Льготы и социальные гарантии сотрудников при увольнении. Гарантии социальные Социальные гарантии работникам по трудовому праву

Что написано в законе, то обязательно!

Часто указывая в объявлении или на собеседовании наличие социального пакета, имеют в виду оплату больничного или отчисления в Пенсионный, социальный и фонд медицинского страхования. Но нужно отметить, что все это прописано в законе и, соответственно, является обязательным к исполнению для работодателя. И обещать это в качестве какого-то бонуса по меньшей мере бессмысленно - работник и так все это должен получать.

Вот перечень основных социальных гарантий, прописанных в Трудовом кодексе Российской Федерации:

  • оплата больничных листов;
  • оплата очередного отпуска 28 дней;
  • обязательное социальное страхование (отчисления в Пенсионный фонд, медстрах и соцстрах, сюда же можно отнести уплату подоходного налога);
  • оплата командировочных (ст. 167, 168 ТК РФ);
  • возмещение транспортных расходов сотрудникам при работе разъездного характера (ст. 168.1 ТК РФ);
  • ст. 170, 172 ТК РФ содержат целый ряд гарантий, предоставляемых работодателем сотруднику при исполнении им государственных или общественных обязанностей, например донорство, участие в судебном разбирательстве в роли присяжного заседателя или свидетеля.

Кроме того, Кодекс содержит немало других социальных гарантий, положенных работнику. Все, что прописано в законодательстве, не является дополнительным социальным обеспечением работника - это обязательные социальные гарантии.

Дополнительно

А вот все, что предоставляется сверх положенного по закону, относится к дополнительному социальному обеспечению или, как иначе можно назвать, к мотивационному и компенсационному пакету социальных гарантий.

У нас все, что положено по трудовому законодательству, работник получает безусловно, - рассказывает о социальном обеспечении в ИД «Дважды два» замдиректора по персоналу Маргарита Степаненко. - Кроме того, у нас за счет предприятия дарятся подарки детям сотрудников и сотрудникам к Новому году, сотрудникам и сотрудницам к 23 февраля и 8 Марта, соответственно, а также подарки ко дню рождения. Выдается материальная помощь к дню свадьбы, рождению ребенка или на похороны близкого родственника и другая материальная помощь на усмотрение директора. Выдаются, при их наличии, билеты в кино, театр и на концерты. Немаловажно и то, что сотрудники получают доплату за стаж работы в нашей компании. Так мы избавляемся от текучки кадров и закрепляем своих специалистов на предприятии.
Такие меры поддержки работников сверх получаемой ими зарплаты и положенных по закону социальных гарантий называется мотивационным обеспечением или мотивационным социальным пакетом.
Кроме мотивации сотрудника, работодатель может предложить ему и дополнительные компенсации расходов. Например, довольно распространена практика оплаты мобильных переговоров или транспортных расходов, а также амортизации людям отдельных профессий. Среди них таксисты и водители на личном транспорте, торговые агенты.

У нас компенсируется частично или полностью амортизация автомобиля и расходы на бензин и мобильная связь, - поясняет Маргарита Степаненко. - Но такую компенсацию получают не все работники, а только некоторые категории, у которых работа связана с этими расходами.

Зарубежный опыт

Ценность такой поддержки оценена не всеми руководителями российских предприятий. Кто-то считает, что работник получает за свой труд положенную ему зарплату и больше ему ничего не положено. Другие работодатели назначают мотивационную поддержку работников, «потому что так делают все». То есть идут вслед за рынком трудовых ресурсов, но рвения особого не проявляют.

Между тем, в зарубежных странах этому вопросу уделяется большое внимание. Считается, что дополнительные социальные гарантии должны составлять не менее трети от зарплаты работника. В противном случае он их просто не заметит.

Так же чревато опираться просто на высокую зарплату, так как уже через полгода персонал к ней привыкнет, и ему будет не хватать данного уровня дохода. А повышать сколько-нибудь значительно зарплату по несколько раз в год работодатель не сможет.

Поэтому в развитых странах программы дополнительной поддержки и мотивации работников тщательно прорабатываются и отслеживаются по результативности.

Большим плюсом при трудоустройстве считается наличие дополнительного страхования жизни, здоровья и стоматологическая страховка. Не менее важно, например, и предоставление такой мелочи, как место на парковке.

Зачастую в других странах, а теперь и в России, соискатель, узнав, что на предприятии не предоставляются дополнительные социальные гарантии, отказывается от работы.

Хороший руководитель понимает, что для полной самоотдачи работника не должны беспокоить другие заботы. Если сотрудник знает, что ему предстоит отстоять в очереди в больницу или придется искать подарок для близких, он не сможет работать в полную силу. Именно поэтому руководители и стараются компенсировать трудозатраты не только деньгами, но и дополнительными услугами и бонусами.

Важным моментом является забота о детях сотрудников. В иностранных компаниях работающим родителям из числа персонала оплачивается детский сад или, довольно часто, открываются детские группы прямо на территории компании. Так у родителей и молодых работников, готовящихся создать семью, не болит голова, кто же будет смотреть за детьми, пока они делают карьеру.

В Издательском доме «Дважды два», - рассказывает Маргарита Георгиевна, - сотрудники к первому сентября получают талон на определенную сумму по корпоративной акции «Дети в школу». А летом мы компенсируем часть суммы на путевку в лагерь для ребенка.

Если в России принято предоставлять универсальный социальный пакет всем работникам, то во многих других странах работники получают дополнительные бонусы в зависимости от должности и вклада в развитие фирмы. Например, более удобное место на парковке может предоставляться топ-менеджерам или наиболее ценным сотрудникам.

Кроме того, часто дополнительный соцпакет предоставляется в виде списка, в котором работник выбирает именно те бонусы и услуги, которые ему нужны.

Например, в такой ситуации, когда руководство решит поощрить сотрудников бесплатной путевкой в тренажерный зал, гипертоники или люди с больной спиной никакой выгоды не извлекут. А если будет выбор между походом в театр или кино, тренажером и массажем, то любой работник сможет выбрать то, что подходит именно ему. Это достаточно удобно для сотрудников, а значит, и работодатель получит свою выгоду в виде здоровых, отдохнувших и готовых продуктивно работать сотрудников.

Здоровье

Очень многое об отношении руководителя к работникам говорит наличие дополнительного социального пакета. Но еще более важно присутствие в этом пакете медицинских услуг. Это важно не только для работника - он заботится о своем здоровье и сможет не переживать в случае болезни, тем более если он иногородний и приписан к отдаленной поликлинике.

Наличие дополнительной медицинской страховки или медицинских услуг важно и работодателю. Не секрет, что компании теряют огромные средства из-за болезни работников. Особенно это сказывается зимой во время эпидемий - работать надо, а 20-30 процентов сотрудников либо лежат дома и в больнице, либо больные приходят на работу. А это влияет на продуктивность как их собственную, так и их коллег.
- У нас большое внимание уделяется здоровью наших работников, - рассказывает Маргарита Степаненко из ИД «Дважды два». - Если сотрудник подхватил вирусную инфекцию, тем более в сезон, когда бушуют эпидемии гриппа и других заболеваний, ему настоятельно рекомендуется не приходить на работу. В таком случае даже без предоставления больничного листа наш работник получает 2-3 дня оплачиваемого отгула. Это более выгодно, чем платить больничные половине коллектива, которую он может заразить, придя на работу в таком состоянии. Кроме того, каждый месяц у нас выделяется определенная сумма на обслуживание в медицинском центре «Диагност» и каждый работник может взять туда бесплатный талончик. Также при острых болях мы даем талоны на стоматологическое обслуживание.

Что еще?

Выбор различных услуг, бонусов и гарантий в дополнительный социальный пакет довольно широк. Тут уж каждый руководитель решает, что выбрать. Наиболее удобно это для директоров небольших фирм - в таком случае шеф знает, что необходимо его сотрудникам.

В крупных же компаниях руководителю стоит назначить ответственного специалиста или даже создать комиссию по выявлению потребностей персонала. Тут важно тщательно отработать кадровой службе совместно с руководителями подразделений и дать руководителю полный отчет о желаниях и проблемах сотрудников.

К примеру, очень важно наладить питание работников.

Голодный работник - не работник. Но в нашей стране зачастую в офисах и на производстве нет не только оборудованной столовой, но даже и просто отдельной комнаты со столом и стульями. При этом на рабочем месте обедать запрещается. И как тут быть сотруднику? Ехать домой или обедать в столовой не всегда есть возможность.

В нашей компании на обоих этажах офиса есть столовые с холодильником и микроволновкой, чайником, диспенсером с водой и набором посуды, - рассказывает Маргарита Степаненко. - У сотрудников есть выбор - кто-то приносит обед с собой, кто-то ходит в магазин, столовую или домой.

В других компаниях решение находят в заказе доставки еды в офис - часть расходов или полностью заказ оплачивает фирма.

Мнение:

Анна Кошкарева, заместитель директора по экономике и финансам ИД «Дважды два»:

Администрация нашего предприятия заботится о здоровье работников. Для этого делается немало. Так, на нашем предприятии можно пройти бесплатное диагностическое обследование и лечение в медицинском центре и в стоматологическом кабинете. Я и сама пользовалась этими услугами от нашей компании. Было удобно взять талончик на работе и сразу пойти на прием - не нужно выстаивать очереди в поликлинике. Да и руководство всегда в курсе, где задержался работник и что с ним.

В рыночной социально - ориентационной модели экономики повышается роль социальной функции государства. Правительство и государство несут ответственность за предоставление гражданам социальной защиты и обеспечение равного доступа к удовлетворению основных потребностей. Уровень бедности может рассматриваться как существенный показатель действия политики социальной защиты.

Социальное обеспечение является комбинацией программы пенсионных сбережений, программы страхования и программы перераспределения Национального дохода.

Социальная защита - это комплекс законодательно закрепленных социальных норм, которые гарантирует государство отдельным слоям населения, а также при определенных экономических условиях всем членам общества (во время роста инфляции, спада производства, экономического кризиса, безработицы и др.)

Формы и методы социальной защиты населения должны обеспечивать удовлетворение жизненно необходимых потребностей каждого гражданина на уровне не ниже прожиточного минимума.

Цель контрольной работы - подробнее познакомиться с социальными гарантиями, их видами и порядком их реализации.

Основные задачи контрольной работы:

  • 1. Изучить виды социальных гарантий.
  • 2. Рассмотреть принципы социальной защиты.
  • 3. Определить объекты социальной защиты.
  • 4. Изучить организационно-правовые формы социальной защиты населения.
  • 5. Выполнить практическое задание.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ (ВИДЫ И ПОРЯДОК ИХ РЕАЛИЗАЦИИ)

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ

Социально - экономические гарантии - это метод обеспечения со стороны государства удовлетворения различных нужд граждан на уровне социально признанных норм и нормативов. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения [Текст]: учебник для бакалавров / Е.Е. Мачульская. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. - С. 154.

Рис. 1.

Нормативы потребления - размеры потребления в натуральном выражении продуктов питания, непродовольственных товаров текущего потребления и некоторых услуг за определенный промежуток времени (за день, месяц, год).

Нормативы обеспечения - определенное количество предметов долгосрочного пользования, которое находится в личном потреблении населения, а также обеспечение определенной территории сетью учреждений образования, охраны здоровья, бытового, транспортного обслуживания и др. Нормативы дохода - размер дохода граждан семьи, который гарантирует им удовлетворение потребностей на уровне нормативов потребления и обеспечения.

Нормативы рационального потребления - уровень потребления товаров и услуг текущего и долгосрочного пользования, который гарантирует оптимальное удовлетворение потребностей.

Нормативы минимального потребления - социально принятый уровень потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, определенный по нормам социальных физиологических потребностей. Статистические нормативы - нормативы, определяемые на основании показателей фактического потребления обеспеченности для всего населения отдельных социальных групп.

Государственные нормативы в сфере жилищно-коммунального хозяйства включают: Гусева Т.С. Право социального обеспечения в России [Текст]: Учебное пособие. -М.: ЮРКОМПАНИ, 2009. - С.127.

  • - предельную норму оплаты услуг на содержание жилья, жилищно-коммунальных услуг в зависимости от получаемого дохода;
  • - показатели качества предоставления коммунальных услуг.

К государственным социальным нормативам в сфере транспортного обслуживания и связи принадлежат:

  • - нормы обеспечения транспортом общего пользования;
  • - показатели качества транспортного обслуживания;
  • - нормы обеспечения населения услугами связи;

Государственные социальные нормативы в сфере охраны здоровья включают:

  • - список и объем гарантированной медицинской помощи гражданам;
  • - показатели качества оказания медицинской помощи;
  • - нормативы льготного обеспечения отдельных категорий населения лекарственными средствами и другими специальными средствами;
  • - нормативы обеспечения питанием в государственных и коммунальных учреждениях охраны здоровья и др.

К государственным специальным нормативам в сфере образования принадлежат:

  • - перечень и объем услуг, предоставляемый государственными и коммунальными учреждениями дошкольного, общесреднего, профессионально-технического и высшего образования;
  • - нормативы максимальной наполняемости классов, групп;
  • - нормативы соотношения учеников, студентов и педагогических работников;
  • - нормативы материального обеспечения учебных заведений и др.

Объем и уровень обеспеченности социально-экономическими гарантиями является показателем цивилизованности страны. Основные направления осуществления социальных гарантий: Холостова Е.И. Социальная работа [Текст]: Учебник для бакалавров / Е.И. Холостова. - М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - С.321.

  • 1. Государство должно гарантировать каждому занятому в процессе производства:
    • а) нормальный уровень благосостояния через минимальный уровень заработной платы и ее индексацию;
    • б) умеренные налоги;
    • в) невмешательство в предпринимательскую деятельность.
  • 2. Государство должно гарантировать удовлетворение приоритетных потребностей граждан и общества, которое она не может, доверить каждому гражданину самостоятельно:
    • а) приобретение общего образования;
    • б) воспитание детей и подростков;
    • в) подготовка кадров;
    • г) организация охраны здоровья и развития физической культуры и др.
  • 3. Государство должно способствовать повышению доходов отдельных слоев населения, которые не могут обеспечить жизненный уровень для себя и своей семьи на уровне минимальных социальных стандартов независимо от их участия в процессе производства в таких формах:
    • а) пенсии;
    • б) различные виды помощи;
    • в) стипендии;
    • г) денежные выплаты и их индексация;
    • д) льготы в налогообложении.

Государство законодательно гарантирует удовлетворение приоритетных нужд за счет бюджета в минимально достаточных размерах в форме бесплатных услуг.

Органы местного самоуправления при разработке и реализации местных социально-экономических программ могут предусматривать дополнительные социальные гарантии за счет местных бюджетов.

Разработка и выполнение Государственного и местных бюджетов осуществляется на основе приоритетности финансирования социальных гарантий и социальной сферы.

Государственная целевая поддержка местного самоуправления осуществляется с целью выравнивания возможностей отдельных территориальных обществ в отношении предоставления социальных гарантий на законодательно признанном уровне.

Общая сумма благ и услуг, которые потребляет население за соответствующий период, составляет фонд потребления.

Необоснованное увеличение средств, которые направляются на социальную защиту населения, в общем объеме фонда потребления требует дополнительного изъятия средств из фонда оплаты труда, что в конечном итоге только расширяет масштабы перераспределения, уменьшает стимулирующую роль заработной платы и не увеличивает объем совокупного потребления.

Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Конституции «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. (ст.7., п.1.). А также в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7.п.2.). Конституция РФ. [Электронный ресурс]: - Доступ из информационно-правового портала «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru

Конституцией Российской Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства. Социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, все вышеуказанные гарантии реализуются через систему социальной защиты населения. Основой государственных социальных гарантий являются минимальные социальные стандарты, то есть установленные законами РФ или решениями представительных органов государственной власти на определенный период времени минимальные уровни социальных гарантий, выраженные через социальные нормы и нормативы, отражающие важнейшие потребности человека в материальных благах, общедоступных и бесплатных услугах, гарантирующие соответствующий уровень их потребления и предназначенные для определения обязательного минимума бюджетных расходов на эти цели.

Социальная защита представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан; это забота государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться; деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе, на «достойный» уровень жизни.

Социальная защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики.

При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. При этом необходимо не только поддержать, но и развивать общественные отношения, умело сочетая интересы различных категорий населения, а также общественных объединений и групп.

В широком общесоциологическом смысле термин «социальная защита» впервые появился в США в 30-е гг. и постепенно получил распространение в западной социологии для обозначения системы мер, защищающих любого гражданина от экономической и социальной ущемленности вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, производственной травмы или профзаболевания, инвалидности, старости, потери кормильца и т.п., а также стала основным атрибутом социальной политики любого цивилизованного государства. Гусева Т.С. Право социального обеспечения в России [Текст]: Учебное пособие. -М.: ЮРКОМПАНИ, 2009. - С. 118.

Социальная защита населения рассматривается российским социальным правом как система правовых гарантий и охранительных мер, защищающих членов общества от экономической, социальной и физической деградации. Она выступает как процесс обеспечения государственными и муниципальными органами существующих гарантий и прав, охраняющих личность, её экономические, социально-политические, социальные потребности и интересы.

В практическом отношении социальная защита представлена комплексом правовых экономических, социальных гарантий, закреплённых законодательно и в подзаконных актах на государственном уровне с использованием двухступенчатой системы правовых актов - федерального и регионального законодательства.

В то же время социальная защита выступает и как процесс обеспечения государственными или иными органами существующих в обществе гарантий и прав, охраняющих личность, ее экономические, социально-политические, социальные потребности и интересы во всех сферах жизнедеятельности общества. В своем действии она распространяется на всех членов общества, однако функциональное проявление по отношению к различным группам неодинаково.

экономический социальный пенсия партнерство

Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.

Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.

Основные принципы социальной защиты:

  • гуманность;
  • адресность;
  • комплексность;
  • обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной зашиты населения и ее структура

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

Социальные гарантии — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ.

В нашей стране к социальным гарантиям относят:

  • гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
  • общедоступность и бесплатность образования;
  • минимальный размер оплаты труда;
  • минимальный размер пенсии, стипендии;
  • социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
  • пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;
  • ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка. Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. — до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 — до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.


Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат. Стоимость социального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.

С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны — 2000 рублей; участники ВОВ — 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников — 1100 рублей.

Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.

Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень — 1000 рублей; первую степень — 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.

Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства.

Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя
желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным.

В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

Для большей заинтересованности работников в сохранении рабочего места именно на данном предприятии и привлечения высококвалифицированных кадров работодатели вводят на предприятии дополнительные социальные гарантии. Они обычно касаются охраны здоровья работников, улучшения их жилищных условий и т.д. Такие меры всегда привлекательны для наемных работников.

Разумеется, предоставление дополнительных социальных гарантий никак не может отменить или уменьшить размер гарантий и компенсаций, выплата которых возложена на работодателей законодательством.

Приведу пример соответствующей статьи в трудовом договоре (контракте).

Дополнительные социальные гарантии.

  • 1. Работодатель обеспечивает Работнику во время работы на предприятии следующие социальные гарантии:
    • ·Дополнительный отпуск в связи со временной нетрудоспособностью.
    • ·Выплату дополнительных сумм к установленному законодательством пособию по государственному социальному страхованию.
    • ·Медицинское обслуживание в виде выплаты компенсации за пользование платными медицинскими услугами в следующих учреждениях ___________.
    • ·Санаторно -курортное обслуживание в виде предоставления ежегодных бесплатных либо частично оплачиваемых путевок
    • ·бытовое обслуживание в виде ________.
    • ·Дополнительную компенсацию в возмещении вреда, причиненного здоровью работника.
    • ·Выплаты семье работника в случае его смерти.
    • ·Периодическое проведение за счет работодателя медицинского обследования и оценки состояния здоровья и трудоспособности работника.
    • ·Поддержание здоровья в случаях ухудшения его состояния как во время работы, так и по обстоятельствам, не связанными с исполнением трудовых обязанностей.
  • 2. В случае, если причиной ухудшения здоровья Работника явились злоупотребления алкоголем или наркотиками, дополнительные выплаты на медицинское обслуживание не производятся, либо по согласованию сторон, Работнику может быть предоставлена ссуда на медицинское обслуживание.
  • 3.Часть перечисленных гарантий применяется к работнику в случае выхода его на пенсию.

Участие в прибылях.

Некоторые предприятия, особо заинтересованные в привлечении высококлассных специалистов, формируют фонд участия персонала в прибылях. В этом случае работники заинтересованы в преуспевании предприятия в целом. Работодатель может разработать специальный документ об участии персонала в прибыли в качестве локального нормативного акта, возможно и включения этого условия в каждый трудовой контракт. Наиболее часто подобное условие включается в трудовые контракты в акционерных обществах.

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере. Это целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе, предоставления ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны.

Целью социальной политики является развитие образующих то или иное общество классов, социальных слоев (страт), национальных или иных этнических общностей, языковых групп, конфессиональных групп, а также развитие (социализация) человека.

Социальная политика направлена на защиту всех элементов структуры общества, а также отдельных личностей от деструктивных процессов, имеющих место в обществе на определенных этапах его развития.

Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей.

Формирование социальной политики происходит на основе информации, получаемой в результате сбора статистических данных и проведения социологических исследований. Осмысление и анализ полученной информации позволяют выработать социальную стратегию по реализации социально значимых целей и решению социальных задач общества.

Политика государства в сфере доходов

Различия в уровне на душу населения или одного занятого называются дифференциацией доходов. Она была и остается характерной чертой рыночного хозяйства, наблюдается и в странах, которые издавна идут по пути рыночного развития, и в странах, вступивших на этот путь совсем недавно. Особенно характерен рост показателей дифференциации доходов для переходной экономики России.

На смягчение неравенства в распределении доходов направлена социальная политика государства, основной задачей которой является адресная (т. с. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства. Решение этой задачи предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов для жизнедеятельности человека или достижения определенного уровня жизни.

Определяется как обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными, духовными благами и степенью удовлетворения потребностей людей в этих благах. Набор необходимых для жизнедеятельности благ включает условия труда, образования, здравоохранения, жилья и т. п. Уровень жизни рассматривается как на макроуровне (для населения страны в целом), так и на дифференцированном микроуровне (для отдельных групп населения).

Основными направлениями социальной политики государства в русле уменьшения дифференциации доходов являются: перераспределение, регулирование и индексация доходов; поддержка беднейших слоев населения; и др.

Перераспределение доходов осуществляется через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получения дохода. Оно предполагает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения, а также выплат пособий наиболее нуждающимся, пособий по безработице.

Регулирование доходов заключается в том, что государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов, устанавливая либо гарантированный минимум заработной платы (в России — минимальный размер оплаты труда), либо верхний предел увеличения номинальной заработной платы.

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов от инфляции. С этой целью применяется индексация , т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Применяется как в общегосударственном масштабе, так и на уровне отдельных мероприятий.

И наконец, важным направлением в социальной политике является поддержка беднейших слоев населения через систему денежных и натуральных пособий.

— это социально-экономические нормативы, гарантирующие населению признанный обществом уровень потребления, то есть обеспечивающие минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с возможностями экономики.

Система социальных гарантий должна удовлетворять следующим требованиям:
  • необходимый и достаточный объем;
  • обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами;
  • адресность;
  • учет территориальных особенностей;
  • механизм доведения до получателя.

Социальные гарантии могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, а источниками их финансирования — федеральный бюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды. Социальные гарантии обеспечиваются гражданам страны в соответствии с Конституцией.

В отношении трудоспособного населения социальные гарантии должны обеспечивать условия трудовой и деловой активности, защиту прав и свобод наемного работника, нанимателя.

Для основной части населения наемный труд является главным источником средств существования, поэтому система социальной защиты трудоспособного населения должна обеспечивать гарантии в сфере занятости и оплаты труда. Для этого государством устанавливается минимальная оплата труда. В большинстве стран устанавливается минимальная часовая зарплата.

В России устанавливается минимальная месячная оплата, которая составляет 1100 рублей (т.е. около 40 долл. в месяц, или примерно 0,2 долл. в час). Такой низкий уровень минимальной зарплаты свидетельствует о том, что государство в настоящее время практически не регулирует уровень оплаты труда в России.

Социальные гарантии в отношении нетрудоспособного населения должны создавать условия для его потребления, учитывая особенности каждой группы.

Поступления из системы социальной защиты делят на три группы:

  • денежные выплаты (пенсии, пособия);
  • льготы, проявляющиеся в праве на снижение налогов, получение трансфертов в натуральной форме;
  • социальные услуги, потребляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения.

Социальные гарантии выполняют различные функции :

  • алиментарно-компенсационную, которая обеспечивает поддержание потребления на определенном уровне;
  • защитную, которая обеспечивает сохранение условий труда и проживания;
  • стимулирующую, которая стимулирует получателя на рост трудовой и деловой активности.

Пособия и льготы классифицируются следующим образом:

  • льготы и дотации на оплату жилья и коммунальных услуг;
  • льготы по проезду на внутригородском общественном и междугороднем транспорте;
  • льготы по приобретению лекарств;
  • бесплатное обеспечение транспортными средствами, дотации на бензин и техническое обслуживание;
  • выплаты пособия по бедности;
  • выплаты пенсионерам, ветеранам и лицам преклонного возраста;
  • выплаты инвалидам;
  • льготы по налогообложению;
  • компенсации и выплаты беженцам и вынужденным переселенцам;
  • выплаты пособий на детей и матерям;
  • льготное и бесплатное предоставление путевок санаторно-курортного лечения;
  • жилищные субсидии.

Задачи социальной политики охватывают стимулирование и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение определенного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Следует также отметить, что рыночные отношения предполагают, что люди должны зарабатывать деньги, а те, кто по каким-то причинам не может этого делать, должны стать предметом защиты государства. Социалистическая система всем гарантировала приблизительно одинаковую зарплату, а льготы обеспечивали социальную дифференциацию. Обычно льготы получали лица, имеющие заслуги перед государством.