Как найти поставщика: пошаговая инструкция и советы. Применение экспертных методов выбора поставщиков транспортных услуг на примере нефтедобывающей компании Положение по выбору поставщика транспортных услуг

Многие клиенты неохотно начинают работать с новыми услугами, благодаря компаниям, которые выполняют свои обязательства не на должном уровне. Поэтому новичкам необходимо разработать эффективную стратегию по привлечению клиентов.

Прежде чем начинать создание потока клиентов, ознакомьтесь с опытом своих конкурентов. Примите во внимание все их плюсы и минусы. Исходя из этого, создайте уникальное предложение, которое выделит вас среди других компаний. Вы можете создать систему скидок для постоянных клиентов, ввести услугу бесплатных погрузочных работ, придумать интересные акции, подарки и т.д. Составьте коммерческое предложение. Обратите внимание на самые популярные газеты и их заголовки. Выберите интересные варианты и адаптируйте их к своей ситуации. Кратко, но понятно изложите суть вашего предложения, укажите тарифы и виды осуществляемой деятельности.


В текст обязательно включите главные преимущества вашей компании. Разместите красивые фотографии. Сначала разошлите предложения вашим родственникам и друзьям. Попросите их передать рекламные буклеты своим знакомым. Люди легче идут на контакт со знакомым человеком, поэтому в будущем кто-то из них может стать вашим клиентом.


Отыщите компании, которым могут понадобиться грузоперевозки. Зайдите на сайт www.rosfirm.ru – это справочник предприятий России. Выберите раздел “Предприятия”. Вы увидите список профилей компаний. Нажав на одну из них, вы получите список предприятий. Выберите потенциальных клиентов и сохраните себе основную информацию о них.


Разошлите коммерческие предложения по выбранным компаниям. Спустя некоторое время позвоните и спросите, получили ли организации ваше предложение. В течение короткой беседы вы точно сможете понять, необходимы ли конкретной фирме ваши услуги. Постарайтесь оставить хорошее впечатление, чтобы получить возможность напомнить о себе немного позже. Проведите анализ рынка СМИ в вашем регионе. Если вы предоставляете услуги в маленьком городе, разместите предложение в местной популярной газете. Для больших регионов предпочтительнее выбрать крупное деловое издание. Очень эффективной является контекстная реклама в интернете.


Если позволяют средства, вы можете запустить на телевидении свой ролик или воспользоваться этим методом немного позднее. Раздаточные листовки также являются хорошим помощником в поиске клиентов. Предпочтительнее запустить несколько видов рекламы.


Обязательно создайте качественный сайт и наполните его содержанием. Постарайтесь предоставить пользователям как можно больше информации – включите имеющиеся виды транспорта, виды выполняемых работ, действующие тарифы. Создайте возможность заказать услуги по грузоперевозкам в режиме онлайн.


Выложите на сайт отзывы клиентов, которые уже пользовались вашими услугами. Разместите логотипы конкретных компаний и попросите сотрудников написать отзывы для вашего сайта. Таким образом, вы закрепите с ними хорошие отношения и войдете в доверие к будущим клиентам.


Вы можете представлять свои услуги на различных выставках. Для этого подготовьте стенд, буклеты, визитки и листовки. Во время мероприятия подходите к людям и давайте им раздаточный материал. На выставку придут заинтересованные люди, которые будут рады получить новую информацию. В будущем позвольте себе нанять менеджера по продажам. Этот метод является очень эффективным. Хороший менеджер по продажам сможет заинтересовать в ваших услугах многих людей. Он может делать предложения и заключать сделки сразу на месте.


Применяя вышеописанные методы поиска клиентов, вы сможете найти свою целевую аудиторию и заинтересовать ее. Очень важным моментом является создание качественного и удобного сервиса. Таким образом, люди сами будут рассказывать другим о ваших услугах.

Предметом транспортно-распределительной логистики является комплекс задач, связанных с перемещением грузов транспортом общего назначения, совместным планиро­ванием транспортного складского и производственного процесса, обеспечением технологического единства.

Задачи транспортной логистики:

Определение вида транспорта;

Определение типа транспортного средства;

Выбор поставщика транспортных услуг;

Совместное планирование транспортного и складского процессов;

Согласование транспортных и погрузочных работ;

Совместное планирование перевозки грузов разными видами транс­порта;

Определение рациональных маршрутов доставки грузов;

Определение суммарных расходов доставки груза.

Существуют два основных подхода к организации транспорт­ного процесса:

1) традиционный;

2) логистический с участием оператора мультимодальной пе­ревозки.

К задачам, решаемым транспортной логистикой, специалисты относят:

Создание транспортных систем, в том числе создание транс­портных коридоров и транспортных цепей;

Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

Совместное планирование транспортного процесса со склад­ским и производственным;

Определение рационального маршрута доставки груза;

Выбор типа и вида транспортного средства и др.

К задачам распределения товаров относятся:

Складирование готовых к отправке продуктов;

Транспортировка готовых товаров в определенные пункты доставки.

Под транспортировкой понимается изменение местона­хождения товаров с помощью транспортных средств.

Каждая транспортная система состоит из следующих компо­нентов:

Транспортных грузов;

Средств транспорта;

Процесса транспортировки.

Различают внутрипроизводственную и внешнюю транспор­тировки. Внутрипроизводственные транспортировки включают транспортные процедуры на складах и процесс транспортировки внутрипроизводственных подразделений. К внешней транспорти­ровке относятся транспортировка от поставщика к потребителю и транспортировка между различными заводами или складами.

Выбор вида транспорта, выбор перевозчика, принятие решения о создании собственного парка транспортных средств, а также решение других оптимизационных задач транспортной логистики

Основные функции транспортного отдела:

1) аудит транспортных операций и претензионно-исковая работа (ос­новные претензии грузоотправителя к перевозчику можно разделить на три категории: претензии к сохранности груза, претензии по срокам до­ставки, претензии по оплате);

2) составление графиков выпуска на линию подвижного состава (по­мимо составления графиков, нужно также обеспечивать работоспособ­ность погрузочно-разгрузочного оборудования, парка транспортных средств, в случае привлечения сторонних перевозчиков - предваритель­ное согласование условий перевозок);

3) переговоры о величине тарифных ставок (в рамках заданных усло­вий сроки, объемы перевозок и т. д. Транспортный отдел должен путем оптимизации маршрута доставки, выбора транспортных средств, перевоз­чика и т. п. минимизировать издержки, не забывая, что транспортные из­держки - лишь составляющая общих логистических издержек);

4) исследование и анализ рынка (с точки зрения надежности поставщи­ков, транспортных тарифов, предлагаемых дополнительных услуг, воз­можности установления более тесных партнерских связей). Возможности, на которые следует обратить внимание, представлены ниже:

Интеграция перевозчика - это практика включения новых транс­портных услуг и технологий в логические операции предприятия (напри­мер, маркировка продукции);

Интеграция транспортных служб (поиск совместных с перевозчиком возможностей для снижения стоимости перевозки);

5) отслеживание и экспедирование доставки - мониторинг перевозок, -отслеживание местонахождения и состояния грузов, экспедирование осу­ществляется в случае необходимости индивидуального подхода к отправке.

Одной из важнейших задач, возникающих в деятельности транспортно­го отдела, является выбор видов и типов транспортных средств, осуществ­ляющих перевозку.

На выбор транспортных средств влияют:

Характер груза (вес, объем, консистенция);

Количество и частота отправляемых партий;

Климатические, сезонные характеристики;

Расстояние, на которое перевозится груз;

Близость расположения точки доставки груза к железнодорожной сети, автомагистрали, реке или морю, аэропорту;

Сохранность груза;

Риск невыполнения поставок для груза.

Таблица 7.6

Факторы, влияющие на выбор вида транспортных средств

Виды транс­порта

время доставки

частота отправле­ния грузов

надеж­ность соб­людения

способ­ность до­ставки пе-

способ­ность до­ставить

стои­мость перевозки

ревозить разнооб-

товар в любую

Автомобиль­ный

Трубопровод­ный

Воздушный

Выбор поставщика транспортных услуг

Когда потребности в материальных ресурсах определены, наступает следующий важный этап — выбор поставщиков. Прежде поставщик рассматривался как продавец, предоставляющий необходимый материал, которого не интересовали проблемы эффективного производства и качества производимой из его материалов продукции.

Выбор транспортного партнёра для грузоперевозок

Необходимость грузоперевозок

Актуальность , обоснована большой территориальной площадью страны, поэтому к услугам грузоперевозок предъявляются высокие требования. Ведь в некоторых случаях грузовой автомобиль необходимо вести больше недели, транспортируя груз из одного края страны в другой. С такой задачей может справиться только профессиональный водитель, поскольку на протяжении всего пути необходимо преодолеть большой отрезок пути по дорогам с не качественным дорожным покрытием и различными погодными условиями. К сожалению, отсутствие хороших дорог — это проблема в России и нужно быть готовым к любым сюрпризам в пути, ведь управление грузовым автомобилем гораздо сложнее в отличие от легковой машины. Кроме того, чем дальше пункт назначения, тем больше вероятность резкой смены погоды, так как территория России находится под воздействием нескольких климатических поясов. Поэтому, водитель, транспортирующий груз на дальние расстояния, должен ещё иметь опыт вождения в любых погодных условиях. Тем не менее, не смотря на сложность грузоперевозок, существует много организаций, выполняющие грузоперевозки по России недорого.

Критерий скорости транспортировки груза

Когда возникает необходимость транспортировки груза в любой другой город страны, сразу же указываются и сроки выполнения этой работы. Современные отношения партнёров по бизнесу предусматривают пунктуальность и доставку груза в указанный срок. Поэтому, первый критерий, по которому необходимо выбирать транспортную компанию для доставки груза — это гарантия своевременной доставки в указанный срок и в указанное место. Конечно, в заключаемом договоре с компанией о доставке груза, указываются штрафные санкции на тот случай, если доставка груза будет просрочена. Поэтому, любой водитель будет прилагать максимум усилий, чтобы не просрочить доставку, но ведь это зависит не только от водителя. Скорость доставки зависит от технического состояния грузового автомобиля и правильности оформления всех, сопровождающих документов, а это уже напрямую показывает уровень организации руководства транспортной компании. Можно найти много компаний, выполняющих грузоперевозки по России недорого, но если были случаи, когда груз был доставлен не вовремя, лучше не пользоваться услугами данной компании, так как плата за не своевременно доставленный груз, может быть очень велика.

Технический критерий транспортной компании

Второй критерий, по которому необходимо ориентироваться — это наличие собственного автопарка компании. В последнее время, транспортные компании практикуют отсутствие своего автотранспорта, арендуя грузовые автомобили у других компаний. Не стоит обращаться к таким компаниям, даже если они предлагают грузоперевозки по России недорого, так как они не могут гарантировать хорошее техническое состояние арендуемых автомобилей. Не имея своей ремонтной базы и квалифицированного персонала по ремонту автомобильной техники, компания не может содержать технику в идеальном состоянии, что может сказаться на скорости доставки. Чтобы быть уверенным в своевременной доставке груза, лучше обратиться в компанию, имеющую свой автопарк и гарантирующую его исправное техническое состояние наличием квалифицированных специалистов. Автомобиль, проходящий технический осмотр после каждого рейса, имеет меньшую вероятность поломки в дороге. Также необходимо обратить внимание на численность автопарка. У каждой серьёзной транспортной компании в автопарке должно быть несколько десятков грузовой техники. Начиная от лёгких грузовиков для и заканчивая тяжёлыми грузовыми автомобилями, способными транспортировать груз весом до 20-ти тонн.

Ещё некоторые моменты заслуживающие внимания

Выбирая транспортную компанию, для того, чтобы заключить контракт на транспортировку груза, следует обратить внимание ещё на некоторые моменты, особенно если предполагается заключение контракта на длительный срок.

Компания должна иметь стаж работы на рынке транспортных услуг не менее 10-ти лет. Если на протяжении этого срока компания удержалась на рынке, выдержав конкуренцию других компаний, то у неё хороший потенциал.

В компании должна отсутствовать текучка кадров и штат работников должен быть постоянным. Это свидетельствует о хороших условиях для работы в компании и большом опыте работников, наработанном за многие годы на одном рабочем месте.

Конечно же, компания должна выполнять грузоперевозки по России недорого, так как это и так не дешёвое удовольствие, то необходимо найти компанию соответствующую всем вышеизложенным требованиям с самыми дешёвыми тарифами на грузоперевозку.

Ориентируясь этими не сложными критериями, можно выбрать идеального транспортного партнёра, который не подведёт, доставив груз в обговоренный срок и не дорого.

Выбор поставщика является одной из наиболее важных задач закупочной логистики.

В современных условиях хозяйственные субъекты все больше осознают свою взаимозависимость и ответственность друг перед другом. Поставщики и фирмы – покупатели становятся партнерами по бизнесу в рамках платформ В2В или В2С. Работая совместно, они могут добиться снижение затрат и улучшение качества товаров и услуг. Именно эти соображения, а не борьба за большую часть доходов, выходят сейчас на первый план.

Некоторые менеджеры недооценивают значение правильного выбора поставщика для эффективного функционирования всей компании, а оно обеспечивается, во многом, четким выполнением поставщиками своих функций. Некоторые исследования показывают, что во многих компаниях мира, по крайней мере, 50% проблем, связанных с качеством, возникает из–за товаров и услуг, которыми их обеспечили поставщики.

Кроме того, решение по выбору того или иного поставщика необходимо обосновывать перед руководством компании и лица, ответственные за принятие решений о закупках, не могут действовать только интуитивно. Обычно такое решение зависит от оценки способности поставщика удовлетворять критериям качества, объема, условий доставки, цены и обслуживания.

Возможны два направления выбора поставщика:

1. Выбор поставщика из числа компаний, которые уже были вашими поставщиками (или являются ими) и с которыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок фирмы располагает точными данными о деятельности этих компаний (хотя так бывает не всегда).

2. Выбор нового поставщика в результате поиска и анализа интересующего рынка: рынка, с которым фирма уже работает, или совершенно нового рынка (например, если принято решение диверсифицировать деятельность). Для проверки потенциального поставщика часто необходимы большие затраты времени и ресурсов, поэтому ее следует осуществлять только в отношении тех поставщиков из небольшого списка, которые действительно имеют серьезный шанс получить большой заказ. От потенциального поставщика, конкурирующего с существующими, ожидается большая эффективность.
Процедура (алгоритм) выбора поставщика.

В соответствии с общим алгоритмом выбора поставщика первоначально необходимо проанализировать возможные источники информации о поставщиках. Длительная практика анализа рынка поставщиков, применяемая различными компаниями, позволяет выделить следующие основные источники информации:

Каталоги и прайс–листы.
Торговые журналы.
Интернет – сайты.
Рекламные материалы: фирменных каталогов, объявлений в СМИ.
Конкурсы.
Банки и финансовые институты официальных органов.
Выставки и ярмарки.
Торги и аукционы.
Торговые директории («Желтые страницы», «Оптовик», «Товары и цены» и т.д.).
Торговые представительства.
Собственность исследования.
Переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
Конкуренты потенциального поставщика.
Торговые ассоциации, например, Торгово–промышленная палата.
Специализированные информационные агентства и исследовательские организации.
Государственные ведомства, регистрационные палаты, налоговая инспекция, лицензионные службы и пр., обладающие открытой для ознакомления информацией.

Большинство источников не требует дополнительного комментария, но, например, такой источник, как «Собственное исследование», является достаточно емким и может включать:

неформальные личные контакты с коллегами, знакомыми, конкурентами;
неформальные личные контакты и переписка с возможными поставщиками;
общение с конкурентами потенциального поставщика и т.д.

Собственное исследование включает все методы и источники, не являющиеся формальными и не требующие официальных документальных запросов.

За рубежом основными источниками информации о поставщиках являются общедоступные и информационные справочники – каталоги, торговые журналы, прайс–листы и т.д. Особое внимание уделяется Интернету. Интернет – это огромный «информационный банк» с не до конца изученными возможностями. В последние годы Интернет в России активно используется для поиска партнеров по бизнесу, в том числе снабжения. Сегодня редко можно найти фирму, эффективно функционирующую в бизнесе, которая бы не пользовалась услугами Интернета.
Существует несколько распространенных методов выбора поставщика:

Затратно–коэффициентный;
Доминирующих характеристик;
Категорий предпочтения;
Рейтинговая оценка факторов и др.

В любом случае выбор поставщика или группы поставщиков определяется системой критериев, об этом и поговорим дальше. Как для промышленной, так и для торговой фирмы обычно основными критериями выбора являются: цена, качество товара и надежность поставки. Установление системы критериев для первоначального отбора поставщиков зависит от маркетинговой (производственной) и логистической стратегии конкретной фирмы.

В ряде случаев (в зависимости от корпоративной стратегии) на первое место могут выходить такие, например, параметры, как время доставки, надежность поставщика, предоставление поставщиком кредита, поставка товаров на основании взаимозачета, и другие. Необходимо также иметь в виду, что система критериев выбора поставщиков является динамичной (особенно в условиях нестабильной экономической ситуации). Для выбора поставщиков в большинстве случаев применяется рейтинговая оценка их соответствия критериям/факторам.
Один из возможных наборов таких факторов приведен ниже:

Надежность доставки.
Гарантии качества.
Производственные мощности.
Цены.
Местоположение.
Технический потенциал.
Финансовое положение.
Возможность компромиссов.
Наличие информационной системы связи и отработки заказов.
Послепродажный сервис.
и роль в своей отрасли.
Деловая инициативность.
Управление и организация.
Контроль процессов.
Отношение к покупателю.
Имидж.
Оформление товара (паковка).
Трудовые отношения.
Деловой опыт и история взаимоотношений.
Вспомогательная литература и инструкции.
Взаимность выгод и интересов.

Системе установленных критериев может отвечать несколько поставщиков. В этом случае необходимо их ранжировать, опираясь на влияние непосредственных контактов с представителями поставщиков.

Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение в отделе логистики (закупок), и, как правило, не может быть полностью формализован.

Заслуживает внимание шкала критериев выбора поставщика, предлагаемая Майклом Р., Линдерсом и Харольдом Е. Фироном (критерии расположены в порядке приоритета):

качество продукции;
своевременность доставки (авторы предлагают устроить рейтинг поставщиков на основе факторов соблюдения или несоблюдения ими сроков поставок);
цена (сравнение реальной цены с желаемой или с минимальной у других поставщиков);
обслуживание (качество технической помощи, отношение поставщика и время ответа на просьбы о помощи, квалификация обслуживающего персонала и т.д.);
повторные предложения по разработке продукции или услуги, по снижению цены;
техническая инженерная и производственная мощность;
оценка дистрибьюторских возможностей (если поставщик выполняет функцию дистрибьютора);
детальная оценка финансов и управления.

Указанная шкала критериев используется большинством зарубежных фирм – производителей продукции при выборе (или предварительном отборе) поставщиков материальных ресурсов. Некоторые специалисты ставят во главу угла цену продукции. С точки зрения большинства зарубежных специалистов по снабжению и логистике это нецелесообразно. Цена – это то, о чем всегда можно договориться, и она не должна быть главным критерием при отборе поставщиков. Хотя, конечно, многих отпугивают высокие цены некоторых поставщиков, но часто именно у них можно приобрести самую качественную продукцию и на выгодных условиях, включая до – и послепродажный сервис, доставку, гарантии, условия дальнейшего сотрудничества и т.д.

Если цена поставщика значительно ниже средней, это часто может являться предупреждением того, чтобы не выбирать этого поставщика. К сожалению, как показывает опыт, в отношении отечественных компаний это не всегда однозначно верно. Из–за нехватки оборотных средств многие компании вынуждены при выборе поставщика руководствоваться, прежде всего, ценой продукции поставщика. Цена является главным критерием, остальные отходят на второй план.

При выборе новых поставщиков зарубежные фирмы делают акцент на оценке их финансового положения и организации управления, а также на технической, инженерной и производственной мощности поставщиков. Это тем более важно в российских условиях, где политическая и экономическая нестабильность позволяет вести нечетный бизнес, существовать «фирмам – однодневкам» и т.п.
На основании изложенных соображений можно сформулировать следующие главные критерии, на которых рекомендуется строить систему выбора поставщиков:

1. В современных условиях в качестве основного критерия выбора следует выдвигать качество продукции. Качество относится к способности поставщика обеспечить товары и услуги в соответствии со спецификациями. Качество может относиться также и к тому, удовлетворяет ли продукция требованиям потребителя, независимо от того, соответствует ли она спецификации. Если с данными поставщиками уже были установлены отношения, то желательно проанализировать статистику поставки бракованных материалов.

2. Надежность поставщика – достаточно емкий критерий, включающий следующие параметры: честность, отзывчивость, обязанность, заинтересованность в ведении бизнеса с вашей фирмой, финансовая стабильность, репутация в своей сфере, соблюдение ранее установленных объемов поставки материальных ресурсов/готовой продукции. Оценка своевременности доставки упрощается, если ведется четкий учет запланированных и реально выполненных доставок. При осуществлении доставки, например, по технологии JIT невыполнение сроков так же недопустимо, как и неудовлетворительное качество.

3. Цена. В цене должны учитываться все затраты на закупку конкретного ресурса или готовой продукции, которые включают транспортировку, административные расходы, риск изменения курсов валют, таможенные пошлины и т.д. В аналитическом поле логистического менеджера всегда должен находиться комплекс затрат.

4. Качество обслуживания. Оценка по данному критерию требует сбора информации у достаточно широкого круга лиц из различных подразделений компании и сторонних источников. Необходимо собирать мнения о качестве технической помощи, об отношении поставщика к скорости реакции на изменяющиеся требования и условия поставок, к просьбам о технической помощи, о квалификации обслуживающего персонала и т.п. Желательно наличие у поставщика сертификата ISO9000 на систему управления качеством его продукции/услуг.

5. Условия платежа и возможность внеплановых поставок. Как уже упоминалось выше, нехватка оборотных средств существенно ограничивает возможности выбора поставщиков. В бизнесе случаются внештатные ситуации, требующие внеплановых поставок или отсрочки платежа. Это ситуации особенно характерны для российской действительности. Поэтому поставщики, предлагающие выгодные условие платежа (например, с возможностью получения отсрочки, кредита) и гарантирующие возможность получения внеплановых поставок, позволяют избегать многих проблем снабжения.

Для начала заказчик должен выяснить, какие именно транспортные услуги ему требуются, и внести сведения о них в план-график. Дело в том, что некоторые их виды включены в , утв. . Сюда относятся, например, услуги следующего транспорта (коды ОКПД2):

  • сухопутный и трубопроводный (49);
  • водный (50);
  • вспомогательный (52.2).

При этом в перечне есть и ряд исключений. Так, в него не входят услуги по перевозкам пассажиров:

  • между городами автотранспортом по расписанию (49.39.11);
  • железнодорожным транспортом в междугородном, международном сообщении (49.1);
  • по регулярным внутригородским и пригородным маршрутам автотранспортом (49.31.21).

Также не включены коды, относящиеся к трубопроводному транспорту (49.5, 52.21.3), и услуги по предоставлению информации на железнодорожных вокзалах (52.21.19.114).

В зависимости от вида закупаемых перевозок выбирают способ определения поставщика.

Выбираем способ определения поставщика

Согласно ч. 2 ст. 59 № 44-ФЗ, заказчики обязаны приобретать блага из перечня через электронный аукцион либо путем проведения запросов предложений, котировок, заключения контракта с единственным поставщиком. При этом для запросов и неконкурентных закупок должны быть выполнены условия, прописанные в № 44-ФЗ (ч. 2 ст. 72, ч. 2 ст. 83, п. 20, 21, 26, 50 ч. 1 ст. 93). Получается, что в данном случае запрещено проводить только конкурсные процедуры.

Если же речь идет о закупке транспортных услуг, не включенных в перечень либо исключенных из него, то здесь вполне будет уместен и открытый конкурс.

Неправильный выбор способа определения поставщика влечет за собой штраф для заказчика в размере 30 000 руб. (ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ).

Формируем НМЦК

Правила расчета цены контракта, предметом которого являются регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом, прописаны в Распоряжении Минтранса № НА-229-р от 15.12.2017. Данная методика определяет:

  1. Когда должна быть рассчитана НМЦК.
  2. Как ее правильно посчитать.
  3. Какие дополнительные расходы учесть при расчетах.
  4. Примерный список источников исходных данных.

Стоит учитывать, что определить конечный объем перевозок не всегда возможно. В таких случаях в извещении о процедуре заказчик должен указать цену за единицу услуги. А регулярные перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом можно оплачивать, исходя из их фактически оказанного объема. Главное, чтобы этот объем не был больше, чем изначально планировался в контракте, а итоговая цена не превышала НМЦК (п. 2 ст. 42). В извещении и закупочной документации необходимо прописать вышеуказанные положения об оплате.

Составляем ТЗ

Техническое задание при рассматриваемых закупках составляют на общих основаниях в соответствии со ст. 33.

Для того чтобы поставщики смогли верно рассчитать предлагаемые цены, заказчик должен подробно изложить в ТЗ описание услуг и требования к ним, а именно:

  • состав;
  • цель оказания;
  • описание транспортных средств;
  • соответствие стандартам;
  • наличие водительского удостоверения;
  • описание приема заявок на перевозку диспетчером;
  • срок оказания.

Особого внимания заслуживает закупка организованной перевозки детей автобусами. В этом случае к транспорту должны применяться следующие требования (согласно Правилам, утв. ПП РФ № 1177 от 17.12.2013):

  1. С момента выпуска прошло не более 10 лет.
  2. Назначение и конструкция соответствуют техническим требованиям к пассажирским перевозкам.
  3. Допущен к участию в дорожном движении в установленном порядке.
  4. Имеет официально установленный тахограф.
  5. Имеет спутниковую навигацию ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS

Первый пункт вступает в силу только для Санкт-Петербурга, Москвы и областей этих городов с 01.07.2018. Для остальных маршрутов это правило начнет действовать с 01.04.2019.

Многие показатели нельзя указывать конкретно, т. к. это может повлечь за собой ограничение конкуренции. Поэтому, например, количество мест в автобусах лучше указать в диапазоне значений.

Образец технического задания

Устанавливаем требования в документации

В сфере перевозок существует ряд стандартов и правил, которые должен соблюдать исполнитель. К ним относятся:

  1. Правила перевозки пассажиров (утв. ПП № 112 от 14.02.2009).
  2. Правила дорожного движения.

В документации целесообразно предъявить поставщикам требования об их соответствии этим актам и указать ответственность за нарушение условий сделки.

Когда компании ищут перевозчика, они сравнивают стоимость доставки, условия для груза, составляют рейтинги транспортников, но все равно выбирают ненадежного партнера. Как сделать выбор перевозчика очевидным и осмысленным, рассказывает Вадим Загуменнов .


По мере развития рынка логистических услуг, растет возможность выбора поставщика услуги транспортировки. Как правило, основными критериями выбора являются соответствие технологическим параметрам груза (масса, объем, температурный режим и пр.), стоимость и ожидаемый срок доставки. Это необходимые критерии, но их недостаточно для принятия решения:

  • соответствие технологическим параметрам предопределяет оптимальное техническое решение (фура, вагон, контейнер и т.п.), однако это решение одновременно будет предложено несколькими компаниями
  • выбранное техническое решение определяет ожидаемый срок доставки и определяется скоростью магистральной перевозки (например: график движения судов, время доставки по железной дороге и т.п.)
  • стоимость доставки также определяется стоимостью магистральной перевозки (ЖД-тариф, сложившаяся цена на автодоставку), компании-поставщики предлагают близкие условия, и готовы вести переговоры о снижении стоимости - но в относительно небольших рамках.

Как правило, рекомендуется производить отбор поставщиков транспортных услуг, составляя рейтинг. С помощью рейтинга осуществляется сравнение поставщиков на основе экспертных оценок выраженности у них ряда интересующих заказчика услуг свойств. Рейтинг не универсален. Выбор критериев и удельных весов зависит от выбранной логистической стратегии, поставленных целей в области транспортной логистики, специфики груза.

Однако рекомендации по составлению рейтингов перевозчиков на базе этих критериев носят субъективный характер, реальная значимость многих параметров для экономики предприятия неизмерима - а значит неочевидна. Как же тогда сделать выбор перевозчика очевидным и осмысленным?

Как известно, цель предпринимательской деятельности - это генерация прибыли:

Прибыль = Объем продаж*Рентабельность продаж - Расходы.

Транспорт - связующее звено в бизнесе компании: между поставщиками ресурсов и производителями, между продавцами и покупателями. От принятого транспортного решения (решение по организации перевозок и решение о выборе поставщика транспортных услуг) зависит генерируемая бизнесом прибыль.

Принятие транспортного решения с точки зрения генерации предпринимательской прибыли - это решение об:

  • Уровне расходов на доставку (собственно расходы на транспортировку и непосредственно связанные с транспортировкой расходы)
  • Уровне расходов на содержание запасов: текущего и страхового
  • Уровне принятых предприятием рисков: товарных потерь и/или возможного снижения объемов продаж.

При расчете полной стоимости транспортного решения важно не только корректно рассчитать полную стоимость доставки, но и верно оценить риски.

Полная стоимость доставки включает в себя все затраты, связанные с доставкой груза:

  • затраты непосредственно на перевозку;
  • затраты на грузовые операции (перетарка, перегрузка и др.);
  • затраты на экспедирование;
  • затраты на осуществление таможенных формальностей;
  • затраты на документооборот.

Но выбирая поставщика транспортных услуг, компания принимает на себя кроме обязанности оплатить услуги по доставке груза, еще и риски, связанные с перевозчиком. Поэтому полная стоимость транспортного решения (ПСТР) включает в себя кроме собственно стоимости доставки дополнительные элементы:

  • оценка риска потери груза без выплаты компенсации;
  • оценка невозмещаемого ущерба, например скрытых повреждений внутри упаковки или потери товарного вида (ПТВ) продукции;
  • стоимость действий, направленных на компенсацию или утранение неприемлемых рисков (страхование груза, поддержание страхового товарного запаса).

Оценка рисков зависит от специфики работы каждого типа поставщиков транспортных услуг, например:

Транспортная компания. ТК - это компания, непосредственно оказывающая услугу перевозки. Условия оказания данной услуги регламентируются ст.40 ГК РФ, а также соответствующими виду перевозок уставами и кодексами. Плюсом ТК является предусмотренная законодательством ответственность за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю (ст.796 ГК РФ). Однако ущерб и обеспечение сохранности груза - понятия различные. Например, Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (УАТиГНЭТ) освобождает перевозчика от ответственности, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам. Например, в результате ДТП или нападения на машину.

Частный перевозчик. Как правило, речь идет об автоперевозках, осуществляемыми физическими лицами, зарегистрированными как индивидуальный предприниматель. В целом ответственность ЧП аналогична ответственности ТК, но стоит корректно оценить пределы способности физического лица к возмещению возможного ущерба.

Экспедитор. В отличие от перевозчика, законодательством установлен предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей при перевозке грузов международном сообщении: 666,67 SDR за место или иную единицу отгрузки (в апреле 2010 года - это менее 600 EUR). За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза: не более 2 SDR за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которого отвечает экспедитор.

Риск - это состояние знания, при котором известны исходы по каждой альтернативе, а также вероятность реализации каждого исхода (Табл.1). Оценка риска позволяет оценить полную стоимость транспортного решения (ПСТР):