Дополнительные требования к участникам 223 фз. Кому доступ в закупки закрыт

1. Положения № 223-ФЗ в новой редакции вступают в силу с 1 июля 2018 года (если иной срок напрямую не указан).

2. Положения о закупке должны быть приведены в соответствие с новой редакцией № 223-ФЗ (утверждены и размещены в ЕИС) не позднее 1 января 2019 года. Если изменения в Положения о закупке не будут внесены, то после 1 января 2019 года такие Положения считаются не размещенными в ЕИС.

Закон не имеет обратной силы: если информация о закупке размещена в ЕИС до даты внесения изменения в Положение о закупке, то такая закупка осуществляется по правилам, действовавшим на дату размещения информации о закупке.

На сегодняшний день основной вопрос заказчиков, работающих по 223-ФЗ: когда же нужно вносить изменения в положение о закупке? И когда нужно начинать руководствоваться нововведениями в закон? 1 июля 2018 года или 1 января 2019 года?

В самом законе есть отсылочные нормы, также заказчики уповают на письма Минфина, где ведомство заявляет, что: «таким образом, до 1 января 2019 года заказчик вправе осуществлять закупки в соответствии с положением о закупке в редакции, действующей до приведения ее в соответствие с законом № 223-ФЗ, Законом № 505-ФЗ».

Участник закупки

В предыдущей редакции закона было указано, что участник закупки - это любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

С 1 июля 2018 года, согласно 505-ФЗ, фраза «которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке» удалена из 223-ФЗ.

Определение Верховного суда РФ от 26.12.2016 по делу № А40-30177/2016

«… если участником закупки выступает несколько лиц (группа лиц), требования, указанные в документации о закупке, должны предъявляться в совокупности к такой группе лиц, а не к отдельно взятому ее участнику. Установление заказчиком требований к отдельным лицам, входящим в состав коллективного участника закупки, противоречит правовому смыслу коллективного участника закупки, а также целям и принципам Закона о закупках и нарушает положения частей 5, 6 статьи Закона…».

Вопрос: допускать ли к закупке аффилированных между собой участников?

Да, аффилированных участников заказчик обязан допустить к закупке. Заказчик отклоняет только заявки, которые не отвечают требованиям извещения и документации. Каких-либо ограничений для аффилированных лиц в Законе № 223-ФЗ не предусмотрено (см. письмо от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371).

Если заказчик установит запрет участвовать в закупках аффилированным лицам в документации или положении о закупке, он ограничит конкуренцию.

«Сама по себе аффилированность не доказывает, что участники вступят в сговор или недобросовестно выполнят контракт. Требование заказчика неправомерно и ограничивает конкуренцию» (решение ФАС от 25.05.2018 № 223ФЗ-360/18).

Конкурентные / неконкурентные закупки (№ 505-ФЗ с 1 июля 2018 года)

Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки.

  • Способы конкурентной закупки, указанные в № 223-ФЗ, + иные способы конкурентной закупки, предусмотренные Положением о закупке.
  • Закупки у единственного поставщика + иные способы неконкурентной закупки, предусмотренные Положением о закупке.

Заказчики вправе иметь как конкурентные, так и неконкурентные способы закупки, если это прописано в Положении о закупке.

Положением о закупке предусматриваются неконкурентные закупки.

Закупки у единственного поставщика + иные способы неконкурентных закупок. Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются Положением о закупке.

Конкурентный способы закупки:

  1. Торги:
    • Конкурс (открытый, закрытый, электронный),
    • Аукцион (открытый, закрытый, электронный),
    • Запрос котировок (закрытый, электронный),
    • Запрос предложений (закрытый, электронный).
  2. Другие способы
    • Согласно положению.

Торги по ГК РФ

Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом (ч.4 ст.447 ГК РФ)

Обязательное заключение договора - п.1 ст.447 ГК РФ

Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Уступка права и перевод долга по обязательствам - п.7 ст.448 ГК РФ

Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом.

Изменение условий - п.8 ст.448 ГК РФ

Условия договора, заключенного по результатам торгов в случае, когда его заключение допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами, если это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом.

Конкурентные закупки

С 1 июля 2018 года запрос предложений и запрос котировок не могут быть проведены на бумаге, предусмотрены либо электронная, либо закрытая форма.

В законе указано ((ч.2 ст.3 № 223-ФЗ) (ч.1 — 12 ст.33 № 223-ФЗ)

  • Конкурентные закупки осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено Положением о закупке;
  • Конкурентные закупки в электронной форме осуществляются только на электронных площадках.

Стоит отметить, что ПП РФ 616 не изменено и не отменено.

Иные способы конкурентных закупок должны отвечать критериям отнесения к конкурентным закупкам и требованиям к порядку проведения закупок.

Критерии / условия отнесения к конкурентной закупке

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из способов (размещение в ЕИС / направление приглашений);

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 № 223-ФЗ.

Описание предмета закупки: (ч.61 ст.3 № 223-ФЗ) - конкурентные закупки

При описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

В описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

В описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

В случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент) ", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 № 223-ФЗ, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

«закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта»

…заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт );

государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных, муниципальных нужд.

Обзор практики

Включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования является ограничением конкуренции.

Указание конкретного товарного знака или требований к закупаемому товару, свидетельствующие о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования приводят к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, влекут сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции.

При этом указание в закупочной документации товарного знака может быть признано допустимым в случаях, когда закупка эквивалентного товара приведет к дополнительным и подтвержденным затратам, превышающим возможную выгоду заказчика.

Такие затраты, например, могут быть связаны с необходимостью переобучения персонала, увеличения затрат на разноплановое техническое обслуживание в связи с низким уровнем технологической совместимости различных производителей и др.

Остались неизменными требования к составу документации и указанию технических характеристик. В законе есть указание придерживаться принципов стандартизации.

Стандартизация

Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Если заказчиком в документации не используются установленные в зак. о техническом регулировании, зак. о стандартизации требования, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В техническом задании, где мы описываем предмет закупки, необходимо указать:

  • функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
  • требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные Законом.

Размещение информации о закупке (ч.5 ст.4 № 223-ФЗ)

При осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом , в ЕИС размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено № 223-ФЗ и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4. …

При закупке у единственного поставщика информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в ЕИС в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

Выводы (выдержки из закона):

При осуществлении любой закупки, кроме того, что прямо указано,

за исключением запроса котировок - в запросе котировок нет документации (только извещение),

у единственного поставщика информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в ЕИС в случае, если это предусмотрено положением о закупке - размещается, если принято соответствующее решение,

информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено № 223-ФЗ и положением о закупке - иная информация / «неконкурентные закупки» …

Требования к извещению и документации есть только в конкурентных закупках!

Стоит отметить, что ПП РФ 908 не изменено и не отменено (некоторые части ступили в противоречие с 223-ФЗ).

Размещение информации - внесение изменений

Изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Сроки размещения извещения

Минимальный срок зависит от способа закупки

При закупке среди субъектов малого и среднего бизнеса сроки другие.

Разъяснения (№ 505-ФЗ с 1 июля 2018 года)

Любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

Вопрос: заказчик в разъяснениях изменил предмет закупки. Нарушил ли он закон?

Заказчик покупал керамические кирпичи. В техническом задании написал размеры 250/125/65 мм. Один из участников в запросе разъяснений указал, что стандартный размер керамических кирпичей 250/120/65 мм согласно ГОСТ 530-2012. Заказчик согласился с замечанием и разъяснил, что требованиям отвечают кирпичи шириной 125 и 120 мм. Таким образом, заказчик изменил предмет закупки, что незаконно. По документации участники предлагают кирпичи шириной только в 125 мм, а согласно разъяснениям - 125 мм и 120 мм.

Вывод: разъяснения не должны менять предмет закупки и существенные условия договора. Если заказчик изменит предмет закупки, ответственный сотрудник заплатит штраф 2000-3000 руб., а организация - 5000-10 000 руб. (ч.4 ст.3.2 № 223-ФЗ, ч.7 ст.7.32.3 КоАП).

Отмена закупки

Заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

  • Решение об отмене конкурентной закупки размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения.
  • По истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

Конкурентные закупки могут включать в себя один или несколько этапов, предусмотренных законом (должны быть прописаны в документации о закупке и не противоречить положению о закупке):

  • Квалификационный отбор для отдельной закупки,
  • Квалификационный отбор для серии закупок,
  • Альтернативные предложения,
  • Постквалификация,
  • Преддоговорные переговоры.

Вопрос: вправе ли заказчик указать в извещении примерное количество продукции?

Нет, не вправе. В извещении о закупке указывается точное количество товара, объем работ или услуг. Это предусмотрено п.3 ч.9 ст.4 Закона № 223-ФЗ.

По итогам закупки нельзя заключить рамочный договор или договор о намерениях, в котором не указано количество товара, работ, услуг. (см. Постановление от 30.01.2018 № 07АП-11656/2017, А45-20642/2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда).

Обеспечение заявки (ч.25 — 27 ст.32 № 223-ФЗ - «конкурентные закупки»)

  • Обеспечение заявки не устанавливается, если НМЦД не превышает пять миллионов рублей;
  • Если НМЦД превышает пять миллионов рублей, заказчик вправе установить требование к обеспечению;
  • Размере обеспечения не более пяти % НМЦД.
  • Способ обеспечения: денежные средства, банковская гарантия, иной способ по ГК РФ.

Вывод: право заказчика не во всех случаях + специальные условия для закупок у МСП.

Возврат обеспечения заявки (п.24 ПП от 11.12.2014 № 1352)

Денежное обеспечение заявок обязан вернуть в сроки, которые предусмотрены в извещении и документации.

При закупке только среди МСП заказчик обязан соблюдать крайние сроки: деньги необходимо вернуть в течение семи рабочих дней с даты, когда подписан итоговый протокол. Победителю деньги заказчик обязан возвратить не позднее семи рабочих дней с даты, когда заключен договор, или со дня, когда принято решение не заключать сделку.

ч.26 ст.3.2 Закона № 223-ФЗ:

Обеспечение не возвращается в случаях, когда участник уклонился от заключения договора:

  • отказался подписывать договор или не подписал своевременно;
  • не предоставил или предоставил с нарушениями обеспечение договора.

Заключение договора (ч.15 ст.32 № 223-ФЗ / ч.28 ст.32 № 223-ФЗ)

Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола. В случае необходимости одобрения или обжалования договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты одобрения или вынесения решения.

Порядок заключения договора:

  • Направление договора победителю (5 дней);
  • Срок подписания победителем (5 дней);
  • Срок подписания заказчиком (3-5 дней).
  • Возможность направления протоколов разногласий (порядок рассмотрения таких протоколов);
  • Основания для признания победителя уклонистом.
  • Заявка на участие

    Участник конкурентной закупки вправе подать только одну заявку на участие в такой закупке в отношении каждого предмета закупки (лота) в любое время с момента размещения извещения о ее проведении до предусмотренных документацией о закупке даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

    Участник конкурентной закупки вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок.

    Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

    Электронные площадки

    Конкурентная закупка в электронной форме (ч.1 — 12 ст.3 3 № 223-ФЗ)

    В соответствии с ч.5 ст.3.3 Закона № 223-ФЗ все электронные документы при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

    В соответствии с ч.1 ст.6 Закона № 63-ФЗ только использование усиленной квалифицированной электронной подписи обеспечивает признание электронного документа, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Вывод: целесообразно осуществить перевыпуск сертификатов ключей электронных подписей, используемых при осуществлении закупок.

    Электронная форма

    В законе до определенного времени не было закреплено понятие электронной закупки.

    В настоящее время в № 223-ФЗ отсутствует определение понятия «закупка в электронной форме».

    Проведение такой закупки, в том числе подача заявок, предоставление заказчику доступа к указанным заявкам, сопоставление предложений участников закупки о цене договора должно осуществляться посредством программно-аппаратного комплекса электронной площадки с сохранением конфиденциальности сведений об участниках закупки.

    Закупка в электронной форме по смыслу № 223-ФЗ включает в себя все стадии осуществления закупки от публикации извещения до заключения договора.

    • ЭТП по № 223-ФЗ - Перечень не установлен,
    • ЭТП по № 223-ФЗ для закрытых закупок - Перечень ЭТП утверждается Правительством РФ,
    • ЭТП по № 223-ФЗ для МСП - Перечень ЭТП утверждается Правительством РФ.

    Конкурентная закупка в электронной форме (ч.2 ст.3 № 223-ФЗ) (ч.1 — 12 ст.33 № 223-ФЗ):

    • Конкурентные закупки осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено Положением о закупке;
    • Конкурентные закупки в электронной форме осуществляются только на электронных площадках.

    При осуществлении конкурентной закупки в электронной форме размещение всей информации обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.

    Участнику конкурентной закупки в электронной форме для участия в конкурентной закупке в электронной форме необходимо получить аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном оператором электронной площадки.

    Оператором ЭП обеспечивается конфиденциальность информации:

    • о содержании заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений до момента открытия к ним доступа заказчику;
    • о содержании ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, за исключением проведения аукциона в электронной форме, а также дополнительных ценовых предложений до формирования итогового протокола. Сопоставление ценовых предложений осуществляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки при формировании итогового протокола.

    Закрытые закупки

    • Информация о закрытой конкурентной закупке не подлежит размещению в единой информационной системе.
    • Заказчик направляет приглашения принять участие в закрытой закупке не менее чем двум потенциальным участникам.
    • Заявка подается в бумажной форме.
    • Правительство РФ определяет особенности документооборота при осуществлении закрытых конкурентных закупок в электронной форме, а также перечень операторов электронных площадок для осуществления закрытых конкурентных закупок и порядок аккредитации на таких электронных площадках.

    Отбор ЭТП возможен, но с 01.07.2018 до проведения отбора - «бумажная» форма.

    Случаи, когда заказчики применяют закрытые формы закупки (Часть 1 статьи 35 № 223-ФЗ в новой редакции):

    1. РП РФ от 19.10.2017 № 2298-р (перевозка грузов первого класса опасности, оружия, вооружений и военной техники);
    2. РП РФ от 27.09.2016 № 2027-р (изготовление банковских билетов, разменных монет, бланков документов, государственных ценных бумаг, акцизных и специальных марок, знаков почтовой оплаты, бланков документов строгого учета);
    3. РП РФ от 24.12.2015 № 2662-р (в сфере использования атомной энергии);
    4. РП РФ от 23.04.2013 № 671-р (в сфере страхования предпринимательских и (или) политических рисков, связанных с экспортным кредитованием и инвестициями);
    5. РП РФ от 30.06.2015 № 1247-р (в сфере космической деятельности);
    6. РП РФ от 20.01.2018 № 51-р (финансовые услуги).

    Правительство РФ определяет перечень операторов электронных площадок для осуществления закрытых конкурентных закупок.

    Закупка в электронной форме - участники только субъекты МСП:

    (ч.10 — 11 ст.3 4 № 223-ФЗ)

    • Конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.

    Вывод: с 1 июля 2018 года заказчики должны осуществлять закупки у субъектов МСП только на площадках, входящих в утвержденный перечень + должен быть доработан функционал отобранных ЭТП.

    • Правительство РФ утверждает перечень операторов электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным в № 223-ФЗ.
    • Соглашение (на площадках, отобранных для продажи имущества) - 6 ЭТП. Единые и дополнительные требования к ЭТП - 8 ЭТП.

    ЭТП по № 223-ФЗ для МСП

    1. Требования разрабатываются Министерством финансов РФ,
    2. Требования утверждаются постановлением Правительства РФ,
    3. Формирование комиссии, проверка соответствия и заключение соглашения с ЭТП,
    4. Оформляется распоряжением Правительства.

    Правительством РФ в постановлении от 8 июня 2018 г. № 656 «Требования к ЭТП по № 44-ФЗ» - единые требования.

    Правительством РФ в постановлении от 8 июня 2018 г. № 657 «Требования к ЭТП по № 223-ФЗ - дополнительные требования.

    • Плата за участие (за заключение договора) ПП РФ от 10 мая 2018 г. № 564 1 % но не более 5000 (2000).
    • Специальный счет
    • Независимый регистратор
    • Аккредитация.

    1. Акционерное общество «Агентство по государственному заказу

    Республики Татарстан»

    2. Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»

    3. Акционерное общество «Российский аукционный дом»

    4. Акционерное общество «ТЭК - Торг»

    5. Акционерное общество «Электронные торговые системы»

    6. Закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная

    система торгов»

    7. Общество с ограниченной ответственностью «РТС - тендер»

    8. Общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ»

    По Гособоронзаказу - Закрытое акционерное общество «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа».

    Закупки у МСП

    При осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки на участие в такой закупке, вносятся участником такой закупки на специальный счет, открытый им в банке, включенном в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с № 44-ФЗ.

    Оператор ЭТП заключает соглашения о взаимодействии с каждым из банков, включенных в перечень.

    Субъекты малого и среднего предпринимательства получают аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном № 44-ФЗ.

    Нет указания на порядок аккредитации с 1 января 2019 года (аккредитация в ЕИС с последующим доступом на все ЭТП).

    Спецсчет у МСП

    В течение одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации осуществляет блокирование при наличии на специальном банковском счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения указанной заявки и информирует оператора.

    Блокирование денежных средств не осуществляется в случае отсутствия на специальном банковском счете участника такой закупки денежных средств в размере для обеспечения указанной заявки либо в случае приостановления операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чем оператор электронной площадки информируется в течение одного часа. В случае, если блокирование денежных средств не может быть осуществлено по основаниям, предусмотренным настоящей частью, оператор электронной площадки обязан вернуть указанную заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с момента окончания срока подачи заявок, указанного в извещении об осуществлении конкурентной закупки.

    По банковским гарантиям в 223-ФЗ ничего не прописано.

    Положения статьи 3 4 № 223-ФЗ применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе либо приглашения принять участие в которых направлены после даты начала функционирования операторов электронных площадок в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и дополнительными требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 10 статьи 34 настоящего Федерального закона.

    Закупки по № 223-ФЗ, где участниками могут быть только МСП будут осуществляться по новым правилам № 223-ФЗ только после отбора ЭТП, которые могут проводить такие закупки. До момента функционирования новых ЭТП закупки у МСП идут как раньше.

    Порядок обжалования

    1. С этого года расширен перечень случаев, когда участники закупки вправе обжаловать действия заказчика в ФАС. Подать жалобу в антимонопольный орган участник вправе, если заказчик:

    • при закупке нарушил требования Закона № 223-ФЗ или Положения о закупке;
    • не опубликовал в ЕИС или опубликовал с нарушением сроков Положение о закупке, изменения в положение, сведения о закупке, о договорах и другую информацию, которую заказчик обязан разместить в ЕИС;
    • предъявил к участникам требования, которые не предусмотрел документацией о закупке;
    • не утвердил и не опубликовал в ЕИС Положение о закупке и при этом провел закупку не по правилам Закона № 44-ФЗ;
    • не разместил в ЕИС или опубликовал недостоверный отчет о годовом объеме закупки у МСП.

    В перечень случаев обжалования не входит нарушение заказчиком требований 135-ФЗ "О защите конкуренции", в том числе нарушение требований ч.1 ст.17.

    Статья 17. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.

    При проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

    1) координация организаторами или заказчиками деятельности участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

    2) создание участнику или нескольким участникам преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

    3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

    4) участие организаторов или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

    Нарушения заказчиком антимонопольных требований к торгам, предусмотренных ч.1 ст. 17 135-ФЗ, при осуществлении процедур закупок в рамках 223-ФЗ с 31.12.2017 г. не могут быть предметом рассмотрения антимонопольного органа при административном обжаловании действий (бездействия) заказчика в порядке ч.10 ст.3 223-ФЗ о закупках.

    С учётом внесённых поправок и исчерпывающего перечня оснований для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика в рамках 223-ФЗ, рассмотрение обращений участников закупки о нарушении заказчиком антимонопольных требований к торгам, предусмотренных ч.1 ст.17 135-ФЗ, может осуществляться антимонопольным органом с 31.12.2017г. только в рамках гл.9 135-ФЗ, то есть исключительно в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства.

    2. Определён общий порядок подачи жалобы на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок и установлены особенности его применения

    С 31.12.2017 г. в 223-ФЗ (ч.10 ст.3) определён следующий порядок обжалования действий заказчика:

    3. Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст.18.1 135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

    Особенности обжалования:

    • в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке (ч.11 ст.3 223-ФЗ);
    • рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться доводами, составляющими предмет обжалования (ч.13 ст.3 223-ФЗ).

    Любое лицо (?), в том числе не подававшее заявку на участие в закупке, имеет право с 31.12.2017 г. обжаловать действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупки, что серьезно сдвигает баланс прав в сторону участников закупки, а также так называемых профессиональных жалобщиков. (это следует из буквального прочтения ч.3 ст.3 223-ФЗ)

    Порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок теперь напрямую привязан к ст.18.1 135-ФЗ.

    В силу прямого указания ч.2 ст.18.1 135-ФЗ жалоба на действия (бездействие) заказчика может быть подана только двумя категориями заявителей:

    1)участники закупки, подавшие заявки вправе обжаловать любые действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок;

    2)«иные лица» (например: участники закупки, не подававшие заявки, корпорация развития МСП, органы исполнительной власти субъектов РФ или созданные ими организации) вправе обжаловать нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении закупки, порядка подачи заявок на участие в закупке, если в результате нарушения порядка организации и проведения закупки могут быть нарушены их права и законные интересы.

    Какие лица могут принимать участие в корпоративных закупках в качестве исполнителей? Что значит быть участником закупок и почему важно иметь этот статус? В статье рассмотрим эти и другие актуальные вопросы об участии в закупках по 223-ФЗ.

    Кто может участвовать в закупках

    По большому счету, участником закупок может стать практически любое лицо — организация, ИП, физлицо. Что касается компаний, то их организационно-правовая форма, местонахождение и происхождение капитала никакого значения не имеют.

    Более того, на стороне одного участника могут выступать несколько лиц . В таком случае они обычно объединяются на основании договора о совместной деятельности (простого товарищества). Хотя закон никаких особых форм такого участия не предусматривает, а значит, они могут быть иными. Помимо упомянутых лиц и их объединений, Минфин признает правомерным, когда от имени одного участника выступают аффилированные с ним лица.

    Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

    С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

    Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

    На стороне одного участника закупки по 223-ФЗ может выступать несколько организаций, ведущих совместную деятельность

    Кому доступ в закупки закрыт

    А вот круг лиц, которые не могут принимать участия в закупках, оговорен в законодательстве довольно четко. Это организаторы торгов, заказчики, а также их работники . Кроме того, весьма вероятно, что вскоре принимать участие в закупках не смогут и родственники лиц из руководства заказчика и членов комиссии по закупкам. Соответствующий законопроект размещен на портале правовых актов и проходит стадию антикоррупционной экспертизы.

    Кто считается участником

    Закон 223-ФЗ не разъясняет термин «участник закупки» и критериев отнесения лица к таковым. Однако заказчики должны сделать это в своих Положениях о закупке. Это необходимо для того, чтобы было понятно, какие лица имеют права участников, а какие - нет.

    Упомянутые права, например, включают обжалование действий заказчика или его бездействия во внесудебном порядке или в суде. Кроме того, Положение о закупке заказчика может предоставлять участникам и иные права, в том числе в части обжалования.

    Но поскольку четкого определения участника закупочное законодательство не содержит, то на практике порой случаются злоупотребления. В частности, жалобы подаются лицами, которые все равно не смогли бы стать исполнителями в силу отсутствия у них возможности поставить (осуществить/выполнить) объект закупки.

    Каким требованиям должны соответствовать участники

    В данном контексте имеются в виду общие требования к лицу, которое может быть признано участником закупки, а не к потенциальному исполнителю конкретного договора. Примером таких требований может быть:

    • регистрация в качестве организации или ИП, то есть наличие лица в соответствующем реестре;
    • отсутствие задолженности перед бюджетом;
    • отсутствие в отношении лица процедур банкротства, конкурсного производства, ликвидации, приостановки деятельности.
    • наличие всех необходимых разрешений, свидетельств, лицензий и так далее;
    • финансовая устойчивость и платежеспособность лица, которая следует из показателей его финансово-хозяйственной деятельности;
    • отсутствие субъекта в РНП (право установить такое требование заказчику дает пункт 7 статьи 3 закона).

    Этот список неполный, ведь всего заранее не предусмотришь. Конкретные требования к участникам той или иной закупки необходимо прописывать в ее документации . А в Положении следует указать, что список приведенных в нем требований является открытым и может быть уточнен по каждой конкретной процедуре.

    Например, в Положении участник указывает, что документация закупки может включать требования:

    • к репутации исполнителя;
    • к наличию у него опыта;
    • его соответствия другим требованиям, которые могут иметь значение для исполнения договора.

    Также стоит указать в Положении, что документация может содержать иные требования к участникам , которые обусловлены спецификой закупки. При этом они должны соответствовать принципам корпоративных закупок, изложенным в статье 3 закона.

    Принципы осуществления закупок по 223-ФЗ, связанные с отбором участников

    В части допуска к закупкам по закону 223-ФЗ должны исполняться следующие принципы:

    1. Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции.
    2. Недопустимость установки неизмеряемых требований к участникам.

    Реализация первого принципа достигается тем, что к участию допускаются практически любые лица . Кроме того, во исполнение этого принципа закон 223-ФЗ запрещает заказчикам устанавливать к участникам требований, не прописанные в документации закупки. Также в законе закреплено, что требования должны применяться в равной степени ко всем участникам. Однако здесь есть исключения :

    • национальный режим, то есть приоритет товаров российского происхождения;
    • преференции для субъектов малого и среднего бизнеса.

    Пример того, какие требования считаются ограничивающими конкуренцию и недопустимыми в закупках по 223-ФЗ, .

    Цель запрета на установку неизмеряемых требований в том, чтобы участник еще до подачи заявки мог оценить свои силы и понять, удовлетворяет ли он установленным критериям. В связи с этим заказчик не может требовать того, что нельзя измерить. Например, наличие «необходимого количества» кадровых ресурсов является недопустимым требованием. Ведь непонятно, что конкретный заказчик подразумевает под необходимым количеством, а четких критериев этого понятия не существует. Участник может посчитать, что обладает нужным количеством работников, а заказчик будет иного мнения и отклонит заявку.

    Иными словами, все требования в документации должны быть четкими и измеряемыми . В примере с необходимым количеством сотрудников корректно было бы указать, например, что у заказчика должно быть как минимум 10 работников, прошедших профессиональную подготовку в определенной сфере и имеющих указанную квалификацию, подтвержденную сертификатом либо иным документом.

    Запись вебинара для начинающих поставщиков по 223-ФЗ:

    Требования к участникам закупки по Закону N 223-ФЗ

    Закон N 223-ФЗ устанавливает только общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к такой закупке видами и категориями юридических лиц, перечисленными в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ (далее - заказчики). Этот Закон не определяет непосредственно способы закупки, условия их применения и порядок проведения закупки, а только требует от заказчиков разработать и утвердить положение о закупке. Именно этот документ регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров (ст. 2 Закона N 223-ФЗ, см. также, например, письмо Минэкономразвития РФ от 02.09.2011 N Д28-317).

    Это касается и требований, предъявляемых к участникам закупки (далее - участники). За исключением правила ч. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, допускающего установление требования об отсутствии сведений об участниках в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ст. 5 Закона N 223-ФЗ, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, Закон N 223-ФЗ не конкретизирует требования к участникам, которые вправе установить заказчик. Ограничения свободы заказчика в установлении таких требований следуют из ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, устанавливающей принципы закупок. Так, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ одним из принципов, которым обязаны руководствоваться заказчики при осуществлении закупок, является равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам. А в силу п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ еще одним из принципов закупки является отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам. В последнем случае, как мы полагаем, формулировка не совсем точна, очевидно, имеется в виду, что измеряемыми должны быть показатели, отражающие соответствие этим требованиям.

    Как видим, закон прямо допускает установление заказчиком требований к участникам, ограничивающих допуск к участию в конкретной закупке, требуя только чтобы эти требования были обоснованными и измеряемыми.

    То же относится и к представлению документов, подтверждающих соответствие установленным заказчиком требованиям. В п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ указано, что документация о закупке должна содержать требования к участникам и перечень документов, представляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным требованиям. При этом не содержится каких-либо ограничений в части того, какие именно документы в подтверждение каким именно требованиям вправе требовать заказчик.

    Как указано в определении СК по экономическим спорам ВС РФ от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, включение заказчиком в документацию о закупке дополнительных требований к участникам сужает круг потенциальных участников. Однако такие действия могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства и Закона N 223-ФЗ лишь в случае, когда они привели к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки. Также отмечено, что требования к участникам могут рассматриваться как нарушающие законодательство, если антимонопольный орган докажет что они включены в документацию специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует целям и потребностям проводимых заказчиком процедур.

    Одновременно следует учитывать, что согласно ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам требования, которые не указаны в документации о закупке. В противном случае действия заказчика могут быть признаны неправомерными (см. постановления Девятого ААС от 01.12.2014 N 09АП-42440/14 и АС Московского округа от 17.03.2015 N Ф05-1173/15). При этом по смыслу положений ч. 2 ст. 2 и общей нормы ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, относящейся и к п. 9 этой части, в документацию о конкретной закупке могут быть включены только те требования к участникам и тот перечень документов , представляемых для подтверждения соответствия этим требованиям, которые предусмотрены для закупок такого рода в положении о закупке . Включение в извещение о закупке требований к участникам, не предусмотренных в положении о закупке для закупок такого рода, например, о наличии у них соответствующего опыта, может быть признано неправомерным (см., например, пресс-релиз УФАС по Хабаровскому краю от 08.11.2012 N 2/8159, решение УФАС по Вологодской области от 26.03.2012 N 119-17АМ3/12).

    Таким образом, заказчик самостоятельно определяет в положении о закупке требования к участникам (для тех или иных способов закупки, закупки тех или иных видов товаров, работ, услуг) и перечень документов, которые подтверждают соответствие этим требованиям. В документации о конкретной закупке такие требования и перечень таких документов устанавливаются в соответствии с положением о закупке (см. также раздел 8 разъяснений по вопросам применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", направленных письмом ФАС России от 24.12.2012 N ИА/44025/12). Единственные ограничения - такие требования должны быть обоснованными, а соответствие им должно определяться измеряемыми, объективными показателями.

    Заметим, что некоторые требования вытекают из норм законодательства, устанавливающих требования наличия лицензии, свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией, или членства в такой организации в качестве условия осуществления деятельности (

    Требования к участникам закупки по 223-ФЗ указаны в Законе о закупках отдельными видами юрлиц, а также в положении конкретного заказчика и документации о торгах. В целом они похожи, но каждая компания, которая организует закупочные процедуры, выставляет свои условия, которым должны отвечать участники. Далее рассмотрим наиболее часто встречающиеся требования к участникам закупки по 223-ФЗ.

    Требования к участникам закупки устанавливаются в 223-ФЗ

    О том, кто может участвовать в закупочных процедурах, сказано в ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. Это любые юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения компаний и места происхождения их капитала, а также физлица и ИП.

    Конкретных требований к участникам закупки по 223-ФЗ в законе нет. Там лишь сказано, что , а также в документации о торгах. При этом за предъявление требований к участникам закупки по 223-ФЗ, которых нет в документах заказчика, грозит ответственность по КоАП РФ. Запрет установлен ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

    Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

    Участником закупки не может выступать ее организатор, заказчик, а также их работники.

    Обязательные требования к участникам закупки по 223-ФЗ

    Перечислим обязательные требования, предъявляемые к участникам закупки по 223-ФЗ. Компанию не допустят до торгов, если:

    • у нее нет правомочий заключать договор;
    • юрлицо официально не зарегистрировано;
    • нет лицензии или допуска (если они необходимы);
    • компания находится в процессе ликвидации;
    • у нее есть задолженность по налогам и сборам;
    • она зарегистрирована в так называемой офшорной зоне;
    • юрлицо признано банкротом.

    У компании не должно быть долгов по любым обязательным платежам. У ее руководителя и бухгалтера не должно быть судимости за экономические преступления. Также важно устойчивое финансовое положение участника закупки. Это нужно подтвердить данными бухгалтерской отчетности.

    С июля 2018 года список требований к участникам закупок расширили. .

    Готовые формы для заявки участника, чтобы подтвердить соответствие требованиям

    ✔ Что подтвердит отсутствие судимости;
    ✔ Чем подтвердить, что вас не банкротят и не ликвидируют;
    ✔ Чем подтвердить, что у вас нет долгов перед бюджетом;
    ✔ Как составить декларацию, что вы не офшор;
    ✔ Как подтвердить статус СМП.

    Скачать готовые формы

    Дополнительные требования к участникам закупки по 223-ФЗ

    По 223-ФЗ могут быть установлены дополнительные требования к участникам закупки. Они касаются:

    • необходимых разрешений, лицензий, допусков;
    • опыта аналогичных поставок;
    • материально-производственных ресурсов;
    • трудовых ресурсов.

    В число дополнительных требований к участникам закупки по 223-ФЗ входят:

    • профессиональная компетентность, квалификация, надежность;
    • наличие опыта и положительной репутации;
    • наличие финансовых ресурсов;
    • отсутствие сведений в реестре недобросовестных поставщиков;
    • наличие средств для исполнения договора;
    • наличие необходимых производственных мощностей, технологического оборудования, техники и оборудования, достаточных для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
    • наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора;
    • права на объекты интеллектуальной собственности;
    • для субъектов МСП - соответствие критериям принадлежности к малым и средним предприятиям.

    Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

    Если установите излишние требования к участникам закупки, нарушите закон. Не установите все нужные требования – тоже заплатите штраф. Установить единые и дополнительные требования к участникам закупки и избежать ошибок .

    Внимание: контрактный управляющий или работник контрактной службы, который ошибся в требованиях к участникам, заплатит штраф – 3000 руб. А если установите лишние требования – от 5000 до 30 000 руб. Наказание предусмотрено частями 4 и 4.2 статьи 7.30 КоАП.

    Квалификационные требования к участникам закупки 223-ФЗ

    Многие крупные заказчики допускают до своих процедур только тех, кто прошел предквалификационный отбор. Это способ проверки заявителя, не являющийся закупкой, на предмет соответствия требованиям.

    Все компании, которые прошли ПКО, заносят в специальный реестр. Отбор проходит не в каждой закупке. Если предквалификационный отбор предусмотрен, заказчик укажет это в извещении. Там же будут перечислены документы, которые вам нужно будет предоставить. Какого-то единого списка бумаг не существует, в каждом конкретном случае он отличается.

    ПКО проводится в открытой форме, то есть принять участие в нем могут любые лица. Срок подачи заявок на ПКО обычно составляет от трех дней. Завершается он в день окончания срока подачи заявок на участие в торгах. До участия в закупке допускаются только лица, прошедшие КО.

    При проведении такого отбора заказчик вправе устанавливать квалификационные требования к участникам закупки 223-ФЗ:

    • о профессиональной компетентности, квалификации, надежности;
    • об опыте и хорошей репутации;
    • об обладании финансовыми ресурсами, оборудованием и другими материально-техническими возможностями, а также человеческими ресурсами;
    • об отсутствии негативного опыта сотрудничества с заказчиком.

    Как участнику подтвердить и доказать, что конфликта интересов нет

    Одно из единых требований Закона № 44-ФЗ - отсутствие конфликта интересов. Такое требование распространяется на всех участников без исключения. Каждому надо задекларировать в составе заявки, что у него нет с сотрудниками заказчика связи, которая может создать преимущественные условия.

    Комиссия оценивает заявки по заранее определенным критериям. Смотрите их в предквалификационной документации. Критериями могут быть:

    • техническое оснащение;
    • квалификация участника отбора или его работников;
    • опыт поставок продукции;
    • образование и квалификация персонала;
    • деловая репутация;
    • обеспеченность финансовыми и кадровыми ресурсами.

    Компания должна быть создана и зарегистрирована в законном порядке, не должна находиться в стадии ликвидации, банкротства, приостановки деятельности. Финансовое положение компании должно быть устойчивым, размер задолженности по налогам не должен превышать 25% стоимости активов компании за последний отчетный период (некоторые заказчики требуют полного отсутствия задолженности по обязательным платежам).

    К примеру, ООО «Транснефть - Восток» предъявляет следующие требования:

    • количество недействительных документов об образовании и квалификации работников, предоставленных компанией в течение года, не должно превышать 15% от общего количества представленных документов;
    • у компании должен быть положительный опыт аналогичных поставок, выполнения работ;
    • меньше трети технических ресурсов взяты в аренду;
    • наличие квалифицированного персонала. Важно, чтобы с работниками были заключены либо бессрочные трудовые договоры, либо соглашения сроком не менее года.

    Каждый специалист должен иметь:

    • высшее образование;
    • трудовые отношения с организацией (в качестве подтверждения предоставьте трудовую книжку или трудовой договор);
    • действующие удостоверения и протоколы по проверке знаний требований охраны труда, по курсу пожарно-технического минимума, аттестации по промышленной безопасности и другие;
    • действующий документ о повышении квалификации либо квалификационное удостоверение специалиста;
    • определенный стаж работы.

    Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»