщиками, оснований для внесения в Реестр сведений о таком акционерном обществе в настоящее время не имеется. Письмо ФНС № ГД-4-14/[email protected] от 21.02.2017


Если с составом ваших участников и учредителей изначально все в порядке, нужно сосредоточиться на более изменчивых показателях - на выручке и на средней численности работников. Если ориентироваться на эти два показателя, в 2016 г. ваше предприятие может считаться малым при следующих условиях:

в 2013, 2014 и 2015 г.г. показатели численности и выручки были не выше предельных.

Таким образом, малыми предприятиями могут быть и те, кто платит налоги по общему режиму (ОСНО), и те, ("упрощенку"), либо ("вмененке") или ЕСХН.

Специально регистрироваться где-либо в качестве субъекта малого предпринимательства не надо .

Не нужно и никакого свидетельства, подтверждающего ваш статус малого предприятия.


к меню

Предприятие на УСН относится к малому предприятию?

Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с .

Примечание : Органы исполнительной власти и местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов - получателей такой поддержки. Но присутствие вашего предприятия в таком реестре, в общем-то, не дает 100%-ной гарантии того, что оно - малое. И наоборот, если предприятия в таком реестре нет, это не значит, что оно не относится к малым.

С января 2017 г. «микропредприятия» вправе будут организовать упрощенный кадровый документооборот

В частности, названные субъекты могут не принимать локальные акты, содержащие нормы трудового права, такие как (): ; положение об оплате труда; положение о премировании; график сменности, другие документы.


к меню

Может ли любой госорган потребовать от фирмы подтвердить статус малой компании?

При сдаче в ИФНС бухгалтерской отчетности по упрощенным формам каким-либо образом подтверждать статус малого предприятия не нужно. Но необходимые сведения налоговики могут запросить дополнительно. В том числе в ходе налоговой проверки. При этом важно понимать, что контролирующие органы и без участия плательщика могут собрать информацию о том, к какой категории он относится. Поэтому, если ваше предприятие не признается малым предприятием по критериям, сдавать ту же бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам не стоит, сдавать нужно общие формы учета.

Какие ЛЬГОТЫ предусмотрены для малого бизнеса

Бухгалтерам нужно знать два основных привилегиях, предоставленных малым компаниям.

Первая - если ваша компания - малое предприятие, то с 1 июня 2014 года вы можете не устанавливать кассовый лимит (абз. 10 п. 2 ). То есть вы можете накопить у себя в кассе столько денег, сколько захотите. Чтобы воспользоваться этой льготой, утвердите о том, что вы храните денежные средства в кассе без лимита остатка.

Примечание : Данная льгота действует и в отношении всех предпринимателей, даже тех, кто не относится к субъектам малого предпринимательства.

Вторая - субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухучета (п. 4 ). Нужно знать, что предприниматели бухучет не ведут, поэтому данное послабление для них неактуально. А вот для маленьких фирм предусмотрены сокращенные формы бухгалтерской отчетности. Также им можно не составлять приложения к отчетности, если нет важной информации, требующей расшифровки для контролеров или учредителей (п. 6 и 6.1 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н). А микропредприятия могут даже , сплошным методом регистрации хозяйственных операций.

Кроме того, на малые компании не распространяется действие ряда ПБУ, которые обязательны для других. Соответствующая оговорка содержится в самих положениях по бухучету, поэтому читайте нормативные документы внимательнее. Например, представители малого бизнеса могут не применять ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».

Если это нужно, малые предприятия могут сократить (п. 3 информации Минфина России № ПЗ-3/2012). Все это прописывается в бухгалтерской учетной политике организации.

к меню

Какие льготы положены субъектам малого предпринимательства, микропредприятий?

Малые предприятия при выполнении определенных условий могут:

  • применять ;
  • вести в упрощенном порядке;
  • платить региональный единый налог на УСН и ПСН по нулевой ставке (для ИП);
  • участвовать в госзакупках в приоритетном порядке;
  • избежать неналоговых проверок;
  • получить субсидии на поддержку малого бизнеса.

к меню

Сколько малых предприятий в России?

На начало 2014 года в России согласно данных Росстата РФ было 5,6 млн. малых и средних компаний. Из них 3,5 млн. (62,8%) – это индивидуальные предприниматели, а примерно 1,8 млн. (32,7%) – микропредприятия. К последним относятся компании с выручкой до 60 млн. рублей в год и числом занятых сотрудников до 15 человек. В совокупности обе этих категории составляют 95,5% малого и среднего бизнеса в России.

Только 235 тыс. компаний (4,2% от общего числа) являются малыми компаниями. Они имеют оборот до 400 млн. рублей и число занятых до 100 человек. К категории среднего бизнеса относятся порядка 17 тыс. компаний или всего 0,3% от общего числа малых и средних фирм. Флагманы имеют оборот до 1 млрд. рублей и штат до 250 сотрудников.

В 2016 году в России было 5,84 млн субъектов МСП, 95% из которых - это микробизнес с численностью меньше 15 человек. В секторе трудятся 18 млн человек (25% всех занятых).

Смотреть Единый Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

29 декабря 2015 года принят Федеральный закон № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий создание единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства к 1 августа 2016 года.

Ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется Федеральной налоговой службой.

Как организации попасть в реестр субъектов МСП

Сведения о юрлицах и ИП вносятся в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе сведений, имеющихся у налоговиков по состоянию на 1 июля текущего календарного года. Требование в отношении суммарной доли участия юриц, не являющихся субъектами МСП, в уставном капитале ООО в целях внесения сведений о таких обществах в Реестр учитывается при внесении сведений в Реестр, начиная с 2017 года.

Если до момента актуализации сведений Реестра 10 августа 2017 года участник ООО не являлся субъектом МСП (сведения о нем до указанного момента не могли быть включены в Реестр), условия по суммарной доле участия, не считаются соблюденными.

Таким образом, если ООО по состоянию на 1 июля 2017 года не соответствовало условию по суммарной доле участия юрлиц, не являющихся субъектами МСП, то сведения о нем в Реестре не содержатся.

к меню

Что ДЕЛАТЬ, если ФНС ЗАБЫЛА внести в "Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства"

В случае выявления налогоплательщиком отсутствия в отношении себя сведений в «Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства» - необходимо заполнить заявление. Формирование и направление заявления осуществляется через сайт ФНС России в разделе «Иные функции ФНС - Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - « Вас нет в реестре или данные некорректны? ».

При заполнении заявления для корректировки сведений отраженных в Едином реестре СМП налогоплательщикам необходимо обратить внимание на правильность отражения реквизита «ИФНС по месту учета налогоплательщика», а именно на Код ИФНС по месту постановки на учет. При неверном заполнении данного реквизита Заявление налогоплательщика останется не рассмотренным.

Раньше 2019 года из реестра малого и среднего бизнеса никто не вылетит

Действует правило «трех лет». Т.е. категория малого или среднего предприятия может быть изменена, если его показатели были выше или ниже предельных значений по доходу и численности работников в течение 3 календарных лет, следующих один за другим.

В реестр малого и среднего предпринимательства компании и ИП включались согласно их статусу на 2016 год (т.е. по данным за предшествующий 2015 год). Соответственно, впервые категория субъекта малого или среднего предприятия, включенного в реестр, может быть изменена при формировании реестра по состоянию на 01.07.2019 (по данным за 2018 год).


к меню
Новый порядок сдачи в органы статистики обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности. Приказ разработан в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В экономике развитых западных стран значительное место занимают малые предприятия , число которых за последнее время значительно увеличилось и в Российской Федерации. К малым предприятиям в мировой практике относятся предприятия по величине таких критериев, как среднегодовое число занятых работников на предприятии, величина (объем) активов предприятия и ежегодный оборот. В Российской Федерации критерием отнесения предприятий к малым является численность всего персонала как состоящего в штате, так и работающего по гражданско-правовым договорам.

Комиссия Европейских Сообществ (КЕС) относит к категории малых фирмы с числом занятых до 100 человек и размером собственных средств не более 75 млн. экю. КЕС выделяет микропредприятия с численностью занятых до 9 человек и мелкие - от 10 до 99 человек занятых. В отдельных европейских странах размер численности занятых значительно колеблется. Например, в Великобритании к мельчайшим относятся фирмы с числом занятых от 1 до 23 человек, к мелким - от 24 до 99. В обрабатывающей промышленности малым считается предприятие с числом занятых менее 200 человек. Во Франции малыми считаются предприятия, численность занятых на которых не превышает 500 человек, а годовой оборот не превышает 200 миллионов франков; отнесение к группам предприятий по численности персонала дифференцируется в зависимости от отрасли, в которой функционирует предприятие (как и в России). Так, в сельском хозяйстве и пищевой промышленности Франции фирмы с численностью занятых свыше 200 человек считаются крупными, а в отрасли, производящей оборудование, предприятия с численностью занятых до 500 человек относятся к малым.

Интерес представляет градация действующих предприятий в США. К наименьшим относятся предприятия с численностью занятых от 1 до 24 человек, к малым - от 25 до 99, к промежуточным - от 100 до 499 человек, к крупным - от 500 до 999, а при численности свыше 1000 человек предприятия считаются крупнейшими. В отдельных отраслях вторым критерием отнесения предприятий к определенной категории служит объем годового оборота.

В Японии отнесение предприятий к малым и средним осуществляется в зависимости от величины уставного капитала и численности работающих, причем в добывающей, в обрабатывающей промышленности и в строительстве численность работающих не должна превышать 300 человек, в оптовой торговле - 100, в розничной торговле и индустрии услуг - 50 человек.

В нашей стране в соответствии с Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (от 14 июня 1995 г., № 88-ФЗ) под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых предельный размер численности работников за отчетный период установлен следующий:

  • в промышленности - 100 человек;
  • строительстве - 100 человек;
  • на транспорте - 100 человек;
  • в сельском хозяйстве - 60 человек;
  • в научно-технической сфере - 60 человек;
  • в оптовой торговле - 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Численность работников, позволяющая отнести предприятие к малым, включает всех работников (постоянных и временных, работающих полный и неполный рабочий день), с учетом лиц, работающих по совместительству.

В первой части Налогового кодекса РФ говорится, что малым предприятием признается предприятие со средней численностью работающих, не превышающей (критерий предельной численности):

  1. в промышленности, строительстве, на транспорте, в сельском хозяйстве и в других отраслях производственной сферы - 50 человек;
  2. в научно-технической сфере, в оптовой и розничной торговле, в бытовом обслуживании - 15 человек;
  3. в других отраслях непроизводственной сферы (кроме указанных в п. 2 настоящей части - 5 человек.

Предприятие может быть признано малым предприятием только при условии, что сумма выручки от реализации произведенных им товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в течение предыдущих четырех кварталов (ежеквартально) не превышапа размера, равного 1000-кратному установленному федеральным законом минимальному размеру оплаты труда (критерий предельной выручки). Для предприятий, со дня регистрации (образования) которых прошло менее одного года, указанный критерий учитывается только применительно к тем кварталам, которые прошли со дня регистрации (образования) этих предприятий, кроме первого со дня регистрации, в котором учитывается лишь критерий предельной численности.

Вид деятельности малого предприятия определяется в соответствии с классификацией, устанавливаемой Правительством Российской Федерации.

Предприятие, осуществляющее несколько видов деятельности и удовлетворяющее критерию предельной выручки, признается малым предприятием, если показатель (а/50 + b/15 + с/5) не прсвышает единицы. При этом под а, b и с понимаются соответственно средняя численность работающих в указанных выше отраслях производственной и непроизводственной сферы.

Для признания предприятия малым предприятием средняя численность работающих определяется в каждом налоговом периоде ежеквартально нарастающим итогом с начала этого налогового периода исходя из фактической численности работающих.

Средней численностью работающих на предприятии признается усредненная по соответствующему промежутку времени численность работающих на предприятии по трудовым договорам или выполняющих работы и оказывающих услуги по договорам гражданско-правового характера, определяемая как общее число отработанных на или для предприятия человеко-часов всех работающих, деленное на число рабочих часов в этом промежутке времени, исчисленных в сответствии с трудовым законодательством РФ.

При определении средней численности работающих на предприятии в расчет включается полный рабочий день (для работающих по договорам гражданско-правового характера) или фактическое число отработанных в учитываемый день часов (для работающих по трудовым договорам, в том числе по совместительству).

Как показывает мировая практика, малые предприятия имеют значительный удельный вес в экономике, число их растет, они пользуются государственной поддержкой. Так, в США на долю малых предприятий приходится до 40% ВНП и 50% валового продукта частного сектора, в том числе в строительстве - 80%, в оптовой торговле - 86, в сфере обслуживания - 81%. На малых предприятиях США сосредоточено более половины занятых служащих. Во Франции малое предпринимательство занимает доминирующее положение в строительстве, торговле, производстве товаров народного потребления, туризме. В Японии доля малых и средних предприятий в общем количестве предприятий составляет более 90%, по числу занятых работников - 80.6%, по объему продаж в розничной торговле - 80,4%.

Возрастает роль малых предприятий и в экономике России. Значительную помощь малому предпринимательству оказывают Федеральный фонд поддержки предпринимательства, фонды поддержки предпринимательства в регионах. Развитие малых предприятий стимулируется налоговыми льготами при производстве товаров и услуг, льготным кредитованием, предоставлением оборудования по лизинговым договорам и другими мерами.

Если в 1991 г. в РФ было 268 тыс. малых предприятий, то на начало 1996 г. их было около 877,3 тыс., в том числе в промышленности - 128,5 тыс., в строительстве - 145 тыс., в торговле и общественном питании - 374.6 тыс.. в науке и научном обслуживании - 48,8 тыс. В 1996 г. среднесписочная численность работников на малых предприятиях составила около 14 млн. человек. Создание новых малых предприятий имеет большое значение, так как способствует росту занятости трудоспособного населения, обеспечивает развитие производства товаров и услуг.

Как показывает мировая практика, малые предприятия обладают следующими положительными чертами: гибкость и оперативность в действиях, приспособляемость (адаптация) к местным условиям, невысокие расходы по управлению, возможность более быстрой реализации идей, высокая оборачиваемость капитала и другие.

Однако малые предприятия (а к ним относят и индивидуальных предпринимателей) имеют и серьезные недостатки: малый объем первоначального капитала, поэтому длительные сроки развития предприятия, финансовые трудности (сложность получения кредита), невысокий уровень профессионального менеджмента, относительно высокий уровень риска на первой стадии жизненного цикла предприятия, трудности привлечения высококвалифицированных кадров, высокий уровень занятости руководителя малого предприятия и др. Поэтому во всех развитых странах, как правило, имеются специальные государственные органы поддержки малого предпринимательства, осуществляются финансово-кредитная и другие меры поддержки малых предприятий.

В России в соответствии с законом государственная поддержка малых предприятий осуществляется по следующим направлениям:

  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  • создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
  • установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

В мае 1993 г. Правительство РФ приняло постановление № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», определяющее приоритеты развития малого предпринимательства:

  • производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
  • производство продовольственных, промышленных товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;
  • оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг; строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения;
  • инновационная деятельность.

Для поддержки малого предпринимательства 29 декабря 1994 г. принято постановление Правительства РФ № 1434 «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса», выделены 3 млрд. рублей на создание этих агентств. Активное финансовое участие в стимулировании этого процесса принимает Комиссия Европейских Сообществ.

Созданный в 1993 г. по решению Правительства РФ фонд поддержки предпринимательства в 1995 г. направил 22 миллиарда рублей на прямое кредитование предпринимательских проектов, не считая финансирования инфраструктуры малого предпринимательства. Фонды поддержки малых предприятий созданы более чем в 60 регионах страны.

В соответствии с действующим законодательством вновь созданные малые предприятия в течение первых 2 лет работы налог на прибыль не уплачивают, если выполняют следующие виды деятельности:

  • производство и переработку сельскохозяйственной продукции;
  • производство продовольственных товаров и товаров народного потребления;
  • производство медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
  • производство технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов;
  • строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы).

Малые предприятия , производящие вышеназванные товары (выполняющие работы), освобождаются от уплаты налога на прибыль при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы от реализации малым предприятием всей своей продукции (работ, услуг).

В последующие 3-й и 4-й годы деятельности малые предприятия уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25 и 50% основной ставки, если сумма выручки от реализации вышеуказанных видов деятельности составит свыше 90% обшей суммы выручки от реализации матым предприятием продукции (работ, услуг).

Данная льгота действует при условии, что малое предприятие с момента его государственной регистрации действует не менее 5 лет.

Если же малое предприятие прекратит свою деятельность до истечения пятилетнего срока, то сумма льгот налога на прибыль подлежит внесению в федеральный бюджет РФ в полном размере. Данную льготу малые предприятия получают при условии, что доля государственной и муниципальной собственности и собственности общественных организаций в уставном капитале малого предприятия составляет не более 25%. Малые предприятия могут иметь и другие льготы в соответствии с нормативными актами, регулирующими деятельность предприятий всех форм собственности.

Юридические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью, могут быть представлены на рынке товаров и услуг большим разнообразием. Отличия у таких компаний могут быть за счет многих факторов: направления, формы собственности, учредительного состава и т.д. И если многие руководители ошибочно полагают, что не важно к какому виду организаций относиться их юридическое лицо, то зря. Поскольку от этого зависит и форма налогообложения, и необходимость ежегодно проходить внешний аудит, и возможность получить упрощенную систему бухгалтерского учета. И далее рассмотрим информацию о том, что такое малое предприятие и каким оно может быть в разрезе численности работников.

Все малые предприятия, имеющие законные основания получить такой статус в зависимости от объема получаемой выручки, от размера уставного капитала и количества сотрудников, в России уже давно имеют достаточно большие преференции от правительства, выражающиеся в налоговых льготах, упрощенных системах проверки и администрирования. Именно поэтому многие организации пытаются максимально вписаться в критерии, которые определяют таких субъектов.

Таким образом, наиболее часто встречающимися критериями, по которым происходит ранжирование субъектов предпринимательства, относят:

  1. Численность малого предприятия;
  2. Размер и структура уставного фонда;
  3. Денежный оборот за год.

Говоря о таких учреждениях, в первую очередь, следует отметить, что такими компаниями могут быть признаны как юридические лица, занимающиеся бизнесом, так и физические лица, ведущие предпринимательскую деятельность. Главным ограничением на данный момент в формировании фонда МП является ограничение в доле уставного капитала, которая может принадлежать другим субъектам коммерческого направления, не относящихся к малому и среднему бизнесу. До 2017 года такое ограничение составляло не более 25%, а в текущем году его увеличили до 49%. Главное – чтобы в 2017 доля в УФ самого малого учреждения составляла более 51%.

Также есть ограничения и по объему выручки, которую может получить субъект МП в течение предшествующего года: не более 120 млн. для субъектов микропредприятий и 800 млн. для малых организаций. Кстати, выручка от реализации продукции товаров и услуг берется во внимание исключительно без учета НДС. При этом такие предельные размеры выручки изменились не так давно. До этого момента на законодательном уровне ограничение было намного меньше:

  • Для микрокомпаний объем годовой выручки не должен был превышать 60 миллионов рублей;
  • Для малых компаний такой показатель составлял 400 миллионов рублей.

По итогам законодательных изменений, критерий был увеличен в 2 раза.

Но при этом для любых субъектов такой формы оставили ограничение в размере доли участи государственных компаний и других благотворительных, религиозных, общественных учреждений. Их доля в общем паевом УК не должна превышать 25%. В ином случае субъект не будет иметь преференций, которые имеют субъекты МП.

Численность малых предприятий

Как уже было сказано, одним из главных критериев, которые позволяют отнести компанию к субъектам малого бизнеса, является численность сотрудников. Если говорить в разрезе вопроса, то никаких особенностей здесь нет: к малым предприятия относятся предприятия с численностью до 15 человек и до 100 человек. Все зависит исключительно от того, на какой статус претендует организация: на статус микрокомпании или малой компании. Это принципиально важно, так как в зависимости от этого необходимо выполнять и другие критерии соответствия.

Малое предприятие имеет численность работников в таком диапазоне:

  1. От 1 до 15 человек работников в штате, если учреждение имеет статус микроорганизации;
  2. До 100 человек в случае, если субъект имеет статус МП.

Главное при определении количества знать, что такой показатель как средняя численность необходимо уметь правильно определять, поскольку такое количество работающих определяется в большинстве случаев за текущий год. При этом в такое количество сотрудников включаются все субъекты, работающие не только по трудовым договорам на основном месте работы, но также и по контрактам, другим договорам с учетом совмещения занятости.

Таким образом, на текущий момент возможно два варианта функционирования сегменте МП: это микропредприятия и малый бизнес. Каждая форма имеет свои ограничения, что представлено в таблице.

Особенности отнесения к МП

Многих интересует вопрос о том, а как вообще происходит определение того, относиться ли организация к МП или нет? По закону прописано, что компания относится к МП в разрезе соответствия ее всем трем критериям, но при этом если два соответствуют, а один превышает допустимые значения, то тогда субъект теряет такой статус. Другими словами, отнесение субъекта осуществляется по максимальному значению величины трех указанных критериев.

Важно знать: статус малого предприятия можно потерять лишь в том случае, если указанные критерии не выполняются в течение двух отчетных лет, по которым происходит превышение такого значения. Если же критерий превышен в первый раз, то льготы для компании не ликвидируются, а ему предоставляется время ликвидировать несоответствия (если такое желание есть).

Возникает вполне логичный вопрос у многих, кто только начинает свою предпринимательскую жизнь: как возможно определить объем выручки, если ее еще не получено? В соответствие с действующим законодательством, в первый год функционирования учреждение получает статус малого исключительно только по критерию численности. Таким образом, в первый год, чтобы работать по упрощенной схеме, численность работников малого предприятия не должна превышать 100 человек для малого и 15 человек для микрокомпании. Если лимит превышен, то льгот никаких предоставлено не будет.

С 2016 года был создан специальный реестр, который формируется за счет данных Федеральной Налоговой службы, которая по итогам поданной отчетности вносить данные о малых организациях. В реестре можно увидеть такие сведения как:

  • Полученный доход за отчетный год;
  • Численность работников данной компании;
  • Другие сведения из государственного реестра.

Таким образом, малые предприятия — это организации с численностью работников до 100 человек, в пределах которого выделяют еще микрокомпании до 15 лиц. И с первого взгляда может показаться, что не важно, какая форма: малая или средняя, но это не совсем так.

На текущий год именно для малых форм предоставлены со стороны государства такие льготы:

  1. Возможность проводить упрощенный бухгалтерский учет, в том числе амортизируя стоимость основных средств не ежемесячно, а один раз за отчетный год;
  2. Не придерживаться лимиты кассы;
  3. Возможность упрощенного документооборота;
  4. Возможность получения субсидий и других преференций от федеральных и региональных властей.