Как можно научить ребенка пересказывать прочитанный текст или сказку. Как научить ребенка пересказывать текст, и почему это важно Как научиться ребенку пересказывать самую суть

Умение пересказывать прочитанный текст - необходимый в школе навык, ведь вся школьная программа основана на пересказе, прочел - пересказал. Пересказ не только демонстрирует уровень развития речи , но и показывает, насколько ребенок умеет понимать и анализировать услышанный или прочитанный текст. Со второго класса систематически на уроках развития речи происходит обучение письменному пересказу. Но у детей пересказ текста часто вызывает трудности. Как помочь ребенку их преодолеть?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как научить ребенка пересказывать текст?

Умение пересказывать – необходимый навык в жизни каждого человека. Когда мы спрашиваем о чём-либо детей, важно получить полный ответ, поощрять ребёнка за говорение, показывать, что нам интересно и важно то, что и как он рассказывает.

Дети начинают своё обучение пересказу, даже не замечая этого. Это происходит, когда ребёнок впервые рассказывает о событиях в своей жизни (например, как прошёл день в саду или как упал с велосипеда или качелей). Для самых маленьких – это наиболее эффективный способ сделать первые шаги и заложить основу для успеха в будущем. Проходит время и накапливается практика, соответственно, далее в своём пересказе дети используют уже не пару слов, а целые предложения.

Обучение пересказу является одной из составляющих обучения грамотности в целом. Ребёнку необходимо понимать сюжет, кто главные герои и как развиваются события в рассказе, их последовательность. Когда дети пересказывают, они совершенствуют свою речь и воображение, учатся решать поставленные задачи. Но, стоит подбирать те истории, которые сможете зачитывать снова и снова, иначе этот процесс наскучит, и вы потеряете интерес раньше ребёнка.

На самом деле, даже дошкольники могут пересказать небольшой текст с некоторой помощью со стороны родителей, а дальнейшее совершенствование этого навыка можно превратить в захватывающее занятие.

Для начала, надо понимать, что такое пересказ текста, и почему ребенку так необходим этот навык – умение пересказывать.

Пересказ – это рассказ, изложенный своими словами. Пересказать текст - значит рассказать о событиях, героях, соблюдая последовательность изложения. Интересный и связный рассказ о прочитанном или услышанном с характеристикой событий или героев показывает нам не только уровень развития речи ребенка, но и его умение понимать, анализировать прочитанный или услышанный текст.

С чего следует начать обучение ребенка пересказу? Прежде всего, с хорошей литературы - со сказок Пушкина, Аксакова, Бианки, Андерсена, братьев Гримм, с рассказов Носова, Толстого, Пришвина. Они написаны прекрасным языком, они понятны, не утомительны, увлекательны. Прочитав ребенку рассказ или сказку, не закрывайте сразу книгу и не торопитесь уходить по своим делам, обсудите с ним прочитанное, проявив настоящий интерес к беседе.

С чего следует начать беседу? Спросите его о том, а понял ли он, о чем говорится в рассказе? Не удовлетворяйтесь односложными ответами типа «да», «понял». Помогите ему развернуто ответить на этот вопрос, например, «в этом рассказе говорится о том, что один добрый, смелый герой по имени… однажды спас… ». Пусть ребенок вспоминает. Научив его понимать то, о чем говорится в рассказе, вы закладываете первый кирпичик в его умении понимать тему произведения. Продолжите беседу, расспросив его о том, а помнит ли он, как зовут главного героя? Чем он ему запомнился? Тут вы можете ему помочь. Вспомните похожего героя или историю, которую раньше читали. Попросите ребенка своими словами описать героя. Если не получится, а скорее всего, с первого раза вряд ли получится, тогда не ругайтесь, а просто спросите: «А ты так его себе представлял?»

Всегда обращайте внимание ребенка на то, что у книги есть автор (если это не народная сказка). Поинтересуйтесь у него, продолжив беседу, какой герой, по его мнению, нравится автору самому, а о каком он отзывается плохо? Учите ребенка понимать основную мысль текста. Так вы заложите второй кирпичик в умение осмысливать и анализировать текст - понимать основную мысль, заложенную автором в произведение (идею текста). В сказках и в детских рассказах она, как правило, выражается в том, что добро всегда побеждает зло. Об этом автор и говорит.

Рассмотрите иллюстрации. О чем они рассказывают? Высказывая собственное мнение, вы намеренно можете ошибиться. Тогда ребенок вас поправит, выразив тем самым личное мнение. Можете даже предложить ему самому нарисовать героя. Чтобы ваш разговор с ребенком не выглядел как допрос о прочитанном, высказывайте собственное мнение, проявляйте интерес к беседе.

Обсудив тему, идею произведения, основных героев, охарактеризовав их поступки, вы можете приступать к пересказу текста. Для этого ещё раз перечитайте его. Вдруг обнаружится, что какие-то слова ребенок не понял сразу или постеснялся спросить, что они значат. После состоявшейся беседы, в которой вы сумели показать ему ваш интерес к обсуждению прочитанного и его мнению, он обязательно попытается выяснить непонятное ему слово. Читая, старайтесь интонационно выделять образные выражения, красивые сравнения, отважный поступок героя.

Предложите ребенку пересказать текст вместе . Начинаете вы, а он продолжает. Начав пересказ, вы можете сделать вид, что забыли о том, что же происходит в тексте дальше. Вот радости будет, если вы забыли, а он помнит! Похвалите его за это обязательно! Такой вид работы, пересказ по очереди, помогает развивать у ребенка внимания, умение слушать, следить за сказанным и речью другого человека.


Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.

Важно! Ребенка нужно учить не столько пересказу , сколько . Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена.

Школьникам и их родителям не мешает помнить о том, какие требования предъявляются к пересказу:

  • Живая речь. Никаких заучиваний и зубрежки!
  • Использование в пересказе синтаксических конструкций, образных выражений, лексики, взятых из текста.
  • Соблюдение последовательности, логики изложения, установление причинно-следственных факторов.
  • Полнота текста. Важно не упускать каких-то фактов, основных описаний. Особенно этот пункт касается пересказа научных текстов.
  • Выразительность. Самый тягостный недостаток пересказа — монотонность. Конечно, пересказывать параграф о строении лягушки весело и озорно трудно. Но вот пересказ художественного произведения обязан быть эмоциональным. Здесь хорошим помощником послужит выразительное чтение или чтение по ролям.

«Чтобы научиться пересказывать текст, дети должны уметь работать с ним: выделять самое главное, конспектировать, обращать внимание на богатство языка», — говорит Шатханова Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы с 30-летним стажем работы из МБОУ "Ново-Ленинская СОШ" Осинского района Иркутской области, Россия.

Виды пересказа

В таблице показано, какие проблемы могут возникнуть при обучении тому или иному виду пересказа.

Вид пересказа

Описание

Возможные проблемы

Как это исправить

Подробный, близко к тексту

Самый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить максимально точно и близко к оригиналу

Неумение начать пересказ

Ни в коем случае не заучивать фразы! На этапе анализа теста проработать несколько вариантов начала пересказа

Подробное воспроизведение первых абзацев и искажение информации в заключительной части

Поможет тщательный анализ текста и предварительный пересказ всего произведения по абзацам (смысловым частям)

Обеднение языка

Важно при чтении и анализе текста обращать внимание на художественные приемы, литературные средства выражения, образность языка, синтаксис

Скучность пересказа

Эмоциональное восприятие поможет оживить иллюстрирование текста. Рисунки могут рисовать сами ученики, а можно предложить подборку готовых иллюстраций. Постепенно иллюстрирование должно перерастать в словесное (кстати, это тоже один из видов пересказа)

Выборочный

Предполагает воспроизведение лишь части текста, которая соответствует поставленному вопросу

Неумение выбрать правильный отрывок текста, соответствующий заданию

Поможет составление плана текста с выделением ключевых моментов

Сжатый

Самый сложный вид пересказа, когда требуется своими словами КРАТКО передать суть рассказа

Нарушается логика повествования или исключаются важные факты

Не допускайте механического сокращения текста. Важно научить правильно выделять главные мысли, составлять план текста (от простого к развернутому и наоборот)

Неумение передавать содержание диалогов

Поработайте над косвенной речью

Есть еще творческий вид пересказа, который предполагает перестроение плана повествования, творческих дополнений, пересказ от третьего лица, инсценирование текста, словесное рисование. Этот вид пересказа учит рассматривать текст с разных ракурсов и помогает более детально поработать с выразительными языковыми средствами.

Как учить пересказу малышей

Учить правилам пересказа принято уже в начальной школе, так как к пятому классу, где начинаются устные предметы, ученик уже должен овладеть этим приемом.

Вот несколько приемов, которые помогут подготовить ребенка к пересказу:

  • Родителям стоит как можно больше разговаривать с ребенком, просить его чаще рассказывать о чем-то: о том, что произошло на улице, что он видел на прогулке, о чем этот мультфильм и т.д. Слушайте обязательно с интересом, сопровождая его рассказ попутными восклицаниями в духе: "Да ты что! А он что? А ты что ответил?"
  • Хорошо, если вы сами часто рассказываете ему о своих впечатлениях, о событиях в вашей жизни, можно вспомнить забавные истории из детства или возродить традицию "страшных историй" (помните, как в детстве дети рассказывают о "черной руке", "зеленом глазе" и прочих ужасах).
  • Чем больше ребенок слышит устной связной речи (а не диалога!), тем легче он придет к пониманию сути пересказа.
  • Метод "снежного кома". Чтобы ребенку было комфортнее привыкать к новому для себя делу, рекомендуется начинать с малого. Пусть ребенок сначала попробует донести смысл одного прочитанного предложения — потом двух — потом абзаца. Так, постепенно увеличивая объем прочитанного, можно прийти к пересказу целых рассказов.
  • Важно выявить, какой вид памяти лучше развит у ребенка: одни лучше запоминают прочитанный текст, другие — прослушанный. Если лучше работает память визуальная — сделайте акцент на чтении и рассматривании картинок и фото к тексту. Если ребенок — , то лучше текст ему прочить или поставить аудиозапись.
  • Спрашивайте. Не стоит говорить: "А теперь перескажи!". Малыши не всегда способны уловить логику повествования и самостоятельно выделить ключевые моменты. Начиная обучение пересказу, лучше спрашивать. Например, при пересказе "Красной шапочки" уместны вопросы: "Как ты думаешь, почему девочку назвали Красной шапочкой? А с кем она жила? О чем попросила ее мама? Что несла девочка бабушке? Что случилось в дороге?". Со временем вопросов становится все меньше, и вопросы будут в дальнейшем более общими, относящимися сразу к целым абзацам. Читайте также: .

Это поможет приучать ребенка к выделению ключевых моментов, основной идеи текста.

План работы над пересказом для детей постарше

Работа с текстом для учеников старших классов рекомендуют разбить на этапы.

  • Словарная работа .

Если речь идет о научной литературе, попросите ученика выписать все непонятные слова (обычно их выделяют). Теперь необходимо выяснить значение этих слов. В начале работы значение можно объяснить самому учителю/родителю. В дальнейшем лучше приучать ребенка пользоваться словарями и справочниками.

При прочтении художественной литературы этот этап можно опустить, поясняя незнакомые слова уже в процессе чтения.

  • Первичное знакомство с текстом .

На данном этапе важно выделить смысловые части.

В научной литературе эти части уже выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей мыслью, понятием.

Работу можно построить следующим образом: читаем первый абзац и отвечаем на вопрос: "О чем здесь написано?" Далее читаем второй абзац и снова отвечаем на вопрос.

К концу чтения мысленно составляется план текст, состоящий из выделенных ключевых моментов.

Для удобства составленный опорный конспект можно записать. В дальнейшем ребенок приучится уже просто запоминать ключевые пункты.

  • Обобщение впечатлений и совместный пересказ .

На этом этапе важно составить резюме, подвести итог, выявить цель и главную идею текста, спросить о том, какое впечатление произвел рассказ.

  • Передышка минут на 5-10.

Теперь лучше отвлечься, переключить внимание на что-нибудь другое. Если дело происходит на уроке, учитель на данном этапе может предложить какую-то работу, не связанную с текстом. Например, дополнить биографию автора интересными сведениями, привести какие-то дополнительные примеры из жизни, связанные с темой урока.

  • Повторное чтение .
  • Собственно пересказ .

Тут важно не подглядывать в учебник/книгу, а попытаться составить пересказ, опираясь на опорный конспект.

Если вспомнить даже начало никак не получается, попробуйте поиграть в ассоциации. Предложите ученику вспомнить и мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: какие мысли крутились в голове, где располагался текст — на левой или правой странице, были ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения, в начале страницы или с середины начинался следующий абзац и т.д.

Если речь идет о художественной литературе, попросите учеников вспомнить —— кого им напомнили герои, какие ассоциации вызвали образы, описанные в тексте, может учащиеся невольно сравнили описанные события с событиями из своей жизни.

После 2-3 минут таких размышлений можно заглянуть в книгу и пробежать глазами первые строки. Таким образом пересказываем весь текст.

Маленькие хитрости, которые помогут лучше запомнить содержание

  1. Читая текст, рисуйте мысленно картину — подробно, в красках, с запахами и звуками. Так, при прочтении художественного произведения мысленно можно даже кино снять. Это поможет лучшему запоминанию образов и описанных в тексте событий.
  2. При чтении не проговаривайте слова вслух и не старайтесь повторять ключевые моменты сразу, в процессе чтения. Это мешает целостному восприятию текста.
  3. Если текст сложный, попробуйте читать вслух и "с чувством, толком, с расстановкой".
  4. Большой текст уместно разделить на части (но не более 7) и пересказывать части отдельно.
  5. Психологи утверждают, что содержание текста лучше откладывается в памяти, если читать перед сном. Этот совет пригодится, если вы работаете над пересказом объемного текста, а в запасе есть 1-2 дня.
  6. Найдите "благодарного слушателя". Если ваш пересказ слушают с интересом, пересказывать легче.

И главное — пересказу невозможно научится сразу, за один день. Тут важна планомерная, постепенная и постоянная работа. Ведь умение пересказывать пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни.

Как помочь школьнику успешно обучаться в начальной школе? Эта проблема волнует многих родителей, которые мечтают, чтобы их ребенок хорошо и с интересом учился. Однако многие досконально не знают, какими умениями и навыками должен владеть будущий ученик. Родителям нужно знать, что умение пересказывать является важным навыком в начальной школе, ведь маленькому школьнику приходится усваивать текстовый материал по разным школьным предметам. В идеале ребенок уже к концу дошкольного возраста должен овладеть этим умением, но не всегда удается сформировать его вовремя. Как научить школьника пересказывать текст, чтобы добиться успехов в школе? Родителям помогут советы опытных специалистов.

Что необходимо знать при обучении пересказу?

На домашних занятиях взрослый постоянно напоминает ребенку, что при пересказе текста он самостоятельно излагает содержание, ничего не добавляя. Это достаточно трудно делать, если нет навыка связной речи, скуден , отсутствует умение анализировать прочитанное. Поэтому умение пересказывать необходимо формировать еще в дошкольном возрасте, чтобы к школе ребенок умел правильно работать с текстом. К сожалению, не всегда родителям удается сделать это вовремя.
Существуют специальные методики, помогающие родителям так организовать домашнее занятие, чтобы ребенку было нетрудно и интересно обучаться. Не стоит вдаваться подробно в изучение сложных методических приемов, которые используют педагоги. Достаточно знать главное: для занятий надо правильно подобрать средства обучения и произведения, доступные детям.

Мнемотаблицы для пересказа

В педагогической практике успешно используются , и умение пересказывать. Сущность мнемотаблиц основывается на стремлении ребятишек к творчеству: нарисованные ими самими картинки, символизирующие определенный текст, помогают вспомнить и воссоздать содержание прочитанного. Составляя с ребенком мнемоквадраты и постепенно переходя к мнемоцепочкам, взрослый формирует у него умение связно, последовательно пересказывать любой сложности содержание. Особенно важно использование этого умения на уроках чтения, когда маленький школьник сталкивается с необходимостью пересказывать разного вида тексты: повествование, описание, рассуждение. На основе полученного умения ему затем легче работать с сочинением, изложением.

Требования к произведениям

В домашних занятиях особое внимание уделяется произведению, которое предлагается для пересказа. К нему предъявляются определенные требования:

  • Текст должен быть понятен ребенку.
  • Лучше, если на первых порах содержание отражает привычную для младшего школьника ситуацию, чтобы он мог понять прочитанное и оценить его.
  • В дальнейшем подбираются более сложные для восприятия произведения.
  • Произведение должно быть построено логически четко, чтобы было легче восстановить связь между частями произведения.
  • Герои должны иметь ярко выраженные характеры, действия, в которых они участвуют ‒ понятны детям.
  • По языковому стилю произведения отличаются доступным словарем, достаточно короткими предложениями без сложных грамматических конструкций.
  • Учитывая психологические особенности детей (непроизвольность процессов внимания, памяти), подбираются короткие рассказы, сказки или небольшие отрывки из книг.
  • Текст не должен быть перегружен незнакомыми словами, трудными формами (например, сложносочиненными или сложноподчиненными предложениями).

Педагоги советуют использовать для пересказа произведения разных жанров: рассказы описательного характера, народные, авторские сказки, классические сочинения, произведения современных авторов.

Чтобы родители не испытывали затруднений при выборе текстов для домашних занятий, специалисты рекомендуют использовать следующие произведения:

  • Сказки русские и народов мира, например, про Царевну-лягушку, Емелюшку-дурачка, Ивана-царевича, Красную Шапочку и другие.
  • Авторские произведения: классические сказки Л. Н. Толстого «Про трех медведей», Мамина-Сибиряка про Серую шейку, фрагменты сказок А. Погорельского («Черная курица»), В. Одоевского («Городок в табакерке»), А. Н. Толстого («Золотой ключик»).
  • Рассказы о детях В. Осеевой, например, «Синие листья» и подобные, Н. Носова «Мишкина каша», «Живая шляпа», которые по сюжеты близки детям.
  • Экранизированные произведения (отрывки из них), например, А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Можно предложить ребятам сочинения знаменитого сказочника Андерсена, например, «Русалочку». Истории про Малыша и Карлсона (А. Линдгрен), крокодила Гену и Чебурашку, дядю Федора (Э. Успенского) также будут интересны детям в домашних занятиях
  • Повести и рассказы описательного характера, например, такие, как у Скребицкого Г. А. «Лесной голосок», «Маленький лесовод», Житкова Б. С. «На льдине», Паустовского К. Г. «Растрепанный воробей». Доступны для пересказывания лесные сказки Бианки В. В., рассказы о животных Сладкова Н. И. и другие.

Как научить ребенка правильно пересказывать?

Для того чтобы правильно проводить домашние занятия и получить хорошие результаты, родителям важно придерживаться определенных требований. В методике обучения пересказу разработан алгоритм проведения такого занятия:

  1. Подобрать произведение для пересказа лучше вместе с ребенком. На начальном этапе хорошо, если содержание будет обеспечено красочными иллюстрациями, которые помогут припомнить и восстановить последовательность событий.
  2. Если ребенок еще не научился читать, произведение ему читает взрослый. При этом необходимо яркое, увлекательное чтение, с передачей характерных интонаций, чтобы заинтересовать малыша.
  3. После прочтения не надо торопиться начинать пересказ. Обязательно, при помощи вопросов, проанализировать вместе с ребенком прочитанное, выделить основную мысль, составить план пересказа: с какого события начинается рассказ или сказка, кто главные герои, в каких событиях они участвуют, чем они могут запомниться, почему понравился герой, как заканчивается произведение.
  4. Школьнику, который умеет читать и писать, можно предложить самому написать короткий план, который поможет пересказать текст.
  5. Предложить ребенку выразить свое отношение к прочитанному: как бы он действовал на месте героя, знакомы ли ему эти события.
  6. Внимательно рассмотреть , которые помогут зашифровать содержание прочитанного в мнемотаблицах.
  7. На первых порах можно пересказывать вместе с ребенком, при этом стимулируя его активность. Поощрять за удачно подобранные сравнения, эпитеты. Такое совместное пересказывание послужит для ребенка хорошим образцом.
  8. С целью поддержания интереса к заданию можно выложить мнемодорожку и прошагать по ней, пересказывая текст.
  9. Для развития связной речи, без которой невозможна работа над текстом, взрослый предлагает школьнику игровое упражнение «Запомни и скажи другими словами». Читающий школьник выбирает кусочек текста из 2-3 предложений, читает его, а потом пересказывает своими словами. Это же делает взрослый, если ученик еще неуверенно себя чувствует при чтении.
  10. После того, как проанализировали текст, подкрепили содержание мнемотаблицами, поиграли в синонимы, ребенку предлагается самостоятельно пересказать. Если возникнет необходимость, прочитать еще раз произведение или небольшие фрагменты из него. Подготовленный план в опоре на мнемотаблицы помогут маленькому школьнику вспомнить и воссоздать содержание.

Важно! Зачастую школьники затрудняются пересказать текст, так как не могут припомнить какое-либо слово, а заменить синонимом не умеют. Задача родителей ‒ развивать активный словарь детей.

Для своевременного формирования у детей необходимых умений и навыков работу над пересказом лучше начинать как можно раньше. Об этом родители должны позаботиться, когда детки еще находятся в дошкольном возрасте. Дошколят учат читать стихи, рассказывать сказки, рассматривать книги с красочными иллюстрациями, активно общаться с членами семьи и сверстниками. Существует много различных средств, которые помогут обогатить словарный запас, развить связную речь, тем самым подготовить ребенка к пересказыванию текстов.

Эта статья будет полезна не только родителям детей, которые собираются поступать в первый класс.
Родители, чьи дети уже учатся в школе – в младших, средних и в старших классах, а также родители детей – студентов, тоже найдут для себя полезную информацию.

Для начала, надо понимать, что такое пересказ текста, и почему ребенку так необходим этот навык – умение пересказывать.
Пересказ – это рассказ, изложенный своими словами.
Пересказать текст - значит рассказать о событиях, героях, соблюдая последовательность изложения.
Интересный и связный рассказ о прочитанном или услышанном с характеристикой событий или героев показывает нам не только уровень развития речи ребенка, но и его умение понимать, анализировать прочитанный или услышанный текст.

Программа многих школьных предметов (особенно гуманитарного цикла) основана на пересказе.
Параграф по истории, географии, биологии легче усваивается тем учеником, у которого развит навык пересказа текста.
А лучше справится с изложением или сочинением тот, кому навык этот прививали родители с детства.

С чего следует начать обучение ребенка пересказу?
Прежде всего, с хорошей литературы - со сказок Пушкина, Аксакова, Бианки, Андерсена, братьев Гримм, с рассказов Носова, Толстого, Пришвина.
Они написаны прекрасным языком, они понятны, не утомительны, увлекательны.
Прочитав ребенку рассказ или сказку, не закрывайте сразу книгу и не торопитесь уходить по своим делам, обсудите с ним прочитанное, проявив настоящий интерес к беседе.

С чего следует начать беседу?
Спросите его о том, а понял ли он, о чем говорится в рассказе?
Не удовлетворяйтесь односложными ответами типа «да», «понял».
Помогите ему развернуто ответить на этот вопрос, например, «в этом рассказе говорится о том, что один добрый, смелый герой по имени… однажды спас… ».
Пусть ребенок вспоминает.
Научив его понимать то, о чем говорится в рассказе, вы закладываете первый кирпичик в его умении понимать тему произведения.
Продолжите беседу, расспросив его о том, а помнит ли он, как зовут главного героя?
Чем он ему запомнился?
Тут вы можете ему помочь.
Вспомните похожего героя или историю, которую раньше читали.

Попросите ребенка своими словами описать героя.
Если не получится, а скорее всего, с первого раза вряд ли получится, тогда не ругайтесь, а просто спросите: «А ты так его себе представлял?»

Всегда обращайте внимание ребенка на то, что у книги есть автор (если это не народная сказка).
Поинтересуйтесь у него, продолжив беседу, какой герой, по его мнению, нравится автору самому, а о каком он отзывается плохо?
Учите ребенка понимать основную мысль текста.
Так вы заложите второй кирпичик в умение осмысливать и анализировать текст - понимать основную мысль, заложенную автором в произведение (идею текста).
В сказках и в детских рассказах она, как правило, выражается в том, что добро всегда побеждает зло.
Об этом автор и говорит.

Рассмотрите иллюстрации.
О чем они рассказывают?
Высказывая собственное мнение, вы намеренно можете ошибиться.
Тогда ребенок вас поправит, выразив тем самым личное мнение.
Можете даже предложить ему самому нарисовать героя.

Чтобы ваш разговор с ребенком не выглядел как допрос о прочитанном, высказывайте собственное мнение, проявляйте интерес к беседе.

Обсудив тему, идею произведения, основных героев, охарактеризовав их поступки, вы можете приступать к пересказу текста.
Для этого ещё раз перечитайте его.
Вдруг обнаружится, что какие-то слова ребенок не понял сразу или постеснялся спросить, что они значат.

После состоявшейся беседы, в которой вы сумели показать ему ваш интерес к обсуждению прочитанного и его мнению, он обязательно попытается выяснить непонятное ему слово.
Читая, старайтесь интонационно выделять образные выражения, красивые сравнения, отважный поступок героя.

Предложите ребенку пересказать текст вместе.
Начинаете вы, а он продолжает.
Начав пересказ, вы можете сделать вид, что забыли о том, что же происходит в тексте дальше.
Вот радости будет, если вы забыли, а он помнит!
Похвалите его за это обязательно!
Такой вид работы, пересказ по очереди, помогает развивать у ребенка внимания, умение слушать, следить за сказанным и речью другого человека.

Спросите ребенка: «Понравился ли ему ваш совместный пересказ?».
Если да, то можете смело говорить о том, что вы о чем-то забыли рассказать.
А вы наверняка что-то упустите.
Если не понравился, спросите: «Чем?», «Что было не так?».
И обязательно выразите очень важную мысль – мы же с тобой только учимся!
В следующий раз у нас обязательно всё получится!

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Если в детстве не получилось научить ребенка пересказывать, с возрастом это превращается в большую проблему и может стать причиной того, что ребенок просто потеряет интерес к учебе, станет учиться хуже, чувствовать себя не уверенно…

На наши тренинги приходит много детей разного возраста с 1 по 11 класс и даже взрослые
И вот по опыту нашей работы хочу сказать, что неумение пересказывать или рассказывать или связно и внятно отвечать и формулировать свои мысли – это большая проблема для очень многих людей разного возраста.

Есть много причин, я перечислю 5 основных:

  • Ребята не понимают , зачем им надо читать этот текст, как они будут применять эту информацию на практике, поэтому они не могут свой мозг заставить сосредоточиться, понять и запомнить материал.
  • Глаза не натренированы на работу с текстом. Читать трудно, поэтому ребята любыми способами избегают чтения. Попытки заменить чтение книг аудио и видео – материалами – знаний в голове не прибавляет. Почему не работает, сейчас раскрывать не буду, потому что тема – большая. Тема для отдельной статьи, которая будет называться – «Как эффективно работать с источниками информации».
  • Словарный запас маленький . Ребята просто не понимают сути базовых понятий, которые лежат в основе любого школьного предмета. Очень сложно запомнить то, что не понимаешь, а уж пересказать – просто невозможно.
  • Ребята не умеют выделять главные мысли , не умеют структурировать и систематизировать информацию. Это приводит к тому, что они делают уроки «все свободное время в сутках», но успеваемость при этом только ухудшается, потому что пересказать или ответить по сути они не могут.
  • Ребята просто не умеют говорить . Они не знают, как готовить выступление, как говорить, как стоять, куда смотреть, куда девать руки…. Поэтому чувствуют себя очень некомфортно и обычно сильно стесняются говорить.
На наших тренингах мы учим детей и взрослых – не только быстро читать и много запоминать, мы учим применять эти навыки в жизни.

Дочка, вернувшись из садика, рассказывала… Обуреваемая эмоциями, торопилась, начинала одно, перепрыгивала на другое, переключалась на третье. Местоимения шли плотными вагончиками, наезжая и давя друг друга: «Она меня… а потом я, а тут они, а мы не хотели, а они!..» Я ничего не поняла. Стала, расспрашивать, малышка занервничала, заторопилась и окончательно запуталась, расплакалась, понимая, что так ничего и не рассказала. Я огорчилась не меньше. Дочке пять лет, через год - в школу, а она не умеет пересказывать услышанный текст, ни передать свои чувства. Я, воспитанная на Гоголе и Толстом вечно морщусь, слушая сумбурную и скудную речь дочери.

Вся школьная программа основана на пересказе, прочел - пересказал, поэтому пока есть время, нужно постараться развить этот навык.

Измениться самим, изменить среду, окружающую ребенка

Дети говорят на том языке, на котором изъясняются окружающие. Пару дней я послушала, как мы общаемся друг с другом и с грустью отметила, что в повседневной речи используется минимальный словарный запас, такой, чтобы тебя поняли окружающие. «Подай, пожалуйста, чашку. Ты пойдешь гулять?» Наречия и прилагательные вставляются в случае необходимости, сравнительные обороты - крайне редко. Речь наша предметна, унифицирована. Поэтому, если я хочу развить связанную речь у ребенка, раскрасить ее образными словосочетаниями, прежде всего, я сама должна говорить, используя все многообразие русского языка. Я стала следить за своей речью. Основной принцип – речь обогатить сравнительными оборотами и прилагательными, использовать сложно - подчиненные предложения и развернутые высказывания, говорить ярко и образно.

Это было сложно. «Подай, пожалуйста, синюю чашку с белой каемкой, стоящую на второй полочке в кухонном шкафчике». «Сегодня прекрасная погода! Солнце светит ярко, на небе ни тучки. Когда мы пойдем гулять в сквер, какие игрушки возьмем с собой? Может, кого-нибудь пригласим на прогулку?» На такой вопрос ребенок, согласитесь, уже не сможет односложно ответить «да – нет».

Это требует внимания и времени. Вы будете уставать говорить развернутыми предложениями, утомитесь подбирать прилагательные и образные сравнения, но постепенно это разовьется в привычку. Постарайтесь и других членов семьи переключить на такой раскрашено - развернутый способ общения.

С чего начать?

Если у ребенка нет опыта пересказа, можно вернуться к сказкам, историям, которые хорошо знает малыш. Мама начинает рассказывать, начав предложение, замолкает, предлагая ребенку, закончить фразу. После закрепления этого навыка, малыш уже сам начинает повествование, а подхватывает мама. Постепенно ребенок сможет пересказать произведение полностью.

Для запоминания сюжета детям младшего возраста помогает театрализация с помощью игрушек или пальчиковых кукол. Вы проиграли перед малышом сказку, попросите его побыть актером и перед вами разыграть ту же сказку, с озвучиванием всех персонажей.

Старайтесь фразу: «Перескажи услышанное, прочитанное» заменить игрой. Предложите малышу поиграть в радио. Он будет диктором, который разыгрывает радио-спектакль. Вечером вы его уложили в кровать и рассказали сказку, а он в свою очередь укладывает спать свои игрушки и, так же как и вы потчует их сказочной историей.

Чтение

Чтение играет огромную роль в формировании словарного запаса ребенка. Проанализируйте, какую литературу вы читаете малышу, и что читает он сам. Постарайтесь перейти с книг, где активно развивается сюжет, много действия и встроенных диалогов, на описательную литературу. Это рассказы и повести о природе, о животных, о путешествиях. Обратитесь к книгам наших немеркнущих классиков, и уже через небольшой промежуток времени вы почувствуйте красоту и богатство русского языка, его мелодику, научитесь наслаждаться стилистикой художественного произведения, и замечать «ляпы» и убогость современного языка, встречаемые не только в разговорной речи, но и в письменной.

Если в тексте встречаются незнакомые слова и понятия, объясняйте их малышу, приведите примеры, в каких случаях они употребляются. Пусть ребенок сам сочинит предложения с использованием новых слов и понятий.

Книга – повод к диалогу. Обсуждение прочитанного

Если вы читали малышу, минут тридцать, а потом захлопывали книгу, то теперь перестройте процесс чтения. Пятнадцать минут – читаете, пятнадцать минут – говорите о прочитанном. Уровень обсуждения зависит от интеллектуального развития ребенка. Если мал, то и вопросы самые простые: «О чем рассказывается в сказке? Что сделал зайка? Куда побежал медвежонок?» Ребенку повзрослее и вопросы более взрослые: «Правильно ли поступил мальчик? А как ты думаешь, что могло произойти дальше? А чтобы ты предпринял на месте героя?»

Сначала малыш пересказывает текст своими словами, затем задание усложняется, вы просите описать, скажем, персонажа, обстановку, время года, используя те же слова и образы, который употреблял автор. При чтении старайтесь их интонационно выделить из текста: «Длинная хворостина, лапы красные растопырили, домик напоминал грибок, был маленький приземистый с коричневой черепичной крышей».

Мама не только направляет беседу, задавая вопросы, а строит диалог. Высказывает свое мнение, иногда оно сознательно бывает «неправильным» чтобы ребенок мог заметить ошибку, неверную мысль и маму поправить. Взрослый вынуждает малыша высказать свое мнение и говорить о том, что «не прописано» в книжке.

По ходу чтения мама обращает внимание на то, что ей понравилось или ее поразило. Это может быть красивый сравнительный оборот, яркое красочное описание объекта или смелый поступок героя. « Я бы, наверное, испугалась, а ты бы смог перейти через бушующую реку?» Чтение – это диалог между книгой и ребенком. Книга – это непассивный объект, прочел и поставил на полку - это повод поговорить, обсудить, поразмышлять.

Обращайте внимание, как строится ваше обсуждение прочитанного, смотрите, чтобы не было бесед – допросов: ваш вопрос, ответ – ребенка. Вы беседуете, текст может быть поводом вспомнить ранее прочитанную книгу или случай. Старайтесь вынудить ребенка, говорить как можно больше и по возможности развернутыми предложениями.

В беседе, помимо вопросов, направленных на осмысление текста и припоминания последовательности развития событий, используются различные приемы привлечение внимания детей к языку произведения, к авторской характеристики героев, к описанию времени, действия героев, к точным определениям, сравнениям, фразеологическим оборотам.

Читая хорошую литературу, вы будете получать удовольствие сами, и ваше наслаждение чтением передастся ребенку.

Пересказ по картинке

Детские книги хорошо оформлены, и любая иллюстрация является поводом поговорить. «Ты так себе представлял главного героя? А как ты думаешь, художник правильно нарисовал это время года? А какой момент сказки проиллюстрирован? А какие события произошли дальше?» По одной иллюстрации можно придумать не один десяток вопросов. Можно предложить малышу проиллюстрировать прочитанный текст самому и потом обсудить его «картинку к тексту».

Пересказ содержания своими словами

Часто встречаемое задание на уроках – пересказ прочитанного своими словами. Ребенок зачастую пугается, и все свое внимание направляет на вспоминание текста, считая, чем точнее к оригиналу он расскажет, тем «правильнее» он выполнит задание. И забыв авторский текст, он «стопорится» и замолкает. Решить эту проблему можно, научив ребенка внимательно читать или слушать текст, а затем «войти» в прочитанное, увидеть содержание своими глазами, стать на время действующим лицом и пересказать то, что его окружает, то, что он видит.

Нередко ребенок не понимает смысл и содержание текста, поэтому не может грамотно его пересказать. Сначала изучаемый материал нужно подробно разобрать, уяснив смысл каждого слова и понятия, найти к новым терминам синонимы, уже знакомые ребенку. Если потом он и забудет новое для него слово, то сможет заменить его другим, схожим по смыслу. Перед каждым пересказом разбирайте, «разжевывайте» текст, это залог грамотного пересказа.

Рассказ о событии

Работа с литературными текстами и навык пересказа приведут к тому, что ребенок перенесет новое умение в «жизнь». Постепенно он будет все более ярко и образно рассказывать о событиях, случившиеся с ним, он сможет четко и ясно формулировать свои эмоции. Расширив словарный запас, он легко будет находить слова, чтобы описать эмоции и чувства. Отчасти в этом ему поможет и ваше акцентированное внимание на тех фрагментах текста, где описываются чувства и эмоции героев.

На определенном этапе формирования грамотной и образной речи ребенка, от родителей потребуется «ювелирная» тактичность, чтобы в нужный момент помочь малышу подобрать нужное слово, сравнительный оборот, чтобы точно передать свой эмоциональный настрой. Многие дети начинают нервничать, обижаться, а то и вовсе закрываются, отказываясь рассказывать дальше, если во время их повествования мама вставила слово. Нужно тонко чувствовать ребенка и понимать, нуждается ли он в родительской помощи. Если малыш отвергает ваши попытки ему «подсказать», не помогайте насильно. Через некоторое время, если речь шла о событии, на котором и вы присутствовали, то расскажите свою версию, в ключе, что вам больше всего «запомнилось-понравилось», чтобы у ребенка был образец, того, как можно было рассказать.

Любой рассказ о происшедшем событии базируется на двух важных аспектах. Первое, наше внимание выборочно и второе, у всех свои жизненные ценности. Поэтому, когда ваш ребенок приходит из гостей, не ждите от него подробного пересказа: «Кто был, что ели, кто что подарил». В ответ вы услышите: «Какая машинка была у Пети, и какие фантики у Насти». Для ребенка важны игрушки, а не «сколько сортов колбасы было на столе». Малыш живет в «своих ценностях» и в своем ритме, «здесь он посмотрел, сбегал туда, схватил пирожок» и поэтому от него подробный отчет, «что было сначала, что потом и кто что делал», не ждите. Но, если у ребенка есть наработанная база по пересказу художественных произведений, то на вашу просьбу: «Я не была в гостях у твоего друга, расскажи мне, пожалуйста, так, чтобы я могла представить, как там все было», вы получите достаточно внятный рассказ.

Смешной случай

Научите ребенка выделять из событий дня интересные и смешные случаи, акцентируйте на них внимание, пересказывайте их сами, а потом передайте это право ребенку.

Забавные случаи можно не только пересказать, но и проиграть интонационно, разбив на роли. Сначала вы озвучивайте все роли сами, а потом лишь одну, остальные проигрывает малыш.

Просмотр комедийных фильмов, чтение юмористических рассказов и наше внимание к забавным случаям, что происходят в жизни, создадут благоприятную обстановку, чтобы научиться видеть смешное, наслаждаться им.

Радостная «смешливая» домашняя обстановка с налетом легкой иронии и готовностью в любую минуту посмеяться, сделает вашего ребенка веселым, открытым, умеющим ценить шутку и рассказать о ней.

Сделайте привычкой, что о событиях прошедшего дня рассказывает ребенок, папе, пришедшему с работы или приехавшей в гости бабушке. Не перебивайте, не торопите его, подбадривайте, «подкидывая» ему те случаи, о которых он забыл упомянуть.

Игры для расширения словарного запаса ребенка

Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объекты, игра прекращается.

1. Поводырь. На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает.

2. Описание объекта. Малышу предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов.

3. За кем последнее слово. По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл.

4. Мама начинает рассказывать историю, когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово.

5. Что может быть? Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему - существительные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски… Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой…

6. Стань писателем. Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ. Если малышу сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить картинки. Сначала это может быть такой набор: лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. Затем задание усложняется: мишка, ракета, дверь, цветок, радуга.

7. Найти повтор. Мама произносит стилистическую неправильную фразу, а малыш пытается найти тавтологию и исправить ее. Например, «Папа посолил суп солью. Маша одевала одежду на куклу».

8. Игра в антонимы, в слова противоположные по значению. Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой - маленький».

9. Игра в синонимы. Например, синоним к слову «палка» - трость, клюка, костыль, посох.

10. Что увидел? Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется?

11. Заведите папку небольшого формата, которую удобно носить с собой. В ней можно держать дидактический материал, помогающий вашим занятиям – играм по развитию речи ребенка. Это картинки, фотографии, загадки, небольшие тексты, кроссворды. Всегда в течение дня можно найти несколько минут, для того чтобы раскрыть папочку и поиграть с малышом в «разговорные» игры. Материал для подобных игр-занятий можно найти в любом книжном магазине. Он выходит в серии «Практическое пособие по развитию речи».

12. Логическая цепочка. Из произвольно подобранных карточек, выложенных в линию нужно составить связанный рассказ. Затем задание усложняется. Карточки переворачиваются, и малыш вспоминает последовательную цепочку разложенных картинок и называет их в том порядке, в котором они лежали. Количество используемых в игре карточек зависит от возраста ребенка, чем старше – тем картинок больше. Несмотря на кажущуюся сложность игры, детям этот вид развлечения нравится. Они начинают соревноваться, кто больше запомнит картинок.

Школа чтения О. Андреева

Существует уже отработанная и зарекомендовавшая себя техника чтения Олега Андреева. В его школе быстрого чтения уже не одно десятилетие занимаются дети различного возраста, стремящиеся развить свою речь, поле зрения, образное мышление и научиться «легко учиться» в школе. По работе с любым текстом О. Андреев рекомендует такую схему выделения главного из прочитанного материала: название, автор, факты (фамилии, географические данные, различные количественные данные), действие (какие действия совершают герои прочитанных произведений, и какие события там происходят), основное содержание прочитанного (это краткий пересказ своими словами смысла, содержание текста).

Занимаясь с ребенком чтением или обсуждением прочитанного, доведите до автоматизма работу по этой схеме. Она поможет грамотно работать с текстом и не увязнуть во второстепенных деталях произведения.

Хорошая разговорная речь гарантирует не только успехи в школе, но и является залогом коммуникабельности, общительности, умению найти язык с людьми, органично вписаться в коллектив. Мы все хотим видеть своих детей в центре внимания, окруженными друзьями и подругами. Так давайте же им поможем стать такими.