Большой мистраль. Россия получила «Мистраль» даром вместе с военными технологиями. «Мистраль» — корабль без Родины

В июне 2011 года, во время Петербургского экономического форума, в ряду других интересных событий произошло что-то вовсе уникальное. Впервые после Второй мировой войны представители России подписали с иностранной фирмой масштабный договор на поставку военной техники. Стало известно, что для нужд военно-морского флота закупаются огромные корабли, вертолетоносцы «Мистраль». Это событие стало настоящей сенсацией, до сих пор отечественные судостроительные предприятия как-то управлялись с заказами сами, без иностранной помощи, и научились делать такое, от чего время от времени у наших западных «друзей» начинали шевелиться волосы на голове, например подводные ракетоносцы. Откуда же возникло желание получить корабли именно такого типа?

Для чего создавался «Мистраль»

Мистраль - это средиземноморский ветер, довольно холодный, время от времени обдувающий избалованное и изнеженное мягким климатом южное побережье Франции. Его нельзя сравнить с пронзительными влажными морозными потоками арктического воздуха, к которым давно привыкли и Мурманска, но деликатным галльским носам он кажется верхом дискомфорта. Так же сильно, как и климат, различаются Франции и Российской федерации. Вертолетоносец типа «Мистраль» по своей сути является большим кораблем, практически лишенным самостоятельной системы противолодочной, противокорабельной и противовоздушной защиты, то есть способный действовать лишь в составе эскадры, окруженный эскортом.

С другой стороны, он отражает модную в последние десятилетия судостроительную концепцию, согласно которой, десанты высаживаются на чужие берега как бы «дистанционно». Происходит это следующим образом: большое судно подходит к враждебному государству на относительно безопасное расстояние в пятнадцать-двадцать миль, затем начинает грузить технику на специальные баржи-катера, а тем временем ударные и транспортные вертолеты со специально подготовленными солдатами вылетают вперед, захватывают плацдарм и обеспечивают отсутствие сопротивления во время всего процесса. Десантного судна с берега даже не видно, а небольшие транспорты приходят неожиданно, если, конечно, у стороны, подвергающейся вторжению, нет средств для загоризонтного обнаружения. Вот примерно тот сценарий, для которого предназначен тип «Мистраль». У этого корабля слишком большая осадка, близко он к берегу подойти не может. Поддержку наступающим войскам он тоже оказать не в состоянии, для этого у него нет достаточного количества пушек или ракет.

Характеристики корабля

Большая полетная палуба сразу бросается в глаза тому, кто взглянет на «Мистраль». Характеристики этого большого корабля впечатляют. Он имеет длину в 200 метров, водоизмещение в 22 тыс. т., правда, способен перемещаться по морю со скоростью лишь 18 узлов. Экипаж, включая пилотов, составляет примерно 170 членов команды. Помимо всего, чем отличается авианесущее судно, то есть палубы и подпалубных ангаров, у него имеются и другие особенности. Например, отсек для перевозки сорока современных танков. «Мистраль» - авианосец, но в первую очередь это десантный корабль.

Но танки мало привезти к побережью неприятельской страны, их нужно еще доставить на сушу и выгрузить на берег. Для этого предусмотрена целая технология. Это наши просто упираются носовой частью в пляж, открывают аппарели, и «вперед за родину!». Армии стран НАТО действуют иначе, намного хитроумнее. Но об этом чуть позже.

Авиакрыло комплектуется в зависимости от задач, которые предстоит решать в боевом походе. Вертолетов на палубе и в ангарах может разместиться от 16 до 32, в зависимости от соотношения противолодочных, ударных и транспортных летательных аппаратов разных геометрических размеров.

Важно и количество живой силы, которую судно берет на борт, - 450 морских пехотинцев. Это батальон.

Возможно и срочное переоборудование судна в плавучий госпиталь. Это может стать необходимым при решении гуманитарных задач или оказании медицинской помощи раненым бойцам в результате боевых действий.

И еще «Мистраль» - это корабль, предназначенный для дальних походов. Его автономный радиус действия - 20 тысяч километров. Это половина экватора. Если нужно наводить порядок в мятежных колониях, то он - то, что надо. А вот над вопросом о том, зачем России «Мистрали», надо еще голову поломать. Заморских территорий у нашей страны нет. Высаживать десанты где-нибудь в Австралии или Аргентине вроде бы никто не планирует, а если бы и возникло такое желание, то кораблей нужно было бы покупать не два, и даже не четыре… К тому же сам процесс высадки очень своеобразен.

Как происходит десантирование по-французски

Французский «Мистраль» стоит себе в сторонке, как уже говорилось, за двадцать от горячего берега, где непонятно что может происходить, и выпускает из своего чрева специальные баржи, на которых и стоит бронетехника. Для этой процедуры у него есть определенный док, в который поочередно заводят упомянутые транспортные средства, грузят на них танки и бронемашины, затем затопляют до уровня окружающего мирового океана, и только после этого они покидают родную плавучую базу. Процесс десантирования проходит степенно и долго, много часов. По нашему штатному расписанию четыре - это усиленный танковый батальон, состоящий из трех рот и командирской единицы, то есть совсем немного. Можно сказать уверенно, что если бы кто-то враждебный нам так попытался высадиться где-нибудь под Анапой, то комплекс береговой защиты «Бастион» пресек бы это быстро…

Вертолеты

У французов свои винтокрылые машины. Они по назначению делятся на классы, два из которых используются в качестве палубных. Многоцелевые NH-90 и ударные «Тигры» составляют примерно равные доли авиакрыла, под их размеры и рассчитаны подъемные устройства, обеспечивавшие перемещение техники на полетную палубу и обратно в трюм, где они укрываются от штормов, брызг морской воды и проходят профилактическое обслуживание. Всего лифтов два с грузоподъемностью в 13 тонн, один на корме, другой рядом с рубкой.

Основными палубными вертолетами у нас служат противолодочные Ка-27М и Ка-226, но для осуществления ударов по наземным или морским целям необходим и «Аллигатор» Ка-52. Размеры этих машин отличаются от французских аналогов, притом в большую сторону. «Мистрали» для ВМФ России строились с учетом необходимых корректировок.

Детали договора

Французы торговались отчаянно. Российская сторона настаивала на строительстве трех из четырех запланированных вертолетоносцев на собственных верфях с использованием импортной технической документации. Сошлись на половине. Кроме того, кормовая часть изготовлялась на Балтийском заводе судостроения, что тоже удешевило проект. Следует особо отметить высокое качество работы отечественных корабелов и полную стыковку всех узлов при окончательной сборке в Сен-Назере.

Сразу было оговорено условие о том, что французская сторона установит на «Мистрали» для России часть высокотехнологичного навигационного оборудования, а под вооружения подготовит лишь установочные площадки и проложит кабельные коммуникации. Все ракетные и артиллерийские системы россияне поставят сами и свои.

Немаловажным фактором при подписании контракта могла стать возможность овладения новейшими технологиями кораблестроения, если, конечно, у французов есть чему поучиться. В основном они касаются методов сборки крупнотоннажных корпусов, хотя Балтзавод и Объединенная судостроительная корпорация тут же получили заказ на атомные ледоколы, не менее сложные, чем «Мистраль». Стоимость двух военных судов составила 1,2-1,5 миллиарда евро плюс 2,5 миллиарда рублей за работы, которые предстояло выполнить российским корабелам.

Системы вооружения и оповещения

Главный радиолокатор, устанавливаемый на «Мистрали» для России, которому предстоит быть их «глазами», - это французский «Талес». Особенности конструкции корпуса затрудняли установку отечественных аналогов.

Изначальная скудность оборонительных систем вызвала дополнительные требования военно-морского командования по дооснащению кораблей пятью ЗРК «Гибка», рассчитанных на использование «Игл» и пары шестиствольных скорострельных установок артиллерийского огня АК-630 калибра 30 мм для поражения низколетящих скоростных целей. Противокорабельная защита осуществляется комплексами сверхзвуковых крылатых ракет, способных «работать» и по береговым целям. Противолодочная оборона включает в себя все возможные аппаратные средства гидроакустического направления.

Детали дооснащения широко не разглашаются, но известно, что каждый российский «Мистраль» - корабль управления, а не только вертолетоносец и десантный транспорт, поэтому насыщенность информационной техникой бортового вычислительного комплекса также весьма серьезная.

Балансировка

Вертолетоносец типа «Мистраль» - корабль большой, крупнотоннажный и нуждается в балансировке, обеспечивающей его устойчивость в условиях сильных штормов. Три судна, состоящие на вооружении оборудованы автоматической системой норвежского производства «L3Marin», которая отвечает за равновесие. Намерение заменить ее на строящихся для России судах французским балансером, опробованным на куда более легких корветах и фрегатах, вызвало возражения у заказчика. К тому же у «Рособоронэкспорта» есть прямой интерес к этой системе, коль скоро контракт столь дорог. Навигационная безопасность российских вертолетоносцев слишком важна, чтобы на ней экономить.

Проблемы и решения

Возникли проблемы и с комплектованием корабля челночными транспортными средствами. Французские двухкорпусные катера-катамараны с самого начала были отвергнуты, а отечественные скоростные транспорты на воздушной подушке в грузовой отсек не помещались. Сошлись на том, что оптимальным решением станет все же приобретение отечественных танко-десантных катеров «Дюгонь» и «Серна», имеющих длину 45 и 26 метров соответственно.

Повышен и ледовый класс корпуса, так как подрядчик получил заказ исходя из возможных районов базирования новых кораблей. В отличие от их французских собратьев, их зона ответственности не исчерпывается тропическими водами, а в порту, к примеру, Петропавловска-Камчатского бывает очень морозно. Впрочем, и российское флотское командование в момент подписания договора не было уверено в том, где предстоит базироваться вертолетоносцам. Это решили позже.

Опыт эксплуатации вертолетоносцев

ВМФ СССР уже имел на вооружении крупные авианесущие противолодочные крейсера - «Ленинград» и «Москву». Вертолетное крыло этих боевых кораблей предназначалось для обнаружения субмарин вероятного противника. После морального устаревания и технического износа они были выведены из состава ВМФ, замена им не планировалась, так как в общем и целом они оказались не намного эффективнее, чем БПК меньшего водоизмещения и, соответственно, намного более дешевые как в производстве, так и в эксплуатации. Способствовал устареванию и низкий модификационный потенциал, что выражалось в невозможности переоборудования ангаров под современные вертолеты. Вообще, мировой опыт показывает, что на авианосцах экономить не стоит, их следует строить с запасом, с учетом возможности их дооснастки в процессе совершенствования систем управления, вооружения, связи, навигации и обнаружения. В этом случае дорогостоящие корабли могут служить десятилетиями. Насколько вертолетоносец типа «Мистраль» соответствует этому критерию, большой вопрос.

«Адмирал Кузнецов» по своей конструкции не является аналогом «Мистраля». Этот корабль выполняет совсем другие функции, сил для десантирования не несет и имеет совсем другие ходовые характеристики.

Международная реакция

Корабли еще не были достроены, а уже было объявлено о том, что главная дальневосточная военная гавань станет местом базирования новейшего российского вертолетоносца «Владивосток», построенного по проекту «Мистраль». Это известие вызвало дежурную озабоченность правительства Японии, углядевшего в усилении состава Тихоокеанского флота РФ некие агрессивные намерения. Разумеется, дипломатические маневры нашего восточного соседа имеют исключительно политическую мотивацию и вписываются в общий формат претензий на «северные территории», вопрос о которых поднимается периодически, в преддверии очередных выборов. Предполагать, что российская морская пехота станет несколько часов высаживать танковый батальон где-нибудь на острове Хоккайдо, не могут даже самые смелые патриотически настроенные японские фантасты. На фото «Мистраль» выглядит внушительно, но даже после оснащения этого корабля крылатыми ракетами в ракетный крейсер он не превратится, очень уж тихоходен, и вообще, не для того он строился и покупался. А для чего?

Военспец Сердюков

Правильнее будет спросить о том, не для чего, а зачем и почему. Бывший министр обороны А.Э. Сердюков в стратегических вопросах, очевидно, понимал немного. Куда богаче он был одарен природным артистизмом (безусловно, у него есть задатки неплохого кинорежиссера). Возможно, ему сразу привиделось, как будут смотреться на океанских просторах грозные и огромные транспортно-десантные суда под А помимо художественных достоинств, г-н Сердюков, по-видимому, обладает и определенной коммерческой хваткой. Но это лишь предположения.

Признать ошибочность затеи с «Мистралями» российскому правительству, вполне возможно, просто по-человечески неудобно. Два корабля («Севастополь» и «Владивосток») уже, можно считать, приняты командованием ВМФ, а в пользу их ненужности говорит тот факт, что от постройки еще пары российская сторона практически отказалась, хотя прямо об этом заявлено пока не было. Просто решили повременить.

Страшного, собственно, ничего не случилось. Десантные вертолетонесущие корабли докового типа не совсем согласуются с российской военной доктриной, но время от времени возникают международные осложнения, которые вынуждают менять ранее выработанные подходы. Про такие суда можно сказать, что они «на всякий пожарный случай».

На военные корабли потрачены деньги, это сделано не лучшим образом, но использовать вертолетоносцы можно в миротворческих операциях, которые, как показали события последних месяцев, вполне вероятны.

Французы особо не расстроились, ведь уже тогда активный интерес к покупке кораблей проявлял Египет. Об условиях сделки Париж и Каир договорились максимально быстро, и уже в июне 2016 года "Мистрали" отправились в Александрию, перед этим приняв участие в совместных военно-морских маневрах двух стран.
В стране пирамид вертолетоносцы получили новые имена, корабли назвали в честь бывших президентов Египта. "Владивосток" стал "Гамалем Абделем Насером", а "Севастополь" - "Анваром Садатом".
Не осталась в накладке и Россия. Поскольку эти "Мистрали" создавались специально под потребности отечественных машин, Каир купил у Москвы 50 вертолетов Ка-52к и Ка-29/31.
Ну а уже в этом году оба "Мистраля" начали принимать активное участие в антитеррористической операции против исламистов на Синае. Базирующиеся на кораблях вертолеты заняты в операциях по зачистке побережья полуострова.
В настоящее время, судя по последним новостям, вертолетоносец "Гамаль Абдель Насер" участвует в морских военных учениях совместно с подразделениями Кипра и Греции "Медуза-6". С его помощью отрабатывается взаимодействие наземных, воздушных и морских сил при проведении десантных операций. Таким образом, бывшие "Владивосток" и "Севастополь" активно используются на своей новой родине по прямому назначению.


Десантный вертолетоносный корабль-док (ДВКД) / универсальный десантный корабль-вертолетоносец / ВРС (Вâtiments de Рrojection et de Сommandement - корабль проекции и управления). Разработка проекта корабля начата в 1997 г. в рамках исследований концепции начионального корабля для амфибийных десантных операций - CNOA (Concept National des Operations Amphibies, Франция). Назначение корабля - десантирование воинских частей, обеспечение полетов вертолетов, командный центр операции разнородных сил, корабль-госпиталь. 24 декабря 2010 г. объявлено о заключении соглашения с консорциумом, состоящим из французской компании DCNS и российской ОСК. При передаче кораблей Франция передаст российской стороне все интересовавшие ее технологии. Протокол о намерениях был подписан 10 июня 2011 г. в Париже, подписание окончательного контракта произошло в рамках Петербургского международного экономического форума 17 июня 2011 г. Согласно соглашению предполагается строительство двух вертолетоносцев во Франции и двух в России. Так же "Балтийскому заводу" (г.Санкт-Петербург) заказано строительство части секций корпусов и первых двух кораблей серии (12 блочных секций кормовых частей кораблей). 1 октября 2012 г. на "Балтийском заводе" начато официальное строительство российской части секций головного корабля для ВМФ России - "Владивосток".

Проектирование варианта корабля для ВМФ России (BPC Russe) ведется в два этапа. Первый этап - эскизное проектирование - завершен в апреле 2012 г. Технический проект корабля должен быть завершен в сентябре 2012 г. Проектом предусматривается модификация под размещение российской авиационной техники, русификация пользовательских интерфейсов и адаптация корабля и полетной палубы для зимней эксплуатации (электрообогрев палубы и т.п.).


http://www.shipspotting.com/).



Начало работ по сборке первой секции первого корабля для ВМФ России на верфи STX в г.Сен-Назер - 1 февраля 2012 г. Первая 100-тонная секция первого корабля будет изготовлена в сентябре 2012 г. и будет выставлена в начале 2013 г. в доке сборки корпуса корабля. По состоянию на 23 апреля 2012 г. "Балтийскому заводу" передана окончательная ведомость заказа металлопроката для корпусов (первого и второго), остальные документы, необходимые для начала работ, поступят на предприятие 1 июня 2012 года. В июле 2012 года французская компания STX France поставила на Адмиралтейские верфи 3D-макет плавучих частей корпуса вертолетоносца "Мистраль" и первую партию технической документации по проекту корабля. Адмиралтейские верфи, не нарушая конструкцию будущего корабля, переделали проект так, чтобы он стал реализуем на мощностях "Балтийского завода". Резка металла для первых корпусов на "Балтийском заводе" начата 1 августа 2012 г. Закладка блоков, строящихся в России для первого корабля ожидается 1 октября 2012 г.

Официальная закладка первого корабля BPC Russe состоится 1 февраля 2013 г. в Сен-Назере - в сухой док, где будет вестись сборка корабля, будет помещена первая носовая секция. Сдача первого корабля планируется 1 ноября 2014 г. (по данным на октябрь 2013 г., ), второго - в 2015 г.

Сервисное обслуживание и технический осмотр российские вертолетоносцы "Мистраль" должны были проходить на мощностях представительства компании Wartsila в Санкт-Петербурге (сообщение СМИ от 14.02.2012 г.).

В 2014 г. контракт на поставку кораблей был приостановлен, а позже расторгнут. В сентябре корабли были проданы Египту, где получили имена Gamal Abdel Nasser (бывший «Владивосток») и Anwar al-Sadat (бывший «Севастополь»).

Конструкция - в варианте для ВМФ России планируется произвести некоторые изменения в конструкции корабля:
- усиление бортов корпуса для эксплуатации в северных широтах в ледовой обстановке;
- обеспечение подогрева летной палубы для эксплуатации в зимних условиях;
- увеличение высоты проема ангара в районе подъемных лифтов под базирование вертолетов типа Ка-29;
- на корабле планируется устанавливать вооружение российского производства.

Борта корпуса корабля не имеют бронирования.


Вертолетоносцы Mistral L9013 и Tonnerre L9014 ВМС Франции (автор фото - Pascal Fournier, Marine Nationale, http://en.dcnsgroup.com).


Двигательная установка:
- 2 х винторулевые колонки Alstom Mermaid мощностью по 10200 л.с. с 5-лопастными винтами;
- 3 х дизель-генератора Wartsila 16V32 мощностью по 2.075 МВт
- 1 х дизель-генератор Wartsila 18V200 мощностью 3.3 МВт

Подруливающие винты в носовой части корпуса.


Винто-рулевая колонка ДВКД "Владивосток" типа Mistral. Перед спуском на воду. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France. 15.10.2013 г. г. (фото - Даниил Низамутдинов, http://en.ria.ru).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" типа Mistral для ВМФ России незадолго до спуска на воду. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France. сентябрь 2013 г. г. (фото - AFP, http://legatus-minor.livejournal.com/).


ТТХ корабля :
Экипаж - 160 чел (в т.ч. 20 офицеров)

Длина - 199 м
Длина по ватерлинии - 189 м
Ширина по ватерлинии - 32 м
Высота - 64,3 м
Осадка - 6,3 м
Площадь ангара для авиационной техники - 1800 кв.м

Водоизмещение стандартное - 16500 т
Водоизмещение полное - 21300 т
Водоизмещение предельное - 32300 т

Скорость полного хода - 19 уз
Скорость крейсерского хода - 18 уз
Скорость экономического хода - 15 уз
Дальность хода:
- 10800 миль (скорость 18 уз)
- 19800 миль (скорость 15 уз)
Автономность - 30 сут

десант 450 чел, эвакуация - до 900 чел. А так же до 150 человек штабного персонала.
Масса полезной нагрузки - 1100 т
Размер грузовой палубы - 122 x 13.5 x 7.7 м

Вооружение: в варианте для ВМФ России вооружение российского производства. 16.02.2012 г. Главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявил СМИ, что "на "Мистралях", которые строятся для ВМФ России, возможно размещение оружия со специальной боевой частью российской разработки". Вероятно, речь идет о возможности размещения на кораблях неких ударных систем с ядерными боевыми частями. Возможно так же, что данное заявление сделано исключительно с целью пи-ара.

"Мистраль" "Мистраль" ВМФ России
ЗРК 2 x 2 ПУ ЗРК Simbad 2 боевых модуля 3Р89 ЗРАК " " с 2 х 2 х 4 ПУ ЗУР 9М340 (предположительно, не подтверждается)
ПЗРК 2 установки 3М47 "Гибка" с ракетами "Игла"
Вспомогательное вооружение 4 х 12,7-мм пулемета «Браунинг» 4 х 12.7 мм пулемета
ЗРАК / АК 2 х 30-мм артустановки Breda-Mauser 2 х , боекомплект 2 х 2000 выстр
Постановка помех
Прочее


Проектное изображение варианта проекта BPC Russe. В носовой части корабля видно установки АК-630 и 3М47 "Гибка" (DCNS, http://bmpd.livejournal.com).

Авиакрыло: корабль предназначен для базирования до 16 вертолетов массой по 12 тонн каждый / 32 легких вертолета. В ВМФ России планируется базирование 8 ударных вертолетов (прошли испытания в начале сентября 2011 г. на кораблях Северного флота ВМФ) и 8 транспортно-десантных вертолетов Ка-29.

В варианте для ВМС Франции корабль несет до 16 вертолетов - стандартный состав авиагруппы 8 десантных вертолетов NH90 и 8 штурмовых вертолетов "Тигр".

Оборудование :

"Мистраль"
"Мистраль" ВМФ России
БИУС "Зенит-9" / Senit-9 "Зенит-9" / Senit-9
РЛС обнаружения воздушных и надводных целей РЛС обнаружения целей MRR3D-NG аналогично?
Навигационные РЛС 2 х навигационные РЛС DRBN-38A Decca Bridgemaster E250 аналогично?
Навигационная инерциальная система
Электронное противодействие
ГАК / ГАС
Средства наблюдения Инфракрасная оптронная поисково-прицельная система сверхдальнего действия Vampir NG производства Sagem (контракт на оснащение первых двух кораблей подписан к 28.09.2012 г., ).
Система обеспечивает пассивное круговое панорамное наблюдение за надводной обстановкой, автоматическое обнаружение, сопровождение и информирование об угрозах различного типа, от ПКР с настильной траекторией до быстроходных кораблей. Система имеет два режима работы:
- "океанский" режим для дальнего наблюдения в открытом море,
- "прибрежный" режим для прибрежных акваторий.
Станция обнаружения лазерного излучения
Комплекс связи Система спутниковой связи Syracuse Система спутниковой связи Syracuse ?
Обще-эксплуатационная система управления


Стоимость корабля на 2010 г. около 900 млн евро.

Статус : Россия


Корабль-вертолетоносец Mistral L9013 после спуска на воду, г.Брест, 06.10.2004 г. (фото из архива Rama, http://commons.wikimedia.org).


Вертолетоносец ВМС Франции Tonnerre L9014, 24.07.2007 г. (автор фото - Beotien Lambda, http://commons.wikimedia.org).


Вертолетоносец ВМС Франции Tonnerre L9014 (http://www.venik4.com).


Вертолетоносец Mistral L9013 по время визита в Санкт-Петербург в ноябре 2009 г. (фото - Виталий Кузьмин, http://vitaly.livejournal.com).


- 2011 г. 17 июня - между "Рособоронэкспортом" и корпорацией DCNS (Франция) подписан контракт на поставку первых двух вертолетоносцев "Мистраль" для ВМФ России. Сумма контракта 1.2 млрд евро, в т.ч. 980 миллионов евро непосредственно стоимость кораблей.

2011 г. 02 декабря - между ОСК и "Балтийским заводом" подписан контракт на изготовление плавучих частей корпусов двух (2) вертолетоносцев "Мистраль" для ВМФ России. Сумма контракта 2.5 млрд руб.

2011 г. 09 декабря - появилась информация о начале работ по изменению технической документации на проект "Мистраль" под требования ВМФ России. Речь идет об изменении высоты части ангара для обеспечения базирования вертолетов Ка-29 и обеспечение подогрева летной палубы.

2011 г. 22 декабря - министр обороны России А.Сердюков заявил СМИ, что вторая пара вертолетоносцев "Мистраль" вероятно будет строиться на ПО "Севмаш" (г.Северодвинск).

2012 г. 1 февраля - на верфи в Сен-Назере заложен первый вертолетоносец "Мистраль" для ВМФ России. Одновременно Главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявил, что первые два корабля этого типа будет носить названия "Севастополь" и "Владивосток".

2012 г. 20 апреля - в СМИ появилась информация о том, что в августе 2012 г. на "Балтийском заводе" планируется начать резку металла для секций корпусов первого корабля серии. Закладка первой секции планируется на 1 октября 2012 г. Начало резки металла для второго корабля серии планируется на май 2013 г. Речь идет о секциях корпусов, которые будут производиться на "Балтийском заводе" для первых двух кораблей французской сборки.

2012 г. 1 октября - на "Балтийском заводе" в Санкт-Петербруге официально начато строительство российской части секций головного ДВКД "Владивосток" для ВМФ России.


- 2013 г. 24 января - в СМИ появились критические заметки по решению предыдущего руководства Министерства обороны о покупке вертолетоносцев "Мистраль". СМИ сообщают, что решение о строительстве или отказе от строительства третьего и четвертого вертолетоносца для ВМФ России будет приниматься в 2016 г.

2013 г. 01 февраля - согласн СМИ в обстановке повышенной секретности состоялась официальная закладка первого корабля BPC Russe в Сен-Назере (Франция) - в сухой док, где будет вестись сборка корабля, была помещена первая носовая секция ( , ).

2013 г. 05 февраля - вице-премьер Правительства России Д.О.Рогозин заявил журналистам, что в России не производится топлива для вертолетоносцев "Мистраль". Позже, он же заявил, что фактически он имел ввиду что-то иное. В то же время, в ноябре 2009 года, когда вертолетоносец заходил в Санкт-Петербург, ООО «Балтийская Бункерная Компания» производила бункеровку этого судна, поставив на него 450 тонн дизельного топлива (MGO 0,1). Так же ИАА «ПортНьюс» сообщает, что опрошенные ИАА «ПортНьюс» представители физических поставщиков бункерного топлива в России с утверждением об отсутствии необходимого топлива не согласились. Корабли типа Mistral ходят на дизельном топливе и мазуте марки IFO-180, - подтвердили ИАА «ПортНьюс» в одной из крупнейших бункеровочных компаний Северо-Запада России, - так называемая «натовская» спецификация морских топлив ничем не отличается от стандартов ISO, а также ГОСТов и ТУ, по которым производится судовое топливо в России. Что же касается типа двигателей, то большой процент судов в мире ходит на аналогичных двигателях. Поэтому любая бункеровочная компания может физически поставить топливо на такое судно в России, уверены собеседники агентства ().


http://www.meretmarine.com via http://bmpd.livejournal.com).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, июнь 2013 г. (фото - Vincent Grоizеlеаu, опубликовано 20.06.2013 г., http://www.meretmarine.com via http://bmpd.livejournal.com).


- 2013 г. 19 июня - во Франции начато строительство второго ДВКД типа "Мистраль" для ВМФ России ().

2013 г. 26 июня - "Балтийский завод" планирует произвести спуск на воду кормовой части ДКВД типа "Мистраль", строительство которой ведется на заводе. Ранее в некоторых СМИ появилась информация о переносе строительства секций кораблей для ВМФ России во Францию в связи с якобы срывом сроков строительства (). Спуск кормовой части ДВКД по плану состоялся 26.06.2013 г. Спуск на воду головного корабля планируется 15.10.2013 г. Кормовая часть должна прибыть на верфь во Францию 25 июля 2013 г. ().


http://www.fontanka.ru).


Церемония спуска на воду кормовой части головного ДВКД Mistral для ВМФ России, г.Санкт-Петербург, "Балтийский завод", 26.06.2013 г. (фото - Игорь Руссак, http://ria.ru).


Церемония спуска на воду кормовой части головного ДВКД Mistral для ВМФ России, г.Санкт-Петербург, "Балтийский завод", 26.06.2013 г. (http://www.fontanka.ru).


Кормовая часть головного ДВКД Mistral для ВМФ России, г.Санкт-Петербург, "Балтийский завод", начало июля 2013 г. (фото - http://pfc-joker.livejournal.com).


- 2013 г. 07 июля - построенная на "Балтийском завода" кормовая часть ДВКД "Владивосток" 6 июля отправлена во Францию для сборки корабля. В рамках работ по насыщению корпуса первого ДВКД Балтийским заводом были установлены фундаменты под винто-рулевые колонки, кормовая и бортовая аппарели, подъемные платформы для вертолетов, подъемник боезапаса, клинкетные ворота ангара. Оборудовано помещение балластных насосов, смонтировано буксирно-швартовое оснащение для транспортировки корпуса в Сен-Назер. Смонтированы все предусмотренные проектом люки и двери, установлено электрослесарное оборудование (кабельные лотки и фундаменты под электроприборы). Также произведено насыщение корпуса трубами балластной, сточной и пожарной систем. Общая длина труб составляет около 5 тыс. метров ().

2013 г. 23 июля - кормовая часть ДВКД "Владивосток" прибыла к мечту назначения в г.Сен-Назер (Франция).


Кормовая часть ДВКД "Владивосток" прибыла в г.Сен-Назер, Франция, 23.07.2013 г. (фото - DCNS via http://ria.ru).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, 23 июля 2013 г. (фото - Gilbert Cailler, http://www.shipspotting.com/gallery/photo.php?lid=1843349).


Начало стыковки корпуса ДВКД "Владивосток" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России - завершена. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, 25 июля 2013 г. (фото STX France via http://bmpd.livejournal.com).


Стыковка корпуса ДВКД "Владивосток" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России - завершена. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, 25 июля 2013 г. (фото STX France via http://bmpd.livejournal.com).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Севастополь" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, 10.08.2013 г. (фото - Christophe Dedieu, http://www.shipspotting.com/).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, 08.09.2013 г. г. (фото - Christian Plague, http://www.shipspotting.com/ via http://prokhor-tebin.livejournal.com/).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" типа Mistral для ВМФ России перед спуском на воду. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France. 15.10.2013 г. г. (фото - Даниил Низамутдинов, http://en.ria.ru).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" типа Mistral для ВМФ России перед спуском на воду. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France. 15.10.2013 г. г. (фото - AFP, http://legatus-minor.livejournal.com/).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" типа Mistral для ВМФ России перед спуском на воду. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France. 15.10.2013 г. г. (фото - Frank Perry, AFP, http://www.lexpress.fr).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, 21.10.2013 г. г. (фото - brunoh, http://www.shipspotting.com/).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, 21.10.2013 г. г. (фото - Gilbert Cailler, http://www.shipspotting.com/).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Севастополь" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, 02.01.2014 г. (фото - Christian Plague, http://www.shipspotting.com/).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Севастополь" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, 25.01.2014 г. (фото - Christian Plague, http://www.shipspotting.com/).


- 2014 г. 31 января - в СМИ заявлено , что ОСК потребуется около 1 года для интеграции отечественных систем на ДВКД "Владивосток". ИНтеграция систем вооружения и БРЭО будет осуществляться в Кронштадте.

Реестр вертолетоносцев Mistral (26.06.2013 г.):

№пп Наименование зав.
завод заложен спущен на воду вступил в строй Статус
01
Mistral L9013
DCNS (Брест, кормовая часть и сборка) и Alstom (Сен-Назер, носовая часть)
10.07.2003
06.10.2004 февраль 2006 г.

02 Tonnerre L9014
26.08.2004 26.07.2005 декабрь 2006 г. ВМС Франции, порт приписки Тулон
03 Dixmude L9015 DCNS (Брест, кормовая часть и сборка) и Alstom (Сен-Назер, носовая часть) 18.04.2009 10.12.2010 ожидалось в мае 2012 г.

03.01.2012 г.

передан ВМС Франции на три месяца раньше срока, порт приписки Тулон
04 Gamal Abdel Nasser

Бывший №1 для ВМФ России

"Владивосток" (согласно заявлению Главкома ВМФ от 01.02.2012 г.)

DCNS (Брест, кормовая часть и сборка) и Alstom (Сен-Назер, носовая часть) 2011 г. планируется

01.02.2012 г. (строительство секций)

01.02.2013 г. (официальная закладка, сборка)

план - 15.10.2013 г. (26.06.2013 г.)

15.10.2013 г. (факт)

планируется 2014 г. (2012 г.)

план 01.11.2014 г. (04.10.2013 г.)

готовность корабля - 36 месяцев с момента закладки

05
Anwar al-Sadat

Бывший №2 для ВМФ России

"Севастополь" (согласно заявлению Главкома ВМФ от 01.02.2012 г.)

DCNS (Брест, кормовая часть и сборка) и Alstom (Сен-Назер, носовая часть) 2012 г. планируется (по состоянию на 2011 г.)

19.06.2013 г. (начато строительство)

план - 04.07.2013 г. (официальная закладка, 26.06.2013 г.)

план - октябрь 2014 г. (июнь 2013 г.) планируется 2015 г. (2012 г.)
заказан, порт приписки Владивосток, ТОФ

готовность корабля - 36 месяцев с момента закладки

06 №3 для ВМФ России
возможно ЛАО, г.Санкт-Петербург, изготовление плавучих частей корпуса - "Балтийский завод".

22.12.2011 г. объявлено о возмножном строительстве на ПО "Севмаш"

-
- - ТОФ или СФ, решение о строительстве будет приниматься в 2016 г. (24.01.2013 г.)
07 №4 для ВМФ России возможно ЛАО, г.Санкт-Петербург, изготовление плавучих частей корпуса - "Балтийский завод"

22.12.2011 г. объявлено о возмножном строительстве на ПО "Севмаш"

- - - ТОФ или СФ, решение о строительстве будет приниматься в 2016 г. (24.01.2013 г.)
Курсивом выделены предположительные данные.

Источники :

"Балтийский завод" начал резку для корпуса первого "Мистраля". Сайт http://flotprom.ru , 2012 г.
Википедия - свободная энциклопедия. Сайт http://ru.wikipedia.org , 2011 г.
Французы меняют тех.документацию на "наши" "Мистрали". http://navy-rus.livejournal.com , 08.12.2011 г.
BPC Russe. http://bmpd.livejournal.com/292022.html , 2012 г.
Lenta.Ru. 2010-2012 г.г.

Мистрали в Египте. Видео


Египет продаст «Мистрали» России на символическую сумму в один доллар США. Вертолетоносцы «Мистраль» , сделанные во Франции, изначально предназначались для России. Заказ уже был выполнен согласно контракту, а аппараты получили названия «Севастополь» и «Владивосток». Однако, Париж отказался от передачи вертолетоносцев из-за введенных по отношении к России санкций и из-за ухудшения отношения России и стран Запада. Судьба «Мистралей» решилась довольно долго, в первую очередь, из-за их высокой стоимости, шла речь даже о том, чтобы утопить корабли, однако, в 2015 году неожиданно на них нашелся покупатель в лице Египта. В тот момент многие были удивлены – зачем этой африканской стране мощные боевые корабли? Ответ неожиданно обнаружился уже в этом году.

Мистрали. Египет. Многоходовка

Сегодня ведущий египетского телеканала SIS TV сообщил следующее: « Египетский миллиардер Нассеф Онси Савирис (Nassef Onsi Sawiris), выделивший средства на покупку страной французских вертолетоносцев «Мистраль» и фактически являющийся их владельцем, принял решение перепродать их России за символическую цену в $1. Вопрос продажи двух кораблей России согласован с Президентом Египта Абдул-Фаттахом Халил Ас-Сиси. Это важный шаг, направленный на сближение двух стран – Египта и России, укрепление их сотрудничества и большой дружбы». Существует мнение, что изначальная покупка Египтом «Мистралей» была санкционирована и спонсирована официальной Москвой.

Сами французы классифицируют корабли класса «Мистраль» (Mistral) не как традиционные в нашем понимании десантные вертолётоносцы-доки, а как десантно-командные корабли. Примерно так и можно перевести оригинальное французское обозначение подкласса «Мистраля» – Batiment de Projection et de Commandement. Отсюда и его две главные задачи – производить высадку сил и средств десанта и осуществлять управление группой, соединением и объединением кораблей или разнородных сил.

Вертолетоносцы Мистраль - видео

По большому счету, французские специалисты достаточно удачно предприняли попытку сделать некий «гибрид» универсального десантного корабля, способного обеспечивать проведение морских десантных операций, и командно-штабного корабля. Изначально история проекта, на основе которого позднее создали «Мистраль», была намного прозаичнее. В начале 90-х гг., когда распался Советский Союз, военные ведущих стран НАТО столкнулись с нежеланием своих правительств и дальше выделять огромные средства на оборону от внешнего врага, коего тогда – в лице Советского Союза – более не стало. Руководство французского кораблестроительного гиганта DCN, также оказавшегося перед лицом сократившегося национального бюджета на оборону, не без оснований пришло к выводу о том, что в ближнесрочной перспективе у ВМС разных стран мира могут быть востребованы десантные вертолётоносцы-доки и корабли, совмещающие в себе достоинства легкого авианосца с носовым трамплином и универсального десантного корабля, имеющего достаточно большую вместимость и оснащенного доковой камерой – тем более, что наработки в данном направлении у французов уже были.

В соответствии с достаточно широким кругом задач, решение которых предполагалось возложить на перспективный корабль, он должен был иметь большую вместимость по личному составу десанта и ВВСТ, обладать способностью принимать на борт и выпускать десантные катера на воздушной подушке (ДКАВП), обеспечивать постоянное базирование на борту боевых и транспортных вертолетов (в т.ч. располагать крытым ангаром для их размещения), а также иметь стационарный госпиталь, хорошо оснащенный пункт управления (флагманский командный пункт командира отряда или соединения кораблей) и т.д.
В итоге, в 1992 г. на очередной выставке «Евронаваль», которая проходит в Ле-Бурже в том же выставочном центре, что и международный аэрокосмический салон, но по четным годам, компания DCN представила проект перспективного десантного корабля водоизмещением около 15 000 т, названного BIP-15 (от Batiment D’Intervention Polyvalent, т.е. «многоцелевой ударный корабль») и представлявшего собой некий симбиоз легкого авианосца и десантного вертолётоносца-дока. Основу его ударной мощи должна была составить достаточно большая авиагруппа – шесть тяжелых вертолетов различного типа и восемь СВВП, которые могли использовать для взлета носовой трамплин. Кроме того, на корабле имелась кормовая док-камера на два ДКАВП размерности LCAC или на четыре обычных водоизмещающих ДКА размерности LCM (последние еще часто называют «десантная баржа»).

Наконец, в середине 2000 г. было официально объявлено решение командования ВМС Франции – создавать новый корабль на базе проекта BIP-19, а в июне был объявлен тендер, участвовать в котором пригласили две крупнейшие французские судостроительные компании: DCN и «Шантье де Атлантик» (Chantier de l’Atlantique). Победитель объявился достаточно быстро – к концу года DCN получила контракт на постройку двух кораблей нового типа, второй же участник – статус субподрядчика и поставщика отдельных элементов корпусных конструкций. Однако по вопросу о разделении объемов работ между двумя компаниями возникли серьезные разногласия, и окончательный контракт между заказчиком и исполнителями был подписан только в январе 2001 г., поэтому пришлось сдвинуть вправо и сроки ввода кораблей в боевой состав национальных ВМС – на 2005 и 2006 гг. соответственно.
В результате всех этих перипетий, команда на закладку головного корабля поступила лишь в июле, а «резать металл» начали в ноябре 2001 г. Головному кораблю было присвоено имя «Мистраль» (Mistral) – по названию сильного ветра, дующего в районе долины Роны с севера и севера-запада по направлению к морю (некий аналог черноморской боры). Это провансальское слово стало употребляться с 1519 г., в более широком понимании сейчас оно означает и просто сильный ветер.

В отличие от базового проекта – BIP-19 – на кораблях типа «Мистраль» уже нет носового трамплина и не предусмотрено базирование СВВП, хотя теоретически такой вариант не исключен – полетная палуба корабля позволяет взлетать и садиться на нее подобным ЛА. Имея полное водоизмещение около 21 300 т, корабль в длину достигает 210 м (при длине полетной палубы 199 м), а в ширину – почти 32 м. Общая грузовместимость бронетехники достигает 1000 т, например, французские военные считают типовым вариантом 60 легких боевых бронированных машин и 13 основных боевых танков «Леклерк» (при условии отсутствия вертолетов в подпалубном ангаре). Вместимость для десанта – 450 военнослужащих в полном снаряжении и с личным оружием, либо 700–900 человек «налегке», на короткий период времени.
На протяжении практически всей верхней палубы, исключая надстройку, находится полетная палуба площадью 5200 м2 (по другим данным – 6400 м2), на которой расположены шесть взлетно-посадочных площадок для одновременного выпуска и приема вертолетов (их легко узнать по соответствующей маркировке). Под полетной палубой, в кормовой части корабля расположен вертолетный ангар полезной площадью около 1800 м2. Для перевода вертолетов на полетную палубу из ангара и обратно в кормовой части имеются два подъемника. Высадка личного состава и бронетехники десанта может производиться либо в оборудованном порту на причал, либо прямо в море с использованием катеров: корабли оборудованы внутренним доком общей площадью около 2650 м2, в котором могут размещаться два 95-тонных ДКАВП типа LCAC или четыре ДКА типа LCM меньшего водоизмещения.

Mistral и Tonnerre BPC (bâtiment de projection et de commandment) новые французские 21300-тонные десантные корабли управления и проецирования силы. Корабли были построены DCN в партнерстве с компанией Thales и Chantiers de l"Atlantique. Каждый корабль имеет грузоподъемность и универсальность, достаточную для перевозки до 16 тяжелых вертолетов и одной трети механизированного полка, а также двух катеров на воздушной подушке LCAC или до четырех десантных катеров. В апреле 2007 года DCN стало DCNS. Это стало возможным после соглашения, в котором Thales стал владельцем 25% акций новой компании, а DCN приобрела военно-морской бизнес компании Thales во Франции (за исключением военно-морского оборудования). Mistral оснащен высокопроизводительным центром связи, что позволяет использовать его в качестве корабля управления. Корабль также способен вместить комбинированные (многонациональные) многоцелевые силы.
Контракт на два корабля был размещен в январе 2001 года. Киль FS Mistral (L9013) был заложен в июле 2003 года, он был спущен на воду на Брестской верфи в октябре 2004 года. Mistral был введен в состав ВМС Франции в феврале 2006 года. Tonnerre (L 9014) был заложен в августе 2003 года и спущен в июле 2005 года, был включён в состав ВМС в феврале 2007 года. ВМС Франции разместили заказ на третий корабль, Dixmude, в апреле 2009 года. Киль корабля был заложен в январе 2010 года. Он был спущен в конце 2010 года, должен войти в эксплуатацию в 2012 году.

В июне 2011 года российское агентство по экспорту вооружений Рособоронэкспорт подписало контракт с DCNS на поставку двух кораблей класса Mistral/BPC и связанных с ними услуг. Сделка является частью межправительственного соглашения между Францией и Россией на поставку четырех кораблей класса Mistral. Поставка первого и второго корабля планировались на 2014 и 2015 годы соответственно. В июле 2006 года Mistral принимал участие у берегов Ливана в операции французского флота по эвакуации французских граждан во время конфликта с участием Израиля и Ливана. Mistral и Tonnerre заменили корабли L9021 Ouragan и L9022 Orage, которые были построены на судоверфи Brest Naval Dockyard и поступили на вооружение в 1965 и 1968 гг.

Управление и контроль

Класс Mistral оснащен боевой системой обработки данных DCN Senit 8 и будет совместим с командной системой французского флота для проведения совместных операций SIC 21, которая была разработана компанией Thales. Высокопроизводительный центр связи включает в себя систему спутниковой связи Thales Syracuse III.

Авиавозможности и ангары

Корабль имеет возможность перевозить до 16 средних или тяжелых вертолетов под палубой, например NH90, SA 330 Puma, AS 532 U2 Cougar AS 665 или вертолеты AS 665 Tiger. Полетная палуба имеет шесть мест посадки и 1800-метровый² ангар. 5000-метровая² полетная палуба может принимать до шести вертолетов одновременно.

Амфибийные возможности кораблей класса Mistral

Мистраль будет нести либо четыре десантных катера (LCU), либо два десантных катера на воздушной подушке (LCACs). ВМС Франции заказали новые высокоскоростные десантные катера, engins de débarquement amphibie rapide (EDA-R), которые могут быть размещены на Мистрале.

Экипаж корабля состоит из 160 моряков, включая 20 офицеров. Оперативный поход, связанный с перевозкой войск и техники, как правило занимает от двух до трех недель. Mistral и Tonnerre несут достаточно запасов для обеспечения экипажа и 450 военнослужащих в течение 45 дней. Максимальная скорость составляет 19 узлов, дальность при скорости в 14 узлов составляет 11000 миль. 750-метровый² госпиталь на 69 коек оснащен двумя операционными. Если же потребуется дополнительный госпиталь или дополнительные санитарные места, то ангар может быть преобразован в модульный полевой госпиталь.

Вооружение: вооружен двумя пусковыми установками французских ракет ПВО MBDA Simbad с инфракрасным наведением и дальностью до 6 км. Корабль также имеет две морских 30-мм пушки Breda Mauser и четыре 12,7-мм пулемета. Средства электронной поддержки корабля включают РЛС приемник Thales ARBR 21, многоцелевой обзорный радиолокатор MMR-3D NG G-диапазона от Thales Naval France. МРТ-3D имеет антенну с легкой фазированной решеткой и работает как радар радиолокационного наблюдения и как датчик системы самообороны с автоматическим переключением режима. В поверхностном режиме наблюдения МРТ-3D NG может обнаружить цели на малых и средних высотах на дальности до 140 км и в дальнем 3D-режиме наблюдения воздушные цели до 180 км. В режиме самообороны он может обнаруживать и отслеживать любые угрозы в радиусе 60 км. Навигационный радар Sperry Marine Bridgemaster работает в I-диапазоне.

Мистраль - это первый французский корабль, оснащенный двумя 7 МВт электрическими поворотными приводами. Электрогенерирующая система состоит из трех 16V32 и одного 18V200 дизель-генераторов Wartsila, обеспечивающих 20.8 MВт. По праву гордясь своим «произведением», французская компания DCNS называет «Мистраль» в рекламных материалах не иначе как «Хамелеон» Мирового океана». В настоящее время корабли типа «Мистраль» находятся на вооружении только ВМС Франции, в боевом составе флота имеется два таких корабля, «Мистраль» и «Тоннер» (Tonnerre – «гром»). Попытки осуществить их поставки за рубеж успехом не увенчались, хотя практически одновременно с получением подряда от французских ВМС, международное отделение компании-разработчика, DCN International, стало активно продвигать на мировой рынок военно-морской техники целое семейство таких кораблей: BPC 140 (водоизмещение 13 500 т), BPC 160 (16 700 т) и BPC 250 (24 500 т). Вначале к кораблю был проявлен высокий интерес со стороны многих стран мира, в частности – проект BPC 250 попал в «шорт-лист» тендера, объявленного Минобороны Австралии на закупку перспективных универсальных десантных кораблей. Однако австралийцы отдали предпочтение другому претенденту – испанской компании «Навантия» (бывшая «Изар»), предложившей на тендер проект корабля типа BPE (Buque de Proyeccion Estrategica). Фактически это универсальный десантный корабль, отличительной особенностью которого является наличие носового трамплина для обеспечения взлета самолетов с укороченным взлетом и вертикальной посадкой.

Тактико-технические характеристики вертолетоносцев Мистраль

Изготовители: DCNS (кормовая часть, сборкa), Брест; Alstom (носовая часть), Сен-Назер; Балтийский завод (кормовая часть для двух корпусов во Франции)

Водоизмещение вертолетоносца Мистраль

21300 т (полное); 32300 т (предельное)

Размеры вертолетоносца Мистраль

Длина: 199 м (наибольшая)
- Ширина: 32 м (по ватерлинии)
- Высота: 64,3 м
- Осадка: 6,3 м (с ГАС)

Двигатели вертолетоносца Мистраль

3 дизель-генератора Wärtsilä 16V32 (6,2 МВт),
- 1 дизель-генератор Wärtsilä 18V200 (3,3 MВт),
- 2 винторулевые колонки Alstom Mermaid (7 MВт)

Мощность: 20400 л. с. (15 MВт)
- Движитель: два пятилопастных гребных винта
- Скорость хода: 19 узлов (максимальная); 18 узлов (крейсерская)
- Дальность плавания: 5800 миль (10800 км) на 18 узлах (33 км/ч); 10700 миль (19800 км) на 15 узлах (28 км/ч)
- Автономность плавания: 30 суток

Экипаж вертолетоносца Мистраль

160 человек (20 офицеров) + 450 человек морской пехоты (900 человек морской пехоты на небольшую дальность)

Вооружение вертолетоносца Мистраль

Радиолокационное вооружение: 2 навигационные РЛС DRBN-38A Decca Bridgemaster E250, РЛС обнаружения целей MRR-3D NG
- Артиллерия: АК-630
- Зенитная артиллерия: 2 × 30-мм артустановки Breda-Mauser, 4 × 12,7-мм пулемёта «Браунинг»; «3М47» Гибка
- Ракетное вооружение: 2 × 2 - ПУ ЗРК Simbad

Авиационная группа

16 тяжёлых вертолётов или 32 лёгких вертолёта;
- Численность авиагрупп на российских ДВКД 30 вертолётов Ка-52К и Ка-29 или Ка-27М

Фото вертолетоносца Мистраль