Богомолова А. Нарушение произношения у детей - файл n1.doc. Книга: А. И. Богомолова «Нарушение произношения у детей Богомолова нарушение произношения у детей переиздание

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Богомолова А.И. В пособии содержится материал по исправлению звукопроизношения и даются методические рекомендации по постановке звуков у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Тренировочные упражнения… - ЁЁ Медиа, - 1979
    1691 бумажная книга
    А.И. Богомолова В пособии содержится материал по исправлению звукопроизношения и даются методические рекомендации по постановке звуков у детей дошкольного и младшего школьноговозраста. Тренировочные упражнения… - Книга по Требованию, (формат: 84x108/16, 208 стр.) 2012
    1902 бумажная книга
    Дунаева Наталья Юрьевна, Зяблова Светлана Викторовна В учебном пособии рассматриваются нарушения слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и методы их устранения с целью привития правильного литературного произношения. В… - Владос, (формат: 84x108/16, 208 стр.) Коррекционная педагогика 2017
    361 бумажная книга
    Н. Ю. Дунаева В учебном пособии рассматриваются нарушения слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и методы их устранения с целью привития правильного литературного произношения. В… - ВЛАДОС, (формат: 84x108/16, 208 стр.) Библиотека логопеда (Владос) электронная книга 2017
    199 электронная книга
    Оксана Александровна Мальгина У детей дошкольного возраста очень распространено нарушение произношения звука [Р] (отсутствие, замена, неправильное произношение). Методическое пособие содержитперечень рекомендаций для родителей по… - ЛитРес: Самиздат, (формат: 84x108/16, 208 стр.) электронная книга 2017
    249 электронная книга

    См. также в других словарях:

      Острое нарушение мозгового кровообращения - Инсульт Срез мозга погибшего от инсульта МКБ 10 I60. I … Википедия

      Дизартрия - I Дизартрия (dysarthria; греч. dys + arthroō расчленять, издавать членораздельные звуки) расстройство артикуляции, нарушение произношения звуков речи, обусловленное парезом, спазмом, гиперкинезом речевой мускулатуры, атаксией или апраксией.… … Медицинская энциклопедия

      Дизартрия - (из др. греч. δυσ приставка, означающая затруднённость, расстройство + ἀρθρόω «сочленяю, соединяю») нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и… … Википедия

      Речи нарушения - разл. отклонения от нормы в процессе формирования речевой функции, либо распад уже сложившейся речи. Р.н. возникают под влиянием многообразных причин органического и/или функц. характера, имеющих врожденную или приобретенную природу и связанных с … Психология общения. Энциклопедический словарь

      Дислалия - Дислалия нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка. Содержание 1 Формы… … Википедия

      РЕЧЬ - РЕЧЬ. Голосовая речь представляет собой высшую форму символически выразительных функций; более элементарными проявлениями этих выразительных функций служат аффективные возгласы, мимика и жестикуляция. В противоположность этим последним, имеющим… … Большая медицинская энциклопедия

      Речь - форма общения (коммуникации) людей посредством языка. Речевое общение организует совместную деятельность людей, способствует познанию друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений. Р. оформляется … Педагогический терминологический словарь

      У этого термина существуют и другие значения, см. Ё (значения). буква кириллицы Ё … Википедия

      Дети с нарушениями слуха - Глухие дети страдают глубоким стойким двусторонним нарушением слуха. Они не могут самостоятельно овладеть речью и без спец. обучения становятся глухонемыми. Большинство глухих обладает остаточным слухом, к рый позволяет им воспринимать лишь очень … Российская педагогическая энциклопедия

      F80.2 Расстройство рецептивной речи - Специфическое нарушение развития, при котором понимание ребенком речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту. Во всех случаях экспансивная речь также заметно нарушена и нередким является дефект словесно звукового произношения.… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

      Ринолалия - (гнусавость, палатолалия) дефект звукопроизношения. Термин имеет специфическую, несколько различающуюся интерпретацию и трактовку в общемедицинской и в логопедической лексике и специальной литературе. Содержание 1 В медицинской терминологии … Википедия

    Другие книги схожей тематики:

      Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
      Богомолова А.И. В пособии содержится материал по исправлению звукопроизношения и даются методические рекомендации по постановке звуков у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Тренировочные упражнения… - ЁЁ Медиа, - 1979
      1691 бумажная книга
      А.И. Богомолова В пособии содержится материал по исправлению звукопроизношения и даются методические рекомендации по постановке звуков у детей дошкольного и младшего школьноговозраста. Тренировочные упражнения… - Книга по Требованию, (формат: 84x108/16, 208 стр.) 2012
      1902 бумажная книга
      Дунаева Наталья Юрьевна, Зяблова Светлана Викторовна Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР. Конспекты логопедических занятий с детьми с ОНР В учебном пособии рассматриваются нарушения слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и методы их устранения с целью привития правильного литературного произношения. В… - Владос, (формат: 84x108/16, 208 стр.) Коррекционная педагогика 2017
      361 бумажная книга
      Н. Ю. Дунаева Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР. Конспекты логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи В учебном пособии рассматриваются нарушения слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и методы их устранения с целью привития правильного литературного произношения. В… - ВЛАДОС, (формат: 84x108/16, 208 стр.) Библиотека логопеда (Владос) электронная книга 2017
      199 электронная книга
      Оксана Александровна Мальгина Постановка звука Р У детей дошкольного возраста очень распространено нарушение произношения звука [Р] (отсутствие, замена, неправильное произношение). Методическое пособие содержитперечень рекомендаций для родителей по… - ЛитРес: Самиздат, (формат: 84x108/16, 208 стр.) электронная книга 2017
      249 электронная книга

      См. также в других словарях:

        Инсульт Срез мозга погибшего от инсульта МКБ 10 I60. I … Википедия

        I Дизартрия (dysarthria; греч. dys + arthroō расчленять, издавать членораздельные звуки) расстройство артикуляции, нарушение произношения звуков речи, обусловленное парезом, спазмом, гиперкинезом речевой мускулатуры, атаксией или апраксией.… … Медицинская энциклопедия

        - (из др. греч. δυσ приставка, означающая затруднённость, расстройство + ἀρθρόω «сочленяю, соединяю») нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и… … Википедия

        Речи нарушения - разл. отклонения от нормы в процессе формирования речевой функции, либо распад уже сложившейся речи. Р.н. возникают под влиянием многообразных причин органического и/или функц. характера, имеющих врожденную или приобретенную природу и связанных с … Психология общения. Энциклопедический словарь

        Дислалия нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка. Содержание 1 Формы… … Википедия

        РЕЧЬ - РЕЧЬ. Голосовая речь представляет собой высшую форму символически выразительных функций; более элементарными проявлениями этих выразительных функций служат аффективные возгласы, мимика и жестикуляция. В противоположность этим последним, имеющим… … Большая медицинская энциклопедия

        Речь - форма общения (коммуникации) людей посредством языка. Речевое общение организует совместную деятельность людей, способствует познанию друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений. Р. оформляется … Педагогический терминологический словарь

        У этого термина существуют и другие значения, см. Ё (значения). буква кириллицы Ё … Википедия

        Дети с нарушениями слуха - Глухие дети страдают глубоким стойким двусторонним нарушением слуха. Они не могут самостоятельно овладеть речью и без спец. обучения становятся глухонемыми. Большинство глухих обладает остаточным слухом, к рый позволяет им воспринимать лишь очень … Российская педагогическая энциклопедия

        F80.2 Расстройство рецептивной речи - Специфическое нарушение развития, при котором понимание ребенком речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту. Во всех случаях экспансивная речь также заметно нарушена и нередким является дефект словесно звукового произношения.… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

        - (гнусавость, палатолалия) дефект звукопроизношения. Термин имеет специфическую, несколько различающуюся интерпретацию и трактовку в общемедицинской и в логопедической лексике и специальной литературе. Содержание 1 В медицинской терминологии … Википедия

      Полноценное развитие личности ребён­ка невозможно без воспитания у него пра­вильной речи. Однако выполнение этой зада­чи связано с определёнными трудностями.

      Речевой функцией ребёнок овладевает постепенно, путем подражания произноше­нию звуков и слов взрослыми; правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Это так называемый физиологический период возрастного косноязычия. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизиошение у ребёнка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребёнка, так как они могут прочно закрепить­ся и превратиться в стойкое нарушение.

      Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрос­лыми и отрицательно влияют на формирова­ние его эмоционально-интеллектуальной сфе­ры, а также могут привести школьников к неуспеваемости по многим дисциплинам.

      Работа по исправлению нарушения звукопроизношения, несмотря на опреде­лённую специфичность, строится на основе общих педагогических принципов, в первую очередь постепенности перехода от лёгкого к трудному, сознательности усвоения мате­риала, учёта возрастных особенностей.

      Предлагаемая методика исправления нарушения произношения характеризуется следующими особенностями:

      1. При постановке любого звука работа начинается с воспроизведения отдельных элементов артикуляции данного звука.

      2. Вместо обычного, слитного произ­ношения вводится длительное произношение ставящегося звука, а в упражнениях на сло­ва также слоговое их произнесение, что по­зволяет выделить артикуляцией нужный звук и облегчает в целом затруднительное на первом этапе произношение.

      3. Упорядочены тренировочные упраж­нения некоторых видов работ с целью упро­щения и более строгого соблюдения посте­пенности перехода от лёгкого к трудному. Например, вначале произносятся слова, в которых ставящийся звук находится только в ударном слоге, а затем и более трудные для произнесения слова. Звуки в прямых и обратных слогах автоматизируются раз­дельно.

      В качестве материала для речевых упражнений использованы произведения Л. Н. Толстого, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, К. И. Чуковского и многих других авторов. Для исключения слов со звуками, мешаю­щими отработке нужного звука, некоторые тексты адаптированы автором данного по­собия.

      1. Обследование звуковой стороны речи

      Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на речевой де­фект ребёнка, необходимо обследовать его речь.

      Применительно к каждому конкретному случаю обследование речи проводится инди­видуально. Во время беседы с ребёнком и слушания рассказываемой им сказки, рас­сказа, стихотворения у логопеда складывает­ся представление о нарушенных у него звуках.

      При обследовании речи логопед должен усадить ребёнка так, чтобы были хорошо видны губы, зубы, язык ребёнка и ощущалась выдыхаемая струя воздуха.

      Беседа должна проводиться в вопросо-ответной форме на бытовые темы: «Как тебя зовут? Где ты живёшь? Есть ли у тебя брат, сестра? Расскажи о них...» Затем можно предложить ребёнку рассказать сказку, рас­сказ, запомнившийся случай, стихотворение.

      Беседа и рассказывание позволяют лого­педу предварительно (или даже полностью - если нарушены единичные звуки) выявить нарушенные звуки. Однако, для того чтобы точнее и полнее определить степень наруше­ния произношения, логопеду необходимо де­тально обследовать произносительную сто­рону речи ребёнка, а беседа и рассказывание нужны будут для снятия напряжённости у ребёнка.

      Собственно проверка звукопроизношения начинается с произнесения (самостоя­тельно или по подражанию) изолированных звуков: ш, с, ц, ж, з, ч, щ, л, р.

      Для проверки произношения звука в разных позициях используются специально подобранные предметные картинки. Напри­мер на звуки ш: «Шарф», «Крыша», «Каран­даш», «Шкаф»; ж: «Жук», «Лыжи», «Нож­ницы»; с: «Санки», «Бусы», «Нос», «Слон» и т.д.

      В заключении логопед предлагает ре­бёнку произнести по подражанию специаль­но подобранные слова и предложения. Этот приём даёт возможность включить в задание слова со стечением согласных, с дифференци­руемыми звуками, слова с разной позицией звуков (речевой материал по картинкам бо­лее ограничен в этом отношении).

      Рекомендуемые для задания слова и предложения: на звуки ш -с: солнышко, пушистый, сушить, шестеро; ж - з: железо, забежал, зажечь; ш - ж - с - з: заслужил. заслушал, заснеженный и т.д.

      Неправильное произношение звуков в словах и предложениях сопоставляется с не­достатками произношения изолированных звуков.

      Если ребёнок не может воспроизвести звук (изолированно, в слоге или в слове) да­же по подражанию, он нуждается в полном цикле коррекции звука - постановке, авто­матизации и дифференциации. Например, при следующих дефектах:

      1) пропуск звука: яма, ама (рама), каова, каёва (корова);

      2) за­мена звука: лама, гама (рама), калова, кагова (корова);

      3) искажение - увулярное, ве­лярное или одноударное р;

      4) смягчение: ряма (рама).

      Конечно, все эти дефекты неравноцен­ны. Одни исправляются сравнительно быст­ро, по подражанию, другие требуют длитель­ной работы.

      Если ребёнок воспроизводит звук (изо­лированно и в слове) по подражанию, но не употребляет (или мало употребляет) его в

      Самостоятельной речи, требуется автоматизация и дифференциация данного звука.

      2. Методика коррекции звуков.

      Применение той или иной методики ис­правления дефектов звуков зависит от воз­раста ребёнка.

      Так, для ребёнка от двух до четырёх лет вначале важно общее развитие речи, т.е. накопление словаря, уяснение смысло­вого значения слов и грамматических связей. В игровой форме можно исправлять дефект­ные и закреплять правильные звуки, исполь­зуя его способность к воспроизведению услы­шанного.

      Исправление произношения у детей старше четырех лет предусматривает осоз­нание ими работы артикуляционного аппа­рата, что достигается соответствующим по­казом и объяснением. В том случае, если не удается получить артикуляцию соответ­ствующего звука по подражанию, логопед может использовать механическое воздей­ствие на речевые органы.

      Оптимальный возраст для исправления звукопроизношения по предлагаемой мето­дике должен составлять 4-5, а при поста­новке звука р даже 6 (как исключение 5) лет. Более раннее исправление звуков нецелесооб­разно из-за ограниченных возможностей ре­бёнка (непонимание стоящей задачи, недо­статочная настойчивость, внимательность и т.д.).

      В книге обобщён опыт применения свое­образной методики исправления звуков у детей младшего школьного возраста. Она отличается от ранее опубликованных тем, что дает установки для обучения артикуля­ционному укладу необходимого звука. Как известно, в практике распространён способ постановки звуков на базе имеющихся зву­ков, например постановка звука ш от р или с , звука р от т , звука с от т и т. д. Опыт работы показал, что проще и эффективнее вырабатывать непосредственно нужный ар­тикуляционный уклад. При этом не исклю­чается возможность постановки некоторых звуков на базе родства артикуляционного уклада. Так, звук ж ставится на базе звука ш, звук з - на базе звука с .

      Артикуляционный уклад звуков ш и ж (и соответственно звуков с и з ) является одинаковым, отличие заключается лишь в работе голосовых связок.

      Постановка звуков проводится в такой последовательности: ш-ж, с-з, щ, ц, ч, л и р. Звуки л и р являются самыми труд­ными для постановки и ставятся после всех указанных. Аффрикаты щ, ц и ч могут быть поставлены лишь при условии умения про­износить звуки ш (для щ ), т и с (для ц ) и т (для ч ).

      1) артикуля­ционный уклад шипящих и свистящих зву­ков различен;

      2) произнесение звуков с - з требует большего напора выдыхаемого воз­духа (нужно с силой дуть), чем при произ­несении звуков ш - ж;

      3) схема постановки звуков с - з является более развернутой из-за наличия мягких вариантов, т. е. содер­жит больше этапов работы и, соответствен­но, требует большей затраты времени.

      В книге не предусматривается приведе­ние методики постановки мягких вариантов звуков с", з", л" и р", дается лишь материал для упражнений, так как мягкие варианты звуков требуют более тонкой координации движений артикуляционного аппарата и имеют некоторые отличия. Например, язык более напряжён и выдвигается вперед, силь­нее выдыхаемая струя воздуха, влияние по­следующей мягкой гласной я, ю, е, ё , и . В ос­тальном же артикуляционный уклад, равно как и развитость мышц речевого аппарата и их координированное движение, такой же. При дислалии после выработки артикуля­ционного уклада твёрдых вариантов дети легко усваивают артикуляционный уклад мягких вариантов по подражанию.

      Переходя непосредственно к описанию методики работы, следует особо подчеркнуть значение принципа постепенности перехода от лёгкого к трудному, от простого к слож­ному. Влияние этого принципа обнаружива­ется на всём протяжении процесса исправле­ния звукопроизношения и на каждом этапе выражается в специфичной форме. Так, на­пример, осуществление этого принципа на­ходит своё выражение в аналитико-синтетическом методе, т. е. в разложении слова на слоги и звуки, автоматизации нужного звука и обратном синтезе звуков для образования слова.

      Весьма перспективным является рас­пространение принципов этого метода на последнее звено - сам звук. При этом из акта звукопроизношения выделяются отдель­ные, самые нужные и важные элементы, ко­торые поэтапно отрабатываются. Одновре­менно на этих упражнениях развиваются соответствующие группы речевых мышц. После этого следует синтез этих элементов в целое, т. е. получение нужной артикуляции и воспроизведение звука.

      В подготовительных упражнениях, раз­вивая органы артикуляции (особенно язык) и вырабатывая определённый напор выды­хаемой струи воздуха, мы тем самым создаём предпосылки для успешной постановки соот­ветствующего звука. Подготовительные уп­ражнения предусматривают несколько от­личное, по сравнению с нормальным произ­ношением, положение органов артикуляции. Приведём для ясности два примера.

      При нормальном произношении звука ш зубы сомкнуты или сближены, а в подгото­вительных упражнениях они открыты на заданное расстояние для контроля за по­ложением языка. При нормальном произне­сении твёрдого звука л язык поднят к нёбу, а в подготовительных упражнениях зубы открыты на заданное расстояние для контро­ля за положением языка. При нормальном произнесении твёрдого звука л язык под­нят к нёбу, а в подготовительных упражне­ниях язык надо не просто поднять, а сде­лать «чашечкой» и загнутым кончиком упе­реть в нёбо у альвеол.

      Благодаря такому приёму становятся доступными для наблюдения логопеда инте­ресующие части артикуляционного аппарата. В конечном итоге ребёнку создаются возможности для понимания существа поста­новки звуков, и процесс обучения значитель­но облегчается.

      Наряду с перечисленными приёмами применяется и механическое воздействие на органы артикуляции с помощью пальцев ру­ки или приспособлений (например, шпатель, чайная ложка), что значительно ускоряет процесс на данном этапе (Необходимо, разумеется, соблюдать при этом гигиену рук и чистоту используемых предметов и приспособлений).

      После подготовительных упражнений проводится работа по автоматизации ста­вящегося звука в слогах, словах и предло­жениях. На этом этапе также большое зна­чение имеет соблюдение принципа постепен­ного перехода от лёгкого к трудному. При этом звуки, слоги и слова вначале могут произноситься с помощью механического воздействия.

      Рассмотрим вначале особенности произ­ношения, которые заключаются в соблюде­нии следующих правил:

      1. Ставящийся звук произносится дли­тельно, причём в обратных слогах длительно произносится и предшествующая гласная. Звуки ц и ч составляют исключение - они произносятся кратко (но предшествующая гласная в обратных слогах произносится дол­го). Долготу звука будем обозначать значком -, например: с -, ж -, л -, ц, ч. ш - а, цы, чи, у-с-, а- щ-,я-, ц, у - ч.

      2. Слова по трудности произнесения де­лятся на три группы: с ударением на слоге со ставящимся звуком, без ударения на сло­ге со ставящимся звуком и трудные слова (Термин «трудные слова» надо понимать ус­ловно, так как эти слова трудны только в период ис­правления звука)..

      Слова, в которых ставящийся звук нахо­дится в ударном или безударном слоге, про­износятся по слогам и с соблюдением преды­дущего правила, например:

      ж-а-ба, а-р-мия, ко-не-ц, могу-чий, мя-с - о, бо - ч-ка,

      пе-ка - рь.

      К трудным словам относятся слова со стечением согласных в слоге, с несколькими слогами, содержащими становящийся звук. Они произносятся после проработки более лёгких слов, в которых звук находится в сло­ге без стечения согласных. Трудные слова произносятся уже со значительно меньшей длительностью ставящегося звука: в обрат­ных слогах предшествующая гласная произ­носится кратко; слоговое произнесение слова также отсутствует. Тем самым дефектное произношение как бы подводится к нормаль­ному, слитному произношению, например: ш - кола, з - дание (слова со стечением со­гласных), с - амос - вал (в слове два зву­ка с).

      3. В упражнениях на произнесение предложений слова со ставящимся звуком произносятся с соблюдением предыдущего правила, но без слогового деления, например:

      Его-р- ко-р.-мит ку-р-. У Миш-и маш-ина. У пл-етня топо-ль-.

      Указанные правила произнесения спо­собствуют сосредоточению внимания на ин­тересующем нас звуке и поэтому облегчают его произнесение. Так, например, при произне­сении слов пар и Вася (па-р-, Ва-с-я) язык при произнесении звука а (язык ле­жит плоско на дне рта) должен при зву­ке р подняться к нёбу, а при звуке с подтя­нуться и упереться в нижние зубы. Длитель­ное (в первом слове) и слоговое (во втором слове) произнесение звука а даёт ребёнку время подготовиться к следующему, ста­вящемуся звуку. При обычном, быстром произнесении такой возможности у ребёнка нет.

      Длительное произнесение ставящегося звука в слогах, словах и предложениях по­могает тренировать язык и вырабатывать устойчивый стереотип. Ставящийся звук на­много легче произносится в словах, где он составляет слог, находящийся под ударением.

      Воздух выдыхается сильнее и продолжитель­нее именно на ударном слоге. После закреп­ления слов с ударными слогами легче и быстрее заучиваются слова с безударными слогами и трудные.

      При отработке произношения звуков, слогов и слов в первоначальном периоде не­обходимо использовать дирижирование руки, что способствует соблюдению длительности звучания. Медленно ведя руку справа на­лево, логопед произносит звук, слог и слово, а ребёнок повторяет. В последующем ребёнок приучается сам произносить слоги и слова.

      Чтобы не было разрыва между заучи­ваемыми словами и разговорно-бытовой речью, необходимо соблюдать правила ли­тературного произношения, важнейшие из которых:

      А) безударная гласная о произносится как а, например: возы (вазы), корова (карова), Борис (Барис);

      Б) звонкие согласные перед глухими и в конце слова оглушаются, например: лож­ка (лошка), ножка (ношка), низкий (ниский), нож (нош), уж (уш), глаз (глас) и т.д.;

      В) глухие согласные перед звонкими озвончаются, например: сгорел (згорел), сделать (зделать), сбоку (збоку), просьба (прозьба).

      Следующий этап автоматизации ста­вящегося звука заключается в выборе опре­делённой системы отработки произношения. В зависимости от типа ставящегося звука в одном случае (постановка звуков ш - ж , с - з, щ, л ) вначале берутся прямые слоги, например ша, ши, ше, ту и др., а затем об­ратные, например аш, иш, ош и др. При по­становке звуков ц, ч и р вначале отрабаты­ваются обратные слоги, а затем прямые. Причём постановка твёрдого звука р начи­нается с произнесения слов, имеющих соче­тания тр и др, где звуки т и д являются опо­рой для произнесения звука р .

      В наиболее развёрнутом виде схему ра­боты можно представить на примере поста­новки звуков с - з:

      1. Подготовительные упражнения- отработка элементов акта звукопроизноше-ния, синтез этих элементов в произношении изолированного звука.

      2. Произношение глухого твёрдого зву­ка:

      А) в прямых слогах,

      Б) в обратных слогах.

      3. Произношение глухого мягкого зву­ка:

      А) в прямых слогах,

      Б) в обратных слогах.

      4. Дифференциация глухого твёрдого и мягкого звуков.

      5. Произношение звонкого твёрдого звука:

      А) в прямых слогах,

      Б) в обратных слогах.

      6. Произношение звонкого мягкого зву­ка:

      А) в прямых слогах,

      Б) в обратных сло­гах.

      7. Дифференциация звонкого твёрдого и мягкого звуков.

      8. Дифференциация глухого и звонкого звуков.

      При отработке элементов артикуляции, а также на упражнениях по произношению звуков, слогов и слов совершенно необходимо использовать настольное зеркало (размер зеркала не меньше 200 X 300 мм или 300 мм в диаметре). Нельзя использовать для работы настенные зеркала, зеркала в шкафах и т. п., так как они не обеспечивают хорошую видимость органов артикуляции.

      Контроль за положением органов арти­куляции можно осуществить и с помощью двух небольших зеркалец. В настольном зеркале недостаточно, либо совсем не видны такие важные моменты артикуляции, как альвеолы, положение кончика языка при выдыхании, щель для прохождения воздуш­ной струи, расстояние от верхних зубов до загнутого вверх кончика языка. Всё это можно видеть с помощью двух зеркалец. Но контроль с помощью двух зеркалец мож­но вводить только после усвоения подготови­тельных упражнений, т. е. после отработки положения органов артикуляции. Пользу­ются им так. Одно зеркальце устанавлива­ется, как обычно, перед лицом, а другое кла­дётся горизонтально на нижнюю губу (ниж­ние зубы) с некоторым наклоном зеркальной стороны к первому зеркальцу. Угол наклона подбирается так, чтобы были видны интере­сующие нас верхние и нижние части артику­ляционного аппарата.

      При контроле звуков ш, ж, щ и ч зер­кальце кладётся на нижние зубы. Угол на­клона такой, чтобы в другом зеркале были видны интересующие нас верхние и нижние части артикуляционного аппарата.

      При контроле звуков ш, ж, щ и ч зер­кальце кладётся на нижние зубы. Угол на­клона такой, чтобы в другом зеркале были видны передняя часть языка, щель посре­дине языка, альвеолы, а также верхние зу­бы и губы. Зубы при этом раскрыты на ши­рину пальца, а верхняя губа не закрывает верхние зубы (она подтянута кверху).

      При контроле звуков с, з и ц зеркальце кладётся на нижнюю губу и немного отжи­мает её книзу. Угол наклона подбирается такой, чтобы в другом зеркале были видны передняя часть языка, его боковые края, щель посредине языка, а также верхняя гу­ба и нижние зубы. Зубы при этом должны быть раскрыты на ширину, четверть или по­ловину пальца. Верхняя губа не закрывает верхние зубы, она подтянута кверху.

      После постановки и автоматизации того или иного звука следует этап его дифферен­циации (различения) с наиболее часто сме­шиваемыми звуками. Если не проводить дифференциацию, ребёнок будет путать про­изношение поставленного звука с имеющи­мися. Например, у ребёнка ставились зву­ки ш - ж , а звуки с - з были. Он хорошо стал произносить поставленные звуки во всех заданиях, но зато путал их со звуками с - з . Вместо слова шуба говорит суба, вмес­то слова суп говорит шуп. Различать звуки детям трудно, потому что язык ещё не при­учился быстро менять рабочее положение при произнесении слов со смешиваемыми зву­ками. Поэтому требуется дифференциация этих звуков. Вначале отрабатываются звуки в упражнениях, а затем вводятся в разговор­но-бытовую речь.

      Каждый этап произносительных уп­ражнений: постановки глухого и звонкого, твёрдого и мягкого звуков, а также диффе­ренциацию - можно представить такими видами речевой деятельности в их переходе от более простых к более сложным: чтение (произнесение - для неумеющих читать) слов, называние картинок, чтение (произне­сение) предложений, текстов загадок, шу­ток, потешек и т. д., дополнение предложений по картинкам, составление ответов по кар­тинкам, чтение рассказов, заучивание сти­хов, пересказ текстов, составление рассказа по картинкам.

      Повышает заинтересованность детей к занятиям использование в книге картинок. Однако значение этого вида упражнений этим не ограничивается. Задание назвать картинки и дополнить предложения по кар­тинкам помогает контролировать степень усвоения звуков в словах и предложениях. Составление ответов по картинкам, кроме того, развивает у ребёнка способность мыслить, самостоятельно строить фразы. Состав­ление рассказа по серии картинок приучает ребёнка к самостоятельной речи.

      Вопросы для составления по картинкам могут быть нескольких типов, и они, не рас­крывая сущности ответа, должны помогать ребёнку правильно его составить. Самый распространённый вопрос: Что делает маль­чик (девочка, бабушка, Миша, Женя, Римма, Лена и т. д.)? В зависимости от того, какой звук ставится, логопед сам на выбор должен употребить в вопросе подходящее имя.

      При постановке звука л в обратных слогах вопрос задаётся в прошедшем вре­мени. Соответственно ответ будет также дан в прошедшем времени, например: Что сде­лал Михаил? - Михаил поставил блюдце на полку.

      В других случаях (когда не называется имя) задаётся вопрос: Кто (что) это? Что здесь нарисовано?

      В качестве примера ответов на вопрос такого типа можно привести следующее:

      У реки камыши и шалаш. Около лужи жаба и жук. Лимон и апельсин. Они лежат на столе. Это кузница. В ней работают кузнецы.

      Большую роль играет заучивание сти­хотворений и текстов для пересказа. Вна­чале заучиваются отдельные слова со ста­вящимся звуком, затем самостоятельные фразы. После проговаривания и заучивания фраз ребёнок заучивает всё стихотворение и текст. Текст ребёнок рассказывает своими словами, и логопед должен следить за тем, чтобы в словах он употреблял ставящиеся звуки. В случае затруднения произнесения, а также для закрепления ставящегося звука логопед задает вопросы по тексту.

      Упражнение по составлению рассказа по серии картинок проводится так. Логопед рассказывает текст, а ребёнок слушает и затем по памяти повторяет.

      Возможен и другой способ. Ребёнок самостоятельно рассказывает текст, а затем его рассказывает логопед. Прослушав текст, ребёнок рассказывает его вторично. В обоих случаях необходимо следить, чтобы ребёнок при рассказывании не пропускал в словах ставящийся звук. Для контроля в приложе­нии приведены тексты этих рассказов.

      Процесс исправления недостатков звукопроизношения в существенной степени за­висит от выполнения методических устано­вок, важнейшими из которых являются сле­дующие:

      1. Ребёнок должен быть подготовлен к работе, так как его сознательное желание исправить звуки имеет большое значение.

      2. При постановке соответствующего звука не обращается внимание на другие де­фектные звуки. Так, если при постановке звука л ребёнку встретилось слова Лара, то нельзя попутно подправлять звук р . Он дол­жен исправляться позднее.

      3. Материал должен прорабатываться последовательно и ни в коем случае не вы­борочно. Нельзя пропускать отдельные этапы работы, так как пропуски и недоработки ска­зываются на качестве исправления.

      4. Переход от одного этапа работы к следующему должен осуществляться только после усвоения пройденного материала.

      5. Каждый поставленный звук необ­ходимо сразу вводить в разговорно-бытовую речь.

      6. Ребёнок должен заниматься еже­дневно по 30-45 мин. в один или два при­ёма, причём выполнять все подготовитель­ные и частично речевые упражнения (произ­ношение слогов и слов) перед настольным зеркалом - для контроля за положением отдельных частей артикуляционного аппа­рата.

      7. В течение работы над постановкой звуков родители должны активно помогать ребёнку (даже если он школьник) и требовать от него выполнения заданий.

      ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ Ш, Ж

      Нормальная установка при произнесе­нии звука. Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол), но не прижат; боко­вые края языка прилегают к верхним корен­ным зубам. Мышцы языка не слишком на­пряжены. Губы округлены и выдвинуты вперёд. Зубы сомкнуты либо сближены.

      Воздух выдыхается равномерно посре­дине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая струя воздуха. Звук ж произносится с включением голоса.

      Звуки ш и ж твёрдые; ш глухой, ж звонкий.

      аннотация : Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями.
      Речевой функцией ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослыми: правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Это так называемый физиологический период возрастного косноязычия. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

      Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, а также могут привести школьников к неуспеваемости по многим дисциплинам.
      Работа по исправлению нарушения звукопроизно-шения, несмотря на определенную специфичность, строится на основе общих педагогических принципов, в первую очередь постепенности перехода от легкого к трудному, сознательности усвоения материала, учета возрастных особенностей.
      Предлагаемая методика исправления нарушения произношения характеризуется следующими особенностями:
      1. При постановке любого звука работа начинается с воспроизведения отдельных элементов артикуляции данного звука.
      2. Вместо обычного, слитного, произношения вводится длительное произношение ставящегося звука, а в упражнениях на слова также слоговое их произнесение, что позволяет выделить артикуляцией нужный звук и облегчает в целом затруднительное на первом этапе произношение.
      3. Упорядочены тренировочные упражнения некоторых видов работ с целью упрощения и более строгого соблюдения постепенности перехода от легкого к трудному. Например, вначале произносятся слова, в которых ставящийся звук находится только в ударном слоге, а затем и более трудные для произнесения слова. Звуки в прямых и обратных слогах автоматизируются раздельно.
      В качестве материала для речевых упражнений использованы произведения Л.Н.Толстого, С.Я.Маршака, А.Л.Барто, К.И.Чуковского и многих других авторов. Для исключения слов со звуками, мешающими отработке нужного звука, некоторые тексты адаптированы автором данного пособия.

      отзыв о книге : Классический труд, выдержавший множество переизданий.
      Обширная подборка для автоматизации звуков, обилие небольших текстов для чтения, лексического материала.