Для чего нужны принципы управления. принцип управление внутренний дело. Механизм формирования принципов управления

Соблюдение принципов управления можно рассматривать как залог успеха управления.

Принцип (от лат. начало, основа) – 1) основное исходное положение какого-либо учения, теории, науки, мировоззрения, политической организации и т.д.; 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности.

В книге "Общий и индустриальный менеджмент" А. Файоль излагает основные принципы управления. Он не утверждает, что принципы эти или их воплощение непреложны или что он приводит сколько-нибудь полный их список. Напротив, он пишет, что "...количество принципов управления беспредельно, ...изменение ситуации может повлечь за собой изменение правил, которые, таким образом, до известной степени оказываются порождением данной ситуации" . Сам он рассматривает 14 принципов управления.

  • 1. Разделение труда – принцип, цель которого – "производить больше и лучше при тех же усилиях". Специализация, по утверждению Файоля, является одной из примет естественного порядка вещей. "Разделение труда имеет свои границы, определяемые как нашим опытом, так и чувством меры". 1
  • 2. Власть – "право отдавать распоряжения и требовать их выполнения". Файоль различает авторитет "официальный" (связанный с занимаемой должностью, получаемый "по уставу") и "личный" (обусловленный такими качествами, как интеллект, жизненный опыт, цельность и способность играть роль лидера). Личный авторитет первоклассного управляющего является "обязательным дополнением" власти официальной.
  • 3. Дисциплина – "по сути, сводится к послушанию, прилежанию, энергичности, определенному поведению и внешним знакам почтения, соблюдаемым в соответствии с существующим между фирмой и работниками соглашением". Файоль полагает, что в различных организациях дисциплина может иметь разные формы, и настаивает на том, что она всегда является одним из существеннейших их элементов.
  • 4. Единство распорядительства – "подчиненный должен получать приказы только от одного начальника". Двойные приказы в любом случае являются источником напряжения, смущения и конфликтов.
  • 5. Единство руководства – "один руководитель и один план для совокупности операций, направленных на достижение одной и той же цели". Если принцип единства распорядительства требует, чтобы каждый подчиненный получал приказы только от одного руководителя, то данный принцип сводится к единству управления и плана.
  • 6. Подчинение индивидуальных интересов общим – "заставляет вспомнить о том, что в бизнесе интерес одного подчиненного или группы подчиненных не должен противоречить целям предприятия". Одной из серьезнейших проблем управления является согласование общих и личных или групповых интересов.
  • 7. Вознаграждение персонала – "труды должны быть вознаграждены". Прожиточный минимум, предложение рабочей силы, экономическая обстановка и экономическое положение предприятия – факторы, определяющие уровень оплаты, но не зависящие от воли нанимателя. "Вне зависимости от того, какое вознаграждение за труд получает работник – деньги или же такие блага, как тепло, свет, кров, продукты питания – смысл его состоит в удовлетворении потребностей работника".
  • 8. Централизация – "подобно разделению труда... присуща естественному порядку вещей". Рассматривая вопрос о том, какую структуру – централизованную или децентрализованную – должна иметь организация, Файоль сравнивает ее с живым организмом: "Вопрос централизации или децентрализации – это вопрос меры, вопрос нахождения оптимального для данной ситуации устройства...".
  • 9. Скалярная цепь – "властная вертикаль, связывающая все уровни подчинения от высшей инстанции до низших ступеней". Более привычными терминами для определения этого понятия будут "иерархия" и "каналы, или линии коммуникации, субординации". Для того чтобы сохранить возможность контроля и избежать при этом излишней потери времени, предлагается использовать систему делегирования подчиненным прав и ответственности по осуществлению необходимых коммуникаций.
  • 10. Порядок – наличие "места для всякой вещи и всякой вещи на своем месте" (материальный порядок) и, по аналогии, "места для каждого лица и каждого лица на своем месте" (социальный порядок). Эта мысль естественным образом приводит к рассмотрению вопроса о надлежащей организации работы и подбора персонала.
  • 11. Справедливость – сочетание правосудия (реализации принятых конвенций) и доброжелательности. Хотя руководству в любом случае пристало выглядеть в глазах подчиненных справедливым и благородным, каждый руководитель должен помнить и о дисциплине. Обретение должного баланса между справедливостью и дисциплиной требует от руководителя "немалого здравомыслия, опыта и добродушия".
  • 12. Стабильность состава персонала – имеет отношение к проблемам планирования кадров, совершенствования методов управления и текучести рабочей силы. Новым сотрудникам должен даваться специальный период для ознакомления с работой и привыкания к новой обстановке.
  • 13. Инициатива – способность составлять план и обеспечивать его выполнение. Будучи одним из "сильнейших стимулов, определяющих поведение человека", обеспечивает мотивацию и удовлетворенность работой.
  • 14. Корпоративный дух – созидание и поддержание определенной гармонии в организации. Файоль резко осуждает тех, кто придерживается принципа "разделяй и властвуй".

По мнению П. Харриота (Р. Herriot), сейчас в число принципов и ценностей, которые должны разделять и работники компании, и весь менеджмент, необходимо включить следующие:

  • принцип стремления к взаимному благу. Организация существует на благо ее сотрудников в той же степени (если не более того), в какой сотрудники – на благо организации. Представление об организации как прежде всего о социальной системе видится наиболее перспективным с позиции развития человеческого сообщества и каждого человека, с позиции понимания естественного стремления социума и личности к духовному совершенству;
  • развитие организации есть развитие ее работников. Если конкурентоспособность сотрудника улучшается, то это способствует усилению интеллектуального потенциала организации, а вследствие этого – преимущественного положения по отношению к конкурентам (улучшению перспектив развития организации, коллектива, работников);
  • принцип индивидуального подхода. Сотрудники организации различаются по карьерным перспективам и ожиданиям на разных стадиях своего развития, поэтому следует осуществлять постоянный мониторинг текущего состояния потенциала работников, их ожиданий и соотносить их с перспективами развития организации. Отсюда вытекает и принцип индивидуального подхода в вопросах стимулирования, и принцип необходимости творческого подхода к стимулированию, и принцип динамичности стимулов;
  • принцип постижения сути. Если руководство не сможет вникнуть в суть различий между работниками, признать их и вступить по этому поводу в переговоры, оно не сможет добиться сотрудничества;
  • принцип постоянного внимания к работникам. Самые ценные сотрудники организации со временем предпримут попытки перейти на работу в другую организацию или работать хуже, чем могут. Если вспомнить теорию жизненного цикла живых систем, а также наличие рынка труда и собственных планов развития у каждого работника, то это утверждение не вызовет сомнений, а значит, следует быть постоянно внимательным и по отношению к самым, казалось бы, "обласканным" работникам;
  • принцип неизменной уважительности. Перемены, которые отражаются на состоянии рынка труда (например, покупательский рынок труда в период экономического спада), могут привести к изменению баланса различных сил (в данном случае, баланса сил работника и работодателя). Тем не менее, эти колебания в силе позиций не должны влиять принципиальным образом на переговоры с сотрудниками об условиях их работы и развития;
  • принцип взаимопонимания. С другой стороны, организации также имеют потребности. Выживаемость – главная фундаментальная потребность для всех, и потребность выживания может оправдать слишком высокие ожидания сотрудников. В случае наличия противоречий между интересами отдельного работника и интересами коллектива необходима глубокая проработка проблемы, исследование альтернатив развития и открытое обсуждение ситуации;
  • принцип доверия. Переговоры о развитии могут проводиться только в том случае, если отдельный сотрудник и представитель руководства компании имеют возможность открыто говорить о том, чего они хотят добиться, и готовы пойти на компромисс, а лучше – на сотрудничество. Доверие является необходимым фактором сотрудничества;
  • принцип стимулирования. Определите потребности человека и постарайтесь организовать соответствующий стимул, связав его с нужным трудовым поведением.

Видео: элементы и принципы управления менеджмента
1. Зарождение принципов в управлении!
2. 14 важнейших принципов в менеджменте!
3. Подведем итог!

Принципы управления в менеджменте - фундамент успешного развития!

Многогранный термин «менеджмент» в современных реалиях все чаще рассматривается в значении «искусства управления». Ведь чтобы наилучшим образом обеспечивать развитие организации, менеджер должен обладать талантом, навыками, опытом, знаниями, быть в полном смысле слова профессионалом. Бесспорно, искусство управления – тяжелый труд. В чем же он заключается? Ответ очень прост: в грамотном использовании комплекса взаимосвязанных категорий, таких как принципы, функции, виды и методы управления.

Пожалуй, принципы управления в менеджменте – основополагающие ориентиры, на которые имеет смысл обращать внимание для постижения основ результативного администрирования.

Становление принципов управления!

В понятие «принцип управления» каждый вкладывает свой смысл. Кто-то характеризует его как убежденность поступать так, как говорит внутренний голос, а кто-то как точку зрения относительно чего-то. Манера себя держать, правило или установка, закон или истина также могут выступать как основа формирования принципов.

История управленческой мысли неотделима от истории человечества. Например, в период первобытного общества управление основывалось на социальных нормах. Иначе говоря, власть, как таковая, формировалась на основе авторитета, характера лидера и на его принуждении к повиновению. А с развитием человеческого общества, с учетом существенных изменений в людях и их ценностях, принципы управления понесли качественные модификации.

Первые значимые труды, посвященные организационным проблемам управления, вышли из-под пера Платона «Государство» и Аристотеля «Политика». Их античной философии было свойственно внедрение новаторских нововведений.

Фундаментальный вклад в развитие управления сделал философ эпохи Возрождения Н. Макиавелли со своим трактатом «Государь». Принципы флорентийского мыслителя сводятся к положениям относительно государственного устройства и особенностям управления вертикально-интегрированных организаций.

Родоначальник научной организации труда, американец Ф. Тейлор, в 1911 г. представил свои «Принципы научного менеджмента», им была сделана попытка применить науку для проектирования процесса управления.

Пожалуй, наиболее широко распространенной классификацией, считаются принципы управления в менеджменте французского теоретика и практика А. Файоля, изложенные в работе «Общее и промышленное управление» 1916 г. Рассмотрим детальнее.

Самые важные принципы в управлении!

  1. Дифференциация труда заключается в специализации видов трудовой деятельности. Это делается для того, чтобы повысить эффективность труда. Например, в каждой организации специалисты занимаются своим направлением: бренд-менеджер – продвижением бренда или имиджа компании; продакт-менеджер – созданием и продвижением конкретного товара; региональный менеджер – организацией бизнес-процессов развития филиала организации и так далее.
  2. Влияние=ответственность – два тесносвязанных понятия, которые предполагают передачу полномочий работникам для выполнения конкретных задач, и принятие ответственности за их выполнение. Этот принцип раскрывает сущность менеджмента: распределение обязанностей для выполнения их другими людьми.
  3. Трудовая дисциплина иначе правила поведения, которые основываются на социальных нормах. Поддержание порядка в коллективе возможно благодаря использованию метода «кнута и пряника».
  4. Служебная субординация предполагает единство действий и взаимоотношений в системе «руководитель – подчиненный». Для того чтобы избежать недопонимания или несогласованности в виду двоевластия, каждый работник должен получать ЦУ лишь от одного руководителя.
  5. Единство руководства=единство действий – такой принцип предполагает слаженную работу коллектива по индивидуальному плану руководителя.
  6. Преобладание интересов организации над частными интересами каждого сотрудника предприятия. Для того чтобы не возник конфликт интересов, управленец обязан уметь их согласовывать.
  7. Достойное вознаграждение по результатам работы должно в полной мере соответствовать количеству и качеству приложенных усилий штата. Несоблюдение данного принципа приводит к таким последствиям как текучесть кадров, что, в свою очередь, отражается на производительности труда.
  8. Баланс власти предполагает грамотное сочетание централизации и децентрализации. Сравним функционирование компании с живым организмом. Нарушение деятельности какого-то внутреннего органа может повлечь за собой осложнения на другие органы. Так же и в организации, неправильная работа отделов отражается на процветании и конкурентоспособности компании. В таком случае, для эффективного ведения бизнеса стоит найти свою оптимальную модель.
  9. Иерархия уровней управления предполагает постоянную связь между звеньями управления всех уровней. Для того чтобы руководитель мог выполнять функцию контроля, ему нужно делегировать часть полномочий. Тем не менее, всегда нужно помнить, что слишком иерархичная структура коммуникации может нанести вред организации.
  10. Порядок или другими словами, всему свое место и все на своем месте.
  11. Справедливость выражает отношение руководителя к своим подчиненным. Он стимулирует людей работать лучше, объективно вознаграждая коллектив за достижения.
  12. Устойчивость персонала – результат успешного менеджмента. Следует всегда быть лояльным по отношению к своим рабочим.
  13. Личная инициатива должна поощряться, а вовсе не ограничиваться. Более того, руководитель обязан стимулировать сотрудников к проявлению инициативы.
  14. Корпоративный дух содействует гармонии в организации. Единая команда – залог успеха Вашего предприятия.

Стоит отметить, что единого подхода к классификации принципов не выработано. В силу того, что управленческие принципы не содержат обязательных положений, они могут рассматриваться в качестве рекомендаций.

Заключение

Принципы управления в менеджменте – не абстрактные установки. Принятие и осуществление решений, структура управления в организации, а также характер отношений в коллективе, на все это оказывают влияние принципы.

Современному управленцу вовсе не обязательно полностью следовать принципам, например, А. Файоля, сформулированным в XX в. Несомненно, общие принципы действительны для всех, поскольку с природой не поспоришь. А что качается частных, руководитель должен самостоятельно их вырабатывать, основываясь на понимании сложившихся традиций и культуры. Об этом следует помнить!

С уважением проект Анатомия Бизнеса

Для эффективного управления недостаточно знания существенных связей и экономических законов. Организация управления предполагает разработку взаимосвязанных методов и приемов, посредством которых осуществляется управление экономикой на любом уровне. Этот механизм основывается на принципах управления.

Принципы управления - это устойчивые связи и зависимости, регулирующие действия людей, направленные на осуществление целей экономической системы. Принципы менеджмента позволяют лучше понять логическую связь возникающих в системе явлений и ситуаций, правильно определить цели действий и выбрать конкретные решения, направленные на эффективную реализацию функций управления. Все аспекты управленческой деятельности связаны с реализацией принципов менеджмента, образующих фундамент построения и функционирования управляющих систем.

Сформулированы принципы менеджмента одним из основателей классической административной школы управления А. Файолем, и касались они трех направлений, которые, по мнению сторонников административной школы, являются основными:

Принцип разделения труда заключается в специализации работ, необходимой для эффективного использования рабочей силы. Использование этого принципа позволяет сократить число целей, на которые направляются внимание и усилия работающего и, следовательно, повысить отдачу.

Важным принципом является единоначалие , т.е. каждый работник получает распоряжения и команды, а также и отчитывается только перед одним, непосредственным начальником.

Принцип централизации требует наличия в организации единого управленческого центра. Это позволяет поддерживать в организации естественный порядок. Принцип централизации вытекает из необходимости централизованного управления крупным производством. Наилучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией.

Децентрализация предполагает, что полномочия и власть распределяются пропорционально ответственности. При этом достаточно точно определяются функции отдельных подразделений аппарата управления и каждого работника.

Принцип полномочия и ответственности предполагает четкое определение и делегирование полномочий каждому работающему. Вместе с тем, каждый работник должен нести ответственность за выполнение работы в пределах его полномочий и компетенции.

Важным является принцип дисциплины , согласно которого рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством предприятия. К нарушителям дисциплины применяются различные, но справедливые санкции. Отсюда следующий принцип менеджмента - справедливость . Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи. Принцип скалярная цепь заключается в неразрывной цепи команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии управления - «цепь начальников». Действия всей системы управления, всей цепи начальников должны быть направлены на решение общей цели организации. Это требует выполнения принципа единства действий, т .е. все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану.

Исключительное значение для деятельности системы управления имеет принцип подчиненности личных интересов интересам организации. То есть, интересы организации имеют преимущество перед интересами индивидуумов. При этом необходимо помнить, что действиями людей всегда движут материальные и духовные потребности, причем приоритет имеют экономические интересы. При управлении надо стремиться учитывать личные интересы и направлять действия работников на достижение интересов организации. Работники должны получать справедливое вознаграждение за свой труд. Отсюда необходимость использования принципа вознаграждения персонала . Таким образом в процессе управления достигается гармония интересов персона­ла и организации и обеспечивается единство усилий.

Этот принцип введен А. Файолем, который отмечал, что в единении сила, был назван корпоративным духом.

Вместе с тем важным является действие принципа инициа тивы - т.е., поощрения работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ.

Немаловажным условием эффективной менеджерской деятельности является использование принципа стабильности персонала. Содержание этого принципа заключается в установке работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, т.к. высокая текучесть снижает эффективность.

Под принципом порядок сторонники административной школы понимали необходимость рабочего места для каждого работника и требования того, чтобы каждый работник был на своем рабочем месте.

Следует отметить, что принципы управления отличаются стабильностью, однако это не значит, что они неизменны в своих проявлениях.

Экономика проходит в своем развитии этапы, характеризующиеся определенными масштабами и структурой, техническим уровнем и формами организации производства, качеством подготовки и мерой обеспеченности аппарата управления кадрами, требованиями к менеджерам. Таким образом, происходят изменения как в объектах, так и в субъектах управления, а вместе с тем изменяются условия, в которых используются принципы управления. Поэтому на различных отдельных этапах развития экономики какие-то аспекты этих принципов управления становятся менее актуальными, но зато на первый план выступают другие.

В 90-е годы с изменением экономических аспектов, а следовательно и подходов к управлению, изменилась и задача менеджера. Важной основой принципов менеджмента на современном этапе является учет не только внутренних факторов, но и многочисленных разносторонних внешних воздействий и необходимость выделения наиболее существенных в данной ситуации факторов и методов воздействия. Таким образом, важными становятся принципы своевременной реакции на изменения в окружающей среде и ответственности за принимаемые решения как обязательное условие современного менеджмента.

В новых принципах управления главное внимание обращено на человеческий (социальный) аспект управления. Менеджмент направлен на развитие у людей способности к совместным дей ствиям , на повышение эффективности их деятельности, на создание в организации атмосферы , способствующей раскрытию способностей работающих. Менеджмент формирует коммуникации между людьми и определяет индивидуальный вклад каждого работника в общий результат. Большое внимание уделяется методам работы с людьми, лояльности к работающим, созда нию условий , обеспечивающих удовлетворенность работой.

Без использования современных, ориентированных на личность методов и принципов управления невозможно решить многие важные проблемы.

Важными принципами современного менеджмента являются: этика бизнеса и видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть. Внезапные изменения во внешней среде, в технологиях, в конкуренции и рынках, являющиеся реальностью современной экономики, требуют новых приемов менеджмента, более приспособленных к выявлению новых проблем и выработке новых решений, чем к контролю уже принятых.

Большое значение имеет качество личной работы менеджера и ее постоянное совершенствование. Умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т.п. - важный принцип управления в условиях рыночной экономики.

Поскольку принципы образуют фундамент построения и функционирования управляющих систем и методов, то естественно, что все без исключения аспекты менеджерской деятельности связаны с реализацией всех этих принципов.

При непрерывном развитии экономики и постоянном изменении условий функционирования каждой хозяйствующей единицы требуется известная гибкость, необходимая для того, чтобы использовать принципы управления с учетом особенностей объективно сложившейся ситуации.

Эффективное функционирование социального образования зависит от известного числа условий, которые чаще называют принципами. В административном начале нет ничего негибкого и абсолютного, все в нем – вопрос меры. Почти никогда не приходится принимать один и тот же принцип в тождественных условиях: надо учитывать различные и меняющиеся обстоятельства, различие и смену людей и много других переменных элементов.

Стало быть, принципы должны быть гибки и применимы при всяких запросах. Надо уметь ими оперировать. Это трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры.

Чувство меры как производное такта и опыта – одно из важнейших качеств администратора.

Число принципов управления неограниченно. Всякое правило, всякое административное средство, укрепляющее социальное образование, занимает свое место среди принципов, во всяком случае, на все то время, пока опыт утверждает его в этом высоком звании. Изменение положения вещей может повлечь за собой изменение правил, вызванных к жизни этим положением.

Рассмотрим некоторые из принципов, наиболее часто находящих применение в теории и практике управления.

1. Разделение труда. Разделение – естественное явление. Мы наблюдаем его в животном мире: чем совершеннее организм животного, тем больше у него органов, выполняющих различные функции; мы наблюдаем его в человеческих обществах: чем важнее социальное образование, тем теснее в нем связь органов с определенными функциями.

Цель разделения труда – в повышении количества и качества производства при равной затрате усилий.

Администратор, постоянно руководящий одними и теми же делами, как и рабочий, постоянно изготавливающий одну и ту же деталь, приобретает сноровку, уверенность, точность, увеличивающих эффективность труда. Всякая перемена занятия влечет за собой снижение эффективности производства.

Разделение труда позволяет сокращать число объектов, на которые должно быть направлено внимание и действие. Общепризнано, что это – лучшее средство использования индивидов и коллективов.

Разделение труда приложимо ко всем без исключения работам, требующим более или менее значительного числа работников с разнообразными данными. Результатом его является специализация функции и разделение власти.

Хотя выгоды разделения труда общепризнанны, и трудно себе представить, например, возможности прогресса без специального труда ученых, художников, педагогов и т.д., все же разделение труда имеет свои пределы.

2. Власть – ответственность. Власть – есть право отдавать распоряжения, и сила, принуждающая им подчиняться.

В начальнике различают авторитет власти на основе устава и личный авторитет, основанный на уме, знаниях, опыте, нравственной силе, заслугах и т.д. В хорошем начальнике личный авторитет является необходимым дополнением к власти, принадлежащей ему по уставу.

Власть немыслима без ответственности, т.е. без санкции – награды или кары, сопровождающей ее действие. Ответственность есть венец власти, ее естественное следствие, необходимый придаток. Всюду, где действует власть, возникает и ответственность.

Санкция актов власти принадлежит к числу существенных условий хорошего управления. Обычно нелегко удается ее осуществить; сначала необходимо установить степень ответственности, затем градацию санкции.

Мужественное принятие и осознание ответственности вызывает уважение других; это – род мужества, всюду очень ценимый.

К сожалению, довольно часто ответственность настолько же не любят, насколько ищут власть. Боязнь ответственности парализует много начинаний и сводит на нет множество качеств. Хороший начальник должен распространять вокруг себя мужество ответственности. Лучшая гарантия против злоупотребления властью и послабления со стороны начальника – его личные достоинства, и в особенности – его высокий моральный облик.

3. Дисциплина, по существу, означает повиновение, усердие, деятельность, манеру держать себя, внешние знаки уважения, проявляемые соответственно установленному между организацией и ее служащими соглашению. Подвергалось ли это соглашение свободному обсуждению или возникло без предварительной дискуссии; принято ли молчаливо; вытекает ли оно из воли сторон или законов и обычаев – оно фиксирует степень дисциплины.

Общественное сознание убеждено, что дисциплина абсолютно необходима для хорошего хода дела, что ни одна организация не могла бы преуспевать без нее. Состояние дисциплины практически в любом социальном образовании существенно зависит от достоинства его руководителей. В этой связи нельзя не согласиться с афоризмом: «Дисциплина – это то, во что ее превращают начальники».

Когда дисциплина оказывается невысокой, или когда взаимоотношения между начальниками и подчиненными оставляют желать лучшего, не следует ограничиваться сваливанием вины на состояние коллектива; гораздо чаще причиной является бездарность начальников.

Интересы организации не позволяют пренебрегать известными санкциями против актов нарушения дисциплины, дабы помешать им или сделать более редкими их рецидивы. Опыт и такт начальника выявляются в выборе характера и степени применяемых им санкций: предупреждение, понижение по службе, увольнение и т.д. Надо считаться с индивидуальностью и средой. Дисциплина обязательна как для самых крупных начальников, так и для самых скромных служащих.

4. Единство распорядительства означает, что служащему может давать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник.

С момента, когда два начальника отдают свои распоряжения одному и тому же служащему или одному и тому же отделу, «недомогание» налицо. Если причина не будет устранена, тревога растет, болезнь становится явственной, как в живом организме, угнетаемом внедренным в него вирусом. При этом наблюдаются следующие последствия: либо дуализм прекращается вследствие исчезновения или устранения одного из начальников и социальное здоровье восстанавливается, либо организм продолжает гибнуть.

Ни в одном из случаев не бывает приспособления социального организма к дуализму распорядительства.

А между тем, дуализм распорядительства – чрезвычайно частое явление; он производит опустошение во всех организациях, больших и малых, в семье и в государстве. К сожалению, дуализм распорядительства внедряется в социальный организм под всякими благовидными предлогами. Например, в надежде быть лучше понятым, или выиграть время, или чтобы приостановить нечто, вышестоящий начальник отдает распоряжения непосредственно служащему, минуя непосредственного начальника, задание которого он выполнял. Если подобное явление повторяется, налицо дуализм распорядительства со всеми его последствиями: смятением, обидой, недовольством у оставленного в стороне начальника, перебоями в работе и т.д.

При возникновении дуализма в управлении сначала появляется стесненность отношений, затем некоторое взаимное раздражение и даже, если дуализм остается, – вражда.

Дуализм распорядительства – вещь недопустимая. Во всех человеческих ассоциациях – в образовании, науке, промышленности, армии, в семье, в государстве – дуализм распорядительства часто является источником тяжелых конфликтов, на которые должны обратить внимание руководители всех уровней.

5. Единство руководства. Можно выразить так: один руководитель и одна программа совокупных операций, преследующих одну и ту же цель. Это необходимое условие единства действия, координации сил, сложения усилий. Тело с двумя головами в социальном мире, как и в животном, – чудовище. Ему тяжело жить.

Не следует смешивать единство руководства (один начальник, одна программа) с единством распорядительства (служащий получает распоряжения только от одного начальника). Единство руководства обеспечивается хорошей конструкцией социального образования; единство же распорядительства зависит от надлежащего функционирования состава всего персонала.

6. Подчинение частных интересов общим. Принцип предполагает, что в организации интересы служащего или группы служащих не должны ставиться выше интересов организации. Интересы семьи должны преобладать над интересами отдельных ее членов и т.д.

Казалось бы, подобное правило не нуждается в напоминаниях. Но невежество, честолюбие, эгоизм и прочие людские слабости и страсти толкают людей к пренебрежению общими интересами в угоду частным. И это питает вечную борьбу.

Лицом к лицу здесь стоят две категории интересов различного порядка, но одинаково заслуживающих признания; необходимо постараться их согласовать. Это одна из крупных трудностей управления.

7. Централизация есть явление естественного порядка и состоит в том, что во всяком животном или социальном организме восприятия сходятся в одном центре – в мозгу или в дирекции, и из мозга или дирекции исходят приказы, приводящие в движение все части организма (или организации).

Централизация не является системой управления, хорошей или плохой сама по себе; она может быть принята или отвергнута в зависимости от тенденций у руководителей и от обстоятельств, но в большей или меньшей степени она существует всегда. Вопрос о централизации или децентрализации – вопрос меры. Дело сводится к нахождению степени централизации, наиболее благоприятной для организации.

От свойств руководителя, его достоинств, профессиональных и личностных качеств подчиненных, а также от условий организации зависит та доля инициативы, которая может быть предоставлена посредствующим звеньям. Степень централизации должна видоизменяться сообразно обстоятельствам. Но основной целью при этом всегда остается возможно лучшее использование способностей всего персонала. Если высокие качества руководителя, его ум, опыт, быстрота ориентировки позволяют ему широко развить свою активность, он может провести жесткую централизацию и оставить своим помощникам роль простых исполнителей. Если же, наоборот, сохраняя за собой привилегию давать общие директивы, он предпочитает больше опираться на опыт, мнение и советы своих сотрудников – возможна широкая децентрализация.

Вопрос централизации и децентрализации следует решать сообразно обстоятельствам с наивыгоднейшим учетом всех факторов. При этом он возникает не только перед высшими органами управления, но и перед руководящим персоналом разных уровней. Каждый из руководителей любого уровня без всякого исключения может в известной мере расширять и ограничивать инициативу своих подчиненных.

Проблема централизации и децентрализации решается определением меры, дающей наилучшую общую производительность. При этом в пользу децентрализации бывают аргументы, которые свидетельствуют о важности роли подчиненных; в пользу централизации – все те, которые подтверждают ее незначительность.

8. Иерархия есть ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими.

Иерархическая колея – это тот путь, по которому, проходя все ступени, следуют бумаги от высших руководителей или адресуемые им. Этот путь диктуется одновременно необходимостью обеспеченности передачи и единства распорядительства. Но он не всегда оперативный, иногда даже гибельно длителен, если очень крупная организация напоминает государство.

Между тем существует много операций, успех которых заключается в быстром исполнении; значит, надо уметь совместить уважение к иерархической колее с обязательством быстро доходить до цели.

Это достигается следующим образом. Допустим, что необходимо установить связь между отделом Е и отделом П в организации, в которой иерархия может быть изображена двойной лестницей Ж – А – Р.

Рис. Иерархическая колея

Следуя по иерархической колее, надо было бы подняться от Е до А, затем спуститься от А до П, останавливаясь на каждой ступени, затем вновь подняться от П до А и спуститься от А до Е, чтобы вернуться к отправному пункту.

Очевидно, гораздо проще и быстрее пройти прямо из Е в П, пользуясь мостком Е – П. Чаще всего так и поступают.

Иерархический принцип будет соблюден, если начальствующие лица Д и О уполномочат своих непосредственных подчиненных Е и П вступить в непосредственные взаимоотношения. Положение будет вполне урегулировано, если Е и П будут непосредственно осведомлять своих начальников о том, что они сделали по общему согласию.

Поскольку действия Е и П остаются согласованными и одобряются их непосредственным начальством, постольку их прямые взаимоотношения могут продолжаться; с момента же, когда согласованность нарушается или действия не одобряются начальством, прекращаются и эти взаимодействия и вновь устанавливаются по иерархической колее.

Таково фактическое положение в большинстве случаев. Оно допускает известную степень инициативы на всех ступенях лестницы.

Применение мостка – просто, быстро, верно; оно позволяет, например, двум отделам Е и П разрешить одним заседанием в несколько часов такой вопрос, который при иерархической колее пройдет двадцать этапов, обеспокоит многих людей, заставит потерять недели или месяцы, для того чтобы прийти в конце концов к решению, в общем, менее удачному, чем то, которое можно было получить, поставив в непосредственное соприкосновение Е и П.

Обычно думают, что главной причиной такой порочной практики является боязнь ответственности. Скорее можно полагать, что это результат недостаточной административной установки руководителей.

Если бы глава А требовал от своих сотрудников Б и Л применения в нужных случаях мостка и рекомендовал им требовать того же от их подчиненных В и М и т.д., то соответственные навыки и мужественное принятие на себя ответственности появлялись бы одновременно с развитием практики кратчайших путей.

Ошибкой является уклонение без нужды от иерархической колеи; но гораздо большая ошибка – следование ей, когда это может грозить опасностью для организации. Иногда обстоятельства складываются очень неблагоприятно. И если служащему приходится, не имея возможности узнать мнение руководителя организации, самому делать выбор между двумя процессами, у него должно быть достаточно мужества и чувства независимости, чтобы выбрать тот, который диктуется общими интересами. Для подобного умонастроения нужна заблаговременная подготовленность и личный пример руководителя. Примером должен служить верхний этаж управления.

9. Порядок. Общеизвестна формула материального порядка: определенное место для всякой вещи и всякая вещь на своем месте. Форма социального порядка такова же: определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте.

Результатом материального порядка должно быть уменьшение потерь материала и времени. Для того чтобы цель была полностью достигнута, необходимо не только чтобы вещи находились на своем месте и были хорошо уложены, но чтобы и самый выбор места в возможно большей степени облегчал все операции. Если последнее условие не выполнено – порядок лишь кажущийся, внешний.

Кажущийся порядок может прикрывать действительный беспорядок. Например, если в один и тот же штабель уложены четыре или пять сортов стали, предназначенных для различных изделий, возникают бесполезные движения, потеря времени, возможность ошибок и т.д. – вещи не были на своих местах.

Наоборот, случается и так, что под видимым беспорядком скрывается действительный порядок. Бывает, например, когда, приняв за беспорядок разложенные на столе руководителем для какой-нибудь работы бумаги, его секретарь соберет их и уложит в правильные стопки по формату. Порядок-то этим и нарушен.

Совершенный социальный порядок требует, чтобы место было по работнику и работник по месту.

При таком понимании социального порядка предполагаются решенными две из наиболее трудных административных операций: хорошая организация и хороший подбор персонала. После того как определяются необходимые для хода организации штаты, на предусматриваемые ими посты приглашаются должностные лица, и каждый занимает тот пост, где он может принести наибольшую пользу. Таков совершенный социальный порядок.

10. Справедливость. Для того чтобы персонал организации относился к исполнению своих обязанностей ответственно, надо относиться к нему благожелательно; справедливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием.

Справедливость не исключает ни энергичных действий, ни суровости. Она лишь при практическом ее осуществлении нуждается в здравом смысле, большом опыте и доброте.

Требование справедливости и равенства – это такие запросы, с которыми важно уметь считаться, общаясь с персоналом. Надо, чтобы эти запросы как можно больше удовлетворялись, и при этом не нарушались никакие принципы реализации общего интереса. Справедливое отношение к подчиненным должно преобладать на всех ступенях иерархии.

11. Инициатива. Создать план и обеспечить его успех – вот что может дать одно из важнейших удовлетворений человеку; в то же время это и большой стимул к деятельности.

Инициатива – возможность создания и осуществления плана. Свобода предложения и осуществления точно так же относится к категории инициативы. Инициатива всех, присоединенная к инициативе руководства и по необходимости ее дополняющая, – большая сила для организации. Это бывает особенно заметно в трудные моменты.

Необходимо, чтобы руководство умело жертвовать своим самолюбием, поощряя инициативы своих подчиненных.

При прочих равных условиях руководитель, умеющий поддержать инициативу своего персонала, существенно превосходит руководителя, не умеющего это делать.

12. Постоянство состава персонала. Служащему нужно определенное время, чтобы освоиться с новой функцией и научиться ее успешно выполнять, если, конечно, он обладает необходимыми для этого качествами. Если подобные перемещения производятся часто, функция никогда не будет хорошо выполняться. Печальные последствия подобной неустойчивости состава особенно опасны для организации, где освоение всего дела отнимает обычно у руководителей немало времени. Нередко приходится наблюдать, насколько предпочтительнее бывает руководитель со средними способностями, но долгое время занимающийся одним и тем же делом, чем руководитель, хотя и с большими способностями, но с тенденцией к частой перемене мест.

Как правило, руководящий состав успешно развивающихся учреждений устойчив, неудачных – неустойчив.

Текучесть состава является одновременно причиной и следствием плохого состояния дел. Тем не менее, смены тут неизбежны: возраст, болезни, отставки и т.д. Некоторые служащие теряют способность выполнять свои функции, другие же оказываются неспособными брать на себя более ответственную работу.

Таким образом, принцип нетекучести состава организации имеет свою меру.

13. Единение персонала. Гармония, единение персонала – большая сила организации. В стремлении ее достичь помогут многие пригодные для этого средства. Особо отметим принцип, который надо соблюдать, он называется единством распорядительства. Опасности же кроются в дурном толковании принципа «разделяй и властвуй» и злоупотреблении письменной формой общения.

Разъединять враждебные силы, для того чтобы их ослабить, – дело искусное, но не суметь сплотить коллектив организации – тяжелая ошибка.

Является ли эта ошибка результатом слабой административной «установки», недостаточного понимания положения вещей, эгоизма, жертвующего общими интересами в угоду личным, – она всегда заслуживает осуждения, потому что наносит вред организации.

Руководитель должен координировать усилия подчиненных, стимулировать их усердие, использовать способности всех и вознаграждать заслуги каждого, не возбуждая ничьих ревнивых подозрений и не нарушая гармонии отношений.

Выяснение деловых вопросов или отдача распоряжений путем переписки часто порождает конфликты и недоразумения, которые легко можно рассеять в устной беседе. Отсюда следует, что всегда, когда только это возможно, производственные отношения должны быть устными. Устные распоряжения, как правило, скорее попадают адресату, позволяют растолковать непонятное, активизировать обстановку.

14. Научная обоснованность управления. Основное содержание этого принципа заключается в требовании осуществления управленческих действий на основе всестороннего учета ресурсов соответствующих организаций и достигнутого уровня развития с применением научных методов и подходов. Научная обоснованность управления несовместима с авантюризмом, игнорированием реальных условий, накопленного опыта. Научная обоснованность управления означает не только использование науки при выработке решения, но и глубокое изучение практического опыта, всестороннее изучение имеющихся резервов.

Принцип научности содержит требование объективности и реальности управленческих решений. Наряду с этим он требует обеспечения конкретности, управления. Конкретность управленческих решений означает не узость, а всесторонность и глубину подходов при выработке управленческих решений. Научный подход требует научной добросовестности. В основе решений нужно всегда иметь объективный анализ действительности, базирующийся на изучении фактов, опыта, а не способность принимать желаемое за действительное.

Принцип научной обоснованности управления неразрывно связан с требованием опережающего развития теории по отношению к практике.

Принцип научной обоснованности требует перспективного подхода к решению стоящих задач. Работа с перспективой означает не какой-либо особый дар предвидения или прозорливости, а стремление правильно оценить и своевременно учитывать назревшие потребности и тенденции общественного развития в методах управления.

Принцип научности проявляется в стремлении к оптимальности управления. Сущность этого требования состоит в том, чтобы обеспечивать решения поставленных задач в возможно более короткие сроки и при наименьших затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Принцип научной обоснованности управления предполагает регулярную работу в области научной организации труда и систематического совершенствования систем управления. Принцип научности требует соответствующего подхода к подготовке руководителей, их обучению, воспитанию. Естественно, перечень принципов управления можно продолжить, т.е. он остается открытым.

При этом важно понимать, что все принципы должны рассматриваться как единая взаимосвязанная система. Любой принцип нельзя правильно понять и эффективно использовать, если взять его изолированно, вне связи со всей системой принципов управления. Лишь в совокупности, в единстве они дают правильное представление об основах управления.

Наука управления имеет в своей основе ряд принципов. Понятие принцип (лат principium –основа, начало) чаще всего используется в двух значениях: 1) основное, исходное положение какой либо теории, учения; основное правило деятельности; 2) внутренне убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения.

Принципы управления – это правила, которыми руководствуются или должны руководствоваться субъекты управления в определенных условиях социально-экономического развития. Они определяют требования к системе, процессу и механизму управления. С развитием общества изменяются и принципы управления.

В научной и учебной литературе нет единой классификации принципов управления. Для изучения и совершенствования системы управления важное значение имеют принципы управления, сформулированные А. Файолем. К ним относятся:

1. Разделение труда. Это необходимо для выполнения большей по объему и лучшей по качеству работы.

2. Полномочия и ответственность. Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы.

3. Дисциплина. Она предполагает соблюдение достигнутых между работниками и руководством соглашений. Нарушение достигнутых соглашений ведет к санкциям.

4. Единоначалие. Получение приказа и отчет только перед одним непосредственным начальником.

5. Единство действий. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами фирмы или организации большего масштаба.

7. Вознаграждение. Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свой труд.

8. Централизация. Достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией (сосредоточением управления в одном месте, в одних руках) и децентрализацией (передачей прав, функций и ответственности с верхних уровней управления на нижние).

9. Скалярная цепь. Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии как непрерывная цепь команд ("цепь начальников").

10. Порядок. Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте.

11. Справедливость. Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи.

12. Стабильность персонала. Установка работников на лояльность организации и долгосрочную службу. Высокая текучесть кадров снижает эффективность работы организации. При этом следует учитывать, что посредственный работник, как правило, держится за место, в то время как талантливый - нередко склонен к перемене мест работы.

13. Инициатива. Поощрение работающих к выработке независимых суждений и действий в границах их полномочий и работ.

14. Корпоративный дух. Гармония интересов персонала и организации ("в единении - сила").

При этом А. Файоль считал, что число принципов управления не ограниченно.

Большое внимание разработке принципов управления уделялось в СССР. Среди них в первую очередь выделялись следующие принципы: демократического централизма, единоначалия и коллегиальности, единства политического и хозяйственного руководства, сочетания отраслевого и территориального управления, планового ведения хозяйства, материального и морального стимулирования, научности управления и др.

Заслуживает внимания подход В. И. Кнорринга к пониманию сути принципов управления. На его взгляд, принципы управления универсальны, т. е. применимы для воздействия на личность и для оптимального управления любым социумом – официальным (производственным, служебным, гражданским, общественным) или неофициальным (семейным, дружеским, бытовым). В. И. Кнорринг выделяет следующие принципы управления:

1. Принцип правовой защищенности управленческого решения. Этот принцип требует от руководителя знания действующего законодательства и принятия управленческих решений только с учетом соответствия их действующим нормативно-правовым актам.

2. Принцип оптимизации управления. Оптимизация управления повышает эффективность управляемой системы.

3. Принцип делегирования полномочий. Передача руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам.

4. Принцип соответствия. Выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя.

5. Принцип автоматического замещения отсутствующего. Замещение отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка) должно решаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций и регулироваться формально.

6. Принцип первого руководителя. При организации выполнения важного задания контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем.

7. Принцип одноразового ввода информации. Один раз введенная в память компьютера информация может неоднократно использоваться для решения целого комплекса информационно связанных задач.

8. Принцип новых задач. Применение современных систем математического программирования и технических средств обработки информации позволяет решать и накапливать принципиально новые производственные и научные задачи.

9. Принцип повышения квалификации. Данный принцип требует обязательного повышения квалификации всех сотрудников, независимо от занимаемой должности.

10. Принцип "монтера Мечникова". Любое управленческое решение должно быть обеспечено документально (включая при необходимости и финансовые документы) или материально.

11. Принцип цели. Каждое действие должно иметь ясную и определенную цель.

Принципы управления нельзя считать абсолютной истиной. Их следует рассматривать прежде всего как инструмент, позволяющий влиять на сложный мир взаимоотношений между людьми. Принципы управления подсказывают субъекту управления как разумнее воздействовать на управляемую систему в конкретной ситуации и какую реакцию, скорее всего, следует ожидать на управляющее воздействие. Но следует также помнить и то, что управленческие отношения сложнее самих правильных принципов и требуют творческого начала от субъектов управления.

Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления.

Таким образом, принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов -- это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.

Классификация принципов управления

В литературе нет единого подхода к классификации принципов управления, нет единства мнений по поводу содержания основных принципов управления. Некоторые из провозглашаемых принципов, по существу, являются правилами поведения руководителей или органов управления, некоторые вытекают из основных принципов, то есть являются производными.

Принципы управления весьма разнообразны. Классификация принципов должна основываться на отражении каждым из выделенных принципов различных сторон отношений управления. Принципы должны соответствовать как частичным, так и общей цели повышения эффективности производства, социально-экономического развития. Принципы управления служат не только построению умозрительных схем. Они достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру органов управления, принятие и реализацию управленческих решений.

К числу основных принципов управления могут быть отнесены:

  • 1) научность;
  • 2) системность и комплексность;
  • 3) единоначалие и коллегиальность;
  • 4) демократический централизм;
  • 5) сочетание отраслевого и территориального подхода в управлении.

Принцип научности

Этот принцип требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях. Как всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противоречивостью, поскольку

Внутренняя противоречивость образует внутреннюю логику, создает внутренний импульс развития. Одно из противоречий принципа научности -- противоречие теории и практики. Оно требует использования агрессивных научных идей (итогов научного познания -- от явления к сущности, от сущности первого рода, менее глубокой, к сущности второго рода, более глубокой, и т. д., бесконечно). Однако необходимость организации процесса управления в конкретных условиях, для решения конкретных задач требует ограничения во времени процесса познания. Это противоречие разрешается путем активного исследования научных проблем управления многоцелевыми, комплексными коллективами, максимального использования средств вычислительной техники. Другое важное противоречие принципа научности -- единство и противоречие объективного и субъективного. Это противоречие имеет универсальный характер и относится также ко всем другим принципам управления. Объективное в принципе научности вытекает из объективной природы законов управления, на которых базируются принципы управления. Субъективное в реализации принципов управления неизбежно, поскольку принципы управления реализуются только через сознание, волю и устремления человека. Таким образом, реализованный принцип неизбежно субъективирован. Отклонение процесса познания от объективной логики (субъективизм) возникает и проявляется в тем большей степени, чем больше сознание руководителей отходит от объективной логики развития природы, общества и мышления. Чем выше уровень общей культуры и профессионализма руководителя, тем меньше возможностей проявления субъективизма. Необходимость соблюдения принципа научности в управлении требует привлечения всего спектра современных знаний, их тщательного синтеза, и прежде всего, комплекса наук о человеке. При этом необходимо применять и передовые методы системного анализа в области экономических наук, философии, психологии, этики, эстетики, технических и технологических наук экологии и в других областях.

Принцип системности и комплексности

Этот принцип требует одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. Системность означает необходимость использования элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств. Например, это может быть учет всех особенностей структуры управляемого коллектива: возрастных, этнических, конфессиональных, профессиональных, общекультурных и т. д. Таким образом, системность означает попытки структурировать проблемы и решения по вертикали, комплексность -- развернуть их по горизонтали. Поэтом системность более тяготеет к вертикальным, субординационным связям, а комплексность -- к горизонтальным, координационным связям. Способности руководителей при этом могут существенно различаться, поскольку при этом предъявляются несколько различные требования к складу мышления, его аналитико-синтетическим функциям.

Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений

Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально (коллективно) решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя фирмы (совета директоров, акционеров и т. д.). Для каждого должностного лица устанавливается точная ответственность за выполнение определенных и точно очерченных работ. Так, в фирме вице-президенты по науке, производству, маркетингу и другим направлениям несут полную ответственность за соответствующий сектор деятельности фирмы. Проблема заключается в том, что перед любой фирмой могут возникать качественно новые задачи, решение которых не предусмотрено регламентацией. В этом случае не только руководитель должен определить, кому может быть адресовано решение тех или иных задач и выполнение тех или иных работ, но и подчиненные проявить разумную инициативу.

Принцип демократического централизма

Этот принцип является одним из важнейших и означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении. На уровне государства это соотношение между центром и регионами, на уровне предприятия -- соотношение прав и ответственности между руководителем и коллективом. Противоречивость принципа демократического централизма следует рассматривать как существование, развитие, взаимопереход полярных противоположностей демократии и централизма. При недостаточно благоприятных социально-экономических условиях и жесткости управления преобладая централизм. Он необходим в чрезвычайных условиях (ведение военных действий, экономический или политический кризис, этническая напряженность, нарушение норм морали и этики руководителями государства). Демократизм в управлении тем выше, чем выше уровень квалификации работников, чем более творчески является содержание труда, чем более стабильным и эволюционным является развитие общества. Наиболее предпочтительным в управлении социально-экономической системой является равновесие между централизмом и демократией. Однако на практике зачастую одно преобладает над другим. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов -- предприятий, банков, бирж принцип демократического централизма определяет не только степень самостоятельности отделений, филиалов, дочерних предприятий, но и степень их ответственности за выполняемые действия. Далее, принцип демократического централизма определяет степень самостоятельности и ответственности каждого должностного лица перед его руководителем. Таким образом, принцип демократического централизма по вертикали пронизывает все властные структуры управления.

Принцип единства отраслевого и территориального управления

Развитие общества тесно связано с прогрессом отраслевого и территориального управления. Отраслевое управление характеризует необходимость углубления специализаций, повышения концентрации производства. Территориальное же управление исходит из других целевых установок. Проблемы наиболее рационального размещения и развития производительных сил требуют учета требований экологии, эффективности использования рабочей силы занятости населения, развития социально-бытовой инфраструктуры, соответствия характера производства особенностям этнических групп, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. А это все -- региональные проблемы. Любой предприниматель должен сделать для себя соответствующие выводы, вытекающие из действия принципа единства отраслевого и территориального управления. Интересы фирмы, которую он представляет, должны быть тесно увязаны с интересами местных властей жителей региона, где он собирается проявлять свою деловую активность -- строить филиал предприятия, складировать и реализовывать продукцию и т. д. Местные власти и население должны быть его активными сонниками, зная, какие выгоды для региона последуют активной деятельности тех или иных фирм.