Какой критерий оценки заявок не является квалификационным. Как оцениваются участники открытого конкурса в электронной форме. Нестоимостные критерии оценки заявок

Описывая нестоимостные критерии оценки заявок в конкурсной документации, заказчик должен проявить четкость и определенность. Между тем пока при установлении таких критериев достаточно много нарушений. Проанализируем самые распространенные их них.

В постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Правила), применяемые в отношении всех закупок.

Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используют 100-балльную шкалу оценки (п. 11 Правил). Если в соответствии с п. 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчик предусматривает показатели, то для каждого показателя устанавливают его значимость, в соответствии с которой его будут оценивать. Кроме того, для показателей должна быть формула расчета количества баллов или шкала предельных величин значимости показателей оценки, определяющая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Чтобы использовать для оценки заявок (предложений) шкалу оценки, заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки (п. 29 Правил). Разберем распространенные примеры нарушений при установлении нестоимостных критериев оценки заявок.

Механизм оценки заявок

Конкурсная комиссия оценивает принятые заявки на участие в конкурсе, чтобы выявить победителя конкурса на основе критериев, которые указаны в документации (ч. 5 ст. 53 Закона № 44-ФЗ).

Оценка — процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

На основании результатов оценки заявок комиссия присваивает каждой заявке номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер (ч. 7 ст. 53 Закона № 44-ФЗ).

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Нарушение № 1: не определены требуемые сведения

>Одно из типичных нарушений — то, когда заказчик, устанавливая порядок оценки заявок, не раскрывает сущность требуемых от участников сведений.

Так, в конкурсной документации заказчик по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» (показатель — «Степень проработанности предложения на выполнение работ, качество и проработанность технического решения, наличие в технических предложениях дополнительного уникального функционала, влияющего на эффективность функционирования системы») указал, что оценка производится для каждой заявки отдельно:

  • 0 баллов — не представлены детализированные предложения по выполнению работ;
  • 50 баллов — представлено детализированное описание выполнения работ, но предложение не содержит технические предложения по применению дополнительного уникального функционала, влияющего на эффективность функционирования системы;
  • 100 баллов — представленное детализированное предложение по выполнению работ содержит технические предложения по применению дополнительного уникального функционала, влияющего на эффективность функционирования системы.

Однако в конкурсной документации не определено, что такое детализация описания работ в предложении участников как «дополнительный уникальный функционал». Значит, подобный порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта.

Кроме того, он не дает возможности определить, какие именно сведения участники закупки должны описать и представить для оценки конкурсной комиссией по данному показателю критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки».

Таким образом, нельзя установить зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми в заявках сведениями по данному показателю. Это нарушает положения п. 11 Правил и ч. 8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ.

Нарушение № 2: не установлен максимум оцениваемых показателей

В практике встречаются случаи, когда заказчик не устанавливает в документации максимальное количество оцениваемых показателей. В качестве таких показателей, к примеру, может быть число сотрудников, опыт работы и подобные.

Из этого следует, что, например, предложение с 10 специалистами и предложение со 100 специалистами нужно одинаково оценить, присвоив им по 100 баллов. Между тем очевидно, что предложение, содержащее информацию о 100 специалистах, будет лучше того, в котором фигурируют сведения о 10 специалистах.

Если не устанавливать максимальное количество оцениваемых показателей, то нельзя объективно определить лучшее предложение участников закупки по критерию оценки конкурсных заявок. Это нарушает законодательство.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Таким образом, конкурсная документация должна содержать пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по нестоимостным критериям.

Нарушение № 3: не прописаны параметры оценки качества работ

Еще одно типичное нарушение заключается в том, что по показателю «качество работ» заказчик не прописывает конкретно параметры, которые он будет оценивать. В связи с этим участники не смогут формулировать или корректировать предложения в сторону потребностей заказчика с тем, чтобы повысить предпочтительность своих заявок.

Вот пример этого. В соответствии с порядком оценки заявок, установленном в конкурсной документации, конкурсная комиссия заказчика по показателю «Качество работ» нестоимостного критерия присваивает участнику закупки по 20 баллов по каждому из пяти предложений:

  1. описание количества и видов выполняемых работ;
  2. предложение по обеспечению контроля качества выполняемых работ при разработке проектно-сметной документации;
  3. наличие описания процессов взаимодействия заказчика и проектировщика;
  4. описание последовательности выполнения работ;
  5. наличие описания технических решений разработки проектно-сметной документации.

Эти предложения складываются в сумме исходя из 5 баллов за соответствие каждого из пяти предложений одному из установленных четырех требований:

  • предложение представлено в отношении всех работ;
  • предложение содержит сведения о способах (методике) его выполнения;
  • предложение соответствует действующим нормативным документам, методикам и стандартам, использующимся в предметной области;
  • в предложении не содержится ошибок и противоречий, которые могут повлиять на качество или сроки выполнения работ).

При этом количество баллов, присуждаемое заявке по показателям, рассчитывается как суммарное количество баллов по всем представленным предложениям.

В случае если требования по предложению в рамках данного показателя «Качество работ» не соответствуют или отсутствуют в заявке участника закупки, то указанные предложения оцениваются нулевым количеством баллов.

Вместе с тем здесь нет сведений относительно того, какие конкретно параметры заказчик оценивает в данном показателе.

Это не позволяют участникам закупки формулировать либо корректировать свои заявки в указанной части в сторону потребностей заказчика с тем, чтобы повысить предпочтительность этих заявок.

Таким образом, подобная конкурсная документация заказчика содержит нарушение положений п. 11 Правил оценки и положений ч. 8 ст. 32, п.9 ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ. Ведь такие требования к предложению участникам закупки, как № 1, 3, 4, не позволяют им определить, какие документы и сведения необходимо предложить в составе заявки для получения максимальной оценки по показателю «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок».

Отсутствие описанных в статье сведений при установлении нестоимостных критериев заявки оставляет оценку заявок и выбор победителя закупки на субъективное усмотрение заказчика. Это влечет за собой ограничение количества участников закупки в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Общие правила, применяемые при оценке заявок
- Оценка заявок по стоимостным критериям оценки
- Оценка заявок по нестоимостным критериям оценки

Внимание!
С 05.04.2019 г. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2019 г. N 293 внесены изменения в , утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 , касающиеся порядка оценки заявок при осуществлении закупки строительных работ.
С 15.03.2019 г. Постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 г. N 200 внесены изменения в Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд , утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 , в частности, определены критерии оценки заявок и величины их значимости при закупке услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению.
Справочный материал актуализирован.

При проведении конкурса (открытого, закрытого, двухэтапного, с предварительным отбором) заказчики обязаны при осуществлении оценок поданных заявок использовать в работе Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственные и муниципальных нужд» (далее - Постановление Правительства от 28.11.2013 г. N 1085 , Правила).

Внимание!

Для облегчения работы и соблюдения порядка проведения открытого конкурса, Вы можете воспользоваться справочной информацией «Рабочий календарь открытого конкурса по 44-ФЗ ».

В Правилах установлены основные критерии, которые заказчик может использовать при оценке заявок. Среди критериев выделяют: стоимостные и нестоимостные.

К стоимостным критериям относятся:
1. Цена контракта;
2. Расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
3. Стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в отдельных случаях;
4. Предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту.

К нестоимостным критериям относятся:
1. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
2. Квалификация участников закупки, в том числе:
- наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании;
- наличие опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
- наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Общие правила, применяемые при оценке заявок

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

3. В случаях, предусмотренных в соответствии с частью 16 статьи 34 настоящего Федерального закона, а также в иных установленных Правительством Российской Федерации случаях для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке вместо критериев, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, вправе устанавливать в качестве критерия стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Критерий стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта включает в себя расходы на закупку товара или выполнение работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока их службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Расчет стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта производится с учетом методических рекомендаций, предусмотренных частью 20 статьи 22 настоящего Федерального закона.

4. В документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

5. Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Сумма величин значимости критериев, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях заключения контрактов на исполнения (как результат интеллектуальной деятельности), а также на финансирование проката или показа национального фильма, на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ должна составлять не менее чем двадцать процентов суммы величин значимости всех критериев (за исключением случая, предусмотренного частью 8 статьи 37 настоящего Федерального закона). В случае, если при заключении таких контрактов критерий, указанный в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не используется, величина значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, должна составлять не менее чем двадцать процентов суммы величин значимости всех критериев (за исключением случая, предусмотренного частью 8 статьи 37 настоящего Федерального закона). Величина значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, при определении исполнителей в целях заключения контракта на создание произведения литературы или искусства может быть снижена до нуля процентов суммы величин значимости всех критериев.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Положения настоящего Федерального закона, касающиеся произведений литературы и искусства, применяются в отношении:

1) литературных произведений;

2) драматических и музыкально-драматических произведений, сценарных произведений;

3) хореографических произведений и пантомимы;

4) музыкальных произведений с текстом или без текста;

5) аудиовизуальных произведений;

6) произведений живописи, скульптуры, графики, дизайна, графических рассказов, комиксов и других произведений изобразительного искусства;

7) произведений декоративно-прикладного и сценографического искусства;

8) произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства (внешний и внутренний облик объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация, зафиксированные в виде схем или макетов либо описанные иным способом, кроме проектной документации);

9) фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии;

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе

Критерии оценки заявок на участие, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе

Для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявке на участие в конкурсе, единая комиссия рассматривает и оценивает такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации.

Критериями оценки заявок на участие в конкурсе являются:

1. Цена контракта – значимость критерия 60%;

2. Квалификация участника конкурса – значимость критерия 40 %, в том числе:

2.1. опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема;

2.2. квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ;

Оценка заявок на участие в конкурсе осуществляется на основании статьи 53 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ и в соответствии с «Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085, с использованием критериев оценки, предусмотренными в настоящей конкурсной документации.

Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, должна составлять 100 процентов.

Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки.

Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.

Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.

1. Критерий оценки «Цена контракта».

Количество баллов, присуждаемых по критериям оценки «цена контракта» определяется по формуле:

а) в случае если ,

,

Минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

б) в случае если ,

,

где - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки.

2. Критерий оценки «Квалификация участника конкурса».

Для оценки заявок по критерию «Квалификация участника конкурса» каждой заявке выставляется значение до 100 баллов, в соответствии с установленными в настоящей конкурсной документацией максимальными значениями показателей этого критерия.



Устанавливаются показатели:

2.1. опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема:

(Указывается количество контрактов (договоров). Сведения о наличии у участника закупки соответствующего опыта, подтверждается копиями контрактов (договоров) на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по благоустройству территории, за последние 4 года, предшествующей дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе)) – 70 баллов;

2.2. квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ. (Указывается количество человек. Сведения о наличии у участника закупки квалифицированных руководителей и ключевых специалистов, имеющих высшее образование по специальности «Проектирование зданий» подтверждаются копиями трудовой книжки или трудового договора (контракта), документа об образовании) – 30 баллов.

Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (), определяется по формуле:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

В случае если используется один показатель, КЗ = 1;

Предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе единая комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.

В силу ч. 2 ст. 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки установлен Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила оценки заявок).

Критерии оценки

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

Цену контракта;

Расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

Квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В силу п. 4 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

1) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

Цена контракта;

Расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

Стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных п. 5 данных правил (далее - стоимость жизненного цикла);

Предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

2) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Напомним, что ранее оценка заявок осуществлялась с использованием следующих критериев (п. 2 Правил № 722 ):

а) цена контракта;

Цена контракта за единицу товара, работы, услуги, которая включает в себя:

Цену единицы товара, услуги в случае размещения заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для нужд заказчиков - если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа;

Цену запасных частей к технике, оборудованию и цену единицы работы, услуги - если при проведении конкурса на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, оборудованию;

Цену единицы услуги - если при проведении конкурса на право заключить контракт на оказание услуг связи, юридических услуг конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена единицы услуги;

б) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;

в) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;

г) расходы на эксплуатацию товара;

д) расходы на техническое обслуживание товара;

е) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

ж) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;

з) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.

Обратите внимание

Правила оценки заявок применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные Законом о контрактной системе (п. 2 Правил оценки заявок ).

В силу ч. 2 ст. 32 Закона о контрактной системе при проведении запроса предложений заказчик вправе не применять вышеуказанные критерии, а установить по своему усмотрению иные критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости.

Кроме того, в случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла» , для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке вправе устанавливать в качестве критерия стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Критерий стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта включает в себя расходы на закупку товара или выполнение работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока их службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Расчет стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта производится с учетом методических рекомендаций, предусмотренных ч. 20 ст. 22 Закона о контрактной системе .

Как мы уже отмечали выше, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки «цена контракта», а в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 32 Закона о контрактной системе , - «стоимость жизненного цикла».

Кроме того, следует учитывать, что использование критерия оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ» возможно только в том случае, если контрактом помимо поставки товара (выполнения работы) предусмотрены дальнейшая эксплуатация, ремонт товара (использование созданного в результате выполнения работы объекта), в том числе поставка расходных материалов. При этом, оценка в части товаров осуществляется по критерию оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), а в части работ - по критерию оценки «расходы на использование созданного в результате выполнения работы объекта».

Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, должна составлять 100%. Величина значимости критерия оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ» не должна превышать величину значимости критерия оценки «цена контракта».

В соответствии с п. 11 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 %.

Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.

В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик в качестве показателя нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» обязан установить опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема. При этом значимость данного показателя должна составлять не менее 50% значимости всех нестоимостных критериев оценки. Исключением из данного требования являются случаи, если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с .

В соответствии с п. 14 Правил оценки заявок итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения). Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.

Оценка заявок (предложений) по стоимостным критериям оценки

Как мы уже отмечали, в качестве стоимостных критериев могут выступать: «цена контракта», «стоимость жизненного цикла», а также «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ».

Согласно п. 16 Правил оценки заявок количество баллов, присуждаемых по критериям оценки «цена контракта» и «стоимость жизненного цикла» (ЦБ i ), определяется по формуле:

а) в случае если Ц min > 0 ,

ЦБ i = Ц min / Ц i x 100 , где:

Ц i - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Ц min

б) в случае если Ц min < 0 ,

ЦБ i = (Ц max - Ц i ) / Ц i x 100 , где:

Ц max - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки.

Оценка заявок (предложений) по критерию оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ» может производиться при закупке товаров или работ по созданию объектов, которые, отвечая основным функциональным и качественным требованиям заказчика, могут различаться по стоимости эксплуатации и ремонта (использования результатов работ).

Исходя из особенностей закупаемых товаров, создаваемых в результате выполнения работ объектов, заказчик вправе установить в документации о закупке и учитывать при оценке один или несколько видов эксплуатационных расходов либо совокупность предполагаемых расходов.

Виды оцениваемых эксплуатационных расходов, учитываемых при оценке, устанавливаются заказчиком в документации о закупке исходя из особенностей закупаемого товара (объекта) и предполагаемых условий его эксплуатации и ремонта (использования результатов работ).

Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ» (ЦЭБ i ), определяется по формуле:

ЦЭБ i = ЦЭ min / ЦЭ i x 100 ,где:

ЦЭ min - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

ЦЭ i - предложение участника закупки о сумме расходов на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ в течение установленного срока службы или срока эксплуатации товара (объекта), заявка (предложение) которого оценивается.

В случае если все заявки содержат одинаковые предложения по критерию «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ», оценка заявок (предложений) по указанному критерию не производится. При этом величина значимости критерия «цена контракта» увеличивается на величину значимости критерия «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ».

Обратите внимание

Сумма величин значимости стоимостных критериев при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях заключения контрактов на исполнения (как результат интеллектуальной деятельности), а также на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ должна составлять не менее чем 20% суммы величин значимости всех критериев. В случае если при заключении таких контрактов критерий «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ» не используется, величина значимости критерия «цена контракта» должна составлять не менее чем 20% суммы величин значимости всех критериев. Величина значимости критерия «цена контракта» при определении исполнителей в целях заключения контракта на создание произведения литературы или искусства может быть снижена до 0% суммы величин значимости всех критериев ().

Необходимо отметить, что положения ч. 6 ст. 32 Закона о контрактной системе , касающиеся произведений литературы и искусства, применяются в отношении:

Литературных произведений;

Драматических и музыкально-драматических произведений, сценарных произведений;

Хореографических произведений и пантомимы;

Музыкальных произведений с текстом или без текста;

Аудиовизуальных произведений;

Произведений живописи, скульптуры, графики, дизайна, графических рассказов, комиксов и других произведений изобразительного искусства;

Произведений декоративно-прикладного и сценографического искусства;

Произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства (внешний и внутренний облик объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация, зафиксированные в виде схем или макетов либо описанные иным способом, кроме проектной документации);

Фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии;

Производных произведений;

Составных произведений (кроме баз данных), представляющих собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Оценка заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки

В силу п. 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

В соответствии с п. 20 Правил оценки заявок оценка по нестоимостным критериям (показателям), за исключением случаев оценки по показателям «качество товаров (качество работ, качество услуг)» и «соответствие экологическим нормам», а также в случаях, когда заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в порядке, установленном п. 21 - 24 Правил оценки заявок .

Согласно п. 25 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» в том числе могут быть:

Качество товаров (качество работ, качество услуг);

Функциональные, потребительские свойства товара;

Соответствие экологическим нормам.

Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данным показателям, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей.

Показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть (п. 27 Правил оценки заявок ):

Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

Деловая репутация участника закупки.

Оценка заявок (предложений) по указанному нестоимостному критерию оценки производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с п. 10 Правил оценки заявок показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик.

В силу п. 29 Правил оценки заявок для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемых за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.

В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

Финансовых ресурсов для исполнения контракта;

На праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

Опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

Необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Так, например, дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации установлены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089 «Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» .

В данных случаях такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 722.