Фотографическая аппаратура для макросъемки. Самодельные приспособления для Макросъемки Выбор оборудования для макросъемки

Мир, окружающий нас, поразительно разнообразен и разноцветен, богат деталями и узорами. Надо только пристальней всмотреться в него. Чаще всего, фотографы увлечены общими видами. Кроме событийной съемки среди жанров особым вниманием пользуется пейзаж и реже - натюрморт. Замечено, что если в пейзажном снимке присутствует передний план с присущим ему рельефом и фактурой, то усиливается эффект присутствия. И в натюрморте практически всегда необходимо подчеркнуть детализацию и фактурность предметов. Но есть особый жанр, в котором пристальное внимание к отдельным предметам и его деталям неизбежно за счет малой дистанции фотографирования. Это жанр называется макросъемка .

К примечательным достоинствам любительских цифровых фотокамер - ЦФК, безусловно, относится возможность снимать с дистанции несколько см. Даже любительскими ЦФК начального уровня можно проводить съемку с минимального расстояния 5 – 20 см. Специально предназначенный для этой цели режим - «макро», позволяет фотографировать с такого близкого расстояния без применения дополнительных аксессуаров. Продвинутые ЦФК в режиме «макро» позволяют вести съемку с расстояний вплоть до 1 - 5 см. Поэтому даже новички от фотографии могут реализовать на практике разносторонние достоинства съемки макросъемки. Фотограф может запечатлеть достаточно крупным планом мелкие объекты – цветы, насекомых, монеты, увидеть фактуру дерева и камня, «рассмотреть» микроузоры на предмете, слабозаметные невооруженному глазу. В целом, съемка с очень близкого расстояния - это одним из эффектных творческих приемов. Немного опыта с терпением и можно получить разнообразные по тематике и впечатляющие необычностью изображения. Внимательно вглядываясь в мир природы с близкого расстояния, можно запечатлеть необычные кадры с повышенной детальностью, сочной фактурой объектов съемки.

О масштабе снимков при макросъемке

Чтобы более точно представить, что же собственно относится к макросъемке, обратимся к понятию масштаб изображения. Под масштабом понимают отношение линейного размера оптического изображения объекта в фокальной плоскости фотоаппарата (т.е. на фотоплёнке обычной камеры или на светочувствительной матрице ЦФК) к его реальным размерам. Это соотношение называют также линейным увеличением. Принято считать, что макросъёмкой называют вид съёмки, при которой масштаб получаемых изображений на фотоматериале лежит в пределах от 1: 10 до 5:1, как изложено в классической энциклопедии “Фотокинотехника” (под редакцией Е.А. Иофиса, 1981 г.). Обычно макрофотосъемка применялась в научной фотографии – геологии, биологии, медицине и т.п. Но теперь она становится одним из популярных жанров художественной фотографии.

Еще раз обратим внимание читателя, что в ЦФК роль фотоприемника вместо фотоплёнки выполняет светочувствительная матрица, размеры которой определяют размер кадра. Размер матрицы в любительских ЦФК в 3-5 раз меньше размера кадра узкой плёнки, равного 24х36 мм. Линейные размеры матриц, используемых в ЦФК начального класса, среднего любительского и полупрофессиональных приведены в табл.

Таблица

Размеры светочувствительной площадки

матрицы ЦФК

Типоразмер в дюймах

Длина, мм

Ширина, мм

Размер светочувствительной матрицы ЦФК среднего и полупрофессионального классов со встроенным объективом составляет, как правило, 1/1,8 или 2/3 дюйма. Реально это означает, что в “полный рост” можно выполнить снимок небольших насекомых (пчелу, жучка, шмеля). Иных увлечет съемка мелких бытовых предметов, например, ювелирных украшений, монет, значков и т.п. В менее крупном масштабе можно фотографировать цветы, детали предметов быта или отдельные части лица.

Оригинальный масштаб оптического изображения (на светочувствительной матрице) для ЦФК не превышает 1: 2,5 – 1: 5. Очевидно, что масштаб изображения на отпечатке возрастает на коэффициент увеличения при печати. Для форм-фактора светочувствительной матрицы 1/ 1,8 дюйма (распространенный размер для ЦФК среднего класса) размер матрицы по длинной стороне равен около 7,2 мм. Следовательно, при размере отпечатка 15 х 20 коэффициент увеличения равен приблизительно около 28 крат, а масштаб изображения составит около 11:1 – 6:1. Т.е. достижимо увеличение объекта съемки до 10 крат на отпечатке при умеренном его формате. Это означает, что на отпечатке мы рассматриваем объект как-бы через мощное увеличительное стекло. Улучшенная детальность, нежели при наблюдении в обычных условиях проявляется, если объект рассматривается даже на дисплейном мониторе ЦФК. При наблюдении снимков на компьютерном мониторе коэффициент увеличения составит до 50 крат (зависит от размера матрицы и размера монитора).

Подробнее о фотокамерах для макросъемки

Итак, для съёмки особо крупным планом ЦФК со встроенным объективом функционально предназначена как бы изначально. Для этого достаточно одним нажатием специальной кнопки активизировать режим – «макро». Это позволяет фотографировать небольшие объекты укрупненным планом с расстояния от объекта несколько см. без специальных приспособлений. Отдельные фотокамеры имеют даже два поддиапазона для макросъемки – «макро» и «супермакро». Режим «супермакро» позволяет еще более приблизиться к объекту съемки. Впрочем, большинство моделей оснащено одним режимом «макро». Тем не менее, некоторые из них позволяют фотографировать с расстояния вплоть до 1- 2 см. Но, не очень многие модели ЦФК обеспечивают минимальную дистанцию фокусировки (МДФ) в пределах до 1 см. Это, например, ЦФК Nikon Coolpix 5400, FujiFilm FinePix S602Z, FujiFilm FinePix S7000, Ricoh Caplio RR1, Ricoh Caplio RR30 и Ricoh Caplio G3.

Ряд моделей от Nikon Olympus и Pentax позволяют фотографировать с минимальной дистанции 2 см. Минимальное расстояние съёмки для большей части моделей ЦФК в режиме макросъёмки составляет от 5 до 20 см. При этом можно отметить, что для камер любительского класса МДФ находится преимущественно в пределах 10 – 20 см, для камер среднего класса – 5 -10 см, а у полупрофессиональных камер МДФ часто менее 5 см.

Справедливости ради надо отметить одну немаловажную и прелюбопытную деталь. Совсем не обязательно, что фотокамеры с меньшим значением МДФ обеспечивают более крупный масштаб изображения. Линейное увеличение изображения зависит от двух параметров - от расстояния до объекта съемки и от величины фокусного расстояния объектива. Зависимость эта в обоих случаях линейная, и масштаб объекта увеличивается как с ростом фокусного расстояния, так и с уменьшением дистанции съемки. Так что линейное увеличение объекта может быть даже большим, хотя съемка ведется и с большего расстояния, но длиннофокусным объективом. Дело в том, что режим «макро» в цифровых фотокамерах доступен обычно для определенного диапазона фокусных расстояний встроенного зум-объектива. Чаще всего во многих моделях уверенная фокусировка в режиме «макро» возможна для широкоугольного положении зум-объектива, т.е. при минимальных значениях фокусного расстояния. В этом случае пиктограмма режима «макросъемка» окрашивается в зеленый (или желтый) цвет. В других диапазонах зумирования объектива автофокусировка не выполняется, а пиктограмма обесцвечивается. В ряде моделей режим «макро» доступен в среднем диапазоне зумирования. И в очень редких моделях режим макросъемки широком диапазоне зумирования вплоть до длиннофокусного положения зум-объектива.

Например, для модели Konica Minolta DiMAGE A200 масштаб съемки в режиме макросъемке максимален при самом длиннофокусном положении объектива – эквивалентном значении 200 мм. Минимальная дистанция фокусировки (МДФ) в этом случае составляет 13 см от фронтальной поверхности объектива. Максимальный размер площади съемки при этом составляет 52х39 мм. Размер светочувствительной площадки матрицы этой камеры по длинной стороне равен 8,8 мм, следовательно, масштаб изображения равен почти 1:6. При макросъемке в широкоугольном положении объектива МДФ составляет 21 см от фронтальной поверхности объектива и масштаб съемки существенно меньше. Таким образом, эта камера с МДФ величиной 13 см является приятным сюрпризом для любителей фотоохоты в режиме макросъемки. Попутно необходимо отметить, что перевод в режим макросъемки для фотокамеры DiMAGE A200 выполняется с помощью механического переключателя, расположенного на оправе объектива.

Следует упомянуть еще об одной примечательной особенности цифровой фотокамеры – большой глубине резкости. При макросъемке значимы не только масштаб, но и глубина резко изображаемого пространства - ГРИП объектов съемки. ГРИП зависит как от расстояния до объекта съемки, так и от фокусного расстояния объектива. ГРИП увеличивается с ростом расстояния до съемочного сюжета, но уменьшается с увеличением фокусного расстояния объектива. Еще в более значительной степени ГРИП также зависит и от значения установленной диафрагмы. Чем больше значение диафрагменного числа, тем больше глубина резко изображаемого пространства. Из теории оптики известно, что существует обратная квадратичная зависимость глубины резко изображаемого пространства от фокусного расстояния и линейная зависимость от расстояния до объекта съёмки. Таким образом, при равном масштабе съёмки бо льшая глубина резкости обеспечивается короткофокусными объективами. Фокусное расстояние объективов ЦФК в несколько раз меньше, чем у плёночных фотоаппаратов. Поэтому, глубина резко изображаемого пространства при равном масштабе съёмки будет больше в несколько крат. (Для удобства пользователей реальное значение фокусного расстояния объективов ЦФК часто приводится к эквивалентному фокусному расстоянию для объектива узкоплёночной камеры).

Дополнительные принадлежности для макросъемки

Наиболее необходимым аксессуаром при макросъемке неподвижных объектов является устойчивый штатив. Ведь при макросъемке во всех случаях предпочтительно почти предельное диафрагмирование объектива для обеспечения максимальной глубины резко изображаемого пространства. Увеличение выдержки, неизменное при диафрагмировании объектива, может привести к смазу изображения при съемке с рук. Другим важным дополнительным устройством служит пульт дистанционного управления. Это приспособление также поможет устранить возможную вибрацию камеры при нажатии на спуск затвора. Для уменьшения смаза при отсутствии дистанционного пульта полезно использовать режим автосъема. В этом случае затвор срабатывает через 2 или 10 сек. после нажатия спуска.

При съемке на природе, какой либо необычной бабочки или жучка, штатив вряд ли помощник. В этом случае при появлении «добычи» на приемлемом расстоянии фотоохотник должен найти точку съемки, занять устойчивое положение, выбрать момент и затаить дыхание при нажатии на клавишу затвора. Но пользоваться оптическим видоискателем следует с поправкой на влияние параллаксного смещения при съемке с близкого расстояния. Кадрировка сюжета лучше выполнять при этом по дисплейному монитору.

Как упоминалось, оптические насадки на объектив для макросъемки разработаны для некоторых моделей компактных ЦФК. Светофильтры при макросъемке с цифровыми фотокамерами находят ограниченное применение. Может оказаться полезным поляризационный светофильтр. Он позволяет смягчить или устранить блики глянцевых поверхностей, а в некоторых случаях улучшает цветопередачу. Светофильтры устанавливаются на оправу объектива через специальную насадку или непосредственно на резьбовое крепление оправы объектива.

Освещение при макросъемке

Непременным условием для получения впечатляющих фотографий является правильно выбранное освещение. Долголетней практикой фотографами отработаны и схемы освещения с различными наборами вспышек, рассеивателей и отражателей. На природе обычно достаточно естественного солнечного освещения. Для дополнительной подсветки затененных деталей можно применить лист обычной белой бумаги. Для выявления фактурности снимаемых объектов, наиболее приемлемо боковое освещение, направленное под острым углом к поверхности снимаемого сюжета. Поэтому, утренние или вечерние часы для съемки горизонтальных поверхностей являются предпочтительными. Это позволяет хорошо проработать фактуру объекта съемки. Но, кроме того, целесообразно проследить, чтобы тень от камеры не падала на объект. В полуденные часы могут оказаться предпочтительными при съемке вертикальных объектов. Необходимо принимать во внимание, что при съемке с очень близкого расстояния могут возникнуть проблемы с освещением из-за затенения объекта корпусом аппарата.

Схема построения искусственного освещения подобна. Остронаправленный боковой свет способствует хорошей проработке фактуры. При подсветке глубоких теней помогут также отражатели. Применение встроенной вспышки не всегда оправдано, так как приводит обычно к пересвечиванию изображения и к вероятной неравномерности освещения объекта. Можно конечно установить режим уменьшенной интенсивности вспышки, но и в этом случае целесообразно установить перед вспышкой рассеиватель. Пример такой съемки, выполненной ЦФК Nikon Coolpix 990, приведен на илл. 1.

Для высококачественной макросъемки цифровыми фотокамерами разработаны специальные вспышки. Конечно, фотокамеры должны иметь «горячий башмак» или синхроконтакт. Так, устанавливаемая на цифровые фотокамеры серии Nikon Coolpix, легкая и компактная вспышка MACRO COOL-LIGHT SL-1 позволяет вести макросъемку без использования сложного осветительного оборудования. Вспышка SL-1 имеет 8 ярких светодиодов, которые освещают объект съемки. Для «цифрозеркалок» от Nikon для макрофотосъемки имеется также фотовспышка для бестеневого освещения SB-29s c гибким и независимым управлением интенсивности для обоих модулей.

Аналогичные вспышки разработаны и другими фирмами. Например, Canon для макросъемки ЦФК разработала сдвоенную вспышку MT-24EX и кольцевую вспышку MR-14EX. Для ЦФК от Konica Minolta разработаны для макросъемки сдвоенная макровспышка Macro Twin Flash 1200 и кольцевая макровспышка Macro Ring Flash 2440.

Следует уделить внимание и выбору фона для снимаемого сюжета. Объект должен хорошо выделяться на фоне, а сам фон не должен отвлекать. Обычно лучше выбирать равномерный фон приглушенных тонов. Применимы и белый, серый и черный фоны. Серый фон наиболее нейтрален, а черный усиливает восприятие цветовых нюансов объектов съемки. Среди цветных тонов предпочтительные холодные и неяркие цвета. Это создает эффект приближения объекта съемки. Теплые и яркие тона могут создать иллюзию, что объект расположен дальше фона.

Фотокамера как сканер при макросъемке

Одним из удачных направлений можно назвать использование ЦФК в режиме «макросъемка » в качестве своеобразного простейшего цифрового сканера. Целесообразно применять ЦФК для пересъёмки рисунков или текста и для перевода в цифровой вид обычных фотографических отпечатков. Полезным занятием представляется пересъёмка негативов или слайдов для оперативного создания домашней цифровой фототеки. Для этого разработаны специальные приставки (называют их также слайд-сканерами), надеваемые на оправу объектива через переходное кольцо. При размере матрицы 1/1,8 дюйма масштаб съёмки слайда размером 24х36 мм равен приблизительно 1: 5. Некоторые ЦФК имеют специальный режим съемки под негативное изображение. Это позволяет сразу преобразовать снимаемый негатив в позитивное изображение. Впрочем, можно для этой цели использовать возможности и графических редакторов, например, программы Adobe PhotoShop. Это позволяет нейтрализовать влияние маскирующего слоя фотопленки, что проверено автором практически.

Использование ЦФК в режиме «макро» может быть полезным и для создания семейного электронного ретро-архива. Например, для пересъёмки маленьких фотографий с различных документов (удостоверения различных организаций и обществ, пропусков и т.п.). После дополнительного компьютерного редактировании старых фотографий, точнее их реставрации, они распределяются по электронным папкам. Удобство применения ЦФК в режиме сканера очевидно, ведь не надо ждать, когда будет израсходована вся пленка. Поэтому архив может эпизодически пополняться при каждой новой находке..

Макросъемка цифровыми «зеркалками»

В завершение поговорим о макросъемке зеркальными цифровыми фотокамерами. В таких камерах также может быть предусмотрен специальный режим съемки «макро», но эффективность его сомнительна. Успех дела решает все та же традиционная методика макрофотографирования , аналогичная методике макросъемки обычными зеркальными фотокамерами. О методах и приспособлениях для макросъёмки плёночными фотоаппаратами имеется большой объем сведений, содержащийся в многочисленной фотографической литературе. По аналогии с «цифрозеркалками» могут использоваться многочисленные аксессуары, предназначенные для макросъёмки. Это - положительные насадочные линзы, навинчивающиеся на объектив; удлинительные (промежуточные) кольца или приставки с растяжными мехами, устанавливаемые между корпусом фотоаппарата и объективом; телеконвертеры, устанавливаемые также между обычным объективом и фотокамерой. Конечно, могут применяться и специальные макрообъективы (объективы, разработанные для съёмки объектов с близкого расстояния).

Применение насадочных линз оправдано лишь для макросъемки камерами со встроенными объективами. Дорогостоящие фирменные телеконвертеры целесообразно использовать с длиннофокусными объективами в полевых условиях при макросъемке относительно удаленных подвижных объектов – бабочек, стрекоз и т.п. Качественные специальные объективы для макросъемки также не дешевы. Они в зависимости от величины фокусного расстояния позволяют снимать с минимальной дистанции от нескольких см. до полуметра довольно крупным планом. Для съемки в стационарных условиях проще и дешевле использовать растяжные меха или удлинительные кольца с обычными объективами. Можно также применить оборачивающее кольцо, позволяющее развернуть съёмочный объектив обратной стороной, т.е. лицевой поверхностью в сторону кадрового окна. Это позволяет в разы увеличить масштаб изображения и технически наиболее просто осуществимо.

Немного о методике макросъемки

Опишу далее используемую мною методику макросъемки зеркальной цифровой фотокамерой Nikon D70. Сразу замечу, что можно было приобрести специальные для этого предназначенные фирменные аксессуары. Но поскольку была в наличие отечественная приставка для макросъемки ПЗФ с раздвижным мехом, предназначенная для применения с фотокамерами типа «Зенит», удалось успешно ее использовать. Было дополнительно приобретено лишь переходное кольцо от байонетного «никоновского» соединения к резьбовому «зенитовскому». Но этого оказалось все же недостаточным, чтобы присоединить D70 к приставке ПЗФ. Мешал выдающийся вперед выступ видоискателя. Поэтому к переходному кольцу присоединялось кольцо № 2 из набора резьбовых удлинительных колец для «Зенита». Далее Nikon D70 с набором из переходного и удлинительного колец присоединялся к приставке ПЗФ. С другой стороны к приставке устанавливался «зенитовский» объектив, но не напрямую, а через специальное оборачивающее кольцо, к которому объектив пристыковывался через резьбовое соединение, предназначенное для светофильтров. Необходимо пояснить читателю, что для макросъемки можно было воспользоваться и комплектом удлинительных колец. Но работать с приставкой раздвижных мехов более удобно, поскольку увеличение можно менять плавно, а на станине приставки удобно размещать снимаемые предметы. Размер оптического изображения при этом получается близкий к натуральному размеру предметов съемки и крупнее. А для съемки с меньшим увеличением применялись просто различные удлинительные кольца из комплекта. Для макросъемки в масштабе не болей 1:3 -1:5 можно применять только оборачивающее кольцо, позволяющее развернуть обычный объектив тыльной стороной к объектам съемки.

Использовались при макросъемке мною применялись два высококачественных отечественных объектива - нормальный «Индустар-61Л З-МС 2,8/50» и короткофокусный «Мир-1 2.8/37» получивший гранд-приз на международной выставке в Брюсселе в 1958 г. (в наличие не оказалось второго переходного кольца от резьбового соединения к байонетному для никоновского объектива).

Поскольку оптическая система для автофокусной фотокамеры не была стандартной, съемка выполнялась только в ручном режиме «М» (макросъемка ). В других режимах («А», «Р» и автоматическом) затвор не срабатывал и на контрольном дисплее появлялось сообщение об ошибке. Экспозамер при этом работал, но автоматически экспозиция устанавливалась неверно. Правильная экспозиция подбиралась методом последовательных приближений. Для этого значение выдержки и диафрагмы устанавливались с использованием многолетнего личного фотографического опыта, а пробный снимок анализировался с помощью гистограммы. Крупная и цветная (оранжевого цвета) гистограмма на мониторе фотокамеры Nikon D70 легко позволяла определить отклонения от нормальной экспозиции. После некоторой коррекции выдержки или диафрагмы экспозиция оптимизировалась. Оригинальный масштаб съемки устанавливался в диапазоне 1,5:1 – 2:1. Наводка на резкость выполнялась путем механического изменения расстояния между предметами съемки и оптической системой.

Для дополнительного освещения при сильном диафрагмировании объектива пришлось применять вспышку. Использование встроенной вспышки привело к неудаче, так как объект съемки сильно затенялся. Поэтому пришлось применять внешнюю вспышку. Рекомендуемых для D70 фирменных вспышек SB-600 и SB-800 в наличии не было. В результате использовалась установленная в горячий башмак внешняя «никоновская» вспышка SB-28 с рассеивателем. Удаленное отстояние осветителя от оси оптической системы позволило равномерно осветить снимаемый объект. Но все же в этом случае в режиме TTL вспышка бездействовала, и срабатывала она только в режиме «А». Но, по-видимому, из-за особенностей оптической схемы пришлось также экспозицию корректировать.

Остается отметить еще раз факт, что при макросъемке зеркальными фотокамерами проявилось преимущество цифровых перед пленочными. При построении навороченных оптических схем с переходными и удлинительными кольцами система экспозамера не всегда корректно срабатывает. Для пленочных фотокамер экспокоррекцию принято вводить при помощи специальных таблиц, учитывающих степень линейного увеличения. Но результат коррекции можно определить только после проявки пленки. Использование гистограммы в «цифрозеркалке» позволяет оперативно оптимизировать экспозицию.

Приведенный в статье материал не исчерпывает всех возможностей макросъемки цифровыми фотокамерами. Все же целесообразность и полезность этого режима съемки для фотолюбителей достаточно очевидна. Дерзайте любители фотографического творчества.

by Arief Perdana

Макросъемка живой природы - это не так просто, как может казаться изначально. Помимо технических тонкостей для получения четких снимков на близком расстоянии, фотографы сталкиваются бесконечно с тем фактом, что насекомые имеют пагубную привычку убегать, уползать, улетать как только вы приближаетесь к ним.

Но не позволяйте каким-то мелким букашкам сломить вас и помешать освоить для себя, чтобы получать удовольствие от фотографии.

by Harm Oosterhuis
Камера Canon EOS 60D
Фокусное расстояние 100 mm
Скорость затвора 1/200 s
Апертура f/4,5
ISO 320

Практически невозможно представить себе макрофотографа без вспышки. В плохую погоду она обеспечит необходимое количество света, а в солнечную погоду уберет контрастные тени от солнца. Естественно для макрообъектов желательно иметь или кольцевой светодиодный осветитель. Но конечно же на результат больше будет влиять не цена аксессуара, а умения и навыки фотографа по его использованию. Начинайте снимать с той вспышкой, которая у вас есть в наличии. Следите за правильностью экспозиции и регулируйте мощность вспышки в зависимости от этого.


by Cesar Castillo
Камера Nikon D3X
Объектив Nikon Micro Lens 105 mm f2,8
Фокусное расстояние 105 mm
Скорость затвора 1/95 s
Апертура f/32
ISO 400

Многие профессиональные фотографы советуют использовать значение диафрагмы порядка f/22, f/32. Чем больше число, тем меньше отверстие, что обеспечивает большую глубину резкости, когда в фокусе оказывается большее количество деталей изображения, а вспышка при этом создает достаточно света, чтобы заморозить любое движение.


by Sreekumar Mahadevan Pillai
Камера Canon EOS 60D
Фокусное расстояние 60 mm
Скорость затвора 1/50 s
Апертура f/10
ISO 1000

Обычная выносная или встроенная вспышка дает света больше, чем , но свет при этом более прямолинейный, что не всегда является лучшим решением для того, чтобы подсветить тени. Не беспокойтесь, если вы не можете по какой-то причине позволить себе приобрести кольцевую макровспышку, чтобы сделать качественные фотографии, вполне может быть достаточно того оборудования, которое имеется. Просто исходите из своих возможностей, планируя фотосъемку на тот или иной период дня в зависимости от состояния погоды и наличия на небе солнца и облаков, в частности.


by bug eye
Камера Canon 7D
Объектив macro 100 mm
Фокусное расстояние 100 mm
Скорость затвора 1/160 s
Апертура f/8
ISO 160

Ну, а если есть желание экипироваться по первому разряду, стоит рассмотреть следующие шаги для улучшения своего фотомакроарсенала.

Объектив, который необходимо иметь для макрофотографии

by teguh santosa
Камера Canon EOS 450D
Фокусное расстояние 60 mm
Скорость затвора 1/125 s
Апертура f/9
ISO 400

Лучше всего подходит объектив с фокусным расстоянием 50 мм или макрообъектив. Выбирайте лучший вариант, который вы можете себе позволить, чтобы у вас была возможность увеличения размера объекта от 1:1 до бесконечности.

Все крупные производители выпускают свои собственные макрообъективы.

Вспышка, которая подойдет вам для макросъемки

Кольцевая вспышка по форме напоминает пончик. Она окружает объектив и способствует получению равномерного мягкого освещения. В некоторых моделях кольцевых вспышек есть возможность настраивать по отдельности группы вспыхивающих ламп.

Чтобы не сооружать сложные конструкции из выносных вспышек, достаточно потратить один раз деньги, чтобы купить кольцевую вспышку, которая идеально подходит для макрофотосъемки.


Макрокольца говорят сами за себя

Существует несколько способов изменения фокусного расстояния у существующего объектива. Например, вы можете увеличивать расстояние между объективом и корпусом с помощью удлинительных колец или дополнительных линз со специальным винтом close-up. Оба решения дешевле, чем макрообъектив, хотя и не так удобны.

Дополнительные линзы представляют собой обычные увеличительные стекла, которые накручиваются как фильтр на объектив, доступны с разными диоптриями: +1, +2, +3 и +4. В зависимости от этого и используемого объектива изображение увеличивается с определенной кратностью.

И напоследок, о чем стоит всегда помнить: макрофотография - привилегия терпеливых и усидчивых. Используйте ее, как сильную сторону своего характера или для наработки спокойствия и только спокойствия.

— Шон, ты вроде отрезал один кадр от прошлой плёнки. Пожалуйста ответь, ты не мог скажем, забыть мне его отослать?
— ты о самой последней фотке?
— да.
— о двадцать пятой?
— да…
— ты на ней сидишь.

2014 (C) «Невероятная жизнь Уолтера Митти».

Так и я, очень долго сидел, не замечая того, что подо мной находится отличный объектив! Точнее не сам объектив, а так сказать, макрокольцо. Речь идет о кресле, про ремонт которого писал полугодом ранее. И снова в ход пошли киянка с ножом… Линза у меня уже была, кажется от диапроектора, но как ее закрепить на объективе, до этого было не понятно. Идеальным вариантом для переходника оказался кожух от кресельного газлифта! Причем одно из колен идеально натягивалось поверх объектива, а второе отлично крепилось внутри резьбы, сделанной под светофильтр. Я выбрал второй вариант. Вся работа свелась к отрезанию кольца нужной высоты (около 3,5 см). Внутрь кольца плотно вошла линза, обернутая одним слоем черной изоленты. В общем-то всё просто до нельзя, и не нужно тратить тысячи на оптику. Качество снимков конечно не для глянцевых обложек, но думаю это лучше, чем покупать реверсивное кольцо, т.к. с ним нельзя управлять диафрагмой. А диафрагму при съемке приходится прикрывать, и чем больше — тем лучше. Кто-то скажет, что по краям изображение имеет ужасные искажения, с другой стороны дистортию и хроматические аберрации можно счесть за своеобразный эффект. Это как в музыке, кто-то борется с искажениями звуков, а владельцы электрогитар наоборот, стараются их усилить. Снимки получается делать с расстояния 3-5 см. Чтобы убрать размытость по краям, диафрагму прикрывать приходится полностью. Поэтому увеличивается выдержка, и фотографировать нужно со штативом, или при очень ярком освещении.

Вот так выглядит насадка из не обрезанного кожуха. Теперь с камерой можно смело выходить на улицу и распугивать прохожих, однако практического применения для нее не найдется по причине перекрытия такой трубой всего обзора. В результате на всех фото получаем яркий свет в конце тоннеля…

А здесь уже отрезанное кольцо нужной ширины. Края трубы теперь можно обнаружить только при минимальном зуме.

Рабочая фотонасадка в деле

Макрофотографии полученные при помощи насадки:

Наибольшие искажения заметны при съемке геометрически правильных объектов.

Любители макросъемки без труда могут найти в продаже так называемые реверсивные кольца, которые позволяют закрепить на фотокамере объектив обратной стороной. Только не смотря на всю простоту конструкции, просят за данный аксессуар нескромные деньги… А зачем отдавать свои кровные, если проблему можно решить куском обычной проволоки? Никакой разницы на снимках вы не увидите.

В отличии от использовании насадки, перевернутый объектив позволяет взять фотографируемые объекты более крупным планом. Вот так выглядит дисплей ноутбука. Обрезку кадра не производил, а наоборот уменьшил изображение. Т.е. при просмотре в полный масштаб, пиксели будут вообще гигантские!

Предметная съемка является особым видом фотографии. Этот жанр съемки используется наиболее часто для создания рекламных фотографий различной продукции. Также различные снимки предметов являются востребованным товаром на фотостоках. Основное назначение рекламной предметной съемки - показать предмет в наиболее интересном и выгодном для покупателя виде.

Чтобы качественно выполнить съемку предмета, нужны крепкие знания и хороший опыт. Ведь фотограф должен правильно подобрать фон для съемки, выбрать точку съемки, поставить свет.

В настоящее время особенно актуальной становится съемка для каталогов различных интернет-магазинов, которые плодятся как грибы после дождя. Всем требуется качественная съемка товаров, которые они предлагают людям. Ведь именно по фотографии, чаще всего, складывается первое впечатление.

В съемке своей продукции нуждаются также различные рестораны, кафе. Фотографии блюд необходимы, чтобы сделать красивое меню.

Востребованы также и 3D-фотографии, которые позволяют рассмотреть объект со всех сторон.

Если рассматривать рекламную предметную съемку с точки зрения потенциального заработка фотографа, то сейчас ситуация несколько изменилась. Интернет-магазины и различные компании предпочитают набирать фотографов в свой штат. Примеры вакансий можно посмотреть на Яндекс-работе .

В нашей небольшой статье мы рассмотрим основные технические моменты, которые помогут вам начать снимать для интернет-магазинов. Итак, начнем.

Фон для съемки.

Как правило, при съемке для интернет-каталогов подбирается неброский однотонный фон, лучше всего светлых тонов или белый. Но, нужно обязательно согласовывать все с заказчиком. Опытные предметные фотографы работают по так называемому брифу. Это техническое задание, где подробно описывается результат, который хочет получить заказчик. Часто бриф делается с примерами подобных съемок.

Подготовка предметов к съемке.

Предметы для съемки должен подготовить заказчик. Для съемки нужно использовать новые предметы из заводской упаковки. В таком случае на их поверхности не будет сильно выраженных дефектов. Если фотограф сам готовит предметы для съемки, то нужно тщательно очищать их от пыли, периодически сдувая ее специальной грушей, так как малейшие пылинки будут хорошо видны на итоговой фотографии. Это поможет уменьшить время, необходимое для ретуши.

Использование штатива.

Предметная съемка выполняется со штатива. Желательно использовать качественный тяжелый штатив, чтобы свести к минимуму возможность сдвига и сотрясения камеры. Это особенно важно, если съемка будет проводиться при постоянном свете или с брекетингом по фокусу. Также штатив поможет сохранить неизменным угол и масштаб съемки, если вы снимаете серию предметов.

Объективы.

Для съемки предметов не принято использовать широкоугольные объективы, так как это дает искажения. В основном используются объективы с фокусным расстоянием от 100 мм, хотя бывают и исключения. Для съемки мелких предметов лучше всего использовать специализированные макрообъективы. Автофокус в предметной фотографии практически не используется, поэтому можно подобрать для съемки объективы с ручной фокусировкой. В некоторых случаях это может существенно сэкономить бюджет.

Фотокамера.

Можно использовать как любительские, так и профессиональные фотокамеры. Все зависит от задач съемки. Если вы снимаете для интернет-магазина, где фотографии будут рассматриваться в небольшом размере (порядка 1200 пикс по длинной стороне), то можно обойтись простейшей зеркальной или беззеркальной камерой.

Если производится съемка дорогих эксклюзивных предметов, например, ювелирных украшений, коллекционных или антикварных изделий, то в этом случае, конечно, нужна техника посерьезнее. Чаще всего для таких съемок используются профессиональные полнокадровые фотокамеры. Очень хорошо зарекомендовали себя камеры Nikon D800E и D810. Они не имеют сглаживающего низкочастотного фильтра перед матрицей, поэтому обладают высочайшей детализацией, что особенно важно в предметной съемке.

Осветительное оборудование.

Для съемки можно использовать как постоянный, так и импульсный свет. Естественно, что чем более дорогие изделия вы снимаете, тем более высокого уровня должно быть осветительное оборудование. Для несложной каталожной съемки можно обойтись комплектами в виде предметного стола и 2-3 недорогих источников импульсного света.

Настройки камеры.

Используется ручной режим М. Никаких автоматических настроек!

Оптимальные значения при съемке с импульсным светом:

ISO 100, диафрагма f/11 для обеспечения хорошей глубины резкости, выдержка 1/160 с.

Регулировка экспозиции осуществляется мощностью источников импульсного света.

Баланс белого лучше всего настроить вручную по серой карте.

Если вы снимаете с постоянным светом, то настройки выдержки будут зависеть от мощности используемых источников света. Диафрагма также остается f/11, ISO в некоторых случаях можно поднять до значения 400-800, чтобы укоротить выдержку. Это можно делать только в том случае, если итоговые изображения будут небольшого размера, тогда шум заметен не будет, но время вы сэкономите.

В следующих материалах мы продолжим рассказывать о предметной съемке.

Есть две причины, по которым макрофотография привлекает к себе внимание владельцев фотокамер. При съемке макро творческий процесс в большей степени зависит от технических навыков фотографа и уровня техники. Художником в данном случае выступает сама природа. Вторая же причина — это то, что результаты стабильно радуют кошелек, когда речь идет о съемке предметов для рекламных каталогов. В обоих воплощениях макро — сложное в техническом отношении направление фотоискусства, требующее серьезных затрат на оборудование.

Выбор камеры

Небольшая глубина резкости вынуждает искать наиболее удобные ракурсы. Чаще всего объект снимают «в профиль», расположив его параллельно объективу. Если снимать только «в профиль», снимки становятся слишком похожими друг на друга. Существуют альтернативные решения, позволяющие обеспечить необходимую глубину резкости:

  • Съемка на качественную псевдозеркалку. За счет маленькой матрицы зона ГРИП значительно шире, чем у зеркалок. Хороший кандидат из имеющихся в продаже — Fujifilm S9600 Pro.
  • Съемка на зеркальную камеру с прикрытой до максимальных значений диафрагмой.
  • Обработка в графическом редакторе нескольких снимков, сделанных с разной глубиной резкости.
  • Использование карданной камеры с подвижками. Интересующимся стоит обратить внимание на монорельсовую камеру Rollei X-Act2 с электронным управлением и форматом до 6 x 7 см www.franke-heidecke.ru , а также карданные камеры Horseman www.fotoworld.ru и Sinar www.fotoworld.ru . Данные варианты располагают возможностью съемки на пленку и установки цифровых задников.

Возможности камер с несменной оптикой расширяют макронасадки (Close-UP, Macro Close-UP), которые крепятся на резьбе для светофильтров. Уменьшая минимальную дистанцию фокусировки, макронасадка позволяет получить снимки в более крупном масштабе. История восходит к насадкам Rolleinar, которые компания Franke & Haideke выпускала для байонетных креплений двухобъективных камер. Сегодня популярностью пользуются макронасадки от японских производителей — Hoya, Kenko, Marumi.

Простейший, наиболее распространенный вариант макронасадки — одиночная выпукло-вогнутая линза с плюсовыми диоптриями, помещенная в оправу с резьбой. Столь простая конструкция неизбежно приводит к ухудшению качества изображения, хотя на практике с такими линзами удается добиться весьма достойных результатов.

В последнее время более популярны насадки с двумя линзами, обладающие более высокими характеристиками. Для культовых псевдозеркалок их создатели сами предлагают такие «макрообъективы» (например, VCL-M3367 для Sony R1). По цене такие аксессуары приближаются к самой камере, а полученный набор все равно уступает зеркальному фотоаппарату со специальным объективом.

Выбор объектива

Объектив для макро должен обеспечивать высокую резкость и контраст получаемого изображения. Основная характеристика макрообъектива — это масштаб съемки (увеличение объектива), указывающий на соотношение размеров реального объекта и его изображения, проецируемого на пленку или матрицу. При съемке объекта длиной 10 мм масштаб 1:1 позволяет получить на матрице или пленке изображение длиной 10 мм, масштаб 2:1 — 20 мм, 1:2 — 5 мм.

Большинство макрообъективов способны снимать в масштабе 1:1 на минимальной дистанции фокусировки (МДФ). МДФ указывает наименьшее расстояние до объекта съемки, при котором возможно получить резкое изображение. Как правило, минимальная дистанция фокусировки зависит от фокусного расстояния: чем оно больше, тем больше МДФ.

Следует иметь в виду, что МДФ рассчитывается от плоскости сфокусированного изображения (матрицы, пленки), а не от передней линзы, как у компактных камер. Поэтому расстояние от передней линзы до объекта всегда меньше указанной в характеристиках объектива МДФ. Скажем, объектив Micro-Nikkor 200 mm f/4, который имеет МДФ 50 см, способен снимать объект с дистанции 26 см от передней линзы.

Для съемки мелких насекомых оптимальным считается объектив с фокусным расстоянием 150-200 мм, позволяющий получать нормальный масштаб на расстоянии около полуметра. Объективы 50-100 мм приходится ближе подносить к объекту съемки, но для фотографирования статичных сюжетов этот вариант удобнее.

Для макросъемки подойдет любой специальный объектив. Основные качества обычной оптики — фокусное расстояние и светосила — в макро не столь важны. Расстояние до объекта можно сократить или увеличить, добившись нужного масштаба. Вместе с тем фокусное расстояние влияет на характер передачи пространства: чем оно выше, тем более «плоской» является картинка. Данная особенность является плюсом при студийной съемке предметов. Большое фокусное расстояние и высокая светосила позволяют уменьшать глубину резкости, оставив в фокусе какой-либо фрагмент объекта. Наряду со светосилой в характеристиках макрообъектива обычно указывается минимальная диафрагма, так как для многих сцен критичным параметром является глубина резкости.

На «художественные» свойства картинки влияет прежде всего оптическая схема. Некоторые объективы на любых диафрагмах рисуют жесткое изображение с высокой детализацией (среди них один из наиболее качественных и популярных — Tamron 90 mm f/2.8). Для съемки портретов, как правило, с успехом используют светосильные макротелевики. Прекрасными образами «портретной» макрооптики считаются Olympus 50 mm f/2 и Sigma 150 mm f/2.8. Эти объективы на открытых диафрагмах работают значительно мягче.

МДФ Увеличение Конструкция Габариты Фильтры Примечания
Canon EF-S 60 mm f/2.8 Macro USM 0,2 м 1x 12 линз в 8 группах 73 x 70 мм, 335 г 52 мм для цифровых камер (кроп 1,6х)
Canon EF 100 mm f/2.8 0,31 м 1x 12 линз в 8 группах 79 x 119 мм, 600 г 58 мм ультразвуковой мотор (USM)
Canon EF 180 mm f/3.5 L Macro USM 0,48 м 1x 14 линз в 12 группах 82,5 x 186,5 мм, 1100 г 72 мм один из лучших в линейке Canon
60 mm f/2.8D AF Micro-Nikkor 0,22 м 1x 8 линз в 7 группах 70 x 74,5 мм, 440 г 62 мм очень резкий
105 mm f/2.8G AF-S VR Micro-Nikkor 0,31 м 1x 14 линз в 12 группах 83 x 116 мм, 720 г 62 мм встроенный стабилизатор (VR)
200 mm f/4D ED-IF AF Micro-Nikkor 0,50 м 1x 13 линз в 8 группах 76 x 104,5, 1190 г 62 мм для съемки мелкой живности
Olympus Zuiko Digital 35 mm f/3.5 0,15 м 1x 6 линз в 6 группах 71 x 53 мм, 165 г 52 мм резкий, дешевый, компактный
Olympus Zuiko Digital ED 50 mm f/2 0,24 м 0,52x 11 линз в 10 группах 71 x 61,5 мм, 300 г 52 мм красивый рисунок
Pentax D FA Macro 50 mm f/2.8 0,2 м 1x 8 линз в 7 группах 67,5 x 60 мм, 265 г 49 мм редкий объектив
Pentax D FA Macro 100 mm f/2.8 0,3 м 1x 9 линз в 8 группах 67,5 x 80,5 мм, 345 г 49 мм аналог Tokina 100 mm
SAL-50M28 50 mm f/2.8 0,2 м 1x 7 линз в 6 группах 71,5 x 60 мм, 295 г 55 мм сложно найти в продаже
SAL-100M28 100 mm f/2.8 0,35 м 1x 8 линз в 8 группах 75 x 98,5 мм, 505 г 55 мм дорогой, резкий
Sigma Macro 50 mm F2.8 EX DG 0,19 м 1x 10 линз в 9 группах 71,5 x 66,5 мм, 315 г 55 мм недорогой, но качественный
Sigma Macro 105 mm f/2.8 EX DG 0,31 м 1x 11 линз в 10 группах 55,2 x 102,9 мм, 470 г 58 мм приятный рисунок
Sigma APO Macro 150 mm f/2.8 EX DG HSM 0, 38 м 1x 16 линз в 12 группах 80,5 x 142,4 мм, 920 г 72 мм красивый рисунок
Tamron AF SP 90 mm f/2.8 Di Macro 0,29 м 1x 10 линз в 9 группах 71,5 x 97 мм, 405 г 55 мм резкий и недорогой
Tokina ATX PRO D AF 100 mm f/2.8 Macro 0,3 м 1x 9 линз в 8 группах 73 x 95 мм, 540 г 55 мм резкий, солидный