Использование социального проектирования в управлении учреждением социальной защиты населения. Проектное управление социальной сферы Проектное управление в социальной защите

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 11 (149). Философия. Социология. Культурология. Вып. 11. С. 164-168.

Ю. Ю. Антропова

ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Одним из условий успешного решения поставленных руководителями страны задач инновационного развития системы социального обслуживания населения является проектный подход в деятельности социозащитных учреждений. Поскольку именно проектное управление позволяет внедрять инновации при оптимальном использовании кадровых и финансовых ресурсов. В статье отражены основные методологические подходы к внедрению проектного управления в деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Ключевые слова: социальное обслуживание населения, пректный подход, социозащит-ные учреждения, инновации.

В современных условиях функционирования социальной сферы особое значение приобретает качество управления - «Для становления новой парадигмы управления складываются благоприятные предпосылки <...> в том числе формируется современная социологическая теория, социология управления в частности, которая позволит не только изменить творческий потенциал людей, равный запасам атомного ядра, но и создать инновационные технологии его эффективного выявления и использования» [курсив наш. - Ю. А. ].

В практике управления социальными процессами все большее распространение получают социальные технологии как способы комплексной, алгоритмизированной деятельности, ориентированные на многоразовое применение в целях достижения заранее определенного результата.

Технологизация управления социальной сферой в целом, системой социальной защиты в частности, подразумевает «массированное проектирование и внедрение новейших социальных технологий»2.

Несмотря на сложность и неоднозначность определения понятия «социальная технология», в среде ученых и практиков есть общие моменты в его понимании.

В перевод с греческого «технология» - искусство, мастерство.

В традиционном понимании «технология»

Это научное описание способов производства либо документ, регламентирующий и описывающий порядок действий.

та3. Построение любой технологии осуществляется за счет разделения деятельности на отдельные операции, процедуры с учетом специфики той области, в которой она будет реализовываться.

В своей работе «Технологии оказания социальных услуг подросткам и детям в трудной жизненной ситуации» Т. В. Герасимова указывает, что социальные технологии являются средством оптимизации и обеспечения развития общества; могут рассматриваться как проводник теоретических выводов и изысканий в русле решения практических задач; основной целью внедрения социальных технологий является оптимизация социальных процессов - от управления до оказания конкретной социальной услуги4.

Таким образом, социальная технология может быть определена как:

1) специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека;

2) способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с последующей координацией и выбор оптимальных средств, методов их выполнения;

3) метод управления социальными процессами, обеспечивающий их воспроизводство в определенных параметрах: качество, свойство, объемы.5

Социальные технологии различаются по характеру их новизны. Потребность в новых технологиях возникает тогда, когда существует проблемная ситуация и осознана необходимость в новых действиях. Будучи элементом человеческой культуры, социальные техноло-

гии возникают либо эволюционно, исходя из возникшей потребности решить ту или иную проблему, либо создаются искусственно (насаждаются извне).

Социальная технология - способ организации практической деятельности, представляющий собой совокупность приемов, направленных на изменение (преобразование) социального объекта (процесса) и достижение заданного результата6.

На наш взгляд, специфика социальной технологии заключается в том, что она представляет собой алгоритм действий и может быть тиражирована (мультиплицирована), а также использована для решения сходных (похожих) задач и проблем.

Среди основных требований к социальным технологиям должны быть: однозначность выполнения операций и процедур и надежность результатов, безопасность и гибкость внедрения, возможность внесения корректив на каждом из этапов апробации, возможность их мультипликации.

Теоретическая разработка социальной технологии, «красивое» прописывание на бумаге еще не гарантирует ее эффективность в реальной жизни. Для этого требуется ее практическая «обкатка», т. е. реализация в определенных условиях в ограниченные временные сроки. Иначе говоря, проектирование.

Термин «проектирование» происходит от латинского «ргсуес^ш» - брошенный вперед. специфическая деятельность, «.результатом которой является теоретически и практически [курсив наш. - Ю. А.] обоснованное определение вариантов развития новых процессов или явлений»7.

«Характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть»8.

Проектирование в социальной сфере -проектирование социальных процессов, явлений, технологий, качеств - всегда направлено на внесение изменений в социальную среду человека. В связи с чем, социальное проектирование - это всегда процесс создания чего-то качественно нового - социальной инновации.

Таким образом, социальное проектирование - это теоретическая и одновременно практическая деятельность по внедрению социальных инноваций.

Субъектом социального проектирования являются носители управленческой деятель-

ности - как руководители, так и трудовые (производственные) коллективы (инициативные группы).

Объектом социального проектирования являются любые социальные системы, в том числе и социальные технологии.

Основным результатом социального проектирования является разработка социального проекта.

В современной теории управления среди наиболее типичных определений понятия «проект» встречаются следующие:

многоплановая деятельность, осуществляемая в небольшом объеме;

ограниченное во времени мероприятие по созданию уникального товара или услуги;

любая деятельность с фиксированными сроками начала и завершения;

«совокупность скоординированных действия, имеющих уникальный характер, с запланированными сроками начала и конца их осуществления, предпринимаемых человеком или организацией для достижения конкретных целей в пределах установленных сроков и с заданными показателями затрат и результатов»9.

Одной из важных специфических сторон проекта, на наш взгляд, является целенаправленность деятельности, которая в основном заключается в проведении изменений. В связи с чем, управление проектами, по сути -управление изменениями.

В случае успешности реализации проекта, достижения запланированных результатов, инновационная технология теряет свою уникальность (первичность), приобретая черты традиционности - вписывается в повседневную жизнь учреждения, коллектива, управленческую циклограмму руководителя.

Еще совсем недавно контекст употребления понятий «проект», «проектирование» и «технология» ограничивался исключительно технической сферой. На сегодняшний день это ключевые понятия современной науки управления, для которых и проект, и проектирование, и технология являются специфическими способами организации деятельности для реализации новых идей (инноваций). В связи с чем, управление проектами (проектное управление) является важнейшим инструментом современного менеджмента, позволяющим значительно повысить эффективность любой деятельности.

Необходимо учесть, что в современных условиях функционирования государствен-

ных социозащитных учреждений традиционное управление и управление проектами не должны противоречить друг другу, а скорее

Дополнять. Традиционная система управления отнюдь не всегда и не во всем эффективна, что заставляет искать новые пути, позволяющие активнее двигаться вперед, решать перспективные задачи.

Вместе с тем, необходимо помнить, что традиционное управление призвано решать, прежде всего, текущие задачи сохранения и последовательной оптимизации деятельности - «сохраняя достигнутое и ориентируясь на сложившиеся успешные виды деятельности, при этом оптимизируя “западающие”»10. Управление проектами осуществляется иначе

Вместо задач сохранения на первый план выходят инновационные задачи, особое внимание уделяется не тому, что успешно, а тому, что «успеха пока не принесло, но осознается как важное и необходимое, как залог будущих достижений»10.

При этом важными задачами проектного управления становятся задачи, связанные с решением противоречий и конфликтов, например, между имеющимися и необходимыми условиями реализации проекта, в отличие от традиционного управления, ориентированного на стабильность и сохранение достижений.

Кроме того, именно в рамках проектного управления реализуется такое важное направление деятельности руководителя, как мотивация персонала, в том числе нематериальная, поскольку именно проектный формат деятельности позволяет реализовать потребность людей в личностном росте, творческом самовыражении, проявлении лучших своих качеств. Годами устоявшееся штатное расписание любого государственного учреждения не позволяет вводить новые должности, в том числе административные, но для назначения внутренним приказом «руководителя проекта» или «руководителя проектной группы» помех и преград нет. И тогда на смену просто исполнительской дисциплине приходит личностно окрашенный подход к работе, который позволяет руководителю вести более успешную кадровую политику, в том числе формировать кадровый резерв, осуществлять ротацию кадров.

Таким образом, отличительными чертами проектного управления являются:

1) ответственность руководителя за внедрение инноваций;

2) принятие коллективом необходимости и важности внедрения инноваций;

3) системная мотивация персонала, участвующего в реализации проекта;

4) четкое и ясное определение целерезультативного блока проекта;

5) оптимальное соотношение результатов и затрат (кадровых, организационных, временных, финансовых);

6) планирование, мониторинг и анализ каждого этапа реализации проекта как руководителем, так и исполнителями;

7) отказ от излишней формализации и бюрократизации деятельности в ущерб возможностям для раскрытия творческого потенциала исполнителей проекта;

8) обеспечение двусторонних коммуникаций в ходе реализации проекта - от руководителя к исполнителям, от исполнителей к руководителю;

9) готовность руководителя к принятию нестандартных решений в процессе реализации проекта;

10) важность конечных, а не промежуточных результатов проекта.

Алгоритм разработки социального проекта, направленного на апробацию инновационной социальной технологии, включает в себя ряд обязательных этапов (шагов):

1) инициация проекта - может осуществляться либо руководителем учреждения, осуществляющим стратегическое планирование, либо коллегиально в процессе обсуждения деятельности учреждения на заседаниях методических / педагогических советов. Главной целью является определение необходимости внедрения инноваций или изменений в деятельность учреждения. Именно на первом этапе определяется актуальность проекта - проблемное поле и целевая аудитория, выявляются ее потребности и формулируется основное противоречие, требующее своего разрешения в ходе реализации проекта;

2) планирование проекта - формулирование главной цели и задач, на решение которых направлена реализация проекта;

3) проведение ЗЖОТ-анализа, т. е. определение сильных и слабых сторон учреждения в достижении поставленной цели на момент разработки проекта, а также определение возможностей, возникающих при реализации проекта, и осознание угроз, возникающих в ходе реализации проекта, и способов их минимизации;

4) определение необходимости проекта

Формулирование возможных последствий «незапуска» проекта для учреждения;

5) определение основных принциповреализа-ции проекта относительно поставленной цели;

6) описание сути социальной технологии, предлагаемой для достижения поставленной цели проекта (цель, задачи, решаемые в ходе отработки технологии, «шаги» или этапы технологии, формы и методы ее реализации, определение параметров результативности технологии);

7) определение жизненного цикла проекта и этапов его реализации (каждый этап включает временные сроки, задачи, результаты и условия реализации, т. е. составляется календарный и ресурсный планы проекта);

8) разработка критериев результативности проекта.

Алгоритм управления проектом со стороны руководителя учреждения представляет собой цикл управленческих функций:

1) планирование проекта, в том числе в начале проекта - определение ресурсного обеспечения, выбор проектной команды и их мотивация (определение «руководителя проекта» («руководителя проектной группы») и наделение его необходимыми полномочиями по управлению командой, четкое распределение рабочего времени сотрудника между основными функциональными обязанностями и обязанностями в рамках проекта), в дальнейшем - более детальное планирование проекта с учетом текущей ситуации;

2) организация работы по реализации проекта, либо координация работы (в рамках выделенных средств, в соответствии с поставленными задачами, в поставленные сроки);

3) контроль реализации каждого этапа проекта, т. е. сбор фактических данных о ходе работ и сравнение их с плановыми (в том числе в рамках проведения совещаний с проектной командой, отчетов руководителя проекта на аппаратных совещаниях или заседаниях методических / педагогических советах, прямых наблюдений, интервью, обзоров документов и т. п.);

4) анализ результатов реализации каждого этапа проекта, в том числе анализ возможного влияния отклонений на ход реализации проекта в целом и выработка соответствующих управленческих решений;

5) внесение, в случае необходимости, корректив в существующие планы реализации проекта (в том числе за счет добавления ресурсов, перераспределения ресурсов, рас-

ширения масштаба / цели проекта, сужения масштаба / цели проекта, корректировки технологии, усиления мотивации персонала, изменения состава проектной команды, помощи проектной команде - совет, рекомендация, тренинг, «мозговой штурм», перераспределение обязанностей и т. п.).

На этапе завершения проекта проводится детальный анализ достигнутых результатов, определяются дальнейшие перспективы проекта, в том числе внедрение в деятельность учреждения отработанных технологий через обучение им соответствующих специалистов либо отказ от технологии как неперспективной.

В целом, внедрение инноваций, осуществляемое в рамках проектной деятельности учреждения, можно представить в виде цикла Шухарта или более упрощенной версии -цикла Деминга.

Рисунок 1. Цикл Шухарта

Рисунок 2. Цикл Деминга

Проектное управление позволяет открыть для государственного учреждения такие возможности, как:

1) «мягкое» внедрение в деятельность изменений и инноваций;

2) выход на качественно новый уровень развития;

3) получение конкурентных преимуществ по сравнению с другими игроками на рынке социальных услуг;

4) расширение спектра и форм оказания социальных услуг, привлечение новых клиентов;

5) грамотная кадровая политика, основанная на системе мотивации, что ведет к «закреплению» на местах лучших из лучших сотрудников, обладающих высоким уровнем квалификации и ответственности, способных к творчеству и инициативе, лояльных к учреждению;

6) подготовка коллектива к новым условиям финансирования учреждения - «по результатам», а не по смете.

Вместе с тем, существуют и опасности (риски), которые необходимо учитывать, прежде чем начинать любые изменения и внедрять любые инновации в деятельность государственного учреждения:

1) инициирование большого количества проектов, превышающего ресурсные возможности учреждения, что неминуемо приводит к эффекту «тришкиного кафтана»11, т. е. распылению ресурсов и недостижимости запланированных результатов, а часто - к серьезным потерям, как правило, людским из-за перегруженности сотрудников, стрессовой обстановки в коллективе;

2) отсутствие баланса между краткосрочными целями конкретных этапов деятельности проекта и стратегическими целями учреждения, что приводит к утрате перспектив, а смыслом деятельности становится сама деятельность;

3) выбор проектов, исходя из личных интересов руководителя, а не стратегической важности для учреждения - «инвестиции в управленческое эго»;

4) отсутствие системы контроля реализации проекта по наиболее важным характеристикам - «реперным точкам».

В завершение необходимо отметить, что в современных условиях реализации государственной семейной политики задачи государственных социозащитных учреждений становятся гораздо шире, чем просто управление отдельными проектами, - появляется необходимость перехода на принципиально новый уровень системного управления проектами, который, прежде всего, предполагает неделимость, неразрывную связь всех проектов по всем направлениям, реализуемых в учреждении.

Неразрывность проектов обусловлена не столько технологией реализации, сколько

едиными ресурсами, едиными структурами и работами. Объединение отдельных проектов в систему - «портфель» - позволяет получить дополнительный эффект от совместной, скоординированной их реализации на общей технологической и ресурсной базе.

Подводя итоги, можно сказать, что сегодня управление проектами в системе социального обслуживания населения - это не только и не столько дань моде, а, скорее, проверенный и эффективный инструмент управления любыми изменениями, в какой бы сфере человеческой деятельности они бы не происходили. Успешно реализованные проекты являются фундаментом, на котором учреждение может строить свое будущее в условиях формирования регионального рынка социальных услуг, в условиях постоянных изменений внешней среды и высокой вероятности появления новых, ранее не выполнявшихся работ, для которых методология, технология и система управления должны создаваться в кратчайшие сроки.

Примечания

1 Иванов, В. Н. Управленческая парадигма России в XXI веке // Вопросы управления и самоуправления: теория, методология, практика: сб. науч. тр. Вып. 1. М., 2001.

2 Ковалев, В. Н. Социология управления социальной сферой. М. : Академ. проект, 2003. С. 158.

3 Шамова, Т. И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. С. 189.

4 Герасимова, Т. В. Технологии оказания социальных услуг подросткам и детям в трудной жизненной ситуации. М., 2004. С. 46.

5 Григорьева, Н. Ю. Технологии социальной работы / Н. Ю. Григорьева, Е. Ю. Герасимова. Саратов, 2003. С. 4-17.

6 Герасимова, Т. В. Технологии оказания социальных услуг... С. 51.

7 Курбатов, В. И. Социальное проектирование / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова. Ростов н/Д: Феникс, 2001. С. 6.

8 Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996. С. 506.

9 Анисимов, С. Управление проектами. Российский опыт / С. Анисимов, Е. Анисимова. СПб. : Вектор, 2006. С. 8.

10 Там же. С. 20.

Аннотация. В данной статье обзорно рассмотрены особенности социального проектирования, а так же дана характеристика понятию «социальна технология».

Ключевые слова: проектное управление, социальные технологии, методологии управления.

Annotation. This article describes the features of surveillance of social engineering, as well as the characteristic of the concept of «social technology».

Keywords: project management, social technologies, project management methodology.

Вопрос качества управления в наши дни имеет определяющее значение в вопросах, касающихся функционирования социальной сферы.

Одной из наиболее активно развивающихся сфер проектного управления в социальных процессах являются социальные технологии. Оные, в свою очередь, выступают в форме способов деятельности комплексной и качественно структурированной, которые заточены для многократного воспроизведения в определенных ситуациях для достижения заранее спрогнозированного результата деятельности.

На этом этапе немаловажно разобраться с тем, что именно понимается под понятием «социальная технология». Характеристик у определения достаточно много, но все же можно выделить ряд общих моментов. Общеизвестно, что термин «технология» изначально в переводе с греческого означает «мастерство», если чуть более углубиться – технология является описанием способа создания чего-либо, в более позднем значении – сводом документированных правил по производству чего-либо. Следовательно, технология может быть представлена общностью всех возможных изменений состояния объекта.

Из определения следует, что технология является процессом, осуществление которого происходит посредством декомпозиции деятельности по этапам, тем не менее, разделенным в соответствии со спецификой области осуществления деятельности.

Социальные технологии (базируясь на выведенных выше определениях) есть ничто иное, как средство, позволяющее оптимизировать и в какой-то степени обеспечить развитие общества. Направленность социальных технологий – в первую очередь, решение практических задач, возникающих в социальной сфере, а так же решение задачи оптимизации социальных процессов.

Правомерно разделять социальные технологии по новизне. Необходимость в разработке и применении новых технологий возникает в том случае, если возникшая проблемная ситуация выявлена, а так же очевидна необходимость в качественно новых действиях. А поскольку социальные технологии есть элемент человеческой культуры, возникают они эволюционно, для решения качественно новой возникшей задачи, либо искусственно – появляясь извне.

Специфической особенностью социальной технологии является ее масштабируемость и мультиплицируемость, поскольку применяется для решения сходных задач.

Социальные технологии должны быть однозначны для выполнения, результат – должен быть надежен, внедрение их должно происходить максимально безопасно и гибко, непременно адекватно реагируя на внесение коррективов и адекватно реагируя на внешние факторы. Недостаточно качественно спроектировать социальную технологию, без практического ее применения в реальных условиях на реальном проекте этап проектирования нельзя считать завершенным. Характерная особенность проектирования – не только изучение существующих решений, но так же и разработка новых.

Проектированием в социальной сфере, соответственно, есть разработка социальных явлений и процессов, направленное на изменение окружающей среды. Поэтому проектирование социальной среды – это процесс, в результате которого получают качественно новые социальные инновации.

В роли субъекта социального проектирования выступают носители управленческой деятельности, руководители и участники инициативных групп. Объект социального проектирования – социальные системы и технологии. Результат социального проектирования – создание нового социального проекта.

Важнейшая сторона социального проектирования заключается в целенаправленности деятельности, а так же проведении и оптимизации изменений. Потому проектное управление, можно сказать, что является управлением изменениями. И в то же время, если проект был успешно завершен, он теряет свою уникальность в момент своего завершения, то есть при достижении запланированного результата.

Очевидный для эмпирического понимания, но зачастую сложный в реализации аспект проектного управления в социальной сфере, заключается в необходимости нахождения компромисса между традиционным управлением (таких, как государственные социозащитные учреждения) и проектным управлением. Традиционная система управления должна дополнять современные системы проектного управления, позволять решать поставленные задачи более эффективным образом. Посредством методов традиционного управления принято решать текущие задачи, причем делать это последовательно.

Так же с проектном управлении важно решать задачи, связанные с разрешением конфликтов, которые, как правило, возникают между реальными условиями реализации проекта и тем, как им образом данная реализация была запланирована. Проектное управление – более гибко, чем традиционное, ориентированное в первую очередь на стабильность и следование плану, невзирая на внешние факторы.

Таким образом, социальное проектирование является видом деятельности, включающей в себя теоретический и практический аспект по введению социальных инноваций.

Список литературы

1. Анненко В.И. Государственная служба: организация управленческой деятельности: учеб. пособ.– М.: Кнорус, 2014.

2. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. – М.: Проспект, 2015.

3. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. – СПб.: Питер, 2012.

4. Харченко Е.В. Система государственного и муниципального управления: учеб. пособие. – М.: Кнорус, 2016.

Произошедшие в последнее время финансово-экономические потрясения породили много вызовов, на которые мировому сообществу необходимо дать эффективный ответ. Решение сложных экономических, социальных и политических задач, с которыми столкнулся мир, преодоление накопившихся в мире дисбалансов, затрагивающих приоритетные интересы и потребности личности и общества, требуют глубоких структурных реформ.

В современных посткризисных условиях ведущие государства решают задачи выработки новых моделей социально-экономического роста, определяют перспективы и направления своего развития на долгосрочный период. В основе такой работы фактически лежит практическая реализация концепции устойчивого развития, при котором процесс изменений в интересах не только настоящего, но и будущего поколений осуществляется на стыке трех согласованных составляющих - экономической, социальной и экологической.

Концепция устойчивого развития социально ориентирована, направлена на снижение социальной напряженности, сохранение и приумножение культурного капитала. Сегодня уже очевидно, что именно решение актуальных вопросов социального сектора, проведение обдуманной социальной политики имеет для государств первостепенное значение. Только при высоком моральном и культурном уровне, который должен постоянно поддерживаться в обществе, можно рассчитывать на эффективные преобразования и, в конечном итоге, устойчивое будущее. Именно социальная сфера выполняет важнейшую функцию поддержания в обществе высоких моральных стандартов. Поэтому любое государство будет эффективным только в случае серьезного системного подхода со стороны его руководства к развитию социальной сферы.

Модернизация экономики и общества в целом требует качественно иного состояния социальной сферы, а значит, необходимо разрабатывать и воплощать в жизнь эффективные решения существующих социальных проблем. В последнее время правительства многих стран активно реформируют социальный сектор, осуществляют колоссальные бюджетные вложения в развитие социальной сферы. При этом усиливается целевая ориентация бюджетных расходов, в государственный сектор проникают конкурентные начала.

Основной целью преобразований является повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем образования, здравоохранения, культуры, поскольку недостатки, существующие именно в этих областях, в первую очередь ощущает на себе каждый гражданин.

Постоянно увеличивающийся разрыв между потребностями общества и бюджетными ограничениями привел к возникновению в экономиках стран института государственно-частного партнерства (ГЧП). ГЧП представляет собой направленный на реализацию определенных целей институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса со своими специфическими моделями финансирования, отношениями собственности и методами управления. Бурное развитие многообразных форм государственно-частного партнерства во всех регионах мира, их широкое распространение в различных отраслях позволяют трактовать ГЧП как характерную черту современной экономики.

Эффективное функционирование института ГЧП позволяет привлечь в экономику дополнительные ресурсы, в том числе иностранные инвестиции, повысить эффективность использования государственных средств, выделяемых на реализацию тех или иных проектов, перераспределить рис- ки между государством и бизнесом. Проекты ГЧП способствуют выходу на мировые рынки капиталов, направляют усилия предпринимателей на решение значимых для общества вопросов.

Опыт государственно-частного партнерства стран постсоветского пространства невелик и преимущественно связан с инфраструктурными преобразованиями, однако международная практика показывает, что сотрудничество между государственным и частным секторами, которое реализовано в форме ГЧП, является высокоэффективным способом управления широким спектром социальных проектов.

В целом, чем выше уровень социальной защиты в государстве, тем больше доля проектов государственно-частного парт-нерства реализуется именно в социальной сфере. Так, в странах «Большой семерки» (США, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония) первые места занимают проекты государственно-частного партнерства в здравоохранении и образовании. Например, в структуре наиболее развитого рынка ГЧП Великобритании на здравоохранение и образование приходится более 65% проектов ГЧП. В Германии более 40% проектов ГЧП реализуются в области образования. Япония считается одним из лидеров Азии в вопросах внедрения и применения на практике механизма государственночастного партнерства.

На основе ГЧП, появившегося в стране восходящего солнца в 1999 году, было запущено более 430 проектов. Интересной формой опыта Японии в сфере государственно-частного партнерства является привлечение частных компаний к управлению учреждениями культуры, науки, образования и спорта, находящихся в непосредственном подчинении органов местного самоуправления. Проекты государственно-частного партнерства позволяют задействовать преимущества обеих сторон, не провоцируя глубокие социальные перемены и потрясения. Каждый из партнеров вносит свой вклад в общее дело. Государство обеспечивает правомочия собственника, возможность предоставления налоговых и иных льгот, гарантий, а также материальных и финансовых ресурсов, реализуя при этом свои основные функции - контроль, регулирование, соблюдение общественных интересов. Бизнес обеспечивает необходимые финансовые ресурсы, эффективные инновационные технологии управления и работы, профессиональные компетенции, мобильность, гибкость и оперативность реагирования на изменение условий, реализуя при этом свою главную цель - получение коммерческого эффекта.

Государственно-частное партнерство в социальной сфере имеет серьезную общественную значимость. Модели и структуры ГЧП разнообразны, но при этом все они характеризуются одним обязательным условием - наличием конкурентной среды, когда, например, за каждый контракт или концессию происходит борьба между несколькими представителями частного сектора. На выходе - хорошее медицинское обслуживание, высокий уровень образования, достойные жилищно-коммунальные условия и т.д., то есть в итоге выигрывает общество как потребитель более качественных социальных услуг. Становясь партнером государства при реализации проектов в социальной сфере, частный бизнес получает ряд существенных конкурентных преимуществ.Такие преимущества могут разниться в зависимости от формы ГЧП, например, определенные льготы, преференции, исключительные права, или быть общими для всех проектов ГЧП. Одной из распространенных форм ГЧП является контракт между государством и частным бизнесом на выполнение работ и/или оказание услуг.

В практике государственно-частного партнерства широко известны примеры контрактов на поставку продукции для государственных нужд, оказание технической помощи государственным учреждениям социальной сферы. Не секрет, что подобные контракты привлекательны для предпринимателя, поскольку обеспечивают ему устойчивый рынок и соответствующий доход.

В развитых странах большое применение в различных сферах получила такая форма ГЧП как концессия (концессионное соглашение). Частный бизнес проектирует и строит больницы, школы и другие общественные и культурные объекты, а затем управляет ими. В случае, если социальный проект реализуется в форме концессии, то частный партнер (концессионер) получает от государства исключительное право на выполнение определенных функций в отношении объекта концессии. При этом в рамках данного социального проекта выполнение аналогичных функций любыми третьими лицами не допускается.

«В целом, чем выше уровень социальной защиты в государстве, тем больше доля проектов государственно-частного партнерства реализуется именно в социальной сфере»

Подводя итог, следует отметить, что, без сомнения, институт государственно-частного партнерства является весьма перспективным с точки зрения развития социальной сферы. Каждый партнер принимает на себя те задачи и ответственность, которые он может эффективно обеспечить. Таким образом, реализация социальных проектов в форме ГЧП направлена на рациональное использование всех видов ресурсов – природных, финансовых, человеческих и т.д., то есть на долговременный, постоянный рост или, другими словами, устойчивое развитие.

В общем случае участие частной компании в социальных проектах, не только в статусе партнера государства, способствует ее устойчивому развитию.

Социальная ответственность компании с положительной стороны влияет на такие устойчивые явления как репутация, имидж, престиж. Сегодня на страницах известных мировых журналов (например, Fortune, Forbes) публикуются глобальные репутационные рейтинги. При формировании рейтингов учитываются параметры, описывающие экономическую, экологическую и, что важно, социальную деятельность компаний.

Благодаря публичной социально-ориентированной деятельности частный бизнес создает и поддерживает свою высокую деловую репутацию. Компания с высокой деловой репутацией испытывают меньшее социальное давление, лучше воспринимается во внешнем поле, что обеспечивает лояльность и доверие существующих поставщиков и клиентов, позволяет активизировать работу с ними. Компания получает возможность привлекать новых клиентов, повышает свои шансы на заключение выгодных и перспективных партнерских соглашений, увеличивая, тем самым, темпы роста и прибыльность.

Важнейшим конкурентным фактором является персонал, ведь, как известно, «кадры решают все». Современные посткризисные реалии таковы, что эта известная цитата начинает обретать особо актуальный окрас. Поддержка социальной сферы дает неоспоримые преимущества бизнесу при работе с персоналом. Во-первых, компания с высокими достижениями в социальной сфере за счет тех же имиджевых составляющих может привлекать наиболее талантливых сотрудников. Опросы показывают, что более 80% россиян с большим доверием относятся к организациям, активно участвующим в социальных проектах.

Во-вторых, социальная деятельность, влияя и на внутреннюю среду организации, улучшает восприятие компании как престижного места работы среди ее сотрудников и, как следствие, обеспечивает их лояльность. Компании с высокой социальной ответственностью характеризуются меньшим давлением со стороны персонала, меньшей текучестью кадров, меньшим количеством рабочих конфликтов, прежде всего вертикальных.

Доступность внешних финансовых ресурсов является существенным фактором для обеспечения инновационного устойчивого развития организации. Результатом высокой репутации компании, достигаемой, в том числе, за счет социальной деятельности, становится доступность и более низкая стоимость внешних финансовых ресурсов.

Для инвесторов анализ репутационных факторов служит источником важной информации для принятия инвестиционных решений. Организации, осуществляющие социально-ориентированную деятельность, обычно более высоко оцениваются рынком, поскольку это положительно влияет на оценку инвесторами рискованности вложений, и они соглашаются получать меньший возврат на вложенный капитал. Причем данный тезис справедлив по отношению ко всем внешним источникам финансирования: получению кредитов, размещению займов или продаже акций.

Социальное проектирование проявляет себя как научно-теоретическая и одновременно предметно-практическая деятельность, направленная на создание проектов развития разнообразных социальных объектов, их качеств, свойств и отношений, реализующих значимые потребности и интересы. Оно выражается в разработке проектов конкретных планов и программ социального развития территориально-промышленных, экономико-хозяйственных, социально-культурных и иных комплексов.

Социальное проектирование как самостоятельная отрасль социологической науки появилось во второй половине XX в. и на первых этапах своего становления было "производным" от научного и технического проектирования. Исторически научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в архитектуре и машиностроении. Сегодня складываются новые самостоятельные направления проектирования: человеко- машинных систем, экологическое, демографическое, инженернопсихологическое и др.

Проектирование как особый вид деятельности имеет свои методы, охватывая целостный процесс создания и отбора замыслов, их трансформацию в форме проектов и процедур, обеспечивающих его принятие и адекватное воплощение. Отметим, что проникновение методологии проектной деятельности из технической в социальную культуру и развитие основ социокультурного проектирования инициировало ее осознание и применительно к системе образования в формах проектирования образовательных систем и технологий преподавательской деятельности.

Социальное проектирование связано не столько с познанием реального мира, сколько с его преобразованием. Созидание новых социальных институтов, проектирование развития социальных явлений и процессов, помимо их "конструирования" в виде системы кодирования, воспроизводства и трансляции знаний и опыта, еще и некий "призыв к практическому действию".

Исходные принципы социального проектирования разрабатывались Дж. Джонсом, Я. Дитрихом, Т. Тиори, Д. Фраем, а также отечественными учеными: Г. А. Антонюк, Н. А. Аитовым, Т. М. Дридзе, Н. И. Лапиным, В. А. Луковым, И. И. Ляховым, Ж. Т. Тощенко, А. Г. Раппопортом, Г. П. ТЦедровицким и другими исследователями.

В настоящее время реально сложились следующие методологические подходы к раскрытию сущности социального проектирования:

  • 1) специфическая деятельность, результатом которой является разработка научно обоснованных вариантов (моделей) прогнозируемого и планируемого развития новых объектов, социальных явлений и процессов в контексте решения определенных задач. Важной составной частью социального проекта выступает прогнозная деятельность;
  • 2) директивное (нормативно-целевое) определение будущего состояния конкретного объекта социальной среды, связанная с реализацией долгосрочных программ и планов развития;
  • 3) один из видов социального планирования;
  • 4) основной задачей социального проектирования является обеспечение социальных приоритетов в любых вновь принимаемых решениях.

Наиболее предпочтительным является первый подход, позволяющий в наибольшей степени учитывать специфические особенности социального проектирования. Речь идет прежде всего о том, что социальное проектирование должно рассматриваться в качестве базовой формы выработки и принятия решения, выступать "связующим звеном" между прогнозированием и последующими стадиями социально-управленческой деятельности – планированием и программированием. Кроме того, социальное проектирование должно допускать многовариантность решений по достижению социальных целей при заданных ограничениях по времени, ресурсам и качеству конечных результатов.

Таким образом, социальное проектирование можно характеризовать в качестве автономной созидательной деятельности по научно обоснованному определению вариантов развития новых социальных явлений и процессов, а также по целенаправленному изменению существующих социальных объектов на принципиально иных основах. Иными словами, это деятельность по созданию конкретных образов будущего, конкретных деталей разрабатываемых программ и планов, результатом которой зачастую является новый (или модернизированный) социальный объект, обладающий новым механизмом и новыми средствами регулирования общественных отношений.

Проектировать – означает заниматься перебором схем будущего действия, вырабатывать механизм и формы реализации социального прогноза. Отметим, что в ряде случаев социальное проектирование может и не иметь определенных сроков, основываться на примерных расчетах, без строгого временно́го ограничения.

Объективные условия разработки социальных проектов:

  • ориентация на конечный результат;
  • принцип минимума обязательств и концентрирование внимания на основной цели;
  • привлечение к выработке идей наибольшего числа творческих, профессионально подготовленных специалистов;
  • анализ причин несоответствия в решении поставленных задач;
  • оригинальность решений и эффективно организованная система поощрения инициатив;
  • научно обоснованное определение объектов социального проектирования (социальных институтов, явлений и процессов).

Субъективные условия: личность проектанта (умение грамотно и нестандартно мыслить, мастерство, заинтересованность и т.п.); гибкость руководителя-организатора (или лица, принимающего решение, – ЛПР) в восприятии новаторских идей и решений.

В методологии социального проектирования принципиальное значение имеет правильное определение объектов, которыми обычно становятся социальные институты, проявляющие себя посредством различных явлений и процессов. Соответственно этому, объекты социального проектирования должны классифицироваться по разным основаниям, в качестве которых могут выступать проекты по совершенствованию определенных функций общественного развития в экономической, социально-политической и духовной жизни общества или через создание условий (проектов) для эффективной жизнедеятельности человека в конкретной сфере общественного развития, например в трудовой деятельности. Отметим, что социальное проектирование направлено на решение проблем, охватывающих в комплексе все социальные аспекты жизнедеятельности, и различаемо только лишь по уровням организации общественной жизни.

Предметно-проблемное поле социального проектирования охватывает объекты самой разнообразной природы:

  • 1) поддающиеся организованному воздействию – элементы и подсистемы материального и духовного производства (средства и предметы труда, социальные технологии, материальные орудия труда, средства жизни, духовная культура, социальная деятельность и т.п.);
  • 2) человек как общественный индивид, субъект конкретноисторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями и т.п.;
  • 3) элементы и подсистемы социальной структуры общества – трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т.п.;
  • 4) политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и иные общественные отношения;
  • 5) элементы и подсистемы образа жизни – жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т.п.

При этом каждый объект социального проектирования должен восприниматься как организованная структура (система) социальных связей и отношений, включенных в проектно-созидательную деятельность, которые подвергаются воздействиям субъектов проектирования и выступают основанием для этого воздействия.

Назовем структурные уровни объектов проектирования.

Уровень социальной системы – различные возможные формы социального взаимодействия социальных институтов, социальных слоев, социальных организаций.

Уровень социальной организации – элемента социальной системы.

Уровень общей социальной жизнедеятельности – формы взаимодействия больших групп людей между собой и формы их взаимодействия с организациями.

Уровень межорганизационной жизнедеятельности – формы взаимодействия элементов социальной системы.

Уровень индивидуальной социальной жизнедеятельности – межсубъектные формы взаимодействия внутри уровня общей социальной жизнедеятельности.

Социальное проектирование на всех названных уровнях корреспондирует с предметно-объектными параметрами и выражается во взаимосвязи собственно социального проектирования и проектно-социального развития. Там, где доминируют объектные параметры, речь идет о проектно-субъектном развитии, а там, где доминируют предметные параметры, – о превалировании аспектов собственно социального проектирования. И в том, и в другом случае критерием различения служат характеристики предмета и объекта социального проектирования.

Перед социальным проектированием стоят задачи по разработке, во-первых, предметных структур различных социальных практик (конструкций) и, во-вторых, совокупности действий субъекта, обеспечивающих использование указанных структур в соответствии с их назначением (технологий создания и организации функционирования).

Кратко остановимся на наиболее распространенных направлениях (видах) социального проектирования.

В социальном проектировании используются некоторые принципы, являющиеся общенаучными, однако в частной области приобретающие специфическое содержание. Метод, представляющий собой систему регулятивных принципов познавательной деятельности, характеризуется следующими свойствами Курбатов В.И., Курбатова О.В. социальное проектирование. Учебное пособие. Изд-во Феникс. М.: 2001. - С. 21.:

1) ясность -- общепонятность, которая способствует однозначной распознаваемости метода;

2) детерминированность -- отсутствие произвола в применении принципов, соответствующих данному методу;

4) результативность -- способность обеспечивать помимо запланированных результатов другие, не менее важные;

5) надежность -- способность с большей вероятностью обеспечивать получение исходного результата;

6) экономность -- способность давать результат с наименьшими затратами времени и средств.

Принцип, выраженный в практическом действии и теоретическом способе познания, становится методом социального проектирования. Метод, естественно, может быть конкретизирован в различные методики, представляющие собой совокупность приемов преобразования отдельного объекта деятельности.

Проектное управление социальной сферы

В современных условиях функционирования социальной сферы особое значение приобретает качество управления - «Для становления новой парадигмы управления складываются благоприятные предпосылки <…> в том числе формируется современная социологическая теория, социология управления в частности, которая позволит не только изменить творческий потенциал людей, равный запасам атомного ядра, но и создать инновационные технологии его эффективного выявления и использования» Антропова, Ю.Ю. Проектное управление / Ю. Антропова. //Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 11 (149). Серия Философия. Социология. Культурология. Вып. 11.- С. 164-168.

В практике управления социальными процессами все большее распространение получают социальные технологии как способы комплексной, алгоритмизированной деятельности, ориентированные на многоразовое применение в целях достижения заранее определенного результата.

Технологизация управления социальной сферой в целом, системой социальной защиты в частности, подразумевает «массированное проектирование и внедрение новейших социальных технологий» Ковалев, В. Н. Социология управления социальной сферой /В. Ковалев. - М. : Академ. проект, 2003. - С. 158..

Несмотря на сложность и неоднозначность определения понятия «социальная технология», в среде ученых и практиков есть общие моменты в его понимании.

В перевод с греческого «технология» - искусство, мастерство.

В традиционном понимании «технология» - это научное описание способов производства либо документ, регламентирующий и описывающий порядок действий.

Технология - категория процессуальная, она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта Шамова, Т. И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - С. 189..

Построение любой технологии осуществляется за счет разделения деятельности на отдельные операции, процедуры с учетом специфики той области, в которой она будет реализовываться.

В своей работе «Технологии оказания социальных услуг подросткам и детям в трудной жизненной ситуации» Т. В. Герасимова указывает, что социальные технологии являются средством оптимизации и обеспечения развития общества; могут рассматриваться как проводник теоретических выводов и изысканий в русле решения практических задач; основной целью внедрения социальных технологий является оптимизация социальных процессов - от управления до оказания конкретной социальной услуги Герасимова, Т. В. Технологии оказания социальных услуг подросткам и детям в трудной жизненной ситуации / Т.В. Герасимова. - М.: Академ проект. 2004. - С. 46..

Таким образом, социальная технология может быть определена как:

1) специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека;

2) способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с последующей координацией и выбор оптимальных средств, методов их выполнения;

3) метод управления социальными процессами, обеспечивающий их воспроизводство в определенных параметрах: качество, свойство, объемы Григорьева, Н. Ю. Технологии социальной работы / Н. Ю. Григорьева, Е. Ю. Герасимова. - Саратов, 2003. - С. 4-17..

Социальные технологии различаются по характеру их новизны. Потребность в новых технологиях возникает тогда, когда существует проблемная ситуация и осознана необходимость в новых действиях. Будучи элементом человеческой культуры, социальные технологии возникают либо эволюционно, исходя из возникшей потребности решить ту или иную проблему, либо создаются искусственно (насаждаются извне).

Социальная технология - способ организации практической деятельности, представляющий собой совокупность приемов, направленных на изменение (преобразование) социального объекта (процесса) и достижение заданного результата Герасимова, Т. В. Технологии оказания социальных услуг подросткам и детям в трудной жизненной ситуации / Т.В. Герасимова. - М.: Академ проект. 2004. - С. 51..

На наш взгляд, специфика социальной технологии заключается в том, что она представляет собой алгоритм действий и может быть тиражирована (мультиплицирована), а также использована для решения сходных (похожих) задач и проблем.

Среди основных требований к социальным технологиям должны быть: однозначность выполнения операций и процедур и надежность результатов, безопасность и гибкость внедрения, возможность внесения корректив на каждом из этапов апробации, возможность их мультипликации.

Теоретическая разработка социальной технологии, «красивое» прописывание на бумаге еще не гарантирует ее эффективность в реальной жизни. Для этого требуется ее практическая «обкатка», т. е. реализация в определенных условиях в ограниченные временные сроки. Иначе говоря, проектирование.

Термин «проектирование» происходит от латинского «projectus» - брошенный вперед, специфическая деятельность, «…результатом которой является теоретически и практически обоснованное определение вариантов развития новых процессов или явлений» Курбатов, В. И. Социальное проектирование / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - С. 6. .

Характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть.

Проектирование в социальной сфере - проектирование социальных процессов, явлений, технологий, качеств - всегда направлено на внесение изменений в социальную среду человека. В связи с чем, социальное проектирование - это всегда процесс создания чего-то качественно нового - социальной инновации.

Таким образом, социальное проектирование - это теоретическая и одновременно практическая деятельность по внедрению социальных инноваций.

Субъектом социального проектирования являются носители управленческой деятельности - как руководители, так и трудовые (производственные) коллективы (инициативные группы).

Объектом социального проектирования являются любые социальные системы, в том числе и социальные технологии.

Основным результатом социального проектирования является разработка социального проекта.

В современной теории управления среди наиболее типичных определений понятия «проект» встречаются следующие:

Многоплановая деятельность, осуществляемая в небольшом объеме;

Ограниченное во времени мероприятие по созданию уникального товара или услуги;

Любая деятельность с фиксированными сроками начала и завершения;

- «совокупность скоординированных действия, имеющих уникальный характер, с запланированными сроками начала и конца их осуществления, предпринимаемых человеком или организацией для достижения конкретных целей в пределах установленных сроков и с заданными показателями затрат и результатов» Анисимов, С. Управление проектами. Российский опыт / С. Анисимов, Е. Анисимова. - СПб. : Вектор, 2006. - С. 8..

Одной из важных специфических сторон проекта, на наш взгляд, является целенаправленность деятельности, которая в основном заключается в проведении изменений. В связи с чем, управление проектами, по сути - управление изменениями.

В случае успешности реализации проекта, достижения запланированных результатов, инновационная технология теряет свою уникальность (первичность), приобретая черты традиционности - вписывается в повседневную жизнь.

Еще совсем недавно контекст употребления понятий «проект», «проектирование» и «технология» ограничивался исключительно технической сферой. На сегодняшний день это ключевые понятия современной науки управления, для которых и проект, и проектирование, и технология являются специфическими способами организации деятельности для реализации новых идей (инноваций). В связи с чем, управление проектами (проектное управление) является важнейшим инструментом современного менеджмента, позволяющим значительно повысить эффективность любой деятельности.

Необходимо учесть, что в современных условиях функционирования государственных социозащитных учреждений традиционное управление и управление проектами не должны противоречить друг другу, а скорее - дополнять. Традиционная система управления отнюдь не всегда и не во всем эффективна, что заставляет искать новые пути, позволяющие активнее двигаться вперед, решать перспективные задачи.

Вместе с тем, необходимо помнить, что традиционное управление призвано решать, прежде всего, текущие задачи сохранения и последовательной оптимизации деятельности - «сохраняя достигнутое и ориентируясь на сложившиеся успешные виды деятельности, при этом оптимизируя «западающие». Управление проектами осуществляется иначе - вместо задач сохранения на первый план выходят инновационные задачи, особое внимание уделяется не тому, что успешно, а тому, что «успеха пока не принесло, но осознается как важное и необходимое, как залог будущих достижений» Анисимов, С. Управление проектами. Российский опыт / С. Анисимов, Е. Анисимова. - СПб. : Вектор, 2006. - С. 40..

При этом важными задачами проектного управления становятся задачи, связанные с решением противоречий и конфликтов, например, между имеющимися и необходимыми условиями реализации проекта, в отличие от традиционного управления, ориентированного на стабильность и сохранение достижений.

Кроме того, именно в рамках проектного управления реализуется такое важное направление деятельности руководителя, как мотивация персонала, в том числе нематериальная, поскольку именно проектный формат деятельности позволяет реализовать потребность людей в личностном росте, творческом самовыражении, проявлении лучших своих качеств. Годами устоявшееся штатное расписание любого государственного учреждения не позволяет вводить новые должности, в том числе административные, но для назначения внутренним приказом «руководителя проекта» или «руководителя проектной группы» помех и преград нет. И тогда на смену просто исполнительской дисциплине приходит личностно окрашенный подход к работе, который позволяет руководителю вести более успешную кадровую политику, в том числе формировать кадровый резерв, осуществлять ротацию кадров.

Таким образом, отличительными чертами проектного управления являются:

1. ответственность руководителя за внедрение инноваций; принятие коллективом необходимости и важности внедрения инноваций;

2. системная мотивация персонала, участвующего в реализации проекта;

3. четкое и ясное определение целерезультативного блока проекта;

4. оптимальное соотношение результатов и затрат (кадровых, организационных, временных, финансовых);

5. планирование, мониторинг и анализ каждого этапа реализации проекта как руководителем, так и исполнителями;

6. отказ от излишней формализации и бюрократизации деятельности в ущерб возможностям для раскрытия творческого потенциала исполнителей проекта;

7. обеспечение двусторонних коммуникаций в ходе реализации проекта - от руководителя к исполнителям, от исполнителей к руководителю;

8. готовность руководителя к принятию нестандартных решений в процессе реализации проекта;

9. важность конечных, а не промежуточных результатов проекта.

Проектное управление позволяет открыть для государственного учреждения такие возможности, как:

- «мягкое» внедрение в деятельность изменений и инноваций;

Выход на качественно новый уровень развития; преимуществ по сравнению с другими игроками на рынке социальных услуг;

Расширение спектра и форм оказания социальных услуг, привлечение новых клиентов;

Грамотная кадровая политика, основанная на системе мотивации, что ведет к «закреплению» на местах лучших из лучших сотрудников, обладающих высоким уровнем квалификации и ответственности, способных к творчеству и инициативе, лояльных к учреждению;

Подготовка коллектива к новым условиям финансирования учреждения - «по результатам», а не по смете.

Вместе с тем, существуют и опасности (риски), которые необходимо учитывать, прежде чем начинать любые изменения и внедрять любые инновации в деятельность государственного учреждения:

Инициирование большого количества проектов, превышающего ресурсные возможности учреждения, что неминуемо приводит к эффекту «тришкиного кафтана», т. е. распылению ресурсов и недостижимости запланированных результатов, а часто - к серьезным потерям, как правило, людским из-за перегруженности сотрудников, стрессовой обстановки в коллективе;

Отсутствие баланса между краткосрочными целями конкретных этапов деятельности проекта и стратегическими целями учреждения, что приводит к утрате перспектив, а смыслом деятельности становится сама деятельность;

Выбор проектов, исходя из личных интересов руководителя, а не стратегической важности для учреждения - «инвестиции в управленческое эго»;

Отсутствие системы контроля реализации проекта по наиболее важным характеристикам - «реперным точкам» Анисимов, С. Управление проектами. Российский опыт / С. Анисимов, Е. Анисимова. - СПб. : Вектор, 2006. С.- 58..

Неразрывность проектов обусловлена не столько технологией реализации, сколько едиными ресурсами, едиными структурами и работами. Объединение отдельных проектов в систему - «портфель» - позволяет получить дополнительный эффект от совместной, скоординированной их реализации на общей технологической и ресурсной базе.