329 тк рф для работников транспортных организаций. Теория всего

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Трудовой кодекс, N 197-ФЗ | ст. 329 ТК РФ

Статья 329 ТК РФ. Рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств (действующая редакция)

Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 329 ТК РФ

1. Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, запрещено работать по совместительству, если совмещаемая работа также непосредственно связана с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 N 16.

При поступлении на работу, связанную с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, по совместительству работник должен представить соответствующий документ, подтверждающий, что по основному месту работы его трудовая функция не связана с непосредственным участием в управлении транспортными средствами либо в управлении движением транспортных средств.

2. Особенности, касающиеся рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, предусмотрены в специальных нормативных правовых актах, устанавливающих включение определенных периодов в рабочее время, сокращение рабочего времени для некоторых категорий работников, особенности установления суммированного учета рабочего времени, продолжительность сменной работы и порядок чередования смен, виды и продолжительность перерывов, включаемых в рабочее время, возможность привлечения к аварийным и авральным работам, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха, возможность суммирования выходных дней и др.

К числу указанных нормативных правовых актов относятся:

Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота, утв. Постановлением Минтруда России от 20.02.1996 N 11;

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утв. Приказом Минтранса России от 16.05.2003 N 133;

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 30.01.2004 N 10;

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утв. Приказом МПС России от 05.03.2004 N 7;

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15;

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена, утв. Приказом Минтранса России от 08.06.2005 N 63;

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утв. Приказом Минтранса России от 18.10.2005 N 127;

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 21.11.2005 N 139;

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации, утв. Приказом Минтранса России от 07.07.2011 N 181;

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы, утв. Приказом Минтранса России от 14.03.2012 N 61, и некоторые другие нормативные правовые акты.

2. Рабочее время отдельных категорий работников транспорта включает в себя не только время фактического управления транспортным средством, но и некоторые иные периоды времени. Например, согласно п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, рабочее время водителя автомобиля состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Работа, связанная с управлением транспортным средством или с управлением движением транспортных средств, требует постоянной концентрации внимания и значительного нервно-эмоционального напряжения, что обусловило установление для отдельных работников транспорта специальных перерывов для отдыха, включаемых в рабочее время. Так, согласно п. 49 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации члену летного экипажа предоставляются кратковременные перерывы следующей продолжительности:

Судебная практика по статье 329 ТК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 56-КГ16-46, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

    Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными Кодексом (часть 2 статьи 329 Трудового кодекса Российской Федерации). Таким образом, статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации находящейся в системном единстве с положениями статей 328 и 330 Трудового кодекса Российской Федерации, установлены особенности регулирования трудовых отношений и условий труда работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, в том числе в отношении работы по совместительству, режима рабочего времени и времени отдыха...

  • Решение Верховного суда: Решение N ГКПИ10-182, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция

    Веснин В.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 20, 21, 24, 32 Положения по тем основаниям, что они в нарушение статьи 329 Трудового Кодекса Российской Федерации вводят необоснованные ограничения прав наемных работников, гарантированных Трудовым кодексом Российской Федерации...

  • Решение Верховного суда: Определение N КАС10-54, Кассационная коллегия, кассация

    Оспариваемый Приказ противоречит ст. 329 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой перечень работ, профессий должностей, непосредственно связанных с движением транспорта утверждается Правительством Российской Федерации...

+Еще...

Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.

Комментарий к Ст. 329 ТК РФ

1. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. N 16 (СЗ РФ. 2008. N 4. Ст. 268).

Данный Перечень состоит из 4-х разделов: I. Автомобильный, городской наземный электрический транспорт, дорожное хозяйство; II. Железнодорожный транспорт общего и необщего пользования, метрополитен; III. Гражданская авиация; IV. Морской и речной транспорт.

В каждом из разделов названы виды работ, выполняемые по профессиям и должностям, указанным в соответствующем разделе.

2. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются, как правило, соответствующими федеральными органами исполнительной власти РФ в нормативных правовых актах, учитывающих специфику труда таких работников. См., например:

— Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации РФ, утвержденное Приказом Минтранса России от 30 января 2004 г. N 10 (БНА РФ. 2004. N 11);

— Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утвержденное Приказом МПС России от 5 марта 2004 г. N 7 (БНА РФ. 2004. N 24);

— Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена, утвержденное Приказом Минтранса России от 8 июня 2005 г. N 63 (БНА РФ. 2005. N 30);

— Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утвержденное Приказом Минтранса России от 18 октября 2005 г. N 127 (БНА РФ. 2005. N 49);

— Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утвержденное Приказом Минтранса России от 16 мая 2003 г. N 133 (БНА РФ. 2003. N 10), и др.

3. В части, не противоречащей ТК РФ, продолжают действовать и некоторые нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, отражающие специфику труда работников соответствующих видов транспорта.

В качестве примера можно привести Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 6 декабря 1983 г. N 283/24-82 «Об утверждении раздела «Железнодорожный транспорт и метрополитен» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 56″. Данный документ применяется на территории РФ в соответствии с Постановлением Минтруда России от 12 мая 1992 г. N 15а «О применении действующих квалификационных справочников работ, профессий рабочих и должностей служащих на предприятиях и в организациях, расположенных на территории России» (Бюлл. Минтруда РФ. 1994. N 7 — 8).

Второй комментарий к Статье 329 Трудового кодекса

1. Запрещение работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени по профессии или должности, связанной с движением транспортных средств, а также работы, связанной с вредными и опасными условиями труда, касается как случаев привлечения работников к сверхурочным работам, так и работы по совместительству. Такие ограничения вызваны заботой государства о безопасности движения транспорта.

2. Новая редакция комментируемой статьи указывает, что Перечень работ, профессий и должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движения транспортных средств, утверждается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

3. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. закрепляет новый порядок законодательного установления особенностей режима рабочего времени указанных категорий работников. Теперь они устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующего общероссийского объединения профсоюзов и общероссийского объединения работодателей.

4. Приказом Министерства путей сообщения РФ от 5 марта 2004 г. N 7 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов. Документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников пассажирских поездов, рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебными отделениями, для локомотивных и кондукторских бригад, сменных работников и работников с рабочим днем, разделенным на части, работников пассажирских поездов, рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебными отделениями, работников, обслуживающих (сопровождающих) специальный железнодорожный подвижной состав, локомотивы и пассажирские вагоны и т.п.

Так, продолжительность рабочего времени для таких работников при сменной работе устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников, но не более 12 часов. Работа более двух календарных дней подряд в период ночного времени (с 22 часов до 6 часов) для них не допускается.

Время непрерывного отдыха между сменами должно составлять не менее 12 часов. Привлечение работника к работе, независимо от продолжительности использованного отдыха за время предшествующей работы (смены), допускается лишь в случаях производства работ, необходимых для обороны страны, а также для предотвращения производственной аварии либо устранения последствий производственной аварии или стихийного бедствия и с письменного согласия работника.

5. Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации, см. Приказ Минтранса РФ от 30 января 2004 г. N 10.

Положение устанавливает с учетом трудового законодательства Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением и занимающих должности руководителя полетов, диспетчера-инструктора службы движения (включая старшего), диспетчера службы движения, осуществляющего непосредственное управление движением воздушных судов (включая старшего) (далее — диспетчер УВД), заключивших трудовой договор с работодателем.

Так, при суммированном учете рабочего времени максимально допустимая продолжительность ежедневной работы не может превышать в дневное время 9 часов, в ночное время — 12 часов.

Диспетчеру, осуществляющему непосредственное управление воздушным движением за диспетчерским пультом, оборудованным видеодисплейным терминалом, после двух часов непрерывной работы предоставляется специальный перерыв продолжительностью не менее 20 минут. Кроме того, при интенсивности воздушного движения более допустимой, определяемой в установленном порядке, диспетчеру УВД после каждого часа работы предоставляется дополнительный специальный перерыв продолжительностью 10 минут. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.


Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.

Комментарии к ст. 329 ТК РФ


1. Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота (далее - Положение) утв. Постановлением Минтруда России от 20 февраля 1996 г. N 11.

Оно устанавливает особенности регулирования труда и отдыха работников плавающего состава судов морского флота (далее - членов экипажей) в соответствии с трудовым законодательством РФ.

Положение является нормативным актом, действие которого распространяется на членов экипажей морских судов, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ судовладельцам независимо от форм собственности и осуществляющих: перевозки грузов и пассажиров; ледокольные работы; аварийно-спасательные работы; гидрографические работы; научно-исследовательские работы; учебный процесс; портовые и служебно-вспомогательные работы; дноуглубительные и рефулерные работы.

Положение не распространяется на членов экипажей судов: рыболовецких и рыбной промышленности; Минобороны России, МВД России.

Положение применяется в отношении всех лиц, занятых на борту судна, включая направляемых в рейс членов судовых ремонтных бригад, кроме: судовых медицинских работников; лиц, являющихся штатными работниками учебных заведений, в обязанности которых входит исключительно учебно-воспитательная работа; работников судовых ресторанов; лиц, находящихся на борту, но состоящих на службе не у судовладельца, а у другого предпринимателя; лиц, входящих в состав экспедиции, находящейся на борту судна во время рейса; лиц, находящихся на борту судна в период рейса, в обязанности которых входит только выполнение погрузочно-разгрузочных работ в пунктах, где отсутствуют грузчики; представителей судовладельца, выходящих в рейс для выполнения работ по испытанию судовых силовых установок, контролю за выполнением правил технической эксплуатации механизмов и т.п.; лиц, не входящих в состав экипажа и осуществляющих в период пребывания судна в порту ремонт, уборку, охрану судна, погрузку или разгрузку и другие работы.

Рабочее время и время отдыха вышеуказанных работников регулируются общими нормами трудового законодательства РФ или соответствующими нормативными правовыми актами.

Рабочее время означает время, в течение которого член экипажа обязан выполнять работу по обслуживанию судна и поддержанию его в нормальном эксплуатационно-техническом состоянии.

Ежедневная нормальная продолжительность рабочего времени для членов экипажей составляет 8 ч с понедельника по пятницу, т.е. 40 ч в неделю с 2 выходными днями в субботу и воскресенье.

Для отдельных членов экипажей устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени:

для женщин - членов экипажей судов, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - 7,2 ч с понедельника по пятницу включительно, т.е. 36 ч в неделю с 2 выходными днями в субботу и воскресенье;

для членов экипажей группы "А" атомоходов и судов атомно-технологического обслуживания (АТО) - 6 ч с понедельника по субботу включительно, т.е. 36 ч в неделю с 1 выходным днем в воскресенье.

На судах с круглосуточной работой для членов экипажей устанавливается трехсменный график вахт, а для членов экипажей группы "А" атомоходов и судов АТО - четырехсменный график вахт (работ). На судах, эксплуатируемых некруглосуточно, устанавливается двух- или односменный график вахт.

В зависимости от конкретных условий эксплуатации судна (продолжительности рейса, навигационного или эксплуатационного периода, частоты захода в порты, времени стоянки в портах и т.д.) и форм организации работы экипажа (закрепления за судами периодически сменяющихся 3 экипажей на 2 судна или 2 экипажей на 1 судно, наличия жилых помещений, соответствия действующим санитарным правилам для морских судов и гигиеническим нормам и т.д.) на судах могут устанавливаться графики вахт (работ) продолжительностью свыше 8, но не более 12 ч в сутки.

График вахт (работ) разрабатывается и утверждается судовладельцем или по его поручению капитаном судна по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива.

Для членов экипажей устанавливается суммированный учет рабочего времени.

Продолжительность учетного периода определяется судовладельцем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива исходя из конкретных условий работы судна (продолжительности эксплуатационного или навигационного периода, продолжительности рейса, района плавания, рода перевозимого груза, времени стоянки под грузовыми операциями в порту) и установленного графика вахт (работ) членов экипажей, а также из того, что максимальная продолжительность работы членов экипажей на судах между 2 периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней отдыха) не должна превышать 120 календарных дней.

В случаях затруднения со сменой всего экипажа или отдельных его членов в иностранных или арктических портах, задержки судна в рейсе, стоянки в порту, где смена экипажа связана со значительными затратами средств и времени, продолжительность работы на судне экипажа или отдельных его членов может быть увеличена до 150 календарных дней.

Продолжительность вахт в ночное время не сокращается.

При стоянках в портах в зависимости от конкретных условий (отсутствие перешвартовок, приема или сдачи груза и другие обстоятельства, требующие обязательного несения на стоянке в порту трехсменной вахты командным составом) и в случае вывода судов из эксплуатации (ремонт, отстой и т.п.) капитан может устанавливать для командного состава суточное дежурство с предоставлением после его окончания отдыха продолжительностью не менее 48 ч. При невозможности предоставления 48-часового отдыха после окончания суточного дежурства этот отдых может быть уменьшен до 12 ч с присоединением недоиспользованной части отдыха к суммированным дням отдыха. Сокращение отдыха после суточного дежурства до 12 ч допускается не более 2 раз в неделю.

Члены экипажей, за исключением работников пищеблока, могут привлекаться с их согласия к выполнению работ, не входящих в их прямые должностные обязанности (погрузочно-разгрузочные работы, очистка и мойка трюмов и танков, крепление и раскрепление груза и др.), в свободное от вахт (работ) время.

На судах допускается выполнение обязанностей недостающих по штату членов экипажа, несущих вахту, и лиц обслуживающего персонала. При этом выполнение обязанностей недостающего по штату обслуживающего персонала возлагается только на лиц, относящихся к обслуживающему персоналу.

Судовладелец должен укомплектовать по штату экипаж судна в возможно короткий срок.

Ежедневная общая продолжительность работы члена экипажа, включая время несения вахт (работ), выполнения наряду со своими обязанностями работы за недостающего по штату работника и выполнения дополнительных работ, не входящих в круг прямых должностных обязанностей членов экипажа, не должна превышать 12 ч.

Время отдыха определяется следующим образом. Члены экипажей в соответствии с действующим законодательством пользуются правом: на ежедневный отдых, включая время для приема пищи; еженедельный отдых; отдых в праздничные дни; ежегодный отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном действующим законодательством РФ, коллективным договором (соглашением).

В тех случаях, когда по условиям работы члену экипажа перерыв для приема пищи установить нельзя, ему должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени; при этом время для приема пищи включается в рабочее время, если работник на этот период не освобождается от выполнения возложенных на него обязанностей.

Временем ежедневного отдыха членов экипажей считаются промежутки между вахтами или периодами выполнения судовых работ.

Продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 12 ч.

Каждый член экипажа должен иметь в течение суток (24 ч) по крайней мере один непрерывный 8-часовой отдых.

Еженедельные дни отдыха и праздничные дни или другие дни отдыха за работу в эти дни, а также суммированные дни отдыха по желанию членов экипажей должны предоставляться в любом отечественном или зарубежном порту, как правило, в период эксплуатации судна и в порядке, устанавливаемом капитаном судна по согласованию с судовым выборным профсоюзным органом или уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива.

При стоянке в порту в дни еженедельного отдыха или праздничные дни капитаны должны оставлять на судах минимальное число членов экипажей для несения вахтенной службы и обеспечения безопасности судов, а также, если это необходимо, для приема и сдачи груза, устранения последствий аварии и перешвартовок. Всем остальным членам экипажа по их желанию должны быть предоставлены дни отдыха.

Проведение при стоянке в порту в дни еженедельного отдыха или праздничные дни каких-либо работ на судах, не связанных с грузовыми операциями или устранением последствий аварии, а также входом в порт или выходом из порта и перешвартовок, не допускается.

Число суммированных дней отдыха, полагающихся члену экипажа за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным на судне временем в часах по графику вахт (работ) и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность рабочего дня, предусмотренную в п. 2.2 Положения.

В тех случаях, когда члену экипажа невозможно предоставление суммированных дней отдыха полностью, по его желанию и с согласия соответствующего выборного профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа трудового коллектива производится оплата за неиспользованные дни отдыха.

Аварийные (по устранению аварийного состояния судна и исправлению повреждений и поломок, вызванных штормовой погодой и др.) и авральные (связанные с входом судна в порт и выходом из него, выполнением таможенных и других формальностей и т.п.) работы производятся по распоряжению капитанов судов в течение установленного и сверх установленного рабочего дня и являются обязательными для всех членов экипажа. Авральные работы, выполняемые членами экипажей судов сверх установленной графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы).

Условия оплаты труда членов экипажей судов за время использования суммированных дней отдыха и работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени регулируются отраслевым положением об оплате труда работников плавающего состава судов морского флота.

2. Постановлением Минтруда России от 12 июля 1999 г. N 22 определена продолжительность рабочей недели членам экипажей воздушных судов гражданской авиации.

Членам экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилотам, штурманам, бортинженерам, бортмеханикам, бортрадистам, бортоператорам) за работу с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер, установлена 36-часовая рабочая неделя при выполнении летной работы.

3. Постановлением Минтруда России от 3 июня 1997 г. N 27 определен режим труда и отдыха членов экипажей морских судов портового флота.

Для членов экипажей морских судов портового флота установлена ежедневная продолжительность рабочего времени (вахты, смены) до 24 ч при соблюдении следующих условий:

1) работа судна осуществляется исключительно на акватории порта;

2) судно обеспечено условиями для питания и отдыха работников, соответствующими санитарным правилам для морских судов;

3) ежедневная продолжительность рабочего времени в ходовом режиме судна соответствует продолжительности, установленной п. 2.3 Положения о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота, утв. Постановлением Минтруда России от 20 февраля 1996 г. N 11;

4) в течение вахты работникам предоставляются кратковременные периоды для отдыха и приема пищи в порядке, определяемом коллективным договором (соглашением);

5) суммированный учет рабочего времени.

4. Порядок утверждения перечня профессий (должностей) и работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 января 2003 г. N 13.

5. Конвенция N 188 МОТ "О труде в рыболовном секторе" (2007 г.) устанавливает и определяет: минимальный возраст; медицинский осмотр; укомплектованность судов экипажами и продолжительность периодов отдыха; судовую роль; трудовой договор рыбака; репатриацию: наем и трудоустройство; оплату труда; медицинское обслуживание, охрану здоровья и социальное обеспечение, безопасность и гигиену труда и предупреждение несчастных случаев, социальное обеспечение, защиту в случаях заболевания, травмы или смерти рыбака при исполнении им своих профессиональных обязанностей.

6. Постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. N 16 утв. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.

Полный текст ст. 329 ТК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 329 ТК РФ.

Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 329 ТК РФ

Комментируемая статья предусматривает особенности регулирования трудовой деятельности определенных категорий работников транспорта, чья деятельность связана с движением транспортных средств.

В первую очередь, это работники, чей труд непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Таким работникам запрещается аналогичная работа по совместительству.

Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 года N 16. Например, в данный Перечень включены такие профессии, как водитель автомобиля, водитель аэросаней, водитель вездехода, водитель-испытатель, водитель мототранспортных средств, водитель трамвая, водитель транспортно-уборочной машины, водитель троллейбуса, водитель погрузчика и др.

Во вторую очередь, это отдельные категории работников, чей труд непосредственно связан с движением транспортных средств. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда таких работников устанавливаются Министерством транспорта РФ с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными ТК РФ.

В частности, можно назвать такие документы, как Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Минтранса РФ от 20 августа 2004 года N 15, Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена, утвержденное приказом Минтранса РФ от 8 июня 2005 года N 63, и др.

Работники транспорта обязаны четко соблюдать устанавливаемые согласно комментируемой статье особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда. При этом соблюдение требований к режиму работы и отдыха работника должен обеспечить работодатель путем утверждения графиков работ, устанавливающих режимы рабочего времени.

Консультации и комментарии юристов по ст 329 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 329 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.