Какие рабочие места являются аналогичными. Выбор «аналогичных налогоплательщиков» часто происходит стихийно. Методика расчета показателя "Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году"

Налоговые споры

Выбор «аналогичных налогоплательщиков» часто происходит стихийно

  • По каким критериям происходит отбор «аналогичных налогоплательщиков»
  • Почему код по ОКВЭД не всегда может быть критерием «аналогичности»
  • Какие доказательства не подтвердят факт осуществления налогоплательщиком определенного вида деятельности

В.М. Толкунов , судья Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (г. Челябинск), [email protected]

Любой правовой конфликт, доведенный до стадии судебного разбирательства, касается спора о факте и (или) о праве. А налоговые правоотношения по своей природе закладывают и порождают конфликтность интересов их участников, поскольку носят властный характер и направлены на принудительное исполнение налоговых обязанностей через лишение налогоплательщика части его имущества.

Эта конфликтность часто выражается в различной трактовке сторонами норм налогового законодательства, а потому при рассмотрении налоговых споров их участникам и судам приходится сталкиваться с вопросом определенности той или иной нормы налогового права, подлежащей применению.

Но всегда ли отсутствие в правовой норме точного легального определения использованного в ней понятия означает ее неясность или неопределенность, и не предопределяет ли специфика налоговых правоотношений использования в законодательстве оценочных понятий.

Остановимся на этом подробнее. Правоприменение всегда связано с интерпретацией (толкованием) правовой нормы. Вместе с тем оценочность и неясность понятия различны по своей природе. Наличие в законе общих оценочных понятий само по себе не свидетельствует об их неопределенности. Поскольку нормы законодательства о налогах и сборах различны по характеру и значению, пределы детализации таких его норм, как абстрактно сформулированные нормы-принципы, определяются законодателем с учетом необходимости их эффективного применения к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций (определения КС РФ от 04.12.2003 № 442-О , от 16.12.2008 № 1072-О-О).

В Налоговом кодексе РФ (далее также – Кодекс) прямо оговорено наличие и использование специфических понятий и терминов законодательства о налогах и сборах (п. 3 ст. 11 НК РФ). Частично специальный понятийный аппарат закреплен в НК РФ, а применительно к конкретным налогам – в соответствующих главах Налогового кодекса (к примеру, в ).

Применение расчетного метода предполагает использование данных об аналогичных налогоплательщиках

Одним из неопределенных понятий, использованных в Кодексе, является понятие «аналогичного налогоплательщика».

Цитата. «Налоговые органы вправе <…> определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий <…> непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги» ().

Указанная норма, по сути, предусматривает специальный компенсаторный механизм определения суммы налогов расчетным путем на случай непредставления проверяемым налогоплательщиком требуемых документов или наличия препятствий проведению налоговых проверок.

Расчетный метод определения сумм налогов, заложенный в указанной норме права, относится к косвенным методам. По его результатам производится реконструкция или реновация налоговых обязательств проверяемого налогоплательщика. Этот метод также применяется и при производстве налоговым органом доначислений исходя из последствий нарушения порога ценовых отклонений (п. 3 ст. 40 НК РФ 1).

Понятие «аналогичного налогоплательщика» не имеет легальной дефиниции
Итак, в качестве сведений, допускаемых к использованию в расчетном методе определения сумм налогов, законодателем указываются «данные об иных аналогичных налогоплательщиках».

Оговоримся сразу о следующем. При расчетном методе начисления налогов достоверное исчисление налогов невозможно по объективным причинам. Налоги могут быть исчислены достоверно только при надлежащем оформлении учета доходов и расходов, в то время как применение расчетного метода предполагает исчисление налогов с той или иной степенью вероятности, однако вывод, что исчисление налогов в ходе налоговой проверки не может быть основано на усредненных данных, противоречит самой сути расчетного метода исчисления налога (постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 № 5/10).

Позиция Президиума затрагивает проверку судами алгоритма (методики) исчисления налога расчетным путем. Не касаясь оценки методики подсчета сумм налогов через исходные данные и их корректировку, можно отметить, что в практике возникает вопрос, связанный с оптимальным отбором предприятий-аналогов и признанием их в качестве таковых.

В контексте налоговых споров, связанных с использованием данных об иных аналогичных налогоплательщиках, уяснение и применение такого понятия имеет ключевое значение. Понятие «аналогичный налогоплательщик» не имеет легальной дефиниции, в качестве специфического термина в целях применения НК РФ оно не раскрыто.

В этимологическом значении понятие «аналогичный» подразумевает наибольшую схожесть объекта оценки по основным характеристикам другому объекту. В русском языке под словом «аналогичный» понимают «подобный», «сходный», «имеющий общие черты» 2 . При этом следует учитывать, что по своему смысловому значению понятие «аналогичный» шире понятия «идентичный».

Кроме того, Указ Президента РФ, применение которого регулировалось описанным Порядком, был признан утратившим силу 4 .

Основной критерий отбора «аналогичных налогоплательщиков» – вид экономической деятельности
Очевидно, что такой критерий поиска и сравнения предприятий-аналогов, как вид экономической деятельности, является существенным. Сфера налогообложения базируется на экономической деятельности 5 , и на фактической способности налогоплательщика к уплате налога (ст. 3 НК РФ).

Однако судить об аналогичности организаций только лишь по осуществлению ими одного вида предпринимательской и иной экономической деятельности проблематично и не вполне корректно прежде всего по следующим причинам.

На сегодняшний день действуют два Общероссийских классификатора видов экономической деятельности (далее – ОКВЭД): принятый и введенный в действие постановлением Госстандарта от 06.11.2001 № 454-ст (ОК 029-2001), а также введенный приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст (ОК 029-2007).

ОКВЭД обеспечивают информационную поддержку решения ряда задач, в том числе и обеспечения функционирования системы налогообложения предприятий.

В классификаторах отмечено, что экономическая деятельность как процесс есть сочетание действий, приводящих к получению определенной продукции. Это достигается когда объединяются ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье и материалы) и производственный процесс для создания конкретных товаров и услуг.

Для характерной реальной ситуации, когда каждое предприятие является, как правило, многопрофильным, с присущим ему определенным набором видов экономической деятельности, использование кодов видов экономической деятельности ОКВЭД является единственным возможным вариантом его формализованного описания.

Сходства кодов ОКВЭД недостаточно для признания налогоплательщика аналогичным
Очевидно, что занятие хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельностью в одном секторе и сегменте рынка подразумевает сопоставимость экономических (коммерческих) условий хозяйствования. Однако ключевым моментом служат условия такой деятельности, объективно имеющие количественные и качественные отличия между организациями.

Несомненно, что номенклатура производимых (реализуемых) товаров, масштаб и рентабельность бизнеса, доля на рынке, ценообразующие факторы и структура издержек влияют на степень сопоставимости предприятий-аналогов.

Так, при рассмотрении конкретного дела суды, отклоняя довод налогового органа об аналогичности, указали, что предприятия отличаются по объему выручки и уровню затрат. Судьи отметили отсутствие у аналогов в отличие от налогоплательщика филиалов и иных торговых площадок, требующих дополнительных расходов, предприятие-аналог занималось реализацией автомобилей зарубежного производства, в то время как налогоплательщик реализовывал отечественные автомобили, что влияет на размер прибыли и добавленной стоимости. Такие условия хозяйственной деятельности, как величина основных фондов, размер торговых площадей, количество и ассортимент реализуемого товара, рентабельность организаций, налоговым органом не сопоставлялись 6 .

Есть мнение, что большое значение имеют игеографические границы, в которых действуют организации, результаты деятельности которых сравниваются, в связи с чем можно считать обоснованным использование в качестве субъекта для сравнения организации, действующие в том же регионе, что и проверяемый налогоплательщик 7 .

Решение вопроса об определении критериев «аналогичности» налогоплательщика носит оценочный характер

Судами отмечается недостаточность совпадения двух признаков – кодов ОКВЭД и вида деятельности в густонаселенных районах города Москвы – для вывода об аналогичности деятельности налогоплательщиков. Кроме того, распространение коэффициента рентабельности более крупных фирм на фирмы с меньшими оборотами неверно, поскольку деятельность первых всегда более рентабельна, чем деятельность фирм с меньшими оборотами за счет сокращения постоянных издержек 8 .

Одним из ориентиров для внутреннего контроля и анализа налоговые органы могут принимать во внимание расчет налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности и расчет рентабельности продаж и активов по основным видам экономической деятельности 9 .

Вопрос о том, могут ли иные организации рассматриваться в качестве аналогичных налогоплательщиков по отношению к проверяемому, является вопросом оценки критериев выбора. А они устанавливаются исходя из конкретных обстоятельств, определяющих вид, характер и условия осуществления предпринимательской деятельности проверяемым лицом с позиции их относимости и влияния на результат осуществляемой деятельности 10 .

Очевидно, что решение вопроса о критериях отбора аналогичных налогоплательщиков основывается на оценке доказательств и установлении фактических обстоятельств, поскольку такое решение неизбежно связано с анализом того, насколько конкретные критерии, примененные налоговым органом, могут свидетельствовать о получении сопоставимых результатов для сравнения.

Код вида экономической деятельности, содержащийся в ЕГРЮЛ, может не соответствовать виду фактической деятельности аналога

Изложенное выше показывает необходимость отбора налоговым органом релевантной информации, то есть непосредственно относящейся к рассматриваемому вопросу и объекту. Качество же такого сопоставления и выбора в силу многофункциональности хозяйственной деятельности не будет универсальным, а будет скорее оптимальным, построенным на достаточности и значимости условий сравнения для качественного вывода об аналогичности.

В акте налоговой проверки и вынесенном по ее результатам решении налогового органа должны быть достаточно обоснованы критерии и причины выбора конкретных организаций в качестве аналогов.

Как правило, первым источником данных к отбору предприятий-аналогов для налоговых органов служат сведения Единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) с присвоенными кодами ОКВЭД. Но факт регистрации планируемых видов деятельности отбираемых аналогов не означает, что в действительности именно эти виды деятельности осуществляются.

Также возникает необходимость установить, осуществляет ли в действительности аналог тот вид деятельности, который налоговый орган принял во внимание и по которому предполагается использование задекларированных показателей отчетности.

Кроме того, необходимо установить, осуществлял ли аналог другие виды деятельности в рассматриваемом периоде времени.

Налоговый орган не имеет права подтверждать факт осуществления компанией или гражданином определенного вида деятельности
Кроме того, при разрешении спора в суде часто встает вопрос: какими доказательствами налоговый орган обязан подтвердить факт осуществления предприятием-аналогом конкретного вида экономической деятельности.

Например, при рассмотрении конкретного спора аппеляционный суд отклонил ссылку налогового органа на сопроводительное письмо другого налогового органа по месту постановки на учет предприятия-аналога. Суд разъяснил, что такой документ официально не может подтверждать обстоятельства осуществления аналогичным налогоплательщиком указанной деятельности как основной и неосуществление им иных видов деятельности. Ведь налоговый орган в силу своей специальной компетенции не уполномочен производить наблюдение и контроль за фактической деятельностью предприятия 11 .

Сведения об осуществляемых налогоплательщиками видах деятельности, носящие ретроспективный характер, содержатся в представляемых налоговых декларациях, статистической отчетности, а также могут фиксироваться в результатах проведенных до этого выездных налоговых проверок.

Однако, оперирование данными другого налогоплательщика вызывает проблемы, поскольку произвольное использование налоговым органом таких сведений вступает в конфликт с требованиями защиты коммерческой, производственной и налоговой тайны, а также ограничениями по сбору и хранению информации в ходе осуществления налогового контроля (п. 4 ст. 82 , НК РФ). На мой взгляд, подобные ситуации следовало бы урегулировать на законодательном уровне, в том числе в части порядка оформления согласия другой организации на использование данных о ней и ее деятельности.

_________________________
1 Положения НК РФ с 01.01.2012 будут применяться лишь к сделкам, доходы и расходы по которым признаны до этой даты (ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.07.2011 № 227-ФЗ).

2 Современный толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2005. С.19, 814.

5 Об исчислении суммы налога на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов экономической деятельности налогоплательщика за налоговый период, говорится и в пункте 20 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой НК РФ».

7 Дьяченко Е.Б. Доначисление налогов расчетным путем: обзор актуальной практики //Арбитражная практика. 2011. № 4.

11 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2011 по делу № А07-14078/2010 .
_________________________

Труда (СОУТ - Спецоценка, - ред.) стараются корректировать существующее штатное расписание, скрывая реальное количество сотрудников в целях экономии. Объединяют одну должность с другой, сокращают количество рабочих мест, убирают «неугодные» должности. В итоге: недостоверно поданные сведения - неверные результаты СОУТ . При выявлении неточностей в документах по спецоценке в ходе проверок госинспектора по труду, к административной ответственности, в первую очередь, привлекут работодателя, так как неверные сведения могут стоить людям жизни и здоровья. Можно, конечно, задать вопрос организации, проводящей СОУТ , но ее дело правое: какой объем рабочих мест заявили, тот и проверяли. А на случай особо недовольных: «Вот копия заверенного штатного расписания за подписью руководителя и печатью организации, какие еще могут быть претензии?»

Скрывать и изменять штатно-списочный состав работников не стоит. Тем более, что если у Вас выявятся аналогичные рабочие места, можно еще и неплохо сэкономить на СОУТ , не нарушая требования законодательства. Какие это места и как определить их среди имеющихся рабочих мест?

Аналогичными рабочими местами называются места на которых работники имеют одинаковые должности, профессии, специальности, выполняют типичные должностные функции на идентичном оборудовании, при использовании одинакового инструментария, при этом они все расположены в одной или нескольких одинаковых рабочих зонах, имеющих однотипные системы отопления, вентиляции, кондиционирования и освещения. Немного сложно воспринимается определение аналогии, не так ли? Чтобы было проще понять, объясним все наглядным способом в виде примеров с их решениями.



Пример №1: В кабинете работает 7 сотрудников в лице главного бухгалтера, ведущего бухгалтера, 5-ти менеджеров по продажам. Какие рабочие места будут подлежать аналогии?


Решение: аналогичными будут места только пяти менеджеров, так как эти специалисты имеют одинаковую формулировку должностей, выполняют одинаковые функции.



Пример №2: В двух цехах работает по 2 сварщика. Как определить, какие рабочие места аналогичны?


Решение: Если рабочие зоны в цехах будут одинаковыми по структуре, то аналогичными будут считаться все 4 рабочих места сварщиков.

К сведению, несмотря на то, что сварщики не имеют строго закрепленного рабочего места, передвигаются в течение рабочего дня от объекта к объекту, проведение спецоценки на них обязательно. Подобные места называются рабочими местами с территориально меняющимися зонами.



Пример №3: В организации работает 5 водителей. Трое работает на автомобилях марки Chevrolet 2011 года выпуска (вид используемого топлива АИ-92), четвертый - на автомобиле марки Nissan 2013 года выпуска (вид топлива АИ-95), пятый - на Renault (вид топлива АИ-92). Какие и сколько рабочих мест будет подлежать оценке?


Решение: Исходя из того, что рабочим местом водителя является автотранспортное средство, аналогичными будут являться рабочие места работников, которые работают на автомобилях Chevrolet, т.к. год выпуска, марка, вид топлива транспортных средств одинаковы.

Аналогичные места мы выявили, теперь должны ответить на вопрос о том, сколько рабочих мест подлежит оценке . Благодаря этому раскроем «изюминку» процесса - экономию средств за счет аналогии. В ФЗ о СОУТ № 426-ФЗ имеется расчетная формула определения аналогичности: оценке подлежит 20% рабочих мест от общего количества таких мест, но не менее 2-х. Применим формулу к водителям: 3 умножаем на 20%, получаем 0,6. Несмотря на это, оцениваться будут два рабочих места, т.к. имеется установленный минимум, с помощью которого и удается определить идентичность условий труда. Если в ходе оценки 2-х рабочих мест определяются различия, то принцип аналогии будет отменен и оценке будут подвергаться все 100% рабочих мест.

На аналогию немаловажную роль оказывает и сменность выполнения работ. За счет этого Вы можете сократить количество рабочих мест вдвойне.



Пример №4: Операторы линии розливов лекарственных средств, всего их в штате 12 человек, осуществляют свою работу в две смены: с 8.00 до 15.00, с 15.00 до 21.00. В смену выходит по 6 человек. Сколько рабочих мест подлежит оценке?


Решение: Поразмышляем логически - операторы линии выполняют одни и те же обязанности, максимум, что их отличает - расположение на линии. К аналогичным их можно отнести. Но получается, что остальные 6 сотрудников сменяют друг друга и по сути рабочие места не меняются при этом. Поэтому аналогию можно вычислить только из 6 рабочих мест, рассчитаем по формуле, получим ответ - 2 рабочих места.

Если посменность в работе операторов линии не учитывается, оценке будет подлежать 3 рабочих места. Вот что можно выявить в ходе процесса спецоценки и только на первый взгляд кажется, что сложно определить к чему и как отнести рабочее место. Достаточно детально разобрать требования закона.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете направлять их на электронную почту: [email protected] , наши специалисты ответят Вам на них оперативно, при необходимости подготовят Вам перечень рабочих мест с учетом аналогичных бесплатно и в оперативные сроки.

7.1 Данный раздел устанавливает требования к организации, проведению и документальному оформлению результатов проверок при осуществлении:

Контроля по охране труда и пожарной безопасности;

Производственного контроля по соблюдению требований промышленной безопасности при эксплуатации ОПО;

Производственного контроля по соблюдению требований экологической безопасности, санитарных правил и гигиенических нормативов, а также выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

7.2 Проверки соблюдения требований охраны труда, промышленной, экологической и пожарной безопасности осуществляются на всех уровнях АПК.

7.3 Организация и оформление результатов осуществления АПК, а также их анализ допускается с применением автоматизированной информационной системы административно – производственного контроля (АИС АПК).

I уровень АПК

7.4 Организация, проведение и документальное оформление проверок на 1 уровне АПК осуществляется в следующем порядке:

7.4.1 проверка проводится всех входящих в состав рабочего места объектов (открытых территорий, зданий, помещений, сооружений, производственного и технологического оборудования, транспорта, технологических процессов, систем безопасности, оборудования, инструментов, приспособлений, средств измерений, используемых для выполнения работ);

7.4.2 проверки на 1 уровне АПК проводятся каждым работником на своем рабочем месте, перед началом, а также в течение всего рабочего дня (смены);

7.4.3 начальник (службы, цеха, участка, группы) в рамках проведения АПК организует разработку и обеспечение всех рабочих мест перечнями критериев для проведения оценки состояния объектов по направлению производственной деятельности структурного подразделения. В перечни критериев включаются требования охраны труда, промышленной, экологической и пожарной безопасности, предъявляемых к объекту или единице оборудования, предусмотренных проектной документацией, инструкциями, стандартами, правилами и другими нормативными документами. Пример составления перечня критериев, по соответствующим направлениям, для осуществления проверки в рамках АПК приведен в приложении 2 ;

Информация об изменениях: Редакция 200154223-40-2014 :

Начальник (службы, цеха, участка, группы) организует разработку и обеспечение всех рабочих мест необходимыми перечнями критериев первого уровня АПК для проведения оценки состояния объектов по направлению производственной деятельности структурного подразделения. В перечни критериев включаются требования охраны труда, промышленной, экологической и пожарной безопасности, установленные в инструкциях, стандартах, правилах и других нормативных документах. Пример составления перечня критериев, по соответствующим направлениям, для осуществления проверки на 1 уровне АПК приведен в приложении

7.4.4 руководитель объекта ежегодно письменным распоряжением по структурному подразделению определяет сроки проведения АПК на 1 уровне. Закрепляет (при необходимости) оборудование и территории за эксплуатационным (сменным) и ремонтным персоналом службы (цеха, участка, группы;

7.4.5 персонал, занятый эксплуатацией технологического оборудования, проводит оценку в ходе планового обхода (осмотра) оборудования закрепленного на основании 7.4.4, а также в рамках оперативного осмотра согласно предусмотренным маршрутам обхода оборудования и установок. Ремонтный персонал, как правило, осуществляет оценку состояния закрепленного оборудования, а также территорий, оборудования, зданий и сооружений в местах проведения работ и по ходу движения к ним;

7.4.6 о выявленных замечаниях, нарушениях и несоответствиях работники докладывают своим непосредственным руководителям, а при их отсутствии на рабочих местах - вышестоящему оперативному или административному руководителю;

7.4.7 руководители и специалисты (инженеры, мастера) осуществляют оценку состояния оборудования, территорий, зданий и сооружений в порядке, предусмотренном в п.7.4.5. При этом информация, полученная от подчиненного персонала о несоответствиях, проверяется им лично в течение рабочей смены;

7.4.8 руководитель работ (мастер, инженер, начальник смены и т.д.) уточняет и оценивает характер выявленных работниками дефектов или нарушений требований охраны труда, промышленной, экологической и пожарной безопасности, и определяет возможность устранения их в течение рабочего дня (смены) силами подчиненного персонала службы (цеха, участка, группы);

7.4.9 при возможности устранения выявленного несоответствия с привлечением подчиненного персонала руководитель работ (мастер, инженер, начальник смены и т.д.) определяет мероприятие, которое необходимо выполнить для устранения несоответствия;

7.4.10 руководитель работ определяет исполнителей, выдает подробные разъяснения по порядку выполнения работ и организует обеспечение необходимыми ресурсами; в случае необходимости, руководитель работ проводит процедуру оформления задания как работу с повышенной опасностью с формированием бригады исполнителей и проведением целевого инструктажа;

Информация об изменениях: Редакция 200154223-40-2014 :

руководитель работ определяет исполнителей, выдает подробные разъяснения по порядку выполнения работ и организует обеспечение необходимыми ресурсами; в случае необходимости, руководитель работ проводит процедуру оформления задания как работу с повышенной опасностью с проведением целевого инструктажа

7.4.11 информация о выполнении мероприятия по устранению несоответствия регистрируется в «Журнале регистрации работ» (приложение 5 ). Если на рабочем месте не предусмотрено ведение Журнала регистрации работ информация о проведении мероприятия по устранению несоответствия регистрируется в «Журнале выдачи производственных заданий» (приложение 6 ). В примечании к данной записи делается пояснение «1 уровень АПК»;

Информация об изменениях: Редакция 200154223-40-2014 :

информация по устранению несоответствия регистрируется в «Журнале регистрации работ» (приложение Г) или в «Журнале выдачи производственных заданий» (приложение Д) и в примечании к данной записи делается пояснение «1 уровень АПК»

7.4.12 в случае, если несоответствие невозможно устранить с привлечением подчиненного персонала, информация с описанием несоответствия, вносится в «Журнал дефектов основного и вспомогательного оборудования» (приложение 3 ), записи вносятся непосредственными руководителями (мастерами, инженерами, начальниками смены и т.д.);

7.4.13 «Журнал регистрации работ», «Журнал дефектов основного и вспомогательного оборудования» и «Журнал выдачи производственных заданий» ведутся в службе, цехе, участке, группе. Необходимость дополнительного размещения журналов на отдельно взятом объекте определяется руководителем службы, группы, участка;

Информация об изменениях: Редакция 200154223-40-2014 :

«Журнал дефектов основного и вспомогательного оборудования» ведется в службе, цехе, участке, группе; необходимость дополнительного размещения журнала на отдельно взятом объекте определяется руководителем службы, группы, участка;

7.4.14 если при проверке на 1 уровне АПК выявлены дефекты или нарушения, которые могут причинить вред здоровью работников или привести к аварии, инциденту, руководитель работ приостанавливает работу оборудования или работников до полного устранения этих дефектов или нарушений, о чем информирует вышестоящего руководителя;

7.4.15 нарушения, выявленные на 1 уровне АПК, требующие разработки долгосрочных мероприятий, дополнительного финансирования, материально-технических ресурсов или остановки оборудования вносятся начальником службы (цеха, участка, группы) в планы проведения ППР, технического обслуживания и ремонта оборудования, в план проведения регламентных работ.

7.4.16 начальник службы, цеха, обязан каждый рабочий день знакомиться с записями в «Журнале дефектов основного и вспомогательного оборудования», оформлять записи о назначении ответственных лиц и устанавливать сроки устранения, после чего организовывать выполнение мероприятий по устранению несоответствий силами ремонтного персонала своего подразделения, либо с привлечением работников специализированного подразделения;

7.4.17 сведения о выполнении мероприятий должны своевременно вноситься в «Журнал дефектов основного и вспомогательного оборудования» ответственным лицом за выполнение мероприятия;

7.4.18 организация устранения нарушений или дефектов, связанных со сбоями систем отопления, водоснабжения, вентиляции, освещения, информационно-вычислительных систем и устройств, а также систем связи, осуществляется руководителем работ в оперативном порядке, руководствуясь «Планом действий на случай возникновения сбойных ситуаций», с вызовом для устранения работников или специалистов соответствующих служб филиала;

7.4.19 устранение нарушений, связанных с захламленностью, наличием посторонних предметов на территории и в помещениях, образованием наледи, снеговых заносов, загрязнений и т.п. на оборудовании и подходах к нему, а также связанных с отсутствием временных знаков безопасности, обозначений и маркировок на основном и вспомогательном оборудовании, неисправностью инструмента, приспособлений, первичных средств пожаротушения осуществляется работниками сразу после их выявления, с уведомлением об этом своего непосредственного руководителя работ без внесения записей в журналы;

7.4.20 при организации вахтового метода работы на промплощадках, когда возможны случаи отсутствия в рабочую смену непосредственного инженерно-технического работника (руководителя) из-за несовпадения графика работы, информацию о выявленных несоответствиях работники должны сообщать начальнику смены диспетчерской службы (инженеру), находящемуся на смене. Начальник смены (инженер) определяет необходимость устранения несоответствий в текущую рабочую смену, и в случае угрозы травмирования работников или возникновения аварии осуществляет организацию выполнения мероприятия по устранению несоответствия. По реализуемым мероприятиям начальник смены вносит записи в оперативный журнал с пометкой «1 уровень АПК».

Информация об изменениях: Пункт введен впервые

Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПРИКАЗ

Об утверждении методики расчёта показателя "Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году"


Документ с изменениями, внесенными:
;
.
____________________________________________________________________


Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 29 сентября 2013 г. N Пр-2266, , и в соответствии с пунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420 ,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую методику расчёта показателя "Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году".

2. Признать утратившим силу приказ Росстата от 14 ноября 2013 г. N 449 "Об утверждении методик расчета показателей "Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году", "Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте" и "Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации".

Руководитель
А.Е.Суринов

Методика расчета показателя "Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году"

1. Настоящая методика разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2550-р и поручения Президента Российской Федерации от 29 сентября 2013 г. Пр-2266.

Здесь и далее по тексту определения понятий приводятся исключительно для целей настоящей Методики.

В соответствии с рекомендациями Международной организации труда рабочее место определяется как круг задач и обязанностей, которые выполняются или должны выполняться одним лицом в интересах одной экономической единицы. Число рабочих мест учитывается по фактически занятым работникам (замещенные рабочие места).

К высокопроизводительным рабочим местам (далее - ВПРМ) относятся все замещенные рабочие места предприятия (организации), на котором среднемесячная заработная плата работников (для индивидуальных предпринимателей - средняя выручка) равна или превышает установленную величину критерия (пороговое значение).

________________
При этом понимается, что замещенные рабочие места для организаций, предприятий - это работники списочного состава, внешние совместители и работники, выполнявшие работы по договорам гражданско-правового характера; для индивидуальных предпринимателей - это занятые в бизнесе (сам индивидуальный предприниматель, партнеры, помогающие члены семьи, наемные работники).


В качестве критерия для отбора организаций (предприятий) , имеющих высокопроизводительные рабочие места, устанавливается пороговое значение среднемесячной заработной платы работников на одно замещенное рабочее место , дифференцированное по типам предприятий и субъектам Российской Федерации.

По каждой организации (предприятию) среднемесячная заработная плата рассчитывается делением годового фонда начисленной заработной платы на число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, внешними совместителями, работниками, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, и на 12.

В качестве критерия для отбора индивидуальных предпринимателей , имеющих высокопроизводительные рабочие места, устанавливается показатель среднемесячной выручки в расчете на одно замещенное рабочее место .

2. Источниками информации для расчета являются данные форм федерального статистического наблюдения:

по крупным и средним организациям - форма федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" за отчетный год;

по малым предприятиям - форма федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия" за отчетный год;

по микропредприятиям - форма федерального статистического наблюдения N МП (микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия";

по индивидуальным предпринимателям - формы федерального статистического наблюдения N 1-ИП "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя", N 1-ИП-торговля "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле" за год, предшествующий отчетному.

3. Определение пороговых значений

3.1. Организации (без малых) сектора нефинансовых корпораций, основным видом экономической деятельности которых являются сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (А), добыча полезных ископаемых (В), обрабатывающие производства (С), обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (D),водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (Е), строительство (F), торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (G), транспортировка и хранение (Н), деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (I), деятельность в области информации и связи (J), деятельность по операциям с недвижимым имуществом (L), деятельность профессиональная, научная и техническая (М), деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (N), предоставление прочих видов услуг (S)

Пороговое значение по организациям (без малых), основным видом экономической деятельности которых являются А, В, С, D, Е, F, G, Н, I, J, L, М, N, S, устанавливается по показателю "среднемесячная заработная плата работников на одно замещенное рабочее место" отдельно по юридическим лицам, осуществляющим деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации (монотерриториальные предприятия), и по юридическим лицам, осуществляющим деятельность на территории нескольких (2-х и более) субъектов Российской Федерации (многотерриториальные предприятия).

многотерриториальных предприятий рассчитывается в среднем по Российской Федерации по совокупности предприятий (без малых), основным видом экономической деятельности которых по ОКВЭД2 являются А, В, С, D, Е, F, G, Н, I, J, L, М, N, S.

Пороговое значение по показателю "среднемесячная заработная плата работников на одно замещенное рабочее место" для монотерриториальных предприятий рассчитывается в среднем по совокупности монотерриториальных предприятий (без малых), основным видом экономической деятельности которых по ОКВЭД2 являются А, В, С, D, Е, F, G, Н, I, J, L, М, N, S, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

3.2. Организации (без малых), основным видом экономической деятельности которых являются деятельность финансовая и страховая (К), государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение (О), образование (Р), деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (Q), деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений (R)
________________
ОКВЭД2 ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2).


Пороговое значение по организациям (без малых), основным видом экономической деятельности которых являются К, О, Р, Q, R, устанавливается на уровне среднемесячной начисленной заработной платы в экономике субъекта Российской Федерации.

В соответствии с действующей методологией среднемесячная начисленная заработная плата в экономике субъекта Российской Федерации исчисляется делением годового фонда начисленной заработной платы всех работников (списочного состава, внешних совместителей, работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера) на среднесписочную численность работников и на 12.

3.3. Малые предприятия, микропредприятия, индивидуальные предприниматели

Пороговое значение для малых (микропредприятий) по показателю "среднемесячная заработная плата на одно замещенное рабочее место" определяется по совокупности соответствующего типа предприятий (малых или микропредприятий), осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

Для индивидуальных предпринимателей в качестве порогового значения при оценке количества высокопроизводительных рабочих мест принимается размер среднемесячной выручки на одно замещенное рабочее место по совокупности микропредприятий субъекта Российской Федерации, имеющих высокопроизводительные рабочие места.

Расчет производится по следующему алгоритму:

V - размер среднемесячной выручки микропредприятий, имеющих высокопроизводительные рабочие места, в расчете на 1 замещенное рабочее место;

- годовая выручка j-го микропредприятия, имеющего высокопроизводительные рабочие места;

- число замещенных рабочих мест на j-ом микропредприятии, имеющем высокопроизводительные рабочие места;

m - число микропредприятий, имеющих высокопроизводительные рабочие места.

3.4. В качестве базовых принимаются пороговые значения, определенные на 2011 год. Для каждого последующего года (за исключением п.3.2.) в целях обеспечения сопоставимости это значение пересматривается с учетом индекса потребительских цен по субъектам Российской Федерации (за исключением многотерриториальных предприятий (без малых), имеющих вид экономической деятельности А, В, С, D, Е, F, G, Н, I, J, L, М, N, S для которых пороговое значение умножается на индекс потребительских цен по России).

В случае если рассчитанное пороговое значение оказывается ниже уровня, равного двум величинам прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации в среднем за год, оно повышается до этого уровня. При отсутствии установленной законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации величины прожиточного минимума за IV квартал используется расчетная величина прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленная на основе утвержденных величин прожиточного минимума в среднем за первые три квартала отчетного года.

По организациям (без малых), основным видом экономической деятельности которых являются деятельность финансовая и страховая (К), государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение (О), образование (Р), деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (Q), деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений (R) (п.3.2.) пороговое значение ежегодно устанавливается на уровне среднемесячной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.

4. Алгоритм определения числа ВПРМ в организациях (за исключением малых)

Разработка числа ВПРМ осуществляется на основе сведений по форме N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" за отчетный год.

На первом этапе по каждой организации рассчитывается среднемесячная заработная плата работников на одно замещенное рабочее место.

На втором этапе производится формирование перечней организаций, относящихся к высокопроизводительным в соответствии с критериями, определенными в пункте 3.

На третьем этапе по отобранному кругу организаций рассчитывается число высокопроизводительных рабочих мест, как суммы численности работников списочного состава, внешних совместителей, работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

5. Алгоритм определения числа ВПРМ на малых предприятиях, микропредприятиях и у индивидуальных предпринимателей

5.1. На первом этапе по каждому малому предприятию и микропредприятию, включенному в выборочную совокупность, определяется среднемесячная заработная плата работников в организации (предприятии) по следующему алгоритму:

ZP - среднемесячная заработная плата работников в расчете на 1 замещенное рабочее место на малом или микропредприятии;

F - годовой фонд начисленной заработной платы малого или микропредприятия;

Z - число замещенных рабочих мест на малом или микропредприятии.

Из выборочной совокупности отбираются предприятия с высокопроизводительными рабочими местами, то есть предприятия, у которых среднемесячная заработная плата работников в расчете на 1 замещенное рабочее место (ZP) равна или больше установленного порогового значения.

На втором этапе определяется число высокопроизводительных рабочих мест на малых и микропредприятиях, скорректированное с учетом веса предприятия в выборке, по формуле:

где

- число высокопроизводительных рабочих мест на малых предприятиях;

- число замещенных рабочих мест на j-ом малом предприятии;

- вес j-го малого предприятия в выборке.

n - количество малых с высокопроизводительными рабочими местами;

где

- число высокопроизводительных рабочих мест на микропредприятиях;

- число замещенных рабочих мест на j-ом микропредприятии;

- вес j-го микропредприятия в выборке.

n - количество микропредприятий с высокопроизводительными рабочими местами;

5.2. На первом этапе по каждому индивидуальному предпринимателю, включенному в выборочную совокупность, определяется размер среднемесячной выручки в расчете на одно замещенное рабочее место по следующему алгоритму:

V - размер среднемесячной выручки индивидуального предпринимателя в расчете на 1 замещенное рабочее место;

- размер годовой выручки индивидуального предпринимателя;

Z - число занятых в бизнесе у индивидуального предпринимателя.

Для определения числа высокопроизводительных рабочих мест у индивидуальных предпринимателей из выборочной совокупности отбираются индивидуальные предприниматели, размер выручки которых в расчете на одно замещенное рабочее место равен или превышает пороговое значение.

На втором этапе определяется число высокопроизводительных рабочих мест у индивидуальных предпринимателей, скорректированное с учетом веса предприятия в выборке, по формуле:

где

- число высокопроизводительных рабочих мест у индивидуальных предпринимателей;

- число занятых в бизнесе у j-ого индивидуального предпринимателя;

- вес j-го индивидуального предпринимателя в выборке;

n - количество индивидуальных предпринимателей с высокопроизводительными рабочими местами.

6. Общее число высокопроизводительных рабочих мест в отчетном году () определяется по формуле:

число ВПРМ в организациях (за исключением малых) следующих видов экономической деятельности: A, B, C, D, E, F, G, H, I, J, L, M, N, S за отчетный год;

число ВПРМ в организациях (за исключением малых) следующих видов экономической деятельности: K, O, P, Q, R за отчетный год;

число ВПРМ в организациях, относящихся к малым (без микропредприятий), за отчетный год;

число ВПРМ в микропредприятиях за отчетный год;

число ВПРМ у индивидуальных предпринимателей (в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности) за год, предшествующий отчетному.

Общее число ВПРМ в предыдущем году () определяется аналогично.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Росстата от 28 февраля 2019 года N 108 .

7. Во исполнение пункта 2 Приложения N 1 к поручению Президента Российской Федерации от 18 декабря 2018 г. N Пр-2426ГС в целях обеспечения мониторинга показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации по достижению целей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" , а также в соответствии с письмом Минэкономразвития России от 20 марта 2019 г. N Д03и-8876 предусмотрена разработка показателя, "число высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики". Число высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики () определяется по формуле:

Общее число высокопроизводительных рабочих мест в отчетном году;

Число высокопроизводительных рабочих мест в бюджетных организациях за отчетный год, т.е. сумма высокопроизводительных рабочих мест федеральных государственных бюджетных учреждений, государственных бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетных учреждений, государственных академий наук, федеральных государственных автономных учреждений, государственных автономных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных автономных учреждений, государственных казенных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных казенных учреждений
(Пункт дополнительно включен приказом Росстата от 28 февраля 2019 года N 108 ; в редакции, введенной в действие приказом Росстата от 15 апреля 2019 года N 210 .

8. Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году определяется по формуле:

прирост (снижение) высокопроизводительных рабочих мест, %

число ВПРМ в отчетном году

число ВПРМ в предыдущем году.

(Пункт дополнительно включен приказом Росстата от 28 февраля 2019 года N 108)

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Часть 6 Статья 9

1. Обоснование

Критерии и показатели аналогичности рабочих мест не приемлемы для установления аналогов по следующим причинам:

1. Отсутствуют критерии для однотипных производственных помещений.

2. Однотипные помещения должны иметь типовые проекты с однотипными архитектурно-планировочными решениями, что среди производственных помещений встречается крайне редко. А на однотипные административные, служебные, офисные, лабораторные, торговые, здравоохранения и другие помещения данное условие закона не распространяется.

3. При установлении этих критериев необходимо иметь методики определения и оценки признаков однотипности производственных помещений. Например, могут ли быть однотипными помещения, расположенные на разных этажах здания или в разных зданиях. Должны ли быть эти здания размещены на одной территории работодателя или возможно их размещение на разных территориях работодателя в одном городе либо в разных городах, регионах.

4. Отсутствуют критерии определения одинаковости систем вентиляции , кондиционирования воздуха, отопления и освещения. Все эти системы создаются и монтируются по индивидуальным проектам, разработанным специально для конкретных помещений, рабочих мест, оборудования, установок, технологических процессов и работ, количества работников, режимов работы и т. д. с учетом условий труда работников.

5. При определении одинаковости установленых для этих систем критериев (мощность, производительность, эффективность, шумовые и другие технические характеристики и необходимо будет проводить экспертизу проектной документации и конструкторских документов (руководств и инструкций по эксплуатации, паспортов, сертификатов, технических описаний).


6. Одинаковый режим работы возможен только при конвейерном типе производства при выполнении аналогичных операций на всех рабочих местах, что встречается крайне редко. Во всех других случаях он возможен, в принципе, на какое-то время, но нестабилен. На стабильность режима могут влиять разный уровень квалификации работников одной профессии или должности, умения и навыков выполнения работ , применение различных приемов и методов выполнения операций, индивидуальные физические и психические особенности у работников.

7. Отсутствуют критерии одинаковости производственного оборудования, инструментов, приспособлений. Даже при полном совпадении основных технических характеристик производительность у оборудования, например у токарного станка , может быть разной из-за повышенного износа, наличия дополнительных опций, разных эргономических показателей в системе человек-машина и прочих условий. Соответственно и условия труда будут различными.

8. С практической точки зрения дополнительные затраты ресурсов и времени на идентификацию признаков сомнительной аналогичности могут свести на нет ожидаемые преимущества от сокращения измерений и оформления документации. А наоборот возникает риск увеличения затрат в случаях, если аналогичность показателей не подтвердится.

9. Организация и работодатель даже по формальным основаниям рискуют непризнанием и обжалованием результатов проведения оценки условий рабочих мест, где измерения не проводились и отсутствуют протоколы по исследованиям факторов в соответствии с аттестованными методиками контроля.

10. В данном случае в законе, по существу, устанавливается новый метод проведения контроля и оценки вредных и опасных производственных факторов, причем с нарушением принципов на методы контроля.

11.После проведения специальной оценки для работодателя осложняются дальнейшие работы ведения учета в базах данных по конкретным рабочим местам, ознакомления работников с информацией о специальной оценке, отражения в картах рабочих мест новых сведений при изменении условий труда на отдельных рабочих местах, бывших аналогичными, оформления материалов внеплановой специальной оценки.

2. Предложение.

Исключить часть 7 статьи 9 из текста закона.