Гранты: подводные камни для бухгалтера. Организация трудовой деятельности в рамках гранта Оформление компенсации трудозатрат по исполнению гранта

Организации могут получать денежные средства на такие цели, как развитие научно-исследовательской деятельности, культуры, спорта, образования, сохранение памятников архитектуры, поддержка различных технических и творческих проектов. Они называются грантами и отражаются в бухгалтерском учете по определенным правилам. В статье расскажем про учет грантов, дадим разъяснения по отчетности.

Гранты: что это такое, на что расходуются

Под грантами принято понимать средства в денежной и неденежной формах, которые выделяются физическими, отечественными и иностранными юридическими лицами в определенном законодательством порядке на проведение исследований либо выполнение конкретных программ. Гранты, как правило, выделяются на конкурсной основе. Порядок их получения и выдачи установлен нормативно-законодательными актами.

Средства, полученные в виде грантов, можно расходовать по направлениям статьи сметы, которую составляет заявитель при подаче заявки. При составлении этого документа рассчитывается и обосновывается величина расходов, необходимых для осуществления проекта, с соблюдением условий и ограничений, установленных законодательными актами в этой области.

В случае получения нескольких грантов смета разрабатывается по каждому отдельно.

Составление сметы и документальное оформление

Каждая заявка потенциального грантополучателя должна быть обоснована. Это означает, что все расходы в рамках того или иного проекта (материальные, на оплату труда, на амортизацию оборудования, на платежи в бюджет и т.д.) нужно просчитать.

При составлении сметы следует учесть, что по различным причинам, например, при отсутствии лицензии на какой-то вид деятельности не всегда организация – получатель гранта может выполнить все своими силами. В таком случае в смету нужно включить расходы на оплату услуг сторонних предприятий.

Все операции в хозяйственной жизни юридического лица требуют обязательного оформления документами. Получение гранта не является исключением. Для отражения поступления и расходования средств, полученных в качестве гранта, грантополучатель может применять как унифицированные формы документов, так и разработанные предприятием самостоятельно при условии утверждения и закрепления их в учетной политике.

Порядок документального оформления операций по движению средств по гранту устанавливается локальными нормативными актами грантополучателя.

Учет грантов в организации: проводки

Бухгалтерский учет в рублях

Для отражения получения и расходования грантов используется счет 86:

Корреспонденция счетов Содержание хозяйственной операции
Дебет Кредит
76 86 Отражена задолженность по гранту
51 76 Получен грант
86 98 Использованы коммерческим предприятием гранты и включены в состав доходов будущих периодов
20, 25, 26 02, 05 Начисление износа основных фондов и нематериальных активов
98 91/1 Полученные гранты отнесены в состав расходов будущих периодов

Аналитический учет по счету 86 организуют по поступлениям и направлениям расходования средств. Читайте также статью: → “ ». Если получено несколько грантов, то аналитический учет должен быть построен по каждому в отдельности.

Пример 1. Предприятию выделен грант на восстановление производства в сумме 1000000 рублей. Эти средства пойдут на покрытие таких расходов, как:

  • оплата труда рабочих, включая ЕСН и страховые взносы – 500500 рублей;
  • материальные затраты – 499500 рублей, включая НДС 76195 рублей.

Движение средств в рамках полученного гранта можно отразить следующим образом:

  • Дт 76 Кт 86 = 1000000 – на сумму гранта, предстоящего к получению;
  • Дт 51 Кт 76 = 1000000 – получены денежные средства по гранту;
  • Дт 60 Кт 51 = 499500 – перечислено поставщику за материалы, предусмотренные сметой;
  • Дт 10 Кт 60 = 423305 – оприходованы материалы;
  • Дт 19 Кт 60 = 76195 – НДС по ТМЦ;
  • Дт 20 Кт 10 = 423305 – использованы материалы на ремонт в рамках сметы по гранту;
  • Дт 20 Кт 70, 69 = 500500 – начислена зарплата, ЕСН, страховые взносы сотрудникам за работы, предусмотренные сметой;
  • Дт 86 Кт 19 = 76195 = списание НДС по материалам по гранту;
  • Дт 98 Кт 91/1 = 923805 – стоимость работ отнесена в прочие доходы.

В валюте иностранного государства

Пример 2. Юридическим лицом получены средства в качестве гранта из бюджета в размере 5000 долларов. Все поступления в рамках этого договора были потрачены в отчетном периоде. Курс доллара на день получения денег на счет в банке, установленный ЦБ, составил 60 рублей за доллар, а на последний день месяца – 61 рубль.

Бухгалтер сделал следующие записи:

  • Дт52 Кт76 = 5000*60 = 300000 – получены деньги в качестве гранта;
  • Дт76 Кт86 = 300000 – отражены средства как целевое финансирование;
  • Дт52 Кт91/1 = 5000 (61*5000 – 60*5000) – положительная курсовая разница включена в финансовые результаты;
  • Дт91/1 Кт86 = 5000 (5000*(61-60)) – переоценены средства целевого финансирования.

Отрицательная курсовая разница отражается:

  • Дт91 Кт52;
  • Дт86 Кт91.

Изменение курса рубля в ту или иную сторону не влечет за собой образование остатков по счету 91. Когда гранты поступают не в качестве технической помощи и не из бюджета, то курсовая разница отражается на счете 52 и 91. При этом при снижении курса рубля по отношению к валюте другого государства образуется положительный остаток по счету 91. У получателя гранда образуется положительная курсовая разница, которая учитывается как внереализационный доход.

Пример 3. Организацией получен грант от иностранного фонда в сумме 5000 долларов. Все средства в рамках этого соглашения были израсходованы в отчетном периоде. Курс доллара ЦБ РФ на день поступления средств в банк составил 60 рублей за доллар, на последний день месяца 61 рубль.

  • Дт52 Кт76 = 300000 – поступление гранта на банковский счет;
  • Дт76 Кт86 = 300000 – гран учтен как целевое финансирование;
  • Дт52 Кт91 = 5000 – на сумму положительной курсовой разницы;
  • Дт91 Кт99 = 5000 – списание остатка прочих доходов и расходов;
  • Дт99 Кт68 = 1200 – начисление налога на прибыль по этой операции;
  • Дт68 Кт51 = 1200 – перечислен налог на прибыль в бюджет.

Налоговые обязательства по грантам

Порядок расчета налога на прибыль

Средства, поступившие как гранты, не облагаются налогом на прибыль при условии выполнения следующих пунктов:

  • они получены безвозмездно и их не нужно возвращать;
  • лицо, выдавшее грант, указано в специальном перечне, утвержденном Правительством РФ;
  • назначение финансирования – программы в области искусства, образования, здравоохранения, экологии;
  • средства израсходованы в том направлении, на которое они были выданы.

Если не соблюдено хотя бы одно из этих условий, по полученному гранту необходимо начислить налог на прибыль. Юридические лица, являющиеся получателем грантов, должны обеспечить ведение раздельного учета доходов и расходов по каждому целевому проекту . Если это требование не соблюдается, то налог рассчитывается по всей сумме гранта с момента его поступления.

Расчет НДС, ЕСН, НДФЛ

  • Поскольку гранты не подлежат обложению НДС, то входной налог по этим операциям не предъявляют к зачету. Суммы его относят на целевое финансирование.
  • ЕСН по зарплате работников, занятых исполнением программы, под которую получен грант, начисляется. Если такие работы выполнялись по договорам гражданско-правового характера, то не начисляются взносы в фонд социального страхования.
  • При получении физическим лицом гранта на цели развития науки, культуры, НДФЛ по этим суммам не удерживается. В конце года грантодатель, перечисливший средства физическому лицу, представляет в налоговые службы отчет по подоходному налогу ф.2-НДФЛ. Читайте также статью: → “ ».

Отчетность по грантам на предприятии

Грантодатель имеет право требовать отчет о расходе средств, выделенных им, и соответствия его смете. Причем такие отчеты он может требовать не только по завершении целевой программы, но и на различных ее этапах.

Как таковой формы отчета законодательством не установлено. Поэтому он составляется в свободной форме, согласованной между сторонами. Все расходы можно подтвердить данными о движении по счету 86 и копиями первичных документов, подтверждающих произведенные затраты (акты выполненных работ, чеки, счета-фактуры, ведомости начисления зарплаты и т.д.).

Данные о полученных грантах предоставляется в налоговые службы в декларации по налогу на прибыль.

Ответы на актуальные вопросы про гранты

Вопрос №1. По завершении программы у получателя средств по ней остались неиспользованные деньги. По второму гранту финансирования не хватило. Как отразить в учете перерасход и экономию средств? Какие налоговые обязательства возникают в таком случае?

Если у получателя грантов остались неиспользованные средства, и организация, которая их перечислила, не требует их возврата, то их нужно отнести к внереализационным доходам и включить в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Это объясняется тем, что впоследствии остаток средств будет израсходован не на те цели, которые указаны в соглашении и смете.

Если же по каким-либо причинам произошел перерасход денег по гранту, а организация, перечислившая его, отказывается компенсировать недостающую сумму, разницу включают в состав внереализационных расходов. Но важно учесть, что на недостающую сумму нельзя уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Вопрос №2. По каким налоговым платежам у получателя грантов возникают обязательства?

Средства, полученные налогоплательщиком – физическим лицом в качестве грантов, не подлежат обложению подоходным налогам. Такое освобождение возникает, когда организация–грантодатель указана в специальном перечне, а полученные средства потрачены по назначению.

Получатель целевых средств не обязан начислять налог на прибыль, если соблюдены требования, установленные ст. 251 НК РФ. Обязательства по ЕСН сохраняются. Также удерживается НДФЛ по заработной плате сотрудников, работающих по целевому проекту.

Вопрос №3. ИП, применяющий УСН, получил целевые средства на развитие бизнеса. Может ли он не учитывать полученный грант на такие цели для начисления налога на прибыль?

Если доход, полученный предпринимателем на развитие дела, попадает под определение гранта, то обязанности по обложению его налогом на прибыль не возникает. Законодательство устанавливает цели, на которые выдается грант, в соответствии с чем средства на развитие собственного бизнеса нельзя классифицировать как грант. Поэтому полученные средства определяются внереализационным доходом и облагаются налогом на прибыль.

Вопрос №4. Организации предоставлен грант на развитие науки. Нужно ли удерживать подоходный налог по вознаграждению, выплачиваемому физическим лицам в рамках этого проекта?

Если вознаграждение выплачивается лицам, которые непосредственно заняты научной деятельностью, НДФЛ удерживать не нужно. Доходы, по которым не возникает необходимости удержания НДФЛ, перечислены в ст. 217 НК. Если же средствами, полученными на финансирование этого проекта, производится оплата труда административных или технических работников, то эти суммы облагаются подоходным налогом в общем порядке.

Вопрос №5. В каком порядке учитываются и списываются средства, переданные как грант, у организации –грантодателя?

У юридического лица – грантодателя переданные средства учитываются как безвозмездная передача. Списание их на расходы можно производить по мере предоставления получателем целевых средств отчета об их расходе. Но учетной политикой предприятия может быть закреплено списание грантов на расходы непосредственно в момент их передачи, что также допускается законодательством.

Получение грантов весьма распространено в современном обществе. Однако это довольно сложный процесс, который вызывает много вопросов у бухгалтеров. На них ответят Наталья Сергеевна АБРАМОВА - главный бухгалтер, Екатерина Александровна Былова - заместитель директора по экономике, Марина Евгеньевна Ефимова - начальник юридического отдела ФГБУ «ГНИЦПМ» Минздрава России.

Страховые взносы

Мнения по поводу уплаты страховых взносов расходятся. Рассмотрим их.

Позиция Минтруда России (письмо от 15 марта 2016 г. № 17­4/В­107)

Между Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ), грантополучателем и учреждением, предоставляющим грантополучателю условия для выполнения научных проектов, в котором грантополучатель работает, заключено трехстороннее соглашение. В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса такое соглашение - это гражданско-правовой договор. Согласно ему сотрудник получает грант от РФФИ и проводит исследования по научному проекту. А учреждение содействует реализации этого проекта и по поручению сотрудника производит расходы за счет средств гранта. Использовать деньги гранта можно только по перечню допускаемых расходов, утверждаемых на заседании бюро совета РФФИ. В него включают следующие траты:

  • личное потребление получателя гранта - вознаграждение за труд и компенсация расходов. Например, питание во время экспедиций, полевых исследований, суточные на время поездок на конференции, симпозиумы по теме гранта;
  • поездки за пределы населенного пункта, в котором живет грантополучатель;
  • пересылка почтовых отправлений;
  • сопутствующие работы и услуги (услуги переводчика, редакционно-издательские услуги, опытно-технологические работы и др.);
  • покупка приборов, оборудования, медикаментов, расходных материалов и др.

Подпункт 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса устанавливает, что страховые взносы начисляют на вознаграждения, которые учреждение выплачивает сотрудникам в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров. Закрытый перечень выплат, которые не облагают страховыми взносами, приведен в статье 422 Налогового кодекса.

Выплата денег из суммы гранта на личное потребление сотруднику-грантополучателю в этом перечне не приведена. Значит, на нее нужно начислить страховые взносы.

Аналогичная позиция приведена в письмах Минтруда России от 1 июня 2016 г. № 17-3/В-232, от 18 мая 2016 г. № 17-3/ООГ-821, совместном письме Пенсионного фонда и ФСС России от 29 июля 2014 г. № НП-30-26/9660 / № 17-03-10/08-2786П. Взносы на страхование от несчастных случаев на вознаграждение за счет гранта начисляются, только если такое условие прописано в трехстороннем соглашении (абз. 4 п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125?ФЗ).

Отметим, что в подпункте 2 пункта 3 статьи 422 Налогового кодекса указано, что в базу для исчисления страховых взносов помимо выплат, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, также не включаются выплаты в части страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.

Позиция РФФИ

Согласно зафиксированной в документах РФФИ схеме отношений (РФФИ, учреждения и получателя гранта) учреждение и получатель гранта в связи с выполнением проекта не состоят в трудовых отношениях. Получатель гранта также не выполняет работы в рамках гражданско-правовых договоров по заказу учреждения. В отношениях между получателем гранта и учреждением «заказчиком» является получатель гранта. Выплаты, которые производит учреждение получателю гранта, это «возврат» принадлежащих ему денежных средств, поэтому обязательств по начислению и уплате страховых взносов в отношениях учреждения и получателя гранта нет ни у одной из сторон.

В отношениях РФФИ и получателя гранта если и существуют обязательства по начислению и уплате страховых взносов, то они могут существовать у РФФИ как у учреждения, производящего выплаты в пользу физического лица, но не у получателя гранта. По мнению юристов, и у РФФИ есть законные основания для того, чтобы не начислять и не уплачивать страховые взносы. В связи с этим РФФИ не передает «функции по уплате страховых взносов» учреждениям. Полагаем, что выплаты страховых взносов, если они осуществляются учреждением в рамках отношений, оформленных документами РФФИ, не могут быть признаны обоснованными.

Учреждение и получатель гранта, как равноправные участники (субъекты) гражданских отношений, имеют возможность заключить любые иные соглашения гражданско-правового характера, если это не противоречит документам РФФИ.

Вывод

Предлагаемый РФФИ порядок учета начисления страховых взносов не совпадает с мнением Минтруда России. Поэтому при правильном оформлении договорных отношений, прописанных в локальных документах учреждения, на выплаты на компенсацию трудозатрат грантополучателя начисляются страховые взносы, кроме страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (приложение 1).

Приложение 1

Федеральное государственное бюджетное учреждение
«Научно-исследовательский центр № 1»
(ФГБУ «НИЦ № 1»)

Утверждено
приказом директора
ФГБУ «НИЦ № 1»
№ ___ от__________ 2017 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о расходовании средств грантов РФФИ
получателями грантов, для которых организацией, предоставляющей условия для выполнения научного проекта, является ФГБУ «НИЦ № 1»

1. Настоящее Положение вступает в действие с даты утверждения директором ФГБУ «НИЦ № 1» (далее - Учреждение) и подлежит исполнению получателями гранта РФФИ (физическими лицами, коллективами физических лиц), для которых выбранной организацией, предоставляющей условия для выполнения проекта, является Учреждение.

2. Настоящие Правила разработаны в соответствии с требованиями «Правил организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский фонд фундаментальных исследований» (далее - Фонд).

3. По итогам принятия решения о предоставлении гранта физическому лицу (физическим лицам) Фонд, Руководитель проекта и Учреждение подписывают трехсторонний Договор.

Договор, «Правила организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский фонд фундаментальных исследований», Перечень допускаемых расходов для соответствующего конкурса оформляют отношения сторон с учетом следующих представлений:

а) денежные средства, перечисленные Фондом на счет Учреждения, являются денежными средствами физического лица (физических лиц), соответственно распоряжаться этими денежными средствами имеют право только получатели Гранта в лице Руководителя проекта;

б) трудовые отношения у Учреждения с получателем Гранта в связи с выполнением работ по Проекту не возникают. В том случае, если трудовые отношения между получателем Гранта (в том числе Руководителем проекта) и Учреждением существуют, Проект выполняется вне рамок этих отношений и в нерабочее время.

4. В целях организационно-технического обеспечения научного Проекта между Грантополучателем и Учреждением заключается Договор содействия (Приложение 1 к настоящему Положению).

5. Грантополучатель компенсирует расходы Учреждения в связи с выполнением проекта (организационно-техническое сопровождение проекта) в размере не более 20 % от суммы Гранта на основании Договора содействия.

6. Грантополучатель несет персональную ответственность за соответствие расходования средств Гранта Перечню допускаемых РФФИ расходов Гранта, выделяемого победителям конкурса фундаментальных научных исследований.

7. Учреждение осуществляет расходование средств Гранта в соответствии с Поручениями Грантодержателя, оформленными письменно в соответствии с утвержденными формами (Приложения 2–5 к Договору содействия).

8. Привлечение третьих лиц к выполнению научного проекта осуществляется на основании Договоров гражданско-правового характера (Приложение 2 к настоящему Положению).

9. Ежегодно получатели Грантов Фонда знакомятся с настоящими Правилами и принимают их к исполнению под роспись.

Приложение 1
к Положению

ДОГОВОР № _______
содействия выполнения научного проекта (гранта)

г. Москва «____» __________ 2017 г.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский центр № 1» (ФГБУ «НИЦ № 1»), именуемый в дальнейшем «Учреждение», в лице директора Ковалева Юрия Алексеевича, действующего на основании Устава с одной стороны, и Руководитель Проекта РФФИ, действующий на основании трехстороннего Договора между федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский фонд фундаментальных исследований» (Фонд), Грантополучателем и Учреждением, гражданин/гражданка Российской Федерации _______________________________________________________________________, именуемый(ая) в дальнейшем «Грантополучатель», с другой стороны, заключили настоящий договор о следующем:

1. Предмет договора

1.1. Грантополучатель выполняет работы по Проекту, а Учреждение принимает на себя обязательства по его поручению совершать от своего имени и за счет гранта юридические и иные действия, связанные с исполнением работ по
___________________________________________,
(указать номер гранта, получившего поддержку РФФИ)

за оказание которых Грантополучатель обязуется компенсировать расходы Учреждения по организационно-техническому обеспечению Проекта в размере не более 20 % средств гранта.

В рамках настоящего Договора под Грантополучателем следует понимать физическое лицо либо коллектив физических лиц в лице Руководителя Проекта, получивших грант Российского фонда фундаментальных исследований (далее - Фонд) по результатам Конкурса.

Руководителем Проекта является физическое лицо, которому коллектив физических лиц доверяет представлять интересы во взаимоотношениях с Фондом, Учреждением, иными юридическими и физическими лицами по вопросам представления научного Проекта на Конкурс, общего руководства научным Проектом при его выполнении, в том числе распоряжение денежными средствами (Грантом).

1.2. При исполнении условий данного Договора Стороны руководствуются Правилами организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным Фондом (далее - Правила), Перечнем, допускаемых фондом расходов Гранта, выдаваемого победителям конкурса инициативных научных проектов (далее - Проекты) и иными требованиями законодательства Российской Федерации.

2. Права и обязанности Сторон

2.1. Грантополучатель имеет право:

2.1.1. Давать поручения на перечисление денежных средств Гранта с лицевого счета Учреждения в соответствии с Перечнем допускаемых расходов;

2.1.2. По запросу получать от Учреждения сведения о расходовании Гранта;

2.1.3. Направлять соответствующие поручения Учреждению о возврате Гранта (части Гранта) в Фонд во всех случаях, предусмотренных трехсторонним Договором между Фондом, Грантополучателем и Учреждением;

2.1.4. Досрочно расторгнуть Договор.

2.2. Грантополучатель обязан:

2.2.1. Выполнять Проект вне рамок трудовых отношений с Учреждением и в нерабочее время;

2.2.2. Своевременно информировать Учреждение о своих требованиях, касающихся предмета и условий заключения сделок путем направления поручений;

2.2.3. Расходовать денежные средства Гранта в соответствии с Перечнем допускаемых расходов;

2.2.4. Своевременно давать Учреждению указания по порядку выполнения сделок в случае изменения условий их исполнения или появления обстоятельств, влияющих на их исполнение;

2.2.5. Принимать представленные Учреждением отчеты о совершенных по поручению Грантополучателя сделках (заключенных договорах);

2.2.6. Своевременно информировать Учреждение о прекращении работ по Проекту;

2.2.7. При проведении работ по Проекту соблюдать требования Учреждения по правилам проведения работ в используемых помещениях Учреждения (в т. ч. соблюдений техники безопасности, пожарной безопасности, пропускного режима и пр., выполнения работ на соответствующем оборудовании);

2.2.8. Предоставлять Учреждению график работы членов коллектива в случае использования в нерабочее время по согласованию с Учреждением помещений, оборудования, средств связи, электроэнергии, газа, воды и т. п. для выполнения работ по Проекту;

2.2.9. Своевременно информировать о замене Руководителя Проекта в случаях, предусмотренных Правилами.

2.3. Учреждение имеет право :

2.3.1. Информировать Грантополучателя о невозможности продолжения работ по Проекту по основаниям, предусмотренным трехсторонним соглашением, требованиям действующего законодательства и при нарушении требований, предусмотренных п. 2.2.7;

2.3.2. Не производить оплату по обязательствам Грантополучателя на основании его Поручений, если эти расходы не предусмотрены Перечнем допускаемых расходов, а также в случае, если требование о приостановке платежей будет заявлено Фондом;

2.3.3. Оказывать содействие Грантополучателю в проведении переговоров с третьими лицами и участвовать в согласовании условий сделок.

2.4. Учреждение обязано:

2.4.1. Обеспечить обособленный учет имущества, приобретенного за счет средств Гранта, и операций с Грантом в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации;

2.4.2. Принять на свой лицевой счет денежные средства Гранта как средства во временном распоряжении, предоставленные Фондом Грантополучателю;

2.4.3. Предоставить Грантополучателю условия для выполнения работ по Проекту, в том числе помещения, оборудование, средства связи, возможности пользоваться электроэнергией, газом, водой и т. п.;

2.4.4. Контролировать соответствие целей, заявленных Грантополучателем в Поручении, Перечню допускаемых расходов;

2.4.5. От своего имени по поручению Грантополучателя заключать договоры с третьими лицами на выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров и т. д., необходимых для реализации Проекта, и при участии Грантополучателя принимать и оформлять приемку этих работ, услуг, товаров и т. д.;

2.4.6. Вести учет расходов, произведенных по настоящему Договору, в аналитических реестрах учета;

2.4.7. Предоставлять Фонду возможность осуществлять контроль расходования Гранта;

2.4.8. Вернуть Фонду денежные средства Гранта, не израсходованные в текущем финансовом году;

2.4.9. Незамедлительно информировать Грантополучателя об обстоятельствах организационного характера, препятствующих работам по Проекту;

2.4.10. Производить расчеты с Грантополучателем в соответствии с его Поручениями;

2.4.11. Создать Грантополучателю условия для выполнения работ по Проекту, обеспечить безопасное ведение работ;

2.4.12. Немедленно информировать Грантополучателя об изменении условий сделок, совершаемых по его Поручению на средства Гранта, либо об обстоятельствах, влияющих на их исполнение;

2.4.13. При исполнении настоящего Договора соблюдать требования действующего законодательства по охране законных интересов Грантополучателя.

3. Порядок выполнения поручений и предоставление отчета
о проделанной Учреждением работе

3.1. Грантополучатель направляет Учреждению письменные Поручения о заключении договора с третьими лицами с указанием всех необходимых условий сделки и иные Поручения, связанные с расходованием средств Фонда, после чего Учреждению обязано выполнить Поручения Грантополучателя в соответствии со сметой расходов.

3.2. Отчеты (Карточка расходов) Учреждения о проделанной работе составляются в произвольной форме и направляются Грантополучателю по его требованию.

Отчет (Карточка расходов) Учреждения должен содержать:

Перечень и суммы расходов по совершенным сделкам по Поручению Грантополучателя и документы по ним (счета, акты выполненных работ (оказанных услуг), счета-фактуры и др.);

Итоговую сумму расходов по совершенным сделкам;

Остаток средств по Проекту на конец отчетного месяца.

3.3. При наличии возражений по Карточке расходов Грантополучатель сообщает о них Учреждению в течение 5-ти рабочих дней со дня получения данных для отчета.

3.4. Учреждение представляет Грантополучателю акт оказанных услуг по настоящему Договору.

4. Размер возмещения расходов Учреждения
по организационно-техническому обеспечению Проекта и порядок расчетов

4.1. Возмещение расходов Учреждения по организационно-техническому обеспечению научного Проекта в связи с исполнением обязательств по настоящему Договору составляет не более 20 % от суммы Гранта, что составляет _________________________________ (рублей).

4.2. Средства на возмещение расходов по организационно-техническому обеспечению Проекта удерживаются Учреждением из поступивших на лицевой счет средств Гранта без специального Поручения Грантополучателя.

5. Ответственность сторон

5.1. Сторона, нарушившая свои обязательства по настоящему Договору, должна без промедления устранить нарушения или принять меры к устранению последствий.

5.2. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из Сторон обязательств по настоящему Договору Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и условиями настоящего Договора.

5.3. Все споры по настоящему Договору решаются путем переговоров.

5.4. При неурегулированности в процессе переговоров спорных вопросов споры разрешаются в судебном порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до окончания трехстороннего Договора между Фондом, Грантополучателем и Учреждением.

6.2. Все приложения к настоящему Договору являются его неотъемлемыми частями.

6.3. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, по одному экземпляру для каждой из Сторон.

7. Реквизиты и подписи сторон

Подписи Сторон:

Директор ФГБУ «НИЦ № 1» __________________ Ю. А. Ковалев

Грантополучатель ____________________

НДФЛ

Статьей 217 Налогового кодекса установлен перечень видов доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц. Доходы физических лиц - грантополучателей в виде гранта, предоставленного на проведение научных исследований в соответствии с договором, заключенным с РФФИ, включенным в перечень Правительства РФ, освобождаются от обложения НДФЛ на основании пункта 6 статьи 217 Налогового кодекса (письмо Минфина России от 30 марта 2015 г. № 03-04-06/17268). В перечень российских организаций, утвержденный постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 602, включен РФФИ, в связи с чем гранты, предоставленные налогоплательщикам из этого фонда, не подлежат обложению НДФЛ.

Теперь поговорим об оплате отпусков. Оснований для освобождения от налога сумм оплаты отпуска в статье 217 Налогового кодекса не содержится. В связи с этим такие доходы подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке. Также нужно удержать НДФЛ с отпускных за счет средств гранта. На эти суммы льгота не распространяется (письмо Минфина России от 20 января 2017 г. № 03-04-06/2412).

В соответствии со статьей 139 Трудового кодекса для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка) устанавливается единый порядок ее исчисления. В пункте 2 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922, указывается, что для расчета среднего заработка учитываются все преду­смотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

Таким образом, если учреждение-грантополучатель осуществляет выплаты за счет средств грантов физическим лицам, которые состоят с ней в трудовых отношениях в соответствии с трудовыми договорами, то данные выплаты являются частью заработной платы (ст. 129 Трудового кодекса) и, соответственно, учитываются при расчете среднего заработка. Если выплаты за счет средств грантов физическим лицам осуществляются в рамках гражданско-правовых отношений, то данные траты не учитываются при расчете средней заработной платы (письмо Минтруда России от 15 марта 2016 г. № 17-4/В-107).

Бухгалтерский учет

В соответствии с договорами о выделении грантов, заключаемыми грантодателями, в том числе РФФИ, с грантополучателями - физическими лицами, средства грантов по соглашению между грантополучателем и учреждением зачисляются на лицевой счет последнего. Указанные средства следует отражать как средства во временном распоряжении в связи с тем, что средства грантов, полученные физическими лицами, средствами учреждения не являются.

Принимая во внимание характер средств (грантополучателями являются физические лица), по своей экономической сущности вышеуказанные выплаты не являются расходами учреждения. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам (доходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение в бухгалтерском учете и отчетности автономного или бюджетного учреждения, отражаются с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (610 «Выбытие со счетов бюджетов» ) классификации операций сектора государственного управления. Направление средств на компенсацию затрат учреждения на выполнение научного проекта в случаях, предусмотренных условиями договора о предоставлении гранта, отражается по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» .

Форма выплат определяется соглашением получателя гранта с учреждением. Возможными являются перечисление на счет, указанный руководителем проекта, выдача наличных и другое. При согласии учреждения выплаты могут быть произведены каждому из исполнителей проекта (выданы или перечислены), но только по поручению руководителя.

В бухгалтерском учете бюджетного или автономного учреждения (письма Минфина России от 25 января 2016 г. № 02-07-10/2899 и от 17 августа 2016 г. № 02-07-10/48337) такие выплаты отражаются следующим образом:

Дебет 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
Кредит 3 201 11 610, 3 201 34 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», «Выбытия средств из кассы учреждения»
- выплачены руководителю или исполнителям по проекту компенсации трудозатрат.

Перечисление денежных средств грантополучателю - физическому лицу на его банковский счет или выдача их из кассы учреждения, так же как и поручение на перечисление, должны быть оформлены первичными учетными документами. Порядок подтверждения расходов, осуществляемых грантополучателем для выполнения работ по научному проекту, на который были предоставлены средства гранта, следует установить локальным актом учреждения (учетной политикой). При формировании учетной политики можно предусмотреть ведение учета поступления и расходования средств гранта (в том числе по видам выплат), предоставленных физическим лицам, в аналитических регистрах учета.

Указанные операции, в силу положений пункта 34 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н, в Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) не отражаются (письмо Минфина России от 19 января 2016 г. № 02-07-10/1601).

Если выплата по статье «Компенсация трудозатрат» произведена руководителю проекта, он имеет возможность распределить эти денежные средства между исполнителями проекта по согласованию с ними или, если он имеет такие полномочия от исполнителей, решить этот вопрос единолично. Руководителю проекта рекомендуется получить от исполнителей проекта соответствующие полномочия. Для этого нужно составить поручения, из которых видно, что директор имеет полномочия действовать от имени членов коллектива, представившего проект на конкурс РФФИ и получившего грант, в том числе полномочия распоряжаться грантом (например, см. приложение 2).

Обратите внимание, что к компенсации трудозатрат относятся также денежные средства на оплату расходов руководителя проекта на участие в конференциях или на выполнение работ за пределами населенного пункта, в котором находится или проживает получатель гранта. По поручению руководителя проекта учреждение обязано выплатить ему денежные средства на оплату таких расходов. При этом, как отмечается в порядке РФФИ (приложение 1 к протоколу заседания бюро совета РФФИ от 4 июня 2015 г.), получатель гранта за расходование полученных от учреждения средств отчитывается перед РФФИ. Та часть денег, которую он потратит на собственные нужды (питание, местные переезды и т. д.), будет отнесена на статью «Компенсация трудозатрат» перечня расходов, допускаемых РФФИ.

Приложение 2

Приложение 1
к Договору

Директору
ФГБУ «НИЦ № 1»

ПОРУЧЕНИЕ

На основании Договора №________________ от _________ 2017 г., заключенного между Грантополучателем и ФГБУ «НИЦ № 1», прошу из денежных средств, полученных от РФФИ на реализацию проекта № ___________________, заключить договор на приобретение по безналичному расчету от имени Учреждения в соответствии с «Положением о закупке товаров, работ, услуг ФГБУ «НИЦ № 1» от ___________

Расходные материалы (указать какие)______________________________________

Оборудование (указать какое) ____________________________________________

Услуги (указать какие) __________________________________________________

Подтверждаю, что имею полномочия действовать от имени членов коллектива, представившего Проект на конкурс РФФИ и получившего Грант РФФИ, в том числе полномочия распоряжаться Грантом, и данные расходы являются целесообразными и необходимыми для выполнения научного проекта.

Получатель Гранта
(Руководитель проекта) _____________ /________________/ Расшифровка подписи

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

В наступившем году мы продолжаем серию статей об особенностях взаимоотношений физических лиц - получателей грантов и учреждений, на базе которых выполняются работы по проекту, на который получен грант <*>. Отношения между физическим лицом и учреждением в таком случае не являются трудовыми, однако в интересах обеих сторон правильно организовать трудовую деятельность коллектива, выполняющего работы за счет гранта.
<*> Об особенностях и проблемах учета грантов в государственных и муниципальных учреждениях читайте так же в статьях:
- А.Ю. Шихова "Гранты, где золотая середина?" в журнале "Советник в сфере образования" № 6 за 2015 год;
- А.Ю. Шихова "Доходы учреждения от грантов" в журнале "Советник в сфере образования" № 7 за 2015 год;
- Т.П. Ерофеевой "Имущество грантополучателя" в журнале "Советник в сфере образования" № 8 за 2015 год;
- Т.П. Ерофеевой "Посреднические сделки государственных (муниципальных) учреждений" в журнале "Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения" № 12 за 2015 год;
- М.Н. Желонкиной "Документооборот в рамках выполнения поручений физических лиц" в журнале "Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения" № 12 за 2015 год.

Руководитель и организация

Одним из крупнейших грантодателей России является Российский фонд фундаментальных исследований (далее - РФФИ, Фонд), поэтому организацию отношений между физическим лицом - получателем гранта и учреждением рассмотрим на примере правил РФФИ. В РФФИ утвержден свой Порядок выполнения работ по проектам, поддержанным РФФИ, и использования гранта (далее - Порядок РФФИ). Полный текст Порядка РФФИ размещен по адресу http://www.rfbr.ru/rffi/ru/financial_support/o_1917171 .
Согласно Порядку РФФИ получателем гранта признается руководитель проекта, подавший заявку на получение гранта и выигравший конкурс.
Почти во всех случаях, когда проект (заявку) на конкурс Фонда подают физические лица, в нем указана организация, которая предоставит условия для выполнения проекта (далее - Организация). Как правило, это учреждение, в котором работает руководитель проекта.
РФФИ отмечает, что для него не имеет значения, состоят ли исполнители проекта в трудовых отношениях с Организацией или не состоят, так как отношения между грантополучателем и Организацией по предоставлению условий для выполнения проекта являются гражданско-правовыми.
В Порядке РФФИ указано, что исследования руководителя по проекту не могут входить в основную деятельность учреждения, то есть учреждение не является заказчиком этих работ. Соответственно, даже если исполнители проекта состоят в трудовых отношениях с Организацией по другим основаниям, то работы по проекту выполняются в нерабочее время и отношения в связи с выполнением проекта между получателем гранта и Организацией являются гражданско-правовыми.

"Если проект никак не связан с работой института, то придется оформлять отпуск.", вообще говоря ЛЮБОЙ проект НЕ связан с "работой института" (чисто формально). Это если считать "работой института" бюджетные тематики. Потому как требование гранта - тема гранта НЕ должна совпадать с бюджетной тематикой. Ситуация когда "физику-ядерщику дали грант на изучение бабочек на Мадагаскаре" выглядит абсолютно нереально, поскольку для того, чтобы грант дали необходимо УЖЕ иметь опыт в данной области и ес-но иметь публикации, что маловероятно (для физика-ядерщика).

Получается, что есть "бюджетная тематика" и, например, если человек пишет и получает грант на еще одну тематику, то, да, он может сделать доклад по своей грантовой тематике. А вот насчет "бюджетной", только в том случае, если он является ведущим членом в команде по бюджетной, если просто один из исполнителей, то вряд ли (это будут делать руководители бюджетной).

А если кроме бюджетной, своей грантовой (в качестве руководителя гранта) да еще и совместная работа с другим институтом, то здесь еще сложнее. Это еще нужно "доказать", что поездка (по чужому гранту) "важна и для института тоже". Да, отчитаться можно публикацией в таком случае. Вопрос еще будут ли публикации и какие (в каких журналах, с каким импактом). В конечном итоге институт ведь отчитывается ВСЕМИ публикациями, в том числе и публикациями по совместной работе. Это в принципе. А в действительности все зависит от того приветствуется ли совместная работа (с другими институтами) в данном конкретном месте, в данное конкретное время.

В свое время на переаттестации мне прямым текстом было сказано, что если я веду совместную работу с медакадемией, то и шла бы я туда совсем. Потому как я типа "на них работаю". Пришлось доказывать, что это ВЗАИМОВЫГОДНОЕ сотрудничество (статьи были опубликованы, в части из них я - первый автор). И ведь речь шла о работе с теми самыми факторами транскрипции, о которых мы потом на форуме scientific с Константином Севериновым спорили, он типа говорил, что в России практически никто даже и не знает что это такое.

Так что "убеждать институт", что "это ему нужно" - это отдельная проблема. Я вот было дело ездила на Школу для молодых ученых (во Владивосток) в отпуск, причем "за свой счет" - с образовательной лекцией, постером и будучи членом оргкомитета этой Школы. И в лекции, и в постере речь шла также о факторах транскрипции. Потом оказалось, что наши (ездило несколько человек) доклады и постеры не вошли даже в отчет института. Стали разбираться, оказалось, что такие "конференции" "не котировались" и включение в отчет материалов по ним было оставлено "на усмотренение ученого секретаря". Наш тогдашний ученый секретарь, надо полагать, "не усмотрел". При этом я такого интереса как устным лекциям и докладам, так и к постерам не видела нигде (на Российских конференциях по крайней мере), как тогда на Школе во Владивостоке. На Школе шло реальное обсуждение работы, шли дискуссии.

Что сейчас со Школами, вообще непонятно. Если кто-нибудь подскажет, буду благодарна. Когда я пыталась обращаться по поводу Школ, мне сказали, что "деньги на них не выделяются". Т.е. во Владивостоке, причем в самые тяжелые годы - в 90-е и после люди находили деньги на Школы, а потом что произошло-то? На лоты и мега-гранты деньги есть, а на Школы нет?

Гранты - это денежные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями (ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»). Бюджетное учреждение на основании тройственного договора, заключенного между ним, Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и грантополучателем, участвует в реализации научных проектов. В статье мы поговорим о действиях, совершаемых учреждением при реализации научных проектов, а также о бухгалтерском учете операций, выполняемых учреждением в рамках данного договора.

Отношения между учреждением, физическим лицом - грантополучателем и РФФИ регулируются договором, заключенным между участниками правоотношений в соответствии с нормами законодательства РФ. Правилами организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным Российским фондом фундаментальных исследований, утвержденными Решением бюро Совета Фонда от 29.01.2014 (далее - Правила), установлены действия грантополучателя, учреждения и фонда на этапе реализации проекта (разд. 3 Правил ). Рассмотрим действия грантополучателя и учреждения, представив их в форме таблицы.

Действия грантополучателя Действия учреждения
Выполнение работ для достижения научных целей, заявленных в проекте, представленном на конкурс Принятие на счет денежных средств (гранта), предоставленных фондом по результатам конкурса грантополучателю
Расходование денежных средств, выделенных фондом, в соответствии с условиями договора Ведение расчетов в соответствии с поручениями грантополучателя
Предоставление в фонд в установленные сроки необходимых отчетов по проекту Учет расходов по каждому отдельному проекту, реализуемому в учреждении
Незамедлительное информирование фонда об обстоятельствах научного и организационного характера, препятствующих продолжению работ по проекту, в том числе в случаях, если это связано с неисполнением обязательств учреждения перед грантополучателем Обеспечение безопасного ведения работ, в том числе знакомство грантополучателя с действующими в учреждении локальными нормативными актами по технике безопасности, пожарной безопасности и т. д. Проведение соответствующих инструктажей
Информирование фонда о результатах проекта, которые имеют признаки патентоспособности или возможности коммерческого использования, а также о результатах, которые могут представлять собой государственную тайну Ведение учета оборудования, изготовленного и (или) приобретенного за счет гранта, по правилам, существующим в учреждении, по окончании проекта (если работы по проекту не продолжаются или не получили дальнейшей поддержки фонда) оборудование остается на балансе учреждения
Опубликование результатов исследований в рецензируемых научных изданиях Составление и представление в фонд сводного финансового отчета
Создание необходимых условий для осуществления фондом контроля расходования гранта
Создание грантополучателю условий для выполнения работ по проекту
Оформление договоров от своего имени на выполнение работ с третьими лицами за счет средств гранта по поручению грантополучателя

Документальное оформление расчетов

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 №  402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете)). Общие требования к оформлению первичных учетных документов в отношении государственных (муниципальных) учреждений установлены Инструкцией №  157н . Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Приказом Минфина РФ №  52н , а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать обязательные реквизиты, перечень которых содержится в п. 7 Инструкции №  157н , ст. 9 Закона о бухгалтерском учете .

С учетом изложенного перечисление денежных средств грантополучателю - физическому лицу на его банковский счет или выдача их из кассы учреждения, так же как и поручения на перечисление, должны быть оформлены первичными учетными документами. Порядок подтверждения расходов, осуществляемых грантополучателем для выполнения работ по научному проекту, на который были предоставлены средства гранта, следует установить локальным актом учреждения в соответствии с положениями договора о предоставлении гранта, заключенного между РФФИ, физическим лицом - получателем гранта и бюджетным учреждением (Письмо Минфина РФ от 23.07.2015 № 02‑07‑10/42612 ).

Грантополучатель поручил учреждению заключить договор с контр­агентом на проведение монтажных работ.

Документами, подтверждающим факт расходования денежных средств в этой ситуации будет распоряжение грантополучателя, составленное в письменной форме на заключение договора с организацией, договор на выполнение работ, акт выполненных работ, составленный в произвольной форме, но содержащий все обязательные реквизиты. Внутренними локальными актами учреждения устанавливается, у кого (у учреждения или грантополучателя) хранятся подлинники документов-оснований (договоры, первичные учетные документы), подтверждающие правомерность совершения расходования средств гранта. Распоряжения грантополучателя, составленные в письменной форме, должны храниться у учреждения, поскольку являются документами, подтверждающими выполнение учреждением условий договора, заключенного между ним, РФФИ и грантополучателем.

Грантополучатель поручил учреждению выдать ему денежные средства в размере 5 000 руб. на приобретение материалов, необходимых для проведения исследования.

Поручение на выдачу наличных денежных средств из кассы учреждения на совершение расходования средств в рамках проводимого исследования оформляется в письменной форме и прикладывается к расходно-кассовому ордеру. Документы, подтверждающие приобретение материалов (товарные накладные (ф. Торг-12), кассовые чеки, товарные чеки и др.), если это установлено внутренним локальным актом учреждения, могут:

  • прилагаться к авансовому отчету, составленному грантополучателем и храниться в учреждении;
  • представляться в бухгалтерию учреждения без оформления авансового отчета, и уже бухгалтер делает на них пометки относительно даты и размера расчетов с грантополучателем по приобретенным материалам;
  • оставаться у грантополучателя.

Бухгалтерский учет операций

Последние разъяснения по вопросам отражения в учете операций по поступлению и расходованию средств гранта, выделенных физическому лицу и поступивших на лицевой счет учреждения, приведены в письмах Минфина РФ от 23.07.2015 № 02‑07‑10/42612 , от 24.07.2015 № 02‑07‑10/42728 (далее - Письмо № 02‑07‑10/42612, Письмо № 02‑07‑10/42728). Согласно изложенной в данных письмах информации и нормам инструкций № 174н и 157н средства, поступающие на лицевые счета бюджетных учреждений в форме грантов, отражаются по коду вида деятельности 3 «Средства во временном распоряжении», поскольку не являются средствами учреждения.

Корреспонденция счетов по получению и использованию средств грантов следующая:

*
Учреждение при формировании своей учетной политики вправе предусмотреть ведение учета поступления и расходования средств грантов (в том числе по видам выплат), предоставленных физическим лицам, в аналитических регистрах учета.

Корреспонденция счетов, приведенная в таблице, в силу норм п. 34 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н, в отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) не отражается (Письмо № 02‑07‑10/42728).

С учетом характера средств (грантополучателями являются физические лица) их использование по своей экономической сущности не является расходами учреждения (Письмо № 02‑07‑10/42728). В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам (доходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение в бухгалтерском учете и отчетности бюджетного учреждения, отражаются с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ. Компенсация затрат учреждения на выполнение научного проекта, предусмотренного договором о предоставлении гранта, в случаях, определенных условиями договора, отражается по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.

Учреждение заключило тройственный договор на участие в реализации научного проекта, по которому грантополучателем является работник учреждения. На лицевой счет учреждения поступил грант в размере 1 000 000 руб. Грантополучатель представил поручение о выдаче ему денежных средств в размере 10 000 руб. на закупку химических реагентов, необходимых для проведения исследования. По правилам, установленным в учреждении, документы, подтверждающие расходы грантополучателя, остаются у него и в бухгалтерию не представляются.

В бухгалтерском учете операции по получению гранта и списанию денежных средств отражаются следующим образом:

Учреждению предоставлено право компенсировать свои расходы на создание условий выполнения проекта в размере, согласованном с грантополучатем, но не превышающем 20% от суммы гранта (п. 3.7 Правил).

По условиям договора, заключенного между РФФИ, грантополучателем и учреждением, последнему выплачивается вознаграждение в размере 20% от суммы гранта - 200 000 руб.

В бухгалтерском учете операции по получению вознаграждения за участие в реализации научного проекта отражаются следующим образом:

Налог на доходы физических лиц

В соответствии с п. 6 ст. 217 НК РФ освобождаются от обложения НДФЛ суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством РФ.

Таким образом, доходы физических лиц - грантополучателей в виде гранта (его части), предоставленного на проведение научных исследований в соответствии с договором, заключенным с фондом, включенным в перечень Правительства РФ, освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 6 ст. 217 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 30.03.2015 № 03‑04‑06/17268). В Перечень российских организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 602, включен Российский фон фундаментальных исследований, в связи с чем гранты, из этого фонда, не подлежат обложению НДФЛ.

Страховые взносы

Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) установлено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам поименованы в ст. 9 данного закона. Выплаты, производимые физическим лицам за счет средств грантов, в названной статье не указаны. Таким образом, доходы выплачиваемые грантополучателю за счет средств гранта, подлежат обложению страховыми взносами.

В завершение статьи сформулируем следующие выводы:

  1. Отношения между учреждением, физическим лицом - грантополучателем и РФФИ регулируются договором, заключенным в соответствии с нормами законодательства РФ, Правилами организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным Российским фондом фундаментальных исследований, утвержденными Решением бюро Совета Фонда от 29.01.2014.
  2. Средства, поступающие на лицевые счета бюджетных учреждений в форме грантов, отражаются по коду вида деятельности 3 «Средства во временном распоряжении» и не являются средствами учреждения.
  3. Расходование средств гранта производится по поручению грантополучателя и отражается с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ.
  4. Порядок подтверждения расходов, осуществляемых грантополучателем для выполнения работ по научному проекту, на который были предоставлены средства гранта, устанавливается локальным актом учреждения в соответствии с положениями договора о предоставлении гранта, заключенного между РФФИ, физическим лицом - получателем гранта и бюджетным учреждением.
  5. Доходы грантополучателей, начисленные им за счет средств гранта, выделенных РФФИ, не подлежат обложению НДФЛ.
  6. Доходы грантополучателей, начисленные им за счет средств гранта, выделенных РФФИ, подлежат обложению страховыми взносами.
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.