Финансовый контроль призван. Назначение финансового контроля. Ключевые задачи финансового контроля

Лекция №3

Тема: «Финансовый контроль в Российской Федерации»

Виды финансового контроля.

Органы финансового контроля.

Методы финансового контроля.

Понятие финансового контроля, его задачи и роль.

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.

Основные задачи финансового контроля заключаются в:

– проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

– проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;

– проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

– выявлении внутренних резервов производства;

– устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях выражается в том, что при его проведении проверяются,

во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами,

во-вторых , экономическая обоснованность (оправданные затраты) и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Виды финансового контроля.

В зависимости от времени проведения финансовый контроль может быть:

– предварительным;

– текущим;

– последующим.

Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий (оперативный) финансовый контроль – это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т. д.).

Последующий финансовый контроль – это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

– в силу требований законодательства;

– по решению компетентных государственных органов.

Инициативный – осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов собственными силами, а также посредством привлечения аудиторов или аудиторских организаций.

Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

– представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

– Президента;

– исполнительных органов власти общей компетенции;

– ведомственный и внутрихозяйственный;

– общественный;

– аудиторский.

Основные виды контроля в финансовой сфере:

– Государственный контроль;

– Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль;

– Аудиторский (независимый) финансовый контроль;

– Контроль финансово-кредитных органов (банковский контроль);

– Внутрихозяйственный контроль.

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г. №1095 (доп. и изм. от 18.07.2001г.). Данным Указом установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Минфин РФ (Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная служба по финансовому мониторингу), Федеральная таможенная служба РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.

Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль. Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации. Контрольно-ревизионная служба системы органов внутренних дел проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности подразделений министерства, состоящих на федеральном бюджете, не реже одного раза в два года. Внеплановые ревизии происходят по указанию вышестоящих по отношению к ревизуемому подразделению руководителей, решению судебно-следственных органов, при ликвидации подразделения, смене его руководителя или начальника финансовой службы. Срок ревизии не может превышать 45 дней. Продление этого срока допускается с разрешения руководителя, назначившего ревизию.

Основные задачи данного контроля:

1. выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;

2. разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;

3. принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Аудиторский (независимый) финансовый контроль. В соответствии с федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. (в ред. от 01.12.2014 г.), аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ, специально уполномоченными органами. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Лицензии на осуществление специального аудита выдаются: Центральным банком РФ для проведения банковского аудита, Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ для проведения аудита страховых организаций. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает Министерство финансов РФ.

Основная цель аудиторской деятельности – установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная – по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательная аудиторская проверка может также производиться по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции суда или арбитражного суда. Федеральный закон об аудиторской деятельности в РФ подробно регламентирует вопросы, связанные с оплатой работы аудитора, ответственностью хозяйствующего субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки, порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и т. д.

Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию:

– понесенные убытки в полном объеме;

– расходы на проведение перепроверки;

– штраф, зачисляемый в федеральный бюджет, в определенном размере.

Контроль финансово-кредитных органов (банковский контроль) . Государственный финансовый контроль ведется также банками и другими кредитными учреждениями. Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Банковский контроль необходим для эффективного использования банковских ссуд и направлен на укрепление платежной дисциплины.

Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и другими экономическими службами хозяйствующего субъекта.

Финансовый контроль - составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Назначение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

Финансовый контроль - это контроль за законностью действий в области образования и использования денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль включает в себя: контроль за исполнением бюджета; бюджетов субъектов; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга; государственных резервов.

Объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями.

Конкретные формы и методы финансового контроля позволяют обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и корпораций. Финансовый контроль со стороны государства, негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных или бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансовых правовых институтах.

Рыночные отношения сопровождаются появлением предприятий новых форм собственности, сменой источников финансовых ресурсов, принципов финансирования и кредитования, ценообразования, денежные расчеты, разделение доходов, состава финансово-кредитной системы и взаимоотношений между ее частями. В этих условиях появилось много новых направлений финансового контроля, отсутствующих в планах контрольных органах, которым не уделялось надлежащего внимания при административной системе управления. Сформировалась большая сфера деятельности для финансового контроля.

а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и

органами местного самоуправления, организациями и гражданами;

б) проверке правильности использования государственными и

муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями,

находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении

денежных ресурсов (банковских ссуд, внебюджетных средств и других

средств);

в ) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов

и хранения денежных средств предприятиями, организациями,

учреждениями;

г ) выявлении внутренних резервов производства;

д) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

В случае их выявления в установленном порядке принимаются меры

воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам,

обеспечивается возмещение материального ущерба государству,

организациям, гражданам.

Сфера применения

Необходимым условием эффективности финансового контроля является система бухгалтерского учета, обеспечивающая достоверность и полноту отражения стоимостных показателей деятельности подотчетного юридического или физического лица. Только при таком условии результаты финансового контроля дают возможность для анализа и объективной оценки динамики финансовых показателей и корректировки хода реализации финансовой политики на определенный период развития как отдельной сферы деятельности, так и всего государства.

В странах с рыночной экономикой сфера государственного финансового контроля обеспечивает реализацию финансовой политики государства. Государственный финансовый контроль распространяется только на звенья системы государственных финансов и охватывает только обобществленную часть валового продукта. Это прежде всего, составление и исполнение государственного бюджета, внебюджетные правительственные фонды, местные финансы и финансы государственных предприятий. Деятельность монополий и частнопредпринимательская деятельность является объектом государственного финансового контроля лишь в части соблюдения финансовой дисциплине при выполнении монополиями государственных заказов, при предоставлении монополиям и частным предпринимателям субсидий и кредитов, при составлении ими налоговых деклараций.

За сферу государственного контроля выходит финансовый контроль, осуществляемый в сфере деятельности монополий и частного предпринимательства самим владельцами финансового капитала или его отдельных компонентов. Здесь финансовый контроль осуществляется, пожалуй, самым бескомпромиссным, ибо от его повседневности и строгости непосредственно зависит финансовая результативность деятельности самих владельцев капитала. Конечной целью предпринимательской деятельности в любой сфере, как правило, является обогащение, т.е. ни что иное как возрастание первоначального капитала.

Стоимостным звеном финансового контроля является финансовый контроль независимых аудиторских служб. Аудиторская проверка направлена на оценку достоверности финансовой отчетности, глубокий экономический анализ финансовой деятельности, оценку финансовой надежности фирмы, предприятия, банка, страховой организации или другого контролируемого юридического лица и подготовку соответствующего заключения.

Финансовый контроль - это регламентированная нормами права дея тельность государственных, муниципальных, общественных и иных хо­зяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности фи­нансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Виды финансового контроля

По контролирующим субъектам финансовый конт­роль может быть государственным, внутрихозяйственным, финансо­во-кредитных органов, общественным и неза­висимым (аудиторским).

По направлениям (объектам) финансового контроля он подразделяется на: бюджетный, налоговый, страховой, банковский, инвестиционный, таможенный, валютный и др.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения за­конности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван пре­дупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денеж­ных средств, определять целенаправленность и эффективность использования фондов финансовых ресурсов.

Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от степени организации контрольно-ревизионной работы.

Подформой финансового контроля понимают способы конкретного вы­ражения и организации контрольных действий. В зависимости от време­ни совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля - предварительный, текущий и последующий, которые осуществляются в соответствующих формах.

Предварительный финансовый контроль производится до совершения финансово-хозяйственных операций в форме: проверки финансово-плановых документов, проверки приходно-расходных документов при их подписании руководителем и главным бухгалтером (оформления 1 и 2 подписи), регистрации и утверждения штатных расписаний, проверки и визирования договоров, проверки авансовых отчетов и др. Кроме того, предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной си­стемы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии лимитов бюджетных назначений и перечисле­нии бюджетных средств, оплаты расходных документов через территориальные органы федерального казначейства.

Последующий контроль проводится после совершения финансово-хозяйственных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности, целесообразности и экономической эффективности. Эта форма контроля осуществляется в форме: ревизии, разнообразных проверок (тематических, оперативных, углубленных, кустовых и др.), анализа отчетов и балансов, а также с использованием других форм непосредственно на месте - на пред­приятиях, в учреждениях и организациях.

Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в про­цессе операций по расходованию и поступлению денежных средств, является разновидностью управленческого финансового контроля, осуществляемого на всех стадиях управленческого решения, связанного с образованием, распределением и использованием фондов финансовых ресурсов и осуществляется форме мониторинга (наблюдения). На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совер­шение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски, обеспечивает достижение целей управления. Объектом текущего контроля является документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств, исполнением бюджетов и смет. Фактические затраты регулярно сопоставляются с действующими нормами по расхо­дованию средств с целью оперативного выявления отклонений.

Под методами контроля понимают приемы и способы его осуществле­ния. Основные методы финансового контроля объединяются в 4 группы:

Методы документального контроля , которые основываются на проверке документов, подтверждающих совершение финансово-хозяйственных операций (проверка существа операции, ее счетная проверка и др.).

Методы фактического контроля основываются на проверке фактического наличия денежных, материальных и иных средств (активов), установления их соответствия данным бухгалтерского учета (инвентаризация, контрольная закупка, контрольный обмер или вскрытие и др.).

Расчетно-аналитические методы , которые основываются на причинно-следственных взаимосвязях между событиями и явлениями, а также плановыми, учетными и отчетными данными (логическая оценка сведений, анализ бухгалтерской отчетности, выборка и группировка данных и др.)

Информативные методы - получение дополнительной информации, подтверждающей вид и размер финансового нарушения, причины и виновных лиц, обстоятельства и иные факты его совершений (письменные объяснения, справки и др.).

Основным методом финансового контроля является ревизия, которая про­водится с целью установления законности, целесообразности и экономической эффективности каждой финансовой операции и деятельности должностных лиц по их совершению, оценке состояния финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ре­визий. Они проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчет­ности, фактического наличия денежных средств. Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составленной про­граммы работы ревизоров, которые наделены широкими правами:

    проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгал­терскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, цен­ных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов;

    проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать скла­ды, кассы, кладовые;

    привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;

    получать от должностных и материально-ответственных лиц письмен­ные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др.

Ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах: министерствах, федеральных службах и агентствах. Пла­новые ревизии организаций, совершающих кассовые операции, проводятся не реже одного раза в год, а - не совершающих кассовые операции, - не реже двух раз в год.

Существование финансового контроля объективно обусловлено наличием контрольной функци и, присущей финансам. Названная проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Контрольная функция финансов проявляется через деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности, т.е. в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств.

Финансовый контроль - это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью , что предполагает необходимость осуществления других видов контроля за хозяйственной деятельностью. Он охватывает комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Финансовый контроль - это регламентированная деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от их взаимодействия.

Виды финансового контроля

Классификация финансового контроля в теории финансового проводится по разным основаниям:

1) в зависимости от времени проведения (формы финансового контроля):

  • предварительный;
  • текущий;
  • последующий.

2) в зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль:

  • государственный (общегосударственный, надведомственный и внутриведомственный);
  • муниципальный;
  • внутрифирменный (внутрихозяйственный);
  • аудиторский.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении и утверждении бюджетов, других финансово-плановых актов, при приеме заявок и т.д.

Текущий финансовый контроль осуществляется повседневно при проведении финансовых операций.

Последующий финансовый контрол ь осуществляется после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств.

РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» установлено, что в РФ государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Переоценить сложно. Ведь он является одной из форм проверки законности денежного потока любого звена. Наличие такого понятия обусловлено тем, что денежным средствам в любом государстве присуща функция контроля. На практике она осуществляется именно благодаря финансовому контролю, который призван проверять выполнение хозяйственных действий с точки зрения их правомерности, экономической целесообразности и законности.

Основные аспекты

Понятие и значение финансового контроля рассматривается как:

1. Деятельность специально созданных государством контрольных органов, следящих за соблюдением фин. дисциплины.
2. Один из основных элементов управления денежными потоками на микро- и макроуровне, ставящих перед собой цель обеспечить эффективность и целесообразность хозяйственных операций.

Эти два аспекта, которые и определяют понятие, а также значение финансового контроля, тесно взаимовязаны друг с другом. Отличаются они лишь методами и целями, а также субъектами, подлежащими проверке. Если в первом варианте максимально рассматривается количественная, а кроме того, и правовая сторона денежной дисциплины, то во втором основной акцент ставят на аналитическую сторону работы.

Что такое финансовый контроль?

Есть множество видов проверок. Одни из них рассматривают деятельность предприятий и организаций в экологической сфере, другие проверяют санитарную дисциплину и т. д. Однако все эти и многие другие виды деятельности не входят в понятие и значение финансового контроля. Финансовая дисциплина - вот основной предмет, который рассматривается при таких проверках. При их проведении изучаются категории, связанные со стоимостью. Это такие показатели, как доходы и прибыль, себестоимость и рентабельность, налог на добавленную стоимость и издержки, отчисления в те или иные фонды и на различные цели. Эти показатели являются синтетическими, и поэтому охватывают все стороны коммерческой и производственной деятельности, а также денежно-кредитные взаимосвязи предприятий.

Таким образом, понятие и значение финансового контроля кратко можно описать как совокупность различных мероприятий, которые проводятся специально созданными для этих целей организациями. Задача такого контроля состоит в проверке денежных и связанных с ними операций государственных органов, муниципальных образований, юридических лиц любой формы собственности, а также населения. Все это необходимо для создания обоснованной финансовой политики и хорошо работающего финансового механизма.

Объект и предмет контроля

Финансовая проверка на любом уровне затрагивает вопросы системы денежных отношений. Ее не интересует ни состояние окружающей нас среды, ни технические механизмы. Самым важным для нее являются денежные процессы, которые имеют место при формировании, распределении и использовании местных бюджетов. Это и есть объект такого контроля. А его предметом являются:

Бюджетные показатели;
- финансовые составляющие деятельности юридических лиц;
- показатели, указывающие на кредитно-денежные отношения, а именно расчеты, проводимые с участием коммерческих банков;
- показатели, характеризующие страховой рынок.

То есть все то, что содержится в бухгалтерских документах, сметах, отчетах и т.д.

Для полноты освещения темы важно рассмотреть еще один немаловажный вопрос. А именно понятие, значение и содержание финансового контроля. Что подразумевается под содержанием столь важной функции государства? В это понятие включены различного рода операции, которые осуществляются в форме ревизий и проверок либо госорганами, либо органами местного управления. Порой контролирующей организацией выступает банк. Все эти операции направлены на то, чтобы обеспечить эффективность финансовой деятельности муниципалитетов и государственных образований. В число таких контрольных операций входят:

Проверки, призванные выявить полноту исполнения обязательств финансового характера перед бюджетом со стороны не только организаций, но и и физических лиц;
- проверки по целевому использованию сумм, выделенных из государственных и местных фондов, а также бюджетов;
- проверки точного исполнения кассовой дисциплины, а также соблюдения правил приема и использования валютной выручки;
- проверки общей финансово-хозяйственной работы предприятий и т.д.

Цели и задачи

Контроль финансового характера содействует успешному внедрению денежной политики хозяйствующих субъектов и государства. Если рассматривать понятие и значение финансового контроля, его цели и задачи, то становится ясно, что он в конечном итоге обеспечивает эффективность формирования, а также распределения и дальнейшего использования бюджетного денежного потока.

В этом и заключается его основная цель. А что касается задач, то проверки, проводимые специально созданными для этого органами, призваны:

Обеспечить соблюдение банковского, бюджетного и гражданского законодательства в финансовой сфере;
- выявить несвоевременность и неполноту уплаты налоговых обязательств в бюджет;
- содействовать целевому и эффективному использованию денежных потоков;
- выявлять резерв, способный повысить уровень финансовых ресурсов;
- обеспечивать верность ведения отчетности и учета.

Обширно понятие и значение финансового контроля при проверках бюджетной сферы. В таком случае рассмотрению подлежат такие вопросы, как:
- грамотное составление бюджетов на различном уровне, а также правильность их исполнения;
- соблюдение принципов ведения бух. учета, а также действующего налогового законодательства;
- целевое использование, а также эффективность вложения средств, находящихся в государственных бюджетных и внебюджетных фондах;
- выявление резерва экономии и количественного роста государственных средств;
- пресечение правонарушений, касающихся бюджетной сферы;
- проведение разъяснительной и профилактической работы с целью улучшения финансовой дисциплины.

Методы

Понятие, значение и содержание финансового контроля может быть определено исходя из тех способов, которые применяются при его осуществлении. Применение конкретного метода напрямую зависит от некоторых факторов, а именно от:

Особенностей формы деятельности и правового положения проверяющих органов;
- цели и объекта контроля;
- оснований для проведения проверки и т.д.

Что же предусматривает финансовый контроль? Понятие, значение, виды, финансовая дисциплина - все эти термины подлежат расшифровке только при определении конкретного метода проведения проверки. Как же классифицируются те способы, которые применяются специалистами?

По методике проведения осуществляемый финансовый контроль можно подразделить на:

Проверки, в ходе которых рассматриваются вопросы хозяйственной деятельности, изучающие расходные документы и отчетную документацию;
- обследования, охватывающие довольно широкий пласт финансово-экономической деятельности субъекта и определяющие финансовое состояние предприятия, а также перспективы его дальнейшей работы;
- надзор, который осуществляют контролирующие органы за субъектами, имеющими лицензию на проведение финансовой деятельности;
- анализ, предполагающий детальное изучение годовой или периодической финансовой отчетности для вынесения общей оценки хозяйствующему субъекту;
- мониторинг (наблюдение), который постоянно ведут кредитные организации по отношению к своим клиентам;
- ревизия, то есть полное обследование итогов финансово-хозяйственной работы юридического лица с целью проверки ее правильности, законности, эффективности и целесообразности.

Виды проверок

В зависимости от компетенции государственного органа или субъекта местного самоуправления применяется тот или иной метод осуществления контроля. Так, бывают проверки:

Тематические, изучающие отдельные стороны работы предприятия;
- документальные, проводящие анализ только на основании отчетов, балансов и др.;
- налоговые, которые являются разновидностью тематических и проводятся должностными лицами ИМНС.

По результатам проведенных проверок составляется акт. Исключением является только подведение итогов работы представителями Здесь по окончании проверки составляется заключение.

В актах находят отражение факты нарушения налогового законодательства и выдвигаются предложения по устранению таковых.

Принципы

Все проводимые проверки и ревизии невозможны без гласности и плановости. Все эти понятия относятся к основным принципам финансового контроля. Сюда также можно включить законность и федерализм.

Рассмотрим понятие, принципы и значение финансового контроля:

1. Это, прежде всего, законность. В финансовой деятельности это понятие означает то, что создание, распределение и дальнейшее использование денежных потоков регламентируется утвержденными нормами по финансовому праву. При их соблюдении обеспечивается возможность применения различных принудительных мер к правонарушителю. Если юридическое лицо не выполняет предписания законодательных и прочих нормативных актов, то это непременно повлечет за собой нестабильность финансовых отношений, а также будет иметь много других негативных последствий.

2. Гласность. Данный принцип работает при осуществлении той или иной финансовой деятельности. Он проявляется в том, что до граждан с помощью различных СМИ доводятся сведения о содержании проектов финансово-правовых актов, а также о результатах работы, проводимой ревизиями и проверками.

3. Федерализм. Этот принцип проявляется в том, что, согласно Конституции РФ существуют некоторые разграничения в компетенции субъектов РФ в области финансов, касающиеся денежной эмиссии, кредитного регулированияналогообложения и т.д.

4. Плановость. Соблюдение данного принципа приводит к тому, что общая финансовая деятельность, осуществляемая государством, имеет в своей основе целую систему финансово-плановых актов. Их структуры, порядок составления, последующего утверждения и исполнения закреплены в соответствующих законодательных и нормативных актах.

Наряду с общими принципами построение финансового контроля осуществляется на некоторых специфических принципах, а именно на независимости, объективности и компетентности проверяющих органов.

Виды контроля

Как видим, проведение проверок в области правильного использования денежных потоков охватывает разнообразные области жизни общества.

Именно поэтому эффективность такой работы напрямую зависит от ее организации, форм и методов.

Рассмотрим понятие и значение финансового контроля и его виды. Он имеет разграничения в зависимости от того, каким субъектом осуществляется проверка, от времени проведения и т.д.

Классификация

Рассмотрим понятие, значение и виды финансового контроля в зависимости от различных оснований. Например, исходя из времени проведения. Данный финансовый контроль делят на предварительный, а также текущий и последующий. Все эти виды проверок находят распространение в работе органов, следящих за соблюдением дисциплины по движению денежных потоков. Что касается предварительного контроля, то его осуществляют еще до начала образования, дальнейшего распределения и последующего использования денежных средств. Каково понятие и значение финансового контроля этого вида? Он призван предупредить нарушения по соблюдению финансовой дисциплины.

Оперативные или проводятся уже при осуществлении денежных операций. Они контролируют получение и дальнейшее использование денежных потоков. В их задачу входит и рассмотрение своевременности и правильности исполнения финансовых обязательств перед страной и т.д.

Какова основная цель последующих проверок? Они контролируют расходование денежных средств после окончания тех или иных финансовых операций. В таком случае также велико понятие и значение финансового контроля. Финансовая дисциплина при последующих проверках видна наиболее ярко. Здесь можно легко выявить все ее нарушения, а также порекомендовать пути их предупреждения и различные меры по их устранению.

Также имеющие место виды контроля классифицируются на обязательный и инициативный. Первый из них проводится согласно действующему законодательству. Второй - по инициативе компетентных органов государственной сферы.

Понятие, значение и виды финансового контроля могут быть описаны в зависимости от того, какими он осуществляется органами (субъектами). В этом случае выделяют проверки, проводимые по инициативе:

Органов, осуществляющих местное самоуправление и государственной власти;
- президента;
- исполнительных органов.

Государственный контроль

Он необходим для внедрения в жизнь финансовой политики страны и созданию самых выгодных условий для экономической стабилизации.

Понятие, значение и роль финансового контроля со стороны нашего государства велики. Это не только проверки полноты и правильности исполнения федерального бюджета. Он включает в себя и контроль над использованием денежных и кредитных ресурсов, состоянием внешнего, а также внутреннего долга, предоставлением налоговых и финансовых преимуществ и льгот.

Осуществляют контроль денежных потоков со стороны государства органы законодательной власти и специально созданные для этих целей органы власти исполнительной. К ним относятся:

Федеральное казначейство;
- российская Счетная палата;
- Центральный банк;
- Служба бюджетно-финансового контроля.

Законодательством утверждена необходимость проведения ежегодных комплексных ревизий, а также тематических проверок финансовыми и контрольными органами не только в органах государственной исполнительной власти, но и в иных организациях, а также на предприятиях.

Прочие виды контроля

Финансовый контроль также разграничивается на внутрихозяйственный и ведомственный, аудиторский и общественный. Рассмотрим их подробнее.

Итак, осветим понятие и значение финансового контроля, органы финансового контроля при осуществлении ведомственных проверок. К организациям, призванным стоять на страже денежной дисциплины, прежде всего можно отнести министерство. Его ревизионные органы проводят проверки деятельности тех учреждений, которые входят в соответствующую систему. Такая же работа осуществляется и разнообразными ведомствами. А вот внутрихозяйственный контроль над использованием денежных потоков призваны вести те субъекты хозяйствования, которые не входят в какую-либо систему.

В некоторых случаях, которые непосредственно указываются в законодательных актах, хозяйствующие субъекты проводят обязательную аудиторскую проверку. Этот вид контроля может быть и инициативным. В таком случае аудиторы приглашаются по решению администрации предприятия. Цель такой проверки состоит в установлении достоверности бухгалтерской финансовой отчетности субъектов хозяйствования.

Работа Минфина

Каково понятие и значение финансового контроля в Российской Федерации? Оно настолько велико, что одним из его основных субъектов является Министерство финансов России. Этот орган власти исполнительной осуществляет функции, касающиеся выработки государственной политики, а также нормативно-правового регулирования таких сфер деятельности, как страховая и валютная, банковская и аудиторская. Рассматриваются Минфином и вопросы бухгалтерской отчетности и учета, аудиторской деятельности, переработки, производства и обращения драгоценных камней и металлов и т.д.

Понятие и значение финансового контроля в РФ формируется во многом благодаря деятельности данного органа. В своей работе Минфин руководствуется Конституцией России, а также актами Президента, государственными законами, международными договорами и т.д.

Пути совершенствования

В настоящее время перед контролирующими органами ставится задача повышения эффективности и действенности осуществляемых ими проверок. При этом наиболее приоритетными являются такие направления, как:

Принятие единой концепции в области финансового контроля, что позволит установить единые правовые и методологические основы осуществления проверок, которые будут основываться на научно-методических разработках в области основ оценки деятельности контролирующих органов;
- переход к аудиту, что предполагает проведение контролирующими органами анализа экономности и результативности использования федерального бюджета.

Одна из важнейших проблем при осуществлении контроля заключается в низком проценте возврата неверно использованных бюджетных средств. Именно поэтому стоит постоянно повышать эффективность проводимых проверок и ревизий как основного метода контроля в финансовой сфере.