Как грамотно заключить договор транспортной экспедиции. Договор с транспортной компанией на перевозку груза Как заключить договор транспортной компанией

Транспортировка различных грузов сегодня подразумевает заключение специального договора. Формат его не является унифицированным, он составляется в свободной форме.

Но при этом необходимо помнить о соблюдении основных законодательных норм и рекомендаций к составлению таких документов.

Стороны договора

Выполнение транспортировки различных грузов представляет собой порой достаточно сложную задачу. Справить с ней могут только профессионалы. Очень часто стоимость перевозимого груза представляет собой достаточно существенную величину.

Также время доставки порой играет очень важную роль. Именно поэтому всегда необходимо заключать специальный договор.

В качестве сторон договора могут выступать:

  • юридические лица;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица.

Причем все обозначенные выше могут быть как заказчиком, так и исполнителем. Чаще всего договора заключаются между юридическими лицами. Сегодня профессиональные услуги по перевозке по большей части предоставляют именно транспортные компании.

Но нередко заказчиками являются лица физические. Также существует определенный сегмент транспортировок, в котором работают небольшие ИП и физические лица без образования ИП, юридического лица.

Важно обязательно учитывать некоторые нюансы составления договоренности между организациями различных типов, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами.

Какие нужны документы от заказчика и исполнителя

При заключении договора рассматриваемого типа в обязательном порядке оформляется достаточно обширный перечень документов.

Он включает в себя следующее:

  • непосредственно сам договор на осуществление транспортировки;
  • заявку;
  • накладные тип:
    • ТТН;
  • договор транспортной экспедиции;
  • генеральная доверенность, которая позволяет осуществлять:
    • получение;
    • хранение;
    • транспортировку.

Также непосредственно при осуществлении перевозки понадобятся также следующие документы:

  • путевой лист;
  • предписание экспедитору;
  • расписка для экспедитора;
  • санитарный паспорт на транспортное средство;
  • договор аренды ТС – если это имеет место;
  • трудовой договор – если работа осуществляется на постоянной основе;
  • ТОРГ-12.

Наиболее важным документом является именно соглашение о перевозке грузов. Ключевым его моментом является необходимость доставить груз отправителя в место назначения.

В свою очередь отправитель/получатель обязан в соответствии с обозначенными в договоре условиями оплатить доставку перевозимого груза. Раскрывается подробно данный момент в .

Непосредственно сам договор данного типа представляет собой коммерческий документ, который оформляется при оплате услуг перевозчиков вне зависимости от вида транспорта.

Сегодня основополагающим документом, регламентирующим составление договора данного типа, является

Основные условия

При возможности стоит обязательно ознакомиться с образцом договора с транспортной компанией на перевозку груза. Документ этого типа составляется в свободной форме. Но при этом в обязательном порядке должен соответствовать ч. 2 гл. №40 ГК РФ.

В соглашение рассматриваемого вида включаются следующие основные разделы:

  • предмет договора;
  • права и обязанности сторон;
  • сумма договора и порядок осуществления расчетов;
  • ответственность сторон;
  • порядок разрешение споров;
  • защита интересов сторон;
  • изменение/дополнение договора;
  • продление срока действия договора;
  • действие договора во времени;
  • юридические адреса сторон.

Необходимо уделить особое внимание всем разделам договора. Если заключает его физическое лицо при отсутствии определенного опыта, стоит предварительно проконсультироваться с юристом по поводу всех разделов. Так можно будет избежать спорных и конфликтных моментов.

Важно учитывать, что этого вида договор бывает двух типов:

  • разовый;
  • долгосрочный.

Разовые договора заключаются в случае, когда сотрудничество на постоянной основе не требуется и имеется необходимость доставить какой-либо груз, обладающий индивидуальными признаками.

Например, это может быть мебель или же сельскохозяйственная продукция. Несколько иначе обстоят дела с долгосрочным сотрудничеством.

Если имеется необходимость осуществлять перевозку грузов на постоянной основе, необходимо обязательно составить специальный договор о долгосрочном сотрудничестве.

Соглашения рассматриваемого типа следует обязательно оформлять в соответствии с действующим на территории РФ законодательством. Также важно учитывать необходимость отчетности перед налоговой службой.

В некоторых случаях, если необходимо, потребуется делать соответствующие отчисления в пользу страховых фондов. Уплате налоговых сборов при найме водителя необходимо уделить особое внимание.

Как прописывается стоимость услуг

Наиболее важным для исполнителя пунктом является именно прописка стоимости предоставляемых услуг. Наименование раздела, регламентирующего начисление оплаты – «сумма договора и порядок расчета».

Этот раздел обычно включает в себя следующие основные пункты:

  • размер оплаты за перевозку – сумма проставляется цифрами, после чего ставится наименование валюты;
  • размер оплаты по погрузке и разгрузке – сумма проставляется как цифрами, так и прописью, необходимо указать валюту в рублях;
  • вся обозначенная в договоре сумма должна быть оплачена не позднее – далее указывается время перечисления определенного количества средств на счет.

Важно максимально учесть все имеющиеся параметры договора. В противном случае велика вероятность возникновения самых разных сложностей.

Если заказчик по какой-то причине не перечисляет необходимую сумму в срок, то исполняющий транспортировку имеет право обратиться в суд.

Важно помнить: невыплата средств в данном случае подразумевает не только административную ответственность, но также уголовную. Потому стоит стараться избегать нарушений условий договора.

В то же время в разделе «оплата» может отражаться информация по поводу неустойки. Например, если имеет место задержка груза без действительно серьезных на то причин, перевозчик обязан будет уплатить некоторую сумму в виде компенсации.

Большинство крупных компаний включают этот момент в соглашение. Таким образом, осуществляется стимулирование к избеганию задержек.

Ответственность по договору с транспортной компанией на перевозку груза

Также в обязательном порядке в договоре рассматриваемого типа отражается пункт «ответственность сторон».

В стандартной форме он обычно представляет следующую информацию:

  • в случае нарушения имущественных прав, деловой репутации одной из сторон в по причине невыполнения своих непосредственных обязательств второй сторон возникает право на получение денежного возмещения убытков:
    • на восстановление репутации и прав;
    • возмещение убытков;
    • недополученные доходы.
  • обе стороны, заключившие договор в обязательном порядке несут ответственность за исполнение своих непосредственных обязанностей;
  • факт отсутствия вины в возникновении убытков доказывается стороной, которая по какой-то причине нарушила свои обязательства.

Данному разделу следует уделить особое внимание. Так как нередко на дороге возникают нештатные ситуации, которые не позволяют доставить вовремя или же вовсе доставить груз.

Соответственно, это влечет за собой достаточно серьезные проблемы. В случае возникновения подобного рода инцидента необходимо будет обязательно заранее подготовить документальное подтверждение отсутствия вины.

Нередко выполняется перевозка ценных грузов. Чтобы избежать серьезных затрат с обеих сторон в случае его повреждения или же утраты заключаются специальные дополнительные договора – страховые.

Сегодня достаточно обширное количество компаний предоставляет услуги в сфере страхования грузов.

Воспользовавшись подобными услугами страхования заказчик и непосредственно сам исполнитель смогут избежать возникновения ущерба или частично его возместить.

На что стоит обратить внимание

При заключении договора на осуществление перевозки грузов необходимо будет в обязательном порядке учесть соблюдение правил формирования рассматриваемого типа соглашений.

Наиболее существенным моментом является оплата перевозки грузов. Данный момент регламентируется .

Особенно важно учесть соответствие следующим пунктам:

  • за предоставление услуг взимается плата, предусмотренная условиями заключенного соглашения – если иная сумма не предусматривается законодательными, правовыми нормами;
  • если выполняется перевозка транспортом общего пользования – оплата за транспортировку осуществляется в порядке и форме, установленной специальными кодексами и уставами;
  • свободная установка стоимости перевозки выбирается исходя из договоренностей, достигнутых между работником и его работодателем.

Также в законодательстве обозначается допустимость удержания самим перевозчиком груза в случае, если имеет место невыплата ему причитающейся оплаты. Данный момент подтверждается и .

Если имеют место расходы, возникшие в результате перевозки груза и не по вине самого перевозчика, они всегда возмещаются именно за счет заказчика.

Следует обязательно удостоверить в наличии в договоре пункта, регламентирующего подачу, а также погрузку/выгрузку груза.

К наиболее существенным моментам по этому поводу относятся следующие:

  • заказчик обязан подать к отправлению полностью исправное транспортное средство, а также соответствующим образом подготовленный груз;
  • должен в обязательном порядке регламентировать процедуру погрузки, а также выгрузки груза;
  • обязательно должны быть обозначены сроки погрузки и последующей выгрузки товара, а также сроки доставки.

Важно уделить пристальное внимание обозначенным выше пунктам, а также иным обязательным к выполнению условиям.

В случае, если какие-либо разделы договора не устраивают одну из сторон, стоит этот вопрос рассмотреть заранее и обсудить его. Так как обычно изменение уже заключенного договора не предусматривается – если этот момент не обозначается в самом соглашении.

При возможности стоит перед ознакомление рассмотреть все основные законодательные нормы. Так можно будет избежать нарушения своих прав.

Заключение договора на перевозку груза имеет множество особенностей, нюансов. Именно поэтому необходимо заранее со всеми ними разобраться – так возможно будет избежать допущения всевозможных ошибок, а также возникновения конфликтных ситуаций, требующих разрешения в суде.

Видео: Документооборот при перевозках грузов

В данной статье обобщены ответы на вопросы руководителей, экономистов и бухгалтеров по заключению и исполнению договоров транспортной экспедиции при перевозке грузов автомобильным транспортом. На примере практических ситуаций проанализированы особенности этого вида деятельности и представлены рекомендации по ряду актуальных вопросов для транспортных и транспортно-логистических компаний.

В настоящее время в связи со значительным увеличением грузопотоков происходит активное развитие рынка транспортно-логистических услуг. При этом транспортные и транспортно-логистические компании обязаны организовать перевозку грузов клиентов наиболее рациональным и эффективным способом. На практике именно они осуществляют управление материальными и информационными потоками в процессе товародвижения. Менеджеры логистических компаний выбирают виды транспорта и маршруты, заключают от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки и страхования грузов, обеспечивают отправку и получение грузов, а также исполняют другие обязанности, связанные с перевозкой. Компании, занимающиеся транспортно-экспедиционной деятельностью, часто сталкиваются с вопросами, актуальными при ведении финансово-хозяйственной деятельности, но до конца не урегулированными законодательными и нормативными документами. В данной статье акцентировано внимание на сложных и спорных моментах, возникающих на практике при исполнении договора транспортной экспедиции.

Правовые основы экспедиторской деятельности

Правовое регулирование обязательств по договору транспортной экспедиции осуществляется в соответствии с гл. 41 «Транспортная экспедиция» Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее - Федеральный закон № 87-ФЗ) и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 (далее - Правила транспортно-экспедиционной деятельности).

Согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза .

Ситуация 1

Применение правил посреднических договоров к транспортно- экспедиционной деятельности

Правомерность и актуальность данной ситуации определяется тем, что в настоящее время нет однозначной позиции по вопросу, является договор транспортной экспедиции, предусматривающий организацию перевозки грузов, посредническим договором или нет.

Так, Федеральным законом № 87-ФЗ определяется порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

В то же время из ряда решений арбитражных судов следует, что указанный договор является посредническим (Определение ВАС РФ от 26.02.2007 № 2043/07 по делу № А12-10099/06-29, Постановление ФАС Московского округа от 02.11.2009 № КА-А40/11423-09 по делу № А40-77437/08-87-337).

Однако есть судебные решения, согласно которым транспортно-экспедиционная деятельность не является посреднической деятельностью, а признается самостоятельным видом деятельности (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.05.2010 № Ф03-2066/2010 по делу № А04-5510/2009).

Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к ст. 805 ГК РФ, согласно которой способы исполнения обязанностей экспедитора по договору транспортной экспедиции могут быть двух видов.

Во-первых, экспедитор по своему усмотрению может исполнять свои обязанности лично и (или) с привлечением других лиц.

Во-вторых, в договоре может быть прямо предусмотрен принцип личного исполнения, когда экспедитор исполняет свои обязанности только лично. Возможна также ситуация, когда по договору транспортной экспедиции экспедитор будет обязан лично исполнять лишь определенную соглашением часть своих обязанностей.

При возложении экспедитором исполнения своих обязанностей на третье лицо применяется общее правило п. 1 ст. 313 ГК РФ, в соответствии с которым клиент обязан принять исполнение, предложенное за экспедитора третьим лицом.

В связи с тем что способы исполнения обязанностей экспедитора по договору транспортной экспедиции могут быть двух видов, экспедиторы также могут осуществлять свою деятельность в двух качествах :

● деятельность в качестве агента по поручению и от имени клиента, когда экспедитор выступает как посредник между клиентом и перевозчиком;

● деятельность, когда экспедитор может выступать в качестве исполнителя услуг по перевозке грузов, то есть он может либо перевозить грузы собственным транспортом, либо привлекать организацию-перевозчика, оставаясь при этом полностью ответственным за перевозку в целом.

В первом случае предметом договора транспортной экспедиции является организация выполнения экспедитором за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) операций и услуг, связанных с перевозкой грузов.

При этом клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента (ст. 801 ГК РФ, п. 2 ст. 5 Федерального закона № 87-ФЗ).

Доходом экспедитора для целей бухгалтерского учета и исчисления налога на прибыль будет являться его вознаграждение, а затраты, возникающие в процессе исполнения договора, могут признаваться собственными затратами экспедитора или подлежащими возмещению клиентом в зависимости от условий заключенного договора. Как правило, именно условиями договора определяется, какие затраты и какая сумма компенсации подлежат перечислению экспедитору со стороны клиента для исполнения договора.

Во втором случае все расчеты с перевозчиками осуществляет экспедитор от своего имени. Иными словами, договор транспортной экспедиции оформляется как договор оказания услуг.

Такая форма договорных отношений, как правило, используется:

● при оказании экспедитором услуг клиенту своими силами без привлечения сторонних организаций;

● в случаях, когда экспедиторы, привлекая третьих лиц, не хотят предоставлять клиенту информацию о стоимости услуг третьих лиц и о размере своего вознаграждения или раскрывать иную коммерческую тайну;

● когда привлечение соисполнителя производится для оказания услуг нескольким клиентам. Например, экспедитор привлекает организацию, осуществляющую перевозку грузов, которые принадлежат различным клиентам.

При указанной форме договорных отношений цена договора определяется в виде единой стоимости услуг экспедитора, клиент не компенсирует ему затраты, понесенные в интересах клиента.

Доходом экспедитора для целей бухгалтерского учета и исчисления налога на прибыль является его выручка от оказания таких услуг. Затраты, возникающие в процессе предоставления экспедитором услуг по договору, будут признаваться в его бухгалтерском учете и учитываться при налогообложении прибыли.

К сведению. Договор транспортной экспедиции нельзя отождествлять с договором перевозки. Согласно гл. 41 ГК РФ в компетенцию экспедитора входят исключительно организация перевозки, заключение договора на перевозку груза и обеспечение его отправки (получения). Непосредственно перевозка грузов не является предметом деятельности экспедитора. Если же транспортная организация выступает одновременно в качестве организатора перевозки и перевозчика, ее взаимоотношения с клиентом регулируются не только положениями гл. 41 ГК РФ, но и положениями гл. 40 «Перевозка» ГК РФ, а договор, заключенный между организацией и клиентом, является смешанным.

Документальное оформление услуг экспедитора

Пунктом 4 ст. 4 Федерального закона № 87-ФЗ предусмотрено, что при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторские документы , а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

Перечень экспедиторских документов определяется Правилами транспортно-экспедиционной деятельности (п. 2 ст. 2 Федерального закона № 87-ФЗ).

Получение экспедитором груза от клиента или от указанного им грузоотправителя подтверждается экспедиторской распиской (п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности), которая выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки (п. 12 Правил транспортно-экспедиционной деятельности). Форма экспедиторской расписки утверждена Приказом Минтранса России от 11.02.2008 № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов».

Если экспедитор организует перевозку по поручению и для клиента, иными словами, заключен посреднический договор, то в качестве основного документа, подтверждающего выполнение услуг по договору транспортной экспедиции, будет выступать отчет экспедитора . В нем следует указать:

● суммы, перечисленные экспедитору в счет заключенного по поручению клиента договора транспортной экспедиции;

● документы, подтверждающие выполнение транспортно-экспедиционных услуг;

● сумму своего вознаграждения.

К отчету экспедитора прилагаются документы, подтверждающие выполнение договора транспортной экспедиции: договоры с каждым из перевозчиков, акты выполненных работ с указанием маршрута доставки товарно-материальных ценностей, счета-фактуры, платежные поручения, выписки банка, подтверждающие оплату услуг.

Если клиент заключает договор транспортной экспедиции как договор оказания услуг, то согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона № 87-ФЗ и разъяснениям официальных органов документами, подтверждающими исполнение договора транспортной экспедиции, являются экспедиторские документы и акт оказания услуг.

Огромное количество споров и разногласий вызвала появившаяся недавно форма транспортной накладной .

В настоящее время официальная позиция сводится к следующему: при помощи одной только транспортной накладной расходы на перевозку подтвердить нельзя.

Заметим, что арбитражная практика по данному вопросу пока не сложилась. Не исключено, что судьи не согласятся с чиновниками и признают, что расходы на доставку можно подтвердить и посредством транспортной накладной.

Но пока рекомендуем «перестраховаться» и заполнить не только транспортную накладную, но и форму № 1-Т, тем более что Минтранс России не возражает против подобного варианта (письмо Минтранса Росcии от 20.07.2011 № 03-01/08-1980ис).

Важно! В случае заключения как договора транспортной экспедиции, носящего посреднический характер, так и договора на оказание экспедиторских услуг в перечень обязательных экспедиторских документов, подтверждающих выполнение договора транспортной экспедиции, транспортная накладная не входит.

Ситуация 2

Документы, подтверждающие расходы экспедитора при мультимодальных перевозках. Оформление «новых» транспортных накладных

Если доставку и перевозку грузов от места отправления до места назначения транспортом различных видов осуществляет один экспедитор (одна логистическая компания), то такая перевозка называется мультимодальной. При этом экспедитор принимает на себя ответственность за все расстояние перевозки и оформляет транспортные документы для клиента.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ (в ред. от 06.11.2011) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» транспортная накладная - перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза.

Поэтому если экспедитор передает по транспортной накладной перевозчику груз, то «новая» транспортная накладная не может служить основанием для оприходования товаров покупателем и списания товаров поставщиком. В связи с этим Минтранс России в письме от 20.07.2011 № 03-01/08-1980ис дополнительно разъясняет, что использование новой транспортной накладной не исключает применения накладных форм № 1-Т и № ТОРГ-12.

С целью правильного применения указанных накладных следует воспользоваться разъяснениями, приведенными также в письмах Минфина России от 17.08.2011 № 03-03-06/1/492, 17.08.2011 № 03-03-06/1/497, 17.08.2011 № 03-03-06/1/500, 17.08.2011 № 03-03-06/1/501.

Суть этих разъяснений состоит в следующем. Если покупатель доставляет приобретенный товар собственным транспортом, то договор перевозки с транспортной компанией не заключается и услуги по перевозке не оказываются. Соответственно, транспортная накладная не оформляется. Организация-продавец передает товар с сопроводительным документом, оформленным по форме № ТОРГ-12, на основании которого покупатель приходует товар. Затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство.

В случае если продавец доставляет проданный им товар покупателю и услуги по доставке не включены в цену товара, то возникают гражданско-правовые отношения по оказанию услуг по перевозке товара. Поэтому в данной ситуации необходимо оформить не только транспортную накладную, но и форму № 1-Т.

Таким образом, документами, подтверждающими исполнение договора транспортной экспедиции, являются:

экспедиторские документы (п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности);

● акт оказания услуг;

● отчет экспедитора;

● товарно-транспортные накладные.

К сведению. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность сторон подтверждать факт оказания экспедиторских услуг подписанием соответствующего акта. Однако законодательство не содержит запрета на установление сторонами договора указанного порядка. Составление акта позволит сторонам договора существенно снизить налоговые риски.

Страхование грузов и ответственности экспедитора

Экспедитор является лицом, заинтересованным в сохранении груза (и в силу ст. 803 ГК РФ, и в силу ст. 6, 7 Федерального закона № 87-ФЗ). При заключении договора страхования экспедитор получает желаемую страховую защиту от убытков, которые могут возникнуть вследствие повреждения или утраты груза по вине третьих лиц, в том числе перевозчиков.

Ситуация 3

Определяем, кто должен страховать перевозимые товары - экспедитор или собственник товаров, и кто осуществляет затраты на страхование - клиент или экспедитор

Рассмотрение данного вопроса обусловлено не только тем, что расходы на страхование являются существенными при оказании экспедиторских услуг, но и тем, что они считаются дополнительными затратами для экспедитора.

В связи с этим правомерно встает вопрос о включении таких дополнительных затрат в собственные расходы экспедитора или, наоборот, о компенсации клиентом затрат на страхование, если они фактически осуществлены экспедитором.

В силу п. 2 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы :

1) риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (ст. 930 ГК РФ);

2) риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам - риск гражданской ответственности (ст. 931, 932 ГК РФ).

Что касается страхования имущества, то в ст. 7 Федерального закона № 87-ФЗ прямо указано, что экспедитор несет ответственность перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза , а также указаны основания и размер ответственности экспедитора.

Иными словами, в законе предусмотрена ответственность экспедитора за сохранность грузов клиента и отсутствует запрет на заключение договора страхования грузов экспедитором.

К сведению. Затраты по имущественному страхованию могут быть включены в состав расходов экспедитора (логистической компании), если такие затраты прямо прописаны и подлежат включению в состав расходов экспедитора в соответствии с условиями заключенных договоров.

Например, расходы на страхование грузов будут являться невозмещаемыми расходами, если по условиям договора такие расходы должен нести экспедитор. В этом случае они включаются в общие затраты экспедитора, связанные с исполнением договора.

Если по условиям договора расходы на страхование грузов осуществляются за счет клиента и (или) иного доверителя, то для экспедитора они будут возмещаемыми затратами.

Иными словами, расходы, произведенные экспедитором за счет клиента и (или) иного доверителя (возмещаемые затраты), не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль логистической компании. В этом случае груз страхуется экспедитором, а клиент должен своевременно возместить экспедитору понесенные им денежные расходы по организации страхования грузов. Основанием для такого вывода служат нормы подп. 9 п. 1 ст. 270 НК РФ, п. 5 ст. 4 Федерального закона № 87-ФЗ.

При этом затраты, понесенные экспедитором и подлежащие возмещению клиентом, не признаются расходами экспедитора (п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99). На сумму данных затрат производится запись по дебету счета учета расчетов с клиентом (счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками») в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов с поставщиками и подрядчиками услуг, затраты на которые возмещаются клиентом (счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

При получении от клиента денежных средств в счет возмещения данных затрат в учете экспедитора погашается указанная дебиторская задолженность клиента, и доход при этом не образуется (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99).

Таким образом, расходы на страхование грузов могут осуществляться за счет клиента (возмещаемые затраты) либо включаться в собственные расходы экспедитора (невозмещаемые затраты) в зависимости от условий договора.

К сведению. В Федеральном законе № 87-ФЗ прописана обязанность экспедитора не заключать договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено экспедиторским договором. Эта норма направлена на то, чтобы не допустить двойного страхования груза - и клиентом, и экспедитором.

Ситуация 4

Включение затрат на страхование ответственности экспедитора, предусмотренных договором транспортной экспедиции, в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли

В соответствии со ст. 803 ГК РФ, п. 1 ст. 6 Федерального закона № 87-ФЗ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с гл. 25 ГК РФ и Федеральным законом № 87-ФЗ.

Если страхование грузов всегда осуществляется в интересах самого клиента, то страхование профессиональной ответственности осуществляется как в интересах экспедитора, так и в интересах клиента.

Транспортная компания, заключившая договор страхования ответственности экспедитора, считает себя защищенной от возможных неприятностей с перевозимым грузом и автоматического возникновения в связи с этим убытков. Соответственно, заключение данного договора позиционируется для клиента как преимущественный фактор при выборе транспортной компании.

Арбитражная практика по данному вопросу не является однозначной: встречаются решения, признающие правомерность страховой выплаты при заключении договора страхования ответственности экспедитором (Постановление ФАС Московского округа от 12.03.2009 № КГ-А40/1283-09), и решения, поддерживающие отказ страховой компании в выплате страхового возмещения (Постановления ФАС Северо-Западного круга от 13.10.2008 № А56-47226/2007, ФАС Уральского округа от 01.12.2008 № Ф09-8955/08-С5).

Иными словами, в законе должна быть прямо предусмотрена возможность страхования риска неисполнения обязательств.

В настоящее время Федеральным законом № 87-ФЗ обязательное страхование ответственности экспедитора по договору транспортно-экспедиционного обслуживания автомобильным транспортом не предусмотрено.

Если при заключении договора транспортной экспедиции условие о страховании ответственности экспедитора все-таки предусмотрено, то здесь нужно учитывать следующее.

Страхование гражданской ответственности экспедитора не является обязательным видом страхования и не относится к видам добровольного страхования, расходы на которые учитываются для целей налогообложения прибыли организаций согласно п. 1 ст. 263 НК РФ.

Исключение составляют расходы в виде страховых взносов по договорам добровольного страхования ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями (подп. 8 п. 1 ст. 263 НК РФ, письмо УФНС по г. Москве от 08.09.2010 № 16-15/[email protected]).

Таким образом, расходы в виде страховых взносов по договорам добровольного страхования ответственности экспедитора (за исключением страхования ответственности при осуществлении деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями) не могут признаваться расходами для целей налогообложения прибыли.

Процесс подготовки проекта договора можно условно разделить на несколько этапов:

  • проверка контрагента;
  • определение предмета сделки и порядка исполнения обязательств, принятых на себя сторонами;
  • составление перечня сопутствующих услуг ;
  • установление исполнения договора;
  • определение стоимости услуг и ;
  • определение условий об за ненадлежащее исполнение обязательств по договору и порядке компенсации причиненного ущерба;
  • определение условий и порядка договора;
  • установление порядка разрешения споров , которые могут возникнуть между сторонами в процессе исполнения сделки;
  • утверждение приложений ;
  • подписание договора.

Проверка контрагента при подготовке

Сторонами договора, а именно, заказчиком и исполнителем (или отправителем и перевозчиком) могут выступать физические и юридические лица , то есть, граждане, индивидуальные предприниматели и организации различных организационно-правовых форм (ООО, АО, товарищества, кооперативы, НКО, учреждения и т.д.).

Качественная предварительная проверка потенциального партнера требуется для исключения рисков , связанных с мошенническими действиями контрагента.

Если исполнителем или заказчиком по договору выступает физическое лицо , необходимо попросить предоставить следующие документы:


Для проверки юридического лица нужно затребовать следующий пакет документов:

  • устав организации;
  • свидетельство о госрегистрации и постановке на налоговый учет ;
  • приказ о назначении директора;
  • действующую доверенность , в соответствии с которой сотрудник, подписывающий договор, наделен полномочиями на заключение сделок от лица компании.

У исполнителя, независимо от того, является он индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, необходимо затребовать :

  • свидетельство о получении лицензии на осуществление перевозок;
  • документы, подтверждающие наличие в собственности компании или ИП транспортных средств, которые будут использованы для исполнения обязательств по договору, либо договор аренды ТС, а также данные о техническом состоянии транспорта;
  • документально подтвержденную информацию о наличии в штате организации водителей соответствующей категории либо, если исполнитель – ИП осуществляет транспортировку собственными силами, его водительское удостоверение.

Каждого контрагента, будь то ИП или предприятие, нужно проверить посредством четырех инструментов:


Перечисленные выше документы понадобятся не только для проверки контрагента, но и непосредственно для составления договора. В тексе документа необходимо обозначить ссылку на устав или доверенность , на основании которой действует представитель компании, если в сделке участвует юридическое лицо.

Кроме того, нужно указать данные лицензии перевозчика. В последнем пункте договора «Адреса и реквизиты сторон» перечисляются наименование организаций или ФИО физических лиц, выступающих сторонами сделки, их банковские реквизиты и адреса .

Скачать бесплатно:

Договора на оказание транспортных услуг с ИП.

Договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг.

Договора оказания транспортных услуг с экипажем.

Договора оказания транспортных услуг с физическим лицом.

Договора оказания услуг по перевозке пассажиров.

На оказание транспортных услуг по грузоперевозкам плюс на оказание услуг грузчиков.

Подробнее об особенностях заключения договора возмездного оказания услуг с физическими лицами мы писали , а вы узнаете, как оформляются подобные соглашения с юрлицами.

Определения предмета договора

Под предметом договора, когда речь идет об услугах, понимается определенная совокупность действий каждой из сторон. Этот пункт требует максимальной детализации с тем, чтобы обязанности и границы ответственности каждого из контрагентов были четко определены и понятны.

Поскольку подробное описание предмета сделки может оказаться достаточно объемным, целесообразно вынести детали в отдельное приложение с соответствующей ссылкой в тексте договора. Предмет соглашения об оказании транспортных услуг в самом простом виде предусматривает обязанность исполнителя :

  • обеспечить подачу транспорта;
  • получить груз или принять пассажиров в определенном месте;
  • обеспечить сохранность груза в процессе перевозки;
  • транспортировать груз в указанный заказчиком пункт назначения;
  • сдать груз уполномоченному лицу.


Клиент, в свою очередь, обязуется предоставить груз или пассажиров в обозначенном месте, обеспечить приемку груза в пункте назначения и произвести оплату.

Договор может быть заключен для совершения единовременной транспортировки груза или на длительное время.

Во втором случае целесообразно определить в тексте договора порядок оформления заявок, на основе которых заказчик будет давать задания исполнителю о необходимых перевозках.

Именно в них и нужно будет конкретизировать предмет сделки применительно к каждому отдельному этапу оказания услуг. Для уточнения предмета сделки в бланке договора или в приложениях к нему нужно определить следующие данные:

  1. Маршрут и порядок организации транспортировки.
  2. Состав и количество груза или пассажиров. Важным моментом здесь является передача груза в надлежащей таре, подходящей для безопасной перевозки . Эта обязанность чаще всего возлагается на клиента, а исполнитель, в свою очередь, вправе отказаться принять груз при несоблюдении данного условия. Точное определение пункта об упаковке товаров в договоре служит для защиты интересов грузоперевозчика.
  3. Тип и характеристики транспортных средств , которые будут использованы для выполнения задания заказчика. Особое значение этот пункт приобретает в тех случаях, когда нужно перевезти груз, требующий специальных условий транспортировки . Например, для доставки замороженной продукции понадобится рефрижератор, а для перевозки негабаритного груза специальный прицеп или вагон. Это также важно при пассажирских перевозках, если необходимо обеспечить определенный уровень комфорта для пассажиров.
  4. Сопутствующие услуги (данный пункт будет рассмотрен подробно ниже).
  5. Право исполнителя привлекать третьих лиц для выполнения задания клиента. В договоре может быть предусмотрена возможность перевозчика обратиться к помощи субподрядчиков при условии получения разрешения заказчика или без такового. Первый вариант позволяет перевозчику более оперативно реагировать в случае возникновения непредвиденных ситуаций . Второй – дает возможность заказчику лучше контролировать процесс перевозки.

Перечень дополнительных услуг

Основной задачей исполнителя по договору является перевозка груза или пассажиров из пункта А в пункт В.

Однако во многих случаях целесообразно передать ему еще ряд работ , особенно, если предметом сделки является транспортировка товаров на дальние расстояния разными типами ТС.

Итак, сопутствующие услуги могут включать:

  1. Оформление сопроводительной документации и прохождение таможенных процедур .
  2. Организацию погрузо-разгрузочных работ .
  3. Временное хранение груза на складе и его охрану в процессе транспортировки.
  4. Страхование товаров. Включение в договор данного пункта позволяет заказчику получить дополнительные гарантии на случай порчи, повреждения или утраты груза в процессе транспортировки.
  5. Мониторинг передвижений груза.

Поскольку перечисленные услуги могут быть сопряжены с дополнительными расходами , в договоре необходимо указать, кто, заказчик или исполнитель, обязан их оплатить.

Установление сроков

Грамотное составление договора рассматриваемого вида требует определение следующих сроков :


В одних случаях сроки могут быть определены конкретной датой, в других их целесообразно связать с фактом наступления того или иного события.

Стоимость и порядок проведения расчетов

Стоимость услуг определяется непосредственно в тексте договора или устанавливается отдельно по каждой заявке клиента. Во втором случае можно составить приложение к договору с перечнем расценок перевозчика. При этом целесообразно указать в документе возможный порядок изменения такого прайс-листа.

Расчеты по договору проводятся единовременным платежом либо разбиваются на этапы. Стороны вправе предусмотреть условие о предоплате .

Сроки устанавливаются в виде фиксированной даты , если таковую можно определить, либо привязываются к какому-то событию . Например, заказчик может производить расчет в течение 5 банковских дней с момента приемки груза в пункте назначения или после выставления перевозчиком счета.

В тексте соглашения также устанавливается форма осуществления оплаты : наличный или безналичный расчет. Кроме того, если стороны работают на общей системе налогообложения, нужно указать на включение в стоимость услуг НДС.

Ответственность сторон

Прямо вытекает из обязательств, которые они принимают на себя согласно условиям соглашения, а также из положений нормативных актов, регламентирующих данный вид обязательств.

Исполнитель несет ответственность за:


Заказчик несет ответственность за:

  • передачу груза в таре, необходимой для обеспечения сохранности груза в ходе транспортировки, если эта обязанность возложена на клиента;
  • передачу товаров перевозчику в том месте и в то время , которое обозначено в договоре или заявке;
  • организацию приемки груза в пункте назначения в установленный срок;
  • своевременную оплату платежей и дополнительных издержек, возникающих у исполнителя в процессе исполнения договора, если условиями сделки предусмотрена такая обязанность;
  • соблюдение порядка и сроков оплаты услуг по договору.

Сторонам следует предусмотреть условия о неустойке и порядке возмещения ущерба , причиненного ненадлежащим исполнением сделки. Это особенно важно в контексте рисков, связанных с утратой или повреждением груза во время перевозки.

Следует отметить, что ответственность за порчу товаров перевозчик несет всегда, кроме случаев, когда груз пострадал в результате обстоятельств, которые исполнитель не имел возможности и не должен был предусмотреть. К последним относятся, в частности, форс-мажорные обстоятельства , перечисленные в ст. 401 ГК РФ.

Гражданский кодекс РФ. Статья 401. Основания ответственности за нарушение обязательства

  1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

    Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

  2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
  3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
  4. Заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно.

Порядок разрешения споров


На случай возникновения спора рекомендуется предусмотреть в договоре пункт о разрешении конфликтов между сторонами в досудебном порядке.

Как правило, в документе фиксируется обязанность контрагентов до обращения в суд сообщить партнеру о своих претензиях в письменном виде и предоставить ему определенный срок для их рассмотрения и подготовки ответа.

Стороны также вправе в рамках договора заключить соглашение о рассмотрения споров в третейском суде. Кроме того, они могут изменить территориальную подсудность, например, предусмотрев возможность обращения с иском к контрагенту в арбитраж или суд общей юрисдикции по месту нахождения истца.

Расторжение

Согласно нормам гражданского законодательства, стороны вправе сделку в любой момент по обоюдному соглашению или в одностороннем порядке.

При этом нужно иметь в виду, что инициатор одностороннего расторжения сделки обязан возместить контрагенту ущерб, причиненный досрочным прекращением договорных отношений.

Во избежание конфликтов в тексте договора необходимо указать :

  • за сколько дней и в какой форме инициатор расторжения договора должен контрагента о своем решении;
  • в какие сроки и в каком порядке должны быть проведены итоговые расчеты за оказанные услуги ;
  • в каком порядке предъявляется требование о возмещении ущерба , причиненного досрочным расторжением договора;
  • в какие сроки этот ущерб должен быть возмещен.

Если расторгнуть договор добровольно не удалось, это можно сделать в судебном порядке.

Итоги


Гражданско-правовой принцип свободы договора обеспечивает контрагентам широкий спектр возможностей для самостоятельной регламентации договорных отношений в области транспортных услуг.

Это позволяет комбинировать в одном соглашении несколько различных обязательств и формировать комплексные услуги в рамках одной сделки.

Каждый пункт договора требует тщательного анализа на предмет юридических рисков.

Все нужно прописывать в тексте документа и приложениях к нему точными формулировками , понятными всем участникам сделки и не позволяющими двусмысленного толкования.

Особое внимание нужно уделить таким пунктам, как предмет договора, сроки, распределение ответственности за порчу и утрату груза, а также порядок возмещения причиненного ущерба.

Необходимость доставить к месту назначения товар или какие-либо материалы возникает у многих компаний. При этом далеко не каждая из них имеет свой транспорт. Как показывает практика, при заключении договоров, связанных с перевозкой грузов, оформлением заказов на транспортировку возникает много нарушений и неточностей.

Однако начнем, как положено, с начала.

Согласно договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или же организовать выполнение указанных в этом контракте услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ). Экспедиторский контракт может быть как разовым, так и непрерывным, или «рамочным». В последнем случае очень сложно определить заранее и предмет перевозки, и его получателя, характер упаковки, порядок определения веса груза, тарифы и сроки доставки и пр. Для подобных случаев в «теле» договора всегда существуют отсылки к приложениям, которые составляются при каждой очередной перевозке, а также оговорка, что все приложения к договору являются его неотъемлемыми частями.

Рассмотрим подробнее вопрос о форме экспедиторской расписки. Согласно правилам, ее бланк заполняется и подписывается экспедитором в двух экземплярах (оригинал вручается грузоотправителю или клиенту). Обратите внимание – экспедиторская расписка не является оборотным документом.

Впрочем, иногда оговорка бывает не нужна. Дело в том, что неотъемлемость некоторых договорных приложений, например, зафиксирована сразу в законе. Именно так обстоит дело с поручением экспедитору, в котором определяются условия и перечень оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг путем оформления складской расписки, которая свидетельствует о факте принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение, а также экспедиторской распиской (п. 5–7 постановления правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности»). Обратите внимание – перечисленные документы являются обязательными и для фирм-экспедиторов, и для их клиентов (приказ Минтранса № 23 от 11 февраля 2008 г. «Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов», далее – Приказ о порядке № 23). Однако при отсутствии хотя бы одного из этих обязательных «экспедиторских» приложений (если, например, исполнитель не очень добросовестно выполнил свои договорные обязательства), даже несмотря на наличие в законодательстве некоторых «успокоительно-компенсационных» правил (таких, как, например, ст. 15, 393 и 801 ГК РФ и п. 1 ст. 7 Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»), с восстановлением справедливости у отправителя могут возникнуть серьезные проблемы.

Обычные дела

Рассмотрим типичную ситуацию. Компания-получатель обратилась к фирме-исполнителю, чтобы последний от ее имени обеспечил автоперевозку и экспедирование груза. Договоренность оформили контрактом транспортной экспедиции. На основании этого договора были оформлены товарно-транспортная накладная, а также доверенность для предприятия-перевозчика, услугами которого исполнитель был вправе воспользоваться согласно условиям того же контракта.

Однако сделка пошла по другому сценарию, нежели изначально планировали компаньоны, – часть груза оказалась утерянной. После непродолжительной и безрезультатной претензионной переписки представитель фирмы-покупателя обратился в суд. Компания-заказчик требовала взыскать с бывшего партнера стоимость утраченного товара. Развязка этой истории и печальна и поучительна: фирме-покупателю не удалось выиграть спор ни в одной инстанции. Вердикт арбитров был везде одинаков: хотя спор возник из отношений, связанных с перевозкой и экспедированием товара, де-юре договорных обязательств между сторонами вообще не возникало, т. к. представители компании-заявителя не смогли показать арбитрам экспедиторскую расписку (решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 сентября 2009 г. и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 февраля 2010 г. по делу № А56-36614/2009).

Распишитесь…

Итак, в рассмотренном примере отсутствие выданной экспедитором клиенту (или указанному им грузоотправителю) экспедиторской расписки, которая согласно закону является неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции, исключает основания полагать возникновение между сторонами как обязательств по указанному договору, так и по возмещению стоимости утраченного груза.

Договоренность оформили контрактом транспортной экспедиции. На основании этого договора были оформлены товарно-транспортная накладная, а также доверенность для предприятия-перевозчика, услугами которого исполнитель был вправе воспользоваться согласно условиям того же контракта.

Экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и подтверждает факт получения груза, а также дает экспедитору право владения грузом до момента его передачи клиенту (или грузополучателю – по окончании перевозки). Выдачей этого документа экспедитор подтверждает, по крайней мере, четыре факта. Первый – что указанная там отправка состоялась и он несет ответственность за выполнение обязательств по доставке груза. Следующим «пунктом» экспедитор свидетельствует, что тара и упаковка предъявленного к отправке груза находятся в надлежащем состоянии. Далее, выдача расписки «указывает», что ее содержание соответствует инструкциям, полученным экспедитором, без каких-либо разночтений. И, наконец, оформленный транспортный документ означает, что условия перевозочных документов не противоречат обязательствам, взятым на себя экспедитором в соответствии с самой распиской.

Форма и содержание

Рассмотрим подробнее вопрос о форме экспедиторской расписки. Согласно правилам, ее бланк заполняется и подписывается экспедитором в двух экземплярах (оригинал вручается грузоотправителю или клиенту). Обратите внимание – экспедиторская расписка не является оборотным документом (т. е. эта бумага не возвращается экспедитору после доставки груза получателю). Если участникам перевозки потребуются ее дополнительные копии, то на бланках делается отметка «Копия необоротная».

Требования к бланку экспедиторской расписки изложены в Приказе о порядке № 23. Он должен быть напечатан на листах А4 шрифтом строго определенной величины, а заполнить расписку надо либо на компьютере, либо черной или синей шариковой ручкой, без ошибок и помарок (п. 21–24 Приказа о порядке № 23).

Почти все поля расписки предназначены для описания груза, и они идентичны тем, что содержатся в бланке другого транспортного документа – поручения экспедитору. Здесь указываются номер и дата составления документа, реквизиты отправителя, экспедитора и клиента (включая наименование, точный адрес и телефон). Далее идут сведения о грузе: вписывается страна происхождения товара, его товарный код (или опознавательный номер груза) для таможенных, транспортных и статистических целей, информация о маркировке, упаковке и количестве занимаемых им мест. Далее прописывается вес груза с упаковкой и без нее (соответственно – брутто, нетто). Затем указывается объем груза и его стоимость согласно платежным документам.

Есть только одно поле, которое отсутствует в поручении, – это пункт «Условия». В нем указываются условия приема груза экспедитором на транспортно-экспедиционное обслуживание и обязательства экспедитора. Ниже (обратите внимание – по желанию партнеров) проставляются особые отметки – это может быть любая дополнительная информация о ценностях, об особом способе транспортировки, обеспечении безопасности окружающей среды и сохранности перевозимого груза. Расписку подписывает экспедитор или его уполномоченное лицо (с расшифровкой).

Экспедиторский контракт может быть как разовым, так и непрерывным, или «рамочным». В последнем случае очень сложно определить заранее и предмет перевозки, и его получателя, характер упаковки, порядок определения веса груза, тарифы и сроки доставки и пр.

Обратите внимание – несоблюдение установленной законом формы экспедиторской расписки равнозначно ее отсутствию (во всяком случае, для арбитражный судей), и «тянет» за собой уже рассмотренное выше решение об «отсутствии каких-либо договорных обязательств». Например, если предприятие-клиент решит призвать к ответу нерадивого экспедитора и представит в суде заявку на перевозку груза, товарно-транспортную накладную, а также сдаточный список, заявив, что последний является экспедиторской распиской, то решения в свою пользу ему, скорее всего, не видать. Арбитры сочтут, что экспедитор от фирмы-заказчика ничего не получал, т. к. факт получения груза не подтвержден, а сдаточный список не экспедиторская расписка, потому что форма последней четко установлена законом (решение Арбитражного суда Свердловской области от 5 июня 2008 г. по делу № А60-15704/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 апреля 2008 г.; постановление ФАС Уральского округа от 2 июня 2008 г. № Ф09-3930/08-С5).

Вниманию бухгалтеров

Может сложиться впечатление, что правильно оформленная экспедиторская расписка нужна только клиенту. Однако в грамотно составленном документе заинтересован и экспедитор. Как неоднократно указывалось, расписка подтверждает факт приема груза экспедитором, а значит, и переход к нему права на владение грузом до момента его передачи грузополучателю. Поэтому в бухгалтерском учете фирмы- экспедитора именно этот документ наряду с товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т является основанием для принятия груза на счете «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» в оценке, установленной договором транспортной экспедиции (постановление Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. № 78).

Обратите внимание – экспедиторская расписка не может подтвердить транспортные расходы компании-клиента (письмо УФНС РФ по г. Москве от 29 августа 2008 г. № 20-12/082058), поскольку этот документ не содержит информации о стоимости оказанных услуг, а отражает только цену самого груза. (Для подтверждения же расходов на перевозку необходима товарно-транспортная накладная.) Однако расписка входит в комплект документов, подтверждающих факт оказания услуг экспедитором (наряду с договором, ТТН, отчетом экспедитора – актом оказания услуг, перевозочными документами, например отрывными талонами путевых листов и пр.).

Кстати, комплект экспедиторских документов тоже необходим обеим сторонам сделки: экспедиторам – для подтверждения права применения нулевой ставки НДС, а клиентам – для применения вычетов по НДС в части расходов на экспедирование и перевозку грузов по договору транспортной экспедиции (письма УФНС РФ по г. Москве от 24 мая 2007 г. № 19-11/048184.1 и от 15 мая 2007 г. № 19-11/044970).