Федеральным законом 330 фз. Законодательная база российской федерации. Льготы по услугам в сфере культуры и искусства

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
от 21.11.11 N 330-ФЗ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
СТАТЬЮ 15 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СТАТУСЕ СУДЕЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ
ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

Принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года
Одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года

Статья 1

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340, 3341; 2001, N 1, ст. 18; N 23, ст. 2289; N 33, ст. 3413; N 53, ст. 5015; 2002, N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3021, 3027, 3033; 2003, N 1, ст. 2, 6, 10; N 21, ст. 1958; N 28, ст. 2874, 2879, 2886; 2004, N 27, ст. 2711, 2715; N 34, ст. 3517, 3518, 3524, 3527; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 29, 30, 38; N 24, ст. 2312; N 27, ст. 2710, 2717; N 30, ст. 3101, 3104, 3117, 3128, 3129, 3130; N 52, ст. 5581; 2006, N 1, ст. 12; N 10, ст. 1065; N 27, ст. 2881; N 30, ст. 3295; N 31, ст. 3436, 3443, 3452; N 43, ст. 4412; N 45, ст. 4628; N 50, ст. 5279, 5286; 2007, N 1, ст. 7, 20, 31; N 13, ст. 1465; N 23, ст. 2691; N 31, ст. 3991, 4013; N 45, ст. 5416, 5417, 5432; N 46, ст. 5553; N 49, ст. 6045; N 50, ст. 6237; 2008, N 18, ст. 1942; N 26, ст. 3022; N 27, ст. 3126; N 30, ст. 3577, 3614, 3616; N 48, ст. 5504, 5519; N 49, ст. 5723, 5749; N 52, ст. 6218, 6227, 6237; 2009, N 1, ст. 21; N 18, ст. 2147; N 23, ст. 2772; N 29, ст. 3598, 3625, 3639; N 30, ст. 3735, 3739; N 39, ст. 4534; N 45, ст. 5271; N 48, ст. 5726, 5731, 5737; N 51, ст. 6155; N 52, ст. 6444, 6450, 6455; 2010, N 15, ст. 1737, 1746; N 19, ст. 2291; N 25, ст. 3070; N 28, ст. 3553; N 31, ст. 4176, 4198; N 32, ст. 4298; N 45, ст. 5750, 5756; N 46, ст. 5918; N 48, ст. 6247, 6250; N 49, ст. 6409; 2011, N 1, ст. 7; N 24, ст. 3357; N 26, ст. 3652; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4563, 4566, 4575, 4583, 4593) следующие изменения:

а) в абзаце первом слово "некоммерческими" исключить;

б) в абзаце втором слово "некоммерческих" и слово "некоммерческим" исключить;

в) в абзаце пятом слово "некоммерческим" исключить;

а) в абзаце пятом слова "настоящего подпункта" заменить словами "настоящей главы";

б) дополнить новым абзацем девятым следующего содержания:

"Положения настоящего подпункта распространяются также и на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, по транспортировке, перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, а также вывозимых с территории Российской Федерации на территорию государства - члена Таможенного союза, с учетом особенностей, изложенных в настоящем подпункте.";

а) в абзаце третьем подпункта 4 пункта 1 слова "Российской Федерации;" заменить словами "Российской Федерации. В случае вывоза уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции, доставленных на территорию Российской Федерации в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов без выгрузки на сухопутную территорию Российской Федерации, такая копия поручения налогоплательщиком в налоговые органы не представляется;";

б) подпункт 3 пункта 3.2 изложить в следующей редакции:

"3) полная таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа (если российский таможенный орган регистрирует таможенную декларацию) или таможенного органа государства - члена Таможенного союза (если таможенная декларация регистрируется указанным таможенным органом), осуществившего выпуск товара (нефти, нефтепродуктов), либо документы (их копии), подтверждающие факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом (в случае, если таможенное декларирование не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза);";

в) абзац седьмой пункта 9 изложить в следующей редакции:

"документы, указанные в пункте 3.2 настоящей статьи, представляются в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней с даты отметки таможенных органов на таможенной декларации, указанной в подпункте 3 пункта 3.2 настоящей статьи, либо с даты составления документа, подтверждающего факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом (в случае, если таможенное декларирование не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза);";

а) в пункте 2:

в абзаце пятом слово "прекращено" заменить словом "исполнено";

абзацы шестой и седьмой изложить в следующей редакции:

"В случае ненадлежащего исполнения (неисполнения) второй части РЕПО, а также досрочного расторжения договора РЕПО участники операции РЕПО учитывают доходы от реализации (расходы по приобретению) ценных бумаг по первой части РЕПО в порядке, установленном статьей 214.1 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящей статьей. При этом доходы от реализации (расходы по приобретению) ценных бумаг по первой части РЕПО учитываются на дату исполнения второй части РЕПО (установленную договором) или на дату досрочного расторжения договора РЕПО по соглашению сторон. При этом доходы от реализации (расходы по приобретению) определяются исходя из рыночной стоимости ценных бумаг на дату перехода права собственности на ценные бумаги при совершении первой части РЕПО.

В целях настоящей статьи рыночная стоимость ценных бумаг определяется в соответствии с пунктом 4 статьи 212 настоящего Кодекса.";

в абзаце девятом слово "прекращении" заменить словами "исполнении (прекращении)";

дополнить абзацем следующего содержания:

"Правила настоящей статьи применяются к операциям РЕПО налогоплательщика, совершенным за его счет комиссионерами, поверенными, агентами, доверительными управляющими (в том числе через организатора торговли на рынке ценных бумаг и на торгах фондовой биржи) на основании соответствующих гражданско-правовых договоров.";

б) абзацы второй и третий пункта 4 изложить в следующей редакции:

"доходами в виде процентов по займу, полученными по операциям РЕПО, - если такая разница является отрицательной;

расходами по выплате процентов по займу, уплаченными по операциям РЕПО, - если такая разница является положительной.";

в) абзацы второй и третий пункта 5 изложить в следующей редакции:

"доходами в виде процентов по займу, полученными по операциям РЕПО, - если такая разница является положительной;

расходами по выплате процентов по займу, уплаченными по операциям РЕПО, - если такая разница является отрицательной.";

г) пункт 6 изложить в следующей редакции:

"6. Налоговая база по операциям РЕПО определяется как доходы в виде процентов по займам, полученные в налоговом периоде по совокупности операций РЕПО, уменьшенные на величину расходов в виде процентов по займам, уплаченных в налоговом периоде по совокупности операций РЕПО.

Указанные расходы принимаются для целей налогообложения в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей на дату выплаты процентов по операциям РЕПО ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,8 раза, для расходов, выраженных в рублях, и увеличенной в 0,8 раза для расходов, выраженных в иностранной валюте.

Расходы в виде биржевых, брокерских и депозитарных комиссий, связанных с совершением операций РЕПО, уменьшают налоговую базу по операциям РЕПО после применения ограничений, установленных абзацем вторым настоящего пункта.

Если величина расходов, принимаемых для целей налогообложения в соответствии с абзацами вторым и третьим настоящего пункта, превышает величину доходов, указанных в настоящем пункте, налоговая база по операциям РЕПО в соответствующем налоговом периоде признается равной нулю.

Сумма превышения расходов признается убытком налогоплательщика по операциям РЕПО.

Убыток по операциям РЕПО принимается в уменьшение доходов по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, а также с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, в пропорции, рассчитанной как соотношение стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, и стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в общей стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО.

Стоимость ценных бумаг, используемая для определения указанной пропорции, определяется исходя из фактической стоимости ценных бумаг по второй части операций РЕПО, надлежаще исполненных в соответствующем налоговом периоде.";

д) абзац третий пункта 7 дополнить словами ", с учетом положений пункта 25 статьи 217 настоящего Кодекса";

е) абзацы четвертый - шестой пункта 11 изложить в следующей редакции:

"продавец по первой части РЕПО признает в целях налогообложения исполнение второй части РЕПО и учитывает для целей налогообложения доходы (расходы) в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, а также доход (убыток) от реализации (купли-продажи) ценных бумаг, не выкупленных по второй части РЕПО, рассчитанный на дату завершения процедуры урегулирования взаимных требований исходя из стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операции РЕПО, в согласованном сторонами операции РЕПО размере, определенной с учетом рыночной стоимости ценных бумаг на дату исполнения обязательств по второй части РЕПО;

покупатель по первой части РЕПО признает в целях налогообложения исполнение второй части РЕПО (учитывает для целей налогообложения доходы (расходы) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи), а также приобретение ценных бумаг, не проданных по второй части РЕПО, исходя из стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операции РЕПО, в согласованном сторонами операции РЕПО размере, определенной с учетом рыночной стоимости ценных бумаг на дату исполнения обязательств по второй части РЕПО.

Доходы (расходы) от операций купли-продажи ценных бумаг учитываются для целей налогообложения в порядке, установленном статьями 212 и 214.1 настоящего Кодекса, рыночная стоимость ценных бумаг определяется в соответствии с пунктом 4 статьи 212 настоящего Кодекса.";

ж) в абзаце пятом пункта 12 цифру "8" заменить цифрой "9";

з) пункты 13 и 14 изложить в следующей редакции:

"13. Закрытие короткой позиции осуществляется путем приобретения (получения в собственность по основаниям, отличным от операции РЕПО, договора займа ценными бумагами, получения на возвратной основе в соответствии с условиями, определенными пунктом 8 настоящей статьи) ценных бумаг того же выпуска (дополнительного выпуска), инвестиционных паев того же паевого инвестиционного фонда, по которым открыта короткая позиция.

Закрытие короткой позиции осуществляется до момента приобретения ценных бумаг того же выпуска (дополнительного выпуска), инвестиционных паев того же паевого инвестиционного фонда покупателем по первой части РЕПО, последующее (немедленное) отчуждение которых не приведет к открытию короткой позиции. В случае, если в течение одного дня одновременно осуществлялись сделки по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг, закрытие короткой позиции происходит по итогам этого дня только в случае превышения количества приобретенных ценных бумаг над количеством реализованных ценных бумаг.

В первую очередь осуществляется закрытие короткой позиции, которая была открыта первой (метод ФИФО).

14. Налоговая база по операциям, связанным с открытием короткой позиции, определяется в следующем порядке.

Доходы (расходы) налогоплательщика при реализации (приобретении) или выбытии ценной бумаги при открытии (закрытии) короткой позиции учитываются в порядке, установленном статьей 214.1 настоящего Кодекса, на дату закрытия короткой позиции.

В случае открытия короткой позиции по ценным бумагам, по которым предусмотрено начисление процентного (купонного) дохода, налогоплательщик, открывший такую короткую позицию, признает процентный (купонный) расход, определяемый как разница между суммой накопленного процентного (купонного) дохода на дату закрытия короткой позиции (включая суммы процентного (купонного) дохода, которые были выплачены эмитентом в период между датой открытия и датой закрытия короткой позиции) и суммой накопленного процентного (купонного) дохода на дату открытия короткой позиции. Признание такого процентного (купонного) расхода осуществляется на дату закрытия короткой позиции.";

и) пункт 15 признать утратившим силу;

а) в пункте 3:

абзац шестой изложить в следующей редакции:

"увольнением работников, за исключением:";

дополнить новыми абзацами седьмым и восьмым следующего содержания:

"компенсации за неиспользованный отпуск;

суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;";

б) в абзаце втором пункта 8 слова ", в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью" исключить;

в) пункт 48 изложить в следующей редакции:

"48) суммы пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета и (или) на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии в негосударственном пенсионном фонде, выплачиваемые правопреемникам умершего застрахованного лица.";

а) в пункте 1:

подпункт 3 признать утратившим силу;

подпункт 4 изложить в следующей редакции:

"4) налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:

1 000 рублей - на первого ребенка;

1 000 рублей - на второго ребенка;

3 000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы;

1 400 рублей - на первого ребенка;

1 400 рублей - на второго ребенка;

3 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка;

3 000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.

Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.

Налоговый вычет предоставляется родителям, супругу (супруге) родителя, усыновителям, опекунам, попечителям, приемным родителям, супругу (супруге) приемного родителя на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет.

При этом физическим лицам, у которых ребенок (дети) находится (находятся) за пределами Российской Федерации, налоговый вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает (проживают) ребенок (дети).

Налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.

Налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 рублей.

Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется.

Уменьшение налоговой базы производится с месяца рождения ребенка (детей), или с месяца, в котором произошло усыновление, установлена опека (попечительство), или с месяца вступления в силу договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и до конца того года, в котором ребенок (дети) достиг (достигли) возраста, указанного в абзаце двенадцатом настоящего подпункта, или истек срок действия либо досрочно расторгнут договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, или смерти ребенка (детей). Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка (детей) в образовательном учреждении и (или) учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения.";

б) в пункте 2 слова "подпунктами 1 - 3" заменить словами "подпунктами 1 и 2";

в) в абзаце втором пункта 3 слова "подпунктами 3 и 4" заменить словами "подпунктом 4";

а) абзац двадцать восьмой дополнить словами ", если иное не предусмотрено настоящим подпунктом";

б) дополнить абзацем следующего содержания:

"У налогоплательщиков, получающих пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае отсутствия у них доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, остаток имущественного вычета может быть перенесен на предшествующие налоговые периоды, но не более трех.";

а) пункт 1 дополнить подпунктом 2.1 следующего содержания:

"2.1) расходы по стандартизации с учетом положений пункта 5 настоящей статьи;";

б) дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5. Расходами по стандартизации признаются расходы на проведение работ по разработке национальных стандартов, включенных в программу разработки национальных стандартов, утвержденную национальным органом Российской Федерации по стандартизации, а также расходы на проведение работ по разработке региональных стандартов при условии соответственно утверждения стандартов в качестве национальных стандартов национальным органом Российской Федерации по стандартизации, регистрации региональных стандартов в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Расходами по стандартизации не признаются расходы на проведение работ по разработке национальных и региональных стандартов организациями, осуществляющими их разработку в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика).";

11) дополнить пунктом 5.1 следующего содержания:

"5.1. Расходы по стандартизации, осуществленные налогоплательщиком самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), признаются для целей налогообложения в отчетном (налоговом) периоде, следующем за отчетным (налоговым) периодом, в котором стандарты были утверждены в качестве национальных стандартов национальным органом Российской Федерации по стандартизации или зарегистрированы в качестве региональных стандартов в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.";

12) пункт 1 статьи 333.33 дополнить подпунктом 41.1 следующего содержания:

"41.1) за выдачу талона технического осмотра, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, на трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины и прицепы к ним - 300 рублей;".

Статья 3

Признать утратившими силу:

1) абзац второй статьи 1 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 105-ФЗ "О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2874) в части замены слов в подпункте 3 пункта 1;

2) пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 121-ФЗ "О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3577);

3) часть 2 статьи 7 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3614);

4) абзац шестьдесят восьмой пункта 12 статьи 2 Федерального закона от 25 ноября 2009 года N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5731).

Статья 4

1. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (сборам) (в том числе отмененным), образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2009 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, числящаяся за физическими лицами по состоянию на 1 января 2009 года, в отношении которых налоговый орган утратил возможность взыскания в связи с истечением установленного срока направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора) - физического лица, срока для предъявления к исполнению исполнительного документа, но не более размера таких недоимки и задолженности по пеням и штрафам по состоянию на день принятия решения об их списании.

2. Положения части 1 настоящей статьи не применяются в отношении недоимки по налогам (сборам), уплачиваемым физическими лицами в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности или занятием в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженности по штрафам, числящимся за указанными физическими лицами.

3. Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом.

4. Перечень документов, при наличии которых принимается решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и об их списании, и порядок списания утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требование от налогоплательщиков (плательщиков сборов) физических лиц представления документов, подтверждающих наличие оснований, указанных в части 1 настоящей статьи, не допускается.

Статья 5

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Пункт 1, подпункт "в" пункта 7, абзацы третий - двадцать второй подпункта "а" пункта 8 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Действие положений подпункта 2.2 пункта 1 статьи 164, подпункта 3 пункта 3.2 и абзаца седьмого пункта 9 статьи 165, пункта 48 статьи 217, подпункта 4 пункта 1 статьи 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

4. Действие положений подпункта 20 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2011 года.

Президент
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Действует Редакция от 09.12.2010

Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 04.12.2007 N 330-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Вид документа закон
Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
Номер документа 330-ФЗ
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 09.12.2010
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ "Система"
  • (в ред. от 04.12.2007 - "Российская газета", N 276, 08.12.2007
  • "Собрание законодательства РФ", N 50, 10.12.2007, ст. 6243)
Навигатор Примечания

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 04.12.2007 N 330-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

"Статья 383. Определение судьи об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции";

"1. Определение судьи об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции должно содержать:";

абзац шестой изложить в следующей редакции:

"мотивы, по которым отказано в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.";

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 384. Определение о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции";

абзац первый изложить в следующей редакции:

"1. Определение о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции должно содержать:";

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 385. Извещение лиц, участвующих в деле, о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции";

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 386. Сроки и порядок рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора в судебном заседании суда надзорной инстанции";

б) в части четвертой слова "определения суда о возбуждении надзорного производства" заменить словами "определения о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции";

15) изложить в следующей редакции:

"Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора словами "статьей 379.1";

б) дополнить частью первой.1 следующего содержания:

"1.1. При рассмотрении дела в надзорном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорной жалобы или представления прокурора. В интересах законности суд надзорной инстанции вправе выйти за пределы доводов надзорной жалобы или представления прокурора. При этом суд надзорной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.";

19) часть вторую статьи 392 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5) признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения, по

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль

На сайте «Zakonbase» представлен ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 04.12.2007 N 330-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 04.12.2007 N 330-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 04.12.2007 N 330-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Первоначально Законопроект № 511230-5, который после принятия стал Федеральным законом от 21.11.2011 № 330 ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 330 ФЗ), предусматривал внесение изменений лишь в порядок предоставления стандартных вычетов. Но в окончательном варианте в него были включены и изменения по другим налогам.

В целом Федеральный закон № 330 ФЗ вступает в силу с 01.01.2012, за исключением отдельных положений.

Льготы по услугам в сфере культуры и искусства

Федеральным законом № 235 ФЗ в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ были внесены поправки. В нем идет речь об освобождении от обложения НДС услуг в сфере культуры и искусства. Действующая формулировка данной нормы позволяет применять эту льготу всем учреждениям, занимающимся такой деятельностью. Согласно п. 1 ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

После изменений, внесенных Федеральным законом № 235 ФЗ и вступивших в силу с 01.10.2011, в нем прямо указано, что действие данного подпункта распро-страняется на соответствующие услуги, оказываемые именно некоммерческими организациями. Это определенно сузило список предприятий, которые могли пользоваться названной льготой, так как прежняя редакция пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, несмотря на п. 1 ст. 120 ГК РФ, нередко позволяла судам трактовать эту норму как распространяющуюся на предприятия разных организационно-правовых форм, главное, чтобы они выполняли (оказывали) определенный перечень работ (услуг), приведенный в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ (постановления ФАС ВСО от 25.03.2010 № А19-18327/09, от 23.11.2009 № А19-12401/08 , от 20.04.2010 № А19-26579/09, ФАС ВВО от 26.07.2010 № А38-6688/2009, ФАС СКО от 27.08.2010 № А32-48228/2009-25/2009-25/437).

Новая поправка в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ вносит в него иную определенность, он теперь однозначно будет распространяться не только на некоммерческие органи-зации, но и на предприятия любой другой организационно-правовой формы. Изменения вступили в силу с даты опубликования, то есть с 22.11.2011, но распространяются на правоотношения, возникшие с 01.10.2011 (п. 2, 4 ст. 5 Фе-дерального закона № 330 ФЗ).

Аренда имущества у казенных учреждений

Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами госу-дарственной власти и управления, органами местного самоуправления и казенными учреждениями в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и база определяется как сумма с учетом налога отдельно по каждому арендованному объекту имущества которыми в этом случае признаются арендаторы указанного имущества.

С 1 января 2012 года не будет признаваться объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета. Такие изменения согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона № 239 ФЗ внесены в п. 2 ст. 146 НК РФ.

Казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 БК РФ).

Федеральным законом № 330 ФЗ из п. 3 ст. 161 НК РФ исключено упоминание о казенных учреждениях. То есть предприятие, для которого казенное учреждение является арендодателем, не будет являться налоговым агентом.

Поправки в порядке обложения НДС деятельности нефтяников и рыбаков

В подпункте 2.2 п. 1 ст. 164 НК РФ указывается, что по налоговой ставке 0% облага-ется реализация работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубо-проводного транспорта нефти и нефтепродуктов. Поясняется, какие именно работы (услуги) такого рода имеются в виду. Их список дополнен работами (услугами), выполняемыми (оказываемыми) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, по транспортировке, перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, помещенных под процедуру таможенного транзита, а также вывозимых с территории РФ на территорию государства – члена таможенного союза. Статьей 165 НК РФ определен порядок подтверждения права на получение возме-щения при обложении по «нулевой» ставке. Какие документы нужны для этого при реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубо-проводного транспорта нефти и нефтепродуктов, указано в п. 3.2 ст. 165 НК РФ. В их числе полная таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза товаров (пп. 3 данного пункта).

Теперь в указанной норме учитывается вероятность, что декларацию регистрирует таможенный орган таможенного союза, а не российский, в этом случае, разумеется, она представляется в налоговый орган с соответствующими отметками. Кроме того, если таможенное декларирование таких операций таможенным законодательством таможенного союза не предусмотрено, то в налоговый орган можно предоставить документы (их копии), подтверждающие факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом, не позднее 180 календарных дней с момента их составления (уточнен абз. 7 п. 9 ст. 165 НК РФ). Небольшие изменения в списке подтверждающих документов коснулись и претендующих на «нулевую» ставку. При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, они должны были предоставлять в налоговый орган, в частности, копию поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой «Погрузка разрешена» пограничной таможни РФ (абз. 3 пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ).

Теперь такая копия может не представляться в случае вывоза уловов водных био-логических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции, достав-ленных на территорию РФ в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов без выгрузки на сухопутную территорию РФ.

Перенос неиспользованного вычета – право пенсионеров

Согласно п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена на-логовая ставка, п. 1 ст. 224 НК РФ, то есть в размере 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налого-обложению, уменьшенных на сумму всевозможных налоговых вычетов, преду-смотренных ст. 218 – 221 НК РФ.

При этом если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, которые подлежат налогообложению и в отношении которых предусмотрена указанная налоговая ставка, за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период возникшая отрицательная разница не переносится, если иное не предусмотрено гл. 23 НК РФ.

Иное теперь будет предусмотрено для пенсионеров, если выплата им пенсии про-изводится в соответствии с законодательством РФ. Им разрешено такую разницу переносить, но почему то не на следующие, а на предшествующие налоговые периоды. Если это не ошибка законодателей, то не очень понятно, как такая возможность будет реализовываться на практике, даже с учетом возможности подавать корректирующую декларацию.

К тому же условием для переноса отрицательной разницы между суммами вычетов и доходов является полное отсутствие в соответствующем налоговом периоде доходов, облагаемых по ставке 13%. То есть получается, что при наличии дохода хотя бы в сумме 1 руб. пенсионеры данной нормой воспользоваться не смогут.

При этом есть отдельное уточнение для имущественных вычетов, предоставляемых в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов:

– на новое строительство либо на приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;

– на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным на новое строительство либо на приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;

– на погашение процентов по полученным от находящихся на территории РФ, в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо на приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них. Если в налоговом периоде такой имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток можно перенести на последующие налоговые периоды до полного его использования. Но для пенсионеров, у которых в налоговом периоде полностью отсутствуют иные доходы, кроме пенсии, предусмотрен иной порядок. Как и в п. 3 ст. 210 НК РФ, здесь указывается, что остаток имущественного вычета может быть перенесен на предшествующие периоды, но в отличие от п. 3 ст. 210 НК РФ установлено ограничение: таких пе-риодов может быть не более трех.

Исчисление НДФЛ по операциям РЕПО

Некоторые изменения внесены в ст. 214.3 НК РФ, которая совсем недавно появи-лась в Налоговом кодексе и посвящена особенностям определения налоговой базы по операциям РЕПО, объектом которых являются

Еще несколько изменений по НДФЛ

Некоторые виды компенсационных выплат, установленных действующим законо-дательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представи-тельных органов местного самоуправления, не облагаются НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ). В частности, если они связаны с увольнением работников за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

Изменение в п. 48 ст. 217 НК РФ вступает в силу с момента опубликования Феде-рального закона № 330-ФЗ, то есть с 22.11.2011, и распространяется на правоотно-шения, возникшие с 01.01.2011 (п. 2, 3 ст. 5 данного закона).

Теперь в эту норму добавлено еще одно исключение. Если увольняется руководи-тель, заместитель руководителя то выплачиваемые при этом выходное пособие, средний месячный заработок на период трудоустройства, ком-пенсация будут облагаться НДФЛ в части, превышающей в целом трехкратный раз-мер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Выражение «в целом» должно означать, что с этим пределом будет сравниваться общая сумма указанных выплат, а не каждая по отдельности.

Согласно п. 8 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи) налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств.

Сейчас уточняется, что эти выплаты должны быть обязательно направлены на возмещение причиненного указанным физическим лицам материального ущер-ба или вреда их здоровью. В новой редакции данное уточнение будет отсутствовать, останется только связь выплат со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством.

Еще одно изменение в обложении НДФЛ связано с выплатой пенсий. Не облагаются сейчас НДФЛ суммы пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, выплачиваемые правопреемникам умершего застрахованного лица. Теперь также не будут облагаться налогом выплаты указанным правопреемникам умерших пенсионеров из пенсионного счета накопительной части трудовой пенсии в негосударственном (п. 48 ст. 217 НК РФ).

Увеличился размер стандартных вычетов на детей

Напомним, что сейчас стандартные вычеты предоставляются, во первых, непосредственно на физическое лицо и, во вторых, на его детей. Законодатели решили увеличить «детские» вычеты за счет первых.

При этом остаются стандартные вычеты для льготных категорий нало-гоплательщиков в размере 3 000 и 500 руб. в месяц, предоставляемые за налоговый период без ограничения (пп. 1 и 2 п. 1 ст. 218 НК РФ). А вот вычет в размере 400 руб., которым пользовалась основная масса налогоплательщиков, прекратит существование. Впрочем, вряд ли этот факт скажется на них ощутимо, ведь реальная экономия составляла всего 52 руб. в месяц и то при условии, если доход нарастающим итогом с начала года не превысил 40 000 руб.

Этим же объясняется и незначительность увеличения для большей части налого-плательщиков вычетов на детей, ведь принятие Федерального закона № 330 ФЗ не потребовало выделения дополнительных средств, их предполагается получить за счет отмены с 01.01.2012 стандартных вычетов в размере 400 руб. (утратил силу пп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Первоначально законопроект предусматривал отмену для всех категорий налого-плательщиков вычета, предусмотренного указанным подпунктом. В итоге так и получилось, но законодатели немного исправили свое первоначальное намере-ние: у которых есть несовершеннолетние дети, уменьшения вычетов не произойдет.

В настоящее время налоговый вычет в размере 1 000 руб. за каждый месяц налого-вого периода распространяется на:

– каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ре-бенок и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя;

– каждого ребенка у налогоплательщиков, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителями, супругом (супругой) приемного родителя (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Все изменения, касающиеся стандартных вычетов на детей, вступили в силу с мо-мента опубликования Федерального закона № 330-ФЗ, то есть с 22.11.2011 и рас-пространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2011 (п. 2, 3 ст. 5 данного закона).

Важнее то, что, если у всех этих категорий налогоплательщиков имеется более двух детей, вычет на каждого третьего и последующего ребенка становится равным 3 000 руб. Разумеется, имеется в виду общее количество детей данного налогоплательщика. Даже если первый или второй становятся старше 18 лет, на третьего и последующих положен именно указанный вычет.

Вычет в размере 3 000 руб. распространяется и на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы. Очевидно, что при этом не имеет значения, сколько всего детей у налогоплательщика.

Кстати, в связи с этим отменено удвоение налоговых вычетов для таких налогопла-тельщиков.

Обратите внимание

Вычет в размере 3 000 руб. применяется уже с 01.01.2011, то есть задним числом. Бухгалтерам необходимо пересчитать облагаемую базу за текущий год по налогоплательщикам, которых это коснется.

Что касается налогоплательщиков, имеющих одного или двух детей, то вычет на каждого ребенка с 01.01.2012 у них составит 1 400 руб. То есть пока они будут получать этот вычет, общая сумма вычетов по сравнению с 2011 годом у них не уменьшится, несмотря на отмену вычета, предусмотренного пп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ. А вот бездетные налогоплательщики сразу потеряют те самые 52 руб., о которых сказано выше.

Предел, установленный для детских вычетов и равный 280 000 руб., сохранился.

Резонное уточнение внесено в отношении вычетов на детей, которые находятся за пределами РФ. Сейчас для получающих вычеты на таких детей, определено, что соответствующий вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает (проживают) ребенок (дети). Но ведь дети могут постоянно находиться за границей и у налогоплательщиков, проживающих в РФ, которые теперь тоже смогут подавать такие документы.

Расходы на стандартизацию – теперь в НК РФ

Дополнен перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. В него вслед за расходами на продукции и услуг, а также на декларирование соответствия с участием третьей стороны (пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ) добавлены расходы на стандартизацию. Подробно разъясняется, что относится к таким расходам, а также в каком порядке они могут быть приняты к учету (новые пп. 2.1 п. 1, п. 5 ст. 264, п. 5.1 ст. 272 НК РФ).

К сведению

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг (ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184 ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техрегулировании)).

До сих пор приходилось руководствоваться главным образом лишь Письмом Мин-фина России от 28.04.2010 № 03 03 05/97. В нем ведомство, ссылаясь на ст. 2, 15 и 16 Закона о техрегулировании, ст. 252 НК РФ и даже на Определение КС РФ от 04.06.2007 № 320 О-П и Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, пришло к выводу, что если расходы на разработку национального стандарта, а также международного и регионального стандарта, документально подтверждены, разработанный налогоплательщиком стандарт утвержден национальным органом по стандартизации и налогоплательщик намерен получить экономический эффект в результате применения разработанного им стандарта, то указанные расходы могут быть единовременно учтены для целей налогообложе-ния прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (см. также Письмо от 02.02.2010 № 03 03 05/14).

О госпошлине за техосмотр

Установлен новый размер государственной пошлины за выдачу талона технического осмотра, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, на тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины и прицепы к ним – 300 руб. (новый пп. 41.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

В настоящее время схожая и более широкая норма имеется в пп. 41 данного пункта: та же сумма взимается за выдачу талона о прохождении государственного технического осмотра любым автомототранспортным средством, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность. Но дело в том, что согласно Федеральному закону от 01.07.2011 № 170 ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2012 пп. 41 п. 1 ст. 333.33 НК РФ уточнен таким образом, что госпошлина будет взиматься за выдачу талона технического осмотра, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, только в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 07.02.2011 № 3 ФЗ «О полиции».

С 01.01.2012 функция по техосмотру в числе прочих передается от полиции другим организациям, полиция исполняет эту функцию до срока не позднее указанной даты. То есть пошлина все равно будет взиматься, но только за техосмотр тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин и прицепов к ним.

Льгота по расходам на уплату процентов по кредитам на строительство

Согласно п. 24.1 ст. 255 НК РФ расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения учитываются в расходах на оплату труда, но в размере, не превышающем 3% суммы всех расходов на оплату труда. Эти расходы, кроме того, не облагаются НДФЛ (п. 40 ст. 217 НК РФ).

Пунктом 2 ст. 7 Федерального закона от 22.07.2008 № 158 ФЗ данная льгота была ограничена в сроках применения до 01.01.2012. Теперь это ограничение отменено (п. 3 ст. 3 Федерального закона № 330 ФЗ).

Налоговая «почистит» лицевые счета

Будут списаны недоимка по налогам (сборам) (в том числе отмененным), образо-вавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2009 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, числящаяся за физическими лицами по состоянию на 1 января 2009 года, в отношении которых налоговый орган утратил возможность взыскания в связи с истечением установленного срока направления требования об сбора, штрафа, срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задол-женности по пеням и штрафам за счет (плательщика сбора) – физического лица, срока для предъявления к исполнению исполнительного документа, но не более размера такой недоимки и задолженности по пеням и штрафам по состоянию на день принятия решения об их списании (п. 1 ст. 4 Федерального закона № 330 ФЗ).

Физическим лицам не надо предпринимать никаких самостоятельных действий, все должны сделать налоговые органы на основании данных, которые имеются у них.

Эта норма не распространяется на индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся частной практикой.

"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

Редакция от 28.07.2012 — Действует с 31.08.2012

Показать изменения

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СТАТЬЮ 15 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1

1) в подпункте 20 пункта 2 статьи 149 :

а) в абзаце первом слово "некоммерческими" исключить;

б) в абзаце втором слово "некоммерческих" и слово "некоммерческим" исключить;

в) в абзаце пятом слово "некоммерческим" исключить;

2) в абзаце первом пункта 3 статьи 161 слова "и казенными учреждениями" исключить;

а) в абзаце третьем подпункта 4 пункта 1 слова "Российской Федерации;" заменить словами "Российской Федерации. В случае вывоза уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции, доставленных на территорию Российской Федерации в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов без выгрузки на сухопутную территорию Российской Федерации, такая копия поручения налогоплательщиком в налоговые органы не представляется;";

в) абзац седьмой пункта 9

"документы, указанные в пункте 3.2 настоящей статьи, представляются в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней с даты отметки таможенных органов на таможенной декларации, указанной в подпункте 3 пункта 3.2 настоящей статьи, либо с даты составления документа, подтверждающего факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом (в случае, если таможенное декларирование не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза);";

в абзаце пятом слово "прекращено" заменить словом "исполнено";

абзацы шестой и седьмой изложить в следующей редакции:

"В случае ненадлежащего исполнения (неисполнения) второй части РЕПО, а также досрочного расторжения договора РЕПО участники операции РЕПО учитывают доходы от реализации (расходы по приобретению) ценных бумаг по первой части РЕПО в порядке, установленном статьей 214.1 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящей статьей. При этом доходы от реализации (расходы по приобретению) ценных бумаг по первой части РЕПО учитываются на дату исполнения второй части РЕПО (установленную договором) или на дату досрочного расторжения договора РЕПО по соглашению сторон. При этом доходы от реализации (расходы по приобретению) определяются исходя из рыночной стоимости ценных бумаг на дату перехода права собственности на ценные бумаги при совершении первой части РЕПО.

В целях настоящей статьи рыночная стоимость ценных бумаг определяется в соответствии с пунктом 4 статьи 212 настоящего Кодекса.";

в абзаце девятом слово "прекращении" заменить словами "исполнении (прекращении)";

дополнить абзацем следующего содержания:

"Правила настоящей статьи применяются к операциям РЕПО налогоплательщика, совершенным за его счет комиссионерами, поверенными, агентами, доверительными управляющими (в том числе через организатора торговли на рынке ценных бумаг и на торгах фондовой биржи) на основании соответствующих гражданско-правовых договоров.";

б) абзацы второй и третий пункта 4 изложить в следующей редакции:

"доходами в виде процентов по займу, полученными по операциям РЕПО, - если такая разница является отрицательной;

расходами по выплате процентов по займу, уплаченными по операциям РЕПО, - если такая разница является положительной.";

в) абзацы второй и третий пункта 5 изложить в следующей редакции:

"доходами в виде процентов по займу, полученными по операциям РЕПО, - если такая разница является положительной;

расходами по выплате процентов по займу, уплаченными по операциям РЕПО, - если такая разница является отрицательной.";

Указанные расходы принимаются для целей налогообложения в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей на дату выплаты процентов по операциям РЕПО ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,8 раза, для расходов, выраженных в рублях, и увеличенной в 0,8 раза для расходов, выраженных в иностранной валюте.

Расходы в виде биржевых, брокерских и депозитарных комиссий, связанных с совершением операций РЕПО, уменьшают налоговую базу по операциям РЕПО после применения ограничений, установленных абзацем вторым настоящего пункта.

Если величина расходов, принимаемых для целей налогообложения в соответствии с абзацами вторым и третьим настоящего пункта, превышает величину доходов, указанных в настоящем пункте, налоговая база по операциям РЕПО в соответствующем налоговом периоде признается равной нулю.

Сумма превышения расходов признается убытком налогоплательщика по операциям РЕПО.

Убыток по операциям РЕПО принимается в уменьшение доходов по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, а также с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, в пропорции, рассчитанной как соотношение стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, и стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в общей стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО.

Стоимость ценных бумаг, используемая для определения указанной пропорции, определяется исходя из фактической стоимости ценных бумаг по второй части операций РЕПО, надлежаще исполненных в соответствующем налоговом периоде.";

д) абзац третий пункта 7 дополнить словами ", с учетом положений пункта 25 статьи 217 настоящего Кодекса";

е) абзацы четвертый - шестой пункта 11 изложить в следующей редакции:

"продавец по первой части РЕПО признает в целях налогообложения исполнение второй части РЕПО и учитывает для целей налогообложения доходы (расходы) в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, а также доход (убыток) от реализации (купли-продажи) ценных бумаг, не выкупленных по второй части РЕПО, рассчитанный на дату завершения процедуры урегулирования взаимных требований исходя из стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операции РЕПО, в согласованном сторонами операции РЕПО размере, определенной с учетом рыночной стоимости ценных бумаг на дату исполнения обязательств по второй части РЕПО;

покупатель по первой части РЕПО признает в целях налогообложения исполнение второй части РЕПО (учитывает для целей налогообложения доходы (расходы) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи), а также приобретение ценных бумаг, не проданных по второй части РЕПО, исходя из стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операции РЕПО, в согласованном сторонами операции РЕПО размере, определенной с учетом рыночной стоимости ценных бумаг на дату исполнения обязательств по второй части РЕПО.

Доходы (расходы) от операций купли-продажи ценных бумаг учитываются для целей налогообложения в порядке, установленном статьями 212 и 214.1 настоящего Кодекса, рыночная стоимость ценных бумаг определяется в соответствии с пунктом 4 статьи 212 настоящего Кодекса.";

ж) в абзаце пятом пункта 12 цифру "8" заменить цифрой "9";

Закрытие короткой позиции осуществляется до момента приобретения ценных бумаг того же выпуска (дополнительного выпуска), инвестиционных паев того же паевого инвестиционного фонда покупателем по первой части РЕПО, последующее (немедленное) отчуждение которых не приведет к открытию короткой позиции. В случае, если в течение одного дня одновременно осуществлялись сделки по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг, закрытие короткой позиции происходит по итогам этого дня только в случае превышения количества приобретенных ценных бумаг над количеством реализованных ценных бумаг.

В первую очередь осуществляется закрытие короткой позиции, которая была открыта первой (метод ФИФО).

14. Налоговая база по операциям, связанным с открытием короткой позиции, определяется в следующем порядке.

Доходы (расходы) налогоплательщика при реализации (приобретении) или выбытии ценной бумаги при открытии (закрытии) короткой позиции учитываются в порядке, установленном статьей 214.1 настоящего Кодекса, на дату закрытия короткой позиции.

В случае открытия короткой позиции по ценным бумагам, по которым предусмотрено начисление процентного (купонного) дохода, налогоплательщик, открывший такую короткую позицию, признает процентный (купонный) расход, определяемый как разница между суммой накопленного процентного (купонного) дохода на дату закрытия короткой позиции (включая суммы процентного (купонного) дохода, которые были выплачены эмитентом в период между датой открытия и датой закрытия короткой позиции) и суммой накопленного процентного (купонного) дохода на дату открытия короткой позиции. Признание такого процентного (купонного) расхода осуществляется на дату закрытия короткой позиции.";

абзац шестой изложить в следующей редакции:

"увольнением работников, за исключением:";

дополнить новыми абзацами седьмым и восьмым следующего содержания:

"компенсации за неиспользованный отпуск;

суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;";

б) в абзаце втором пункта 8 слова ", в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью" исключить;

"4) налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:

1 000 рублей - на первого ребенка;

1 000 рублей - на второго ребенка;

3 000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы;

1 400 рублей - на первого ребенка;

1 400 рублей - на второго ребенка;

3 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка;

3 000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.

Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.

Налоговый вычет предоставляется родителям, супругу (супруге) родителя, усыновителям, опекунам, попечителям, приемным родителям, супругу (супруге) приемного родителя на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет.

При этом физическим лицам, у которых ребенок (дети) находится (находятся) за пределами Российской Федерации, налоговый вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает (проживают) ребенок (дети).

Налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.

Налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 рублей.

Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется.

Уменьшение налоговой базы производится с месяца рождения ребенка (детей), или с месяца, в котором произошло усыновление, установлена опека (попечительство), или с месяца вступления в силу договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и до конца того года, в котором ребенок (дети) достиг (достигли) возраста, указанного в абзаце двенадцатом настоящего подпункта, или истек срок действия либо досрочно расторгнут договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, или смерти ребенка (детей). Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка (детей) в образовательном учреждении и (или) учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения.";

Расходами по стандартизации не признаются расходы на проведение работ по разработке национальных и региональных стандартов организациями, осуществляющими их разработку в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика).";

12) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 130-ФЗ) Федерального закона от 7 июля 2003 года N 105-ФЗ "О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2874) в части замены слов в подпункте 3 пункта 1;

4) абзац шестьдесят восьмой пункта 12 статьи 2 Федерального закона от 25 ноября 2009 года N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5731).

Статья 4

1. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (сборам) (в том числе отмененным), образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2009 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, числящаяся за физическими лицами по состоянию на 1 января 2009 года, в отношении которых налоговый орган утратил возможность взыскания в связи с истечением установленного срока направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора) - физического лица, срока для предъявления к исполнению исполнительного документа, но не более размера таких недоимки и задолженности по пеням и штрафам по состоянию на день принятия решения об их списании.

2. Положения части 1 настоящей статьи не применяются в отношении недоимки по налогам (сборам), уплачиваемым физическими лицами в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности или занятием в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженности по штрафам, числящимся за указанными физическими лицами.

3. Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом.

4. Перечень документов, при наличии которых принимается решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и об их списании, и порядок списания утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требование от налогоплательщиков (плательщиков сборов) физических лиц представления документов, подтверждающих наличие оснований, указанных в части 1 настоящей статьи, не допускается.

Статья 5

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Пункт 1, подпункт "в" пункта 7, абзацы третий - двадцать второй подпункта "а" пункта 8 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Действие положений подпункта 2.2 пункта 1 статьи 164, подпункта 3 пункта 3.2 и абзаца седьмого пункта 9 статьи 165, пункта 48 статьи 217, подпункта 4 пункта 1 статьи 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

4. Действие положений подпункта 20 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2011 года.

Президент
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Москва, Кремль

Президент РФ подписал Федеральный закон от 21.11.2011 № 330-ФЗ с очередными изменениями по НДФЛ, НДС и налогу на прибыль. Рассмотрим наиболее значимые новации.

Существенные поправки вносятся в главу 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ. Рассмотрим подробнее те из них, которые касаются наибольшего числа физических лиц и налоговых агентов.

Пункт 3 ст. 218 НК РФ, предоставлявший право на стандартный вычет для работника в размере 400 руб., утратит силу с 1 января 2012 г. То есть такого вычета с нового года больше не будет.

В новой редакции изложен п. 4 ст. 218 НК РФ, регулирующий правила предоставления и размеры стандартного «детского» вычета. Поправки, связанные с вычетами на детей, вводятся в действие с момента опубликования закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. Отметим, что предельный размер дохода, по достижении которого предоставление «детского» вычета прекращается, не изменился — 280 000 руб.

Размеры налоговых вычетов, установленные как старой, так и новой редакцией НК РФ, для удобства мы свели в таблицу.

Сравнительная таблица вычетов

На кого предоставляют вычет

2011 г .

2012 г .

Было

Стало

На первого ребенка

На второго ребенка

На третьего и каждого последующего ребенка

На каждого:

ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;

ребенка-инвалида I или II группы в возрасте от 18 до 24 лет, если он является учащимся очной формы обучения, аспирантом, ординатором, интерном, студентом

Что означает распространение новых размеров «детского» вычета на правоотношения, возникшие с начала этого года? Тем категориям работников, которые имеют право на подобные вычеты, нужно будет пересчитать НДФЛ с начала года.

Пересчет следует произвести после опубликования закона, поскольку именно с этой даты вступит в силу п. 4 ст. 218 НК РФ в новой редакции. Рассмотрим на примере порядок перерасчета налога на доходы физических лиц исходя из новых размеров «детского» вычета.

Пример 1

У работника трое детей. Заработная плата за месяц - 25 000 руб. Для упрощения примера предположим, что с начала года полностью отработаны все месяцы, других доходов не было.

Работнику в периоде январь - ноябрь предоставляли вычет в размере 1000 руб. на каждого ребенка. Итого в месяц 3000 руб. Таким образом, налогооблагаемый доход за месяц составлял 22 000 руб. (25 000 руб. - 3000 руб.).

В декабре вычет не предоставляется, так как доход, рассчитанный нарастающим итогом с начала года, превысил 280 000 руб. (25 000 руб. х 12 мес. = 300 000 руб.).

НДФЛ, удержанный с января по ноябрь включительно, равен 31 460 руб. (22 000 руб. х 11 мес. х 13%).

По новым правилам работник имеет право на вычет в совокупном размере 5000 руб. (1000 руб. + 1000 руб. + 3000 руб.). Налогооблагаемый доход за месяц составит не 22 000 руб., а 20 000 руб. (25 000 руб. – 5000 руб.).

Значит, НДФЛ, который нужно удержать по новым правилам с января по ноябрь включительно, - 28 600 руб. (20 000 руб. х 11 мес. х 13%).

Исходя из расчетов у работника образуется переплата по НДФЛ - 2860 руб. (31 460 руб. – 28 600 руб.). Ее можно зачесть по заявлению работника в счет уплаты налога за декабрь.

За декабрь бухгалтер должен удержать с выплат работнику налог на доходы физических лиц в сумме 390 руб. (25 000 руб. х 13% – 2860 руб.).

2. Никаких заявлений о перерасчете от работников не требуется. Новые правила введены на законодательном уровне, а значит, обязательны к исполнению всеми налоговыми агентами.

3. Необходимо заявление от налогоплательщика о зачете НДФЛ в счет предстоящих платежей.

Ряд поправок внесен в ст. 217 НК РФ, посвященную выплатам, не облагаемым НДФЛ. Так, в новой редакции изложен абз. 6 п. 3 указанной нормы, согласно которому под обложение НДФЛ будет подпадать не только компенсация за неиспользованный отпуск, выплачиваемая при увольнении, но и «суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

При первом прочтении дополненной нормы становится непонятно, на кого распространяется введенное правило - на всех работников или только на руководителей и главных бухгалтеров. Попробуем разобраться.

Из буквального прочтения можно предположить, что облагаться налогом будут выходное пособие, средний месячный заработок на период трудоустройства у всех без исключения работников. Однако это не так. Из необлагаемых выплат исключены только пособия и компенсации, выплачиваемые при увольнении топ-менеджмента, а именно руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера. Причем облагаться будет не вся выплата, а только ее часть, превышающая трехкратный размер среднемесячного заработка. Если названные категории работников уволены из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - часть, превышающая шестикратный размер среднего месячного заработка. То есть для северян установили более высокий размер необлагаемого выходного пособия (компенсаций) при увольнении. Рассмотренная поправка вступит в силу с 1 января следующего года.

Корректировка коснулась абз. 2 п. 8 ст. 217 НК РФ. Не будет облагаться налогом на доходы физических лиц материальная помощь, выплачиваемая «налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, независимо от источника выплаты». Ранее это положение устанавливало ограничение: такая матпомощь не облагалась налогом, если была выплачена в целях возмещения причиненного гражданам материального ущерба или вреда их здоровью. Данное положение также начнет действовать с нового года.

И еще. Подпункт 48 ст. 217 НК РФ до принятия закона устанавливал, что налогом на доходы физических лиц не облагаются выплачиваемые правопреемникам умершего застрахованного лица пенсионные накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета. Эта норма распространялась на суммы, которые хранились на лицевом счете в государственном Пенсионном фонде. Указанная льгота не затрагивала средства пенсионных накоплений, хранящиеся в негосударственных пенсионных фондах (письмо Минфина России от 07.05.2010 № 03-04-06/1-91). С внесением поправок правопреемники не будут терять НДФЛ с обозначенных выплат, получаемых и от негосударственных пенсионных фондов. Изменение вступит в силу с момента опубликования закона и распространится на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.

Изменения по этому налогу состоят в следующем. От обложения НДС освобождена реализация перечисленных в подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ услуг всеми организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства (театры, кинотеатры, театральные кассы и проч.). Прежде эта норма распространялась только на некоммерческие организации.

Расширен перечень работ и услуг, облагаемых по ставке 0% и выполняемых организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. При этом в подтверждение указанной ставки в конкретных случаях следует представлять не полную таможенную декларацию (ее копию), а документы (их копии), свидетельствующие об оказании услуг.

И последнее. Для подтверждения нулевой ставки при вывозе улова водных биологических ресурсов при определенных условиях в налоговый орган не нужно будет представлять копию поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой «Погрузка разрешена» пограничной таможни РФ.

Расширен перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, установленный ст. 264 НК РФ. Согласно поправкам к таким затратам будут относиться расходы по стандартизации (подп. 2.1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Таковыми признают (п. 5 ст. 264 НК РФ):

Затраты на проведение работ по разработке национальных стандартов, включенных в программу разработки национальных стандартов, утвержденную национальным органом РФ по стандартизации;

Расходы на проведение работ по разработке региональных стандартов при соблюдении определенных условий.

Для перечисленных расходов предусмотрен специальный порядок учета (п. 5.1 ст. 272 НК РФ). Они признаются в отчетном (налоговом) периоде, следующем за тем, в котором стандарты были утверждены. Не будут относиться к расходам на стандартизацию затраты на разработку национальных и региональных стандартов организациями, действующими в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика).

Отметим, что вопрос о возможности учета в расходах затрат на разработку национальных и региональных стандартов Минфин России рассмотрел в письме от 02.02.2010 № 03-03-05/14 (доведено до налогоплательщиков и подведомственных налоговых органов письмом ФНС России от 17.03.2010 № ШС-17-3/[email protected]). Согласно позиции финансового ведомства названные расходы можно учесть при расчете налога на прибыль в прочих расходах, связанных с производством и реализацией. Но при условии, что стандарт соответствует сфере деятельности налогоплательщика-разработчика, затраты подтверждены документально, организация намерена получить экономический эффект в результате применения разработанного стандарта. Положения указанного письма были конкретизированы в разъяснении Минфина России от 28.04.2010 № 03-03-05/97. Чиновники добавили, что учет затрат возможен по подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ только при утверждении стандарта национальным органом по стандартизации. Как видим, теперь учет подобных расходов прямо предусмотрен в Налоговом кодексе.