История 6 презентация о рыцарях. Презентация "Рыцари средневековья" (6 класс) по истории – проект, доклад. В XIII веке появились металлические доспехи

РЫЦАРИ

СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Благословлен правой рукой Его Величества этот меч, чтобы служить защитой церкви, вдов, сирот и всех Его подданных...


Х-ХV веках в Европе рыцари пользовались почетом и уважением.

Закованные в броню воины на боевых конях, представляли собой грозную стремительную силу, которую на поле брани нелегко было остановить. В конном сражении, защищенные кольчугой или тяжелыми доспехами, они бились трехметровыми копьями, а в пешем - длинными тяжелыми мечами, булавой или боевым топором.


Кто такие рыцари?

Рыцарь (с немецкого "рейтар" - всадник) – конный воин, принадлежащий к высшему сословию.

Со временем рыцарями стали называть всех сеньоров, поскольку их главной обязанностью было несение конной военной службы.


Со временем все больше и больше успех сражения решали не храбрые воины-одиночки, а пехотинцы, особенно лучники.

Уже к началу XVI века само слово «рыцарь» означало всего лишь титул.




Средневековый замок Гохостервитц – В Австрийских землях


Средневековый замок Глэмис в Шотландии


Эволюция рыцарского замка

1- IX век

2 - нормандский замок

XI века с пешеходным мостом на главную башню

3 – тип башни замка из кирпича, Х век

4 – англо-романский замок, конец ХI века

5 – замок на острове, XIII – XIV века


1 – барбакан

2- гать (дамба)

3- частокол

4 - ров с водой

5 - дозорная башня

6 - подъёмный

7 - боковой ход

9- наружная

10 – подъёмная

11 - донжон

12 - внутренний

13 - дальний

14 - караульня

15 - бойница

16 - угловая

17 – боковая башня

18 - бастион

19 – зубчатый парапет

20 – часовня

21 - туалет

Схема средневековой крепости-замка


Схема входа в замок:

2 - галерея на стене,

3 - подъемный мост,

4 - решетка (герасы )


Большое значение при обороне замка играли крепостные башни, вначале квадратные в плане, а затем круглые, что способствовало лучшему радиусу обстрела.

Позже на крепостных стенах появились башни с бойницами и машикули – выступающие над стенами башни галереи с люками в полу




Донжон –

жилище феодала

Донжон - дом-башня прямоугольной или многогранной формы.

Занимал доминирующее положение в замке.






Путь в рыцари.

В 21 год на специальной церемонии юношу посвящали в рыцари.

На церемонии оруженосец опускался на колено перед сеньором, иногда самим королем, и тот три раза ударял его плашмя по плечу мечом.

Затем новому рыцарю вручали меч и шпоры.

В этот день непременно устраивались пиры и турниры, на которых посвященный мог показать свои умения.


Оруженосцы

Оруженосец ухаживал за лошадьми.

Встречал гостей, а в походе вез доспехи рыцаря.

На поле боя он был близ рыцаря, готовый в любой момент подать ему запасное оружие.







Рыцарский дух

Рыцари придерживались особого поведения, который стали называть рыцарством.

На турнире

Рыцарь был смел и неистов на поле битвы, однако в обычной жизни он вел себя учтиво и любезно.

На турнире соперники мчались навстречу друг другу с огромной скоростью.

Рыцарские копья замеряли: их длина должна была быть одинаковой.

Особые знаки внимания рыцарь оказывал тем, кто был выше его рангом или положением.

Рыцарь защищал все, что было связано с христианской верой.




Победа и поражение на рыцарском турнире

Главное победа, а не участие.(девиз рыцарей)

Победителю достается конь и все снаряжение. Победитель имеет право захватить оппонента в плен и потребовать выкуп.




Рыцарь и его дама

Победитель турнира получает венок из рук дамы.

Одежда дамы и рыцаря должна была быть одних и тех же цветов.



XIII в.

XIV – XV в.


В XIII веке появились металлические доспехи.

Они весили свыше сорока килограмм.


Рыцарский шлем со съемным забралом.

Шею и плечи воина защищала набранная из металлических колец кольчуга, скрепленная со шлемом.


Секира или алебарда пехотинца, и булава.

Шлем, названный «грейт-хелм», изготовлен из единого куска металла около 1370 г.

Эти доспехи конца XV в. свидетельствуют о могучем телосложении средневекового рыцаря.


Лошади рыцаря

Парадные доспехи

Лошади получали защиту не для красоты - нередко рыцари попадали по ним.


Символика на щитах

В XII веке рыцари начали использовать ярко раскрашенные щиты.

Со временем символы на них стали составной частью рыцарских гербов.

Гербовый щит состоял из двух элементов: поля и фигур.

Герб рыцаря рисовали или вышивали на всем его снаряжении.

Символы на гербе имели особый смысл.

Гербы создавались по принятым в данной стране правилам.

Разрешалось использовать цвета трех групп: металлы, финифть, меха.

Германский рыцарь XIII века.


"мужество", "страсть"

"величие, красота, ясность"

"чистота и скромность", "благородство"

"богатство, сила, верность", "знатность"

Герб Ричарда Львиное Сердце


1. ЛЕВ - отвага, сила и великодушие;

2. ЖУРАВЛЬ - бдительность и осторожность;

3. ЛИЛИЯ - расцвет и успех;

4. ЕДИНОРГ - непобедимость,

5. ГРИФ - неустрашимость и свирепость;

6. КОШКА - независимость;

7. ВОЛК - злость, жадность;

8. КАБАН - бесстрашие;

9. ПЕТУХ - воинственность;

10. ПАВЛИН - красота;


Рыцарская мораль

Основные обязанности рыцаря:

- быть смелым и верным

  • быть преданным своему сюзерену
  • защищать веру и Церковь
  • покровительствовать вдовам и сиротам


Так же рыцари имели свой кодекс чести

Им полагалось:

  • беречь рыцарское достоинство,
  • говорить правду и держать своё слово,
  • блюсти чистоту нравов,
  • быть щедрым,
  • защищать слабых,
  • быть галантными с женщинами и учтивыми со всеми остальными,
  • бороться против зла и защищать добро.

Пир в рыцарском замке

На столе в XI веке :

Скатерть, металлические кубки, столовые ножи (кинжалы), фрукты, сушеные фрукты, пиво, хлеб, мясо, рыба, орехи, репа, оливковое масло, перец черный.

Тарелки из олова и дерева появились в XIV – XV веках.

В VIII - IX веках роль тарелок играли специальные выемки в дубовом столе.

Еду брали с середины стола пальцами и клали на кусок хлеба.


Средневековая столовая в замке .


Слайд 2

Слайд 3

Рыцарь

Рыцарь - это профессиональный воин, тяжело вооруженный всадник.

Слайд 4

Рыцарские доспехи включали до 200 деталей, а общий вес военного снаряжения доходил до 90 кг; с течением времени росли их сложность и цена.

Слайд 5

Доспехи рыцаря

  • Слайд 6

    Рыцарь

    1. рыцарь;
    2. бароны;
    3. епископы;
    4. графы;
    5. герцоги;
    6. король.

    Рыцарь происходил из мелких феодалов и замыкал собой иерархическую лестницу феодального высшего общества. Рыцарям за их службу королю – верховному сеньору – выдавались земельные наделы.

    Слайд 7

    Верховный сеньор-король

  • Слайд 8

    Оружие рыцарей

  • Слайд 9

    Главная святыня рыцаря – меч

  • Слайд 10

    Рыцарский герб

    Рыцарь имел свой герб - отличительный знак рода и девиз – краткое изречение, объяснявшее смысл герба. Герб и девиз располагались на щите, который был своего рода визитной карточкой рыцаря.

    Слайд 11

    Слайд 12

    Конь рыцаря

    Рыцарь имел 2–3 коня: обычного и боевого, в доспехах. Такого коня можно было поразить только в брюхо. Голову лошади закрывали металлическим или кожаным наглавником, грудь – железными бляхами, бока – кожей. Кроме того, коня накрывали попоной или чепраком из бархата или другой дорогой материи с вышитыми гербами рыцарей. Лошади, «вооруженные» таким образом, назывались «латными».

    Слайд 13

    Для того чтобы стать настоящим воином-рыцарем, требовалось много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства. В возрасте семи лет мальчики становились пажами (личными слугами) знатных феодалов или короля. Затем - оруженосцами. Они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья. И лишь после этого наконец совершалась церемония посвящения их в рыцари.

    Слайд 14

    Посвящение в рыцари

    Посвящение в рыцари символизировало вхождение в привилегированное сословие, приобщение его к правам и обязанностям и сопровождалось особой церемонией, которая называлась акколада.

    Слайд 15

    В рыцарской среде постепенно сложился свод представлений об идеальном рыцаре, следовать которому считалось обязательным. Этот свод представлений назывался кодекс рыцарской чести.
    От рыцаря требовалось:

    • верно служить своему сеньору и королю;
    • быть храбрым;
    • быть готовым на подвиг во имя рыцарской чести или ради прекрасной дамы;
    • бороться с врагами христианской веры;
    • защищать слабых и обиженных;
    • быть верным своему слову;
    • быть щедрым, не скупиться.
  • Слайд 16

    Занятия рыцарей

    Главное занятие рыцаря – война. В мирное время рыцари охотились и участвовали в турнирах. Турнир – это боевое соревнование рыцарей.

    Слайд 17

    Слайд 18

    Замки рыцарей

    Рыцари жили в укреплённых каменных крепостях - замках. Замок возводили на холме, окружали широким рвом с водой. Через ров перебрасывали подъемный мост. За рвом возвышались мощные укрепления: крепостных стен могло быть несколько. Над всеми постройками возвышался донжон –главная башня замка, в которой проживал хозяин с семьёй.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    ГБОУ ГИМНАЗИЯ № 402 ИМ. АЛИИ МОЛДАГУЛОВОЙ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. РЫЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

    СРЕДНИЕ ВЕКА – исторический период с V по XVI век с падением Римской Империи. Становление средневековой культуры происходило в результате драматического и Противоречивого процесса столкновения двух культур античной и варварской, сопровождавшегося, с одной стороны, насилием, разрушением античных городов, утратой выдающихся достижений античной культуры (так, взятие Рима вандалами в 455 г. стало символом уничтожения культурных ценностей - «вандализмом»), с другой стороны, - взаимодействием и постепенным слиянием римской и варварской культур. Средневековая литература была литературой традиционалистского типа. Средневековый человек находил в литературе общепризнанный, традиционный образец, уже готовую универсальную формулу описания героя, го чувств, внешности и т.д. (красавицы все златоглавые и голубоглазые, богачи скупые, святые обладают традиционным набором добродетелей и т.д.) В епископских школах раннего средневековья, ученики читали «образцовые» произведения античных авторов (басни Эзопа, сочинения Цицерона, Горация и др), усваивали античную топику и использовали в своих собственных сочинениях.

    РЫЦАРИ С X века в средневековой культуре складывается рыцарское движение. РЫЦАРЬ – средневековый дворянский почетный титул в Европе. Рыцарство, как военное и землевладельческое сословие, возникло у франков в связи с переходом в 18 веке от народного пешего войска к конному войску вассалов. Дворяне обучали военному делу сыновей с самого раннего возраста, причем больше всего заботились о том, чтобы сделать юношу сильным и ловким. РЫЦАРИ – это всадники благородного происхождения. Со временем рыцари составили особое сословие, особый класс людей, вроде военного братства. Рыцари разных народов не считали друг друга чужими. Их соединяли рыцарские правила, обязательные для всех. Жили рыцари в замках.

    В период Классического Средневековья в художественном творчестве получает свое развитие – РЫЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Героем ее был – воин-феодал, совершающий подвиги. Наиболее известны «ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ» Готфридат Страсбургского (Французский эпос), рыцарский стихотворный роман «ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА» (Германия. История пути бесстрашного рыцаря, через многие опасности и борьбу дошедшего до понимания смысла своего существования. Тристан – это герой не имеющий себе равных, гордость царств и прибежище славы. Изольда – дочь короля или герцога Арморики. К западноевропейской литературе относится и распространенная рыцарская лирическая Поэзия, воспевавшая образцы верности Даме сердца, ради которой рыцари подвергали себя возможным испытанием. РЫЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА

    В наиболее зрелой форме рыцарская литература развивалась на юге Франции с XI века, в одной из древнейших римских провинций - Провансе. В это время возникает рыцарская лирическая поэзия и музыка. В Средние века поэзия стала Королевой словесности, даже летописи облекались в стихотворную форму. Рыцари поэты воспевали красоту Прекрасной Дамы. Провансальские поэты-певцы назывались ТРУБАДУРАМИ. Поэзия трубадуров опиралась на богатейшую поэтическую традицию. Источниками ее были: фольклор, народные песни – обрядовые, свадебные. В памяти поколений сохранились имена 460 трубадуров. Наиболее известными Трубадурами были Бернарт де Вентадорн, Гираут де Борнейль. К наиболее распространенным формам поэзии относились: кансона, альба, баллада, пасторела, плач. Кансона – песня в повествовательной форме излагала любовную тему.

    (Гираут де Борнейль) Баллада в то время обозначала плясовую песню: Все цветет! Вокруг весна! - Эйя! - Королева влюблена, - Эйя! - И, лишив ревнивца сна, - Эйя! - К нам пришла сюда она, Как сам апрель, сияя. А ревнивцам даем мы приказ: Прочь от нас, прочь от нас! Мы резвый затеяли пляс. (Безымянные песни)

    Плач - песня, в которой поэт тоскует, оплакивает свою долю либо скорбит о смерти близкого человека: Нет, не вернусь я, милые друзья, В наш Вентадорн: она ко мне сурова. Там ждал любви - и ждал напрасно я, Мне не дождаться жребия иного! Люблю ее - то вся вина моя, И вот я изгнан в дальние края, Лишенный прежних милостей и крова...

    В XII веке возник новый литературный жанр -рыцарский роман. Авторами были Чаще всего ученые люди. Первые романы появились во Франции. Одним из создателей рыцарского романа был Кретьен де Труа. Знаменитый роман «Ивейн, или Рыцарь со львом» ЗАКЛЮЧЕНИЕ Структура рыцарской культуры была сложна. Под влиянием рыцарской культуры, сформировалось несколько новых направлений западноевропейской культуры, -появляется куртуазная литература. РЫЦАРСТВО – феномен средневековья, один из наиболее ярких признаков той эпохи.


    Слайд 1

    Слайд 2

    Задачи: Узнать кто такой рыцарь? Из чего состоит его вооружение? Как воевали рыцари? Где жили рыцари?

    Цель работы: изучить образ жизни рыцарей Средневековья.

    Слайд 3

    Введение

    Рыцарь - это профессиональный воин. Но не просто воин. Рыцарь, рейтер, шевалье и т.д. на всех языках значит «всадник» . Но не просто всадник, а всадник в шлеме, панцире, со щитом, копьём и мечом. Рыцарь - это самый настоящий бесстрашный воин, давший начало культуре, под названием рыцарство.

    Слайд 4

    Всё рыцарское было весьма дорогим, рыцарем мог стать любой, кто имел достаточно средств, чтобы купить боевого коня, оружие и доспехи. Полный комплект самого простого рыцарского вооружения стоил очень дорого – за него надо было отдать не менее 45 коров или 15 кобылиц. А это величина стада или табуна целой деревни. Стать рыцаре м мог только сын рыцаря и обязательно пройти обряд посвящения.

    История возникновения рыцарства

    Слайд 5

    Ритуал посвящения в рыцари

    Будущему рыцарю наносили удар по затылку или щеке (или клинком меча по спине). Это был единственный удар который рыцарь мог получить, не возвращая

    Слайд 7

    Слайд 8

    Доспехи рыцаря

    Для защиты рыцарь носил щит. Главным оружием рыцарем были меч и копьё. К панцирю крепились: перчатки и металлические штаны, нагрудник и подбородник, а так же детали, защищавшие лицо.

    Слайд 9

    На голову рыцарь надевал кольчужный капюшон или кованный железный шлем остроконечной формы с пластинками для защиты щек и носа. Шлем представляет собой наиболее ответственный и важный элемент бронирования: потеряв руку, еще можно усидеть в седле, а вот потеряв голову...

    1 - Итальянский 2 - Немецкий 3 - Французский 4 - Французский 1310 г. 5 - Немецкий 1318 г. 6 - Французский 1340 г 7 - Немецкий 8, 9, 10 - Французский 1370 г. 11 - Английский 12 - Фламандский 13 - Французский 1380 г. 14 - Шлем Епископа 15 - Французский 1400 г.

    Слайд 10

    Кожаная броня

    Панцири первых европейских рыцарей были кожаными. Положительные черты кожаного панциря - его доступность и легкость. Но в целом он часто не оправдывал себя - даруемый им уровень защиты не окупал снижения подвижности. Они мало помогали от стрел и ударов копья, но, будучи твердыми, эффективно препятствовали разрубанию брони.

    Слайд 11

    Кольчуга

    На смену латам из кожи пришла кольчуга с рукавами и капюшоном, укомплектованную дополнительно кольчужными чулками. Доспех полностью закрывал тело, весил около 10 кг движений почти не стеснял. Однако защиту давал весьма сомнительную. Кольчужные доспехи легко разрезались саблей, протыкались копьем и разрубались топором.

    Слайд 12

    Стандартным, переносимым в руке средством защиты воина от различного оружия противника являлся щит. Первоначальные щиты делались из легкого дерева и иногда обтягивались мехом обычно волчьим.

    Слайд 13

    Пластинчатые латы

    Полные сочлененные латы не только обеспечивали высокий уровень защиты в рукопашном бою. Главное, они выполняли функцию своеобразного экзоскелета, и тем самым резко повышали живучесть воина.

    Слайд 14

    Ну, а как рыцари воевали? Перед битвой рыцарь собирал войско из оруженосцев и пехотинцев. Когда войско оказывалось на поле боя, то рыцари начинали построение, в первом ряду было около 5 рыцарей, затем следующим рядом вставали 7 рыцарей и с каждым рядом их количество увеличивалось. После построения рыцарей происходило построение конницы. Сам бой состоял из сотен, а то и тысяч схваток и мог длиться часами, без перерыва.

    Слайд 15

    Рыцарский турнир

    Воинское мастерство оттачивалось на турнирах-состязаниях рыцарей в силе и ловкости. Благодаря турнирам рыцари, в мирное время, могли завоевать высокий авторитет в глазах представителей своего сословия.

    Слайд 17

    Рыцарский кодекс чести

    Рыцарский кодекс чести – определенные правила поведения в своем сословии. Рыцарь – надежда слабых и униженных. Рыцарь должен был быть щедр. Рыцарю должна была быть чужда хитрость. Рыцарь должен был быть галантен с дамами, о даме сердца должен был быть верен до конца дней своих.

    Слайд 18

    Слайд 19

    Слайд 20

    Слайд 21

    Слайд 22

    Если рыцарь величался своими подвигами, а на самом деле ничего не делал, то такого хвастуна наказывали следующим образом: на его щите укорачивали правую сторону главы герба. Если какой-нибудь рыцарь осмеливался убить военнопленного, то за это также укорачивали главу герба на щите, округляя ее снизу. Если рыцарь лгал, льстил и делал ложные донесения, чтобы втянуть своего государя в войну, то главу герба на его щите покрывали красным цветом, стирая бывшие там знаки. Если же рыцаря уличали в лжесвидетельстве или в пьянстве, то на обеих сторонах его герба рисовали две черные мошны. Если рыцарь уличался в трусости, то его герб был замаран с левой стороны.


    Что такое рыцарство. (Панкова Валерия и Клюев Павел) Воспитание рыцарей. (Дейкин Дмитрий) 7 рыцарских добродетелей. (Гурин Андрей) Посвящение в рыцари. (Басенцян Мисак и Брянцева Ирина) Кодекс рыцарей. (Сенашенко Мария и Брянцева Ирина, Клюев Паша) Рыцари в бою. (Ветров Геннадий) Рыцарские турниры. (Крамарова Дарья и Гурин Андрей) Замки средневековья. (Исаева Марина) Знаете ли вы… (Иванов Илья) Часть первая




    Кто из нас не грезил о далеких временах доблестных рыцарей, благородных и преданных дамах их пламенных сердцах, о странствующих героях романов Вальтера Скотта, о благородных крестоносцах, возглавляемых Ричардом Львиное Сердце, смешном идальго Дон Кихоте с его верным Санчо Панса. Этот период романтического прошлого был далеко не таким безмятежным и славным. Мы, ученики 6 «А» класса, решили узнать об этом как можно больше и рассказать нашим друзьям и сверстникам об этом интересном времени. Наш 6а класс подготовил альманах «Рыцари Средневековья» Готовясь к нашему альманаху, мы узнали много информации о средневековых рыцарях. За информацией для альманаха мы обращались к дополнительной справочной литературе: энциклопедиям, справочникам, словарям. Предлагая собранный нами материал, оформленный в виде альманаха, надеемся, что он вам понравится и откроет много новых страниц в истории рыцарей средневековья и эпохи, в которой они жили …



    Рыцарство – особый привилегированный социальный слой средневекового общества. Традиционно это понятие связывают с историей стран Западной и Центральной Европы, где в период рассвета средневековья к рыцарству, по сути, относились все светские феодалы – воины. Но чаще этот термин употребляют в отношении средних и мелких феодалов в противовес знати.


    В латинском языке слове «миль» означало «солдат». В раннем Средневековье это слово уже обозначает не простых солдат, а лиц, составлявших частные армии, либо тех, кто считался элитой. Эти люди могли позволить себе дорогостоящую экипировку. А «вооружится» по всем правилам было не просто. Шлем, латы, меч стоили дорого. Хороший конь стоил дороже, чем корова. Поэтому военным делом могли себе позволить заниматься только вассалы или свободные люди. Реже владельцы земель вооружали несвободных сервов, давая им деньги на приобретение лошади и оружия. Теперь представление о «миле» - воине – уже неразрывно связано с верховой ездой. Во всей Западной Европе с 7 по 9 век развивалось представление о профессиональном воине, обучавшемся ратному делу в течение нескольких лет. Такие люди или имели свои средства на коня и оружие, или входили в свиту знатного сеньора, который также платил ему за службу. От остальных жителей рыцари отличались ещё и личным статусом. Во время войны рыцарь обязан был встать под знамя своего сеньора. Однако отношения с ним у рыцаря не строились, как у крестьян, по принципу «господин и слуга». Слово «сеньор» означало только «старший». В этом слове отражалось и по – военному братское отношение к своему командиру. Оно свидетельствовало об особых – товарищеских – взаимоотношениях. Зарождение рыцарства


    Рыцарское сословие – особая каста Средневековья, военный класс. Дословно слово «рыцарь» означает «всадник», и неслучайно – рыцари всегда сражались верхом. Рыцари стали единственной реальной силой, которая нужна была всем. Королям - чтобы использовать их в борьбе против других королевств, непокорных вассалов, крестьян и церкви. Феодалам помельче – графам и герцогам – против короля, соседей и крестьян. Крестьянам – против рыцарей, дававших вассальную клятву соседним владыкам. Такое разобщение – всё против всех – и стало главной причиной возникновения рыцарства. Произошло это в 9-10 вв. Рыцарство переживало разные времена. К вв. относится блестящий период рассвета рыцарства, позднее сменившийся упадком. В 10 – начале 11 века рыцари составляли определённую группу лиц, которых объединяло главное в их жизни – война. Конечно, были среди них рыцари и побогаче, и победнее, но образ жизни и те, и другие вели одинаковый. Они исключительно хорошо знали военное дело. Это отличало их от крестьян, которые должны были изо дня в день трудиться. И можно только представлять себе, как боялся простой крестьянин этого огромного воина на коне. В 10 веке рыцари сыграли огромную роль в борьбе с язычниками, защитив западный христианский мир.




    Воспитание рыцарей начиналось с 7 лет. Юноша почти не бывал дома, в лесах сражался на палках, мечах и копьях. Занимался плаваньем и верховой ездой. В 10 лет он поступал в замок к своему синьору и получал звание пажа или валета. Паж выполнял обязанности слуги.. Он выполнял различные поручения сеньора и членов его семьи. В 14 лет юноша получал звание оруженосца. В замке он присматривал за лошадьми и собаками, встречал гостей.




    У рыцарей были свои традиции, выполнение, которых являлось их долгом. Традиции требовали от рыцаря быть сведущим в вопросах религии, знать «Семь рыцарских добродетелей». В «семь рыцарских добродетелей» входило: 1. -верховая езда; 2. -фехтование; 3. -искусное обращение с копьём; 4. -плаванье; 5. -охота; 6. -игра в шашки; 7. -сочинение и пение стихов в честь дамы сердца.


    Рыцарь должен был владеть не только этими навыками, но и приличным поведением за столом. В специальных поучениях на это счёт говорилось, что рыцарю не следует набивать рот обеими руками, вытирать нос рукой, ковырять ножом в зубах, распускать за столом пояс.



    Посвящение в рыцари - символическая церемония вступления в рыцарство. Посвящение в рыцари знаменовало переход к зрелости и самостоятельности. Церемония состояла из нескольких этапов. Накануне будущий рыцарь должен был выкупаться в ванне, затем он надевал белую рубашку, алое сюрко, коричневый шосс, золотые шпоры, и один из старейших рыцарей (или отец) опоясывал его мечом. На французском языке "опоясать мечом" и означало сделать рыцарем. Опоясывание оружием - главная часть церемонии. Затем посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку (шее, щеке) с кратким наставлением: "Будь храбр". Подзатыльник назывался "куле". Это был единственный в жизни рыцаря подзатыльник (пощёчина), который рыцарь мог получить, не возвращая. Ритуал посвящения заканчивался демонстрацией ловкости нового рыцаря. Чаще всего посвящение в рыцари производили к религиозным праздникам либо совершали накануне крупного сражения; ему предшествовал длительный период обучения: будущий рыцарь в качестве пажа проходил обучение у знатного, опытного рыцаря либо отца. Например, Карл Великий в 791 г. торжественно опоясал мечом своего 13-летнего сына Людовика, а Людовик, в 838 г. своего 15- летнего сына Карла.


    Рыцарем долгое время мог быть сделан каждый. Сначала рыцарство давалось, по германской традиции, в 13, 15, 19 лет, но в XIII веке заметно стремление отодвинуть его к совершеннолетию, то есть к 21-му году. Посвящение чаще всего совершалось в праздники Рождества, Пасхи, Вознесения, Пятидесятницы; отсюда вытек обычай «ночной стражи» накануне посвящения. Каждый рыцарь мог посвящать в рыцари, но чаще всего это делали родственники посвящаемого; сеньоры, короли и императоры стремились утвердить это право исключительно за собой. В ХI XII вв. к германскому обычаю вручения оружия прибавились сначала только обряд подвязывания золотых шпор, облачение кольчуги и каски, ванна перед облачением; то есть удар ладонью по шее, вошёл в употребление позднее. К концу обряда рыцарь вспрыгивал, не касаясь стремени, на лошадь, скакал галопом и ударом копья поражал манекены, утверждённые на столбах. Иногда сами рыцари обращались за освящением оружия к церкви; таким образом, стало проникать в обряд христианское начало.


    Ночь юноша-оруженосец провел в храме. Здесь, под темными сводами, в полной тишине, он стоял на коленях у одного из алтарей, где мерцали свечи перед изображением Георгия Победоносца, покровителя рыцарства. Огоньки тускло поблескивали на металле тяжелых доспехов, лежащих тут же перед алтарем. Но вот сквозь разноцветные стекла витражных витрин в храм проникали первые солнечные лучи. Юноша терпеливо ждал. Наконец загремели тяжелые засовы железных дверей. Теперь оруженосцу предстояло омовение в приготовленной ванне – в знак начала новой жизни. Потом он снова вернулся в храм. Храм уже был заполнен толпой родственников и гостей, съехавшихся из всех окрестных замков. Епископ начал молитву. Оруженосец смиренно исповедался, причастился и опустился перед епископом на колени. Тот благословил его меч и вручил оружие будущему рыцарю.


    И тогда наступил самый волнующий, самый торжественный момент. Рыцари, молодые дамы и девушки облачили юношу в доспехи. Он преклонил колени перед своим сеньором, и тот трижды прикоснулся к его плечу мечом со словами: «Во имя Божие, во имя Святого Михаила и Святого Георгия, я делаю тебя рыцарем, будь храбр и честен». Впереди торжественный пир в честь нового рыцаря, но прежде ему еще предстояло показать всем гостям свое воинское искусство. У выхода их храма ждал боевой конь; не касаясь стремян, юноша вскочил в седло и промчался во весь опор перед зрителями с копьем наперевес. Меткий удар, и чучело, облаченное в рыцарские доспехи, отлетело шагов на двадцать в сторону. Гости разразились криками восторга… Тысячи, десятки тысяч раз повторялись в средневековой Европе такие сцены. Вчерашний оруженосец после обряда посвящения становился полноправным членом особой касты – рыцарского сословия.




    1.Рыцарский Кодекс Чести является обязательным для всех лиц благородного происхождения, именующих себя Рыцарями. 2.В случае нарушения Кодекса Рыцарем, его судьба будет вверена Сюзерену, вассалом которого он является, при уклонении же от Воли Сюзерена, данное лицо автоматически лишается благородного Рыцарского титула, всех земель и всех привилегий. 3.Каждый рыцарь должен ценой своей жизни защищать жизнь своего Сюзерена. 4.Каждый рыцарь должен держать данное им слово, ибо лишь трусость является для Рыцаря позором большим, чем клятвопреступление. 5.Каждый рыцарь должен иметь Грамоту, подтверждающую его благородное происхождение. 6.Каждый рыцарь должен принимать участие в Турнирах, где показывать доблесть ратную, храбрость и отвагу великую. 7.Рыцарь не смеет причинить вред человеку безоружному. 8.Рыцарь не смеет причинить вред человеку вооруженному неравным оружием, иначе как на поле боя. Рыцарский Кодекс Чести


    9.Рыцарь должен быть милосердым и кротким к слабому, и не отказывать тем кто просит о помощи. 10.Рыцарь должен быть безжалостен к лиходеям, врагам его и его сюзерена, и к людей обидчикам и зла причинителям. 11.Рыцарь должен быть галантен в обращении с благородными дамами. 12.Если между рыцарями возник спор, или один из них словом или поступками своими оскорбил другого, то рыцарь может требовать сатисфакции в честном поединке в присутствии секундантов, или отречения от своих слов и раскаяния в своих поступках. 13.На Рыцарском турнире запрещено использовать нечестные приемы. 14.Нет для Рыцаря вещи более отвратительной, чем предательство. 15.Рыцарь не может ударить поверженного противника (в честном поединке), а также противника, молящего о пощаде. 16.Рыцарь должен беспощадно карать любое оскорбление чести своего Сюзерена, чести Дамы (любой), и собственной чести. 17.Незнание Кодекса Рыцарской чести не является смягчающим вину обстоятельством для людей вероломных, отступивших от его правил.


    Это интересно! Настоящий рыцарь должен был обходиться со своим пленником как с дорогим гостем, даже если до этого они были злейшими врагами не на жизнь, а на смерть. Ведь кто знает, мог наступить и такой день, когда сегодняшний пленник захватит в плен своего нынешнего господина. В бою рыцарь должен был нападать на врага в таком порядке: 1.Вражеский лидер. 2.Известные противники, вражеские флаги и штандарты. 3.Знатная или элитная конница врага. 4.Другая кавалерия. 5.Элитная пехота. 6.Лагерь и штаб. 7.Пехота. 8.Крестьяне и новобранцы.




    Рыцари перед началом боя обычно выстраивались в линию и реже в глубокий боевой порядок – «клин». Для атаки в линию они строились «частоколом» - в одну разомкнутую линию на расстоянии 5-10 метров друг от друга. Интервалы существовали для того, чтобы рыцари могли свободно действовать длинными копьями и маневрировать на конях. За рыцарями на некотором удалении стояли оруженосцы, а за ними – конные и пешие лучники и копейщики. Атака «частоколом» применялась чаще всего в рыцарских сражениях, то есть при столкновении рыцарских войск. Атака же «клином» - главным образом против войск противника, в составе которых действовала пехота. Иногда рыцари вступали в сражение не одной колонной, а несколькими. Колонны для атаки выстраивались рядом с определенными интервалами.


    Рыцари в основном атаковали врага в конном строю. Рыцарская конница долго была главной силой средневекового войска. Если на поле брани встречались два рыцарских войска, сражение превращалось в череду поединков. Перед сражением рыцарю должны были дать свежего коня и новое оружие. Каждый рыцарь старался выбрать противника познатнее, победа над которым могла бы принести больше славы.






    Ры́царский турни́р военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе. Предположительно, турниры стали проводиться со второй половины XI в. Родина турниров Франция «Отцом» турнира называют Жоффруа де Прейли (первая половина XI в.). Назначение турнира демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную военную силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королём либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т. д.


    На турниры собирались рыцари со всех концов Европы. Он происходил публично, при широком стечении феодальной знати и простонародья. Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое «ристалище». Ристалище имело четырёхугольную форму и было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира. Условия (правила) были различными. В XIII в. рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что четыре поколения его предков были свободными людьми. Со временем на турнире стали проверять гербы, ввели специальные турнирные книги и турнирные списки. Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, как правило, только что посвященных в рыцарское звание, так называемое «жюте».


    Такой поединок назывался тиост поединок на копьях. Затем устраивалось главное состязание имитация сражения двух отрядов, формировавшихся по «нациям» или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побежденных платить выкуп. С XIII в. турнир нередко сопровождался тяжёлыми ранениями и даже гибелью участников. Церковь запрещала турниры и погребение погибших, но обычай оказался неискоренимым. По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель турнира имел право выбрать царицу турнира. Турниры прекратились в XVI в., когда рыцарская конница утратила своё значение и была вытеснена пехотой стрелков, вербовавшихся из горожан и крестьян.




    Появление замков, укрепленных жилищ феодалов, относится к временам правления Каролингов, королевской династии франков. Самым известным представителем династии был легендарный Карл Великий. Самые древние замки представляли собой укрепленное жилище феодалов на вершине скалы, опоясанной высокой и толстой стеной, сложенной из каменных глыб. Выстроенной из тех же каменных глыб дом представлял собой хорошо укрепленную крепость. Сейчас я расскажу, что находится внутри замка. Огромную залу, темную и от этого мрачную, освещал огонь камина – тоже огромного, от одного окна к другому. Посредине большой стол. Золотые огоньки пламени поблескивают на золотых и серебряных сосудах и посуде. На каменном полу – травы, и от этого комната пахнет, как летний луг. Такой была главная комната замка.


    Сюда можно попасть с верхней площадки каменной лестницы, пройдя обширный коридор, который тянется вдоль фасада здания. Это светлая галерея, здесь много окон. Удобства в зале мало. Однако стремление к целесообразности не отменяло стремление украсить свой дом: пол в зале хотя и каменный, но разноцветный. Плиты правильно чередуется между собой и составляют своеобразный узор. Смягчают мрачность помещения и побеленные стены, местами расписанные красками, увешанные оленьими рогами, щитами, копьями. Есть и фрески, краски на них однообразны, но даже они оживляют стены.




    1. У рыцарей особенным позором считалось убийство безоружного противника. Ланселот, рыцарь без страха и упрека, не мог простить себе одной «оплошности»: как-то в пылу сражения он убил двух безоружных рыцарей и заметил это, когда, увы, поправить что-либо было уже поздно. Он почувствовал, что не просит себе такого тяжкого греха, и дал обещание совершит пешее паломничество в одной лишь рубахе, чтобы замолить свой грех. 2. Конские доспехи включали в себя «латный намордник» на голову коня, «нагрудник» или нагрудные латы, и «латы на круп» для защиты боков животного. Доспехи всадника состоят из нескольких частей. Легкий шлем носили с высоким защитным приспособлением для подбородка или горла и нижней части лица. Такой полный комплект доспехов имели рыцари Центральной и Западной Европы в конце XV века. Лошади рыцарей прикрывались попонами. На них размещалось оружие всадника, но, возможно, кожаная или подбитая ткань защищали лошадь еще от не погоды.


    3. Двуручный меч На закате рыцарских времен (в XIV в.) кроме обычного меча и копья появились и другие виды вооружения, например огромный меч – длиной до 2 м. Держать его можно было только двумя руками, поэтому он так и назвался - двуручным. Был меч и «в полторы руки». Получили распространение пальцы, секиры, бердыши, которые предназначались для промывания металлических доспехов и шлемов. Однако эти виды вооружения использовались в основном не рыцарями, а наемными регулярными войсками, пехотой. 4. Кольчуга Уже к середине XII в. все рыцари оделись в кольчуги. На гравюрах того времени можно увидеть, что стальные кольчуги закрывали воина с головы до ног: из них детали и наножники, и перчатки, и капюшоны. Эту гибкую стальную одежду надевали на кожаную или стеганую поддеву, предохраняющую от ушибов, а они могли быть очень чувствительными, даже если меч или боевой топор и не разрубал стальных колец. Поверх же кольчуги надевали полотняную тунику, защищавшую ее от воздействия влаги и солнечных лучей. Шили ее из дорогой ткани, украшали вышивкой – обычно изображениями родового рыцарского герба. Современники утверждали что двигаться в ней было столь же легко и удобно, как и в обычной одежде.



    Ричард Львиное сердце (1157 – 1199). Английский король Ричард первый получил прозвище Львиное сердце за свою он неистовую отвагу. Особенно он прославился во время 3-го крестового похода. Добираясь до Палестины на кораблях, Ричард захватил остров Кипр. В 1191 г. Двигаясь на Иерусалим во главе 100 тыс. крестоносцев, он разбил двухтысячное войско Саладина. Ричард появился на поле боя всюду, где было трудно, и врубался в ряды врагов. Войско Саладина бежало, но крестоносцы медлили и упустили возможность взять Иерусалим. Когда начался 1-ый крестовый поход ни меч, ни голод, ни чума не остановили крестоносцев. В 1099 г. Они взяли Иерусалим, истребив его жителей. В Палестине возникло Иерусалимское королевство крестоносцев. Но не прошло и ста лет, как Иерусалимом овладел султан Салах-ад-Дин (Саладин). В ответ на потерю Иерусалима начался 3-й поход, в котором и прославился Ричард. Ричарду 1-ому во Франции принадлежали немалые земли. Король Франции Филипп II (соратник по Крестовому походу) занял часть этих земель. В ответ Ричард 1-ый начал войну с Филиппом II. Во время осады одного из замков в Ричарда попала стрела, и он умер



    Король Артур представлен как один из девяти достойнейших героев Средневековья. Молодой Артур, согласно преданию, стал королем после того, как добыл волшебный меч Эскалибур – меч владычицы чудесного озера. Король Артур прославился мудростью, мужеством, честью. Артур покончил с междоусобицами, объединил английские земли и изгнал саксонских завоевателей. Вместе с женой Гиньеврой он правил, находясь в красивом городе с названием Камелот. При своем дворе в Камелоте он собрал лучших рыцарей, чтобы все чувствовали себя равными, король и его рыцари восседали за круглым столом (именно из этих глубин времени пришло выражение «за круглым столом» – когда мнение каждого одинаково достойно внимания). После смерти Артура из вод озера поднялась таинственная рука и забрала меч Эскалибур.



    Культ Прекрасной Дамы зародился в Южной Франции, в графстве Прованс, и оттуда распространился по всей Западной Европе. Прованс был богат, просвещен, здесь процветали торговля и ремёсла, развивалась литература. И положение дамы в Провансе тоже было несравненно более высоким, чем каких-либо других графствах, герцогствах и королевствах. Она могла сама распоряжаться своим имуществом, была абсолютно равна во всех правах с мужчиной. Культ Прекрасной Дамы заражался с особого поклонения Деве Марии. Она именовалась кроткой Дамой небес, небесной королевой, её изображения на иконах стали облекаться в драгоценные одежды, увенчиваться короной. Такое поклонение Богородице возвеличивало в свою очередь и земную женщину. Идеальный рыцарь теперь - честен, умён, скромен, щедр, смел, вежлив.


    Служение Прекрасной Даме сделалось всеобщим обычаем, никто из рыцарского сословия не мог от него уклониться. Каждый после посвящения в рыцари должен был избрать себе даму, знатную или незнатную, замужнюю или нет, и добиться у неё дозволения служить ей. Добиться расположения выбранной дамы, как правило, нелегко. Нужно было совершить ряд подвигов во славу избранницы, одержать громкие победы на турнирах, и только тогда, когда подвигов по её мнению набиралось достаточно, приходило время особого обряда: дама принимала воздыхателя в свои рыцари. Если же дама допускает его к служению себе, рыцарь становиться услышанным.


    Культ Прекрасной Дамы в изобразительном искусстве в Средневековье. Помимо поэзии образ Прекрасной Дамы имел отражение в Средневековом изобразительном искусстве, в таком, как гобелены. Гобелен или шпалера – это тканое полотно с рисунком, которое вешали на стенах в богатых, знатных домах. Гобелен чаще всего был свадебным подарком. Одним из самых распространенных в Средние века сюжетом было изображение Прекрасного Сада. В центре композиции, как правило, размещалось изображение Прекрасной Дамы и Единорога. По краям располагались изображения птиц, зверей. Могли быть также изображены орган или фонтан. Поле гобелена устилали травы и цветы. Для современных людей подобная картина не вполне ясна. Но для человека эпохи Средневековья каждая деталь гобелена имела свой очевидный смысл.


    Дева и Единорог олицетворяли чистоту и невинность. Единорог был так же символом Христа – Единородного сына Божьего. Орган являлся атрибутом одного из семи божественных искусств – музыки. Фонтан был символом христианством – источником Веры. Древо с плодами было символом Древа жизни – райского Древа познания добра и зла. Лев – символ власти и могущества. Павлин отражал тему Рая, так как считался Райской Птицей. Собака – символ верности. Кролики символизировали деторождение. Олень – символ благородства. Даже простенький одуванчик имел скрытую символику, его горький сок символизировал горечь Страданий Христовых, а незабудки, по легенде, выросли на том месте, куда упали Слезы Богоматери.




    Сервантес, Мигель де Сааведра () - знаменитый испанский писатель. В молодости служил в Риме, затем участвовал в морской битве с турками при Лепанто; позднее попал в плен к корсарам и был продан в рабство в Алжир, где пробыл 5 лет. Впоследствии Сервантес получил должность сборщика податей, а затем стал частным поверенным, уделяя большую часть своего времени литературе. Литературную деятельность Сервантес начал пастушеским романом "Галатея". Позднее он переходит к драматическим произведениям и пишет ряд комедий и трагедий. В 1605 г. Сервантес опубликовал роман "Дон-Кихот", доставивший ему мировую известность.


    Сервантес, испанский писатель, в романе Дон Кихот описал, как благородный дворянин, начитавшись рыцарских романов, решил стать странствующим рыцарем. Совершать подвиги, защищать слабых, карать злодеев. Дон Кихота сопровождает веселый крестьянин Санчо Панса. Увы, в 16-м веке рыцарские добродетели, воспетые в старых романах, уже никому не нужны. Нажива – вот главное для людей. Но Дон Кихот не понимает этого. И после подвигов на него обрушиваются насмешки, а то и побои. А злые великаны, толпу которых он ясно видит и отважно атакует, оказываются ветряными мельницами. Однако, Дон Кихот снова и снова поднимает меч на злые силы. Роман Сервантеса это книга о книге, литература, которая продолжается в жизни, и жизнь, которая становится литературой. В чем же загадка Дон Кихота, где скрыт секрет его нестареющей актуальности, которая побеждает пространство и время? Думаю, Сервантесу парадоксально удалось схватить и запечатлеть в этом образе изначальную двойственность человеческой культуры, в основе которой противоречие между реальным и идеальным, между сном и явью, между тем, что человек хочет делать, и тем, что он делать вынужден. Вымышленный мир литературы, в котором живет Дон Кихот, часто не совпадает с реальной жизнью и в то же время невероятным образом проясняет ее суть. Получается своеобразная игра жизни с культурой, в которой действие подразумевает сюжет, а сюжет ведет к действию.



    Рыцарь Мне чудится Рыцарь на белом коне И отблеск сверкающих лат. Увенчанный славой в бою и в огне, Бесстрашием светится взгляд. И весь его облик отвагой пылает, В нем твердость и сила и честь вековая. Измены и страха наш рыцарь не знает, Врага уничтожит, страну защищая. Ни перед кем не преклонит колено, Кроме возлюбленной дамы своей. Я же хочу, чтобы наши мужчины, Доблести были достойны твоей! Исаева Марина и Крамарова Даша * * * Рыцари отважные, Герои смелые и важные. Рыцарям всё по плечам, Побеждают они и тут и там! Лемешко Мария * * * Рыцарь победит всегда, Добьётся своего. Рыцарь самый храбрый. Лучше нет его! Панкова Валерия * * * Рыцарь любит воевать, Помогать и защищать. Рыцарь, он красивый, умный! Просто самый - самый лучший! Сенашенко Мария СТИХИ


    Рыцарь – герой Смелый, добрый храбрый Защищает, побеждает Пахомова Ксения Рыцарь – защитник Смелый, отважный, умный Защищает, побеждает, Покоряет сердца дам. Ветров Геннадий и Басенцян Мисак Рыцарь – смелость Смелый, храбрый, отважный Не боится, борется Защищает детей и женщин Дейкин Дмитрий Рыцарь – победа Доблестный, отважный, смелый Побеждает, воюет Смелый рыцарь вышел на поле всех победил и остался доволен. Клюев Павел СИНКВЕЙНЫ



    Герольд – судья на турнире. Вассал - феодал, получивший землю от более крупного землевладельца, господина, принёсший этому господину клятву верности. Латы - железная или стальная броня, надеваемая для защиты от холодного оружия. Ристалище – место проведения турнира, как правило прямоугольной формы. Рыцарь - (нем. Ritter, первоначальное значение - всадник), в Западной и Центральной Европе в средние века феодал, тяжеловооружённый конный воин. В рыцарской среде были выработаны идеализировавшие рыцарство понятия о благородстве, чести, долге. Титул - почётное звание (например, граф, герцог), наследственное или присваиваемое отдельными лицам для подчёркивания их особого, привилегированного положения и требующее соответствующего титулования (например, сиятельство, высочество).


    Турнир – состязание рыцарей. Сюзерен - король, крупный феодал, любой вышестоящий феодал по отношению к нижестоящему, собственник земли. Трубадур - сказатель, певец, музыкант во Франции. Фреска - живопись водяными красками по свеженанесенной, сырой штукатурке. Краски разводят чистой или известковой водой. При высыхании штукатурка образует пленку, делающую фреску долговечной.





    1. Словарь юного историка: Всеобщая история. - М.: «Педагогика – Пресс», Лукенбайн М. Рыцари. - М.: «АСТ», Микель П. Рыцари и замки. - М.: «Олма – Пресс», Энциклопедия для детей: т.1 -М.: «Аванта +», Энциклопедия для детей А и Ф. - М.: «А и Ф – детям», Всё обо всём. Рыцари. Турниры. Оружие. - М.: «Астрель», Всё обо всём. Знаменитые люди. – М.: «Планета детства», 2001.