Баба-яга костяная нога. Откуда взялась Баба Яга? Сказка где баба яга летит в ступе

В сказочном мире существует большое количество колоритных и очень узнаваемых персонажей. Например, один из самых древних персонажей. Сказки с Бабой-Ягой относятся к народному фольклору, где сама героиня выступает в роли нечистой силы. В них она делает как пакости, так и добрые дела. В этой статье мы рассмотрим разнообразные сказки с Бабой-Ягой (названия самых известных перечислим) и поговорим о самом персонаже.

Сказочный персонаж Баба-Яга

Рассмотрим более подробно, что же это за персонаж, Баба-Яга. В славянской мифологии это старая женщина, которая умеет колдовать, делать пакости и очень редко - добро. Живет Баба-Яга в темном лесу, в избушке на куриных ножках. Вокруг избушки обязательно будет высокий забор, на котором можно найти человеческие кости и черепа. Также Баба-Яга летает в ступе, помогая себе помелом.

Сказки с Бабой-Ягой показывают этого персонажа с трех сторон:

  • та, которая может преподнести подарок доброму молодцу (сказочного коня или нужный волшебный предмет);
  • та, которая похищает детей и зажаривает их в своей печи;
  • та, с которой идут сражаться.

Те специалисты, которые разбирались, откуда произошел этот образ, выдвигали несколько разных гипотез. Некоторые считали, что Баба-Яга представляет собой умершего предка. Другие же предполагали, что этот образ пришел в сказку из уклада, когда главой рода была очень имеющая право учить, как сильный глава рода и знающий человек.

В любом случае Баба-Яга представляет собой могучую и мудрую женщину в возрасте, что может как помочь путнику в дороге, так и стать большим испытанием, которое нужно решить. Ниже мы рассмотрим самые известные сказки с этим персонажем.

Сказки про Бабу-Ягу, в которых она делает плохие дела

Существует ряд сказок, в которых Баба-Яга совершает плохие дела (похищает детей, удерживает прекрасную девицу в плену и др.). Такие русские сказки с Бабой-Ягой обычно читают совсем маленьким деткам. В них она представляет собой фактор назидательности. Именно после таких сказок родители поучают своих деток. Рассмотрим некоторые из них.

  • "Баба-Яга костяная нога". В этой сказке рассказывается о послушной дочери, которая идет по велению мачехи в лес к Бабе-Яге. На своем пути она преодолевает различные препятствия, чтобы выбраться из злого плена. Сказка рассказывает о послушании, доброте.
  • "Баба-Яга и Заморышек". В этой сказке рассказывается про родных братьев, один из которых был самым умным. Вот судьба привела их к Бабе-Яге, и благодаря своей смекалке и находчивости братья смогли избавиться от беды.
  • "Гуси-лебеди". В этой сказке Баба-Яга - негативный персонаж, который приказывает своим гусям воровать детей.
  • "Марья Моревна". Сильная воительница Марья держит в плену которого через некоторое время по незнанию выпускает Иван-царевич. Чтобы спасти возлюбленную, ему понадобился конь Бабы-Яги.

Сказки, в которых Баба-Яга помогает молодцу или девице

Также существуют сказки, в которых Баба-Яга предстает как мудрая и одинокая женщина, которая дает наставление заблудшему молодцу. При этом она может подарить ему волшебный предмет, что после приведет его куда нужно или поможет в трудный час. Рассмотрим такие сказки с Бабой-Ягой:

  • "Василиса Прекрасная". Это русская народная сказка, в которой рассказывается о бедной девочке, вынужденной исполнять приказы мачехи. Когда мачехины дочки отправили ее к Бабе-Яге за огнем, та пошла. Исполнив все приказы старухи, Василиса получила то, за чем приходила.
  • "Перышко Финиста Ясна Сокола". В этой сказке персонаж Бабы-Яги показан с хорошей стороны. Главный герой - заколдованный молодец, которого идет спасать его возлюбленная. На своем пути она встречает трех Бабок Ежек, которые дают ей по одному волшебному предмету. С их помощью она и освобождает возлюбленного Финиста.
  • "Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что". Удивительная и волшебная история, где Баба-Яга предстает вообще в другом образе - доброй помощницы молодцу на его пути.

Народные сказки про Бабу-Ягу

Также вы можете встретить сказки с Бабой-Ягой и у других народов, только там ее называют несколько иначе. Например, в сербском фольклоре ее называют Бабой Рогой, в Черногории - Бабой Ругой. Рассмотрим сказки, в которых она появляется.

  • "Пилипка-сынок". Это белорусская сказка про очень смышленого мальчика, который противостоит Бабе-Яге и ее дочери.
  • (украинская сказка).
  • "Хортки" (белорусская сказка).

Как видим, народные сказки с Бабой-Ягой очень распространены по всему миру. Некоторые сказки очень похожи друг на друга, обязательное отличие - это имя Бабы-Яги, а также некоторые детали по сюжету. К тому же этот образ не только является страшилкой для деток, но и показывает некоторые аспекты из жизни наших предков.

Баба-Яга в кинематографе и мультипликации

Также этот персонаж можно встретить в кино и мультфильмах. В их основу, конечно, легли народные русские сказки с Бабой-Ягой. Ниже будут перечислены некоторые из самых известных. Итак, сказки с Бабой-Ягой (названия):

  • "Морозко" (кино);
  • (кино);
  • "Василиса Прекрасная" (кино);
  • "Новогодние приключения Маши и Вити" (кино);
  • "Гуси-лебеди" (мультфильм);
  • "Царевна-лягушка" (мультфильм);
  • "Василиса Прекрасная" (мультфильм);
  • "Летучий корабль" (мультфильм);
  • "Приключения домовенка" (мультфильм).

Конечно, это далеко не весь перечень мультфильмов и фильмов, в сюжет которых легли сказки или сам образ Бабы-Яги. Он настолько колоритен, что встречается очень часто.

Заключение

Итак, мы рассмотрели сказки с участием Бабы-Яги. Как видим, они достаточно разнообразны. Читая деткам эти сказки, следует объяснять, что это за образ, в чем его поучительность. Можно даже рассказать о версиях его возникновения. Возможно, вашему ребенку понравится.

БАБА-ЯГА – всеми известный персонаж сказочной мифологии, известный нам с детства.

От себя добавлю в общее описание: живет в избушке на курьих ножках, без окон и дверей, жарит детей в печке, готовит зелье и разные снадобья. Попробуем разобраться, откуда в русской мифологии взялся этот персонаж - Баба Яга. Из множества гипотез о происхождении Бабы-Яги я придерживаюсь следующей.

Историк и писатель А.Иванов ссылается на обычай угро-финнов, который уходит корнями во времена язычества. Они верили, что умершие помогали им с того света, и после смерти близкого человека делали куклу «бабу», или иттарму, куда вселялся дух умершего. Затем заворачивали эту куклу в шубу, сшитую из шкур животных, мехом наружу – ягу. Такую шубу носили женщины. Отсюда и название – Баба-Яга. В то время был матриархат, что объясняет женский род куклы.

После того, как «бабу» заворачивали в ягу, сколачивали священную постройку сомъях – сруб «без окон, без дверей» (см.фото в альбоме), и помещали туда куклу. Вместе с куклой клали драгоценности и прочие атрибуты умершего и относили в чащу леса, далеко от поселений. Затем постройку устанавливали на стволах подрубленных деревьев, чтобы ни звери не могли достать, ни люди не украсть. И много было желающих поживиться сокровищами, «иду туда не знаю, куда», но не возвращались – такие загадочные исчезновения добавили ужас к образу Бабы-Яги, как некой злой силе.

Почему на курьих ножках? – стволы подрубленных деревьев «окуривались» можжевеловыми ветками, отсюда «курьи», а не куриные.

Почему «без окон, без дверей»? - ритуальной кукле не нужны окна. Почему костяная нога? – признак мертвеца, принадлежности царства мертвых.

Почему в ступе летает? – ступа это похоронная урна, чаще деревянная у славянских народов, считалось, что там прячется душа усопшего.

Почему метла? – это исконно женское средство, связано с магией очистительной силы.

К устрашающему образу злой колдуньи Бабы-Яги примыкает поверье про зажаривание в печи. На самом деле так знахарки выхаживали младенцев и лечили детей. Заворачивали ребенка в тесто, и укладывали в печь, там он «припекался», донашивался, или выздоравливал, если болел. И перерождался для новой жизни.
По исследованиям этнографов в древних племенах так же был такой обряд, он назывался «очищение огнём» и служил для инициации подростков. Его проводила старая женщина-жрица в пещере или глухом лесу, где подростки должны символически умереть, чтобы возродиться мужчинами и стать полноценными членами племени, вступить в брак.

Инициирующая роль Бабы-Яги и обряд зашифрованы в сказках. Исследователи сказок В.Я. Пропп, В.Н.Топоров отмечают: герой попадает к Бабе-Яге в избушку, т.е. в мир мертвых, «умирает», проходит испытания и возрождается в новом качестве. Баба-Яга при этом является проводником перемен.

Очевидно, что все атрибуты Бабы-Яги связаны со смертью, и это несомненно утрачивает восприятие её как мудрой женщины, ведьмы, т.е. ведающей, умеющей и передающей свои знания, лечащей, «бабы – обрядницы».
Такое восприятие отражает наши глубинные страхи, ужас непознанного, неизвестного, невидного.

И тем не менее Баба-яга – это архетип* мудрой Первозданной Женщины, Дикой Матери – наставницы (К.П.Эстес). Матери помогающей и карающей. Поэтому этот образ так прочно укоренился в нашей коллективной и индивидуальной культуре.

В одном селе по весне корова тремя телятками разродилась. И три местные маманьки в тот же день народили сыночков. Назвали их Ванечками, не сговариваясь.

Вот идет время, растут у коровушки телятки. И Ванечки растут, не отстают.
Как-то раз послали их маманьки на лужок теляток пасти. Пришли они на лужок, тростинки в зубы – щелк, и лежат под солнышком, пятками кверху. Пригрелись и задремали.

А в это время вышел из лесу волк, увидел – телятки ничейные пасутся и забрал их с собой. Впрок, на зиму голодную.

Проснулись Ванечки, глядь, а теляток-то и нету. Заплакали. Знают, что дома им от маманек попадет так, что ни сесть, ни встать. Тут как раз мимо заинька бежал. Увидал он, что Ванечки плачут, остановился и говорит:

— Эх вы! Такие большие, а слезы льете! Не стыдно?
— Стыдно, — хором ответили Ванечки и сопли кулачками стерли.
— Ваших телят волк унес. Это он себе впрок хозяйство к зиме собирает. Стало быть, не съест скоро. Если хотите назад телят заполучить, нужно к Бабе Яге идти. Она одна на волка управу знает.
— Где же найти ее? – спрашивают Ванечки.
— Да нигде, — смеется заинька. – Она детушками малыми сама лакомиться любит. Как заплутаете в лесу – так ее и встретите.

Пошли Ванечки в лес дремучий. Кругом скрепит и шелестит, а еще ухает да кукукает. Страшно им, но к маманькам без телят еще страшнее возвращаться. Вот час идут, другой идут, а на третий заблудились так, что уж не найти дороги домой.

Тут откуда ни возьмись, Баба Яга в ступе летит, помелом погоняет. На плече у нее кот черный сидит, щетинится, а глаза страшные, точно угли раскаленные. Увидала она Ванечек, разом всех троих схватила и в избушку к себе полетела.

В избушке у Бабы Яги сыро, плесенью пахнет и не прибрано. Баба Яга Ванечек на лавку поставила и говорит:
— Будете теперь у меня в услужении. А как что не так – сразу съем. Как звать-то вас?
Назвались они все трое Ванечками. Баба Яга только затылок почесала. Ничего не поняла.

На другой день, надавала она Ванечкам заданий: одному – полы в доме мыть, другому – огород капать, третьему крупу перебирать. А сама улетела прочь из избы. Но у Ванечек – дело молодое – беспамятное. Забыли, что кому из них делать полагалось.

К вечеру возвращается Баба Яга и видит: сидит один Ванечка на огороде и земельку перебирает. Камушки в ней выискивает приметные и в кармашек складывает. Домой зашла Яга и чуть ноги себе костяные не зашибла – весь пол в избе перекопан, доски переломанные торчат, а в дальнем краю избы другой Ванечка с лопатой стоит – знай себе копает. Посмотрела Баба Яга – сидит за столом третий Ванечка и крупинки по одному зернышку в воде намывает.
— Безобразие! – кричит Баба Яга. – Да я вас сейчас всех троих живо в печи изжарю и за ужином съем.

Описание персонажа Баба Яга

Стала тогда Баба Яга на голове у себя волосы рвать. Кричит:
— Убирайтесь все трое из моей избы, чтоб и духу вашего здесь не было!
А тот Ванечка, который избу копал за всех отвечает:
— Нее, нам домой никак нельзя. Нас маманьки заругают. Без телят не воротимся.
— Где ваши телята? – кричит Баба Яга.
— Их волк унес.

Баба Яга тогда в ступу запрыгнула, к серому волку полетела и телят у него отобрала. А потом взяла Ванечек и сама их вместе с телятами до дому доставила.

Чтоб, чего доброго они с ней жить не надумали…

Мои внучата, костяные ножки, весело катаются с ледяных горок. – Запрыгнула в дубовую ступу . - А-а-ах, как прелестно пахнет лесным духом! Ваша Яга закрутила метлой, закружилась в ступе по воздуху и прошептала: - Пам-пара-рам, ухты-мухты. - Взлетела выше... перед избой. Курьи ножки выпрыгнули из сугроба и заплясали от радости. - Кудах-тах-тах! Куд-куда пропадала, баба Яга ? – спрашивает избушка. Я улыбнулась, подмигнула ей и без слов указала крючкастым пальцем на дверь. Сосновая дверь скрипнула, ...

https://www..html

Во второй главушке расскажу вам о том, что произошло дальше. Я села в дубовую ступу , прошептала заклинание и за один миг долетела до Африки. Ваша бабуленька Ягуленька приземлилась на пустоши: - Это же пустыня Сахара! [ ... , раскрыла пасть с острыми клыками и заиграла "погремушкой" на конце хвоста. - Эка невидаль?! – я усмехнулась. – Змея, глупая зверушка, бабу Ягу вздумала пугать!? - Цыкнула разок на змею, топнула костяной ногой и повела метлой по воздуху. Огляделась. - А где змея? Она улетела или...

https://www..html

Когда была я бабою Ягой,
Летала в ступе я отменно,
Она была мне сумкой полевой,
Ведром была одновременно

Метла была мне чтобы оттолкнуться,
От Матушки родной земли,
Со всякой нечистью бороться,
Что попадалась на пути...

Кружила...

https://www.сайт/poetry/1121920

Вас силы светлые, помощники наши, спасители. . … Несколько взмахов могучих крыльев, и наши герои приземлились у избушки Бабы Яги . Из открытых окон и дверей неслась залихватская, хоть и совершенно не в такт, песня. Очень громкая. Рыцарь с... то уже не только свои ремки, и державу пропили почти. -А они сами-то, согласны спасаться? -А кто ж их спросит? Жены помогут. Баба Яга гнусно захихикала. -Слушай, но это как-то нечестно, надо всё же у самих спросить, а хотят ли спасения. А то карму себе испортишь...

https://www..html

Глазки замутились, закатились. Мышиные лапки задрожали, а тело обмякло, следом оцепенело. Ваша Яга горестно запричитала: - А-а-ах, Гунди не шевелится, знать померла. О-о-ой, что я сделала?! О-о-ой, что глупая Яга натворила?! Я мышку Гунди, заморскую зверушку, взглядом убила. – Посидела, погоревала, ... . О-о-очень удивила меня своей прытью: - Вот дела-а-а?! Малюсенькая мышь провела бабу Ягу . Ай да молодец! Самое главное, хорошо, что притворщица жива. Бабке старой от этого, хоть малое, но счастье.

Давайте сначала ответим на вопрос: кто такая сказочная Баба-Яга? Это старая злая ведьма, которая живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняя ее пестом и заметая след метлой. Любит полакомиться человечиной - маленькими детьми и добрыми молодцами. Однако в некоторых сказках Баба-Яга вовсе не злая: она помогает добру молодцу, подарив ему что-то волшебное или указав путь к нему.

Вот такая противоречивая старуха. В вопросе о том, как попала Баба-Яга в русские сказки, и почему ее так зовут, исследователи до сих пор не пришли к общему мнению. Мы познакомим вас с самыми популярными версиями.

По одной из них, Баба-Яга - это проводник в потусторонний мир - мир предков. Она и живет-то на границе миров живых и мертвых, где-то в "тридевятом царстве". А знаменитая избушка на курьих ножках - как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Да и сама Баба-Яга - оживший мертвец. В пользу этой гипотезы говорят такие детали. Во-первых, ее жилище - избушка на курьих ножках. Почему именно на ножках, да еще и "курьих"? Полагают, что "курьи" - это видоизмененное со временем "курные", то есть окуренные дымом. У древних славян был такой обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили "избу смерти", в который помещали прах умершего. Такой погребальный обряд существовал у древних славян в VI-IX веках. Возможно, избушка на курьих ножках указывает на другой обычай древних - хоронить умерших в домовинах - специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги.


Николай Рерих
„Изба смерти“ (1905)

Да и сама Баба-Яга - лохматая (а косы в те времена расплетали только умершим женщинам), подслеповатая, с костяной ногой, крючковатым носом ("нос в потолок врос") - настоящая нечисть, живой мертвец. Костяная нога, возможно, напоминает о том, что покойников хоронили ногами к выходу домовины, и если в него заглянуть, можно было увидеть лишь их ноги.

Вот почему Бабой-Ягой часто пугали детей - точно так же, как пугали мертвецами. Но, с другой стороны, в древности к предкам относились с уважением, почтением и страхом; и, хотя старались не тревожить их по пустякам, так как боялись навлечь на себя беду, в трудных ситуациях все же обращались к ним за помощью. Точно так же Иван-царевич обращается к Бабе-Яге за подмогой, когда ему нужно победить Кащея или Змея Горыныча, и она дарит ему волшебный клубок-проводник и рассказывает, как можно одолеть врага.

По другой версии, прототип Бабы-Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые женщины, которые жили вдали от поселений, в лесу. Многие ученые выводят слово "Яга" от древнерусского слово "язя" ("яза"), означающего "немощь", "болезнь" и постепенно вышедшего из употребления после XI века. Страсть Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд "перепекания", или "припекания", младенцев, больных рахитом или атрофией: ребенка заворачивали в "пеленку" из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. По другим версиям, собаку (щенка) засовывали в печь вместе с ребенком, чтобы на него перешла хворь.

И это действительно часто помогало! Только вот в сказках этот обряд поменял знак с "плюса" (лечение ребенка) на "минус" (ребенка жарят, чтобы съесть). Предполагают, что это произошло уже в те времена, когда на Руси начало утверждаться христианство, и когда активно искоренялось все языческое. Но, по-видимому, до конца одолеть Бабу-Ягу - наследницу народных целительниц - христианство все же не смогло: вспомните, разве хотя бы в одной сказке Бабе-Яге удалось кого-нибудь изжарить? Нет, она только хочет это сделать.

Еще выводят слово "Яга" от "ягать"- кричать, вкладывая в свой крик все силы. Ягать учили рожающих женщин бабки-повитухи, ведуньи. Но также "ягать" означало "кричать" в смысле "браниться", "ругаться". Выводят Ягу и из слова "ягая", имеющего два значения: "злая" и "больная". Кстати, в некоторых славянских языках "ягая" означает человека с больной ногой (помните костяную ногу Бабы-Яги?). Возможно, Баба-Яга вобрала в себя какое-нибудь или даже все эти значения.

Сторонники третьей версии видят в Бабе-Яге Великую Мать - великую могущественную богиню, праматерь всего живого ("Баба" - это в древнеславянской культуре мать, главная женщина) или великую мудрую жрицу. Во времена охотничьих племен такая жрица-ведунья распоряжалась важнейшим обрядом - церемонией инициации юношей, то есть посвящения их в полноправные члены общины. Этот обряд означал символическую смерть ребенка и рождения взрослого мужчины, посвященного в тайны племени, имеющего право вступать в брак. Обряд заключался в том, что мальчиков-подростков уводили в глубину леса, где они проходили обучение, чтобы стать настоящим охотником. Обряд инициации включал имитацию (представление) "пожирания" юноши чудовищем и последующего «воскрешения». Он сопровождался телесными истязаниями и повреждениями. Поэтому обряда инициации боялись, особенно мальчики и их матери. Что делает сказочная Баба-Яга? Она похищает детей и уносит их в лес (символ проведения обряда инициации), жарит их (символически пожирает), а также дает полезные советы выжившим, то есть прошедшим испытание.

По мере развития земледелия обряд инициации ушел в прошлое. Но страх перед ним остался. Так образ ведуньи, проводившей важные обряды, трансформировался в образ косматой, страшной, кровожадной ведьмы, которая похищает детей и съедает их - совсем не символически. Этому помогло и христианство, которое, как мы указали выше, боролось с языческими верованиями и представляло языческих богов как демонов и ведьм.

Есть и другие версии, согласно которым Баба-Яга пришла в русские сказки из Индии ("баба-яга" - "наставник йоги"), из Центральной Африки (рассказы русских моряков об африканском племени людоедов - ягга, которыми руководила женщина-королева)... Но мы остановимся на этом. Достаточно понять, что Баба-Яга - это многоликий сказочный персонаж, вобравший в себя множество символов и мифов прошлого.


Актер Георгий Милляр бесподобно сыграл роль Бабы-Яги во многих фильмах-сказках Александра Роу. Он сам изобрёл образ своей Бабы-Яги - грязное бесформенное тряпьё, наверченное на туловище и голову, грязные седые патлы, большой крючковатый нос с бородавками, торчащие клыки, безумно поблёскивающие глаза, каркающий голос. Баба-Яга Милляра получилась не просто страшной, а жуткой: многие маленькие дети при просмотре фильма были всерьёз напуганы.